Домой Зубы Произведение шуберта в жанре вокальной баллады. Урок музыки музыкалный образ в музыке франца шуберта

Произведение шуберта в жанре вокальной баллады. Урок музыки музыкалный образ в музыке франца шуберта

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.


Тема четверти: «Музыкальный образ».
Тема урока: « Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта».
Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Интерактивная форма: групповая (работа в парах), дискуссионная.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь».
Развивающие: развивать коммуникативные способности, умения самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.
Воспитательные: воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.Тип урока: урок изучения нового материала.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Board, фортепиано.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант биографии Ф. Шуберта с вопросами.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)
Учитель: – Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
2. Повторение пройденного.
Учитель: – Какие образы существуют в музыке?
Дети: – Лирические, эпические, драматические. (Слайд 2) (Щелкать по овалам после появления на них руки).
Учитель: – С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает?
Дети: – «Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ.
3. Изучение нового материала
Учитель: – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
Интерактивная работа в малых группах
(Выполнение задания по парам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии). (Слайд 3)
Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были родители Шуберта?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф. Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.) (Слайды 4-6)
Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
(Во время первого прослушивания каждый работает в своей тетради и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.)
Интерактивная дискуссия
Учитель: – Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем прозвучит целиком, послушайте тему вступления. Какие чувства вызывает эта тема? Какой образ создает?
Дети: – Тревога, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного. Наверное, здесь рассказывается о чем - то страшном.
(О название произведения не говорить, хотя песня звучит на немецком языке.)
Учитель: – А теперь последите за развитием образа. (звучит песня)
Учитель: – Песня построена на развитие вступления, уже знакомого нам?
Дети: – Нет, слышны разные интонации.
Учитель: – Сколько было исполнителей?
Дети: – Два – певец и пианист.
Учитель: – А сколько музыкальных образов?
Дети:– Ребята затрудняются с ответом.
(Предложить учащимся нарисовать услышанное. К доске выходят ученики из каждой группы и рисуют цветными карандашами)Учитель: – Читает балладу «Лесной царь» и тихо включает фонограмму.
(последнюю строку не читать) (Слайд)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». –
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». –
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
(каждая группа дает свой ответ)
Дети: – Здесь четыре музыкальных образа: автор, отец, сын, лесной царь.
Учитель: – А теперь обратите внимание на аккомпанемент, что вы здесь слышите?
Дети: – Скок лошади.
Учитель: – Да здесь интонации скока лошади, где стук копыт в фортепианном сопровождении играет связующую роль в передаче образов. Таким образом, в балладе получается пять персонажей: автор, отец, младенец, скачущая лошадь.
Учитель: – А как думаете, чем заканчивается рассказ?
Дети: – Дети сомневаются.
(включить последние такты баллады и дочитать текст)
Учитель: – В руках его мёртвый младенец лежал.
Учитель: – Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Перевод с немецкого баллады сделал В. А. Жуковский в 1818 г. А. С. Пушкин назвал его «гением перевода». (Слайд)
Учитель: – А теперь посмотрите на картины. Как вы думаете, на фоне, какого из предлагаемых вам пейзажей могло произойти действие баллады?
(Работа по группам, каждая группа выбирает одну картину и по принципу жеребьёвки доказывает свою точку зрения) (Слайд)
(Дети выбирают страшные картины. Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика)Учитель: – А теперь найдите пейзаж, на котором изображены спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. Почему я именно просила выбрать этот пейзаж. Хотите, я прочитаю описание пейзажа из баллады Гете:
«Все спокойно в ночной тишине,
то ветлы седые стоят в стороне».
Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком и картину вы выбрали ту, которая наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали интонацию. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Мандельштам.(Слайд)
Старинной песни мир – коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Франц Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень.
Ф. Шуберт зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленила фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда было ему 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячено состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Вот как описывает И. Кошмина первое исполнение баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: (Cлайд)
«…С первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущий поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочушие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы из далека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…» (Cлайд)
Вокальная баллада – эта песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика
4. Вывод:
Учитель: – Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознание в единый драматический образ, объединенный стремительный движением; не только движение летящего сквозь лес коня; но движением (развитие) чувств главных действующих лиц.
5. Рефлексия:
Учитель: – А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране) (Слайд)
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я приобрел...
меня удивило...
урок дал мне для жизни...
мне захотелось...
6. Закрепление
Учитель: – В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
(Слайд 14) (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?А) ФранцииБ) ИталииВ) Австрии2. Сколько песен написал Шуберт?А) 600Б) 500В) 4003. Кто автор немецкого текста баллады?А) ШиллерБ) ГётеВ) Шекспир4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?А) 4Б) 5В) 65. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?А) ОтцаБ) Лесного царяВ) Сына6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?А) Пунктирный ритмБ) Ритм маршаВ) Ритм бешеной скачки7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?А) Любовь и ненавистьБ) Жизнь и смертьВ) Война и мир 1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?А) 27Б) 31В) 372. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?А) 28Б) 23В) 183. Кто сделал лучший перевод баллады?А) ПушкинБ) ЛермонтовВ) Жуковский4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?А) ЛирическийБ) ДраматическийВ) Эпический5. Как звучит речь автора, отца и сына?А) ВзволнованноБ) ЗавлекательноВ) Вкрадчиво6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?А) СынаБ) ОтцаВ) Лесного царя7. Какой характер имеет баллада в целом?А) Тихий и спокойныйБ) Взволнованный и тревожныйВ) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В2. А3. Б4. А5. Б6. В7. Б 1. Б2. В.3. В.4. Б5. А6. В7. Б
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)6. Домашнее задание.
Учитель: – Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.

Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

В немецкой поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке известностью пользовались баллады немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумштега (1760 -1802). Шуберт ещё в конвикте увлекался его балладами. У самого же Шуберта, песен баллад не так много, и «Лесной царь» остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки.

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»

У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. Напряжённость, ужас, мольба звучат в словах ребёнка, вкрадчивость слышится в речах лесного царя. Отец успокаивает своего сына.

Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу «Лесной царь» - одно из самых знаменитых произведений Шуберта на стихи И. В. Гёте – на немецком языке, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.

Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.

Тема урока: « Образы песен зарубежных композиторов. Ф. Шуберт»

Проблемный вопрос: В чем современность музыки Ф. Шуберта?

Цель урока:

познакомиться с песенным творчеством австрийского композитора-романтика Ф. Шуберта в записи великих певцов разных стран мира, сумевшими передать в своем исполнении всю новизну и прелесть жанра песни Ф. Шуберта.

Музыкальный и видео материал:

Ф. Шуберт «Форель».

Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

«Санта Лючия» Ф. Шуберт. Р. Лоретти.

«Аве Мария» Ф. Шуберт. А. Каллас.

«Серенада». Ф. Шуберт. И. Архипова.

Изобразительный материал: «Рыбаки» А. Гийомена.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Письменная работа по карточкам

III . Введение в тему урока.

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет… В. Семернин

2. Звучит «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

Санта Лючия (итал. Santa Lucia) - популярная народная неаполитанская песня. Была опубликована Теодоро Коттрау (1827-1879) в 1849 году. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия недалеко от восточного побережья, примерно в 200 км находится городок Санта Лючия (Santa Lucia) с одноименным озером (ЮАР) Спасшийся после кораблекрушения португальский моряк Мануэл Перестелу добрался до озера и назвал его этим красивым именем. Сейчас территория вокруг Санта Лючии является одновременно парком и центром развлечений. глубиной – не более полтора метра и длиной восемьдесят пять километров - находится под охраной ЮНЕСКО и включает в себя пять различных экосистем. В озере в естественной среде живут более тысячи бегемотов, и несколько тысяч крокодилов. Берега озера – сплошные заповедные субтропические леса с множеством диких животных и птиц.
В Санта Лючии рассказывают про поверие: Адам и Ева, как всем нам известно, согрешили в раю, после этого они пришли к Богу с повинной, и он их изгнал из рая на землю. Потом образовалось человечество, ну, дальше Вы знаете. Но сам Бог очень пожалел об этом, он скучал по людям и готов был их принять назад, и только его гордость не дала этого сделать. И тогда он сказал так: «Я создам рай на земле и назову его Санта Лючия. Как бы ни согрешили люди в этом райском месте, им все будет прощено. А все хорошее будет трижды благословимо!»
Тут действительно райское место!

Было время, когда в нашей стране почти изо всех открытых окон слышны были «O sole mio», «Джамайка» и другие известные песни в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти . Он начал петь чуть ли не с самого рождения, что для Италии не так уж и необычно. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса. Ребенка же ждало другое будущее, и его голос был не просто красивым и сильным. Он был уникальным. Поэтому уже в шесть лет мальчик стал солистом церковного хора, а в восемь – пел в хоре Римского оперного театра.

Предлагаю вам мысленно перенестись в Италию. Что вы знаете об этой стране? Чем она прославилась? (Исторические памятники, композиторы, певцы, появление оперы.)

IV . Работа по теме урока.

1. Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

В 17 веке особой популярностью пользуется такой жанр как песня.

Что такое песня?

2. Сообщение темы урока

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. Песня как жанр занимает ведущее место в его творчестве. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен, что сказалось на распространении этого жанра в Европе. Его песни - это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов. Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов. Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях.

И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

3. уберта о его песнях.

«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу».

4. Слушание

Фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении М. Каллас;

Фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой

5. Слушание песни «Форель».

6. Вопросы к учащимся:

Какой образ запечатлён в песне «Форель»? (Легкий, веселый, беззаботный , игривый.)

Какую картину помогает нарисовать сопровождение? (Плескание воды, движение воды, движение рыбки.)

7. Восприятие картины А. Гийомена «Рыбаки».

Французский живописец-импрессионист Арман Гийомен по специальности был торговым агентом и с 1860 работал в железнодорожной компании "Париж-Орлеан". Однако любовь к живописи привела его в Академию Сюиса в Париже. Там он встретился с К. Писсарро и П. Сезанном, благодаря которым научился работать на пленэре. Художник любил писать на Атлантическом побережье Франции, Лазурном берегу. В отличие от многих импрессионистов Гийомен работал широкими кистями, использовал интенсивные, яркие цвета, которыми покрывал большие плоскости. Он работал преимущественно в жанре пейзажа. Представленная картина экспонировалась впервые в 1886 и относится к зрелым работам художника, когда он, очарованный пленэрной живописью, создал лучшие свои произведения. Другие известные произведения: "Сена". 1867-1868выставлялись в Эрмитаже Санкт-Петербурга; "Пейзаж с руинами". 1897 в ГМИИ им. в г. Москва…

8. Беседа на выявление особенности воплощения музыкального и художественного образа.

Сравните эту песню с картиной «Рыбаки» А. Гийомена. Есть в них что-либо сходное? (содержание….)

Что можно сказать об их выразительности? (красочные, в мажорном ладу…)

Какое чувство и настроение выражены в картине, а какое - в песне? (В картине выражено напряжение, ожидание, предвкушение чего-то …; в песне - радость, кокетливость, игривость, счастье…)

4. Слушание «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберта

Каким изменениям подвергся музыкальный образ песни? (меняется настроение, характер…)

V . Итог урока.

Понравилась ли вам музыка Ф. Шуберта?

Что способствовало распространению песенного жанра в Европе? (уберта.)

Какое место в творчестве Ф. Шуберта занимает песня? (Ведущее, главное.)

Что отличает песни Ф. Шуберта? (Это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов.)

В чем современность музыки Ф. Шуберта? (современный человек способен любоваться природой, окружающей жизнью, переживать чувство прекрасного)

Какую роль в вашей жизни она может сыграть? (Может открыть нам красоту мира и чувств)

Что больше всего запомнилось? Что заинтересовало? (музыка Ф. Шуберта, бельканто)

VII . Д/З

Задание

Мини-проект «Песенное творчество Ф. Шуберта».

Список использованной литературы :

Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы (, «Просвещение», 2013)

Творческая тетрадь «Музыка», 6 класс (, «Просвещение», 2012)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия для 6 класса (,)

2. http://www. /track/robertino-loretti/mp3/santa-lucia/ - «Санта Лючия» Робертино Лоретти

3. http:///search/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81%20ave%20maria – Мария Каллас, «Ave Maria» Ф. Шуберта

4. http:///search/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0 – «Серенада» Ф. Шуберта, И. Архипова

Источники заимствования картинок:

1. http:///p/w1280h1024/28/fea2/d1e345d7fc0d8fd6c5a842b326bd13cf. jpg

–портрет Ф. Шуберта

2. http://i1.2photo. ru/k/b/384032.jpg - фон слайда

3. http://sr. gallerix. ru/1284574174/G/1112689204/ - картина «Рыбаки» А. Гийомена

4. http://www. wallpapersdb. org/wallpapers/world/village_1920x1440.jpg - фон слайда

5. http:///zemlya-i-nedvijimost/zemlya-i-nedvijimost-v-mire/37-nedvizhimost-v-italii. html –Колизей

6. http://img. mota. ru/upload/wallpapers/2011/10/05/10/05/27885/mota_ru_1100515-crop. jpg - Италия

7. http://www. /source/images/articles/406.jpg - Италия

8. http://planetaa. org/images/Kultyra/11610000.jpg - Италия

9. http://everytour. ro/poze/oferte/opera_scala8591.jpg - Миланский театр

10. http://www. /article/the-opening-of-the-bolshoi-theater/5.jpg?5245997148256952516 – Большой театр

Дополнительный материал:

1.http://www. /watch? v=ZG2chV_cNxI – видео «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта

Новое на сайте

>

Самое популярное