Домой Эрозия шейки матки Музыкальные произведения об осени названия. Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов»

Музыкальные произведения об осени названия. Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов»

Тема занятия «Музыка осени»

Описание материала : Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (9-11 лет) по теме «Музыка осени». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении.
Углубление темы на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова,
Антонио Вивальди.
Задачи:
Образовательные:

-Расширять кругозор детей
-Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
-Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности
Развивающие:
-развивать творческое воображение
-развивать вокально-хоровые навыки
-развивать воображение
-Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, участие в музыкальных инсценировках.
-Развивать певческие навыки и кругозор учащихся
Воспитывающие:
воспитывать любовь к музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету
воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус
воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на
произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения
обогащать духовный мир детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко.
Педагог: хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: а за что вы любите осень
Дети: за то что красиво становится вокруг.
Педагог: а вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран.(на экране пословицы об осени).
1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Ребята, выберете 1 пословицу и объясните её.
Дети: высказывают мнения.
Педагог: все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, как и летом, делают запасы на зиму.

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете почему именно 12?
Дети: по числу месяцев в году.
Педагог: правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были
объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года». Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. Сейчас мы послушаем одну из осенних пьес, послушайте и подумайте, какой месяц соответствует этой музыке?
Что хотел изобразить композитор? Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.
Слушание пьесы «Октябрь. Осенняя песнь»
Педагог: какой месяц соответствует этой музыке?Что хотел изобразить композитор?
Дети: октябрь.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что музыка подсказала, она как капли дождя, который часто идет в октябре.
Педагог: а что же автор хотел изобразить?
Дети: осень, природу.
Педагог: какова мелодия этой пьесы?
Дети: плавная, лиричная, спокойная.
Педагог: Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России, которую и изобразил Петр Ильич в своем произведении. И еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов.

Родился он в маленьком городке Фатеже. С девяти лет стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы:
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
-Какая была музыка по характеру (Радостно напряженно торжественно загадочно
ласково восторженно поэтично стремительно спокойно таинственно взволнованно беспокойно нежно изящно)
-Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Слушание «Осень»
Дети: Ответы детей
Педагог: а теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Присаживайтесь.
Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди.

Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: ответы детей.
Педагог: а как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: ответы детей.
Педагог: конечно музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
Сейчас мы послушаем еще одну песню об осени и разучим ее. Называется она «Скворушка». Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Разучивание песни.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: А. Вивальди, П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Педагог: наше занятие окончено, спасибо, до свидания!

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Интегрированный урок

Тема: «Образ осени в музыке, поэзии, живописи».

Цели:

Образовательная : создать условия для целостного восприятия образа осени средствами музыки, поэзии и живописи. Создать условия для совершенствования музыкальных навыков Создать условия дляразвития речевых навыков учащихся. Закрепления знаний о средствах выразительности(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Развивающая: создать условия для развития творческого мышления учащихся, воображения, фантазии.

Эстетическая : создать условия для умения видеть в музыке, поэзии, живописи самое главное - красоту и богатство, уметьвыражать свои эмоции и настроение.

Воспитательная: создать условия для развития интереса к образной системе родной природы.

Эпиграф:

Боже! Воистину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце свое, сердце полное песен,

Не расплескав до Тебя донесу.

В.Набоков

Учитель музыки: В этих строках Набокова, поэта ХХ в., восхищение красотой и совершенством мира,и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение богатства от общения с ней, т.е.чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии Х I Х в., Полонского, Тютчева, Фета, Толстого и в музыке русских и зарубежных композиторов: Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, Антонио Вивальди.

Учитель музыки: Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его родиной, частью его самого.

Учитель музыки:

Василиса Борцова

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки
И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки
И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки
И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

Целеполагание

Учитель музыки: Итак, друзья, сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети -Об осени

Учитель музыки: Очень хорошо.Мы рассматриваем образ осени. Как вы думаете, какие виды искусства нам помогут рассказать об осени?

Дети -Живопись, музыка, поэзия, кино.

Учитель музыки: Сформулируйте тему урока

Дети - Образ осени в живописи, поэзии, музыке.

Учитель музыки: Ребята, чем мы будем сегодня заниматься на нашем необычном уроке?

Дети -Слушать музыку, читать стихи, рассматривать полотна художников,(будем говорить, как удается поэту, живописцу, музыканту показать образ осени.)

Учитель русского языкаи литературы:

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Как говорил философ Гельвеций

Задача искусства - волновать сердца .

Учитель музыки : Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка - звуком, литература - словом. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы не прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь-все эти образы, будучи запечатленнымина холсте, в стихах, в музыке, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова,какой ее видит человек.

Учитель музыки: Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

Дети - Петр Ильич Чайковский

Учитель музыки: Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

Дети - Цикл “Времена года”

Учитель русского языкаи литературы:

Цикл -(от гр. круг) произведение, которое состоит из нескольких частей, которые объединены единым замыслом, одной идеей.

Подберём однокоренные слова.Цикличный, циклограмма.

Расскажите историю создания этого произведения.

Ответы детей

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течении 1876 года. Чайковский дал своё согласие.

Учитель музыки:

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху XIX века. А именно этой эпохе свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности. У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

Учитель русского языкаи литературы:

Миниатюра - (красные краскиприменявшиеся в оформлении рукописных книг) - произведения малых форм.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь».

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....»

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Учитель музыки:

Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте закроем глаза и отправимся в путешествие в осенний лес

Слушаем: П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь .

Что вы представили себе? Какую картину природы? - Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей)

Какими музыкальными средствами передает образ осени композитор? Ответы детей.

А сейчас посмотрите на ноты,что лежат навашем столе.

(Работа с нотным материалом)

Учитель русского языкаи литературы: -Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Ребята, а какие деревья осенью?

Дети: Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок.

Учитель музыки: А как преображается земля?

Дети: Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.

Учитель русского языкаи литературы: А какое небо осенью?

Дети: Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть.

Учитель музыки: А как ведут себя звери и птицы осенью?

Дети: Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года.

Учитель русского языкаи литературы: Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы. Переходное состояние природы не оставляло равнодушными ни писателей, ни поэтов. Немало стихов посвящено этому красивому времени года. Давайте их вспомним

Дети читают стихотворения наизусть об осени

Очень хорошо. А какоё русский поэт очень любил осень Почему любил именно осень. (Александр Сергеевич Пушкин)

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения «Осень». У вас на столах есть тексты.

Скажите, каким настроением проникнуто это стихотворение? Почему автор говорит «очей очарованье»? Найдите строчки в которых тожечувствуется отношение автора к осени? Какие краски использует автор для создания палитры?

Возьмите цветные карандаши и подчеркните эти слова соответствующим цветом. Попробуем найти красочные прилагательные, с помощью которых создаётся образ осеннего пейзажа.

Учитель русского языка и литературы: А как бы художник выразил эти чувства? Посмотрите, на репродукциюкартины, какое настроение возникает, когда смотришь на полотно Автор

Ребята посмотрите внимательно на эти картины

Учитель музыки:

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную».А если мы обратимся к музыканту другой страны и совсем другого времени? Перед нами итальянский композитор А.Вивальди.

Что мы знаем об этом удивительном музыканте?

Дети : Итальянский композитор, блистательный скрипач, в юношестве принял сан священника (рыжий монах). Руководил церковным оркестром, преподавал в академии музыки в Венеции.

Учитель музыки:

А. Вивальди писал в основном светскую музыку и исполняя ее в храме заслужил огромную популярность среди прихожан. Его музыка была очень понятна и близка людям. Благодаря его музыкеогромное количествогородских жителей, далеких от религии потянулись в храм, не на скучные проповеди,а на великолепные концерты блистательного Вивальди.

Антонио Вивальди обожал скрипку, сам виртуозно ей владел,и большинство произведений написал для этого инструмента.

Ребята, а чем отличаются «Времена года» у Вивальди от цикла Чайковского?

Дети : « Времена года» у Вивальди это 4 самостоятельныхконцерта для скрипки с оркестром.

Учитель русского языкаи литературы:

Концерт-(состязаюсь) 1)публичное исполнение муз произведения по заранее составленной программе 2) музыкальное произведение сложной формы

И это единственные в его творчестве программные произведения.

Учитель музыки:

А теперь вновь закроем глаза и послушаем какая осень у Вивальди?

Звучит: Времена года концерт для скрипки с оркестром «Осень» часть 1.

Можем ли мы увидеть эту музыку?

Чем отличается музыкальный язык Чайковскогои Вивальди?

Ответы детей.

Учитель русского языкаи литературы:

Мы сегодня говорили о музыке, поэзии, живописи, а теперь представим себя в мастерской художника. Перед нами есть шаблоны, которые вы раскрасите так как чувствуете осень сегодня.

Учитель музыки : А поможет нам в этом еще одно музыкальное произведение А.Вивальди «Осень» часть 2

Дети рисуют и составляют пейзаж на доске.

Анализ урока:

Что мы сегодня нового узнали? С каким настроением уходим с урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Д/З: написать сказку об осени

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)

для учащихся 1-4 классов:

Подготовила и провела: учитель музыки

Леушина В.П.

Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.

Образовательные:
- расширять кругозор учащихся;
- формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
- учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
- воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
- воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
- формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- обогащать духовный мир.

Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский. 1915-1998 1678-1741 1840-1893

Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.

Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3

1.Осень - перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.

Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.

Слайд 4

Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?

Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5

Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март... Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!

Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».

    Первая из них называется «Сентябрь». «Охота».

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов - охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.

"Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах."

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов - зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал - ловлю беглеца и конец охоты.

Напоминаю, что музыку слушаем в тишине.

    Вторая пьеса носит название «Октябрь». «Осенняя песнь».

В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят..."

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

    Третья осенняя пьеса из альбома «Времена года» называется «Ноябрь». «На тройке».

Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.

"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету - быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр - темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика - мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)

Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. - дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени - это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11

Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13

Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
- Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.

(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная)
Слайд 14.
- Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.

Педагог : Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»

Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:

Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?

1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.

3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.

1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.

Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.

Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.

    Когда в России день учителя?

    В каком месяце «День матери»?

    Какого числа последний день осени?

    Время года между летом и зимой?

    Чем укрыта земля осенью?

    Цвет – символ осени?

    Листья каких деревьев осенью краснею?

    Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?

(Призы за правильные ответы)

Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

города Миасса Челябинской области

Конспект классного часа

« »

подготовила

классный руководитель 9 а класса

Дубровина Ырымгуль Жолдыбековна

Тема: Осень в произведениях русских композиторов, художников и поэтов

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства.

Ход классного часа

Учитель.

Осень. “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой…

Но нам кажется, что осень очень разнообразна и многогранна.

Сегодня мы попробуем выяснить, что же такое осень посредством произведений живописи, музыки и поэзии.

Угадайте, какое слово (признак осени) спряталось в пустых клетках (листопад). (Слайды 1,2)

У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний.

Рефлексия.

Выберите осенние листья в зависимости от настроения, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

Звучит песня ДДТ «Осень». (Слайд 3)

Учитель.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников многолика и многоцветна.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года». В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. (Слайд 4).

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтение стихотворений об осени детьми.

А.С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Учитель. Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Репродукции картин. (Слайды 8-19)

Картина «Золотая осень» - одно из лучший творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. (слайды 20-26)

Картины русских художников «Золотая осень» (слайды 27-39).

Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Учитель.

У каждого времени года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их. У вас на столах лежат листочки с осенними приметами, пословицами и поговорками, вы должны собрать их и прочитать. Заключительное слово учителя. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.

(Ребят крепят листья на ватман «Осеннее настроение»).

Как известно, осень - прекрасная пора. Последние теплые лучи солнца кокетливо играют на золотых листьях. Все вокруг становится желто-красным. Буйство цвета и красок поражает любого человека, в особенности художника. Деревья становятся поистине прекрасными. Не зря многие художники были влюблены в осень. Ни одному времени года не посвящено столько картин, как этому.

Осень в работах Исаака Ильича Левитана

Известный художник И. Левитан был заядлым любителем природы, а также огромное внимание уделял осеннему пейзажу. Им была написанная всем известная картина "Золотая осень". На картине мы видим прекрасный русский пейзаж. осени, та самая золотая пора, которая волновала сердца многих творческих людей.

Перед нами открывается просторное золотое поле, которое греется в лучах теплого осеннего солнца. Листва будто трепещет от легкого теплого ветра и сверкает, словно золото. Этот пейзаж вызывает полное умиротворение на душе, пробуждает чувства чего-то поистине родного.

Также из-под кисти И. Левитана вышла такая работа, посвященная осенней поре, как "Осень".

На картине "Осенний день. Сокольники" мы видим, как погода перекликается с настроением девушки. Этот осенний пейзаж наполнен загадочностью и покоем. Работа была выполнена в 1879 г.

На картине "Осень. Дорога в деревне" уже изображен пасмурный день, однако природа все такая же чарующая.

Василий Поленов и его работы, посвященные осени

Осенний пейзаж тоже называется "Золотая осень". Автор наполнил его очаровывающей теплотой. Хочется сделать глубокий вдох и почувствовать тот аромат едва наступившей осени.

Удивительно тонко передана атмосфера сменившегося времени года. В воздухе ощущается последнее тепло. Листья деревьев еще не успели полностью сменить свой свежий зеленый наряд на грациозный золотой. Но кажется, словно сейчас, прямо на наших глазах, это произойдет. Так славно автор смог отразить всю прелесть момента, навсегда застывшего на полотне. Глядя на картину, можно забыть обо всем, хочется закрыть глаза и оказаться на мгновение там.

Многие художники не смогли пройти мимо этого прекрасного времени года, не написав картины осеннего пейзажа. Как оказалось, осень - это излюбленный мотив русских художников. Скорее всего, вы найдете как минимум две картины осени у любого пейзажиста.

Осенний пейзаж на полотнах художников

Вот, например, выдающийся русский живописец, обожал осень и написал много картин, посвященных ей. К примеру, "Осень. Веранда".

Его картина "Под вечер" изображает теплые осенние предсумеречные часы. Вся работа написана в желто-золотых оттенках, что характерно для осени.

Также осень изображали: С. Петров ("Золотая осень"), В. Коркодым ("Золото осени"), В. Софронов ("Золотая осень") и многие другие.

Новое на сайте

>

Самое популярное