Домой Вздутие живота Прокофьев детям. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по музыкальной деятельностиТема: «Композитор С

Прокофьев детям. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по музыкальной деятельностиТема: «Композитор С

Материал содержит статью о жизненном и творческом пути С.С. Прокофьева с кратким описанием музыки для детей и исследованием и анализом сборника "Детская музыка". К статье прилагается презентация, которая может служить иллюстрацией к статье и быть использована в открытом уроке по музыке или публичном докладе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Мир детства в музыке С.С. Прокофьева»

Почетный работник

Общего образования РФ,

Педагог дополнительного

Образования,

учитель фортепиано

Ю.Ю. Ставицкая

Санкт-Петербург

2017 год

(1 слайд)

(2 слайд)

1. Введение.

2. Характеристика жизненного и творческого пути С. С. Прокофьева.

3. Музыка для детей.

4. Список литературы.

Тезисы статьи:

1. О детях и для детей писали многие композиторы. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

2. С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, на Украине. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству, брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра , а с 1904 года учился в Петербургской консерватории . Окончил консерваторию: как композитор - в 1909 году , как пианист - в 1914 году . С 1918 по 1936 год жил и работал за границей, а в 1936 году вернулся в СССР. Скончался в Москве 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина. С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» средств выразительности.

3. Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес, среди которых «Детская музыка» и «Сказки старой бабушки». Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

2. ВВЕДЕНИЕ

Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С. Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Чайковский, М. Мусоргский. Создавая детские репертуарные сборники и отдельные пьесы, они ставили различные задачи. И.С. Бах и Л. Моцарт в своих произведениях стремились обучить детей премудростям исполнительства на различных инструментах; Й. Гайдн хотел развлечь и доставить удовольствие; в альбомах для детей у Р. Шумана и П. Чайковского – попытка взглянуть на мир глазами ребёнка, а у М. Мусоргского – понять детскую душу и защитить от несправедливости. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка , Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины ) в семье учёного агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846-1910). Воспитание сына взяла на себя мать, (3 слайд) Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855-1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых , где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. (4 слайд) Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». (5 слайд) В возрасте девяти-десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра . С 1904 года учился в Петербургской консерватории : у Н. А. Римского-Корсакова - по инструментовке, у А. К. Лядова - по композиции, у Я. Витола - по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой - по фортепиано, у Н. Н. Черепнина - по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским . Окончил консерваторию: как композитор - в 1909 году , как пианист - в 1914 году . Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна - рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. (6 слайд) С 1918 по 1936 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. (7 слайд) За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер). В 1936 году вернулся в СССР и вместе с семьёй окончательно обосновался в Москве. (8 слайд) В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39 г. г.

В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм , и с 1949 года почти не выезжал с дачи, но продолжал писать музыку. (9 слайд) Скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года . Так как он умер в день смерти Сталина , его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. (10 слайд)

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего С. Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм.

С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. (11 слайд) Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

(12 слайд) Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат ; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных , 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения . Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Об этой грани творчества С.С.Прокофьева замечательно сказал Дмитрий Кабалевский: «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие …, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев». По словам музыковеда Владимира Блока, великий композитор обладал талантом особого рода, чтобы «подобрать волшебные ключи к детским сердцам, найти образы, созвучные ребячьему мироощущению и, в свою очередь, обогатить детское восприятие».

(13 слайд) Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

Его детская музыка - дар большого художника детям. Он часто обращался к сказочным сюжетам. Еще в юные годы сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», пронизанная острым юмором.

Всем известна симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк», написанная в 1936 году на собственный текст композитора. Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных. Это произведение - своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь. Петя - не сказочный герой, а обыкновенный мальчик. И дедушка его - самый обычный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но сочетающийся с миром живых людей.
«Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни ребят для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи С. Маршака, и на его же стихи написана большая оратория «На страже мира», где дети являются центральным «действующим лицом» сочинения. В «копилке» произведений для детей композитора - полная юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья» и альбом пьес для молодых пианистов, названный Прокофьевым - «Детская музыка». (14 слайд)

С.С. Прокофьев подошёл к его написанию как композитор XX века – композитор-новатор. Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».

Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

(15 слайд) Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.

Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла – многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру», «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Известно, что композиционный приём обрамления существует не только в музыке, но и в литературе (обрамление рассказа повествованием «от автора»), в былинном фольклоре (зачин и завершение былины сказителем), в драматургии (пролог и эпилог пьесы).

Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера.

(16 слайд) Уже в первой пьесе - «Утро» между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, видны все эти качества сборника. Солнце еще не взошло, но его первые лучи освещают природу. А в глубоких басах словно слышны остатки уходящей ночи, туда еще не дошли первые предвестники наступающего дня. Но вот исчезли последние тени.

(17 слайд) Следующая пьеса «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело,

и как будто слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

(18 слайд) Затем следует «Сказочка» , тихая, нежная, очень русская по мелодичности и характеру - одна из лучших пьес сборника.

(19 слайд) А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами и неожиданными сменами тональностей.
(20 слайд) «Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Хорошо передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
(21 слайд) Дальше «Вальс» , заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов.

(22 слайд) А за «Вальсом» - очень забавное «Шествие кузнечиков» , прытких проказников на длинных изогнутых ножках.

(23 слайд) Следующая пьеса - «Дождь и радуга» . Сначала музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя выйти на улицу из-за дождя! А затем мелодия вдруг освещает этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
(24 слайд) Затем - шаловливые «Пятнашки» , (25 слайд) веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день.

(26 слайд) Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку «Утра» , но очень перекликается с ней. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.

(27 слайд) А в заключении - «Ходит месяц над лугами» , миниатюрные вариации на мелодию, звучащую как русская народная песня. Это картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...

Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей игре на рояле. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте. Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.

(28 слайд) «Детская музыка» – прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать его способности.

(29 слайд) Музыка Прокофьева - крупнейшего композитора 20 в. - воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Завоевав огромную популярность во всём мире, музыка Прокофьева оказала значительное влияние на творчество многих русских и зарубежных композиторов.

(30 слайд)

Список литературы


-Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и

Музыкантах. – М., Советский композитор, 1973

Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962.

Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969.

Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. - М., Советский композитор, 1973.

- Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в

«Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов

Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992.

Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990.

Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка,

1990.

Предварительный просмотр:

С.С. Прокофьев с сыновьями

Москва, Камергерский переулок, д.6 Здесь С.С. Прокофьев жил с 1946 по 1953 год

Могила С.С. Прокофьева на Новодевичьем кладбище

Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения. Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Любовь к трем апельсинам» «Зимний костёр», «Золушка», «Гадкий утенок», «Сказ о каменном цветке». «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего », «Сказки старой бабушки» «Петя и волк», «Болтунья» «Детская музыка».

«Детская музыка» Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Сказочка

Тарантелла

Раскаяние

Шествие кузнечиков

Дождь и радуга

Пятнашки

Ходит месяц над лугами

Юбилейная монета СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 1 рубль Почтовая марка СССР, посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 15 копеек (ЦФА 6314, Скотт 5993)

Список литературы - Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и музыкантах. – М., Советский композитор, 1973 - Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962. -Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969. - Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. - М., Советский композитор, 1973. - Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт- Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992. - Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990. - Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка, 1990.


Презентацию и аудиозаписи можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/zWpJPh0W3Es46f

Прокофьев Сергей
«Детская музыка»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Дата рождения: 23 апреля 1891 г.

Дата смерти: 5 марта 1953 г.

Место рождения: село Красное, Донецкая область, Украина

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист.

Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Покровского района Донецкой области Украины).

Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сперва слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Альбом «Детская музыка»

1. Утро
2. Прогулка
3. Сказочка
4. Тарантелла
5. Раскаяние
6. Вальс
7. Шествие кузнечиков
8. Дождь и радуга
9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит вечер над лугами...

Скачать:


Подписи к слайдам:

Прокофьев Сергей « Детская музыка» Двенадцать лёгких пьес для фортепиано Подготовлено Кильчицкой Т.В.

Сергей Сергеевич Прокофьев Дата рождения: 23 апреля 1891 г. Дата смерти: 5 марта 1953 г. Место рождения: село Красное, Донецкая область, Украина Деятельность: композитор, дирижёр, пианист

Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Покровского района Донецкой области Украины). Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сперва слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора

В 1909 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции А. Лядова, по классу инструментовки - Н. Римского-Корсакова и Я. Витола, в 1914 году - по классу фортепиано А. Есиповой, по классу дирижирования - Н. Черепнина. Работал в творческом содружестве с Сергеем Эйзенштейном.

Кратко о творчестве: Сочинения представлены различными музыкальными жанрами: 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, ораторий и кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки для кино и театра. Прокофьев создал собственный музыкальный стиль.

Из автобиографии композитора: « Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей... К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка». «Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. Двенадцать пьес, ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Альбом «Детская музыка» 1. Утро 2. Прогулка 3. Сказочка 4. Тарантелла 5. Раскаяние 6. Вальс 7. Шествие кузнечиков 8. Дождь и радуга 9. Пятнашки 10. Марш 11. Вечер 12. Ходит вечер над лугами

Утро Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Следуя традициям детского альбома П.Чайковского, Прокофьев в своем сочинении рисует день ребенка, насыщенный богатыми впечатлениями, а порой и серьезными переживаниями каждая пьеса окрашена в свой цвет, напоена своим ароматом, она "осязаема " и вызывает чувственно-ассоциативные реакции.

« Прогулка » Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много...

Тарантелла Жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.

Шествие кузнечиков Это - быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Ходит месяц за лугами Последняя, двенадцатая пьеса - « Ходит месяц за лугами » - органически связана с народными интонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Автобиографии» разъяснить, что она написана не на фольклорную, а на собственную тему.

Детская музыка Прокофьева столь же занимательна как альбомы Чайковского и Шумана, но занимательность здесь другого рода. Это захватывающее "узнавание" самих себя в искусстве. Сергей Прокофьев входит в жизнь ребенка изнутри, смотрит на жизнь его глазами. «Кардинальным достоинством или пороком, если хотите в моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я никогда не хотел что либо делать только потому, что этого требуют правила. И я не стесняюсь заявить, что по существу являюсь учеником своих собственных идей. Во всем что я пишу, я придерживаюсь двух главных принципов ясность и выявление моих идей, лаконизм, избегание всего лишнего в их выражении.» - С. Прокофьев.

Симфоническая сказка «Петя и волк» В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра. В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».


Оборудование : Аудиозаписи произведений из альбома С.С. Прокофьева «Детская музыка»:

1. Пьеса «Утро».

2. Пьеса «Вечер».

3. Пьеса «Ходит месяц над лугами».

4. «Вальс алмазов».

5. Пьеса «Тарантелла».

6. Песня «Болтунья».

7. Пьеса «Пятнашки».

8. «Сказочка».

Участники : Ведущая, Хозяйка Медной горы. Герои песенки «Болтунья» - Лидочка, Вовка, Марья Морковка. Танцоры.

Предварительная работа: Понадобиться изготовить макет большой книги с названием «Детская музыка» на обложке и на страницах которой написаны названия музыкальных пьес из сборника. Портрет композитора во время работы: за роялем или с нотами в руках. Костюм Хозяйки Медной горы состоит из короны и длинного сарафана или платья с нашитыми на них блестками.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной.

(Звучит пьеса С.С. Прокофьева «Утро» из его сборника «Детская музыка». На столе или стене - портрет композитора.)

Наша встреча начинается со звуков прекрасной пьесы «Утро» великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (Показывает портрет композитора.) Я, думаю, что вы все хорошо знакомы с этим именем: ведь произведения Сергея Прокофьева нам всем хорошо известны. Сегодня мы попробуем совершить маленькую экскурсию по его пьесам, которые он создал специально для детей. Как сказал другой известный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, потому что никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений как он». Но сегодняшнее наше путешествие мы проведем с одним музыкальным спутником, вернее - спутницей. Пусть нашим помощником станет удивительная волшебница - Хозяйка Медной горы, героиня балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Но Хозяйка Медной горы должна прийти к нам со своей музыкой. Итак, я вновь обращаюсь к сборнику «Детская музыка». (Берет в руки сборник.)

Мы начали наш разговор с пьесы «Утро», а теперь прозвучит вторая пьеса из этого сборника - «Вечер». (Перелистывает страницу сборника.) Она интересна тем, что позднее композитор включил эту тему в свой балет о каменном цветке и Хозяйке Уральских гор. Послушайте, какая замечательная мелодия в этой пьесе. Она заставляет вспомнить о тихо прожитом дне и успокаивает, словно говоря: «Завтра настанет утро, и все снова будет хорошо».

(Звучит пьеса «Вечер».)

Теперь, я думаю, к нам должна прийти сама Хозяйка Медной горы. (Появляется Хозяйка Медной горы.)

Хозяйка Медной горы: Прекрасные сказы о моей уральской земле стали известны балетом. О красоте Уральских гор и волшебствах, связанных с природой этого необычного края, нам поведал своей музыкой сказочник и композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Но я хочу, чтобы мы еще раз перелистали страницы его удивительного сборника «Детская музыка». В нем 12 миниатюр, написанных для исполнения на фортепиано. Все пьесы имеют свои названия, которые помогают лучше представить себе музыкальный художественный образ. Вот, например, пьеса, которая называется целой строчкой из стихотворения - «Ходит месяц на лугами». (Перелистывает нужную страницу.) Сам композитор вспоминал, что его пьеса «Ходит месяц над лугами» сочинялась, когда он жил на природе, в домике с балконом, выходящим прямо на реку Оку. По вечерам С.С. Прокофьев любовался месяцем, который гулял по полянам и лугам.

Ведущая : Музыка этой пьесы напоминает протяжную русскую песнь, она словно помогает ощутить прохладу летнего вечера.

(Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами».)

Я надеюсь, уважаемая гостья, что вы пришли к нам не с пустыми руками.

Хозяйка Медной горы: Конечно, я принесла вам в подарок горсть волшебных алмазов. Но не простых, а музыкальных. Вы уже говорили, что пьесы из сборника «Детская музыка» стали частями из балета «Сказ о каменном цветке». Вот и сейчас прозвучит светлый, мечтательный «Вальс», который в балете получил название «Вальс алмазов». (Перелистывает страницу сборника.)

«Вальс алмазов» засверкал -

Приглашает всех на бал.

Самоцветами горит,

Нам о сказке говорит.

(Звучит «Вальс алмазов», который можно проиллюстрировать хореографическим исполнением.)

Ведущая: В сборнике «Детская музыка» есть еще один танец, который заставляет нас вспоминать о музыке Италии.

Хозяйка Медной горы : Я знаю, вы говорите о танце под названием «Тарантелла». (Открывает нужную страницу сборника.) Да, мелодия тарантеллы напоминает стремительную огненную итальянскую пляску. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся.

(Звучит пьеса «Тарантелла»; возможен хореографический показ.)

Ведущая : Знаете, уважаемая Хозяйка Медной горы, ведь у Сергея Сергеевича Прокофьева есть еще не мало музыки, написанной для детей. Этот сюита «Зимний костер», музыкальная сказка «Петя и волк», детские песни. Вот сейчас мы послушаем и посмотрим инсценировку этой песни, которая очень нравится ребятам. Ее назвали - «Болтунья», и слова для нее написала известная поэтесса - Агния Барто.

Хозяйка Медной горы: О чем же эта песенка?

Ведущая : О том, как одна болтливая девочка по имени Лидочка никак не хотела признавать себя болтуньей. Она пыталась говорить медленно и раздельно, но ее речь все время сбивалась на скороговорку и слушатели понимали, что Лидочка на самом деле большая тараторка. Итак, песня Сергея Сергеевича Прокофьева «Болтунья».

(Инсценировка песни «Болтунья». Может звучать аудиозапись песни «Болтунья» или дети могут исполнить ее сами.)

Хозяйка Медной горы : Прекрасная песенка, она такая забавная и понятная. Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева великолепно передает смену настроения героини песни. Чтобы продлить впечатление от песни, давайте послушаем пьесу «Пятнашки» С.С. Прокофьева из его сборника «Детская музыка». (Открывает нужную страницу.)

Музыка «Пятнашек» - быстрая, шаловливая. Ведь каждый из нас играл когда-нибудь в пятнашки - догонялки. Вот и мелодия этой пьесы передает стремительное движение, бег.

(Звучит пьеса «Пятнашки».)

Ведущая: Наступило время нашей уважаемой гостье возвращаться к своей Медной горе. Я хочу, чтобы мы простились тоже под музыку. У Сергея Сергеевича Прокофьева есть заключительная пьеса под названием «Сказочка». Пусть она прозвучит напоследок. (Открываем нужную страницу.) Ведь каждый из нас любит перед сном послушать сказки, чтобы потом приснился интересный волшебный сон. Вот и пьеса «Сказочка» вначале напоминает колыбельную песню своей неторопливой, «укачивающей» мелодией.

Хозяйка Медной горы: Представьте себе, ребята, таинственный, темный лес, в котором где-то вспыхивают волшебным светом огоньки гнилушек, да кричит филин. Но, вот пронеся на сером волке Иван-царевич, спас от Кощея Бессмертного Василису Прекрасную - ожил лес. Ускакали герои - и снова тишина, кончилась сказочка, и ее слушатели уснули.

Ведущая: Поблагодарим нашу гостью за прекрасную встречу с музыкой.

Хозяйка Медной горы : Для меня лучшей благодарностью будет то, что детям понравилась встреча с музыкой композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (.Хозяйка Медной горы уходит.)

Ведущая : Вот и подошла к концу наша встреча в гостиной с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Всегда ждем вас в нашей гостиной для новых встреч с другими композиторами.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с творчеством С.С.Прокофьева. Уточнить знания о жанрах музыки: песня, марш, танец (вальс, хоровод), вызывать положительные эмоции, способствовать активному восприятию музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Под « МАРШ» С.Прокофьева дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом
возле музыкального руководителя.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Однажды в теплый, ясный апрельский день в небольшом украинском селе родился мальчик, которого назвали Сережей. Мама Сережи хорошо играла на рояле, и он с раннего детства слышал музыку, и очень рано начал сочинять ее сам. Ребята, вы поняли, о ком я говорю?

Дети отвечают на вопрос муз. рук-ля, и рассаживаются на ковер на пяточки.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Музыка С.С.Прокофьева известна не только у нас в стране, но и во всем мире. Он писал много музыки для взрослых-симфонии, оперы, музыку к кинофильмам, спектаклям, даже волшебные сказки-балеты («Золушка»). Но он не забывал про детей, и написал для них много музыки.
Мы сейчас послушаем пьесу из сборника «Детская музыка», а вы скажете что это: песня, танец или марш, и какой характер у этой музыки?

«ВАЛЬС» (аудиозапись)

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка плавная, легкая, изящная. Давайте с вами потанцуем. Мальчики, приглашайте девочек на вальс! И пусть ваши движения будут такими же изящными, плавными, нежными.

Танцевальная импровизация под «ВАЛЬС» С.С.Прокофьева.
Дети рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте послушаем еще одно произведение из сборника «Детская музыка». Возможно, вы его уже где-то слышали.

«МАРШ» (исполняется на фортепиано).
Ответы детей.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Предлагаю вам поиграть в оркестр, а я буду вашим дирижером. Возьмите инструменты.

Дети берут детские музыкальные инструменты, встают полукругом возле муз.рук-ля.

«МАРШ» (игра на детских музыкальных инструментах).

Дети кладут инструменты и рассаживаются на ковре.

МУЗ.РУК-ЛЬ: А вот еще одна пьеса из сборника «Детская музыка», она называется «Ходит месяц над лугами». Какие настроения, чувства изображены в этой музыке, изображающие картину ночной природы?

«ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ» (исполняется на фортепиано)

МУЗ.РУК-ЛЬ: Да, музыка задумчивая, мечтательная, спокойная, сказочная, волшебная. Послушайте стихотворение русского поэта С.А.Есенина «Ночь». Какое настроение передано в нем?

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных полей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
все вокруг серебрит.

Дети отвечают на вопросы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте представим, что мы – звезды, и водим хоровод вокруг месяца. А месяцем будет Полина.

Девочка берет светящуюся палочку.

«ХОДИТ МЕСЯЦ…» (хоровод).
МУЗ.РУК-ЛЬ: Давайте нарисуем эту музыку.

Дети рассаживаются на ковре по всему залу, и рисуют красками под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…»

МУЗ.РУК-ЛЬ: Оставьте свои рисунки сохнуть, и давайте поговорим. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Дети дают ответы.

МУЗ.РУК-ЛЬ: Мне очень понравилось сегодня как мы с вами позанимались. На следующем занятии мы продолжим знакомиться с творчеством С.С.Прокофьева.
Возьмите свои рисунки, ими вы украсите свою группу.

Под аудиозапись «ХОДИТ МЕСЯЦ…» дети разбирают свои рисунки и выходят из музыкального зала.

МБОУ ДОД «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской

МХС «ВИТА»

Методическая разработка

Анализ фортепианных пьес С. Прокофьева

«Детская музыка»

Выполнила Тихонова И. М.,

Преподаватель фортепиано

2015

«Детская музыка» С. Прокофьева

Фортепианные произведения С. Прокофьева – одна из наиболее интересных страниц его творчества. Им присущи свет и радость, юношеский задор и энергия, а также глубоко лирические черты.

Цикл «Детская музыка», опус 65, созданный в 1935 году, состоит из 12 легких пьес. «Детская музыка» – это картинки природы и детских забав, зарисовка летнего дня с утра до вечера. По примеру детских пьес Р. Шумана и П. Чайковского все они имеют программные заголовки, помогающие лучше понять содержание произведений. Музыка привлекает новизной стиля, пленяет интонационным строем мелодий, гармоническими красками, модуляциями, свойственными зрелому композитору. Все пьесы написаны в трехчастной форме с элементами сонатинности.

С. Прокофьев весьма изобретателен в создании фортепианного изложения. Он использует скачки, перекрещивания, кластеры, органный пункт, остинатные ритмические фигуры.

Весь цикл пронизан русским песенным колоритом, народными интонационными оборотами.

Мировая фортепианная детская музыка имеет богатые давние традиции, поэтому перед Прокофьевым стояли задачи большой художественной сложности. Он блестяще справился с ними. С. Прокофьеву удалось передать мироощущение самого ребенка, а не создать музыку о нем или для него самого.

№ 1. «Утро».

Картина дня, заполненного прогулками и играми, рассказами и песен-ками, составляющими содержание цикла «Детская музыка», открывается пье-сой «Утро». С. Прокофьев создает выразительный музыкальный образ посред-ством ясных гармоний и светлой мелодики. Тишина, покой, радость от встречи пробудившегося после сна ребенка с новым днем – таково содержание этой прекрасной пьесы.

Ощущение звуковой перспективы достигается здесь путем использования крайних регистров фортепиано. Важную роль при этом играет правая педаль. Необходимо помнить, что нажимать педаль следует после того, как услышан звук или аккорд, снимать же педаль надо точно вместе со снятием звука или аккорда.

До-мажорные трезвучия в обеих руках должны звучать мягко, но глубоко; в басу подчеркивается нижний звук, в партии правой руки – верхний.

Выразительные реплики во второй половине 1, 3, 5, 7-го тактов испол-няются строго legato.

Средний эпизод делится на две части. Первая построена на колорис-тическом сопоставлении полнозвучной, медлительно льющейся мелодии gravemente в басу и мягко колышащегося фона нежных восьмых в среднем и высоком регистрах. Эти восьмые можно представить как бы в скрипичном звучании. Лиги по две ноты не должны разрывать непрерывную мелодическую нить аккомпанемента: создание волнообразного и мерного движения является целью исполнения.

Кисть правой руки в этом эпизоде должна двигаться плавно и гибко. Шопен в подобных случаях любил говорить: «Кисть должна дышать». Пальцы мягко касаются клавиш, не погружаясь в них глубоко. Напротив, пальцы левой руки, ведущей основную мелодию, глубоко проникают в клавиатуру, ощущая дно клавиши.

Надо следить, чтобы не акцентировалась каждая длинная нота, у испол-нителя должно хватить «дыхания» на большие мелодические отрезки (они отмечены лигами).

Во второй части середины правая и левая рука меняются ролями. Несмотря на низкий регистр и постоянную педализацию следует избегать грузного звучания.

№ 2. «Прогулка».

Как замечательно погулять теплым солнечным утром! Можно долго-долго идти по дорожкам, увидеть много чего нового и интересного, можно даже немного заблудиться и поплутать в незнакомых местах, но потом благо-получно возвратиться домой и со смехом рассказать о своих приключениях.

Произведение пронизано живым ритмом, создающим ощущение движения.

Все четвертные ноты, не объединенные лигой, исполняются певучим non legato, а триоли восьмых, под которыми не стоит лига, исполняются тем не менее legato.

Важным условием хорошего исполнения этой пьесы является ощущение двутактной природы музыкального материала. Конкретно это означает, что первая доля в 1, 3, 5-м и других тактах слегка акцентируется, а во 2, 4, 6-м и подобных тактах исполняется легко. Подчеркнутые длинные ноты в правой руке следует пропевать. С 20-го такта в правой руке появляется двухголосие; первое изложение темы, звучащей piano, перебивается в 24-м такте вступле-нием имитирующего голоса, звучащего mezzo forte. Оба голоса исполняются предельно legato с точным соблюдением динамических указаний.

Следует обратить внимание ученика на то, что по-настоящему оркест-рально звучит эпизод a tempo (32-33-й такты), где напевным выразительным фразам альтов отвечают мягкие реплики виолончелей.

Звучность партии левой руки в первой части произведения мягкая, полетная, пальцы исполнителя легко играют на поверхности клавиш. Совсем иное ощущение надо выработать для исполнения мелодической линии в партии правой руки. Подушечки должны сливаться с клавишами и не ударять, а погру-жаться вместе с клавишами до возможно глубокого нажатия.

№ 3. «Сказочка».

Одно из любимых детских увлечений – слушать сказки. Как хорошо присесть рядом с бабушкой и унестись в мечтах в иной, волшебный мир, словно наяву переживать удивительные события, стать одним из сказочных героев!

«Сказочка» С Прокофьева – это действительно сказка в детском понимании. Здесь господствуют русские по характеру мелодии, развертыва-ющиеся на фоне четко ритмованного движения. Как скупы и лаконичны штри-хи, и как верно нарисовано в музыке нарастание угрозы, врывающейся в мир-ное повествование!

При работе над произведением нужно добиться правильного исполнения ритмической фигуры две шестнадцатые и восьмая. Она должна быть четкой по ритму, но мягкой, неназойливой. Каждая группа должна отделяться почти неза-метным снятием руки. В 9, 10, 14, 22, 26, 27-м тактах указание legato относится ко всем нотам. Рука здесь нигде не снимается.

В 15-м и 16-м тактах секунды в партиях обеих рук исполняются мягко и на педали. Особенно глубоко и полно звучат ноты, отмеченные черточкой.

Два последние аккорда, завершающие пьесу исполняются non legato и piano.

№ 4. «Тарантелла».

Подобно П. Чайковскому, включившему в свой «Детский альбом» танцы и песни разных народов, С. Прокофьев уделяет место в своем сборнике «Дет-ская музыка» тарантелле – народному неаполитанскому танцу.

Энергичный, солнечный, жизнерадостный характер этого номера переда-ется упругой ритмической пульсацией триолей восьмых и быстрым темпом.

Акцентировка везде принадлежит автору; следует избегать лишних, дополнительных акцентов. После акцентируемого звука следует сразу уменьшить силу звука и исполнять остальные звуки легко. Акценты часто не совпадают в партиях обеих рук, что составляет некоторую трудность для исполнителя. Восьмые, отмеченные знаком staccato, снимаются остро, но легко.

Значительную трудность представляют фигуры в партии левой руки, когда в правой руке идет непрерывная триольная фигурация (в тактах 6, 18, 22, 26-м и других). Эти места надо учить отдельно, следя за точным совпадением восьмых в обеих руках.

Средняя часть ни в коем случае не должна быть замедлена, во всей пьесе следует сохранять единый темп.

Заключительная часть – торжественный финал народного праздника; радостно звучат ликующие фанфары.

№5. «Раскаяние».

«Раскаяние» – это, пожалуй, единственная в цикле пьеса, затрагивающая область серьезных, печальных, даже мрачных чувств. Эта миниатюра тонко и выразительно рисует психологическую драму, тяжелый момент в жизни ребен-ка. Ему стыдно и горько за свой проступок, но искреннее раскаяние приносит прощение и пьеса заканчивается умиротворенно и нежно.

Следует предостеречь от увлечения излишне медленным темпом. Выразительное, согретое теплым чувством исполнение этой пьесы не предполагает сентиментальности или растянутости движения. В 9-12-м тактах мелодия звучит в октавном удвоении на расстоянии двух октав. Этот прием любил Шуман. В таких случаях красиво звучит выделение нижнего голоса.

Реприза несколько варьирована. Сквозь движение восьмых должна ясно проступать тема.

Последние восемь тактов выражают покой. Арфообразные ходы в партии левой руки чередуются с выразительными репликами в партии правой руки.

№ 6. «Вальс».

Этот пленительный, лирический вальс весь проникнут необычайной гра-цией и свободой. Это высокая лирика. Удивительная по красоте мелодия пора-жает огромным диапазоном. Средняя часть отличается большей напряжен-ностью, взволнованностью, мелодия в ней становится более дробной, в виде секвенций на фоне активных восьмых сопровождения.

Перед учеником ставятся не только звуковые, но и технические задачи. Вальсовая характерная формула акккомпанемента должна быть тщательно проработана: басовый звук всегда берется движением руки сверху вниз и как бы придерживается пальцем, а аккорды берутся легким движением руки от клавиатуры вверх.

Ощущение мелодической фразировки заставляет считать окончанием первой фразы первый звук шестого такта, а окончанием второй фразы – второй звук двенадцатого такта. Звуки мелодии, отмеченные черточкой должны быть особенно певучими и протяжными.

Большое внимание следует уделять цезурам. В средней части желательно фразировать большими отрезками, ощущая восьмитактовую протяженность фраз.

№ 7. «Шествие кузнечиков».

Композитор рисует картину сказочного шествия кузнечиков. Крайние части подобны быстрому массовому маршу; в середине общее стремительное движение переходит в торжественное шествие.

Яркость, блеск, энергия, юмор – все эти качества, характерные для Прокофьева, представлены здесь в полном объеме.

При исполнении первой темы необходимо ощущать тяготение к четвертому такту каждой фразы и не акцентировать предыдущие сильные доли.

В поле внимания педагога должно входить также наблюдение за точной передачей учеником острого ритмического рисунка музыкальной ткани; осо-бенно важно коротко исполнять шестнадцатые в 1-2-м, 9-10-м и других подобных тактах.

Для создания четкого и легкого характера в крайних частях необходима короткая прямая педаль.

№ 8. «Дождь и радуга».

В этой музыкальной картине нет ничего от традиционных приемов изображения в музыке дождя; нет потока чередующихся в обеих руках восьмых staccato, нет бурных пассажей по всей клавиатуре и других нехитрых атрибутов натуралистической школы. Здесь автор скорее передает душевное состояние ребенка в унылую, дождливую погоду и радостную детскую улыбку, с которой ребенок встречает появление красивой радуги, опоясывающей небосвод.

Эта пьеса очень своеобразна с ее фоническими эффектами и смелыми наслоениями пятен. Многочисленные случаи употребления композитором диссонирующих аккордов, интервалов должны восприниматься как средство колористического воздействия на слушателя. Эти созвучия следует брать не резко, а певучим туше.

Пьеса раскрывает перед исполнителем интересные колористические возможности инструмента.

№9. «Пятнашки».

Пятнашки – это веселая детская игра. Много радости приносит она ребятишкам, всюду смех, суета, беготня...

Этот номер – по сути высокохудожественный этюд, в котором компо-зитор поставил перед исполнителем ряд определенных технических заданий. В «Пятнашках» много штрихов прокофьевского пианизма с его смелыми скачка-ми и использованием различных регистров. Здесь, в основном, две задачи: овладение репетиционной техникой в быстром движении путем подмены пальцев на одной клавише и освоение фактуры токкатного типа с элементами скачков и перекрещиванием рук. Пьеса полезна для развития пальцевой беглости.

Для удовлетворительного решения обеих задач обязательным условием является ритмическая выдержка. Темп пьесы определяется соответственно возможности ученика исполнить произведение, услышав каждый звук доста-точно отчетливо и внятно.

№ 10. «Марш».

«Марш» – шедевр лаконичности и точности интонации – принадлежит к лучшим страницам сборника. Он полон бодрости, ясности, своеобразного прокофьевского юмора.

Для передачи характера этой пьесы необходимо достигнуть предельной точности в выполнении всех, даже самых незначительных подробностей нотного текста. Ученику должны быть понятными все аппликатурные указания, распределение больших и малых акцентов, особенности динамики.

Движения рук исполнителя следует подчинить звуковому образу данного эпизода. Например, в 7-8-м тактах отдельные маленькие лиги по две ноты (с упором на первую) исполняются погружением руки в клавиатуру (на первой слигованной ноте) и снятием руки (на второй).

Срединный эпизод делится на две фразы по 4 такта в каждой. Жела-тельно, чтобы подчеркнутые ноты не акцентировались преувеличенно, а соста-вили бы мелодическую линию.

№ 11. «Вечер».

Два последних номера сборника «Детская музыка» переносят в обстановку вечернего пейзажа. Необычайно хороша пьеса «Вечер»! Мелодию этой пьесы С. Прокофьев сделал одним из лейтмотивов своего балета «Сказ о каменном цветке». Спокойно-напевная, ясная мелодия, оттененная неожидан-ными поворотами, на первый взгляд, осложняющими тональность, но в действительности подчеркивающими ее и укрепляющими.

Для того, чтобы задумчивая, нежная тема прозвучала красиво, надо позаботиться о втором звуковом плане. Ученику предстоит серьезно заняться партией левой руки, которая в первых двенадцати тактах должна напоминать по звучности хор, поющий тихо за сценой.

Маленькая интермедия с имитирующимим друг друга репликами (следу-ющий восьмитакт) подготавливает более яркое проведение основной мелодии, причем партия левой руки дается в несколько варьированном виде.

Средняя часть построена на длительных органных пунктах, которые не должны быть назойливыми, но в то же время должны постоянно ощущаться, создавая впечатление широкого простора и спокойной созерцательности.

№ 12. «Ходит месяц над лугами».

Последняя пьеса цикла «Детская музыка», принадлежит к числу поэтичнейших страниц Прокофьева. День завершился, на землю опустилась ночь, на небе выступили звездочки, стихли звуки, все засыпает. Эта пьеса по характеру близка предыдущей. Ее напевная мелодия воспринимается как подлинно народная песня.

Лигатура не носит здесь фразировочного характера. Окончание лиги далеко не всегда означает конец фразы и совсем необязательно связано со сня-тием руки с клавиатуры. Педагог должен найти границы фраз, руководствуясь музыкальным чутьем; так, цезура естественно ощущается в конце 5, 9, 13-го тактов. Значит, надо «снять»руку, «вздохнуть» перед началом новой фразы.

Первый такт пьесы – небольшое вступление. Здесь дается начало мерному, колышащемуся движению, которое переходит в партию левой руки.

Синкопированное проведение темы в 22-15-м тактах от конца очень трудно для исполнения. При соблюдении максимального legato надо быть внимательным к плавности мелодической линии и избегать толчков на отдельных аккордах.

Работа над пьесой «Ходит месяц над лугами» принесет большую пользу для развития музыкальности ученика и его звукового мастерства.

Использованная литература

1. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973.

2. Нестьев И. В. Прокофьев. М., 1957.

3. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.


Новое на сайте

>

Самое популярное