Домой Укус Роль мировоззрения в индивидуальной картине мира. Особенности различных картин мира Особенности проявления индивидуальной картины мира

Роль мировоззрения в индивидуальной картине мира. Особенности различных картин мира Особенности проявления индивидуальной картины мира

Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшее условие его существования в мире. Картины мира чрезвычайно многообразны, так как это всегда своеобразное видение мира, его смысловое конструирование в соответствии с определенной логикой миропонимания и миропредставления. Они обладают исторической, национальной, социальной детерминированностью. Существует столько картин мира, сколько имеется способов мировидения, так как каждый человек воспринимает мир и строит его образ с учетом своего индивидуального опыта, общественного опыта, социальных условий жизни.

Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт как общечеловеческий, так и национальный. Последний и определяет специфические особенности языка на всех его уровнях. В силу специфики языка в сознании его носителей возникает конкретная языковая картина мира, сквозь призму которой человек видит мир.

Анализируемая картина мира оказывается в системе различных картин мира наиболее долговечной и устойчивой. В свете современной концепции лингвистической философии язык толкуют как форму существования знаний.

Поэтому изучение языковой картины мира оказалось в последние годы особенно значимым для всех сфер научного знания.

Следует особо отметить мнение Ю.Д. Апресяна который, обосновал мысль о том, что языковая картина мира является «наивной» . Она как бы дополняет объективные знания о реальности, часто искажая их. В модели мира современного человека граница между наивной и научной картинами стала менее отчетливой, поскольку историческая практика человечества неизбежно приводит к все более широкому вторжению научных знаний в сферу бытовых представлений, отпечатываемых в фактах языка, или к расширению сферы этих бытовых представлений за счет научных понятий.

Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую систему взглядов или предписаний. Представления, формирующие картину мира, входят в значения слов в неявном виде; человек принимает их на веру, не задумываясь, и часто даже сам не замечая этого. Пользуясь словами, содержащими неявные смыслы, человек, сам того не замечая, принимает и заключенный в них взгляд на мир.

Напротив, те смысловые компоненты, которые входят в значение слов и выражений в форме непосредственных утверждений, могут быть предметом спора между разными носителями языка и тем самым не входят в тот общий фонд представлений, который формирует языковую картину мира.

Следует, прежде всего, отметить, что к рассмотрению национально-культурной специфики тех или иных аспектов или фрагментов картины мира исследователи подходят с разных позиций: одни берут за исходное язык, анализируют установленные факты межъязыкового сходства или расхождений через призму языковой системности и говорят о языковой картине мира; для других исходной является культура, языковое сознание членов определенной лингвокультурной общности, а в центре внимания оказывается образ мира. Нередки случаи, когда принципиальные различия между этими двумя подходами попросту не замечаются или когда декларируемое исследование образа мира фактически подменяется описанием языковой картины мира с позиций системы языка. Поскольку ниже речь пойдет об исследованиях, выполненных с позиций разных подходов, представляется оправданным в качестве нейтрального использовать термин «картина мира», сопровождая его уточнением «языковая» или заменяя слово «картина» на слово «образ».

Как бы то ни было, нельзя не признать, что постепенно происходит осознание необходимости решительной переориентации подобных исследований с сопоставительного анализа языковых систем на изучение национально-культурной специфики реального функционирования языка и увязываемых с ним культурных ценностей, языкового сознания, языковой / лингвокультурной компетенции и т.п. Так В.Н. Телия определяет предмет лингвокультурологии как изучение и описание культурной семантики языковых знаков (номинативного инвентаря и текстов) в их живом, синхронно действующем употреблении, отображающем культурно-национальную ментальность носителей языка . При этом указывается, что интерактивные процессы взаимодействия двух семиотических систем (языка и культуры) исследуются с позиций культурно-языковой компетенции говорящего / слушающего; экспликация когнитивных процедур, осуществляемых субъектом при интерпретации культурно значимой референции языковых знаков, проводится на материале живого функционирования языка в дискурсах разных типов с целью изучения «культурного самосознания, или ментальности, как отдельного субъекта, так и сообщества в его полифонической цельности» .

Любой язык есть уникальная структурированная сеть элементов, являющих свое этническое ядро через систему значений и ассоциаций. Системы видения мира различны в разных языках. По выражению А. Вежбицкой: Каждый язык образует свою семантическую вселенную. Не только мысли могут быть подуманы на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания, но не другого .

Как верно заметил В.В. Воробьев, развитие культуры происходит в недрах нации, народа в условиях безусловного существенного национального единства . Язык представляет собой воплощение неповторимости народа, своеобразия видения мира, этнической культуры. В мире не существует двух абсолютно идентичных национальных культур. Еще В. Фон Гумбольдт говорил о том, что различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями. В языке мы всегда находим сплав исконно языкового характера с тем, что воспринято языком от характера нации. Влияние характера языка на субъективный мир неоспоримо .

Каждый язык является, прежде всего, национальным средством общения и, по мнению Е.О. Опариной, в нем отражаются специфические национальные факты материальной и духовной культуры общества, которое он (язык) обслуживает. Выступая в качестве транслятора культуры, язык способен оказывать влияние на способ миропонимания, характерный для той или иной лингвокультурной общности.

Язык это, прежде всего, инструмент для передачи мыслей. Он не есть сама реальность, а лишь ее видение, навязанное носителям языка, имеющимися в их сознании представлениями об этой реальности. Язык как основной хранитель этнокультурной информации является носителем и средством выражения специфических черт этнической ментальности.

По мнению В. фон Гумбольдта, характер нации сказывается на характере языка, а он, в свою очередь, представляет собой объединенную духовную энергию народа и воплощает в себе своеобразие целого народа, язык выражает определенное видение мира, а не просто отпечаток идей народа.

По мнению В.Ю. Апресяна, менталитет и языковая картина мира взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания об идиоэтнических по своей сути ментальных мирах образуют языковую картину мира своеобразную сферу существования культур .

В лингвокультурологии, помимо понятия языковая картина мира, существуют также понятия концептуальная картина мира, этническая (национальная) картина мира.

Большинство лингвистов при этом сходятся во мнении, что концептуальная картина мира более широкое понятие, чем языковая, поскольку, как справедливо отмечает Е.С. Кубрякова: Картина мира то, каким себе рисует мир человек в своем воображении, феномен более сложный, чем языковая картина мира, т.е. та часть концептуального мира человека, которая имеет привязку к языку и преломление через языковые формы. Не все воспринятое и познанное человеком, не все прошедшее и проходящее через разные органы чувств и поступающее извне по разным каналам в голову человека имеет или приобретает вербальную форму. То есть концептуальная картина мира это система представлений, знаний человека об окружающем мире, она ментальное отражение культурного опыта нации, языковая же картина мира ее вербальное воплощение. В картине мира отражаются наивные представления о внутреннем мире человека, в ней конденсируется опыт интроспекции десятков поколений и в силу этого она служит надежным проводником в этот мир. Человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта, но, прежде всего, через призму общественного опыта .

Национальная картина мира отражается в семантике языковых единиц через систему значений и ассоциаций, слова с особыми культурно-специфическими значениями отражают не только образ жизни, характерный для языкового коллектива, но и образ мышления.

Итак, национальная специфика в семантике языка является результатом влияния экстралингвистических факторов культурных и исторических особенностей развития народа.

На основе триады - язык, культура, человеческая личность языковая картина мира и представляет лингвокультуру как линзу, через которую можно увидеть материальную и духовную самобытность этноса.

Язык самым непосредственным образом связан с выражением личностных качеств человека, а в грамматической системе многих естественных языков закреплено отношение к личности в той или иной её ипостаси. Тем не менее, понятие языковой личности возникает лишь в последние десятилетия в лоне антропологической лингвистики, где оно, естественно, занимает центральное место.

Понятие «языковая личность», образовано проекцией в область языкознания соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека, составляющих его качественную определенность. Прежде всего под «языковой личностью» понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под «языковой личностью» понимается также совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, - личность коммуникативная.

И, наконец, под «языковой личностью» может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре - личность словарная, этносемантическая.

«Наивная картина мира» как факт обыденного сознания воспроизводится пофрагментно в лексических единицах языка, однако сам язык непосредственно этот мир не отражает, он отражает лишь способ представления (концептуализации) этого мира национальной языковой личностью, и поэтому выражение «языковая картина мира» в достаточной мере условно: образ мира, воссоздаваемый по данным одной лишь языковой семантики, скорее схематичен, поскольку его фактура сплетается преимущественно из отличительных признаков, положенных в основу категоризации и номинации предметов, явлений и их свойств, и для адекватности языковой образ мира корректируется эмпирическими знаниями о действительности, общими для пользователей определенного естественного языка.

«Языковая личность», - концепция которой в последние годы развивается Ю.Н. Карауловым. В его работах языковая личность определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов» , - а потому, добавим мы, скорее это определение языковой личностности, а не личности как проявления последней. Ю.Н. Караулов представляет структуру языковой личности, состоящей из трех уровней: «1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную «картину мира», отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания человека; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Эти уровни обеспечивают в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению речевой деятельности в мире» .

Когнитивный и прагматический уровни языковой личности имеют непосредственную связь с образностью, которая является предметом изучения данной работы, к рассмотрению которого мы переходим.

Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты: на примере текстов людей, совершивших р

Марина Новикова-Грунд Социальная психология Отсутствует

Эта книга может быть полезна тем, кто профессионально работает со словом, будь-то психологи, филологи, писатели, историки. Но в первую очередь она обращена к психотерапевтам, для которых анализ высказываний клиента – это важнейший источник информации о нем, а то, что говорят они сами, – единственный их рабочий инструмент.

Строгий, лишенный произвольных интерпретаций и «вчитывания» посторонних смыслов анализ текста позволяет воссоздать индивидуальную картину мира автора этого текста – то есть увидеть мир глазами другого.

Книга состоит из четырех разделов, посвященных разным аспектам продуктивного времяпровождения с малышом. Первый раздел книги знакомит читателя с моральными аспектами воспитания, он полон ценных советов по развитию личности и формированию характера ребенка.

Во втором предлагается практическая методика развития речи, подробно описываются такие упражнения, как рассказ по картине, театр теней , техника изучения стихов. Два следующих раздела посвящены здоровью ребенка и развлечениям, в них читатели узнают о витаминном рационе, прививках и закаливаниях малыша, а также об интересной организации досуга и о приобщении ребенка к родным традициям и культуре.

Книга будет полезной и интересной для молодых родителей , психологов, педагогов и всех, кто интересуется проблемами воспитания детей.

Оно может быть использовано для индивидуальных и групповых занятий.

Дизайн интерьера

Наталия Митина Поиск работы, карьера Отсутствует

Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить о работе дизайнера интерьера по телепередачам, посвященным ремонту квартир, складывается впечатление, что дизайнер просто выбирает цвет стен и диванных подушек или художественно развешивает картины.

На самом же деле его задача – сделать реальностью мечту клиента о красивом, гармоничном и удобном для жизни интерьере, а для этого нужна вполне прозаическая работа: измерения, чертежи, технические решения, согласования, составление смет, поиск нужных стройматериалов и предметов мебели, работа со строителями.

Кроме того, когда у дизайнера серьезный бизнес, ему приходится думать и о налогах, рекламе, поиске новых клиентов и о многом другом. Наталия Митина, архитектор и дизайнер интерьера, основатель и руководитель студии Koncepcija, развеивает мифы вокруг дизайна интерьера и рассказывает обо всех нюансах работы профессионала – начиная от выбора учебного заведения до создания собственной дизайн-студии.

Я был зятем Хрущева

Алексей Аджубей Биографии и Мемуары Наследие кремлевских вождей

– …Я не писал политическую биографию Хрущева – это занятие для историков. Хорошо, что такая биография при жизни Никиты Сергеевича у нас в стране не появилась – вряд ли она была бы правдивой. Я не вступаю в спор ни с кем, ибо каждый имеет право на собственную точку зрения.

Мера порядочности и ответственности тоже сугубо индивидуальна. Когда думал над тем, как выстраивать повествование о теперь уже далеких годах , мне показалось важным не столько следовать хронологическими ступенями или пытаться чертить точную схему событий, во всем их объеме и разнообразии, – да мне и не под силу такая работа, – сколько составить картину из штрихов и фактических зарисовок о людях, событиях, о радостном и горестном, не только о Хрущеве… Алексей Аджубей, муж Рады Никитичны Хрущевой, главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия».

Мемуары о своем тесте и его нелегком времени Аджубей решился опубликовать только в разгар перестройки.

Штрихи речевого портрета Прикамья: учебное пособие по спецкурсу

Т. И. Ерофеева Языкознание Отсутствует

Учебное пособие по спецкурсу представляет результаты исследования речи горожан в ракурсе, определяемом проблематикой социальной диалектологии. Демонстрируются нормы устной городской литературной речи, лексикон городских социолектов, методика их исследования, индивидуальная речевая продукция – тем самым создаются штрихи языковой картины мира горожан.

Предназначено для студентов филологического факультета , учителей школ и тех, кто интересуется проблемами комплексного изучения человека, – литераторов, социологов , психологов и др.

Как избавиться от стресса

Анатолий Яковлевич Анцупов Общая психология Отсутствует Нет данных

В работе в популярной форме раскрываются роль стресса в жизни современного человека, его сущность и зависимость от эволюционной структуры психики. Характеризуются объективные факторы возникновения стресса, его связь с индивидуальными и социальными пороками.

Даются практические рекомендации по устранению социально-психологических и личностных причин стресса. Обосновывается влияние на стресс границ картины мира, имеющейся у человека: пространственных, временных, содержательных и вероятностных. Раскрывается тесная связь стресса и конфликтов.

Показывается зависимость стресса от качества управления, прежде всего стратегического. Предлагаются тесты, позволяющие оценить разные характеристики стресса у конкретного человека.

Психология биэтнических семейных отношений

З. И. Айгумова Прочая образовательная литература Отсутствует

Монография излагает проработанную авторскую позицию, рассматривающую особенности биэтнических семейных отношений через различные аспекты: психологические проблемы семейных отношений, удовлетворенность браком, модели культурного приспособления, роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга, особенности адаптации супругов к иноэтнической среде, психологические особенности ролевых ожиданий в биэтнических семейных отношениях и степень их согласованности.

Также обсуждены личностные особенности супругов и их детей из биэтнических браков – личностные особенности супругов из биэтнических семей, психосоциокультурные факторы, определяющие идентичность личности из биэтнических семей, этническая идентичность супругов.

Чрезвычайно важен тот момент, что супруги из биэтнических семей в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии. Данное столкновение часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привело к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей.

Для студентов, специализирующихся в области психологии, психологии семьи, этнопсихологии.

Эрик и месть Валету

Алексей Соснин Боевое фэнтези Отсутствует

Открывая эту книгу, словно волшебный ларец, мы даже не можем себе представить, что с первых же строк этого необычного произведения помимо нашей воли мы будем вовлечены в сказочно-романтический по форме, но вполне реальный и жизненный по содержанию человеческий круговорот.

Необычность новой повести Алексея Соснина «Эрик и месть Валету» заключается в том, что классическая схема «форма соответствует содержанию» здесь отступает перед силой нашего воображения. Той необъяснимой силой, которая безудержно вовлекает нас в волшебный мир фэнтези.

Действие повести развивается без всяких завязочных описаний. С первых же страниц книги перед нами раскрываются сказочные, но реально очерченные видения, и вопреки нашему рационализму мы переносимся на романтическое игровое поле. Сразу представляем себе средневековых рыцарей, ощущаем себя в окружении магов и волшебников.

Чтобы не утомлять читателя, автор использует минимальный набор художественных средств. Все сюжетные линии оформлены им всего лишь концептуальными набросками. В остальном он всецело доверяет читателю. Всякая сценическая концепция определена индивидуальной жизненной реальностью, поэтому у читателя будет своя игра, своя картина мира, отвечающая его представлениям и ощущениям.

Автор дарит возможность нашему воображению дополнить картину своими образами, действиями и мыслями. Приглашая тем самым нас в соавторы необычайного повествования. И, словно страстные геймеры, мы проведём эту игру до самого победного конца, до самой последней строчки.

Вместе с героями повести мы пройдём все этапы обретения зрелости и мудрости. Возмужаем в схватках с оборотнями, в сражениях со злыми волшебниками. Нас будет возвышать счастье любви и опускать страсть ненависти. Мы будем доверчивы, веря в правду и обманываясь в коварной лжи.

Как смысл жизни сыновний долг взойдёт для нас на один уровень с великой миссией спасения человечества. Позади останется тернистый жизненный путь, освящённый духом борьбы добра и зла. И на этом пути мы всегда будем следовать вполне земному отцовскому завету во всех делах следовать своему сердцу, потому что именно оно помогает принимать правильное решение в трудную минуту.

Пропустив через себя весь этот круговорот характера в социальной природе, как и герои книги, мы неизбежно подойдём к той черте, за которой стоит подвести итоги. Пусть и промежуточные, но столь же необходимые, чтобы на новом уровне следовать по своему жизненному пути дальше.

И главное, чтобы с гордостью вписать эти итоги в свою биографию, как это случится в открытом перед вами произведении: «Несмотря на печаль об ушедших, два королевства праздновали победу, которая будет вписана в историю эльфов и людей».

Трудовые споры. Учебно-практическое пособие для бакалавриата и магистратуры

Николай Георгиевич Гладков Учебная литература Бакалавр и магистр. Академический курс

В пособии комплексно освещается порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в судах с учетом одновременного применения судами, разрешающими индивидуальные трудовые споры, трудовых и гражданско-процессуальных норм. Рассмотрены проблемы, возникающие при разрешении коллективных трудовых споров, и пути их разрешения, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров юрисдикционными органами.

Настоящее издание раскрывает картину судебной практики по разрешению трудовых споров в соответствии с разработанными Пленумом Верховного Суда РФ руководящими разъяснениями судам. В структуру пособия включены вопросы, которые помогут студентам осуществить контроль знаний.

Образ мира в зеркале языка

Сборник статей Культурология Концептуальный и лингвальный миры

Сборник научных статей (первый выпуск из новой серии «Концептуальный и лингвальный миры») посвящен рассмотрению таких вопросов, актуальных для современной лингвистики, как ментальность и менталитет народа, концептуальная, языковая и индивидуально-авторская картины мира, история народа и языковое сознание личности, ментальное пространство художественного текста и др.

Сборник предназначен для лингвистов, литературоведов, культурологов, психологов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами языка, психологии, культуры.

Общая и неорганическая химия. В 2 ч. Часть 1. Теоретические основы 2-е изд., пер. и доп. Учебник и п

Нина Георгиевна Никитина Учебная литература Профессиональное образование

Учебник поможет студентам сформировать адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания законов химии, состава и строения вещества, химических и физико-химических свойств элементов и соединений. В первой части рассмотрены основы химической термодинамики, кинетики, свойства растворов, теория строения атома и химической связи, окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы, свойства комплексных соединений.

Вторая часть учебника посвящена химии s-, р-, d-элементов. Каждая глава содержит характеристику подгруппы, физические и химические свойства простых веществ и их соединений, сведения об их получении, применении, токсичности и экологической опасности. Учебник содержит образцы решения задач, контрольные вопросы и тесты.

В Приложениях приведены все необходимые вспомогательные сведения. Для лучшего усвоения материала в учебник включен обширный лабораторный практикум. Лабораторные работы содержат индивидуальные задания с элементами научного исследования, проведением количественных расчетов и оценкой погрешности определений.

Спрятаться за цветами (сборник)

Людмила Темнова-Зимина Эссе Отсутствует

В книгу кинодраматурга и режиссера документального авторского кино Людмилы Темновой-Зиминой вошли киносценарии, стихи, эссе, размышления о кино и жизни. В мире снято множество кинофильмов, разных по жанру и качеству. Каждый из них представляет собой индивидуальный взгляд сценариста и режиссера.

В конечном итоге рассказанная история начинает жить на экране самостоятельно в той форме, которую ей придали создатели картины, а сами они остаются за кадром, словно волшебники-эльфы, прячущиеся за цветами.

Искусство. Современное. Тетрадь одиннадцатая

Вита Хан-Магомедова Отсутствует Нет данных

В искусстве Китая сохранялась связь с древними традициями, художники хорошо усваивали уроки старых мастеров. Живописец в 1800-м писал картины так, как это делали в 1300-м. Сегодня, обращаясь к традиции, художники изобретательно вводят элементы языка творцов Запада, оригинально трансформируют их, используют новые технологии, создавая яркие, индивидуальные работы; находят символы, чтобы связать прошлое и настоящее как Мао, Дом правительства ХУШ века (фон для работ Вана Гуангьи, Ая Вэйвэя).

Осторожно – люди. Из произведений 1957–2017 годов

Илья Крупник Современная русская литература Отсутствует

Проза Ильи Крупника почти не печаталась во второй половине XX века: писатель попал в так называемый «черный список». «Почти реалистические» сочинения Крупника внутренне сродни неореализму Феллини и параллельным пространствам картин Шагала, где зрительная (сюр)реальность обнажает вневременные, вечные темы жизни: противостояние доброты и жестокости, крах привычного порядка, загадка творчества, обрушение индивидуального мира, великая сила искренних чувств – то есть то, что волнует читателей нового XXI века.

При всем обилии посвященной П. М. Третьякову литературы кажется, что неведомый художник набросал легкими штрихами его образ, взялся было за краски – но так и не докончил картины, не расцветил ее яркими красками индивидуальности, не вдохнул в нее Божью искру души… Разумеется, говоря о Третьякове, нельзя обойти вниманием то, что представляло для него цель жизни – создание коллекции картин в Лаврушинском переулке.

В этой книге Третьяковской галерее будет отдано немало места. Однако основную свою задачу автор этой книги видит в том, чтобы с опорой на документальные свидетельства показать читателю многогранную личность, какой был Павел Михайлович Третьяков.

Сетка. Инструмент для принятия решений

Мэтт Уоткинсон Зарубежная деловая литература Отсутствует

Новаторская книга Мэтта Уоткинсона, лауреата премии за лучшую книгу по менеджменту 2014 года, представляет стройную и простую систему принятия безошибочных решений в бизнесе. Автор рассматривает предприятие или компанию как целостный организм, в котором все элементы тесно взаимосвязаны, так что любые перемены в одном из них неминуемо повлекут за собой серьезные последствия для всей системы.

Ему удалось разработать простую для использования, но очень эффективную аналитическую модель – сетку, позволяющую верно оценить картину в целом, взглянуть на ситуацию в динамике, спрогнозировать результаты изменений, организовать как командную, так и индивидуальную работу.

«Сетка, о которой я расскажу, – это инструмент для принятия более продуманных и обоснованных решений. С ее помощью можно выявлять проблемы и находить перспективные области в уже существующем бизнесе, а также обкатывать новые идеи. Я писал ее для того, чтобы жизнь каждого моего читателя стала проще и лучше.

От этого выиграют все». (Мэтт Уоткинсон).

Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг: Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающего

Сборник Биографии и Мемуары Портрет Эпохи

При упоминании имени Валентина Серова перед глазами сразу появляется картина «Девочка с персиками», знакомая каждому с детства. В ранних картинах художника угадывается стиль импрессионистов, который со временем перерастет в особую индивидуальную манеру письма.

Этот великий труженик, человек уникального дарования, богатой духовной жизни, редкой внутренней красоты, от природы очень молчаливый и настойчивый в раз и навсегда избранных принципах, был прекрасным пейзажистом и графиком, но прославили его все же работы портретного жанра.

В умении на полотне показать человека живым и точно передать его внутреннюю суть равных Серову не было. Любим и почитаем он и сегодня, что ярко показала выставка, приуроченная к 150-летию художника, – на ней побывало около полумиллиона посетителей. Настоящая книга вобрала в себя воспоминания о Валентине Серове его современников: матери, дочери, коллег и писателей.

Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

· масштабность;

· чёткость;

· эмоциональная окрашенность;

· свет и мрак;

· присутствие прошлого, настоящего и будущего;

· аналитизм и синтетизм;

· выделенность субъекта из внешней среды;

· активность-пассивность;

· знаковость (символичность);

· рефлексивность;

· насыщенность межчеловеческими отношениями;

· конформность;

· детерминированность мироустройства;

· степень общей развитости;

· особенности развития репрезентативной системы.

(Субкультурная картина мира)

Мир не хорош и не плох, – утверждали ещё мудрецы древности, – он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а, следовательно, и отношение к нему, человеком?

Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других – мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других – будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа». Главная причина этого – наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе.

Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности – от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира – это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне. А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII - XIV веков. Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

Рассматривая понятие "мировоззрения" в научно-психологическом контексте, можно рассмотреть понятия, являющиеся связанными, родовыми, чтобы более точно и определенно понять смысл первого. Так, Д.А. Леонтьев считает, что понятие "образ мира", "картина мира" являются близкими по значению к понятию "мировоззрение".

Понятие "образ мира" более традиционно для науки и активно используется различными психологами, лингвистами, философами. Конкретно в психологической науке введение термина "образ мира" было связано с распространением общепсихологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева, в контексте которой рассматривался процесс построения образа, главным определяющийся не отдельными воспринимаемыми характеристиками объектов, а с особенности построения образа мира объектом в целом .

А.Н. Леонтьев рассматривает "образ мира" как "методологическую установку, предписывающую исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности". Его положение о том, что "становление образа мира у человека есть его переход за пределы "непосредственно чувственной картинки"" , что образ мира - не конечная, оформленная картиной, а динамичное образование, зависящее непосредственно от воспринимающего объекта, послужило толчком для дальнейшего изучения феномена мировосприятия.

Так, рассматривающие проблему восприятия образа в рамках познавательных процессов, С.Д. Смирнов , В.В. Петухов , иное значение придают взятому нами термину в своих работах.

С.Д.Смирнов в свои работах делает различение между "миром образов" трактующимся как отдельные чувственные впечатления, и "образом мира", отличающегося целостностью и завершенностью, являющегося амодальным, имеющего многоуровневую структуру знаний, приобретающего эмоционально-личностный смысл. Петухов, рассматривая понятие "образа мира" в своей статье предлагает использовать способы и приемы решения мыслительных задач как структурную единицу в изучении представлений о мире, а также говорит о необходимости дальнейшего изучения восприятия образов.

Также, понимание внешнего и внутреннего мира рассматривается Василюком в книге "Психология переживания" . Автор выделяет типологию жизненных миров, основанную характеристиках простоты или сложности внутреннего и внешнего миров, рассматривая их не как градацию, а как некую целостность. "Жизненные миры" рассматриваются не как отдельно взятые, противопоставленные срезы действительного мира, а как компоненты единого психологического внутреннего мира личности.

Так же, различное понимание терминов "образ мира", "картина мира" можно найти в работах В.В. Зинченко, Ю.А. Аксеновой, Н.Н. Королевой, Е.Е.Сапоговой, Е.В. Улыбиной, А.П. Стеценко.

Однако, для нашего исследования наиболее интересным представляется трактовка Д.А. Леонтьева. В статье "Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность" он дает следующее определение термину "картина мира": "Это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях".

Подчеркивая субъективную связность картины мира, автор говорит о способности психики достраивать собственные представления и убеждения до некого завершенного, законченного образца, как бы удаляя все неизвестные компоненты, стирая их значимость для самой себя. Таким образом, картина мира может быть заполнена и объективными знаниями, фактами окружающего мира, так и собственными фантазиями, домыслами, однако в любом случае индивид имеет потребность ощущать точную и цельную систему "жизненных ориентиров".

А мировоззрение же в свою очередь, являясь центральным компонентом картины мира (см. рис. 3), несет в себе некую генерализацию - обобщенные суждения и убеждения о каких-либо объектах, которую можно понимать и как структурную единицу, и как критерий выявления. Так, к примеру, суждение о неком единичном объекте "Алина - глупая" еще не является мировоззренческой единицей, а лишь отражает отношение к этому объекту или подмечает факт окружающего мира, а убеждение в позиции, что "все женщины - глупы", заключающее в себе обобщенное генерализованное заключение уже является мировоззренческой единицей.

Рис. 3

Таким образом, под мировоззрением Леонтьев Д.А. понимает "составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека."

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА
РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Л. Ю. Паздерина,
г. Тюмень, ГАОУ ТО «Гимназия российской культуры»
«Мир нужно постигать и мыслью, и сердцем»
Гомер
Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в
современном мире, человеку, необходимо осознать представшую ему
вселенную, как нечто целое, по отношению к которому он будет
самоопределяться, самоутверждаться, искать в нем свое место,
прокладывать свой путь.
В современном обществе большую ценность приобретают не только
политические, социальные, научные, но и эстетические, нравственные и
религиозные аспекты мировоззрения.
В самом общем виде мировоззрение определяется как система
взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Мировоззрение
в широком смысле слова включает в себя все взгляды человека на
окружающий мир: философские, общественно­политические, естественно
­ научные, этические, эстетические, и т. д.
Рассматривая систему формирования взглядов и отношений к
окружающему миру детей, мы уверены, она не должна формироваться
стихийно.
Каждое новое поколение получает в наследство определенную
модель мироздания,
которая служит опорой для построения
индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и
одновременно объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от
взрослых, активно усваивает из предметно­культурной и природной
среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент,
объединяясь в этой работе с другими детьми.
Можно выделить три фактора, составляющих формирование модели
мира ребенка:
первый ­ это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками
которой являются, прежде всего, родители, а затем воспитатели и
педагоги;
второй ­ это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных
видах его интеллектуально­творческой деятельности;
третий ­ это влияние детской субкультуры, традиции которой передаются
из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между

пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить
окружающий мир.
Модель мира любого человека, даже самого маленького, доступна
для восприятия только при том условии, что она каким­то образом
воплощена, материализована, «опредмечена». Следовательно, учитель с
определенной степенью достоверности должен смоделировать то или иное
внутреннее и душевное содержание, передающее особенности картин
мира.
Если мы хотим приобщить ребенка к определенной системе
мировоззренческих принципов и определенной модели мироустройства, то
мы обязательно должны воплотить ее в виде предмета или модели,
словесного, изобразительного текста (рассказа, песни, картины) или
поведенческого текста (театрализованного действия),
которые
максимально легко и полно могут быть усвоены ребенком.
Считаем, что решение этих задач должно осуществляться путем
создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы
стимулы для самообучения, самопознания и развития. Отсюда и основные
требования, выступающие в качестве ориентиров:
 опираться на собственный опыт ребенка;
 обучать в действии;
 побуждать к наблюдению и экспериментированию;
 чередовать
работу.
Мы рассматриваем исследовательский метод обучения как один из
основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе
ребенка и современным задачам обучения. В основу метода работы с
учащимися положен их собственный исследовательский поиск, а не
усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.
индивидуальную
коллективную
и

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с
решением учащихся творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением.
Сущность исследовательской деятельности
обусловлена ее функциями:
 определение сферы применения знаний и обеспечение «запуска»
механизмов творческого поиска;
 формирование познавательного интереса и творческих способностей
школьников;
 способствование овладению методами научного познания.
Цели работы в данном направлении определены следующие:
 развитие познавательной потребности у учащихся и их потребности в
творческой деятельности;
 «вооружение» школьников способами и приемами исследовательской
деятельности;

 повышение уровня самостоятельности школьников в процессе поиска и
усвоения новых знаний;
 активизация творческих способностей.
Участниками этой работы являются учащиеся 1­4­х классов
гимназии, педагоги, психологи, руководители кружков и секций,
администрация и родители.
Работа ведется как в рамках отдельных уроков базисного учебного
плана, так и в рамках блока дополнительного образования. При
проведении учебно­исследовательской работы осуществляется решение
следующих задач:
 знакомство с методикой поиска фактов (доказательств) для
подтверждения выдвинутой гипотезы;
 развитие навыков анализа литературного и научного материала и
собственных наблюдений, способности адекватно выбирать методы
исследования, умения делать выводы;
 обучение способам представления собственной позиции, точки зрения
средствами устной и письменной речи;
 обеспечение возможности практического применения полученных
знаний, умений, навыков, опыта исследовательской и творческой
деятельности.
Руководить исследованиями младших школьников несколько
сложнее, чем исследовательской работой старших школьников, студентов
или аспирантов.
На самостоятельность младшего школьника при проведении
учебных исследований мы можем рассчитывать далеко не всегда. Он,
конечно, исследователь от природы, но учебное исследование отличается
от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка. Поэтому
малыша на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как
разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п.
Предлагаем рассмотреть следующие
методы работы,
способствующие формированию исследовательской деятельности.
Мини­курсы
Экскурсии
Проекты
Коллективные игры
МЕТОДЫ
Метод блочного
представления
учебной
информации
Использование «мини­курсов» - один из ракурсов модели
обогащения содержания образования. Идея мини­курсов активно
«Мини ­ курсы»

используется в школах для одаренных детей во всем мире. Суть мини­
курса проста: приглашенный специалист в течение одного ­ двух занятий
(по 20­25 минут) читает детям краткий курс по специально разработанной
программе.
Содержание курса обычно составляет круг его
профессиональных интересов и обязанностей, предмет его научных
исследований. Это расширяет кругозор детей и создает базу для их
собственных изысканий. В дальнейшем кто­то из детей под руководством
автора данного мини­курса начинает собственное исследование.
Проводятся мини­курсы во второй половине школьного дня, в
рамках внеклассной работы. Дети приходят на занятия по желанию,
поэтому группы разновозрастные. В качестве авторов мини­курсов
выступают не приглашенные специалисты, а обычно родители, иногда
дедушки и бабушки, учителя, библиотекарь. В дальнейшем часть детей по
желанию выполняют собственные исследовательские проекты под
руководством авторов мини­курсов. Тематика мини­курсов очень
разнообразна («Тайны русского языка», «Чудеса древнего мира»,
«Охотничье и служебное собаководство», «Взгляд на мир из космоса»,
«Знаки и символы», «Планета чудес и загадок», «Космическая медицина»,
«Химия и продукты питания» и др.).
Как показала практика, при использовании этой формы работы, идет
постепенная эволюция учебной деятельности от занятий­лекций к
занятиям­семинарам и, наконец, к самостоятельной исследовательской
практике. Иначе говоря, монолог преподавателя постепенно уступает
место сначала диалогу с учащимися, а затем их практической,
исследовательской работе.
Занятия, как уже отмечено, проводятся только на добровольной
основе. Поэтому посещаемость первых занятий, как правило, очень
высока, а на последующие приходят только те, кто проявил повышенный
интерес.
Таким образом, методика мини­курса предполагает, что, осваивая
его, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а
затем и в «исследователя». В результате ребенок на доступном ему уровне
включается в учебно­исследовательскую, творческую работу, получает
сведения о мироздании, взаимоотношениях в мире и возможность
осмыслить, оценить полученные сведения.
Экскурсии
В ряду эффективных путей активизации исследовательской,
поисковой активности школьников традиционно особое место занимает
экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчеркивает
несколько «затершееся» от частого употребления, но не переставшее быть
верным утверждение, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном
окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для
собственных наблюдений, анализа и осмысления.
В ходе своей работы мы активно используем эту форму
организации. За время работы наши учащиеся побывали:
в Кунгурских пещерах (г. Кунгур), в Ялуторовском музейном комплексе
(г. Ялуторовск), в планетарии (г. Екатеринбург), в гостях у Деда Мороза
(г. Великий Устюг), в музее «Русская изба» (с. Успенка, Тюменской
области), в музеях и храмах г. Тюмени и Тюменской области, г.
Тобольска, г. Екатеринбурга, г. Санкт ­ Петербурга и др.
Экскурсии послужили стартовой площадкой для детских
исследований, дали мощный импульс детскому мышлению, позволили
увидеть множество интересных тем для собственных изысканий,
продуцировать большое количество самых разных гипотез. Бесконечно
большое количество источников для получения новых сведений создало
прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений,
умозаключений и выводов и как результат появились интересные работы
учащихся для ежегодной межрегиональной конференции «Теория и
практика продуктивного образования».
Коллективные игры
Как уже отмечалось, важной и очень сложной задачей в
исследовательском обучении выступает задача формирования высокой
мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа
в направлении активизации мышления учащегося по выявлению проблем.
Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном
зависит дидактическая ценность детских исследований.
многоуровневым проблемам,
В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным,
дающим старт
комплексным,
исследовательской практике, активную роль могут играть специальные
игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах.
Методики такого рода интенсивно используются в современной
практической психологии.
Игры мы проводим по методике, предложенной А. И. Савенковым,
доктором педагогических и психологических наук, профессором кафедры
психологии развития Московского педагогического государственного
университета. Организация игр по этой методике способствует
стимулированию исследовательской активности учащихся, а сюжеты этих
игр
способны будить интерес к исследованию, самостоятельному
изучению многоуровневых проблем.
Образовательный процесс должен быть социально и личностно
ориентированным. Следовательно, содержание образования должно быть
Информационный блок

Проектная деятельность
Особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность.
Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться
только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и
преобразование, которые не знают границ. Только то, что созидается
самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем,
представляет для него интерес, который, конечно, связан с другими
людьми, так как в акте творчества заключен всеобщий результат,

значимый для всех, а не только для его созидателя, преобразователя. А
значит, проектная деятельность является неотъемлемой часть развития,
познания мира и проявления творческих способностей учащихся. С
первого класса наши учащиеся участвуют в проектах. На начальном этапе
это коллективный вид деятельности. Со второго класса проектно­
исследовательская деятельность носит микрогрупповой или
индивидуальный характер, выходящий за рамки программы и учебной
деятельности.
Выполнение проектов позволяет нам увлекать школьников
творчеством, развивать креативные способности и навыки, давать
полезный «жизненный» опыт и опыт
творческой деятельности,
воспитывать потребность и привычку действовать нешаблонно, по­новому,
оригинально и на более высоком уровне.
Накопленный учащимися опыт самостоятельной творческой
деятельности активно используется на различных этапах выполнения
творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм
работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт
учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу
для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою
точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать
предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная
форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся
ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями,
учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные
точки зрения на решение творческой задачи.
В течение года наши ученики разрабатывают и защищают два
коллективных проекта. Тематика самая разнообразная, например: «Мир
волшебных сказок», «Старинные меры длины», «Растения лечат», «От
Рождества Христова до Крещения Господня», «Редкие птицы и животные
нашего края», «Символ России», «Герб класса», «Рождение русской
азбуки», «А. С. Пушкин и его сказки», «Откуда пришел хлеб» и другие.
Защита проектов проходит в форме: презентаций, репортажей,
театральных постановок, мини­лекций, устных журналов, выпуска
альбомов или сборников и т. д.
Ежегодно с индивидуальными проектами учащиеся начальной школы
принимают участие и занимают призовые места в городских и
межрегиональных конференциях:
 межрегиональная конференция «Теория и практика продуктивного
образования»;
 экологическая конференция Тюменского государственного университета
«Экология жизненного пространства», секция «Первые шаги в
экологии»;
 городская научно­практическая конференция «Прогресс ­ 2010».

Темы для индивидуальных проектов учащиеся выбирают как
самостоятельно, так и под руководством взрослых, например: «Имена в
моей семье», «Магия чисел», «Моя родословная», «Осторожно: вредная
еда», «Летающие орхидеи», «Влияние автомобилей на загрязнение
города», «Плесень: правда и вымысел», «Мой ласковый и нежный друг»,
«Роль и значение приставок» и другие.
На основании приведенных методов работы и примеров их
реализации можно сказать, что исследовательская деятельность ­ это не
просто одна из форм обучения, это путь формирования особого стиля
детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте ­
исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение
в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и
самопознания. Ценность этой деятельности заключается еще и в том, что
учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с
позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному
исследованию еще до поступления в ВУЗ. Итоги научной работы реальны,
представлены в виде сообщений, графиков, описаний, технологических
карт, творческих работ и п. т. Совокупность всех этих материалов и
составляет научную работу учащихся. По этой работе можно судить об
уровне развития детей, об их творческом росте, мироощущениях,
жизненных позициях, взаимоотношениях.
Таким образом, несмотря на то, что у каждого своя индивидуальная
картина мира, она не должна формироваться стихийно. Задача школьного
образования видится нам в том, чтобы создать условия – широкое поле
индивидуально значимое для каждого ребенка, построенного с учетом его
интересов, склонностей. И помочь получить нужную информацию и
овладеть проблемно­поисковыми методами исследования окружающего
мира.

Новое на сайте

>

Самое популярное