Домой Эрозия шейки матки Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в доу. Принципы и специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды Требования к музыкальному уголку

Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в доу. Принципы и специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды Требования к музыкальному уголку

Музыкальная предметно-развивающая среда в МБДОУ

Цель : повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах, мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи :
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Музыкальный центр – традиционный составляющий элемент музыкально-развивающей среды в группе. Их содержательность имеет интегрированный характер, так как там сосредоточены не только музыкальные инструменты, но и разные виды театров, атрибуты национальной культуры.

Театральные ширмы, музыкальные уголки оборудованы с соблюдением всех мер безопасности; располагаются в доступном месте для детей. Оборудование может легко перемещаться в разные уголки групповой комнаты, образуя при этом музыкально-театральную студию, музыкальный музей. В музыкальных уголках в группах детей старшего дошкольного возраста более широко представлены музыкальные инструменты, технические средства, наглядная информация о жанрах музыки, композиторах: альбомы, папки-раскладушки, DVD- диски с концертами, дидактическими музыкальными играми, слайдами, тематическими презентациями. Для музыкально-театрализованной деятельности изготовлены мобильные декорации, атрибуты костюмов к художественным и музыкальным произведениям, которые используются и в группах, и в музыкальном зале. В каждой возрастной группе используются определённые виды театров. Тематические выставки, экспозиции к знаменательным датам в мире музыки дают возможность детям через иллюстрации, картины, специально подобранные предметы, игрушки глубже понять и воспринять музыкальное произведение. Подобные выставки могут оформляться и в музыкальном зале, и в группе.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор¬ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с фиксированной мелодией (шарманки, ор¬ганчики);
· с одним фиксированным звуком (дудки):
· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного
обозначе¬ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы¬кальных способностей, знакомства с элемен¬тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео¬кассеты, видеодиски).
Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)
Старшая группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А. Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки».
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007»)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты
-Ручные знаки (5ст.)
-Портреты композиторов
Подготовительная группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к музыкальным сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Музыкально – обогащенная среда – предметно – развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт. Эта среда стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно – ориентированной развивающей модели воспитания, и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности – динамичности;
Принцип комплексности и гибкого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;
Самостоятельность является постоянно развивающим качеством личности.
Основы её закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее её развитие как личностного качества в период дошкольного детства связано с основными видами деятельности. Каждый из них оказывает особое свое влияние на развитие активности, инициативности, на поиск ими адекватных средств самовыражения. Проявлению активности способствует и предметно – развивающая среда группы, которая должна быть создана согласно перечисленным выше принципам.
Необходимо, чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, воображения, творчества.

Эффективным средством обогащения самостоятельно деятельности детей является музыка, в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада. Она может звучать на прогулках, во время утренней гимнастики, на праздниках.

Музыка становится одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет себя во всех видах деятельности.
Обогащаем при помощи музыки самостоятельную деятельность детей.
Активно используем музыку во время режимных моментов и самостоятельной детской деятельности. Помимо использования музыки в организации педагогического процесса, обогащаем музыкой практически всю ООД.
Обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным тематическим уголкам для организации самостоятельной работы детей. Это аудио и видеоматериал, всевозможные альбомы, посвященные песням из детских мультфильмов и фильмов. Для детей, умеющих читать можно использовать функцию «караоке». Музыкальный материал обновляется раз в месяц. Количество песен в каждом тематическом уголке может колебаться от 1 до 5.
Проводим обзорную экскурсию по группе вместе с детьми для ознакомления и активизации самостоятельного использования среды. Педагог с помощью игрового персонажа рассказывает детям о содержании каждого уголка. Затем объясняет принцип работы с музыкальным альбомом, разыгрывает песню. При этом готовит атрибуты вместе с детьми.
Дети.
Положительная динамика в развитии интереса к музыке;
Обогащение музыкальной субкультуры;
Развитие желания и стремления использовать музыку в повседневной деятельности;
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности.
Родители.
Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей;
Интерес к проблеме отбора песенного репертуара для ребенка.
Стремление к созданию дома музыкально – обогащенной среды.
Педагоги.
Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей у педагога.
Творческий подход к проектированию музыкально – обогащенной развивающей среды.
Музыкальный руководитель.
Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и организации ООД.

Музыкальная предметно-развивающая среда МБДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9

Дидактические возможности предметно-развивающей среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Из опыта работы

Музыкального руководителя

МБДОУ №9 Калинкиной Н. В.

г. Усть-Лабинск

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио - видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир. Если ребёнок с раннего возраста слушает красивую подлинную музыку, то со временем у него формируется музыкальный вкус, своё отношение к миру прекрасного. При восприятии или исполнении музыки возникают эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Эстетическое чувство формирует музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Важно знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, обладающими художественными достоинствами.

Основной целью педагогических усилий является не формирование определённого объема ЗУН, а развитие эмоциональной сферы дошкольников. Музыка только тогда выполняет свою функцию, когда у ребёнка будут развиваться эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, музыкальные способности.

Развитие отзывчивости на музыку разного характера, формирование музыкального вкуса в дошкольном возрасте создают фундамент музыкальной культуры. В понятие музыкальной культуры входят различные виды музыкальной деятельности, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической деятельности, музыкально — эстетическое сознание.

Если у ребёнка появился интерес к музыкальной деятельности, если музыка затрагивает его чувства, если он способен дать оценку произведению, то музыкально — эстетическое сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, от которого в свою очередь зависят развитие музыкальных способностей и общее развитие ребёнка.

Каковы же возможности детей для музыкального развития на разных возрастных этапах?

До трёх лет у ребёнка формируется музыкальные эмоции, накапливаются музыкальные впечатления.

В четыре года он слушает музыку более продолжительную, у него проявляется интерес к музыке, к определённым видам музыкальной деятельности.

В пять лет появляется устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности. Эмоции, переживания становятся более глубокими, проявляются музыкальные способности.

Дети 6-7 лет могут контролировать своё исполнение, опираясь на собственный опыт. С приобретением музыкального опыта и жизненно возросшими возможностями дети способны более внимательно слушать, глубже чувствовать настроение произведения и отдельных его частей, развиваются устойчивый интерес к музыке и потребность в ней. Эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке объединяют эстетические эмоции, эстетические переживания содержания произведения.

Достижение основной задачи — воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка.

«Если у ребёнка развить заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым. Выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно — эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки» — подчёркивает Н. А. Ветлугина.

Что же способствует созданию фундамента музыкальной культуры.

Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. Развивающая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. Часто групповая комната забита случайными предметами, дорогими игрушками, которые не несут в себе развивающего начала. Порой игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо дольше, чем многие игры известных фирм.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребёнка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука — самый мощный фактор утомляемости.

Исследователь М. С. Громбак, отличая, что интерес к обучению -главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность предмета или вид деятельности и как ощущение «интересно». Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объём ЗУН, сколько в том, чтобы развить их умственную активность.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей, интересующихся, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, спортзалы и т. д. Часто в ДОУ можно увидеть насыщенную предметную среду, которую нельзя назвать развивающей. Причина в том, что нет ориентировки на возраст детей, на их индивидуальные возможности, особенности и интересы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:

1.Организация и расположение предметов развивающей среды должно быть рациональным и логичным. Музыкально – театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.

2.Развивающая среда должна отвечать возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут театрализованные и музыкально-дидактические игры.

3.Предметно-развивающая среда должна включать не только стационарное, но и полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в коробах — предмет, куски ткани, платки, платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и что-то изменяют с позиций своих детских интересов.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми.

Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

Во всех возрастных группах необходимо место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть в музыкально-дидактические игры.

С трёх лет у ребёнка в группе должно быть неприкосновенное место, где хранится личное имущество: украшения, зеркальце, открытки, значки, подарки, игрушки.

10.Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

11.Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после чего музыкальные инструменты обрабатываются. Предметы развивающей среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими. Необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть — сидя или стоя.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео­кассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-леваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «тан­цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопреде­ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ­ки с колечками, погремушки, осенние листоч­ки, снежинки и т. п. для детского танцевально­го творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые мо­гут быть выполнены на кубе и в виде большо­го альбома или отдельные красочные иллюс­трации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной де­ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты дтя детского оркест­ра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил­люстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три мед­ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор­кестр», «Цветик-семицветик", «Угадай коло­кольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя­тиступенчатая), на которых находятся ма­ленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султан­чики и т. п. (атрибуты к танцевальным имп­ровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диато­ническим и хроматическим звуком (металло­фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту­пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово­зик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле­су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым му­зыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального твор­чества: элементы костюмов к знакомым на­родным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):

Магнитофон и набор программных аудиоза­писей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный бук­варь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри­суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про­слушанных музыкальных произведениях и по­любившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо­циональными настроениями) для определе­ния характера мелодии при слушании про­изведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфони­ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поро­сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито­ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль­ные птенчики» и т. д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

Атрибуты для детского танцевального твор­чества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Консультация для педагогов ДОУ: «Музыкально - эстетическая и предметно – развивающая среда в рамках ДОУ»

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

    творческая активность , т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового;

    самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

    интеллект , «интеллектуальные способности»,

    «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;

    знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

    информационный , позволяющий развивать интеллект;

    социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

    эмоциональный , обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников, театрализация и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

Совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому мы совместно с воспитателями нашего детского сада поставили перед собой следующие задачи:

    сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости раннего музыкального развития ребенка;

    научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального воспитания детей в семье;

    способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Нами наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений и др(конкурс шляпок и конфет, праздник Нептуна). Все они дают определенный эффект.

Однако, мы убедились, что этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник.

С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкетирование, информирование родителей через уголок для родителей – «Музыкальная палитра» и стенд «Калейдоскоп наших праздников». Проводим выставки работ детей и их родителей на тему «Рисуем музыку».

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.). Сотрудничаем с театром «Рождественский», с лицеем и школами Западного внутригородского округа, с краеведческим музеем им. Фелмцына.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.

В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований

«Физическая культура»

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

«Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.

Новое на сайте

>

Самое популярное