Домой Сердце Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста. Екатеринбург (энциклопедия) что такое музыкальная культура, что означает и как правильно пишется Понятие музыкальной культуры

Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста. Екатеринбург (энциклопедия) что такое музыкальная культура, что означает и как правильно пишется Понятие музыкальной культуры

Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Жизненная и духовная среда, которая называется музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы. В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах встречаются попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной, музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.

Каждое из этих и другие подобные различия опираются на разные критерии, продиктованные потребностью исследования или публицистической задачей. При этом музыка чаще всего рассматривается в ее социологической проекции, т.е. либо с точки зрения тех общественных задач, к осуществлению которых она примыкает, либо с точки зрения интересов тех общественных групп, внутри которых она преимущественно распространена (сельское или городское население, молодежь и т.п.). Но когда цель состоит в том, чтобы понять собственную природу музыкальной культуры как духовного взаимодействия людей по поводу музыки, независимо от их профессионального, социального, возрастного или какого-то другого социологического определения, то нужно избирать критерии, существенные для протекания собственно музыкального процесса.

Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа. Ясно, что эти два полярных друг другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.

Другой критерий для различения музыкальных культур опирается на то, как по-разному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение, исполнение и слушание. В музыкальной культуре фольклорного типа, где нет «специализации» авторов, исполнителей и слушателей, различия между ними минимальны, а в музыкальной культуре концертного типа они максимальны. Но самое интересное то, что между этими двумя переменными существует однозначная связь: в строго рационализированной культуре концертного типа музыкальное произведение есть вещь, стабильная во всех своих подробностях, а в фольклорной культуре диффузности ее внутренней структуры отвечает диффузность структур и границ ее музыкальных проявлений.

Основная тенденция исторических перемен в мировой музыкальной культуре состояла в последовательной автономизации структурных элементов музыкальной среды и соответственном усложнении связи между ними.

Вопросы для повторения

1. Сходства и различия музыкальных культур.

2. Основные тенденции развития мировой музыкальной культуры.

Введение

Глава I Философские основы проблемы музыкальной культуры

1.1. Понятие музыкальной культуры 13

1.2. Функции музыкальной культуры 35

1.3. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Музыкальная культура как система элементов 56

Глава II Основные элементы структуры музыкальной культуры

2.1. Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры 78

2.2. Музыкальная теория и музыкальная критика как структурные элементы музыкальной культуры 104

2.3. Музыкальное образование и музыкальное воспитание как структурные элементы музыкальной культуры 129

Заключение 154

Список литературы 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема изучения духовных ценностей, их производство и потребление особенно остро встает в период ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований. Показательным в этом отношении является российское общество, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры. Данная ситуация характеризуется сменой ценностей, что обусловлено разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя и утверждением в российском обществе духовных ценностей, имеющих иную направленность.

На современном этапе развития российского общества музыкальная культура играет значительную роль в формировании сознания членов общества, отдельных социальных групп и общностей. Аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы музыкальной культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.

Актуальность темы работы обусловлена также потребностями современного гуманитарного образования, в особенности - быстро развивающейся в последние десятилетия культурологии как одной из гуманитарных дисциплин. Музыкальная культура во всем многообразии начала исследоваться сравнительно недавно. На современном этапе развития культурологической науки существует огромный пласт явлений для изучения музыкальной культуры как целостности.

Вследствие этого возникает проблемная ситуация, которая состоит в несоответствии социально-культурных потребностей общества и степени изученности музыкальной культуры как системы в отечественной науке. Отсюда вытекает необходимость применения системного подхода к изучению музыкальной культуры как целого.

Применение системного подхода к исследованию музыкальной культуры предполагает познание целого как бы в расщепленном, анатомизированном виде, вследствие чего достигается наиболее полное постижение его сущности и специфических особенностей. Изучение явления в данном аспекте может дать возможность выявить существующие тенденции развития музыкальной культуры общества и закономерности ее функционирования, а также определить механизм и возможные рычаги управления этой системой. Полное и глубокое познание музыкальной культуры как многогранного явления в ближайшей перспективе может позволить верно оценить реальное состояние, а также перспективы развития музыкальной культуры общества.

На современном этапе развития гуманитарных дисциплин существует лишь специализированное изучение - музыки или музыкальной теории, музыкальной критики или музыкального образования и музыкального воспитания как отдельных явлений музыкальной культуры. В данной работе эти явления выступают как структурные элементы целостной системы музыкальной культуры. При этом доминирующим, системообразующим элементом системы музыкальной культуры является музыка как носитель духовных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Изучением музыкальной культуры, различных ее сторон занимается ряд научно-теоретических дисциплин музыковедческой, общественной и гуманитарной направленности. Среди них наиболее значительными, безусловно, являются музыковедение и связанные с ним история музыки, психология музыки, музыкальная фольклористика, музыкальная палеография, музыкальная текстология, а также, социология музыки, музыкальная педагогика, музыкальная эстетика, в последние годы - культурология.

В нашей стране наиболее полное и глубокое изучение различных явлений музыкальной культуры получило в советский период. Работы отечественных исследователей позволили познать отдельные стороны такого сложного явления, как музыкальная культура (теоретические исследования В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, А.В.Луначарского, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холопова, В.А.Цуккермана1 и др; исторические исследования Б.В.Асафьева, В.М.Беляева, М.В.Бражникова, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Ю.А.Кремлева, А.Н.Сохора, Н.Д.Успенского и др.). Кроме того, активно исследуются различные национальные музыкальные культуры, их самобытные черты и национальные особенности.

С постепенным расширением потребностей в познании музыкальной культуры как многогранного явления, возникает и множество аспектов ее исследования. Так, поднимаются вопросы функционирования музыкального произведения в обществе, его культурного контекста, что активизирует поиски отечественных музыковедов в области общей теории и методологии (Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, Б.Л.Яворского и др.). Отечественными исследователями впервые расширяются границы изучения музыкальной культуры через познание ее социальных аспектов, а также закладываются основы для изучения музыкальной культуры как системы, что в итоге обусловило возникновение междисциплинарных исследований музыкальной культуры.

Познание ряда сторон и явлений музыкальной культуры нашло отражение в различных исследованиях зарубежных авторов (в работах польских исследователей - З.Лисса, Ю.Хоминьского, немецких - Т.Адорно, А.Веберн, Г.Кнеплера, Э.Майера, К.Фишера, венгерских - Я.Мароти, Б.Сабольчи, болгарских - В.Крыстева, С.Стоянова, Д.Христова, австрийских - К.Блаукопф1 и др.).

На современном этапе музыкальная культура как сложное по своему строению и многогранное явление привлекает все большее внимание отечественных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих работах М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова, А.Н.Сохор и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

При разработке выделенной проблемы мы опираемся, прежде всего, на те работы, в которых музыкальная культура исследуется как целостное явление. Это исследования Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, ЗЛисса, М.Е.Тараканова, А.Н.Сохора. Особый интерес представляют современные исследования музыкальной культуры М.М.Бухмана, Ю.Н.Бычкова, Н.Н.Гаврюшенко, О.В.Гусевой, А.П.Мальцева, Э.В.Скворцовой, М.Т.Усовой и др.

Рассматривая музыку как выражение «сущностных сил человека» (К.Маркс), диссертант опирается на труды об искусстве классиков марксизма. Несомненный интерес представляют исследования Е.А.Железова, В.В.Медушевского, Е.А.Мезенцева, В.Д.Никульшина, в которых культура и искусство рассматриваются как проявление человеческих сущностных сил.

При выявлении и изучении структурных элементов музыкальной культуры важными ориентирами служили исследования по музыкальной теории и музыкальной критике НА.Борева, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Л.А.Мазеля, Т.В.Чередниченко, В.П.Шестакова, Н.А.Южанина, а также работы по музыкальному образованию и музыкальному. воспитанию Ю.Б.Алиева, Л.А.Баренбойма, М.И.Катунян, Г.В.Келдыша, В.П.Шестакова и др. При рассмотрении выделенных в диссертации структурных элементов музыкальной культуры, их функционирования и развития в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века использовались труды Л.Баренбойма, Е.Гордеевой, Т.Киселева, Т.Ливановой и др. При изучении структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской профессиональной музыки за основу брались работы АЛ.Валиахметовой, Я.М.Гиршмана, Г.М.Кантора, А.Л.Маклыгина, Т.Е.Орловой, Н.Г.Шахназаровой и др.

Объект исследования - музыкальная культура как многогранное явление.

Предмет исследования - музыкальная культура как система элементов.

Целью диссертационного исследования является познание музыкальной культуры как системы. Реализация цели достигается посредством решения следующих задач:

Выявление и теоретическое осмысление структурных элементов музыкальной культуры как системы;

Определение доминирующего, системообразующего элемента музыкальной культуры как целостности;

Обоснование музыки как выражения сущностных сил человека;

Рассмотрение структурных отношений между элементами музыкальной культуры как системы;

Оценка значения структурных элементов системы музыкальной культуры на примере истории развития музыкальной культуры общества.

Теоретико-методологические основания исследования. В основе данного исследования лежит системный подход как выражение диалектического метода. Данный подход позволяет познать такое сложное явление как музыкальная культура в многообразии и, одновременно, в единстве его элементов. Системный подход не ограничивается выявлением состава изучаемой системы, он, раскрывая взаимосвязь структурных элементов целостности, позволяет распутать сложнейший клубок причинно-следственных связей и закономерностей функционирования данной системы. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили работы по системному подходу В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, К.Т.Гизатова, М.С.Кагана, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина.

В диссертации музыкальная культура исследуется не как статичное, а как динамично развивающееся явление. Музыкальная культура становится предметом философского дискурса, в процессе которого используются такие философские категории, как категории «общего» и «отдельного».

Научная новизна исследования.

Формулирование собственной операциональной дефиниции музыкальной культуры как явления;

Обоснование положения о многофункциональности музыкальной культуры через анализ объективных функций музыкальной культуры;

Раскрытие того положения, что ценность музыки состоит в том, что музыка - одно из проявлений сущностных сил человека. В исследовании данного предмета нами дается собственное развернутое определение «сущностных сил человека», на основе общей характеристики К.Маркса;

Музыкальная культура рассматривается как целостная система, определяются ее составные элементы, их структурные взаимоотношения внутри данной системы, выявляется доминирующий, системообразующий элемент целостности; обосновываются закономерности функционирования данной системы;

В научных исследованиях в области музыки рассматриваются музыка, музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование и музыкальное воспитание лишь как самостоятельные явления музыкальной культуры. В данной работе все эти явления впервые рассматриваются как элементы целостности с применением системного подхода;

На основе выявленной системы музыкальной культуры определяются структурные отношения целостности на примерах истории развития русской музыкальной культуры второй половины XIX века и становления татарской профессиональной музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе определения сущности музыки, а также сущности культуры дается собственное научное определение музыкальной культуры, согласно которому музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей.

2. Исходя из того, что музыкальная культура - многофункциональное явление, в диссертации в результате исследования выделяются следующие функции музыкальной культуры: аксиологическая, гедонистическая, познавательная, образовательная, воспитательная, преобразующая, коммуникативная, семиотическая, релаксационная функции.

3. Музыкальная культура как целостная система состоит из следующих структурных элементов: 1) музыки как носителя духовных ценностей; 2) музыкальной теории и музыкальной критики; 3) музыкального образования; 4) музыкального воспитания. Вышеприведенные структурные элементы существует не изолированно друг от друга, а в тесной диалектической связи, взаимопроникая и обусловливая друг друга. В качестве доминирующего элемента в данной системе выступает музыка как носитель духовных ценностей, которая, проникая во все элементы целостности, цементирует эту систему. Данный элемент-доминанта, обладая системообразующим свойством, служит средством синтезирования других элементов в единый целостный организм. Музыка является носителем ценностей, в то время как музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование, музыкальное воспитание выступают в качестве элементов, отвечающих за производство и потребление данных ценностей.

4. Исследование системы музыкальной культуры в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века и в рамках становления татарской музыкальной культуры советского периода показывает, что разработанная концепция позволяет рассматривать музыкальную культуру как динамично развивающееся целое, обогащающееся за счет межкультурного обмена ценностями.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углубленном понимании сущности музыкальной культуры как целостности, с ее многообразными проявлениями. Научное познание системы музыкальной культуры, ее структурных элементов дает возможность выявить механизм и рычаги управления данной системой. Выявление определенных тенденций и закономерностей функционирования системы музыкальной культуры позволяет определить перспективы развития и совершенствования музыкальной культуры общества. Применение данной системы в ближайшей перспективе может позволить существенно влиять на ход и развитие музыкальной культуры современного общества.

Результаты исследования, его выводы и положения могут быть использованы в учебных курсах по культурологии, философии, эстетике, а также в искусствоведческих и музыковедческих дисциплинах.

Апробация работы. Основные выводы и положения нашли отражение в ряде публикаций, а также в выступлениях автора с докладами на научно-практических конференциях, конгрессах международного, всероссийского и республиканского уровней.

1. Шафеев, Р.Н. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Структура музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Вестник СамГУ: гуманитарная серия. - 2007. - №3 (53). - С.223-231.

Публикации в прочих изданиях:

2. Шафеев, Р.Н. Европейские и восточные традиции в татарской музыкальной культуре / Р.Н.Шафеев // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы международного конгресса. - Вестник КГУКИ. - Казань, 2005. - №3 (Специальный выпуск. Часть III). - С.163-165.

3. Шафеев, Р.Н. Музыка как выражение сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. -Белово, 2006. - 4.4. - С.609-613.

4. Шафеев, Р.Н. Музыка как проявление сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Молодежь, наука, культура: исследования и инновации: материалы межвузовских аспирантских чтений. Вестник КГУКИ. - Казань, 2006.-№4.-С.14-17.

5. Шафеев, Р.Н. Понятие музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых (г.Москва). - М.: РИК, 2006. - Т.6. -С.259-263.

6. Шафеев, Р.Н. Проблема совместимости музыки и ислама в контексте татарской музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Концепт и культура: материалы II международной научной конференции (г.Кемерово). -Прокопьевск, 2006. - С. 154-163.

7. Шафеев, Р.Н. Человек в парадигме музыкальной культуры своего времени / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. - Белово, 2006. - Ч.З. - С.468-472.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, а также заключения и списка литературы.

Понятие музыкальной культуры

Музыкальной культуре любой нации присущи свое содержание, характер, свое самобытное лицо. Развитие музыкальной культуры имеет большое значение для развития всего современного общества. Особенно это касается российского общества, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры, что связанно с разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя, признаны мировым сообществом.

На современном этапе понятие «музыкальная культура» все более и более привлекает внимание различных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. Некоторые исследователи, взяв музыкальную культуру как предмет исследования, зачастую обходят вопрос о сущности данного явления. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих исследованиях М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова3, А.Н.Сохор4 и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

Понятие «музыкальная культура» образуется путем использования таких терминов, как «музыка» и «культура». В связи с этим, для выявления сущности музыкальной культуры необходимо, прежде всего, уяснить содержание данных понятий. Правда, следует заметить, что исследователями различных дисциплин проделана уже немалая работа в этом направлении, что, казалось бы, облегчает диссертанту решение стоящей задачи. Однако на данном этапе существует множество дефиниций «музыки», а также «культуры», значительно отличающихся друг от друга по своему содержанию. В связи с этим, автор диссертации считает возможным принять за основу, по крайней мере, учесть те дефиниции, которые, по его мнению, наиболее адекватно выражают суть явления.

На современном этапе о музыке создано немало работ. Обширный исторический материал, касающийся дефиниций «музыки», трактовки его содержания, начиная древними учениями и заканчивая современными исследованиями (включая работы Г.В.Плеханова, Б.В.Асафьева, Г.Кнеплера и др.), содержится в работе З.Лиссы «Введение в музыкологию». Рассматривая несколько десятков определений музыки у различных авторов, З.Лисса в итоге делает вывод, что «сегодня создание определения музыки является делом исключительно трудным», т.к. «каждая эпоха определяет музыку иначе, в зависимости от господствующих взглядов и актуальной музыкальной практики».

Несомненно, из вышеприведенного утверждения не следует делать заключение о непознаваемости феномена «музыки». Однако при определении сущности музыки мы должны учитывать то, что каждая эпоха характеризуется определенным музыкальным языком, стилем, мышлением и другими особенностями.

Принимая во внимание то, что на данном этапе имеется множество различных дефиниций «музыки», а также тот факт, что выявление определения, наиболее объективно выражающее сущность «музыки» оказывается делом чрезвычайно сложным, мы обратимся к авторитетным справочным изданиям.

В одном источнике музыка трактуется как «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека»1.

В другом - «музыка - один из видов искусства, отражающий в художественных образах действительность во всем ее многообразии отношения человека к происходящему»2.

Согласно О.А.Шаповаловой, музыка - «искусство соединения доставляющих удовольствия экспрессивных и понятийных комбинаций вокальных и инструментальных звуков»3.

Т.Попова музыку рассматривает как «искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей нас жизни в звуковых образах»4.

Функции музыкальной культуры

Выработанное научное определение музыкальной культуры как явления требует конкретизации этого понятия, путем анализа множества функциональных проявлений данной сущности. Однако, как показывают теоретические исследования, функциональная характеристика музыкальной культуры связана со множеством трудностей. В отличие от музыкальной культуры, функции культуры, а также функции музыки исследуется довольно активно. На современном этапе функциональный анализ применяется в основном к культуре и к музыке, в отрыве друг от друга. Между тем проблемы функциональных составляющих музыкальной культуры как явления, не сводимого ни к культуре, ни к музыке, как правило, обходятся.

При ознакомлении с работами, в которых ставится вопрос о функциях того или иного явления, обнаруживается не всегда четкое толкование последних. Именно поэтому, прежде всего, хотелось начать с уяснения содержания самого понятия функция. Для выявления сущности «функции» обратимся к справочной литературе.

Так, в одном источнике функция понимается как «1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого» .

В другом - как «отношение двух объектов, в котором изменение одного из них ведет к изменению другого. Функция может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирования)» .

В следующем, «как отношение двух или более объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого»3.

Согласно работе Е.П.Никитина, функция - это «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например функции органов чувств в организме. В математике и логике функцией называется операция сопоставления каждому элементу некоторого класса (называется областью определения этой функции) вполне определенного элемента другого класса (области значений этой функции)» .

М.С.Каганом функция понимается, как «предназначенность некой системы к определенному действию как ее способность проделывать определенную работу»5. А.Ш.Назаровой функция трактуется как - «объективное назначение предмета и явления»1. Именно, последнее, на взгляд диссертанта, является, во-первых, лаконичным, во-вторых (что самое главное) наиболее адекватным.

Выявленная дефиниция «функции» позволяет нам выявить и объективные функции музыкальной культуры, однако, говоря о функциях главного предмета исследования, данная проблема, по сути дела, остается не разработанной (о чем было сказано ранее). На современном этапе исследователями зачастую вовсе обходится вопрос о функциональности музыкальной культуры. Рассмотрим в связи с этим единичные попытки исследователей выявить объективные функции музыкальной культуры.

Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры

Человек, его сущность на протяжении многих веков является предметом исследования представителей различных философских направлений. Длительным был путь к научному познанию сущности самого человека. Ведя исследования, философы во все времена обнаруживали в нем что-то новое. Порой это новое виделось ими как изначально-сущностное, истинно человеческое (впрочем, новизна у этих исследователей зачастую оказывалась неоправданной). Человек рассматривался то лишь как природное явление, то лишь как общественное, игнорируя при этом его другие ипостаси.

К примеру, человек в философии Древней Индии мыслился как часть мировой души. Представители милетской школы, стоящие на позиции гилозоизма, человека представляли как часть космоса (микрокосм), являющийся отражением макрокосмоса.

В концепции Аристотеля человек рассматривался как существо общественное. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «сверхчеловека»: «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»1.

Для Р.Декарта характерен механистический взгляд на человека, рассматривая его в качестве «машины». Человек Л.Фейербахом понимается как часть природы, при этом он оказывается изолированным от социальных связей. Н.А.Бердяевым человек представляется как микрокосм и макротеос:

«Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное и ограниченное»1...

В настоящее же время весьма перспективным в методологическом отношении может быть признана разработка и обоснование более многомерных и объемных моделей природы человека, к примеру, такие как «биосоциальная» (И.Т.Фролов, В.В.Орлов, В.Ф.Сержантов и др.), «биокультурная» (М.Шеллер, А.Гелен, Х.Плеснер, Л.П.Воронкова и др.), «биосоциокультурная» (М.С.Каган, Ю.В.Ларин и др.), ориентирующиеся на то, чтобы достигнутые в этой области результаты рассматривались не как альтернативные, а как взаимодополняющие друг друга начала, которые приближают нас к познанию самой сущности человека (заметим при этом, что признание в человеке социального начала априорно предполагает и культурное, так что нет нужды, как это делают некоторые исследователи, находить в человеке, кроме социального, и культурное начало).

В этой связи, обращает на себя внимание «биосоциальная» модель природы человека, заключающаяся во взаимодействии составляющих ее начал. Биологическое начало - раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве представителя homo sapiens, социальное -раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве индивида, представителя человеческой особи как разумного существа. Следовательно, утверждение человека в мире обусловлено действием одновременно биологических и социальных начал.

Человек не сразу стал тем, кем он является сегодня. Очеловечивание наших отдаленных обезьяноподобных предков, приблизительное описание которых дал нам Ч.Дарвин, имеет весьма большое значение для нашего мировоззрения. Но если дарвинизм изучает, как развивались живые организмы на земле под влиянием естественного отбора, то марксизм показывает нам, каким образом целесообразная деятельность человека в дальнейшем развивала человека и превратила наших обезьяноподобных предков в современных высококультурных людей, которые в процессе своей жизнедеятельности проявляют свои «сущностные силы». А этот факт для нашего исследования является наиболее важным.

Исследования в области «сущностных сил человека» являются одной из попыток познать сущность самого человека. Изучение этого явления для научного познания не является новой (к этой теме обращались многие отечественные исследователи, в различный временной период). Тем не менее, следует заметить, несмотря на обилие работ в этой области, до сих пор по многим аспектам изучаемого явления нет единой точки зрения. Определение содержания понятия «сущностных сил» человека, а так же их классификация до сих пор носят дискуссионный характер.

Екатеринбург (энциклопедия)

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование.

В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»).

В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки.

В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.)

В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед.

После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов.

В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном).

С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана.

1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России).

В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов.

В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик».

Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов.

Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968).

В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.).

Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы.

В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева.

В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков).

Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др.

Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

"МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА" в книгах

Музыкальная школа

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная школа Осенью 1944 года в моей жизни произошло знаменательное событие - я поступила в музыкальную школу имени Бетховена.Папа прислал посылку, в ней «для дочурки» юбочка в складку со шлейками, блестящая крепсатиновая кофточка, рукава фонариком. Мама на меня все

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

Музыкальная интонация

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Музыкальная интонация За несколько дней до отъезда Миши у нас обедали наши кузины, одна из которых, ровесница Зайки, мне особенно нравилась. Она не знала или не хотела знать, что я был противный мальчик, обращалась со мной по-доброму и разговаривала без всякой тайной мысли

Библеизмы и музыкальная культура

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Библеизмы и музыкальная культура Эта тема в нашей книге, пожалуй, наиболее сложная по ряду причин. Во-первых, я не специалист в области музыкальной культуры; во-вторых, музыка – это наиболее абстрактный вид искусства; поэтому музыкальное произведение очень сложно, если

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности

автора

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура нового и новейшего времени

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Музыкальная культура современности

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

Музыкальная культура скинхедов

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Музыкальная культура скинхедов Музыкальная культура скинхедов составляет значительную часть их неформальной субкультуры. В музыкальной культуре находит свое выражение сам «дух движения».В музыкальной культуре бритоголовых существует нескольких музыкальных стилей.

Штабная культура / Искусство и культура / Культура

Из книги Итоги № 36 (2013) автора Итоги Журнал

Штабная культура / Искусство и культура / Культура Штабная культура / Искусство и культура / Культура В Восточном крыле Главного штаба, переданном в 1993 году Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация Интерьерам Восточного крыла

Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Язык и музыкальная культура православия автора Мельников Илья

Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

11. Язык и музыкальная культура Православия

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

11. Язык и музыкальная культура Православия Православие создало особый язык для изложения вероучительных истин. В основу богословского языка был положен греческий разговорный, общеупотребительный язык, койне. В I–V веках на этом языке говорило все население Римской

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» мыслитель и музыковед А.Швейцар

Культура

Культура общества деятельность Культура личности нормы законы правила

Художественная культура -

Художественная культура рассматривается как самый специфический пласт общей культуры, она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями являются произведения искусства

Художественная культура художественная художественная культура культура Общества личности художественная деятельность

Через что можно увидеть художественную культуру?

  1. Шедевры: уникальность, долговечность, коммуникативность
  2. Общественное сознание (эстетическое сознание)
  3. Главный показатель культуры личности:
  4. Эстетическое сознание личности: интеллект, чувства, духовность

Музыкальная культура

  • музыкальная культура виды музыкальной музыкальная культура
  • общества деятельности личности
  • Музык. Сознание музыкально-эстетическое
  • общества(вкусы) сознание личности
  • Музык.произведения
  • (отвечают требованиям
  • шедевра)
  • Социальные институты и
  • учреждения, связанные с
  • хранением, исполнением и т.д

Музыкально-эстетическое сознание личности – внутренний идеальный план музыкальной деятельности, образующий второй, повторяющий по содержанию музыкальной деятельности, но отличающийся по форме компонент музыкальной культуры личности

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, выделяют несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка

Музыкальная культура ребенка Музыкальная деятельность Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально - музыки образовательная деятельность Знания, умения и навыки Опыт Исполнительские: Творческие: Общие восприятия пение, ритмика, восприятие, знания игра на муз.инструментах выразительное о музыке, исполнение и т.д культурные навыки

Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая Эстетические эмоции Эстетическая потребность, переживания, оценка, вкус установка, чувства интерес к музыке

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к миру) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение

Структура музыкально-эстетического сознания:

  • Эстетические установки
  • Эстетические потребности
  • Эстетические интересы
  • Эстетические эмоции
  • Эстетические переживания
  • Эстетические чувства
  • Эстетические оценки
  • Эстетические вкусы
  • Эстетические идеалы
  • Эстетические теории

Только для взрослого сознания

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано

  • До 3 лет: формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения
  • С 4 года: интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности
  • С 6 года: способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса

Качество музыкально-эстетического сознания обуславливают:

  • Уровень развития музыкальности индивида
  • Музыкальная эрудиция
  • Знание элементарных средств выразительности и умение их опознавать и интегрировать

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка

Только музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания

Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик

Условия воспитания эстетического отношения детей к музыке:

  • Проблемные ситуации – приобретение музыкального опыта, освоение его творчески, самостоятельно
  • Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей

Культура Философский Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, М.: Совецкая энциклопедия – 1989 г. – стр.293. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (Например, культура класса) или всего общества в целом.

Культура Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.167

исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие К. характеризует как уровень развития определённых исторических эпох, общественно – исторических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни. В самом широком смысле термин «К.»охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком – им обозначают только сферу духовной жизни людей.

Личность Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М.:политическая литература – 1987г., стр.238

человеческий индивид в аспекте его, социальных качеств, формирующийся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений

Шедевр Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.399

Совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда

Понятие музыкальная культура общества, первосте­пенное по своему значению для музыкальной социоло­гии, мало разработано. До сих пор оно нередко смеши­вается с понятием музыка - хотя их различие четко обрисовал еще Р. Грубер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, то есть му­зыкальных произведений, ибо «в нее входят многораз­личные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной прак­тики» ".

Музыкальная культура общества есть единство музы­ки и ее социального функционирования. Это - сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, вос­произведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты та­кого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также ин­струменты и оборудование, обслуживающие эту деятель­ность. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высо­ких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура духовно-материальна по сво­ей природе. Основное ее содержание составляют музы­кальные образы и другие явления общественного музы­кального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Но все они, для того чтобы функциониро­вать в обществе, должны быть «овеществлены» в раз­личных формах фиксации как самой музыки (ноты, зву­козапись), так и отношения к ней, ее отражения и осмысления (устные и письменные высказывания о му­зыке, «музыкальное поведение» людей). К материаль­ным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные техниче­ские средства распространения музыки, помещения, в ко­торых она исполняется, и тому подобное. С известной долей условности в музыкальной куль­туре можно различать объективную и субъективную сто­роны. Объективны потребности общества в музыке, средства и способы их удовлетворения. Остальные же явления и прежде всего интересы, взгляды и вкусы, управляющие деятельностью музыкантов и слушателей, образуют субъективную сторону. Обе эти стороны тес­но взаимодействуют и переплетаются между собой.

История знает несколько типов музыкальных куль­тур, различных по уровню развития. О них будет ска­зано позднее, когда выяснятся общие закономерности строения и функционирования этой системы.

Будучи частью всей духовной культуры общества, музыкальная культура социальна по своему происхож­дению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. Она возникает в качестве самостоятельного явления лишь на определенном этапе развития общества - в эпоху разложения первобытно­общинного строя на базе практической общественно-звуковой деятельности людей (см. об этом в данной гла­ве ниже). В классовом обществе она носит классовый характер. В антагонистических формациях она прониза­на острейшими непримиримыми противоречиями.

Для понимания социальной сущности музыкальной культуры в антагонистическом обществе основополагаю­щее значение имеет ленинское учение о двух культурах в буржуазной нации. Как указывает В. И. Ленин, го­воря о буржуазном обществе, «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демокра­тической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, усло­вия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой на­ции есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) - притом не в ви­де только «элементов», а в виде господствующей куль­туры». И далее: «Есть две нации в каждой современной нации - скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культу­ре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучко­вых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Гер­мании, Франции, Англии, у евреев и т. д.» ". Из ленинских высказываний следует, что социальная сущность культуры состоит прежде всего и главным образом в выражаемой гю классовой идеологии. Данное положение полностью относится и к художественной культуре, включая музыкальную (чем отнюдь не за­черкивается специфика художественной культуры и собственно искусства, в содержании которого, наряду с общественной идеологией, важнейшее место занимает общественная психология, а классовые моменты диа­лектически сочетаются с общечеловеческими).

В этом смысле во всех досоциалистических форма­циях (кроме первобытной) музыкальная культура может быть разделена более или менее отчетливо (в за­висимости от степени проявления идеологического анта­гонизма противостоящих классов) на культуру прогрес­сивную, народную (демократическую), с одной стороны, и реакционную, антинародную (а также псевдонарод­ную) - с другой. При этом все лучшее, объективно ценное в музыкальной культуре каждой формации, вы­ражая прогрессивные гуманистические идеи своего вре­мени, тем самым по праву принадлежит к демократи­ческой культуре (независимо от социального происхож­дения и положения авторов). Именно здесь, в этой культуре, история отвела место Монтеверди и Баху, Бетховену и Брамсу, Глинке и Чайковскому, Малеру и Бартоку, всем классикам мировой музыки (хотя иссле­дователи несомненно обязаны учитывать и то, что в каждом случае мера идейно-эстетической прогрессивно­сти и демократичности того или иного композитора мо­жет быть различной).

Новое на сайте

>

Самое популярное