Домой Переломы костей Простые музыкальные жанры. Список музыкальных жанров, направлений и стилей

Простые музыкальные жанры. Список музыкальных жанров, направлений и стилей

движение эмоций.

Музыкальная драматургия

Музыкальный стиль

Музыкальная форма

4) как эстетический порядок в музыкальной композиции, который проявляется как оформленность или бесформенность.

5) как один из разделов музыкально-теоретической науки.

Таким образом, рассматриваются две категории музыкальной формы:

а) в широком смысле слова – как способ воплощения содержания;

б) в тесном – как план развёртывания функционально различных разделов и частей музыкального произведения, которые объединяются в целостную композицию. Иначе это называется формой композиции или композиционным планом.

Форма композиции имеет две стороны:

*) внешняя, связанная с музыкальным содержанием, с жанром и с темой, а также с формами бытования музыки, что особенно важно для первичных жанров.

*) внутренняя, связанная с раскрытием внутренней организации, её сторон, элементов.

Функции композиции:

1) семантическая, обусловленная содержанием произведения;

2) коммуникативная, направленная на управление слушательским восприятием.

Метод анализа и его формы

Основная проблема анализа – взаимосвязь формы и содержания. Задачи анализа:

а) сформулировать, какие чувства, эмоции выражает музыка;

б) какие средства для этого применены;

в) связать содержание с эпохой, породившей данный стиль, жанр, творчество композитора. Вышеперечисленные пункты могут быть рассмотрены как отдельные аспекты анализа и выделены в самостоятельные формы.

Формы анализа (по Ю. Холопову):

1) Анализ как практическая эстетика. Заключается в прослеживаниизакономерностей музыки и вынесении оценок. Включаемые в анализ восприятие и эстетическое переживание явлений музыки придают определённой части анализа характер конкретно-эстетического исследования, практической эстетики.

2) Анализ-описание. Научную ценность этот вид представляет лишь в том случае, когда описывается новое явление. Описание – это пересказ нотного текста в общеизвестных терминах.

3) Целостный или комплексный анализ. Метод В. Цуккермана. Состоит в привлечении к анализу широкого круга сведений, относящихся к сочинению. Содержание и форма рассматриваются в неразрывном единстве. Цуккерман: «Анализ – это синтез науки и искусства, так как требует не только знаний, но и восприимчивости».

4) Количественно-измерительный анализ. Это анализ в буквальном смысле слова, то есть расчленение целого на элементы. Здесь возникает проблема, поскольку главный объект измерения – неточен.

С более широких позиций анализ как таковой вообще не отделим от синтеза. Это – две стороны единого процесса мышления, познания. Анализ должен быть не просто целостным, а ценностным, то есть должен выявлять наличие духовных связей. Музыкальный анализ не покидает музыки, если он:

*) представляет технические средства музыки как эстетические

*) сохраняет звуковую форму музыки, то есть оперирует музыкальными примерами.

Ценностный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание. При ценностном методе анализа «средства» трактуются прежде всего в рамках музыкальной формы. Отсюда – доминирующее значение понятия формы как объекта анализа.

Строение музыкальной речи

Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы:

1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией;

2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой;

3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.

Метрические структуры формы

Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей:

1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши);

2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.

Простая двухчастная форма

Простые формы – это формы, состоящие из 2х или 3х частей, каждая из которых не сложнее периода. Отличие от периода – наличие развивающего раздела. Простые формы возникли из песенной или танцевальной музыки. Сфера использования – песни, инструментальные миниатюры, жанрово-бытовая музыка.

Простая 2х-частная форма – это форма, состоящая из двух разделов или периодов, где первый раздел – изложение музыкальной мысли, а второй – её развитие и завершение. Простые 2х-частные формы разделяются на контрастные А+В и развивающие А+А1 .

1) контрастные (безрепризные). Строение запевно-припевное, с жанровыми признаками (р.н. п. «Дубинушка»).

2) развивающие (репризные): аа1+ва1 , где второй раздел состоит из двух построений: в – обновление и развитие темы, так называемая «середина»; а1 - повторение второго предложения первого раздела.

Простая трёхчастная форма.

Простая трёхчастная форма – это форма, в которой первая часть – изложение музыкальной мысли, вторая часть – либо её развитие, либо изложение новой музыкальной мысли, третья часть – завершение с помощью репризы. В зависимости от тематического материала средней части существуют 2 разновидности простой 3х-частной формы:

1) развивающая (однотемная) АА1А. Для среднего раздела характерна тонально-гармоническая неустойчивость, избегание тоники, отклонения, дробные структуры, секвенции, полифонизация темы (Чайковский, «Баркарола»).

2) контрастная (двухтемная) АВА. Средний раздел представляет собой период неэкспозиционного типа, в котором отсутствует завершённость, в конце накапливается неустойчивая гармония (Чайковский, романс «Средь шумного бала»).

Реприза бывает двух видов:

а) точная (буквальная, статичная, da capo);

б) изменённая – варьированная, расширенная или сокращённая (редко).

Разновидность простой трёхчастной формы – трёх-пятичастная форма АВАВА (Лист, «Грёзы любви»).

Сложные формы

Состоят из 2х или 3х частей, каждая из которых (хотя бы одна) – простая форма. Имеет ярко выраженный контраст противоположных образных сфер.

Сложная двухчастная форма

Сфера применения – камерно-вокальная, оперная музыка, реже – в инструментальной музыке (Моцарт, Фантазия ре минор). Существует в двух разновидностях:

1) безрепризная или репризная АА1 (Бах, ХТК II, прелюдии №2,8,9,10,15,20; Скрябин, прелюдии оp.11 №3,16,21);

2) контрастная АВ. (Бах, ХТК I, прелюдии №3,21).Цельности формы способствует неравноправие частей:

а)1 часть – вступительная, 2 – основная (Глинка, каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»). Или в Хоре охотников (Вебер, опера «Волшебный стрелок»):2 часть – припев.

Сложная трёхчастная форма

Это репризная форма, состоящая из 3х частей, каждая из которых – простая форма. Эта форма включает два контрастных образа с последующим закреплением первого. История возникновения: инструментальная и вокальная музыка XVII века – циклы танцев, ария da capo . Сфера использования: средние части сонатно-симфонических циклов, отдельные инструментальные произведения, романсы, арии, хоры. Разновидности:

1) АСА 2) АА1А (арии da capo) 3) АВСА (у романтиков)

Особенность первой части: отсутствие контраста – однотемная 2х или 3х частная форма.

Исторически сложились два типа средней части:

1) средняя часть с трио , где изложение нового материала преобладает над развитием. Это построение устойчивое, завершённое по форме и тонально-гармоническому строению, чётко отделённое цезурой от крайних частей (Рахманинов, прелюдия соль минор)

2) средняя часть – эпизод , где развитие преобладает над изложением. Это построение тонально, гармонически и структурно неустойчивое, с плавным переходом к репризе (Чайковский, «Февраль»).

У романтиков различие между трио и эпизодом стирается.

Типы репризы:

1) точная (Моцарт, симфония соль минор, 3я часть)

2) варьированная (Шопен, ноктюрн ре-бемоль мажор)

3) динамическая, содержащая образное переосмысление тематического материала первой части и новый образный контраст (Шопен, ноктюрн до минор).

Кода – развитое послерепризное дополнение. Выполняет итоговую, синтезирующую функцию. Главные признаки: тонический органный пункт, плагальные обороты.

Вариационная форма

Вариационной называется форма, основанная на изложении темы и её повторении в изменённом виде: АА1А2… Количество частей не ограничено. Смысл – раскрытие заложенных в теме различных образных состояний.

Происхождение – связано с народной исполнительской традицией. Сфера использования – самостоятельные произведения, части сонатно-симфонических циклов.

Следует различать варьирование (это способ развития темы) и вариации, то есть вариационную форму.

Исторические типы вариаций:

1) Старинные вариации (XVI – XVII вв.). Вариации Basso ostinato. 2 типа:

а) пассакалия – крупная форма, Maestoso.Варьируется неизменная тема в басу.

б) чакона – камерная, лирическая. Обычно входит в состав крупной формы. Варьируется неизменная гармоническая формула.

К концу XVII века различия между пассакалией и чаконой стираются (Бах, Чакона ре минор; Гендель, Пассакалия из сюиты соль минор, №7).

2) Строгие вариации. Вариации ВКШ. Фигурационные, орнаментальные вариации.

Особенности темы :

1) средний регистр, 2) умеренный темп, 3) аккордовая фактура,

4) ясная функциональность темы, 5) песенно-танцевальный характер темы,

6) форма – простая двухчастная, реже – 3х-частная, ещё реже – период.

Принцип варьирования: воспроизведение темы как целого, обогащение её деталями.

В теме изменяются: мелодический рисунок, ритм, фактура, темп и т.д.

Неизменными остаются: гармонический план,форма, тональность(может быть один раз заменена на одноимённую или параллельную).

Приёмы развития мелодии: а) орнаментация, б) распев, в) вариантное преобразование. (Моцарт, соната Ля мажор, №11, 1я часть).

3) Свободные вариации. Утвердились в творчестве композиторов-романтиков в начале XIX века. Жанрово-характерные вариации. Каждая вариация подобна самостоятельной пьесе на материале темы. Тема – лишь повод для создания контрастных образов. Принцип варьирования: элемент темы является объектом самостоятельного развития (Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини»).

Двойные вариации.

Это вариации на две темы. Темы могут варьироваться как каждая отдельно, так и поочерёдно (Глинка, «Камаринская»).

Глинкинские вариации (soprano ostinato).

Тема остаётся неизменной, меняется сопровождение (Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»).

Сонатная форма

Сонатная форма – это форма, в которой 1-й раздел (экспозиция) основан на тональном контрасте двух основных тем. 2-й раздел (разработка) интенсивно их развивает. 3-й раздел (реприза) приводит темы в тональное единство.

Сонатная форма – высшая среди инструментальных гомофонных форм, впитавшая в себя признаки всех других форм. Благодаря усложнённой структуре сонатная форма способна отразить яркие образные контрасты, воплотить сложное содержание в развитии, показать качественное изменение образов.

Сонатная форма окончательно сформировалась в творчестве композиторов ВКШ. Используется в крайних частях сонатно-симфонических циклов, как форма одночастных программных оркестровых произведений (увертюра, фантазия, картина, поэма), в качестве формы оперной увертюры. В вокальной музыке встречается редко (ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки).

Сонатная форма содержит три обязательных раздела: экспозиция, разработка и кода. Кроме них могут быть дополнительные – вступление и кода.

Экспозиция

Это – показ музыкальных образов, завязка драмы. Основана на тональном (тематическом) контрасте главной и побочной партий. Следует различать понятия партии и темы: партия – это раздел экспозиции или репризы. Тема – это музыкальный материал, характеризующий образ.

Главная партия – чаще активного, волевого характера (движение по аккордовым звукам, импульсивный ритм). Часто содержит в себе внутренний контраст различных элементов.

Побочная партия – чаще лирического характера. Обычно это певучая жанрово-танцевальная тема. Иногда побочная партия состоит из нескольких тем (Бетховен, «Героическая» симфония, 1 часть). Часто побочная партия содержит перелом (сдвиг) – внедрение элементов главной партии, связующей партии. Это вносит напряжение, предвосхищает драматизм разработки.

Типичные тональные соотношения:

Гл.п. (в мажоре) – поб.п. (в тональности D)

Гл.п. (в миноре) – поб.п. (в параллельном мажоре)

Кроме главной и побочной партий экспозиция содержит связующую партию , которая тонально и тематически связывает главную партию с побочной, разряжает накопившуюся в главной партии энергию. Главный признак связующей партии – тональная неустойчивость. Связующая партия бывает различна по масштабам: от развитых построений до короткой связки (Шуберт, «Неоконченная» симфония, 1 часть).

Заключительная партия – подводит итог экспозиции, закрепляет тональность побочной партии. Построена чаще на материале тем экспозиции, реже – на новой теме.

Разработка

Это – развитие и кульминация музыкального действия. Контраст тем экспозиции либо углубляется, либо сглаживается. Чаще разработка основана на теме главной партии, как более активной и внутренне конфликтной. Основные приёмы развития темы:

1) дробление темы на элементы и их тональное, гармоническое, фактурное, регистровое, тембровое развитие.

2) полифонизация темы.

Разработка может состоять из нескольких разделов, каждый со своей кульминацией (так называемые волны). Последний раздел, основанный на накоплении энергии неустойчивой функции, называется предыктом. Появление в разработке новой темы, не звучавшей в экспозиции, называется эпизодом (Шостакович, «Ленинградская» симфония, 1 часть).

Реприза

Это – развязка музыкального действия, в которой происходит сближение тем на основе тонального единства. Реприза сонатной формы бывает:

1) точная (Бетховен, симфония №3, 1 часть)

2) динамическая – образное переосмысление тем экспозиции; начало репризы совпадает с кульминацией разработки (Шостакович, симфония №7, 1 часть)

3) зеркальная (Шопен, баллада №1, соль минор)

4) неполная, с пропущенной главной партией, которая появляется в коде (Шопен, соната №2, си-бемоль минор).

Кода

Её функция – подведение итогов развития, приведение контраста в единство, утверждение главной мысли. Чем сильнее контраст в экспозиции, чем динамичнее развитие в разработке, тем больше значение коды. Кода сонатной формы может быть подобна второй разработке. Обычно кода строится на тематическом материале экспозиции, реже – на новой теме.

Рондо-соната

Это – промежуточная форма между рондо и сонатной формой. Схема: АВА С АВ1А, где АВА – экспозиция, С – эпизод, АВ1А – реприза. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем. По определению В Цуккермана, «Рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Разновидности:

1) если центральный эпизод С – разработка тем экспозиции, то этот вид приближается к сонатной форме,

2) если центральный раздел С – эпизод, то – к рондо.

Признаки сонатной формы:

*) тональный контраст тем А и В в начале и их тональное единство в конце

*) эпизод В – не промежуточное построение, а противопоставление гл. п. как самостоятельной партии

Отличие от сонатной формы:

*) повторение гл. п. в конце экспозиции и репризы

Признаки рондо:

*) проведение рефрена не менее трёх раз

*) жанрово-танцевальный тематизм

Отличие от рондо:

*) повторение нового эпизода в новой тональности.

Область применения: финалы сонатно-симфонических циклов, иногда – в качестве самостоятельных пьес. Вступление для рондо-сонаты не характерно, кода – возможна. Бетховен, соната №8, финал, средний раздел – эпизод. Моцарт, соната №17, финал, средний раздел – разработка).

Циклические формы

Циклической называется форма, состоящая из нескольких законченных контрастных частей, объединённых общим замыслом.

Различают два типа циклических форм:

1) сюита, в которой преобладает контрастность частей,

2) сонатно-симфонический (вокально-симфонический,вокальный, инструментальный) цикл, в котором главное – единство цикла.

Сюита.

Это циклическое произведение, состоящее из ряда разнохарактерных пьес. Исторические типы сюит:

1) Старинная сюита (партита). XVI-XVIII века. Состоит из четырёх танцев:

а) аллеманда (немецкий танец) – медленный темп, 4/4, полифонический склад;

б) куранта (французский танец) – умеренный темп, 3/4, полифонический склад;

в) сарабанда (испанский танец) – медленный темп, 3/4, аккордовая фактура;

г) жига (английский танец) – быстрый темп, триольный ритм. Кроме основных танцев в сюиту иногда вводились дополнительные – гавот, менуэт, буре и т.д. Открывала сюиту прелюдия или токката. (Бах, Английские, Немецкие, Французские сюиты).

2) Сюита ВКШ . Основные жанры: кассации, дивертисменты, серенады (Моцарт, «Маленькая ночная серенада»). Происходит отказ от обязательной танцевальности и сближение с сонатно-симфоническим циклом.

3) Новая сюита (2я четверть XIX века). Её черты: большое значение программности, объединение частей определённым сюжетом, усиление контрастности частей (Шуман, «Карнавал»). Сюита может быть составлена из основных музыкальных номеров спектакля, балета, оперы (Григ, «Пер Гюнт»).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры симфонии, сонаты, концерта, квартета. Классический сонатно-симфонический цикл состоит из 4х частей, включающих Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже – скерцо) и финал. В жанрах концерта и сонаты менуэт отсутствует. Композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, В тонально-гармонических, тематических и образных связях.

Части сонатно-симфонического цикла являются как бы фазами раскрытия концепции сочинения в целом. Каждая часть цикла имеет свои типичные жанры и формы:

1 часть (сонатное Allegro) – сонатная форма.

2 часть (Andante, Adagio) – сложная 3х-частная форма, сонатная форма без разработки, вариационная форма, иногда – рондо.

3 часть (Менуэт) – сложная 3х-частная форма.

4 часть (Финал) – сонатная форма или рондо (рондо-соната).

Тональные связи: крайние части пишутся в одной тональности или одноимённых, 2я часть – в тональности S, одноимённой или параллельной. 3я часть – в главной тональности.

Свободные и смешанные формы

Это – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классической и романтической музыки, либо объединяющие в себе черты различных форм. Свободные формы отличаются от смешанных тем, что в смешанных формах сонатная форма сочетается с другими формами. В свободных формах же с другими формами сочетаются сюитные формы. Свободные формы связаны с жанрами развлекательной инструментальной музыки (вальсы Штрауса, попурри). Часто ведущим принципом становится рондальность. Каждый новый музыкальный образ имеет законченную форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу.

Свободные формы эпохи барокко – органные и клавирные фантазии и родственные им жанры. Характерным признаком свободных форм 2й половины XVIII века является смешение гомофонных и полифонических признаков.

Возросшее значение свободных и смешанных форм в XIX веке (баллады, поэмы, рапсодии) определяется эстетикой романтизма. Для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части.

В XIX-XX веках в основе свободных форм лежит замысел, влияющий на форму (программа). Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2й половине XX века.

Полифонические формы

1) имитационная, основанная на развитии одной темы.

2) неимитационная (контрастная), основанная на одновременном сочетании (контрастировании) различных тем.

Полифония возникла в XIV веке как разновидность церковной музыки для хора а capella. Основные полифонические жанры: фуга, фугетта, ричеркар, инвенция и т.д.

Фуга

Фуга – это высшая форма имитационной полифонии. Основные композиционные элементы фуги: тема, ответ,противосложение, интермедия (построение между проведениями тем, основанное на развитии элементов тем) и стретта (имитационное вступление темы в одном голосе до окончания её в другом).

Фуга обычно состоит из трёх разделов:

1 раздел – экспозиция. Это последовательное вступление голосов с темой в Т-D соотношении. Между 2м и 3м проведениями темы, а также после всей экспозиции звучат интермедии.

2 раздел – разработка, основана на проведении темы в подчинённых тональностях. Используются преобразования темы и интермедии.

3 раздел – реприза. Начинается с возвращения темы (в основной тональности), которая проводится во всех голосах.

В репризе широко используется стретта.

Фуга на одну тему называется простой, на две темы – двойной, на три – тройной. Двойные и тройные фуги бывают с раздельной или с совместной экспозицией. Фуга может иметь двухчастное строение: 1 раздел – экспозиция, 2 раздел – свободный.

Фугетта – небольшая фуга, менее серьёзного характера. Основана на несложных видах имитации.

Особенности формообразования в вокальной и хоровой музыке

Синтез текста и музыки приводит к тому, что отдельные части вокальной формы оказываются менее завершёнными, чем в инструментальных формах. Так, начальные периоды вокальных форм часто оканчиваются половинной каденцией. Часто встречается свободное в отношении внутренней структуры неквадратное строение начальных периодов.

Другая особенность вокальных форм – малая пригодность их для тематической разработки – связана с двумя причинами:

2) с единообразным метрическим и структурным строением стихотворного текста.

В этом – одна из причин редкого применения в вокальной музыке сонатной формы.

Единообразное строение стихотворного текста может привести к тому, что в середине сохраняется структура экспозиционных построений, но с тонально-гармоническим, мелодическим, фактурным варьированием. Возникает так называемая «вариантная середина».

Чаще, чем в инструментальной, в вокальной музыке встречаются и вариантные репризы.

Для вокальных форм очень характерно взаимопроникновение различных принципов формообразования, приводящее к синтетическим формам.

Среди особых форм вокальной музыки выделяются 3 основных вида, оказавшихся исторически очень устойчивыми:

1) куплетная форма

2) варьированная форма

3) сквозная вокальная форма.

Музыка – сложный и трудный для понимания вид искусства, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, обращена исключительно к слуховому восприятию. Существуют различные точки зрения по вопросу, что составляет содержание музыки:

1) «Музыка – нечто целиком врождённое, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлечённом из жизни» (И. Гёте).

2) Г. Ларош: «Музыка отражает общий дух эпохи».

3) Э. Ганслик: «В музыке нет содержания» (т.е., нет информации). «Музыкальное содержание есть движение звуковых форм».

4) Б. Асафьев: «Фуга – королева логики».

5) Прежде всего музыка отражает эмоциональный мир человека. Сама по себе эмоция не имеет значения, эмоциональный мир всегда находится в движении. Таким образом, основу музыки составляет движение эмоций. По мнению Л. Мазеля, в музыке должно быть единство эмоции и мысли, то есть, эмоция должна быть осмыслена, а мысль прочувствована.

Музыкальное содержание мы распознаём при помощи интонационного слуха, который является своеобразным «органом общения». Интонационный слух выделяет 4 эмоциональных состояния своего собеседника-музыки:

а) Призыв – резко, поступательно, без колебаний (восходящее движение);

б) Прошение – жалобно, неуверенно (нисходящее движение);

в) Игра – оживлённо и легко, виртуозно (моторное движение);

г) Медитация – спокойно, размеренно (возвращение к одним и тем же оборотам).

Музыкальная драматургия

Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ярко выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия; определённая последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы.

В ходе исторического развития сложились определённые формы, служащие для воплощения сценического действия: в опере – речитатив, ария, ариозо, ансамбли, хоры. В балете – классические и характерные танцы, ансамбли. Эти формы не остаются неизменными. Так, оперная драматургия обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития (лейтмотивы и т.д.). В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки вариационности, рондообразности, сонатности.

Понятие драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки. Так, драматургия представляет собой одну из конкретных форм симфонизма (так как метод симфонизма есть не что иное, как метод драматургического становления тематизма).

Музыкальные жанры и принципы их классификации

В раскрытии содержания музыкального произведения важна роль жанра. Как правило, род жанром имеют в виду социальную роль музыки, условия бытования, условия средств исполнения. Жанры – это исторически сложившиеся типы, виды, разновидности музыкальных произведений, которые объединяются и разграничиваются по ряду признаков.

В отечественном музыкознании проблемой жанра занимались В. Цуккерман и А. Сохор. Цуккерман разграничивает жанры по характеру содержания – лирические, повествовательно-эпические, моторные, картинно-живописные. Сохор разграничивает жанры на основе условий исполнения, бытования – обиходные (бытовые), массово-бытовые, концертные, театральные. Это – наиболее общая классификация жанров, внутри их могут быть подразделения (Бобровский определяет их как «вторичные жанры»).

Жанры могут также подразделятся на простые и сложные. Простые – песня, танец, марш. Они также подразделяются на более мелкие (песни – трудовые, лирические и т.д. Марши – похоронные, военные и т.д.). Простые жанры иначе называются бытовыми (обиходными), что подчёркиапет их утилитарное назначение. Сложные жанры могут быть систематизированы по исполнительским средствам:

1) инструментальные жанры – симфоническая, камерная, сольная музыка

2) вокальные жанры - хоровая, ансамблевая музыка, соло с аккомпанементом

3) смешанные инструментально-вокальные жанры – кантаты, оратории

4) театральные жанры – оперы, балеты, оперетта и т.д.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль (от латинского «стилос» - палочка для письма, то есть, способ изложения) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. В эстетике категория стиля появилась в конце XVI века в связи с дифференциацией профессиональной музыки, ранее преимущественно культовой. В XVII веке под стилем подразумевали характеристику жанра и национальных школ. С XVII века прибавилось более широкое значение – стиль исторического периода (полифонический стиль и новый стиль – гомофонно-гармонический). В XIX веке понятие стиля приобретает узкое значение – индивидуальная манера письма композитора. В XX веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора, стиль определяет какой-либо период творчества автора, либо отдельное произведение.

Понятие музыкального стиля имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения, соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном композиторском языке.

Музыкальная форма

Понятие «форма» в музыке применяется в нескольких значениях:

1) как эстетико-философская категория, то есть музыкальное воплощение содержания или же целостная организация средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.), направленных на воплощение содержания. Это форма в широком смысле слова.

2) как музыкальное понятие, то есть тип композиции, форма-схема по Асафьеву, форма сочинения (например, сонатная форма, фуга и т.д.).

3) как индивидуальный, неповторимый облик музыкального произведения. Асафьев: «Сонатная схема существует одна, а форм её проявления столько, сколько существует самих сонатных форм».

Музыкальный жанр

Музыкальный жанр - многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия . Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления.

Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.

Ряд исследователей (в частности В.Цукерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связанны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.

Е. Назайкинский выделяет три исторических формы функционирования жанров - синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.

См. также

  • Список музыкальных жанров и направлений

Литература

  • Т. Чередниченко . Музыкальный жанр // статья в Музыкальном энциклопедическом словаре, «советская энциклопедия» 1990
  • Е. В. Назайкинский - Стиль и жанр в музыке - М., 2003
  • М. К. Михайлов - Стиль в музыке - М., 1981

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальный жанр" в других словарях:

    Это статья о хип хопе как о музыкальном жанре. Если вы ищете статью о субкультуре, см. Хип хоп (субкультура) Хип хоп Направление: популярная музыка Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word Место и время возникновения … Википедия

    МАРШ, музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом (см. ТЕМП (в музыке)), четким ритмом (см. РИТМ) , бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. 8 бит. 8 бит (англ. 8 bit) музыкальный жанр, для которого характерен электронный звук, напоминающий тот, что применялся в игровых приставках (Dendy, NES, Sega Master System и др.) или… … Википедия

    Класс химических элементов описывается в статье металлы. Метал Направление: Рок Истоки: Хард рок, Прогрессив рок Место и время возникновения: Начало 1970 х … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гараж (значения). Нью Йоркский Гараж Направление: хаус Истоки: хаус, Соул, госпел, диско Место и время возникновения: начало 1980 х … Википедия

    Род музыки характера печального, движения медленного. El é giaque музыкальный термин, требующий исполнения элегического … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Транс (Trance) Направление: Электронная музыка Истоки: Техно Хаус Эмбиент Индастриал Нью эйдж Классическая музыка Синти поп Место и время возникновения: ранние … Википедия

    Хаус (House) Направление: Электронная музыка Истоки: диско, soul Место и время возникновения: Начало 1980 х, Чикаго Годы расцвета: 90 ые годы XX столетия Поджанры … Википедия

    - … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть. Страсти (пассион; нем. Passion, от лат. passio страдание) вокально драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основаннное… … Википедия

Книги

  • Музыкальный стиль и жанр история и современность , Лобанова М.. Книга М. Лобановой посвящена проблемам музыкального стиля и жанра как культурологических, исторических и теоретических явлений. Впервые рассматривается формирование концепции "смешанного…

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Музыкальные жанры (жанры музыки) — список и краткое описание музыкальных жанров и направлений.

Музыкальные жанры

1. Народная музыка — музыка различных народов мира.

2. Латиноамериканская музыка — обобщенное название музыкальных жанров и стилей стран Латинской Америки.

3. Индийская классическая музыка — музыка индийского народа, один из самых древних жанров музыки. Берет свои истоки еще с религиозных практик индуизма.

4. Европейская музыка — обобщенное понятие, характеризует музыку стран Европы.

5. Поп музыка Диско (от слова «дискотека») — жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов. Поп (от слова «популярная») — вид массовой музыкальной культуры. Легкая музыка (от «easy listening» — «легко слушать») — музыка, охватывающая разные стили, общее в такой музыке — простые, запоминающиеся мелодии. Певица, которая исполняет музыку в жанре Поп — Madonna.

6. Рок музыка — обобщенное название направления музыки, слово «rock» означает - «качаться, укачивать» и указывает на ритмичность музыки.

Кантри-рок — жанр, который объединяет в себе кантри и рок, и стала частью рок-н-ролла, после того, как Элвис Пресли выступил в 1955 на «Grand Ole Opry».

Сатерн-рок — «южный» рок, был популярен в США в 1970.

Хартленд-рок — «рок из глубинки», основан в 1980 году на «кантри» и «блюзе».

Гаражный-рок — основан в Соединенных Штатах Америки и Канаде в 1960, предшественник «панк-рока».

Серф-рок — (от английского «surf») — американская пляжная музыка, была популярна в начале 60-х.

Инструментальный рок — это жанр рок-музыки, в музыке этого жанра преобладает музыка, а не вокал, был популярен в 1950 - 1960 годах.

Фолк-рок — жанр, объединяющий элементы фолка и рока, был образован в Великобритании и США, в середине 1960-х.

Блюз-рок — гибридный жанр, объединяющий элементы блюза и рок-н-ролл, начал свое развитие в Англии и США, в 1960 году.

Рок-н-ролл — (от слова «катить») жанр, родился в 1950-х годах, в США, является ранней стадией развития рок-музыки.

Мерсибит — (значение жанра происходит от названия групп из Ливерпуля, который находится недалеко от реки «Мерси»)—жанр зародился в Великобритании в 1960-х.

Психоделический рок — музыкальный жанр, он возник в Западной Европе и Калифорнии в середине 60-х годов, связан с понятиями «психоделия» (галлюциногены).

Прогрессивный рок — жанр, который характеризуется усложнением музыкальных форм и внедрением диалога.

Экспериментальный рок — стиль, который основан в следствииэкспериментов со звучанием рок-музыки, другое название — Авангардный рок.

Глэм-рок — (от слова «эффектный» - «glamorous»)— жанр возник в Великобритании в 1970-х годах.

Паб-рок — предшественник панк-рока, направления музыки, которое возникло в 1970-х как протест представителей британского рока на чрезмерную чистоту звука в американском AOR и прог-рок.

Хардкор — жанр появился в Великобритании и США в конце 1970-х. Звук стал более быстрым и тяжелым, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока.

Скиффл — пение с аккомпанементом. Инструментарий включал стиральную доску, гармонику и гитару в качестве ритм-инструмента.

Хард-рок — («тяжелый рок») — жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары. Жанр зародился в 1960-е и сформировался в начале 1970-х.

Панк рок — музыкальный жанр, сформировался в США в 1970-х годах, немного позже — в Великобритании. Смысл, который вкладывали ранние группы в этот жанр — «стремление играть главенствует над умением играть».

Бард-рок — жанр, который появился в «Советском Союзе» в 1970-х годах. Развивался под влиянием поэзии: Виктора Цоя, Окуджавы.

J-rock — («японский рок»)— название для разных направлений рок-музыки, которые возникли в Японии.

Метал — жанр, который сформировался и хард-рока в Англии и США, в 1970-х годах.

Пост-панк — музыкальный жанр, сформировался в конце 1970-х, в Великобритании. Являлся продолжением панк-рока и отличался разнообразием самовыражения в музыке.

New Wave — направление, которое включает разные жанры рок-музыки, идейно и стилистически порвали со всеми предыдущими жанрами рока. Возникло в конце 1970-х - начале 1980-х.

No Wave — направление в кинематографе, музыке и перфоманс-арте. Развивалось в Нью-Йорке в конце 1970-х. Это своеобразный ответ свободных музыкантов и художников на коммерческий «New Wave».

Стоунер-рок — это музыка среднего темпа или медленная музыка с низкочастотными музыкальными инструментами, такими как бас и гитара.

Жанр возник в 1990-х, основан на творчестве группы «Kyuss».

Альтернативный рок — под данным термином понимают различные стили рок-музыки. Появился в 1980-е и охватывает много стилей и направлений, которые берут свое начало в пост-панке, панк-роке и других стилях и музыкальных жанрах.

Пост-рок — экспериментальный музыкальный жанр рок-музыки. Для жанра характерно использование инструментов, которые обычно используют в рок-музыке и аккордов, которые не характерны для рока (традиционного).

7. Блюз — музыкальный жанр, который зародился в конце XIX века, на Юго-востоке США в афроамериканском сообществе, в среде повстанцев «Хлопкового пояса».

8. Джаз — жанр музыки, который возник в конце XIX, начале XX века в США, как результат синтеза европейской и африканской культур.

9. Кантри — («сельская музыка») — одна из самых распространенных разновидностей североамериканской музыки.

10. Шансон — (в переводе с французского языка — chanson, значит - песня).

Имеет 2 значения:

1. Французская песня в стиле кабаре.

2. Советская песня на французском языке, эпохи Возрождения и позднего Средневековья.

Первым композитором и поэтом, который исполнял песни в стиле шансон, был — Гийом де Машо.

Особенность жанра это то, что исполнитель, автор песни, музыки и слов — один и тот же человек.

12. Романс — («romance» означает — «по испански») — небольшое стихотворение, которое имеет лирическое содержание, спетое под музыку. Сам термин возник в средневековой Испании и обозначал советскую песню, спетую на испанской языке.

13. Блатная песня — жанр песни, в которой поется про тяжелые нравы и быт в уголовной среде. С 1990-х годов в русской музыкальной индустрии называют блатную песню — «русским шансоном», хотя она ничего общего с шансоном не имеет.

13. Электронная музыка — музыкальный жанр, обозначающий музыку, которая была создана с использованием электронных музыкальных инструментов. Часто для ее создания используют различные компьютерные программы.

14. Ска — стиль, который появился в конце 1950-х, на Ямайке.

Для стиля характерен ритм 2 на 4: когда бас-гитара или контрабас подчеркивают нечетные удары барабанов, а гитара — четные.

15. Хип-хоп — жанр музыки, который зародился в Нью-Йорке, в среде рабочего класса — 12 ноября 1974 года. Основателем хип-хопа стал ди-джей Кевин Донован.

Приведенный список включает только наиболее наиболее популярные музыкальные жанры.

В настоящее время постоянно появляются новые музыкальные жанры (жанры музыки) и направления.

Lady Gaga - Judas (сочетает в себе электронную музыку и танцевальные ритмы).

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Новое на сайте

>

Самое популярное