Домой Рвота Арнольдо третьяковское училище. Донская улица

Арнольдо третьяковское училище. Донская улица

Ключевые слова

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛУХИХ / ИВАН КАРЛОВИЧ АРНОЛЬД / ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ / МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ / ЗВУКОВОЙ МЕТОД / ТИПОГРАФИЯ / МАСТЕРСКИЕ / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / TRAINING DEAF PEOPLE / IVAN KARLOVICH ARNOLD / PAVEL MIKHAILOVICH TRETYAKOV / MOSCOW ARNOLD-TRETYAKOV SCHOOL FOR DEAF-AND-DUMB CHILDREN / SOUND METHOD / PRINTING / WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Воронова А.А.

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки глухих обучающихся в контексте их социализации в условиях поиска путей эффективной социальной адаптации, введения ФГОСов. Получение профессии это основа успешного вхождения в общество для людей с нарушениями слуха. Автор анализирует опыт одного из заметных учебных заведений в решении обозначенной проблемы в период становления национальной системы специального образования опыт Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей с момента его открытия в Москве (I860 год) до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых (1918 год). В условиях отсутствия методических и специальных учебных пособий, подобных учебных заведений училище представляло собой уникальную образовательную систему, основоположником которой был талантливый глухой художник И.К. Арнольд. Двери данного учебного заведения были открыты для всех детей независимо от их пола, сословия, вероисповедания. Автор обращается к дореволюционному опыту организации обучения детей с нарушениями слуха , который на сегодняшний день в педагогической науке описан фрагментарно, раскрывает особенности профессиональной подготовки обучающихся в училище в динамике, факторы, повлиявшие на ее становление. Профессиональная подготовка была тесно связана с выполнением жизненных задач. Начав с решения насущных проблем училища (пошив и починка одежды, ремонт мебели и пр.), учительская корпорация во главе с директором совместно с благотворителями к началу ХХ века организует при училище типографию и мастерские , одна из задач которых профессиональная подготовка обучающихся. В статье подчеркиваются необходимость и потенциал сопряжения школьного и профессионального образования, социального партнерства в организации профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями слуха, значение работы в качестве учителей людей с нарушениями слуха.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Воронова А.А.

  • Создание и деятельность учреждений для детей-инвалидов на территории Воронежского края в конце XIX - первой половине XX века

    2019 / Щетинина Наталья Михайловна
  • Обзор дореволюционных трудов по духовно-нравственному воспитанию и богословскому образованию неслышащих и возможность их актуализации

  • Трудовая помощь детям-инвалидам в учебно-воспитательных учреждениях дореволюционной России

    2006 / Бадя Л. В.
  • История формирования педагогических подходов обучения неслышащих до времени возникновения отечественной сурдопедагогики

    2017 / Молоток Антоний Михайлович
  • Медиаобразовательный проект «Интернет-журналистика для глухих детей»: из опыта реализации

    2013 / Жилавская Ирина Владимировна, Широбокова Анастасия Александровна
  • 2017 / Валипур Алиреза, Таранех Розита Джавид
  • Система образования в Казанском училище глухонемых детей в конце XIX - начале XX века

  • Система образования в Казанском училище глухонемых детей в конце XIX начале XX века

    2008 / Магсумов Тимур Альбертович
  • Развитие специального и инклюзивного образования в Республике Башкортостан (вторая половина XX начало XXI веков)

    2014 / Шаяхметова Наиля Наильевна, Юсупов Рахимьян Галимьянович
  • Роль личности сурдопедагога в нравственном воспитании старшеклассников с нарушениями слуха

    2009 / Ефимов Иван Викторович

Professional training of students at Moscow city Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children

Getting a profession is a basis of successful entry into society of people with hearing impairments. In the article considers the urgent problem of professional training of deaf-and-dumb students in the context of their socialization in the conditions of searching ways of their effective social adaptation and introduction of FSES. The author analyzes experience of one of visible educational institutions for people with hearing impairments for the solution of the designated problem during formation of national system of professional education as experience of Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children from the moment of its opening in Moscow (I860) and until its reorganization in the Moscow Institute for the Deaf-Mutes (1918). The author addresses the organization of pedagogical process which is described as fragmentary one in pedagogical science today, reveals features of professional training of students in school in dynamics. The author emphasizes need and potential of the interfaced school and professional education, social partnership in the organization of professional training of students with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка обучающихся в Московском городском арнольдо-третьяковском училище для глухонемых детей»

А.А. Воронова, канд. пед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки глухих обучающихся в контексте их социализации в условиях поиска путей эффективной социальной адаптации, введения ФГОСов. Получение профессии - это основа успешного вхождения в общество для людей с нарушениями слуха. Автор анализирует опыт одного из заметных учебных заведений в решении обозначенной проблемы в период становления национальной системы специального образования - опыт Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей с момента его открытия в Москве (1860 год) до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых (1918 год). В условиях отсутствия методических и специальных учебных пособий, подобных учебных заведений училище представляло собой уникальную образовательную систему, основоположником которой был талантливый глухой художник И.К. Арнольд. Двери данного учебного заведения были открыты для всех детей независимо от их пола, сословия, вероисповедания. Автор обращается к дореволюционному опыту организации обучения детей с нарушениями слуха, который на сегодняшний день в педагогической науке описан фрагментарно, раскрывает особенности профессиональной подготовки обучающихся в училище в динамике, факторы, повлиявшие на ее становление. Профессиональная подготовка была тесно связана с выполнением жизненных задач. Начав с решения насущных проблем училища (пошив и починка одежды, ремонт мебели и пр.), учительская корпорация во главе с директором совместно с благотворителями к началу ХХ века организует при училище типографию и мастерские, одна из задач которых - профессиональная подготовка обучающихся. В статье подчеркиваются необходимость и потенциал сопряжения школьного и профессионального образования, социального партнерства в организации профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями слуха, значение работы в качестве учителей людей с нарушениями слуха. Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, профессиональная подготовка глухих, Иван Карлович Арнольд, Павел Михайлович Третьяков, Московское городское Арнольдо-Третья-ковское училище для глухонемых детей, звуковой метод, типография, мастерские.

На современном этапе развития общества общее образование детей с нарушения слуха, согласно ФГОСам, должно составлять основу для наиболее полной их социальной адаптации и интеграции в обществе, получения профессии. Профессиональная подготовка, определяющая практически весь жизненный путь человека, делает его

полезным членом общества, создает основу материального обеспечения самого обучающегося и его семьи. Поэтому для успешной реализации государственных задач образования требуется осмысление в нынешних условиях опыта профессиональной подготовки глухих детей в учебных заведениях прошлого.

Многие исследователи (например, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Г.Н. Пен-нин) в своих исследованиях обращались к отечественной практике обучения глухих, в частности, к деятельности Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища, но не рассматривали саму постановку образовательного процесса

в нем. В научных тру- _

дах Д.В. Долгова наиболее полно представлена деятельность училища. Актуальным для теории и практики специальной педагогики остается вопрос реконструкции целостной картины профессиональной подготовки в одном из видных училищ для глухих второй половины XIX -начала ХХ века.

Подготовка глухих к жизни в обществе, их успешная социализация - приоритетная задача училища для глухих, открытого в Москве в 1860 году.

Его основатель И.К. Арнольд (18051891) на личном опыте испытал все трудности жизни глухого в обществе. Иван Карлович (Эдуард - до принятия православия) в возрасте двух лет в результате болезни потерял слух. Его отец - статский советник, успешный специалист в области бухгалтерии и немец по происхождению - приложил много усилий, чтобы дать достойное образование сыну.

Два года (1811-1813) Иван Карлович учился в Петербургском училище для глухонемых. После отец сам лично занимался с ним по звуковому методу дома, в 1816 году устроил сына в училище для глухонемых в Берлине.

Обучаясь в училище, Иван Карлович вместе с тем брал уроки в Академии художеств, так как отец заметил в нем способности к рисованию и механике. В 1822 году Иван Карлович окончил курс в Академии художеств с серебряной медалью и дипломом художника. Однако карьера живописца не прельщала молодого человека, он мечтал заняться обучением и развитием несчастных глухих детей в России, которые в большинстве случаев оставались без возможности

В период формирования народного образования устройство частного училища глухим является ярким примером борьбы людей с нарушениями слуха за право на образование.

получить образование, на всю жизнь как бы быть отвергнутыми от общества здоровых людей.

Около двух лет он ездил по Германии, - изучая устройство училищ для глухонемых в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Штутгарте и других городах.

Но вернувшись в Россию, он получил место художника при Императорском Эрмитаже, а позднее - должность топографа в Департаменте Государственных Имуществ, где служил до 1854 года.

С 1854 года посвятил себя исключительно педагогической деятельности на поприще обучения и воспитания глухих детей. Плодом и памятником этой деятельности служит московское училище для глухонемых, носящее его имя. Иван Карлович все силы отдал служению этому благому делу и заведовал училищем до 1865 года, когда управление учебным заведением по состоянию здоровья должен был оставить училищному комитету и новому директору.

За время заведования училищем Иван Карлович преодолел множество трудностей. Открытое им частное учебное заведение в столице было переведено в Москву в 1860 году, где подобных заведений на тот момент не действовало. Материальное обеспечение образовательного процесса было непрестанной его заботой1.

Анализ отчетов о деятельности училища (с 1867 года по 1916 год) позволяет сделать вывод, что на обучение принимались дети обоего пола, без различия сословий и вероисповеданий и, по возможности, прежде всего из тех семей, которые не имели средств дать детям домашнее образование. Часть детей получали образование абсолютно бесплатно, часть - за полную плату, остальные оплачивали обучение частично. Некоторые дети жили при училище, другие же приходили на занятия.

Первые «соработники» Ивана Карловича были, как и он сам, глухонемыми. Это создавало особую атмосферу в учебном заведении, отличавшуюся теплыми, довери-

тельными отношениями между учащими и учащимися. А в истории, на наш взгляд, в период формирования народного образования устройство частного училища глухим является ярким примером борьбы людей с нарушениями слуха за право на образование.

Мысль о том, чтобы сделать глухих детей полезными членами общества, отражена в исходной образовательной концепции училища. Одна из задач учебного заведения в отчете за 1859-1860 годы обозначена так: «... наиспособнейшие из воспитанников назначаются преимущественно в учителя для несчастных своих собратьев, живущих в дальних краях нашего Отечества»2. Следует подчеркнуть, что в Российской империи на тот момент не существовало организованных форм подготовки сурдопедагогов. В постановке этой задачи и ее реализации мы находим отражение жизненного пути самого И.К. Арнольда. Особых предметов педагогической направленности в программе обучения не было, и, по-видимому, лишь в личном общении, в процессе воспитания обучающихся передавались знания и опыт обучения глухих.

Но задача подготовки педагогических кадров для развития сети учебных заведений

для глухонемых была решена не в полной мере.

Так, в период с 1867 года по 1900 год в Арнольдовском училище преподавали 4 выпускника: В.А. Гиршинг (глухой), П.П. Ермолаева (слышаще-говоря-щая), Г.Г. Григорьев (глухой), Е.Ф. Томке-ев (глухой). Последний, следует отметить, за 25-летний труд в училище в 1900 году был удостоен ордена святого Станислава III степени.

Выпускница училища 1873 года Вознесенская (глухонемая) открыла в Туле маленький частный пансион. Н.Ф. Петров (глухой), кончивший курс в 1877 году, поступил преподавателем в Петербургское училище для глухонемых. С.Е. Журомский (глухонемой), закончивший училище в 1891 году, преподавал в открывшемся 1892 году в Вязниках отделении при церковно-приходской школе для глухонемых.

О качестве профессиональной подготовки свидетельствуют и результаты многочисленных публичных экзаменов обучающихся. К примеру, выпускник 1895 года А.М. Хлебников (глухонемой) выдержал экзамен на звание учителя народного училища, но избрал службу в конторе своего глухонемого товарища по училищу Миленина3.

Не все способны были к ведению педагогической деятельности. Большинство выпускников отправлялись к родителям и там, по возможности, занимались рукоделием или ремеслами. Редки были случаи, когда воспитанники продолжали обучение или занимали руководящие посты. Например, по окончании курса в училище в 1872 году Владимир Жекулов продолжил обучение рисованию в Школе живописи и ваяния, Козьма Сопов в доме своих родителей содержал сапожную мастерскую, Василий Терентьев служил в губернской типографии во Владимире4.

Училище в социально-культурных условиях второй половины XIX века зачастую становилось единственным учебным заведением в жизни обучающихся. Здесь они научались читать и писать, получали знания по Закону Божьему, арифметике, географии, истории, черчению. Здесь же получали профессиональные навыки по доступным для них ремеслам.

В 1867 году в образовательную практику училища были введены портняжное и сапожное дело, а в 1868 году - техническое рисование. На занятиях учащиеся решали практические задачи, которые возникали перед училищем5. Поначалу даже постановка таких задач определяла направление профессиональной подготовки. Так, к примеру, портняжное дело велось временно (до 1869 года), только в тот период, когда готовился новый комплект одежды, в остальное время дети занимались лишь починкой и содержание мастера было невыгодно.

Интересен опыт Арнольдовского училища по выстраиванию партнерских отношений с различными производствами. Важную роль в этом процессе сыграл распорядительный комитет училища - специально созданный орган, в обязанности которого входило управление хозяйством, изыскание материальных средств. С 1869 года до последних дней своей жизни бессменным его

председателем был купец первой гильдии П.М. Третьяков, известный своей благотворительностью.

По решению распорядительного комитета училище вошло в соглашение с содержателем типографии Т. Рис и содержателем заведения конторских книг Гагеном. В типографии Т. Рис стали обучаться три воспитанника, а у Гагена переплетному и линовальным мастерству - два. У воспитанников Преображенского и Ахапкина обнаружились весьма хорошие способности к техническому рисованию. Рисунки первого были отмечены в 1872 году на политехнической выставке, второй по окончании курса поступил рисовальщиком в фотографию Мебиуса.

Кроме этого, распорядительный комитет признал полезным ввести в самом училище обучение типографскому набору. Так было положено начало устройству собственной типографии при учебном заведении.

При организации профессиональной подготовки важную роль сыграли учителя с нарушением слуха. Например, у истоков типографского дела стоял глухонемой учитель Иван Петрович Ермолаев. Он целый год посещал городские типографии, знакомился с постановкой типографского дела. В 1874 году по его рекомендации были приобретены некоторые типографские принадлежно-сти6. Иван Петрович 40 лет трудился в училище, из которых 16 лет был бессменным учителем типографского дела (до последних дней своей жизни).

Появление в 1876 году собственного помещения у училища дало возможность развивать профессиональную подготовку воспитанников. В 1876 году в училище введены портняжное, столярное, токарное, переплетное дело. В типографии увеличено количество образцов шрифта и поставлен ручной печатный станок. С 1877 года по 1880 год велось обучение резному и литографному делу. Для девочек велись занятия шитья, вязания, в том числе и кружев, вышивания

Училище в социально-культурных условиях второй половины XIX века зачастую становилось единственным учебным заведением в жизни обучающихся. Здесь они научались читать и писать, получали знания по Закону Божьему, арифметике, географии, истории,

черчению. Здесь же получали профессиональные навыки по доступным для них ремеслам.

по канве и гладью, рисования, с 1877 года по 1880 год - росписи красками посуды7.

Профессиональные знания закреплялись и расширялись при посещении ма-

Анализ отчетов о деятельности училища стерских с образцовой постановкой реме-(с 1867 года по 1916 год) позволяет сделать сел. Так, например, «ученики типографии вывод, что в первые годы его существования в обучении преобладала мимика. С 1870 года после посещения директором училища Д. К. Органовым специальных учебных заведений для детей с нарушением слуха в Бельгии, Англии, Германии, Фран-

Профессиональная подготовка, начавшаяся с решения насущных задач учебного заведения, совершенствовалась по мере материального укрепления училища, становилась на рельсы реализации целостной авторской программы по овладению ремеслами.

и переплетной посетили типографию Товарищества И. Д. Сытина, где они познакомились с отливкой стереотипа для ротационной машины и покрытием ее сталью, травлением цинкографических клише и гальва-никой; ученики садоводства осмотрели садовые хозяйства Подольска и других мест; ученики столярного дела посетили магазины готовой изящной мебели; ученицы старших классов ездили на выставку рукодельных работ в Ле-пешкинское училище»11.

Таким образом, усилия учительской корпорации, включающей людей с нарушениями слуха, были направлены на вооружение воспитанников необходимыми знаниями и умениями для жизни в обществе, средствами общения, профессиональными навыками. Профессиональная подготовка, начавшаяся с решения насущных задач учебного заведения (починка одежды, ремонт обуви и др.), совершенствовалась по мере материального укрепления училища, становилась на рельсы реализации целостной авторской программы по овладению ремеслами. Следует подчеркнуть, что овладение профессиональными навыками было сопряжено с получением «необходимых для общежития сведений»12.

Немаловажную роль в деле общественного признания училища, в развитии профессиональной подготовки играли благотворители учебного заведения. Среди них можно выделить Его Императорское Ве-медали, в 1885 году на ремесленной выстав- личество и Членов Императорской фамилии ке - большую золотую медаль, а от Импера- (450 р. постоянно в 1860-1870-е годы), кня-торского Технического общества, устраивав- зей, купцов. Материально укрепил, упрочил шего эту выставку, - серебряную10. социальный статус училища П.М. Третья-

ции, Швейцарии сначала в качестве эксперимента, а затем практически во всех классах был введен звуковой метод. «Этот способ состоял в том, чтобы научить глухонемых понимать слова говорящих по одним движениям губ и произносить их, подражая этим движениям»8. Наполняемость классов была небольшой (не более 10 человек).

Некоторые воспитанники настолько хорошо овладевали мастерством и средствами общения, что держатели мастерских оставляли их у себя после окончания училища, были довольны ими и выражали желание, чтобы и новые выпускники тоже приходили к ним на службу9.

Нужно подчеркнуть, что результаты профессиональной подготовки учащихся были отмечены на разных выставках, что свидетельствует о качестве постановки профессиональной подготовки воспитанников. В 1872 году на политехнической выставке училище получило серебряную медаль за образцы технического рисования и сапожной работы, в 1882 году на Всероссийской про-мышленно-художествен-ной выставке - диплом первого разряда, что соответствовало золотой

Дореволюционный опыт Арноль-до-Третьяковского училища убеждает нас в том, что при сопряжении школьного и профессионального образования у выпускников формируется реальная способность осознанно определять стратегию профессионального, а в итоге жизненного, выбора.

ков. При нем, к примеру, неприкосновенный капитал с 24 тыс. р. в 1869 году к 1899 году возрос до 200 тыс.

Анализ отчетов о деятельности училища убеждает нас в том, что к началу ХХ века при училище работали типография и следующие мастерские: переплетная, столярная, портновская, сапожная, которые решали задачи профессиональной подготовки обучающихся, трудоустройства людей с нарушениями слуха, приносили прибыль училищу13.

Организация профессиональной подготовки в мастерских имела свои особенности. Обучающиеся отрабатывали профессиональные навыки в условиях действующей типографии или мастерских, выполняющих серьезные заказы (таблица)14.

Обучение проводилось отдельно от эксплуатационной деятельности типографии и мастерских и предполагало не только выполнение практических заданий, но и изучение теоретического материала. В мастерских

чисто практически обучались умственно отсталые дети с нарушениями слуха. Обучение происходило под руководством учителя-мастера при непосредственном наблюдении заведующего мастерскими.

Обучению в мастерских предшествовало изучение воспитанниками ряда предметов. Например, с работой столярной мастерской было связано преподавание черчения и технологии.

Анализируя отчеты о деятельности училища, можно сделать вывод, что овладению типографскому мастерству уделялось особое внимание. В отчете за 1915 год отмечается необходимость разработки курса рисования в тесной взаимосвязи с наборным делом. Для обсуждения проблемы попечительский совет училища приглашал на особое совещание знатоков прикладного искусства (А.М. Васнецова, И.И. Грабаря и др.)15.

В начале 1916 года при училище были открыты двухгодичные курсы для практи-

Состояние работы типографии и мастерских при училище

Тип мастерской Общее количество трудящихся / в том числе практикантов / в том числе учеников, чел. Заказы

Типография 55 / 13 / 13 Ведомость о городских начальных училищах и других просветительных учреждениях, отчет о приютах и ремесленных училищах, справочник о всех городских учреждениях и лицах, телефонный справочник Красного Креста и др.

Переплетная мастерская 25 / 7 / 9 Брошюровка, фальцевание, линевка, резка, просечка, нумерование, переплет разных заказов, отпечатанных в типографии. Кроме этого, принимались заказы на чисто переплетные работы от городских учреждений и частных лиц

Столярная мастерская 20 /10/8 Заказы главным образом по оборудованию двух детских садов для глухонемых и отделению для умственно отсталых при училище, а также частных лиц, в том числе изготовлено 30 костылей для раненых воинов по заказу Прохоровского лазарета. Кроме того, по примеру прошлых лет практикантами в течение лета произведен полный ремонт классной мебели

Портновская мастерская 5 / 2 / учеников не было, но два раза в неделю по 1 часу штатный портной преподавал ученикам старшего приготовительного класса самые главные приемы ремесла Заказы интерната самого училища, а также заказы частных лиц

Сапожная мастерская 9 / 5 / 2 Заказы интерната самого училища, небольшие заказы частных лиц

кантов, освоивших 6-летнюю программу училища.

Мастерские ежегодно приносили чистую прибыль училищу. Например, в 1915 году она была такова16:

По типографии................18729 р. 69 коп.

По столярной....................750 р. 49 коп.

По сапожной....................67 р. 60 коп.

По портновской................26 р. 75 коп.

Итого 19574 р. 53 коп.

Анализируя постановку профессиональной подготовки обучающихся в училище, следует подчеркнуть, что не сама материальная прибыль являлась здесь главной задачей. По окончании училища его выпускники были вооружены профессиональными навыками. А профессия в руках - залог успеха в самостоятельной жизни в обществе.

Оставаясь единственным в своем роде в Москве, училище имело достаточно большую популярность к 1917 году (из 90 желающих могли быть приняты не более 20 человек).

Дореволюционный опыт Арнольдо-Третьяковского училища, а так училище стало называться в память о своих главных благодетелях И.К. Арнольде и П.М. Третьякове после смерти последнего, убеждает нас в том, что при сопряжении школьного и профессионального образования у выпускников формируется реальная способность осознанно определять стратегию профессионального, а в итоге жизненного, выбора.

Реализация задачи профессиональной подготовки обучающихся училища для глу -хих - яркий пример социального партнерства системы производства (мастерских) и учебного заведения, благотворителей, родителей и педагогической корпорации.

Московское городское Арнольдо-Тре-тьяковское училище - это пример доступного профессионального образования для глухих, пример учебного заведения, тесно связанного с жизнью, учитывающего в своей работе возможности воспитанников, пример кропотливой непрестанной работы преподавателей и благотворителей, порой сравнимой с подвигом, по решению главной задачи

учебиого заведения - социализации воспитанников.

Литература

1. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 1-6.

2. Там же. С. 14.

3. Там же. С. 14.

4. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1872 год. М.: Тип. В.Ф. Зам, 1873. С. 8.

5. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1867 и 1868 годы. М.: Тип. Современных известий, 1869. С. 1-20.

6. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых за 1874 год. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1875. С. 9-13.

7. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 7-11.

8. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1870 год. М.: Тип. Грачева и К, 1871. С. 11.

9. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 7-11.

10. Там же. С. 9.

11. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1904 год. М.: Городская тип., 1906. С. 8.

12. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1867 и 1868 годы. М.: Тип. Современных известий, 1869. С. 19.

13. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1902 год. М.: Городская тип., 1903. 11 с.; Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глу -хонемых за 1910 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1911. 36 с.

14. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1915 год. М.: Тип. Московского городского Арнольдо-Третья-ковского училища глухонемых, 1917. С. 21-24.

15. Там же. С. 7.

16. Там же. С. 25.

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT MOSCOW CITY ARNOLD-TRETYAKOV SCHOOL FOR DEAF-AND-DUMB CHILDREN

A.A. Voronova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, [email protected]

Getting a profession is a basis of successful entry into society of people with hearing impairments. In the article considers the urgent problem of professional training of deaf-and-dumb students in the context of their socialization in the conditions of searching ways of their effective social adaptation and introduction of FSES. The author analyzes experience of one of visible educational institutions for people with hearing impairments for the solution of the designated problem during formation of national system of professional education as experience of Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children from the moment of its opening in Moscow (1860) and until its reorganization in the Moscow Institute for the Deaf-Mutes (1918). The author addresses the organization of pedagogical process which is described as fragmentary one in pedagogical science today, reveals features of professional training of students in school in dynamics. The author emphasizes need and potential of the interfaced school and professional education, social partnership in the organization of professional training of students with hearing impairments.

Key words: children with hearing impairments, training deaf people, Ivan Karlovich Arnold, Pavel Mikhailovich Tretyakov, Moscow Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children, sound method, printing, workshops.

1. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1900. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp.1-6.

4. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes in 1872. Typography V. F. Zam. Moscow, 1873, p. 8.

5. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes for 1867 and 1868. Typography Modern news. Moscow, 1869, pp. 1-20.

6. The report of the Moscow Arnoldsche school of the deaf in 1874. Typography A. I. Mamontov. Moscow, 1875, pp. 9-13.

7. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretya-kov school for the deaf in 1900. Typography Arnol-do-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp. 7-11.

8. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes in 1870. Typography Grachev. Moscow, 1871, p. 11.

9. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1900. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp. 7-11.

11. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for deaf-mutes in 1904. Urban typography. Moscow, 1906, p. 8.

12. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes for 1867 and 1868. Typography Modern news. Moscow, 1869, p. 19.

13. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for deaf and dumb-1902. Urban typography. Moscow, 1903, p.11; Report of city Moscow Arnol-do-Tretyakov school for the deaf 1910. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1911, p. 36.

14. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1915. Typography The city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1917, pp. 21-24.

16 декабря 1898 года умер Павел Михайлович Третьяков — выдающийся деятель отечественной культуры, русский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Среди известных благотворителей и коллекционеров-предпринимателей XIX века его имя всегда будет занимать особое место: он навсегда вошел в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве богатейшую художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею. Третьяков был известен также как щедрый благотворитель: создавал и финансировал школы, приюты, больницы, учреждал стипендии и помогал художникам. Мы решили вспомнить о пяти великих делах Павла Михайловича.

Третьяковская галерея

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Конечно же, имя Павла Михайловича Третьякова навсегда будет связано с главным детищем его жизни — Третьяковской художественной галерей, знаменитой сокровищницей русской живописи. Ее коллекция насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон, а началось все с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых развалах у Сухаревой башни: в 1854 году Павел Михайлович покупает там первые десять картин, полотна старых голландских мастеров. Однако уже через два года он приобретает две картины русской школы — «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Финляндских контрабандистов» В.Г. Худякова, которые и легли в основу выдающейся коллекции. Перов, Якоби, Клодт, Верещагин, Шишкин, Васнецов… Со многими из них Третьякова связывала дружба, и Павел Михайлович имел право «выбрать первым» картину для своей коллекции. Он видел в передвижниках основу возрождающейся русской живописи и не только приобретал картины, но делал заказы портретов выдающихся людей. Благодаря Третьякову мы знаем, как выглядели Достоевский, Толстой, Тургенев, Некрасов. К 1892 году насчитывавшее почти 2 тыс. шедевров живописи и графики собрание — уже коллекция национального уровня. Вместе со зданием Третьяков передает галерею в дар Москве с условием свободного доступа к ней всех желающих. Третьяковка сегодня — это более 170 тыс. произведений искусства, художественный музей с мировым именем, культурный центр и туристический бренд России.

Арнольдо-Третьяковское училище

Третьяков щедро жертвовал деньги на благотворительность. Так, в 1860 году при его участии открылось Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей, первое в Москве специализированное заведение для глухонемых. В задачу училища входило обучить глухонемых детей 6-10 лет речи, дать общее образование и практические навыки, подготовить к ремеслу. Первоначально обучение вели глухие учителя, поэтому оно строилось на основе мимического метода, а затем стал применяться устный метод. Третьяков не только финансировал училище, но и живо интересовался его проблемами, часто посещал занятия, знал всех преподавателей. Подготовка директора школы и его учеба была полностью оплачена Третьяковым. После смерти Третьякова училище существовало на завещанные им деньги.

Третьяковская богадельня

В 1899 году, спустя год после смерти П.М. Третьякова, началось строительство Третьяковской богадельни — приюта для слабоумных — так распорядился Петр Михайлович в своем завещании, в котором он просил душеприказчиков, чтобы после раздачи стипендий студентам, выделения средств на содержание членов своей семьи, исполнения долговых обязательств оставшиеся деньги и ценные бумаги были бы переданы Московскому купеческому обществу, которому надлежало использовать эти средства на строительство и содержание богадельни. К строительству этого здания он относился по-особому, имея печальные личные мотивы для сострадания к людям, лишенным возможности полноценно жить в обществе: его сын Михаил оказался душевнобольным. Московское купеческое общество постановило построить богадельню на 380 человек и не экономить средства на объеме, качестве строительства и удобствах для призреваемых. В богадельне даже было решено провести электрическое освещение — редкое по тем временам нововведение. Торжественное открытие состоялось 19 ноября 1906 года. Вплоть до 1917 года богадельня находилась на попечении Московского купеческого общества, теперь тут размещается Институт хирургии им. А.В. Вишневского.

Приют для вдов и сирот художников

Еще одним пунктом в завещании Третьякова значился приют для вдов и сирот художников. Павел Михайлович оставил в собственность городу принадлежавший ему участок земли вблизи Третьяковской художественной галереи и капитал в размере 150 тыс. рублей на «устройство и содержание в этом доме бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Часть этого капитала пошла на постройку здания, а другая была обращена в неприкосновенный капитал, на проценты от которого и содержался этот приют. В первую очередь квартиры предоставлялись вдовам, детям и незамужним дочерям русских художников, чьи картины выставлялись в Третьяковской художественной галерее. Вдовы и девочки могли оставаться в приюте пожизненно, юноши — до совершеннолетия или до 25 лет, если учились в высшем учебном заведении, при этом, если вдова вновь выходила замуж, за ее малолетними детьми сохранялось право проживания в приюте. Однако с сиротами обязательно должен был находиться близкий взрослый родственник. Здание было рассчитано на 16 квартир. Отопление, освещение, медицинская помощь и питание входили в проживание и были бесплатными. Право на проживание там рассматривал попечительский совет. Здание приюта расположено по адресу Лаврушинский переулок, дом 3/8. Сейчас там размещаются научные отделы Государственной Третьяковской галереи.

Третьяковский проезд

В 1871 году по инициативе П.М. Третьякова был проложен проезд между Никольской улицей и Театральным проездом на месте существовавшего ранее, но застроенного в XVIII веке проезда. Проект разработал архитектор А.С. Каминский, муж Софьи Михайловны Третьяковой, сестры Павла Михайловича: он возвел два здания в виде старинных ворот-арок. Над входной частью расположены башенки, а верхушки стен украшены зубцами в стиле средневековых крепостей. Примечательно, что пассаж встроен в древнюю стену Китай-города. Как и сейчас, внутри проезда находились магазины: «Феникс», торговавший популярной среди московских аристократов мебелью в стиле модерн, Торговый дом братьев Алексеевых, торговый дом Вильгельма Габю, где продавались часы и ювелирные изделия. Одно из помещений Третьяковского пассажа занимал чайный магазин, принадлежавший знаменитому московскому купцу Василию Гавриловичу Куликову. Подобное градостроительное решение уникально для Москвы. Улица была подарена городу. Третьяковский проезд — единственная московская улица, построенная на частные средства.

Видео


Есть в районе Хорошево-Мневники музей, подобного которому, вы пожалуй больше нигде не найдете. Действует он при школе-интернате № 101 им. С. Я. Кривовяза, в которой обучаются дети с нарушением слуха. Сама школа, одно из старейших образовательных учреждений подобного типа в России. созданная более ста лет назад, на деньги меценатов. Тогда учреждение именовалось: Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых, оно открылось 24 апреля 1860 года. Его основателем стал Иван Карлович Арнольд, потерявший слух в двух летнем возрасте и посвятивший свою жизнь созданию учебного заведения для людей с нарушением слуха. В 1816 году, отец отвез юного Ивана в Берлин в училище глухонемых, где он брал уроки рисования. Перед возвращением в Россию Иван Арнольд объездил города Германии, изучая опыт и методы обучения в школах глухонемых.


Углова Ольга Валерьевна.





Уже в начале 1850-х гг. Иван Карлович пробовал себя на поприще учителя – в качестве гувернера при глухонемом сын Почетного гражданина Сазонова. В 1852 г. Арнольд в Петербурге открыл небольшой пансион. Воспитанников было 6 чел., почти все – или сироты, или из беднейших семей. На них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 году его училище было официально признано. Павел Веймаран, глухонемой сын сенатора, принял на себя обязанности попечителя училища. В 1860 году Иван Карлович перевел училище с пятью учениками в Москву, где Московский генерал-губернатор П.А.Тучков пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру последовали и другие благотворители. Самым щедрым меценатом был П.М. Третьяков, основатель знаменитой художественной галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал занятия, знал всех преподавателей.




В 1963 году для училища было построено новое здание на окраине Москвы, недалеко от Серебряного бора. К этому времени учебное заведение стало именоваться: Специальная школа-интернат №101 для глухих детей. История учебного заведения для глухонемых детей, подробно отражена в экспонатах и документах созданного в 1988 году при школе музее. Основной объем экспонатов музея составляют предметы и документы советского времени, но есть в музее и весьма старинные экспонаты, относящиеся ко времени императрицы Марии Федоровны, издавшей указ от 1806 года, об учреждении в городе Павловске опытного училища для глухонемых. Не смотря на отсутствие какого либо финансирования, музей сурдоперевода находится в отличном состоянии благодаря его нынешнему директору, смотрителю и экскурсоводу и все это в одном лице - Угловой Ольге Валерьевне.



Новое на сайте

>

Самое популярное