Домой Сахарный диабет Когда умер бах. Биография баха иоганна себастьяна

Когда умер бах. Биография баха иоганна себастьяна

Распадаются на инструментальные и вокальные. К первым относятся: для органа – сонаты, прелюдии, фуги, фантазии и токкаты, хоральные прелюдии; для фортепиано – 15 инвенций, 15 симфоний, французские и английские сюиты, «Klavierübung» в четырех частях (партиты и др.), ряд токкат и других сочинений, а также «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг во всех тональностях); «Музыкальное приношение» (сборник фуг на темы Фридриха Великого) и цикл «Искусство фуги». Кроме этого у Баха имеются сонаты и партиты для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), для флейты, виолончели (гамбы) с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух и более фортепиано и т. д., концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов, а также сюиты для изобретенной Бахом пятиструнной viola pomposa (средний инструмент между альтом и виолончелью).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Художник Э. Г. Хауссманн, 1748

Всем этим сочинениям свойственна в высокой степени искусная полифония , не встречавшаяся в подобной форме ни до, ни после Баха. С поразительным мастерством и совершенством Бах разрешает сложнейшие проблемы контрапунктической техники, как в больших, так и малых формах. Но было бы ошибочно отрицать у него в то же время мелодическую изобретательность и выразительность. Контрапункт являлся для Баха не чем-то заученным и с трудом применяемым, а был его естественным языком и формой выражения, уразумение и понимание которых должно быть раньше усвоено для того, чтобы выраженные в этой форме проявления глубокой и разносторонней духовной жизни были вполне поняты и чтобы гигантское настроение его органных произведений, а также мелодическая прелесть и богатство меняющихся настроений в фугах и сюитах для фортепиано были вполне оценены. Поэтому в большинстве относящихся сюда произведений, особенно в отдельных номерах из «Хорошо темперированного клавира», мы имеем наряду с законченностью формы, характерные пьесы чрезвычайно разнообразного содержания. Именно это соединение и обусловливает их особенное и единственное положение в музыкальной литературе.

Несмотря на всё это, сочинения Баха долгое время после его смерти были известны и оценены только некоторыми знатоками, публика же почти забыла их. На долю Мендельсона выпало, благодаря исполнению в 1829 г. под его управлением «Страстей по (евангелисту) Матфею» Баха, снова возбудить общий интерес к покойному композитору и завоевать его большим вокальным произведениям подобающее почетное место в музыкальной жизни – и не одной Германии.

Иоганн Себастьян Бах. Лучшие произведения

Сюда относятся, прежде всего, предназначенные для богослужения духовные кантаты , написанные Бахом (для всех воскресных и праздничных дней) в количестве пяти полных годовых циклов. Сохранилось до нас, вполне достоверных, только около 226 кантат. Текстом им служили евангельские тексты. Кантаты состоят из речитативов, арий, полифонных хоров и хорала, заключающего все произведение.

Далее следует «музыка страстей» (Пассионы ), которых Бах написал пять. Из них, к сожалению, до нас дошли лишь две: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею ; из них первая впервые была исполнена в 1724, вторая в 1729. Достоверность третьей – Страсти по Луке – подлежит большому сомнению. Музыкально драматическое изображение истории страданий Христа достигает в этих произведениях высочайшей законченности форм, величайшей музыкальной красоты и силы выражения. В форме, смешанной из эпических, драматических и лирических элементов, перед нашими глазами пластически и убедительно проходит история страданий Христа. Эпический элемент является в лице рецитирующаго евангелиста, драматический – в прерывающих речь словах библейских лиц, особенно самого Иисуса, а также в оживленных хорах народа, лирический – в ариях и хорах созерцательного характера, а противопоставляемый всему изложению хорал указывает на непосредственное соотношение произведения к богослужению и намекает на участие в нем общины.

Бах. Страсти по Матфею

Подобным же произведением, но более светлого настроения, является «Рождественская оратория » (Weihnachtsoratorium), написанная в 1734. Дошла до нас также «Пасхальная оратория ». Наряду с этими большими произведениями, связанными с протестантским богослужением, на одинаковой высоте находятся и так же совершенны обработки древнелатинских церковных текстов: Мессы и пятиголосное Magn if icat . Среди них первое место занимает большая Месса си-минор (1703). Подобно тому, как Бах с верой углублялся в слова Библии, здесь он с верой принялся за древние слова текста мессы и изобразил их в звуках с таким богатством и разнообразием чувства, с такой силой выражения, что они еще теперь, облеченные в строгую полифоническую ткань, глубоко захватывают и сильно волнуют. Хоры в этом произведении принадлежат к величайшему, что было когда-либо создано в области церковной музыки. Требования, которые предъявляются в здесь к хору, чрезвычайно высоки.

(Биографии других великих музыкантов – см. в блоке «Ещё по теме…» ниже текста статьи.)

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.

1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год.

1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо.

Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.

1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов

Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.

Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом.

1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро.

1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место.

1723 – 1750 годы – Лейпциг.

1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.

Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.

В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.

Лейпцигский период творчества – Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.

1740 год – Бах, формально оставаясь на службе, фактически уходит в собственное творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.

1747 год – поездка в Берлин. Филипп Эммануэль, сын Баха, служит у Фридриха II. Он обеспечивает отцу выступление при королевском дворе. Бах играет для Фридриха и его приближенных, импровизирует на тему, заданную королем. Вернувшись в Лейпциг, Бах кладет эту импровизацию в основу своего произведения «Музыкальное приношение» и посвящает его Фридриху II Прусскому.

Иоганн Себастьян Бах. Трагедия слепого музыканта

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.

К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…

Династия

Был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.

Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год – отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию – брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало – он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано… Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.

По воле рока

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо.

Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.

Возможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Блуждающая могила

В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви.

В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.

В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора – он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.

После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.

Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.

Текст Дениса Протасова.

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
( Биография И.С. Баха кратко)
В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драмматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман.

С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).

Лейпцигский период и последние годы жизни

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio - вращение;
  • catabasis - нисхождение;
  • exclamatio - восклицание, восходящая секста;
  • fuga - бег;
  • passus duriusculus - хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio - вздох;
  • tirata - стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.

Новое на сайте

>

Самое популярное