Домой Связки Исторические кружки. Образовательная программа исторического кружка "клио"

Исторические кружки. Образовательная программа исторического кружка "клио"

«Увлекательный мир истории».

Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш.

МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

Исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

    развивать познавательные потребности и способности, креативность;

    повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

    формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

    Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема занятий.

Количество часов

Введение. «Листаем страницы истории».

Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

«Мир символов».

Создаем аппликации на темы:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изобретение лука и стрел.

Демонстрация работ.

«Своими руками».

Моделирование. Лекция.

Групповая, практическая работа.

(Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.)

Моделирование:

1.Первобытное жилище,

2.Шадуф.

Занимательные задания.

«Изобретения древности, изменившие жизнь человека».

Сообщения учащихся.

Учимся создавать слайд - презентации.

«О, великие правители Древнего мира».

Сообщения учащихся.

Работа в группах. «Беседа с правителями»

1. Беседа с А. Македонским.

2.Беседа с Хаммурапи.

1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».

Придумай окончание сказки.

Составление библиографического словаря.

1. Великие правители Древней Греции.

2. Великие правители Древнего Рима.

«Семь чудес света».

Сообщения.

Создаем слайд-презентации.

Проектная работа: «Современное чудо света».

Предложи свое задание.

Создание сборника «Наши проекты».

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

6 класс

Введение.

Чем увлекательна история.

«В поисках исторических источников».

Исторические источники. ВИД. Лекция.

Как работать с историческим документом. Памятка.

Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.

Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.

Написание сказки с историческим героем.

Посещение Селенгинского районного архива.

«Создаем своими руками».

Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж.

Тема: Древнерусское жилище:

Княжеские хоромы.

Боярские хоромы.

Крестьянская изба.

Создание слайд - презентации.

Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.

«Предложи свое задание»

«Предание глубины глубокой».

Приметы древних славян. Сообщения учащихся.

Ритуалы и обряды славян.

Жилище древних славян.

Исследовательская работа.

Создаем слайд-презентации.

«По городам Руси».

Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.

Создаем слайд - презентацию.

«Предложи свое задание».

Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.

«Листаем страницы истории».

Создание сборник.

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

7 класс

Введение.

Исторические факты. Загадки истории.

«Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв..

Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов

истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника.

Работа с историческими документами.

«Предложи свое задание».

«История в датах и цифрах».

Лекция. «Это интересно»

Решение исторических задач.

Составление задачника.

Составление хронологической таблицы.

Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).

Учимся анализировать статистические данные.

«Загадки истории».

Загадочные истории. Сообщения.

Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).

Создаем слайд-презентации.

«Историческое моделирование»

Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).

Создание чертежей.

Моделирование.

«Снимаем кино»

Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.

Репетиция.

Съемки.

«Создание сборника»

«Работы творческой мастерской»

Итого:

30 (4ч. - резервные)

8 класс

«Введение»

«Личность в истории».

«Открытия, изменившие мир»

Лекция. «Открытия, изменившие мир».

Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»

Занимательные задания.

Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.

Создание слайд-презентаций.

Сочинение: «Как делаются великое открытия».

Создание вопросника по теме.

«Выдающие люди XIX – XX вв»

Лекция. «Выдающие люди».

Работа в группах. Интервью.

Составление библиографического словаря справочника.

Творческое задание. «Гордость нашей семьи».

Занимательные задания.

Предложи свое задание.

«Глазами художника».

Лекция. «Выдающие деятели искусства».

Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.

Занимательные задания.

Творческое задание: «Оживи ситуацию»

Создание картины.

Беседа. «Как это, быть художником?»

Предложи свое задание.

Создание сборника.

«Великие открытия».

Итого:

30 ч. (4 ч. - резервные)

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

    альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    плакат,

    презентации,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

    Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

    Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

    Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

    Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.
5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX -XX вв.
7.История России. XX век. в 4 частях.
8.От Кремля до рейхстага.
9.Энциклопедия истории России.
10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв.
11.ЕГЭ история.
12.Занимательная история. Часть 1.
13.Занимательная история. Часть 2.
14.Династия Романовых.
15.История России с древнейших времен до конца XVI в.

Приложение

5 класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями .

Историческое моделирование.

Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Моделирование можно поделить на несколько видов:

    общественные здания (храмы, дворцы, театры)

    частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда.

«Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски.

Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу:

    Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить;

    Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу.

Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф».

«Первобытное жилище».

Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных.

Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов.

Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»).

Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода.

«Беседа» с исторической личностью.

Памятка.

    Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации.

    Составление простого плана по тексту.

    Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно).

    Продумать свой диалог (как представители конкретной группы).

Занимательные задания.

5 класс.

Задание к блоку «Мир символов».

Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой.

Задание 3 . Придумайте окончание сказки.

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки.

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить

Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.

Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне.

Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование.

В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна.

Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить.

Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».

Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину.

Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка?

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Образовательная программа исторического кружка

на 2013-2014 учебный год

Руководитель С.В.Игнатенко

учитель истории

с. Нижнечуманка

2013г

Структура программы

    Пояснительная записка

    Тематический план

    Основное содержание программы

    Условия реализации программы

    Планируемые результаты

    Литература

Пояснительная записка

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на интеллектуальные игры и исследовательскую деятельность с учетом полученных знаний и умений.

Цель курса : - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории;
Задачи курса :

    Формировать систему исторических взглядов учащихся.

    Развивать интерес к исследованию

    Создавать условия, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

    Развивать способности, творческие возможности, кругозор учащихся.

Направления деятельности:

Организация исследовательской деятельности учащихся;

Участие в работе школьного историко-краеведческого уголка;

Участие в районной историко-краеведческой конференции;

Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

Тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

практика

Введение

Поисково-исследовательская работа учащихся

Палеография

Нумизматика

Метрология

Хронология

Сфрагистика

Геральдика

Ономастика

Топонимика

Генеалогия

Социальный этикет

Экспертиза ценностей

Заключительное занятие

ИТОГО

Содержание программы:

Введение 2 часа. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием программы. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам к КЛИО: ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.

Поисково-исследовательская работа учащихся. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Основы исследовательских работ. Подготовительный период в исследовательской работе. Сбор материала и принципы работы с ним. Как оформить результаты исследования. Приложения. Консультации по написанию исследовательских работ.

Палеография 2 часа.

Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения.

Нумизматика 2 часа.

Изучение первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение.
Метрология 2 часа.

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер.
Хронология 2 часа.

Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации.

Сфрагистика 2 часа.

Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати.
Геральдика 2 часа.

Гербы как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб.
Ономастика 2 часа.

Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое имя.
Топонимика 2 часа.

Географические названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое село.

Генеалогия 2 часа. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Социальный этикет 2 часа.

Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Обобщение 2 часа.

Особенности методики обучения

Выполнение намеченных задач будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода. Основными формами проведения занятий будут: лекции, беседы, экскурсии, практикумы, лабораторная форма работы.

Методы работы:

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Условия реализации программы.

При работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки, карандаши. Получают практические навыки работы с историческими источниками, экспонатами в историко-краеведческом уголке.

Предполагаемый результат:

При решении задач результат может быть только положительным.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое исследовательская работа

    Что такое геральдика, нумизматика, сфрагистика, метрология, ономастика, топонимика.

    Правила написания исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь:

    Брать интервью

    Записывать полученные данные

    Решать задачи по хронологии.

    Проводить экскурсии в историко-краеведческом уголке.

Литература:

    Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.

    Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.

    Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.

    Школьный исторический кружок// Преподавание истории в школе.-1993.-№1,с.45

Новое на сайте

>

Самое популярное