Домой Боль в пояснице Что значит музыкальный слух. Теория музыки: как развить музыкальный слух

Что значит музыкальный слух. Теория музыки: как развить музыкальный слух

31.08.2013 14:51

Музыкальный слух – понятие многослойное и достаточно сложное. Это совокупность способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и объективно её оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством, необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.

Музыкальный слух связан с восприимчивостью к музыкальным образам, возникающим впечатлениям, ассоциациям и психологическим переживаниям.

Таким образом, люди с музыкальным слухом чувствительны и эмоционально отзывчивы:

К характеристикам и качествам музыкальных звуков (их высоте, громкости, тембру и т.д.);
- к функциональным связям между отдельными звуками в контексте музыкального произведения целиком.

По этим критериям можно выделить различные виды музыкального слуха :

1. Внутренний слух

Это способность мысленно точно представить музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, "услышать" их в голове.

Вспомните гениального Бетховена, который, потеряв слух в конце жизни, продолжил писать музыкальные произведения, воспринимая их звучание только внутренним слухом.

2. Абсолютный слух

Это умение определить любую музыкальную ноту, не сравнивая ее с другими звуками, высота которых заранее известна. При наличии абсолютного слуха человек обладает особенной памятью на точную высоту музыкального тона (частоту колебаний звуковой волны).

Считается, что этот вид слуха является врожденным, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Однако наличие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ не дает. :)

3. Относительный или интервальный слух

Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.

Уровень развития относительного слуха может быть настолько высок, что он становится похож на абсолютный. Большинство успешных музыкантов обладают только хорошо развитым интервальным слухом. Есть мнение, что иметь относительный слух лучше и удобнее, чем абсолютный. Поэтому, дерзайте и упражняйтесь!

4. Звуковысотный слух

Это способность слышать отличаются звуки по высоте или нет, даже при малейшей разнице. В интернете можно легко найти тесты, где нужно определить, выше или ниже второй звук, и, таким образом, узнать, насколько у вас развит звуковысотный слух.

Для начала следует научиться слышать разницу между двумя соседними полутонами . На клавиатуре фортепиано половина тона – это соседние клавиши. А потом можно совершенствоваться и дальше.

5. Мелодический слух

Это умение слышать движение мелодии, то есть, как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Такой слух обеспечивает целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Мелодия может "стоять на месте", "двигаться вверх или вниз", как говорят музыканты, по ступеням . Она может "прыгать" большими и небольшими скачками. Занимаясь сольфеджио , можно выучить названия и научиться слышать ВСЕ существующие "скачки-расстояния" между звуками – интервалы .

Звуковысотный и мелодический слухи объединяют в интонационный слух – способность чувствовать выразительность музыки, ее экспрессию, интонацию.

6. Метроритмический слух

Это способность различать длительность звучания звуков в их последовательности (ритм ), их силу и слабость (метр ), а также чувствовать изменения скорости звучания музыки (темп ). Также это способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

7. Гармонический слух

Это способность расслышать гармонические созвучия – два и более звуков, звучащих одновременно и умение различать последовательности таких созвучий.

Его можно разделить на интервальный (звучание 2 звуков) и аккордовый (звучание 3 или более звуков). Обладать таким слухом, значит, слышать, сколько звуков звучит одновременно, какие конкретно это звуки и на каком расстоянии друг от друга эти звуки находятся.

На практике гармонический слух полезен при подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии. Этот слух должен быть хорошо развит у хоровых дирижеров . Отметим, что гармонический слух бывает тесно связан с ладовым слухом.

8. Ладовый слух

Это умение слышать и чувствовать взаимоотношения между звуками – модально-тональные функции – в контексте той или иной музыкальной композиции. Они характеризуются такими понятиями, как: устойчивость и неустойчивость , напряжение и разрешение , тяготение , разрядка каждой отдельной ноты.

Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Но есть множество и иных построений звукорядов, в которых действует другая организация мелодий.

9. Полифонический слух

Это способность слышать и представлять в уме движение двух и более мелодий-голосов внутри общей звуковой ткани музыкального произведения.

Эти голоса могут двигаться не синхронно, вступать и исчезать в разное время, догонять друг друга или опаздывать со вступлением (например, канон, подголоски, фуга). Но звучат они одновременно. Именно поэтому полифонический слух – один из сложнейших видов музыкального слуха.

Помните известную историю? Моцарт, когда ему было 14 лет, услышал исполнение Miserere в Сикстинской капелле. Он на слух запомнил целиком эту сложную полифонию и в точности записал его по памяти, хотя ноты произведения хранились в строжайшей тайне. Вот вам и музыкальный "хакер"!

10. Тембральный слух

Это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Такой слух обычно хорошо развит у оркестровых дирижеров и звукорежиссеров . :)

По тембрам отличают друг от друга звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте, но разными приемами игры. При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации, сравнимые с ощущениями от предметов и явлений. Тембр звука бывает ярким, мягким, тёплым, холодным, глубоким, резким, насыщенным, металлическим и т.д. Применяются и чисто слуховые определения: например, звонкий, глухой, гнусавый.

11. Динамический слух

Это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом.

В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка "нарастает" (крещендо ), "затихает" (диминуэндо ), "движется волнами", делает резкий акцент и так далее.

12. Фактурный слух

Это навык восприятия манеры технической и художественной обработки музыкального произведения – его фактуры .

Например, фактура аккомпанемента тоже бывает разной: от простого "ум-ца, ум-ца" (чередование баса и аккорда) до красивых переливов арпеджио – разложенных аккордов. Еще пример, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры, а также выбор инструментов, у них разный. Фактурный слух должен быть хорошо развит у композиторов и аранжировщиков .

13. Архитектонический слух

Это чувство формы музыкального произведения, способность определять различные закономерности ее строения на всех уровнях. С помощью архитектонического слуха можно улавливать, как мотивы, фразы, предложения складываются в одну форму, как здание складывается из кирпичей, плит и блоков.

Все эти виды музыкального слуха есть у каждого человека, но не все развиты одинаково хорошо. Конечно, полностью отрицать уровень природных данных в вопросе развития разновидностей музыкального слуха нельзя. НО любой человек может добиться высочайших результатов в этом направлении при регулярных целенаправленных занятиях по развитию слуха.

Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-теоретическая дисциплина – сольфеджио или теория музыки. Однако, наиболее эффективно все виды музыкального слуха развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.

В следующей статье мы разберем, что же имеют в виду, когда говорят, "есть ли у меня музыкальный слух?".

Если вы хотите глубже и основательнее изучить явление музыкального слуха, а также узнать о ваших слуховых способностях, тогда вам прямая дорога на регулярные занятия или консультацию ! Удобнее всего – сразу из дома на онлайн урок:)

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

Относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

Интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух - редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях.

admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014, 12:35

Преподаватели музыки, вынося вердикт «медведь на ухо наступил», ставят крест на певческой и музыкальной карьере многих людей. Но действительно ли музыкальный слух — удел избранных, или нам чего-то не договаривают? Узнайте ответ здесь, а заодно пройдите тест на наличие музыкальных данных.

Отсутствие музыкального слуха — миф или реальность?

Ученые провели эксперимент по изучению наличия музыкального слуха у собак. Играя на фортепиано одну из нот, они давали псу есть. Через время у собаки выработался рефлекс, и, заслышав нужный звук, она бежала к миске с едой. На другие ноты животное не реагировало. Но если даже у четвероногих братьев наших меньших есть музыкальный слух, то почему в мире так много людей, у которых его нет?

Отсутствие музыкального слуха — миф, в который нас заставили поверить. Ученые утверждают: способность слышать ноты и воспроизводить их есть у каждого, просто не у всех она развита одинаково хорошо. Поэтому музыкальный слух и бывает:

  • абсолютным — такой человек способен определять высоту нот без сравнения с эталоном. Такие уникумы рождаются один на десять тысяч. Обычно этим даром обладают скрипачи и пародисты, имитирующие звуки;

  • внутренним — позволяющим, глядя на ноты, правильно воспроизвести их голосом. Этому учат на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях;
  • относительным — наделяющим своего хозяина способностью точно определять интервалы между звуками и их длительность. Обычно это свойственно трубачам.

Чувство ритма тоже является частью музыкального слуха. Лучше всего оно развито у барабанщиков.

Чтобы определить уровень развития музыкального слуха, обычно обращаются к специалисту. Он предлагает выполнить несколько заданий:

  • повторить мелодию. На инструменте проигрывается музыкальная фраза, которую испытуемый должен воспроизвести голосом, отбивая такт хлопками;

  • отстучать ритм. С помощью карандаша задается ритмический рисунок, который нужно повторить. Таких заданий придется выполнить несколько, и каждый раз ритм будет усложняться;
  • воспроизвести интонирование. Проверяющий напевает мелодию, а тот, которого проверяют, должен ее повторить, сохранив все интонации исполнителя.

Вам могут предложить еще одно задание: угадать ноту. Стоя спиной к музыкальному инструменту, вы должны назвать, какой звук октавы сыграл педагог.

Сразу скажем: такой способ определения уровня музыкальных способностей наиболее точный. Хотя в домашних условиях вы тоже можете попытаться проверить, есть у вас развитый музыкальный слух или нет. В этом вам поможет сайт «Все для детей», где в разделе «Музыкальные тесты» вы найдете далеко не детское задание, выполнив которое, получите объективную оценку своих музыкальных данных, а также узнайте, как быстро выучить ноты на гитаре , оказывается, это совсем не сложно.

Музыка — универсальный язык человечества. Генри Уодсуорт Лонгфелло

Проверить свои способности в распознавании музыкального звучания можно и с помощью заданий, которые предлагаются в этом видео:

Способы развить музыкальный слух

Почему одни люди рождаются с абсолютным слухом, а у других он далек от совершенства? В этом виноват наш мозг. За развитие музыкального слуха отвечает небольшой отдел правого полушария. Там находится белое вещество, которое контролирует передачу информации, в том числе и звуковой.

От количества этого вещества во многом зависит способность правильно воспроизводить ноты. Увеличить его объем невозможно, но вот ускорить протекающие там процессы вполне реально. Для этого существуют упражнения по развитию музыкального слуха. Мы приведем самые действенные из них.

Гаммы

Проиграйте на инструменте все семь нот по порядку и напойте их. Затем проделайте то же самое без инструмента. Когда результат вас удовлетворит, порядок нот следует поменять на обратный. Упражнение скучное и однообразное, зато эффективное.

Интервалы

Играя на инструменте две ноты (до-ре, до-ми, до-фа и т. д.), пытайтесь потом повторить их голосом. Потом проделайте то же упражнение, но уже двигаясь с «верха» октавы. А затем попробуйте проделать то же самое, но уже без пианино.

Эхо

Такое упражнение используют воспитатели детского сада, но оно отлично подходит и взрослым. Воспроизведите с помощью любого проигрывателя (подойдет и телефонный плеер) несколько музыкальных фраз из любой песни, а затем повторите их сами. Не получилось? Сделайте несколько попыток, пока результат вас не удовлетворит. После чего приступайте к следующему песенному отрезку.

Танцы

Включайте любую музыку и танцуйте — так вы развиваете ритмический музыкальный слух. Этому неплохо способствует и чтение стихов под музыку.

Подбор мелодии

Пытайтесь подобрать знакомую мелодию на инструменте. Получится не сразу, но когда выйдет, вы, во-первых, поверите с свои силы, во-вторых, совершите большой прорыв в обучении.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Музыкальный слух - это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).
Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:
абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;
относительный слух - способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;
внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;
интонационный слух - способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.
Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина - сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному. Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30 000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20 000 колебаний в секунду, а к шестидесяти годам он снижается до 12 000 колебаний, в секунду. Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25 000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух. Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково. На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек. Неверно. Это доказала исследовательница из калифорнийского университета, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых в зависимости от интонации одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык - не тональный. У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев. Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот. Таким образом, если язык человека музыкален - с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашем мозгу всю жизнь. Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки. Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне. После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все-равно способна извлечь её из своих "архивов" и проиграть в нашем мозгу "по памяти". Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в "чуланы" долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих "закромов" и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству. Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха. Они просто слышат музыку по-другому. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30 000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50 000 до 100 000 колебаний в секунду, то есть улавливают даже ультразвук. Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух - способность, которая дается свыше и которую невозможно развить. Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто. Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить. И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут. Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А вот всему остальному научить можно, в том числе и музыкальному слуху, было бы желание.

Музыкальный слух - редкость. Неверно. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им. Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом. Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним? Высшая стадия развития музыкального слуха - абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха. Низший уровень развития слуха - внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь. Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь. Это правда, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, голосовыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения. Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи. Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие. Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты. На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом. И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух. Вплоть до абсолютного - нет пределов совершенству. Главное - иметь желание и не сомневаться в своих способностях!

Новое на сайте

>

Самое популярное