Домой Голосовые связки Успенский Стромынский монастырь. Епархиальный отдел по организованному православному отдыху паломничеству и православному туризму московской епархии русской православной церкви Стромынь церковь успения пресвятой богородицы

Успенский Стромынский монастырь. Епархиальный отдел по организованному православному отдыху паломничеству и православному туризму московской епархии русской православной церкви Стромынь церковь успения пресвятой богородицы

Старинное село Стромынь расположено в одном из живописнейших уголков Подмосковья, у границы с Владимирской областью. Через него проходила известная дорога Стромынка, получившая своё название в год освящения Дубенского монастыря на Стромыни и соединявшая Москву с Владимиром.

Своё летоисчесление село начало с XIV столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси под первоначальным названием Коровицино.

Всего около 50 километров разделяют Стромынь и Троице-Сергиеву Лавру. Но близость эта не только географическая, но и духовная. Самим угодником Божиим преподобным Сергием Радонежским был основан на Стромынской земле Успенский Дубенский монастырь.

Надёжной защитницей Стромынской земли является чудотворная Кипрская икона Божией Матери - благословение преподобного Сергия Радонежского при основании Успенского монастыря. 16 февраля 1841 года Кипрская икона Богородицы явила жителям с. Стромынь свою чудесную силу. От иконы Божией Матери получила благодатное исцеление болящая 18- летняя девица Мавра Фаёва, с детства страдавшая тяжёлой болезнью. Милосердная Матерь Божья сжалилась над больной и трижды являлась ей во сне. От иконы слышала Мавра голос: « Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением - и будешь здорова». После молебна девушка почувствовала большое облегчение в болезни, а вскоре и совершенно выздоровела.

С той поры многие богомольцы стали стекаться к чудотворному образу. Обращаясь к Царице Небесной с молитвою и слезами, получают они утешение в скорбях, радость в печали, исцеление в болезнях, помощь в нужде, опору в искушениях, силу в немощах.

В истории Успенского храма села Стромынь Ногинского района были периоды и благополучия, и нелёгких испытаний. В 30-е годы XX века храм закрылся, священнослужители и прихожане подверглись притеснениям и репрессиям. В 40-х годах Богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет.

По указанию властей из церкви вывозили иконы, облачение служителей, священные книги, утварь. Главную святыню храма - Кипрскую икону Божией Матери удалось спасти. Её укрыли у себя местные прихожане - Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна. Под сводами церкви не раз пытались устроить склады и машинно-тракторную станцию.

Однако закрытый храм не был поруган, оставаясь средоточием православных душ. Много сил потребовалось жителям, чтобы отстоять молитвенное здание от посягательства властей. Большую часть церковного имущества они хранили в домах, подвергая себя опасности. Сколько было обито порогов, сколько написано прошений об открытии храма! Десятилетия гонений на православную церковь и её служителей не разрушили веры истинной, и в год тысячелетия Крещения Святой Руси во многих её уголках открылись храмы и обители.

30 мая 1988 года, в День Святого Духа, под церковными сводами вновь зазвучали священные песнопения и молитвы, прославляющие Пресвятую Богородицу. Викарий Московской епархии Преосвященный епископ Можайский Григорий, прибывший на это торжество, и настоятель храма иеромонах Николай (Грошев) совершили молебное пение, после чего епископ Григорий освятил храм и благословил начало совершения Богослужений и восстановительных работ.

Работа предстояла огромная и трудная. Старостой церкви Мишкиной Тамарой Алексеевной - вдовой, на руках которой после смерти мужа осталось шестеро детей, для восстановления храма были воодушевлены многие братья и сестры.

Была проделана огромная восстановительная работа: покрыта оцинкованным железом вся крыша храма, церковная ограда и часовня великомученика Георгия Победоносца, сделан купол с крестом. Проведено электричество внутри храма и уличное освещение, установлено водяное отопление. Полностью отреставрирована трапезная часть храма и два иконостаса в прежнем виде.

К сожалению не все дожили до Воскресения храма, но благодаря им, пережившим войну, гонения, лишения, было сохранено самое главное для человека - Вера в Бога!

Кипрская икона Пресвятой Богородицы вернулась в храм в 1988 году и по сей день занимает своё достойное место. Дважды в году совершается её празднование в Успенском храме: в 1-ю неделю Великого Поста (Торжество Православия) и 22 июля.

В 1990-м году в церковной ограде была построена деревянная сторожка с просфорней и трапезной, отремонтировано и достроено старое каменное здание для воскресной школы.

1996 год был отмечен важным событием. 4 сентября по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Епархиальной комиссией были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского.

Согласно летописным преданиям, преподобный Савва, муж праведный и добродетельный, был духовником всему братству Троицкого монастыря. Сам авва Сергий благословил управлять Успенским Стромынским монастырём своего ученика Савву, стяжавшего своим земным служением Господу, глубокой верой и ревностным благочестием подлинную святость перед Богом. Преподобный - это тот, кто подобен Богу в превосходной степени. Бог вечен, и любовь Его не прекращается, чудесами изливаясь через преподобных на род человеческий. Следы почитания Саввы Стромынского как местночтимого святого восходят к XVII веку.

В 1998 году настоятелем Успенской церкви стал молодой священник Александр Пархоменко, трудившийся до этого в Стромынском храме. 8 лет он нёс послушания певчего, звонаря, просфорника, а позже работал сторожем и водителем. С новыми силами отец Александр продолжил начатое дело по восстановлению Успенской церкви.

В августе 1998 года мощи преподобного Саввы Стромынского были переложены в новую позолоченную раку и установлены в правой части центрального придела за клиросом. Милостью Божией, трудами прихожан и Ярославских мастеров в 2007-м году к 180-летию основания храма над ракой с мощами Преподобного Саввы была установлена и позолочена деревянная резная сень. Был написан акафист Преподобному, изготовлены иконы.

По просьбе прихожан из деревни Ботово, по благословению благочинного Богородского церковного округа, в 2002 году на средства верующих была построена и освещена столбовая часовня святого великомученика Георгия Победоносца, а в деревне Чёрново отреставрирована и освящена часовня в честь Свт. Николая.

В 2007 году Успенскому храму исполнилось 180 лет. К этому юбилею готовились не один год.

К вышеупомянутой дате была издана брошюра «Святыни Земли Стромынской» и оформлен праздничный стенд. До сих пор некоторые из прихожан несут послушание и собирают материал о всех священнослужителях и церковнослужащих, трудившихся в Успенской церкви в прошлые века. Имена многих предстоит ещё установить.

22 июля 2007 года, в празднование Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, храм посетил архиепископ Можайский Григорий, который возглавил Божественную литургию. Владыке сослужили священники Богородского, Истринского и Орехово-Зуевского благочиний. В конце Божественной литургии Высокопреосвященнейший Владыка обратился к присутствующим с поздравлением. Он тепло поблагодарил настоятеля храма за усердное пастырское служение и вручил ему благословенную митрополичью грамоту. Награждения грамотой Владыки митрополита были удостоены также благотворители и труженики храма. Владыка Григорий в своём обращении отметил подвиг тех, кто смог сберечь икону и отстаивал храм в дни гонений.

В 2008 году продолжились реставрационные работы. Около двух лет потребовалось кровельшикам на замену всей крыши храма, куполов и крестов. В 2009 году снаружи вся церковь была в деревянных лесах. Рабочие бригады каменщиков очищали стены от старой побелки, расшивали трещины, укрепляли колонны, штукатурили храм заново, грунтовали, шпатлевали и красили фасад. Реставрационные работы такого масштаба не проводились с момента открытия церкви. Все верующие с нетерпением и трепетом ожидали увидеть первозданную красоту родного храма.

В 1997 году при церкви Успения Божией Матери образовалась воскресная школа. Ребята знакомились с основами православной веры, с церковными таинствами и праздниками, учили песнопения и стихи, ездили на экскурсии по святым местам.

С 2002 года ребята с учителями воскресной школы регулярно проводят Рождественские и Пасхальные концерты в храме для всех прихожан и гуляния на Масленицу.

В школьные каникулы учеников православной школы возят в паломнические поездки: в Троице- Сергиеву Лавру, в Павлово- Посадский мужской монастырь, в храм Вмч. Никиты села Бывалино, в Киржачский женский монастырь, в Богоявленский собор и Тихвинский храм г. Богородска, на святые источники. Из выпуска воскресной школы 2003 года, до сих пор несут послушание алтарников трое ребят.

В 2002 году по благословению настоятеля началась работа с детскими учреждениями: Дубровской средней образовательной школой № 83, Черноголовской экспериментальной начальной школой № 79 и Черноголовским дошкольным учреждением (МДОУ д/c №74 «Радуга»). Вначале ребята с родителями и наставниками приезжали в храм на экскурсии и смотрели выступления воскресной школы. Теперь они уже сами устраивают праздники другим ребятам и взрослым.

С. Стромынь.

В 1380 г., отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович приехал в Троицкий монастырь в день, когда продолжалось празднование Успения Пресвятой Богородицы . Он пришёл к преподобному Сергию Радонежскому за благословением перед битвой и дал обет, что в случае благополучного исхода битвы поставит монастырь во имя Успения Богородицы.

Обитель, находившаяся в разорённом крае, восстанавливалась с большим трудом.

В 1616 г. она была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, и её положение благодаря заботам преподобного Дионисия, архимандрита Сергиевского, значительно улучшилось. Но в 1682 г. в числе других её назначили для содержания Славяно-греко-латинской Академии, и обитель постепенно пришла в упадок. При учреждении штатов в 1764 г. указом императрицы Екатерины II она была упразднена. Строения затем сломаны, а храм обращен в приходской, но уже в 1783 г. из-за ветхости разобран, построен деревянный, стоявший до 1827 г.

В 1870 г. на месте древней деревянной часовни над гробом преподобного Саввы, по проекту архитектора Яковлева, была построена каменная, которая сохранилась до наших дней.

В XIX в. с. Стромынь стало одним из самых многолюдных и богатых во всем Богородском уезде.

В 1827 г. прихожанами была построена ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая .

В 1877 г. церковь была расширена по проекту архитектора Льва Николаевича Львова.

В Успенской церкви находится чудотворная Кипрская икона Богоматери.

Прославилась эта икона в 1841 г. Больной дочери крестьянина с. Стромынь, именем Марфа, во сне стала являться Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в приходскую церковь.

16 февраля (по старому стилю) после молебна, девушка прочувствовала себя значительно лучше и вскоре исцелилась полностью. Когда жители села и окрестностей узнали о чудесном исцелении девицы Марфы, по молитвам пред Кипрскою иконою Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред иконою. Благодатная сила исходила от иконы и исцеляла тех, кто с верою, смирением и надеждою приносил к ней свои молитвы. В своем докладе митрополиту Московскому Филарету местный благочинный представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери:

"Божия Матерь изображена в короне, сидящею на троне, вверху и по сторонам ангелы, внизу коленопреклонённые священномученик Антипа и мученица Фотиния. По описям церковным она значилась в 1783 г. в упразднённой деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 г. на горнем месте в Сергиевском приделе. В 1829 г. Кипрская икона поставлена на паперти новопостроенной каменной церкви".

После совершившихся чудес икона была поставлена в Никольском приделе за левым клиросом, она была украшена богатой сребропозлащенной ризой . В церкви с. Стромынь этой иконе празднуют ежегодно 16 февраля - в день, когда девица Марфа получила исцеление.

Церковь была закрыта в 1960 г.

Староста храма не хотела отдавать ключи, дверь взломали, иконы увезли.

В 1989 г храм в запущенном состоянии был передан общине верующих и восстановлен. В нём пребывают чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Саввы, обретённые 4 сентября 1996 г.

В деревнях Черново и Дуброво сохранились придорожные часовни в виде каменных столпов с нишами для икон., построенные в конце XIX в.

Часовня в Черново восстановлена в 1990 г.

В деревне, ещё в советское время, существовал обычай: умерших, перед тем как нести на кладбище, обносили вокруг часовни.

Телефон: 8-916-156-85-32
Адрес электронной почты: [email protected]
Адрес в интернете: www.hramuspenija.prihod.ru

Какие на объекте паломничества имеются святыни: Чудотворная икона Кипрской Божией матери, мощи прп. Саввы Стромынского

Когда перед ними совершаются молебны или акафисты, службы: Молебны совершаются в престольные праздники, акафист Божией Матери суббота в 11.00, акафист прп. Саввы Стромынского суббота 18.00

Режим посещения объекта и условия паломничества: по согласованию с настоятелем

Расписание богослужений: праздничные и воскресные дни

Возможность участия в богослужении для группы со священником: да

Возможность и условия совершения молебна для группы со священником: да

Наличие службы приема паломников: да

Телефон паломнической службы: Настоятель прот. Александр — 8-916-156-85-32, Инок Агафангел — тел. 8-915-264-72-08 Куликова Светлана Викторовна — тел. 8-919-771-93-01

Возможность проведения экскурсий: да, есть экскурсовод на объекте, пожертвований нет

Возможность принять и разместить паломников: нет

Наличие гостиниц поблизости: нет

Наличие комфортабельных условий для проживания: нет

Возможность накормить паломников: нет

Удобства для паломников (стоянка для автобусов, автомобилей и т.п.): стоянка для автобусов, автомобилей

Приспособленность объекта для инвалидов–колясочников: нет

Возможность благотворительно потрудиться (детям и взрослым) : нет

Социальная деятельность на объекте: выдача сухих пайков малоимущим

Краткая историческая справка.

В 1823 году взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви в селе Стромынь началось возведение каменной. В 1827 году состоялось освящение церкви в честь Успения Божией Матери.

В 30- е годы XX века храм закрылся. В 40-ых годах XX века богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет.

В 1988 году Успенский храм вернули верующим. 30 мая, в день Святого Духа, епископ Можайский Григорий освятил храм и благословил начало совершения богослужений.

Проезд:

На общественном транспоре:

Из г. Москвы: м. Щелковская, автобус Москва-Черноголовка 320, Москва-Дуброво 360.

Из г. Ногинск: Автобусы маршрута 24, 25.

Точный адрес, место нахождения объекта: Московская область, Ногинский район, с. Стромынь, ул. Большая Стромынка

Координаты для навигатора: 56.042318°N 38.480032°E



Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету (обещанию) великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами. Монастырь был расположен в 50-ти верстах от Москвы, на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.

Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преподобного Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря – «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.

Известно, что великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря: «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами…». После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус, согласно межевых книг – «особняк, Государево богомолье».

Из истории монастыря в XV веке известно, что в 1472 году брат великого князя Иоанна III (1440-1505) Юрий Васильевич Дмитровский в своей духовной грамоте (завещании) пожертвовал Стромынскому монастырю село Алексино. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский (см. приложение №4).

В писцовых книгах XVI века, составленных около 1573-1574 годов, указываются владения Стромынского монастыря в Шеренском и Объезжем станах. В Шеренском стане: «село да сельцо, да 4 деревни живущих, да 18 пустошей, да 4 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 4 двора попов, да 10 дворов служилых, да 18 дворов крестьян живущих…» В Объезжем стане: «сельцо, да деревня живущие, да 12 пустошей, да 2 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 2 двора крестьян живущих».

В 1603 году монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты на монастырские владения. Новые грамоты были выданы царем Борисом Годуновым, а затем царем Василием Шуйским. Права монастыря на владение селениями и землями были восстановлены.

В начале XVII века, во время правления царя Михаила Федоровича (1613-1645), монастырь стал приписным к Троице-Сергиевой лавре. Около 1615 г. Троицкие власти в прошении к царю писали о нем: «тот монастырь от частых игуменов разорился, и до конца запустел, только в нем живут два старца». Игумен лавры преподобный Дионисий просил Государя: «послать в тот монастырь старца доброго, чтоб монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была бы без пения». Царь Михаил Федорович передал Троицкому монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовского разорения. И в то же время приказал «монастырь сей ведати и строити по благословению преподобного Сергия, по прежнему как в чудотворцеве Сергиеве житии про тот монастырь писано».

Опись 1616 г. сообщает нам следующее: «Да на монастыре, на правой стороне к храму, стоит часовня деревяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троицкой лавры в алтаре, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение святого с надписью: «Преподобный Савва Стромынский», где он изображен с перевязанным правым глазом. В «Истории русской церкви» М.В.Толстого годом смерти преподобного Саввы Стромынского указывается 1392.

В той же описи упоминается о существовании в Успенском храме вверху над трапезной престола святых мучеников Флора и Лавра. К владениям монастыря принадлежали в Московском уезде: село Коровицыно (ныне Стромынь), деревни: Ботово, Еремино, Щекавцево, приселок Косягино и 33 пустоши. В Переяславском уезде на Шерне: деревни – Зубово, Новое, Погост, Осочники и Боровково на речке Дубенке. «Да монастырских рыбных ловель в реке Шерне от устья реки Дубны (вероятно Дубенки – А.С.), да в реке Клязьме на 12 верстах».

В описи монастыря 1642 года, составленной через 8 лет после смерти преподобного Дионисия, упоминается о двух новых приделах Успенского храма – Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Также упоминается и об особой на деревянном подклете теплой трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского, поставленной в честь основателя обители. На монастырском дворе было шесть келий с сенями и чуланами в них, два амбара, в которых хранились запасы ржи, овса, гречихи. Имелись также погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми» и задними, для выхода на речку и монастырскую мельницу, которая была тут же на Дубенке. Нет сомнения, что все это было устроено при содействии преподобного Дионисия .

Надо отметить, что число братий в монастыре, вероятно, всегда было небольшим, так в той же описи упоминаются: священник Феодорит Новгородец, Авраамий Стромынец и рядовой братии десять человек.

В 1682 году Стромынский монастырь, в числе других, по воле Государя был назначен на содержание открывшейся тогда в Москве Славяно-греко-латинской академии.

В 1755 г. 5 июня Синодальная Контора благословила в приписном к Сергиевой лавре Стромынском монастыре вместо ветхой и «огнившей» деревянной церкви преподобного Сергия построить новую в то же наименование. 2 августа 1756 г. строитель Стромынского монастыря донес, что церковь Успения Пресвятой Богородицы покрыта новою крышею и построена новая деревянная церковь преподобного Сергия.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковно-монастырских земельных владений. Среди упраздненных монастырей оказался и Стромынский. В 1758 г. главный храм монастыря – Успенский был разобран и перевезен в Копотню.

В 1870 г. священник Успенской церкви села Стромынь отец Павел Фаворский о настоящем положении бывшего Стромынского монастыря в редакцию Московских Епархиальных ведомостей сообщал следующее:

«Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню. На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался парапет. Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений. На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».

Эти же ведомости сообщают нам о том, что вместо разрушенной ветхой деревянной часовни, существовавшей на месте погребения преподобного Саввы, прихожане села Стромынь построили новую каменную часовню по проекту архитектора Яковлева. Эта часовня сохранилась до настоящего времени.

Рассказывая о Стромынском монастыре, нельзя не упомянуть о чудотворной иконе Божией Матери Кипрская-Стромынская. Древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь. После упразднения монастыря многие церковные вещи были перенесены из него в приходскую Никольскую церковь. В числе их перешла сюда и главная святыня бывшего монастыря – Кипрская икона Божией Матери. В 1827 г. ветхая приходская церковь с. Стромыни была сломана и на ее месте была построена новая каменная церковь во имя Успения.

В 1841 г. дочь одного крестьянина села Стромыни именем Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться, в результате чего больная впала в совершенное расстройство. Родные и знакомые Марфы уже были уверены в ее близкой смерти. 7-го января больную исповедали и причастили святых Христовых тайн. Но милосердный Господь не допустил ей умереть во цвете лет, а ей было 18 лет. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говорившей ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала своим родным, но икону не могли найти. Тогда больную привели в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. 16 февраля отец больной пригласил в дом священника с иконой Божией Матери. После того, как был отслужен водосвятный молебен, больная почувствовала облегчение и в скором времени окончательно выздоровела. После этого случая к Кипрской иконе стало притекать множество народа из окрестностей. И в последующем было явлено множество чудес и исцелений недужных, больных и расслабленных. О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей других мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету.

В советский период Успенский храм в Стромыни был закрыт, но до 1971 г. не был разорен. 22 июля 1971 года в праздник Кипрской иконы Божией Матери к Стромынской церкви подъехало несколько машин, в том числе и грузовик. Замок на воротах Успенской церкви был сорван и через короткое время пьяные молодые люди, с молчаливого одобрения райкомовского начальства, стоявшего рядом, ворвались внутрь. И вскоре церковная утварь полетела в грузовик. Из толпы изумленных сельчан рванулась одна женщина – Дарья Семеновна Бубнова: «Икону я не отдам, ни за что, вот лягу около нее, не отдам!» Она взяла, одетую в медную ризу огромную икону и понесла ее домой.

17 лет спасенная святыня, вплоть до ее возвращения в церковь, хранилась здесь же на Стромынской земле у двух девиц – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Эти две одинокие женщины, хранившие непорочность юности, жили вместе. Именно их и избрала Пречистая быть хранительницами Своей иконы. В их доме непрестанно творилась молитва. Поток паломников, желавших приложиться к образу Кипрской Божией Матери, не оскудевал все эти годы. Денег благочестивые девы ни от кого не брали, а просили принести лампадного масла и свечей.

Местные власти прекрасно знали, где находится икона. Приходили с милицией, настаивали, чтобы непреклонные подвижницы сами отдали икону. Но безуспешно.

С особым тщанием неразлучные хранительницы иконы следили за чистотой в доме. Пол всегда был выметен, вещи прибраны. Протереть стекло, за которым находился образ, означало совершить целый ритуал. Две девы перед этим постились несколько дней, молились, а приступали к делу вымытые и в чистой одежде.

Но самым большим праздником было возвращение иконы в Стромынскую церковь в 1988 году. Перенесение происходило ночью, потому что настоятель боялся нападения, а лихих людей, способных на это, в округе хватало. Хотя на дворе стояла середина лета, пели пасхальные каноны. Вместе с иконой к церкви перешел куст ивы… Дело в том, что существует предание: там, где находится икона, вернее, по правую сторону от нее, вырастает новый куст. В свое время он вырос прямо на клубничной грядке Евдокии Николаевны и Анны Семеновны, разросся и занял, чуть ли не все пространство небольшого огорода. Сначала женщины даже хотели вырубить мешавшуюся иву, но затем в монастырской книге прочли, что такой куст охраняет образ Кипрской Божией Матери и неизменно следует за ним. После перенесения иконы куст ивы исчез из дома, а появился за алтарем Успенской церкви. Он и ныне там.

На Стромынском кладбище, под сенью старых берез, есть две могилки – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Первая из них не дожила до возвращения иконы 9 месяцев, вторая – умерла недавно.

Записавший эту историю журналист и поэт Игорь Гонохов отразил ее также и в стихотворной форме:

О чем шумят стромынские березы

На кладбище, где монастырь стоял?

Бледны у плит искусственные розы

И почернел от старости металл.

Но где-то здесь две скромные могилы,

Над ними воздух по-иному чист.

И на траву прекрасно и уныло

Спадает рано пожелтевший лист.

Журчит почти заросшая Дубенка.

И бабочки летают средь оград.

Кресты, венки, надгробья… а в сторонке

Как будто тихо смотрят и стоят.

Стоят и смотрят. Кто они такие?

И зашумит нестройный ряд берез.

Девица Анна и девица Евдокия,

А третий между ними Сам Христос.

Ныне Кипрская-Стромынская икона Божией Матери находится на прежнем своем месте, в Успенском храме села Стромынь. Празднование ее совершается дважды в году – 9 июля (22 по н.с.) и в 1-ю Неделю Великого поста.

4 сентября 1996 г. в приходе Успенского храма села Стромынь произошло знаменательное событие – обретение мощей преподобного Саввы Стромынского. В состав Епархиальной комиссии по обретению мощей входили: настоятель Высоцкого монастыря г.Серпухова архимандрит Иосиф, секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинный церквей Ногинского округа иерей Михаил Ялов, настоятель храма Успения Божией Матери иеромонах Николай, старший научный сотрудник Российской академии наук Беляев.

По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 4 сентября по новому стилю установлен как день обретения мощей преподобного Саввы Стромынского. В настоящее время мощи святого покоятся в Успенском храме села Стромынь.

Литература:

1. С.К.Смирнов. Нечто о древнем Стромынском монастыре. Архив исторических и практических сведений. С-Пб., 1862, кн.3, с.1-14.

2. Московские епархиальные ведомости. 1870, № 40.

3. Н.В.Калачов. Писцовые книги XVI века. С-Пб., 1872, т.1., с.264, 275.

4. М.В.Толстой. Память об Успенском Дубенском монастыре. Душеполезное чтение. М., 1877, июль, с.245-249.

5. М.В.Толстой. Книга глаголемая. Описание о российских святых. М., 1888, с.84.

6. М.В.Толстой. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1991, с.702.

7. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1888, с.238.

8. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890-1892, т.2, с.348.

9. Архимандрит Леонид (Кавелин). Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси. С-Пб., 1891, с.144.

10. Житие преподобного Саввы Сторожевского. Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная, первая. М., 1908, с.440.

11. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911, вып.1, с.194.

12. В.А.Кучкин. Сергий Радонежский. Вопросы истории. 1992, № 10, с.86.

13. Б.М.Клосс. Быть святым на Руси. Наука в России. 1993, № 1, с.96-101.

14. Сказание о чудотворных иконах Богоматери. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь. 1993, с.253-256.

15. Е.Чижова. Знак благоволения Божьего. Газета «Волхонка» от 03.10.1996, г.Ногинск.

16. А.П.Мельников. Стромынский мужской Успенский монастырь. Черноголовская газета. 08.06.1996.

17. В.Евреинов. Возвращение из глубины веков. Черноголовская газета. 12.10.1996.

18. Справочные материалы по краеведению. Ногинск. 1996, с.29.

19. И.Гонохов. Знакомые окна. Стихи. Ногинск. Б/д., с.70.

* См. приложение №№ 3, 4, 5.

** Преподобный Дионисий (в миру Давид Федорович Зобниновский) (ок.1570–10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Сподвижник и один из ближайших помощников святителя Гермогена, патриарха Московского (ок.1530-17.02.1612). 10.02.1610 Дионисий был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры и вместе с келарем Авраамием Палицыным занимался восстановлением монастырского хозяйства, пострадавшего во время Троицкой осады 1608–1610 годов. Дионисий призывал сограждан встать на защиту отечества от польско-литовских интервентов. Известны его послания «во все грады верховыя и понизовыя», сыгравшие важную роль в организации нижегородского ополчения К.М.Минина и Д.М.Пожарского.

В южном приделе Троицкого собора Сергиевой лавры, там, где по преданию была келия преподобного Сергия, у окна, под спудом почивают мощи одного из достойнейших настоятелей этой обители – преподобного Дионисия Радонежского чудотворца. Местная память ему творится 12 мая.

Новое на сайте

>

Самое популярное