Домой Простуда Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе "Моя любимая сказка "Колобок". Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе "Моя любимая сказка "Колобок". Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе

Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
  • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
  • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
  • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
  • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
1. Организационный этап.
Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы - вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ).
Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
- Молодцы!
- Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф.
2. Практическая часть.
Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу.
3. Самостоятельная работа.
Дети рисуют.
4. Подведение итогов.
После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте - дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "У Лукоморья"

Провела воспитатель Гордеева Т.Г.

Программное содержание:

Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина;

Учить иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая сюжет в рисунке по образцу воспитателя;

Развивать умение создавать образ по описанию;

Воспитывать чувство прекрасного.

Предварительная работа: знакомство с поэзией А.С.Пушкина, чтение отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”.

Материал к занятию: Гуашь, клеевая кисть, баночка с водой, салфетки, листы бумаги, карандаш, трафарет, кисть толстая, кисть тонкая, бумага 10 на 10.
Словарная работа: Лукоморье, крона, могучий, раскидистый, густая.

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, проблемная ситуация, использование ИКТ, напоминание о технике рисования, руководство работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Ход занятия

Вводная часть

В: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Скажите, а вы любите сказки? (Да)

Давайте отправимся с вами в сказочную страну « Лукоморье».

Дети садятся на стул.

В это время на экране появляется отрывок из сказки « У Лукоморья», дети внимательно смотрят и запоминают.

В: А посмотрите теперь где мы с вами очутились? Это волшебная страна Лукоморье, её придумал знаменитый русский поэт А.С.Пушкин. (Показываю портрет поэта)
Эта страна открывает нам дорогу в сказку, но что бы туда попасть нужно хорошо знать сказки А.С.Пушкина и любить читать книги.
- Вы любите слушать сказки? (Да)
- А вы много знаете сказок А.С. Пушкина? (да)
- А это мы сейчас проверим! Я буду зачитывать отрывок из сказки, а вы должны сказать её название, договорились? (да)

Но сначала наши глазки должны немного отдохнуть!

Зрительная гимнастика

Наши глазоньки устали, зарыли глаза

Быстро-быстро поморгали, поморгали

Влево вправо посмотрели, глаза влево-вправо

Всё по кругу оглядели, круговое движение глазами

Вдруг зажмурились, открылись зажмурить, открыть

С нами снова помирись. Покачать головой из стороны в сторону

В: Итак, начнем играть в игру: « Угадай сказку! »

  1. 1.Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
    "Посади ты эту, птицу, -
    Молвил он царю,- на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом всё будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенётся
    И в то место обернётся”

Д: Сказка о золотом петушке.

  1. 2.Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

Д: Сказка о рыбаке и рыбке.

В: Правильно, дети! Следующая.

  1. 3.Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    "Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,-
    То на весь крещеный мир
    Приготовила б я пир".
    - "Кабы я была царица,-
    Говорит ее сестрица,-
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна".
    - "Кабы я была царица,-
    Третья молвила сестрица,-
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря".

Д: Сказка о царе Салтане.

В: Правильно, дети! Какие вы молодцы! А теперь давайте немножечко поиграем!

Физминутка: «Море волнуется раз»

В: Ребята, а вы хотели бы сами оказаться у волшебной стране Лукоморье?

Д:Да, мы хотели бы оказаться в этой стране.

В: А как нам туда попасть?

Д: Нарисовать

В: Какие сказочные персонажи живут в Лукоморье?

Д: Кот, Русалка, Богатырь, Баба-яга и пр.

В: Давайте с вами рассмотрим иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина

Рассматривание.

На экране появляются иллюстрация № 1

Д: Тут изображен кот, который ходит по цепи золотой. Кот важный, ученый. А цепь золотая, толстая. Цепь висит на дубе крепко и прочно. Дуб изображен очень крепким, молодым. Крона у дуба густая, зеленая.

В: Ребята, а что изображено на этой иллюстрации?

Д: Тут изображено много персонажей, которые нам знакомы из сказок А.С. Пушкина. И 33 богатыря и русалка на ветвях сидит, и кощей над златом чахнет, даже кот ученый.

На экране появляются иллюстрация № 2

В: Ребята, а что изображено на этой иллюстрации?

Д: На этой иллюстрации мы видим красивую русалку. Она сидит важно на ветвях, а кот ходит по цепи и рассказывает ей сказки.

В: Молоды, ребята!

Построение композиции на фланелеграфе.

В: А сейчас я предлагаю вас создать свое Лукоморье. Расставляем на фланелеграфе те предметы, которые вы считаете нужным.

В: Макар, что бы ты взял для начала?

Д: Я возьму Дуб и помещу его на середину фланелеграфа.

В: А если бы мы рисовали его, как бы ты это сделал?

Д: Я бы взял толстую кисть и коричневую краску для ствола. Начал рисовал снизу вверх. Крону изобразит с помощью оттеском мятой бумаги и зеленой краски.

В: Молодец! У тебя вышел отличный дуб.

В: Что бы еще вы расположили здесь?

Д: Мне бы хотелось еще у дуба посадить кота ученого. Я думаю, его место будет рядом с дубом, но чуть- чуть впереди, т.к кот выглядит большим и пушистым и он к нам ближе.

В:Хорошо,все верно. А как бы ты его изобразила на листке у себя?

Д: Я бы воспользовалась трафаретом и клеевой кистью и методом тычка его изобразила.

В: Какой формы у кота голова? Тело? Уши?

Д: Голова похожа на круг. Тело на овал, а ушки напоминают треугольники.

В: Умничка! Ты правильно расположила кота.

В: Вот и готово наша сказочная страна! Так же, ребята, в наше Лукоморье можно поместить избушку на курьих ножках; небо украсить облаками, солнцем, и все остальное, как позволит ваша фантазия!

В: Занимайте свои места. Прежде чем приступит к творчеству, нам необходимо свои пальчики подготовить.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощник мои.

Их как хочешь поверни,

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки:

Чок-чок-чок -чок -

Скачет резвый табунок.

А теперь приступим к работе.

Самостоятельная работа детей. Сопровождение процесса работы.

Дети, обратите внимание, что у вас на столах вам представлены многие материалы:

Карандаш для прорисовки контура кота;

Трафарет кота;

Мятая бумага для изображения кроны;

Толстая кисть для ствола или же для кроны с помощью примакивания;

Тонкая кисть для прорисовки мордочки кота: глаза, усы, носик.

Провожу индивидуальную работу:

Помощь при создании мордочки кота Макару Н., Артему К.

В подборе элементов, цветовой гаммы Насте Р.

При необходимости, использую повторный показ, словесные поощрения, похвалу Илье А.

За пять минут предупреждаю об окончании работы.

Анализ композиции и уточнение способов изображения

В. Приносим свои рисунки на стол.

Посмотрите, какое Лукоморье получилось у Артёма: дуб такой раскидистый и кот совсем как настоящий - пушистый- пушистый. Как вы думаете, хорошо коту в таком Лукоморье жить?

Беру еще одну или две работы и также провожу подробный анализ. Все работы дети выкладывают на стол, рассматривают. Какие работы вам понравились, чем они вам понравились? Ответы детей.

В: А мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, как замечательно нарисовали рисунки.

В: Работы получились замечательные. Теперь все наши котики имеют свой дом - Лукоморье.

А сейчас для вас сюрприз! Кот ученый наблюдал за вашим творчеством и посчитал, что вы усердно потрудились и решил вас поблагодарить сладостями из волшебной сказки.

Занятие закончено. Спасибо за внимание и прекрасные работы, мне было так же, как и вам очень интересно на занятии.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Рисование иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков; учить выделять выразительные средства при создании образа сказочных животных, характерные для изобразительной манеры каждого: цвет, фон, одежда животных.

Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.

Материалы к занятию: альбомные листы, акварельные краски по количеству детей; иллюстрации В. Горлова и Е. Рачёва к сказке «Колобок»; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация по сказке; работа с раскрасками. Прогулка в осеннем лесу, рассматривание иллюстраций, осенних пейзажей.

Ход занятия:

Вводная часть:
- Ребята, а вы любите сказки?
- А много сказок вы знаете?
- Сейчас мы это проверим! Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
В ходе отгадывания детьми сказок, воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию к этой сказке.

1) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
(«Репка»)

2) – Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
- Я, мышка-норушка.
_ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
(«Теремок»)

3) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)

4) – Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
И подавно уйду.
(«Колобок»)

Молодцы! Все сказки узнали!

Основная часть:
- Посмотрите, у меня на мольберте стоят картинки к названным вами сказкам.
- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
- Сегодня вы будете рисовать рисунки к сказке «Колобок». Но сначала давайте вспомним героев этой сказки.
Беседа о героях сказки «Колобок».
(Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание сказки.)
- Вспомним главных героев сказки.
(На доске прикрепляются иллюстрации животных).
- Кто первым встретился колобку? (Заяц)
- Какую песенку спел ему Колобок?
«Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти».

Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
- Что случилось с Колобком в конце сказки?
- Почему Лисе удалось съесть Колобка?
- Какая Лиса в сказке? (Хитрая, обманщица, злая)
- Посмотрите, как художник нарисовал Лису в этой сказке.
Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва.
Лиса - хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро при¬щурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки не¬большие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше мед¬ведя.
Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

Сегодня мы с вами будем рисовать встречу Колобка с Лисой.
- А встретил Колобок Лису в осеннем лесу.
- Скажите, как вы думаете, почему Лисе в осеннем лесу легче спрятаться? (Лиса рыжая, в осеннем лесу её не заметно)
- Да! Осенний лес расцвечен яркими красками: оранжевыми, жёлтыми, красными, поэтому Колобок и не заметил сразу Лису!
- А как вы думаете, где Лиса поджидала Колобка? Может быть, она спряталась за деревом или за кустиком? А может быть, она сидела на пенёчке?
- Продумайте, как вы изобразите встречу Колобка и Лисы.

Практическая часть:
Дети приступают к работе. В это время воспитатель следит за техникой выполнения рисунка и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Заключительная часть:
- Вы все хорошо постарались! Давайте разместим ваши рисунке на нашей доске.
- Ребята, посмотрите на ваши рисунки и выберите среди них самую хитрую Лису и скажите, почему вы решили, что именно на этом рисунке изображена самая хитрая Лиса?
Ребята, вместе с воспитателем анализируют рисунки. По окончании занятия рисунки вывешиваются на групповой выставке.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках; закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении; развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел, учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями, учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 34 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

Конспект по образовательной деятельности на тему «Путешествие в сказку»

Выполнила педагог дополнительного образования по живописи ГДБОУ Детский сад № 34

Сосик Татьяна Анатольевна

Адрес учреждения: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 44/2

Тел.: 222-97-43

Дом. адрес: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Петра Смородина д. 20, кв. 19

Дом. тел: 662-04-72

Моб. тел: +7 911-933-19-10

Санкт-Петербург

2013 г.

«Путешествие в сказку»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках; закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении; развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел, учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями, учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы : белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».

Ход занятия

Преподаватель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажет гостья: «Заходи».

Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ).

Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».

Молодцы!

Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф. Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своем роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про прическу, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр эстетического воспитания детей «Творчество»

Открытое занятие

по теме: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Келехсаева Э.Ю.

Тема: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

(в обработке К. Ушинского)

Цель занятия:

Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля,

Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве;

Задачи:

    Обучающие:

формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

    Развивающие:

развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

    Воспитывающие:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование : акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

Ход занятия

1. Организация обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к занятию.

II . Сообщение темы занятия.

Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.

1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.

(«Лиса и журавль»)

2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3) – Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)

4) - Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

(«Маша и медведь»)

5) А лиса сидит и приговаривает:

Битый небитого везёт, битый небитого везёт… («Волк и лиса»)

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка»)

7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят»).

8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду. («Колобок»)

Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором .

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ)

Какие ещё сказки бывают? (Авторские).

III . Работа по теме занятия.

1. Особенности сказочного жанра.

(Рассказ педагога о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И. Билибина, Е. Рачева, анализ их.)

Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.

В гостях у сказки

Сказка - это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.

Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.

2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова.

На прошлых занятиях мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Юрий Алексеевич Васнецов.

Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои - храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса - вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.

Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря».

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд - всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре - русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении - со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

IV . Актуализация знаний обучающихся.

1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

М . Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

2) Беседа о героях сказки «Колобок».

(Дети вместе с педагогом вспоминают содержание сказки.)

Вспомним главных героев сказки.

Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок?

Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

(На доске прикрепляются иллюстрации животных).

Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

V . Этапы выполнения рисунка.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы обучающихся.)

Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время педагог снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери - герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

Продумайте изображение своего сюжета.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

VI . Практическая работа.

1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

2. Работа с цветом.

3. Прорисовывание деталей рисунка.

Выбрать сюжет.

Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

VII . Итог занятия. Рефлексия.

1.Выставка работ обучающихся.

2. Заключительное слово педагога.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в студии.

Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!

3. Рефлексия.

Если вам занятие понравилось, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.

Новое на сайте

>

Самое популярное