Домой Артроз Произведения и герои: Герои. Описание и анализ трагедии "федра" расина

Произведения и герои: Герои. Описание и анализ трагедии "федра" расина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Образ Федры у Еврипида, Сенеки и Расина

Москва 2013

Введение

Миф о Федре - один из самый популярных сюжетов в мировой литературе. История о гордом юноше и безответно влюбленной в него мачехе трогает сердца людей вот уже две с половиной тысячи лет. За все это время неравнодушными к ней оставались не только читатели, но и литературные деятели - от драматургов Древней Греции, до немецких философов и русских поэтов - которые использовали этот миф в своих произведениях. Однако самыми известными интерпретациями сюжета о Федре и Ипполите стали «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки и «Федра» Расина.

Нужно сказать, что, в силу различных обстоятельств (культурных, социальных, политических, психологических) эти авторы по-разному переосмысляли историю Федры, из-за чего героиня, скажем, Сенеки оказалась мало похожа на героиню Еврипида или Расина. По сути, мы имеем дело с ситуацией, когда в результате художественное осмысление разными писателями одного и того же сюжета, описываемые ими герои трансформировались до неузнаваемости, переставая быть лишь прототипами друг друга.

1. Краткое содержание мифа о Федре и Ипполите

Федра вот уже долгое время любит Ипполита, сына своего мужа Тесея. Любовь к Ипполиту истощает ее физически и морально. Ипполит узнает о чувствах мачехи и отвергает ее. Федра клевещет на него перед Тесеем, тот проклинает сына и насылает на него гнев Посейдона. Ипполит погибает, разбиваясь о скалы. Федра же кончает жизнь самоубийством.

2. Федра у Еврипида

Известный нам сегодня вариант произведения Еврипида, рассказывающий историю Федры и Ипполита, не был единственным. До «Ипполита увенчанного» древнегреческий драматург написал также «Ипполита, закрывающегося плащом», который до нас не дошел. С самого начала между этими трагедиями существовала существенная разница, выражающаяся, прежде всего, в идейном содержании.

Первая редакция была создана Еврипидом под впечатлением от несчастного брака и посвящена женскому бесстыдству. Там Федра сама признавалась пасынку в любви. Такой вариант показался публике безнравственным, и постановка провалилась. Это заставило Еврипида переосмыслить историю Федры и написать второй, классический вариант.

Сразу нужно сказать, что одной из главных черт «Ипполита увенчанного» являются выпады Еврипида против традиционных богов. Здесь именно боги предстают главными преступниками, беззастенчиво играющими судьбами героев. По сюжету, Афродита, обиженная на Ипполита за то, что он предпочитает ей Артемиду, решает мстить ему, а в качестве оружия выбирает ни в чем неповинную Федру и насылает на нее страсть к собственному пасынку. федра еврипид сенека литература

Теперь Федра томится от страсти, которую не может побороть. Она понимает порочность этого чувства, поэтому, чтобы сохранить свою честь, готова даже пожертвовать жизнью:

И щеки горят от стыда... возвращаться

К сознанью так больно, что, кажется, лучше,

Когда б умереть я могла, не проснувшись.

Так бы и случилось, если бы кормилица, желая помочь Федре, не рассказала обо всем Ипполиту. Возмущенный отказ юноши, а также тот факт, что он теперь знает ее страшную тайну и, следовательно, может опозорить ее перед другими, заставляет героиню написать клеветническую записку. По ее мнению, только так Федра могла сохранить свое доброе имя.

Таким образом, из обольстительницы героиня превращается в жертву, становясь заложницей статуса жены завоевателя (узнай жестокий Тесей о помыслах Федры, он бы мог наказать ее, причинив вред ее детям), заложницей собственных чувств и душевной болезни, переходящей в телесную.

3. Федра у Сенеки

Сенека создавал свою трагедию во время «Принципата» императора Августа, ставшего своеобразным итогом распада полисной системы Древнего Рима. Общество, разъедаемое противоречиями рабства и надвигающимся экономическим упадком, могло продолжить свое существование лишь при военной диктатуре. Однако если экономический кризис лишь готовился поразить римское государство, то моральный упадок общества был уже налицо. Население, видевшее кругом лишь бесправие, утратило веру в силу закона, в его способность урегулировать общественные порядки. Следствием стала всеобщая апатия и деморализация, проявившаяся в раболепстве, погоне за материальными благами, ослаблении социальных связей, в том числе семейных и родственных уз.

Естественно, что античные авторы, стремившиеся как отразить общественные настроения, так и предоставить публике «хлеба и зрелищ», стали выводить на сцену спорных и противоречивых персонажей с точки зрения предыдущих поколений. Данная «тенденция» нашла выражение и в творчестве Луция Сенеки, последние 38 лет жизни которого прошли непосредственно в период ранней римской империи.

Если в пятом веке до нашей эры поведение мачехи, соблазняющей собственного пасынка, казалось зрителям безнравственным, то теперь оно, если не считалось обыденным, то, по - крайней мере, не выглядело столь шокирующим. Теперь из двух вариантов трагедии Еврипида о Федре наиболее актуальной, близкой к современному положению вещей с его нравственными коллизиями была именно первая - «Ипполит, закрывающийся плащом». Вполне вероятно, что именно ее Сенека и взял за основу своей «Федры». Однако, учитывая, что первая версия трагедии не сохранилась, мы не можем точно указать, как характер «первой Федры» повлиял на развитие героини, появившейся у Сенеки спустя несколько столетий после смерти Еврипида. Однако очевидно, что, не осталась без внимания Сенеки и вторая версии известной трагедии.

Федра Сенеки, в отличие от Федры «Ипполита увенчанного», сама признается пасынку в своих чувствах, несмотря на уговоры кормилицы побороть страсть. Ей Федра отвечает: «Любовь, которая не хочет подчиниться, пусть будет сломлена», тем самым давая кормилице понять, что в случае, если ее любовь к Ипполиту окажется неразделенной, жизнь ее не будет больше иметь смысла. Нужно сказать, что Федре Сенеки присуща амбивалентность, не свойственная характеру подавленной, замкнутой Федры Еврипида, любовь которой скорее больше похожа на страшную болезнь, нежели на осознанное чувство. Частью этой амбивалентности становится непрохдящая рефлексия. Так, несмотря на обуревающие ее чувства, Федра решается на признание не без колебаний:

Дерзай, душа! Пытайся! До конца иди!

В бесстрашном слове - сила. Робкой просьбою

Отказывать мы учим…

Но, решившись один раз, Федра уже не отступится от своей цели: столкнувшись с яростью Ипполита, она выражает готовность заслуживать, вымаливать его любовь любыми способами:

Но тебе вослед

Пойду сквозь пламя, над собой не властная,

Через моря, утесы, реки быстрые.

Куда пойдешь, туда и я, безумная.

В этом отрывке наиболее четко выражается, возможно, главная черта новой Федры Сенеки - ее активная жизненная позиция. Эта черта сильно контрастирует с пассивностью, обреченностью ее прототипа, выражающимися даже в том, что Федра Еврипида не только не способна на самостоятельно признание (а затем и вовсе винит кормилицу в ее искреннем желании помочь госпоже), но и в том, что она никак не пытается бороться со сложившимися обстоятельствами.

За эту самую активность характера (получив отпор, Федра не только не отказывается от своих греховных помыслов, но даже смеет надеяться на благосклонность со стороны Ипполита), сын амазонки собирается поразить Федру мечом. Но услышав, что мачеха только рада будет умереть от его руки («Молить не смела я, чтобы от рук твоих погибнуть чистою…»), отказывается от этого, лишь бы ни в чем ей не потворствовать.

Но несмотря на то, что, по мысли Сенеки, образ Федры должен нести в себе черты безнравственности - несомненно, что некоторые из них она уже показала прежде - , главную подлость (клевета на презревшего ее пасынка) совершает не она. Инициатором мести здесь становится преданная кормилица Федры. Желая спасти госпожу от позора, она в присутствии многочисленных слуг обвиняет скрывшегося Ипполита в том, что тот якобы посягнул на честь тессеевой жены:

На помощь! Ипполит в безумной похоти

Напал, теснит и смертью госпоже грозит!

Мечом пугает чистую!

И, словно в доказательство дуализма своего характера, Федра не опровергает слов кормилицы. Напротив, она сама говорит мужу (хотя и после долгих уговоров) о том, что ее обесчестили, при этом указывая, что сделал это хозяин меча, которым она хочет себя убить:

…под мечом мой дух

Был тверд, - но тело вынесло насилие,

И смою кровью я пятно позорное.

Примечательно и то, что она не называет имени Ипполита (оно до сих пор «жжет [ее] изнутри словно раскаленный пар в пещерах Этны»), как бы демонстрируя, что ни яростный отказ, ни глубокое презрение не заставили ее разлюбить юношу. В этот момент она позволяет Тесею обо всем догадаться, сама как бы оставаясь непричастной. Со стороны казалось, будто Федра и правда хочет убить себя, не в силах вынести позора; при этом, она якобы изо всех сил сопротивляется давлению мужа, не желая выдавать имени обидчика почти с самоотверженной стойкостью.

Для Федры Еврипида честь была выше жизни - признав позор, прежде всего перед самой собой, она покончила жизнь самоубийством. Ей был невыносим один факт того, что Ипполиту станет известно о ее греховных побуждениях. Эта позиция довольно далека от той, которую демонстрирует героиня Сенеки.

В данном случае, Федра отдает себе отчет в том, что любовь мачехи к пасынку аморальна, но для нее признание этого факта само по себе не является настолько значительным, чтобы вынудить уйти из жизни. Гораздо больше ее тяготит состояние физического и морального упадка, ставшее следствием запретного чувства. Она не может ни принять его, ни отвергнуть, более того, она даже не может облегчить свою ношу, признавшись кому бы то ни было. Однако физическая ослабленность и моральное истощение не погубили Федру Сенеки - в этом она как бы на два «шага» переживает свою «предшественницу».

Поворотным событием в ее судьбе должно было бы стать признание Ипполиту. И, безусловно, оно стало таким для Федры, однако даже после него героиня не покончила жизнь самоубийством. Уход из жизни показал бы, что Федра смирилась с безвыходностью своего положения, признала пагубность своего греховного чувства. Однако, судя по всему, даже оказавшись униженной любимым человеком, героиня Сенеки продолжала считать, что ее история еще не кончена и можно что-то изменить.

Безвыходность своего положения она осознала лишь после того, как не стало в живых самой предмета ее любви. Узнав о смерти Ипполита, Федра произносит скорбную и пространную речь, в которой, впрочем, находят место все ее рефлексии, а также то, в чем героиня до этого не решалась сознаться. Она наконец признает свою вину во всем случившемся:

О Ипполит, таким я вижу вновь тебя,

Из-за меня таким ты стал? Какой Прокруст

Иль Синие тело разорвал? Иль, может быть,

Двувидный критский бык, своим мычанием

Дедалов дом наполнивший, терзал тебя?

Признаваясь Ипполиту в любви, она в то же время как бы радуется тому, что скоро снова окажется с ним водном мире («Соединить сердца дано нам не было -/Соединим же судьбы…»; «О смерть благая, ты одна утишишь страсть./ О смерть святая, ты одна мне честь вернешь. /Стремлюсь к тебе: укрой меня в объятиях»).

Однако тут же в ее словах обнаруживается новое противоречие. Так, она одновременно говорит о моральном и нравственном долге перед супругом (почитать его есть ее долг перед обществом) и о собственном глубоком к нему призрении (как личность, она имеет полное право его ненавидеть):

Ты чиста - умри

Во имя мужа; а прелюбодейка пусть

Умрет во имя страсти. Не хватало лишь,

Купив такой ценою славу добрую,

Взойти на ложе мужа оскверненное.

Подобно своей истории и своей любви, даже среди всех способов уйти из жизни, Федра выбирает наиболее «активный». В отличие от своего прототипа, выбравшего относительно легкую смерть через повешение, героиня собственноручно пронзает себя мечом (совершает движение собственными руками). Она выбирает себя так, чтобы теперь абсолютно никто не мог ее спасти.

Символична и ее последняя фраза, адресованная Тесею:

Что делать, когда сын убит, - у мачехи

Учись, отец. Сойди в края стигийские.

4. Федра Расина

Цель написание своей трагедии, а также главное ее отличие от произведений своих предшественников Расин определяет уже в предисловии к «Федре». Так, он пишет: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть». По его мнению, грех Федры «есть скорее божественная кара, чем акт ее собственной воли».

Получается, что Расин, в отличие от Еврипида (на трагедию которого он опирался при создании собственной «Федры»), а тем более Сенеки, считал Федру неповинной в собственной страсти, а поэтому при создании ее образа сделал все возможное, чтобы она «менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита».

Здесь Расин считает важным с самого начала показать, что причиной недуга Федры является любовь к Ипполиту, однако ему при этом удается сохранить интригу (довольно условную, поскольку история об Ипполите, как и многие другие античные мифы, был хорошо знаком целевой аудитории Расина - образованным слоям населения). Так, герои трагедии думают, что Федра страдает не из-за любви к пасынку, а из-за ненависти. Более того, чувства Федры по отношению к «скифскому отродью» понятны ее окружению, например, кормилице. Это объясняется тем, что Расин сознательно «снизил» образ Ипполита, который в трагедиях Еврипида и Сенеки был «свободным от каких быто ни было несовершенств».

Здесь же герой наделен значительной слабостью - любовью к Арикии, сестре заклятых врагов ее отца. Это делает Ипполита в значительной степени виноватым перед Тесеем. Более того, любовь юноши к Арикии созвучна любви, которую испытывает к нему Федра: она запретна и приносит страдания. Влюбленный Ипполит даже начинает вести себя подобно Федре. Так, Арикия, обращаясь к своей наперснице, подобным образом характеризует странное поведение Ипполита: «Ты видела не раз, как уходил он прочь, едва заметив нас». Позже это подтверждает и сам герой: «Полгода как живу я со стрелой в груди… Ты здесь - бегу я прочь; коль нет - ищу тебя я». Ипполита роднит с Федрой и то обстоятельство, что своей любви он не может найти логического объяснения («язык любви - язык мне чуждый»).

В целом же, новые черты, которыми Расин наделил Ипполита, теперь представляют Федру несколько под другим углом. Так, например, Федра прямо говорит Эноне, что не станет очернять юношу в глазах его отца («О нет, я клеветать не стану!»). К тому же, в отличие, скажем, от Федры Сенеки, она не позволила служанке сделать этого за нее. Напротив, она сама признается Тесею в том, что сказала Ипполиту (другое дело, что муж ее не понимает). Проявленное Федрой благородство можно считать своеобразной благодарностью Ипполиту за то, что после признания он не только не пришел в ярость (Ипполит Сенеки, как мы помним, в этот момент был готов убить мачеху), но, наоборот, заслышав чьи-то шаги, призывает ее бежать. Таким образом он спасает ее репутацию.

В то же время было бы неправильно называть Федру очевидно положительным героем. Как бы Расин не пытался «сгладить» недостатки ее образа, в ключевые моменты они все равно проявляются. Так, узнав о том, что юноша увлечен другой, она, несмотря на свою любовь к нему, желает их разлучить:

О нет! И мысль одну о счастье их любовном

Встречаю с яростью, со скрежетом зубовным!

Смерть Арикии!.. Смерть!.. Я мужу нашепчу, -

Сестру своих врагов отдаст он палачу.

Еще опаснее сестра, чем были братья!

Позже она вымещает свой гнев на служанке («Уже была уйти из жизни я готова, ты помешала мне. Зачем вмешалась ты?»), чем фактически довела ее до самоубийства.

И тем не менее, Федре Расина удается с достоинством пройти последнее «испытание» - разговор с Тесеем. В отличие от героинь Еврипида и Сенеки, ей хватает мужества, чтобы признаться мужу в своих поступках, и вернуть Ипполиту честное имя:

Тесей, преступное молчанье я нарушу.

Неправда мне давно обременяет душу.

Невинен был твой сын.

Твой сын был чист душой. На мне лежит вина.

По воле высших сил была я зажжена

Кровосмесительной неодолимой страстью.

Таким образом, Федра из драмы Расина как бы является «компромиссом» между героиней Еврипида (той не хватает сил признаться в клевете) и героиней Сенеке (та в этом признается, но без раскаяния). И смерть Федра выбирает тоже «компромиссную» - не через «пассивное» повешение, но и не с помощью меча, что причиняет невероятные страдания. Она заранее выпивает яд, что свидетельствует о ее принятии того факта, что она больше не будет иметь путей к спасению и неизбежно погибнет. Решение уйти из жизни у нее было не импульсивным, а продуманным.

Несмотря на то, что и Еврипид, и Сенека, и Расин брали за основу произведений один и тот же сюжет, главная героиня у них получилась абсолютно разной. По сути, это даже не один и тот же человек, а три, причем связанных лишь условными рамками мифа.

Так, у Еврипида она - женщина, ставшая пешкой чужих руках, обреченная и оттого пассивная личность. У Сенеки она сильная, страстная, жестокая, знающая себе цену и оттого беспощадная, прежде всего по отношению к самой себе. А Федра Расина включает в себя оба этих характера: ее рефлексивность - не столько от обуревающих ее страстей, сколько именно от душевных мучений, что, в свою очередь, не мешает ей поступить подчас жестоко и необдуманно.

Такие «прочтения» образа Федры, анализы ее внутреннего мира, поиски обоснований ее страстей и поступков, дает читателю возможность познакомиться с индивидуальным видение каждого художника. С появлением новых интерпретаций развивается сюжет и внутренняя составляющая героев (причем, как Федры и Ипполита, так и Эноны), их характеры; даются ответы (или наоборот - замалчиваются, что опять же дает читателю возможность увидеть героев в ином свете) касательно их идей, способов мышления, причин их поступков и т.д.

Все это не только обогащает героев, но и расширяет границы духовного восприятия читателей, которые могут приобретать новый эмоциональный и житейский опыт из одной и той же истории, благодаря вариативности множества индивидуальных авторских осмыслений.

Список литературы

1. Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1."Литературные памятники", М., Наука, Ладомир, 1999.

2. Луций Анней Сенека. Федра. Греческая трагедия. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

3. Жан Расин. Трагедии. Серия "Литературные памятники". Издание подготовили Н. А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. Издательство "Наука", Сибирское отделение, Новосибирск, 1977.

4. Литературная энциклопедия в 11 томах. Том 9. Под ред. А.В. Луначарского. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- стр. 832- 846.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки", "Андромаха". "Медея" как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

    презентация , добавлен 10.11.2012

    Начало творческого пути и первые произведения известного французского писателя и поэта Жана Расина, его сотрудничество с Мольером. Тематика произведений Расина и их основные идеи, эстетические взгляды автора. Место античных образов в творчестве Расина.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2009

    Анализ любовной трагедии "Андромаха" французского классика драматургии ХVII века Жана Расина с точки зрения психологических проблем возникновения системы "мнимых" конфликтов в подсознании персонажей и невозможности им перейти к их окончательному решению.

    реферат , добавлен 14.04.2015

    Биография и творчество Ж. Расина. Сюжетные линии, фабула и перипетии пьесы "Федра". Главный конфликт пьесы, исходная коллизия, завязка действия. Трагическая развязка: столкновения с личностью и законом. Оценка образов главных героев, сюжетной линии пьесы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2011

    Общая характеристика, анализ позитивных и негативных черт образа Дон Жуана. Исследование особенностей его проявления в различных произведения мировой литературы. Описание жизни и деятельности Дон Жуана Байроном в одноименной поэме данного автора.

    реферат , добавлен 22.11.2015

    "Песнь о Сиде" как памятник испанской литературы, традиционный героический эпос, анализ жанра и композиции данного произведения, исследование его содержания и значение в мировой литературе. Образ Сида, его качества: мудрость, умеренность и сдержанность.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2014

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Вечные образы в мировой литературе. Донжуаны в литературе, в искусстве разных народов. Похождения сердцееда и дуэлянта. Образ Дон Жуана в испанской литературе. Авторы романов Тирсо де Молина и Торренте Бальестер. Подлинная история Хуана Тенорио.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Описание императорской России в поэме Байрона "Дон Жуан". Особенности изображения Родины времен декабристов в романе Дюма "Учитель фехтования". Раскрытие образа СССР в иностранной литературе ХХ века на примере произведения Берджесса "Клюква для Медведей".

    реферат , добавлен 09.02.2012

    Символизм как одно из главных нереалистичеких течений, его место и значение в русской литературе, яркие представители и оценка их вклада. Образ Музы в лирике Ахматовой, особенности его построения и отражения. Произведения Блока и образ Музы в них.

Цель написание своей трагедии, а также главное ее отличие от произведений своих предшественников Расин определяет уже в предисловии к «Федре». Так, он пишет: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть». По его мнению, грех Федры «есть скорее божественная кара, чем акт ее собственной воли».

Получается, что Расин, в отличие от Еврипида (на трагедию которого он опирался при создании собственной «Федры»), а тем более Сенеки, считал Федру неповинной в собственной страсти, а поэтому при создании ее образа сделал все возможное, чтобы она «менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита».

Здесь Расин считает важным с самого начала показать, что причиной недуга Федры является любовь к Ипполиту, однако ему при этом удается сохранить интригу (довольно условную, поскольку история об Ипполите, как и многие другие античные мифы, был хорошо знаком целевой аудитории Расина - образованным слоям населения). Так, герои трагедии думают, что Федра страдает не из-за любви к пасынку, а из-за ненависти. Более того, чувства Федры по отношению к «скифскому отродью» понятны ее окружению, например, кормилице. Это объясняется тем, что Расин сознательно «снизил» образ Ипполита, который в трагедиях Еврипида и Сенеки был «свободным от каких быто ни было несовершенств».

Здесь же герой наделен значительной слабостью - любовью к Арикии, сестре заклятых врагов ее отца. Это делает Ипполита в значительной степени виноватым перед Тесеем. Более того, любовь юноши к Арикии созвучна любви, которую испытывает к нему Федра: она запретна и приносит страдания. Влюбленный Ипполит даже начинает вести себя подобно Федре. Так, Арикия, обращаясь к своей наперснице, подобным образом характеризует странное поведение Ипполита: «Ты видела не раз, как уходил он прочь, едва заметив нас». Позже это подтверждает и сам герой: «Полгода как живу я со стрелой в груди… Ты здесь - бегу я прочь; коль нет - ищу тебя я». Ипполита роднит с Федрой и то обстоятельство, что своей любви он не может найти логического объяснения («язык любви - язык мне чуждый»).

В целом же, новые черты, которыми Расин наделил Ипполита, теперь представляют Федру несколько под другим углом. Так, например, Федра прямо говорит Эноне, что не станет очернять юношу в глазах его отца («О нет, я клеветать не стану!»). К тому же, в отличие, скажем, от Федры Сенеки, она не позволила служанке сделать этого за нее. Напротив, она сама признается Тесею в том, что сказала Ипполиту (другое дело, что муж ее не понимает). Проявленное Федрой благородство можно считать своеобразной благодарностью Ипполиту за то, что после признания он не только не пришел в ярость (Ипполит Сенеки, как мы помним, в этот момент был готов убить мачеху), но, наоборот, заслышав чьи-то шаги, призывает ее бежать. Таким образом он спасает ее репутацию.

В то же время было бы неправильно называть Федру очевидно положительным героем. Как бы Расин не пытался «сгладить» недостатки ее образа, в ключевые моменты они все равно проявляются. Так, узнав о том, что юноша увлечен другой, она, несмотря на свою любовь к нему, желает их разлучить:

О нет! И мысль одну о счастье их любовном

Встречаю с яростью, со скрежетом зубовным!

Смерть Арикии!.. Смерть!.. Я мужу нашепчу, -

Сестру своих врагов отдаст он палачу.

Еще опаснее сестра, чем были братья!

Позже она вымещает свой гнев на служанке («Уже была уйти из жизни я готова, ты помешала мне. Зачем вмешалась ты?»), чем фактически довела ее до самоубийства.

И тем не менее, Федре Расина удается с достоинством пройти последнее «испытание» - разговор с Тесеем. В отличие от героинь Еврипида и Сенеки, ей хватает мужества, чтобы признаться мужу в своих поступках, и вернуть Ипполиту честное имя:

Тесей, преступное молчанье я нарушу.

Неправда мне давно обременяет душу.

Невинен был твой сын.

Твой сын был чист душой. На мне лежит вина.

По воле высших сил была я зажжена

Кровосмесительной неодолимой страстью.

Таким образом, Федра из драмы Расина как бы является «компромиссом» между героиней Еврипида (той не хватает сил признаться в клевете) и героиней Сенеке (та в этом признается, но без раскаяния). И смерть Федра выбирает тоже «компромиссную» - не через «пассивное» повешение, но и не с помощью меча, что причиняет невероятные страдания. Она заранее выпивает яд, что свидетельствует о ее принятии того факта, что она больше не будет иметь путей к спасению и неизбежно погибнет. Решение уйти из жизни у нее было не импульсивным, а продуманным.

Сначала Федра возмущена, но потом соглашается. После нескольких невразумительных слов мужу, Федра удаляется (четвертая сцена). Обеспокоенный Тесей угрожает сыну и уходит, чтобы допросить Федру.

Акт 4
Евнона обвиняет Ипполита: меч юноши служит доказательством его вины. Тесей призывает Нептуна наказать Ипполита. Ипполит защищается, не выдавая при этом Федру и, чтобы убедить отца, признается, что любит Арисию. Тесей не верит сыну и прогоняет его (вторая сцена). Федра приходит к мужу просить прощения Ипполиту: она готова признаться во всем, когда Тесей сообщает ей, что Ипполит любит Арисию. Эта новость потрясает царицу (четвертая сцена). Когда Тесей удаляется, Федра отдается чувству ревности (пятая сцена). Но, уже ненавидя себя, Федра раскаивается во всем содеянном и прогоняет от себя кормилицу Евнону, которую обвиняет во всех своих злосчастьях.

Акт 5
Ипполит объясняет Арисии, почему он не открыл правду отцу, но, уверенный, что Арисия не предаст его, рассказывает девушке все, что случилось между ним и Федрой. Ипполит уговаривает Арисию выйти за него замуж и сопровождает его в изгнание (первая сцена). Арисия обвиняет Тесея в несправедливости к сыну, не открывая всех причин. Беспокойство царя растет и он уже начинает сомневаться. Он узнает, что Федре все хуже, что Евнона бросилась со скалы в море и, наконец, что Нептун наслал на Ипполита чудовище, которое и растерзало его. Терамен рассказывает смерть Ипполита и горе Арисии (шестая сцена). Перед царем появляется умирающая Федра: она признается в том, что во всем виновата ее страсть к Ипполиту. Федра умирает от принятого яда (седьмая сцена).

ИСТОЧНИКИ

Сюжет своей пьесы Расин заимствовал, в первую очередь, из Еврипида и Сенеки . Тем не менее, Расин значительно изменил оригинальный греческий текст. У Еврипида Ипполит является главным героем, а у Расина - Федра; в греческой трагедии главная борьба разворачивается между двумя богинями, Афродитой, которую презирает Ипполит, и Артемидой, которую он почитает. Афродита внушает Федре любовь к Ипполиту, Артемида пытается погасить ее. Федра вешается до появления Тесея. После катастрофы и долгого оплакивания, Ипполит умирает на руках у Тесея. В целом, Расин заимствует у Еврипида только две главных сцены: сцена, в которой Евнона узнает, что Федра любит Ипполита; и сцена, в которой Тесей проклинает своего сына.
Трагедия Сенеки также повлияла на Расина. Именно римскому драматургу Расин обязан важностью образа Федры: именно Федра признается в любви к Ипполиту; именно ее смертью заканчивается пьеса.
Расин практически ничего не заимстует из пьесы "Ипполит" Гарнье (1573) и одноименной пьесы Ла Пинельер (1635), т.к. обе трагедии сами заимствуют многое из пьесы Сенеки.
Расин черпал много информации и из других классических произведений, в частности, из Овидия и Вергилия (любовь Федры похожа во многом на любовь Дидоны к Энею, а чудовище, убившее Ипполита, - на змей Лаокоона.

ПЕРСОНАЖИ

Все персонажи бледнеют перед образом Федры, являющимся центральным в пьесе.
Образ Тесея олицетворяет собой благородство, смешанное с неверностью: этот персонаж также иллюстрирует собой власть любви, которая разрушает все, даже благородство и великодушие.
Главной чертой в образе Ипполита является борьба между гордостью подростка и соблазнами любви, которая для него с самого начала является преступной: так как он уважает своего отца, он уважает его приказы и считает за преступление желание жениться на Арисии. Благородный и гордый, Ипполит, которого любовь ведет к смерти, также несколько виноват в своей несчастной судьбе.
Арисия , как и Ипполит, долго похвалялась тем, что никогда не знала любви. Именно эта редкая гордость и привязывает к ней Ипполита. Несмотря на амбициозность (Арисия хочет занять трон Тесея), она остается расиновской девушкой, трогательной и благородной жертвой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики Кафедра периодической печати

Реферат

п о истории зарубежной литературы

на тему: Образ Федры у Еврипида, Сенеки и Расина

Реферат студентки 2 курса

202 группы Тепляковой Полины

преподаватель: Галушко Р.И.

Москва 2011

Введение

На протяжении нескольких тысяч лет античная литература является образцовой, интерес к ней не иссякает до сих пор. Едва ли удастся перечислить количество заимствованных из античной литературы сюжетов и образов. Но каждая эпоха, каждое поколение, обращающее свой взор к прошлому, берет из него тот материал, который способен не только в полной мере раскрыть для него исторические реалии, но и существующую действительность, помогая понять и принять ее, а для этого материал дополняется современным колоритом и перерабатывается в соответствии с представлениями своего времени.

Ярчайшим примером может служить образ Федры, созданный Еврипидом в V в. до н. э. в трагедии «Ипполит». Античный автор заимствовал сюжет своей трагедии из мифа, но обогатил его своим видением мира, взглядами на общество и его проблемы. История преступной любви мачехи к пасынку не однажды привлекали интерес писателей: Федра -- действующее лицо в трагедии Софок ла «Федра», Овиди й сочинил письмо Федры Ипполиту. В 1881 стихотворение Федра написал Оскар Уайльд, посвятив его Саре Бернар. В XX в. драмы на этот сюжет написали Д"Аннунцио (1909), М.де Унамуно (Федра, 1911), Марина Цветаева(Федра, 1927), П.У.Энквист (Для Федры, 1980), Сара Кейн (Любовь Федры, 1996). Но самыми известными стали трагедии «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки и «Федра» Расина. Сравнивая образы героини в этих произведениях, можно проследить трансформацию представлений о женщине, обществе, добродетели и пороке в веках. Любопытно, не правда ли?

Федра у Еврипида: страдающая преступница

федра еврипид сенека расин

В еврипидовской Федре вырисованы те качества, которые не позволяют читателю лишь осудить ее: с одной стороны, безграничная, всепоглощающая, запретная любовь-страсть к пасынку, с другой стороны, душевное благородство, борьба с этим «тяжким бременем» - любовью ради детей, ради мужа. Кроме того, трагедия совершается не самой царицей, а ее кормилицей, Федра после обнажения души перед ней превращается в абсолютную жертву, она не виновна в своей любви, не виновна и в гибели пасынка, ведь не раскрыла свои истинные чувства перед Ипполитом и не она оклеветала его перед мужем. С момента признания в своем грехе Федра превращается в стороннего наблюдателя, вплоть до того момента, когда «повесилась Тесеева царица». В страдающей Федре встречается лишь одно желание - умереть, не опозоренной и не опозорившей свою семью, детей и мужа. И эта Федра, такая слабая и вместе с тем, такая сильная, не может не вызывать восхищение.

В нраве Федры, влюбившейся в своего пасынка, отвергнутой им и перед смертью оклеветавшей его, чтобы скрыть свой позор, нет той, с античной точки зрения, непоследовательности, которую древние критики ставили в вину Еврипиду в "Медее" или "Ифигении"; поведение Федры, чья неудовлетворенная страсть превратилась в ненависть к Ипполиту, находилось в русле античного представления о готовности отвергнутой влюбленной на любое злодейство. В сравнительной фольклористике этот мотив известен как история библейского Иосифа Прекрасного, возникшая в том же Средиземноморском ареале, что и благородный образ Ипполита, а рядом с ним, в других, не полностью дошедших трагедиях Еврипида, также юных героев Беллерофонта ("Сфенебея") или Пелея. Им также приходилось расплачиваться за клевету оскорбленных отказом женщин, хотя всякий акт мести объяснялся в этом случае необоримой властью Афродиты, противиться которой не в состоянии ни смертные, ни боги. В "Ипполите", хотя Афродита и является виновницей запретного чувства, овладевшего Федрой, все внимание поэта устремлено на переживания влюбленной женщины. Хор и кормилица напрасно пытаются объяснить недуг Федры воздействием Пана, Кибелы или других божеств, - источник ее страданий находится в ней самой, и Еврипид с великолепной психологической достоверностью изображает внутреннее состояние Федры: то она, боясь признаться себе в преступной страсти, в полубреду грезит об охоте в заповедных рощах и отдыхе у прохладного лесного ручья, где она могла бы встретить Ипполита; то, в сознании своего позора, Федра готовится покончить с любовью, пусть даже вместе с собственной жизнью; то, позабыв и о позоре, и о супружеском долге, дает склонить себя вкрадчивым речам кормилицы. Таким образом, если ситуация, в которой у Еврипида оказывалась Федра, и поведение отвергнутой влюбленной не выходили за пределы традиционного античного представления о женском "нраве", то во внутреннем наполнении образа Федры мы встречаем необычность и новизну, не характерные для античного мира переживания и душевные метания, стыдливость и стыд рука об руку с непреодолимой страстью.

Федра у Сенеки: мстительность и страсть

Из трех трагедий, посвященных любви несчастной сестры Ариадны, на которые мог опираться Сенека, сохранилась лишь одна -- второй «Ипполит» Еврипида. Между тем общепризнанно, что прототипом является именно первый, от которого дошли фрагменты, не позволяющие подробно представить его содержание. Согласно одному из античных свидетельств, первый «Ипполит» был написан Еврипидом под впечатлением несчастного брака и посвящен женскому бесстыдству; эта черта абсолютно не свойственна героине второго

«Ипполита», скорее даже наоборот. Федра Сенеки не похожа на героиню сохранившейся трагедии Еврипида, и, по-видимому, ее образ восходит к героине первой: Федра у Сенеки сама признается в своей любви, высказав горький упрек неверному мужу (который помогал как раз в то время своему другу Пирифою похитить из подземного царства Прозерпину), и кормилица сначала отговаривает ее, убеждает побороть страсть; только когда Федра отвечает, что в таком случае жизнь для нее становится невозможной («Любовь, которая не хочет подчиниться, пусть будет сломлена»), верная рабыня изменяет свой план и предлагает испытать душу Ипполита. Она намекает юноше на страсть своей госпожи, но само признание предоставлено Федре, и последняя решается не без колебаний: «Отваживайся, душа, пытайся, выполни свое решение. Кто просит робко, тот сам склоняет к отказу!.. Успех делает и бесчестное честным». Героиня трагедии оклеветала Ипполита перед Тесеем, тот проклял и погубил его (как в сохранившемся варианте), но мачеха, увидев тело несчастного юноши, не выдерживает зрелища, признается во всем мужу и закалывается у него на глазах. Многие детали заимствованы Сенекой у Еврипида (они присутствуют также в соответствующем -- IV -- послании

«Героид» Овидия, как никто умевшего использовать чужие находки в ином контексте в своих целях).

Идейная сторона греческой пьесы не была актуальной для Сенеки. Эти вопросы у него устранены, но не заменены никакой другой проблематикой. Там, где Эврипид дает почувствовать сложную драму отвергнутой женщины, борьбы между искушением страсти и сохранением чести:

И щеки горят от стыда…возвращаться

К сознанью так больно, что кажется, лучше,

Когда б умереть я могла, не проснувшись.

Федра, «Ипполит»

Сенека переносит центр тяжести на мстительную ярость отвергнутой женщины. Образ стал более однотонным, но зато в нем усилились моменты сознательной, волевой целеустремленности:

«Стыд не покинул душу благородную.

Я повинуюсь. Направлять нельзя любовь, Но можно победить. Не запятнаю я Тебя, о слава. Выход есть из бед: пойду

За мужем. Смерть предотвратит несчастье.»

Федра, «Федра»

Сравнивая образы Эврипида и Сенеки, приходим к выводу, что образы последнего стали более однотонными, но зато в них усилились моменты страстности, сознательной волевой целеустремленности. «Что может разум? Правит, побеждая, страсть, И вся душа во власти бога мощного…» - восклицает в своем монологе Федра Сенеки, подтверждая этот вывод. Кроме того, характер героини у Сенеки намного более преступный и низкий, чем в дошедшей до нас версии «Ипполита» Еврипида.

Федра у Расина: добродетельная грешница

Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» (428 г. до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини: «Я даже позаботился о том, -- пишет он в предисловии, -- чтобы Федра менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита. Я полагал, что в клевете есть нечто слишком низкое и слишком отвратительное, чтобы ее можно было вложить в уста царицы, чувства которой к тому же столь благородны и столь возвышенны. Мне казалось, что эта низость более в характере кормилицы, у которой скорее могли быть подлые наклонности и которая, впрочем, решилась на клевету лишь во имя спасения жизни и чести своей госпожи. Федра же оказывается замешанной в этом только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой. Вскоре она возвращается, чтобы оправдать невиновного и объявить истину». Это замечание подчеркивает, что Расин не изучает внутренний мир реального человека, а моделирует его в соответствии с определенной установкой. Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. Вот почему Аристотель пожелал установить правила для драматического сочинения, а Сократ, мудрейший из мыслителей, не погнушался приложить руку к трагедиям Еврипида». В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей. В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «...Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.

Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.

Заключение

Таким образом, образ героини зависит как от исторической действительности и царящих нравов, так и от жизненных установок и целей авторов. Еврипид, трагичнейший из поэтов, по словам Аристотеля, создал сложный и противоречивый образ женщины, любящей и мучимой этой преступной любовью, не видящей выхода из этой ситуации. Победа преступной стороны ее натуры становится трагедией не только для окружающих, но и для нее самой. Она не считает возможным жить после содеянного и убивает себя.

Не такая Федра у Сенеки. Римская драматургия проще и прямее греческой, аккуратно выписанные оттенки чувств уступают место крупным мазкам. Борьба между страстью и честью, любовью и долгом стирается. Федра Сенеки более прямолинейна и целеустремленна. Она наиболее преступна и наименее заслуживает оправдания из трех представленных вариантов.

Расин взялся за опасный сюжет. Греки свободнее смотрели на отношения полов, чем его современники. Взяться за сюжет еврипидовской трагедии во времена жесточайшей католической реакции - значило проявить большую смелость. Сопоставление «Федры» с ее источником, «Ипполитом» Еврипида, показывает, что Расин переосмыслил исходную предпосылку - соперничество Афродиты и Артемиды, жертвами которого становятся Федра и Ипполит. Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта, но и у него этот конфликт оказывается обусловленным обстоятельствами, лежащими за пределами человеческой воли.

Эти великие драматурги сумели создать образ, каждый свой, отражающий одновременно их время и их взгляды на жизнь.

Список использованной литературы

1. Античная драма / Под редакцией И.В.Абашидзе, И.Айтматов и др.

2. В. Н. Ярхо Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии.

3. Тронский И.М. История античной литературы.

4. Ю.А. Шуплецова. Образ Федры в европейской и русской литературе (Еврипид, Ж. Расин, М. И. Цветаева)

5. Расин Ж. Трагедии. Л., 1977

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Биография и творчество Ж. Расина. Сюжетные линии, фабула и перипетии пьесы "Федра". Главный конфликт пьесы, исходная коллизия, завязка действия. Трагическая развязка: столкновения с личностью и законом. Оценка образов главных героев, сюжетной линии пьесы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2011

    Начало творческого пути и первые произведения известного французского писателя и поэта Жана Расина, его сотрудничество с Мольером. Тематика произведений Расина и их основные идеи, эстетические взгляды автора. Место античных образов в творчестве Расина.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2009

    Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки", "Андромаха". "Медея" как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

    презентация , добавлен 10.11.2012

    Анализ любовной трагедии "Андромаха" французского классика драматургии ХVII века Жана Расина с точки зрения психологических проблем возникновения системы "мнимых" конфликтов в подсознании персонажей и невозможности им перейти к их окончательному решению.

    реферат , добавлен 14.04.2015

    Роман Л. Толстого "Война и мир" как настоящая книга жизни. Воплощение в образе Наташи Ростовой идеала женщины-матери. Влияние Наташи на нравственную жизнь героев романа. Характер героини, ее внутренний мир. Л. Толстой о женщине и ее положении в обществе.

    доклад , добавлен 18.11.2010

    Особливості творчості Ж. Расіна. Вплив античності на творчість драматурга. Ідейна сутність і філософська поетизація в трагедіях "Федра" та "Іполит". Образ Андромахи в грецькій міфології. Сюжет трагедії Расіна. Поєднання елементів життєвої правди і міфів.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2008

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Осмысление образа Гамлета в русской культуре XVIII-XIX вв. Характерные черты в интерпретации образа Гамлета в русской литературе и драматургии XX века. Трансформации образа Гамлета в поэтическом мироощущении А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2014

    Значение образа Петербурга в эмигрантской лирике русского поэта Г. Иванова. Отбор стихотворений, включающий образ Петербурга, с помощью метода "имманентного" анализа поэтического произведения. Предметный ряд, составляющий образ Петербурга в стихотворении.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2010

    Политическое положение Франции в XVII в., развитие литературы и искусства. Положение крестьянства в конце века и описание его в произведениях Лабрюйера. Традиции ренессансного реализма в творчестве позднего Расина ("Аталия"). Деятельность поэта Молерба.

«Федра» — трагедия Жана Расина. Самая знаменитая трагедия Расина была впервые представлена в Бургундском отеле в Париже 1 января 1677 г. под названием «Федра и Ипполит». Лишь десять лет спустя появилось название, под которым шедевр Расина остался в веках. Греческие и римские авторы, бравшиеся за интерпретацию трагической истории любви жены царя Тезея Федры к своему пасынку Ипполиту, выдвигали на первый план этой истории то безвинно загубленного Ипполита, то его коварную мачеху.

О том, что Расин опирался при написании своей трагедии на сюжет, заимствованный у Еврипида, и о том, в чем он его развил, драматург подробно рассказывает, как это было принято у классицистов, в предисловии к «Федре». При сравнении «Федры» Расина с «Ипполитом» Еврипида и с «Федрой» Сенеки легко обнаруживается, что по сюжету и характерам расиновская трагедия гораздо ближе к трагедии Сенеки, который взял за основу (как и Овидий) не дошедший до более позднего времени вариант одного из двух «Ипполитов» Еврипида. Этот вариант был отвергнут современниками Еврипида «из-за непристойности» сцены, в которой Федра сама признавалась Ипполиту в своей страсти, а затем сама после смерти Ипполита рассказывала мужу, что оболгала его сына.

В сохранившемся «пристойном варианте» Еврипид отдает рассказ о любви Федры ее кормилице, которая, чтобы спасти госпожу от терзаний совести, повествует обо всем Ипполиту без ее ведома. Отвергнутая целомудренным юношей, боясь позора, Федра повесилась, крепко сжав в руке восковую табличку, прочитав которую, Тезей узнает, что сын покусился на честь мачехи. Правду о невиновности Ипполита Тезею сообщает богиня Артемида, как и то, что его любимая жена стала орудием мести в руках Афродиты, не простившей Ипполиту его равнодушия. У Сенеки, как затем и у Расина, Федра ищет оправдания своей измены мужу в том, что и он погубил многих.

К моменту появления литературных разработок истории «любовного треугольника» Ипполит - Федра - Тезей именно муж Федры и отец Ипполита был самой известной личностью: аттический герой, одним из знаменитых подвигов которого стало уничтожение Минотавра с помощью сестры Федры Ариадны, которую он увез с Крита, а потом бросил; он прославился также победой над амазонками, привезя себе в жены их царицу Антиопу (Ипполиту), которая и родила ему сына Ипполита. Один из персонажей «Одиссеи» Гомера, Тезей считался в античности историческим лицом, и его биографом был Плутарх. Именно в характере склонного к приключениям Тезея ищет Расин оправдания своей героини и подготавливает к этому публику уже в диалоге Ипполита с его наставником Тераменом, которым начинается трагедия: «Полгода уже прошло, как мой отец, Тезей / Исчез и о себе не подает вестей». Ипполит обеспокоен, но не Терамен: «Что, если в дни, когда мы за него дрожим,/ Сей славный муж, опять любовью одержим,/ Укрылся с новою подругою своею?..» Слухи о гибели Тезея заставляют Федру опасаться соперничества, которое может возникнуть между ее сыном и Ипполитом за наследование престола. Все эти обстоятельства усложняют мотивы повеления страстно влюбленной женщины.

Расин создал целое созвездие пленительных женских образов (Андромаха, Береника, Ифигения и др.), среди которых Федра — может быть, самый яркий. Глубина ее переживаний, противоречивость испытываемых чувств, тонкая психологическая нюансировка внутренней борьбы, которую ведет женщина, разрываемая сознанием низости своей преступной страсти и желанием быть счастливой, делают Федру одним из самых привлекательных персонажей классицистической трагедии. Поэтический талант Расина возобладал над откровенным морализаторством по поводу «наказанного порока», фиксируя внимание на сострадании к падшему герою, выносящему самому себе приговор. Во многом следуя Сенеке и Овидию, Расин не отважился пойти за ними, когда Федра должна оклеветать Ипполита перед Тезеем, и поручает это «не царское дело» Эноне.

Вопреки античным источникам, Расин дарит своей героине муки ревности, введя в трагедию Арикию, в которую влюблен Ипполит и которая принадлежит к роду заклятых врагов Тезея. Расин пишет, что нашел эту сюжетную нить у Вергилия. Не отступая, казалось бы, от мифа, автор XVII в. дает этой коллизии шекспировское разрешение. Тезей собирается отправиться к избраннице сына, после того, как омоет его труп, говоря: «Ко всей ее семье забыв вражду былую, / Его избранницу почту за дочь родную». Этот финал, достойный «Ромео и Джульетты», призван внести умиротворение в души зрителей, истерзанных картинами страданий героев. Любовь к Арикии делает образ Ипполита более живым и объемным. Если в античных трагедиях сын амазонки с презрением отвергал женщин, то у Расина юноша испытывает муки, сходные с отчаянием отвергнутой им мачехи: законы родовой вражды не оставляют ему надежды на счастье с любимой.

Самой бесспорной удачей Расина-трагика остается образ Федры. Невозможно перечислить знаменитых французских актрис, которые триумфально выступали в этой роли на протяжении трех веков, и режиссеров, предлагавших в XX в. свою интерпретацию «Федры». Отметим спектакль, созданный в 1975 г. известным актером и режиссером Антуаном Витезом (в заглавной роли Нада Странкар), который перенес действие в век Расина, показав, сколь сильно XVII в. отразился в переложении мифа.

Новое на сайте

>

Самое популярное