Домой Горечь во рту Музыкальная предметно-развивающая среда мбдоу. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников Музыкальная среда - это комплексное занятие, включающее в себя подвижные, пальчиковые и л

Музыкальная предметно-развивающая среда мбдоу. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников Музыкальная среда - это комплексное занятие, включающее в себя подвижные, пальчиковые и л

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя гру ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая груп па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Чеботкова Марина Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОБУ комбинированного вида

«Детский сад №19 «Родничок» г. Кудымкар

Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста

в условиях реализации ФГОС

« Музыку называют зеркалом

души человеческой»,

«эмоциональным познанием»

Б.М.Теплов

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Замечательный педагог-дошкольник, Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает» так как, дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность, предложенная Федеральными государственными образовательными стандартами. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми – дошкольниками.

Свою работу я строю на основе образовательной программы музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой Санкт- Петербург. Строится программа на принципах внимания к потребностям детей, создания атмосферы доверия и партнерства, взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, т.е. взаимопроникновение (интеграция) музыки с другими образовательными областями обучения.

Формируя у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства, воспитывая художественный вкус, сознательное отношение, как к отечественному, так и к мировому музыкальному наследию, приобщая к русскому народному фольклору, в тесной взаимосвязи с воспитателями, через тематические недели, я опираюсь на программу « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, на авторскую программу по ритмике «Ритмическая мозайка» А. Бурениной, « Танцевальная ритмика» Суворовой, использую элементы региональной программы « Отчий дом» Т.Е.Тотьмяминой, М.Е.Галкиной. Таким образом, я постоянно пополняю предметно- пространственную среду.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое планирование, что позволило организовать работу при тесном взаимодействии с воспитателями. Выбор темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. Это такие темы как: « Неделя безопасности», «Неделя осени», « Неделя профессий», « Неделя животных» и другие. Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих впечатлений благотворно отразилось при ознакомлении с классическими произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых соответствовало солнечному летнему настроению.

Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе, так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке, в живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность, проявилась особая выразительность в поэтическом чтении.

Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай» и тд.

При постановке спектакля - развиваем сценические данные, результатом, которых является показ спектакля.

А такие образовательные области, как музыка, здоровье и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом. Утренняя гимнастика под музыку, где включены основные виды ходьбы с перестроениями, танцевально-плясовые движения (поскок, галоп, перетопы с поворотом туловища, «присядка» и т.д. Проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи, важные как для музыкального воспитания, так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, укрепление мышц тела, развитие гибкости пластических движений, умение держать осанку, конечно же, формирование ощущения метрической пульсации музыки, умение слышать её окончание, различать музыкальную форму построения, средства изобразительности, характер. Педагог по физической культуре вносит в занятие для закрепления того или иного танцевального движения, перестроения, которое необходимо для выполнения музыкального упражнения.

Так же физминутки, пальчиковые игры, массажи, артикуляционная гимнастика. Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – совместную творческую деятельность, составные элементы которой взаимодополняют и обогащают друг друга, усиливают познавательный эффект.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись, поэзия и танец сплелись в единое целое.

Литература:

1. Воробьева Д.И. «Гармония развития:Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника» СПб: « Детства- Пресс» 2010г

2. Боровик Т. « Звуки, ритмы и слова» Минск 2008г

3. Буренина А И « Музыкальная палитра» №2, №4 – 2014г

4. Степанова А В « Инновационно- педагогическая деятельность в современном Дошкольном образовательном учреждении» 2014год

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 38»

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

консультация

для

воспитателей


  • Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
  • Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
  • Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
  • Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.

ЗАДАЧИ:

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:

  • не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
  • но и разовьет воображение детей,
  • активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:

  • Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
  • Рациональность расположения, доступность, подвижность.
  • Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
  • Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
  • Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
  • Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
  • Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
  • Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
  • Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
  • Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
  • Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Важно, чтобы музыкальный уголок находился:

  • в освещенном, легкодоступном для детей месте;
  • кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.


  • При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
  • Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
  • Для детей более старшего возраста – на дидактической .

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

В музыкальном уголке должны стоять:

  • шкаф,
  • полки для музыкальных пособий,
  • пару столов,
  • стулья для дидактических игр.

Пособия развивающей среды должны быть:

  • эстетичны,
  • привлекательны,
  • просты в обращении,
  • вызывать желание действовать с ними.


В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:

  • барабан,
  • дудочка,
  • миниатюрное пианино,
  • металлофон,
  • также музыкальные игрушки.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.

На них закрепляются:

  • фотографии детских выступлений,
  • портреты композиторов,
  • красочные плакаты,
  • картинки с музыкальными инструментами.


Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

для воспитателя и для детей

  • На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
  • На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Ванька – встанька
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить

с младшей группы и добавить:

  • Металлофон
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Фланелеграф или магнитная доска
  • Музыкально-дидактические игры: «
  • Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
  • «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие

в изготовление инструментов для шумового оркестра)

  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Настольная ширма и ширма по росту детей
  • Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,

металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

  • Портреты композиторов
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они

отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях

и полюбившихся песнях

  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
  • Самодельные инструменты для шумового оркестра
  • Музыкально-дидактические игры

В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:

  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

мягкие игрушки

мягкие музыкальные игрушки;

куклы - неваляшки,

образные музыкальные «поющие» или

«танцующие» игрушки

  • Музыкально-дидактические игры:

  • Образные пособия
  • Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Чайковский П.И.

Чайковский Д.Б.

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.

2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки

с нарисованными или наклеенными на них картинками


  • Всевозможные картинки:
  • Книжки-малютки «Мы поем»,
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут
  • быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
  • Иллюстрации по теме «Времена года»,
  • Иллюстрации музыкальных инструментов,
  • Картинки с изображением животных поющих, танцующих
  • или играющих на музыкальных инструментах,
  • Альбомы «Мы рисуем песенку»
  • Альбомы для рассматривания:
  • «Симфонический оркестр»,
  • «Народные инструменты»,
  • «Танцы народов мира»,
  • Графическое пособие «Эмоции»

  • Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
  • Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
  • игрушки-инструменты, издающие только один звук
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
  • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

  • Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром


АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества


  • Театры

Виды театров:

  • Театр картинок (Фланелеграф)
  • Пальчиковый театр
  • Кукольный театр

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:

  • от компетентности взрослого,
  • его доброжелательности,
  • заинтересованного отношения к детям,

Ребёнок и взрослый

действуют вместе –

им обоим должно быть

комфортно в музыкальной среде.

Интеграция ОО

Взаимодействие с родителями

Требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС

С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. О том, какие изменения внес ФГОС в музыкальное развитие дошкольников, и как теперь измениться профессиональная деятельность музыкального руководителя читайте в нашей статье.

Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ - это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами.

Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС.

Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы в ДОУ по ФГОС теперь в рамках музыкального воспитания по Стандарту представлено в другой образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным.

Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС - общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них - это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого специалиста, воспитателя заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.

Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО Реализация цели предполагает решение ряда задач:
знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;
формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

Виды деятельности в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС ДО В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - эмоциональное в непринужденной форме общение с родителями, восприятие детской музыки, стихов, песенок, тактильно-двигательные игры. В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года - 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно- ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Программы и технологии музыкального развития дошкольников по ФГОС В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание по ФГОС в ДОУ дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, и помимо основной общеобразовательной программы, может включать в себя и авторские наработки, технологии.

Программа музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ направлена на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности детского учреждения.
В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по ФГОС

Уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;
Использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).

Построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;
Поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;
Предоставление воспитанникам возможности выбора - материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения; Защита детей от любых форм насилия - физического и психологического.

Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС
Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

Новое на сайте

>

Самое популярное