Домой Рак Лекции по общей психологии петухова 6. Петухов Валерий — Полный курс лекций по Общей психологии

Лекции по общей психологии петухова 6. Петухов Валерий — Полный курс лекций по Общей психологии

Курс «Общая психология» прочитан в сентябре - августе 1997 года в Самаре СИПКРО.

Доцент кафедры психологии

Факультета психологии МГУ

Лауреат Ломоносовской премии МГУ 1993 года

Лучший преподаватель МГУ по гуманитарным дисциплинам

ПЕТУХОВ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

1.1 .Общая характеристика психологии как науки

1.2.Становление предмета психологии

1.3.Человек как субъект деятельности. Обще представление о личности и ее развитии.
2.00. Человек как субъект деятельности. Личность.


  1. Природа и общество. Возникновение психики у животных.

  2. Внутренняя регуляция деятельности. Проблематика воли и эмоций.

  3. строение деятельности в целом. Мотивы.
    3.00. Человек как субъект познания.

  1. Общее представление о познании.

  2. Познание и сознание.

  3. Познание и мотивация.
ЛИТЕРАТУРА: "

  1. У. Джемс «Принципы психологии» изд. Психология, 1990 г.,

  2. Ю.Б. Гипренрейтер «Введение в общую психологию» М. Черо, 1996 г.,

  3. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» 1989 г.,

  4. А.А. Смирнов «Избранные психологические труды» 2 т., Пед., 1987 г.,

  5. А. В. Петровский «Общая психология»,

  6. Богословский, Крутецкий -"- Л-д,

  7. Немов «Основы общей психологии» (оппонент Петровского),

  8. Годфруа «Что такое психология» (практический материал),

  9. Сборники семинаров. Хрестоматия (ауд. 217).
1.00. Введение в психологию 1.1. Общая характеристика психологической науки и практики

Что же является предметом психологии?

Первый способ ответа предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии - так, как они появились в истории науки, анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга, знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось, и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Второй способ ответа: греческое слово «псюше» - душа + «логос» - понятие, учение, слово, не любое, а разумное, имеющее смысл, позволяющее что-то понять, осмыслить, т.е. понимание, изучение.

Разумное слово о Душе, совр. - наука о психике.

^ Два свойства психики


  1. Отражение - субъективное отражение реальности. Формы отражения: ощущение, память, внимание. Зачем это отражение?

  2. Функциональная характеристика. Психика - форма регуляции собственного поведения, управление поведением. Психика - отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, для управления собственным поведением.
^ Субъект

Под субъектом понимается как человек, так и животное, которое тоже обладает психикой.

Сознание

Высшая форма психики. Способность отражать собственный внутренний психический опыт. Дать отчет о своих переживаниях.

Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. Со- знание.

Сознание - представление субъекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

^ Рефлексия (Джон Локк)

В 1879 году в Германии возникла научная психология. Основателем является физик-физиолог Вильгельм Вундт. Заменил философский термин «рефлексия» словом «интроспекция» (смотрю внутрь, наблюдая себя).

Логос - разумная организация психических черт.

Греч. - характер, римск. - темперамент, совр. - менталитет (умств. способности, разум) - все эти слова объединяются в индивидуальность - совокупность всех психических качеств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Это свойство присуще и животным.

^ Две отрасли психологии


  1. - наука о субъекте вообще.

  2. Дифференциальная психология - психология индивидуальных различий.
Научная психология возникла недавно, а житейская существовала всегда. Весь курс будет сравнением этих двух психологии - научной и житейской..

Рубинштейн говорил: «Психология основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки».

Характер

Начинается психология с интереса к различным характерам - житейской психологии. Греческий философ Феофаст «Характер» также строит психологический тест как и сегодня. Берет какую-то черту характера и варианты способов поведения в конкретных ситуациях. Способы поведения в дифференциальной психологии называются «фактор».

Факторный анализ создан психологом Спирменом. Применяется математическая техника, объединяющая способы поведения в факторы.

Как же управлять своей эмоциональной сферой? Древний Китай - «Смесь» или «Заметки о разном» Цза-цзу-ань.

Фактор собирает частное в целое. Также бинарный фактор - умен-неразумен (парные противоположности). Базовый фактор: приятно-неприятно, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Житейскую психологию более интересовал отрицательный полюс. Интенсивность, увеличивающаяся выводит человека из себя, далее нестерпимо и аффект. И страшно и приятно - два состояния в одном факторе - амбивалентность. Это к проблеме формирования характера. Каждый характер это не конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность или логика. Прослеживание этой логики - важная задача психологических исследований, решение которой продвинуто, к сожалению далеко не достаточно. Одним из неожиданных препятствий здесь стало распространение модного типа исследований, так называемых корреляционных или факторных исследований черт личности. Факторный анализ дает психологу лишь готовый количественный ответ. Вероятность сочетания определенных свойств, почему какие-то черты сочетаются между собой часто, а другие редко, или вовсе не встречаются в одном индивиде? На этот вопрос не получаем ответа, тут нужны совсем другие методы - качественны анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения.

Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования - фенотип.

Темперамент

Следующая индивидуальная характеристика человека. Это динамические характеристики психической деятельности: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности - генотип.

На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма. Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период.

Гиппократ - врач. Кровь - сангва - разговорчивый, Слизь - лимфа - флегма - не застанешь врасплох,

Желчь - холе - желчность,

Черная желчь - мелан холе - плакса.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека. Но со временем появились умозаключения о том, какие психологические свойства должны быть у обладателя той или иной жидкости. Отсюда появились психологические описания, «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (2 в. н. э.).

Итак, учение о темпераментах развивалось по двум основным линиям - физиологической и психологической.

Наиболее серьезная попытка подвести психологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова - учение о типах нервной системы, позже учение о свойствах нервной системы. Однако, развитие науки привело к тому, что это представление стало достоянием истории.

Айзенк - психолог. Простейшая классификация темпераментов. Изучал солдат-невротиков. В течении 20 лет обобщал различные черты. Определил два фактора темперамента - эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость.

Карл Юнг - практикующий терапевт, попытался определить направленность человека, установку. Два направления, предполагал преимущество одной какой-либо стороны: экстраверсия, интроверсия.

Айзенк использует эти термины. Имеем следующее - название терминов условно.


Сначала психологическое открытие совершалось в искусстве, потом в науке. «Улисс» Джойс. Одиссея одного дня, неважно, кто написал этот роман, важно, кто будет читать. Юнг. В конце века появился читатель. «Джойс совершил открытие».

1.2. Психология и философия. Платон - Аристотель


личностный рост). Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. (Совр. -развитие личности. Раскрой свои возможности, реализуй свои способности). Платон не исследователь, он воспитатель. Они не строят научной психологии, а занимаются воспитанием Души.

2. Если стремлюсь к душе, то мешает тело. Душа в принципе не зависит от тела. Любые препятствия можно преодолеть.

3. Какова тактика познания души? Ситуация выбора. Душа не имеет частей. Она целостна. Либо она есть, либо ее нет. Вольтер: «Нельзя быть добродетельным наполовину». Но это для тех, кто совершил свой выбор. Для того, кто не совершил выбор, он душу строит из частей. Душа тоже есть гештальт. Но надо менять данные при решении задачи. Надо использовать те условия, которые есть. «Сделай так, чтобы работа была приятной» - это тоже пример личностного расстройства.

Вывод: Платон - акцент на практическую

психологию, психотерапию.

Реализация биологического существования организма.

Для научного познания, для исследователя Душа связана с телом, т.е. погружена в него. Сущность вещей мы изучаем, исследуя тело. У растения - растительная Душа, у животных - животная, у человека -разумная, соблюдающая логику. Логика -специальный инструмент познания Души. Пациент не соблюдает логику там, где причина его недуга фантазия. Отрицания у Фрейда.

Душа делима на части. Это способности души. А сегодня их называют психологические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, воображение . Речь имеет отношение ко всем этим процессам. Это универсальный процесс.

Аристотель - психология теоретика

Запрет на противопоставление Аристотеля и Платона!

^ Аналогии в современности по пп. 1, 2, 3.

Гуманистическая психология. Основатели ее хотят определить собственно человеческое в человеке. Абрахам Маслоу - психолог, выделяет как чисто человеческую потребность в самореализации. Это потребность человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей. Это по-другому «раскрой самого себя». Группы обучения, выясняющие причины своих личностных проблем. Какова стратегия познания своей души, своей сущности? В познании надо соблюдать логические правила, чисто мыслить, не противоречить себе, не отрицать предыдущую мысль.


  1. Если стремлюсь к душе, то мешает тело - Платон. Фрейд, психолог современности меняет язык на современный. Тело - Оно. Там, где было Оно должно стать Я. Цель психоаналитической терапии - осознание и снятие преграды тела.

  2. Фрейд на своем примере показал, что практический психолог тоже может быть терапевтом. Немецкий психолог Курт Левин: «Ничто так не практично, как хорошая теория».
^ 1.3. Сознание как первый предмет психологии

В 1779 году в Германии в Лейпцигском Университете открыл Вильгельм Вундт. Предмет -сознание. Метод - интроспекция. Строим свой предмет по методу естественных наук. Рассмотрим сознание по следующей схеме: 1. Описание свойств сознания, Определение элементов сознания,


  1. Установление закономерных связей между элементами, ассоциативных законов.
^ 1.1.3. Описание свойств сознания

1. Ритмичность ударов метронома Вундт обобщил так - это структурированность и организованность элементов сознания. Самый объективный простейший элемент - ощущение. Объединенные элементы, хотя бы в пары - представления или восприятие. Связанные с субъектом элементы сознания - чувства. Сегодня чувства - это эмоции. Выделил три пары чувств - по два параметра: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Каждое ощущение обладает рядом свойств - качеством, интенсивностью, протяженностью. Чувства всегда имеют основой какой-то предмет - цвет, звук, музыка и т.д.

Напряжение - разрядка - ожидание результата, забегание вперед, когда результат получен, наступает разрядка.

Любое сложное чувство может быть получено комбинацией простых.

2. Объем сознания - вторая важная характеристика, свойство сознания.

Внимание - центр сознания, фокус. Его объем - 3-4 элемента, максимально - 6. Джорж м

Милляр - объем рабочей памяти - 7±2 места. Это могут быть буквы, цифры и т.д. 7±2 это для тренированного испытуемого - оператора военной техники. "Угадай мелодию" начинается с 7-и звуков и заканчивается 3-мя по Вундту, потому что меньше 3-х нельзя установить целое по частям.

Акты апперцепции - укрупнения единиц, организации единиц более высокого порядка.

16 звуков, 40 - объединение в такты. Задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Но не достигла успехов на этом пути, ей не удалось собрать из этих элементов живые, полные состояния сознания.

К концу первой четверти нашего столетия эта психология практически перестала существовать.

^ 1.1.4. Сравнение житейской и научной психологии

Виды знания

1. Получение знания

Обыденное и повседневное знание

Познание и память по Платонову едины. Вечное знание, о котором вспоминает человек, приобретается в конкретной ситуации, они приурочены к конкретным людям, задачам. Ситуации,

Возникающие, как правило, неожиданно, внезапно, где, как правило, необходимо приобретать какие-либо знания. Эта ситуация может быть очень значимой, но все условия, тем не менее, остаются в фоне, но не воспринимаются, т.е. оно стихийно.

Интуитивное. Помогает, когда полного знания нет. Точное определение интуиции у швейцарского психолога Пиаже. Изучал мышление, интеллект, стадии интеллекта. Одна из стадии называется наглядно-интуитивное мышление. Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Сейчас 4-5 лет, раньше 6-8 лет. Феномен Пиаже -признак данной стадии.

^ Научное знание

Экспериментальная ситуация,

Специально созданная, она может быть конкретной, но не является представителем многих других. Здесь учитываются многие переменные факторы: зависимая, независимая, плюс факторы, дополнительные от испытуемого. Использует обобщения, понятия. Знание регулярное, а не стихийное. Целостное понятие о данной вещи (учитывается и объем стакана, и количество воды).

Джемс написал книгу о переходных процессах от житейского к научному мышлению. Джемс использовал научные понятия. Научные понятия рациональны и вполне осознанны.




2.Сохранение знания

Воспроизведение или передача знаний

Переливая воду из Б в В ребенок

Выбирает стакан с наибольшим уровнем

Воды. Мыслит наглядно, но также

Интуитивно. Часть принимает за весь

Метод получения знаний - наблюдение и

размышление.

Единица хранения - ситуативно-
контекстное утверждение. Тема -
единица контекста. Эмпирический
критерий достоверности. Житейское
знание безразлично к логике.
Ограниченность, конкретность
собственного опыта (Мальвина и
^ Буратино с яблоками).

Воспроизводится как и приобретается впервые, пока на своем опыте не освоит, не получит житейского знания. Нет полного учета условий. Есть результат, но контекст никто не пояснил. Значит, нет накопления знаний.

Метод - добавочный эксперимент.
Целенаправленность.

Единица хранения - проверяемая
гипотеза. Утверждение имеет
зависимую и независимую

Переменные.

Проверяемая эмпирически,

Достоверная гипотеза оформляется в понятиях, в логической системе, что является фактором достоверности.

Полный учет дополнительных
переменных. Воспроизведение
эксперимента с полным учетом
условий. И в науке происходит
аккумуляция знаний. В науке
прогресс есть.

Житейская психология отстает от научной примерно на век.

^ 1.1.5. Специфика научно-психологического знания

Это не только естественная наука, но и гуманитарная. В естественных науках находим закон, свободное проявление происходит нечасто. В гуманитарных науках часто испытуемый опережает экспериментатора. Эти два вида знания - естественное и гуманитарное взаимодействуют. У Вундта говорилось о двух науках - естественной или объяснительной. Также в его "Психологии народов" есть описательная психология. Человек в психологии являются одновременно и познающим и познаваемым. И он обладает собственной внутренней активностью. Наблюдается встреча двух активностей.

Вывод - психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.

Два примера. 1. Измерение кожной чувствительности и интерпретация органа чувств.

Фиксация порога кожной чувствительности циркулем фактически полностью зависит от того, как исследователь определяет орган чувств. Например, как приемник внешних данных. Помещаем руку в гипс, обездвиживаем ее. Начиная с 50-х годов, меняется представление об органах чувств. Это активный исследователь информации. Замеряя чувствительность обычной руки, не обездвиженной, получаем разницу в 5-6 раз.

2. Ученик Пиаже изучал младенцев, изолируя их от матери (Брунер). Как оказалось, результаты очень низкие. Но была неправильно выбрана единица исследования. Ребенок первого года жизни не живет один. Он живет вместе с матерью, в присутствии которой были получены другие результаты.

Идиомоторика - маятник с грузом, едва заметное движение, вызванное мыслью о нем. Идеомоторная тренировка - отработка типового движения. Бросок мяча. Можно без выполнения движения тренировать навык.

Когда человек о чем-то думает, он совершает массу движений, которых мы не замечаем. Это природный атавизм. Животные замечают, а мы - нет. (Способность замечать - атавизм). Аналогичные способности Вольфа Мессинга. Есть объяснение этим способностям, но его нельзя было проверить. Сам Мессинг же считал себя пришельцем. Переубедить человека невозможно. В противном случае сразу же исчезли бы психологические способности.

Любое представление, даже фантастическое, позволяет человеку регулировать свое поведение.

Астрологический прогноз есть внешнее руководство принятия решений. Психоастеник изобретает для себя массу ритуалов, облегчающих принятие решений.

Любая мифология для психолога в практике имеет право на жизнь.

Различие понимания невротических симптомов терапевтом и пациентом. Различают малую и большую психиатрию. Психолог работает в малой. Тревожные сновидения, черты характера, поступки людей, страхи, боязни. Фрейд говорил об этих симптомах, как об имевших причину в раннем детстве. Что происходит, если сообщить человеку причину своих симптомов? Это неверный ход, это может усугубить болезнь. Есть два различных знания: знание врача и знание пациента - фантастическое, неверное, но, тем не менее, они равноправны.

Вывод - психология наука о самом сложном. В ней сливаются объект и субъект. Возникает научное самосознание. Познавая себя, человек будет себя изменять. Это конструирующая, созидающая человека наука, что делает ее наукой особого типа.

^ 1.1.6. Формы сотрудничества научной и житейской психологии

Три формы сотрудничества.

1. Научный и житейский психолог совпадают в одном лице.

Уильям Джемс из житейской психологии построил научную.

Еще пример - Михаил Зощенко. Попытался стать психологом по отношению к самому себе. Он переживал депрессию. Причина - контузия во время 1 Мировой войны. Он проделал путь самоанализа, описанный им в книге "Повесть о разуме". Он выполняет упражнение - самое раннее представление детства. Зощенко при этом вдруг обнаруживает свои проблемы. Он вспомнил детство, и разум победил. Он изжил депрессию и вдруг почувствовал, что его раннее творчество - неприлично, отвратительно, его надо переделать. Зощенко брал новеллы, убирал смешные ситуации, оставляя мораль. Тем же занимался поздний Толстой.

Фрейд никогда не брался терапевтировать художников, потому что они сами терапевтируют себя, создавая произведения искусства.

2. Житейское знание становится материалом для научных понятий и методов.

Венский практический психолог Виктор Франкл известен как создатель собственной терапии. Основное положение его логотерапии - если человек понимает смысл происходящего с ним, он может выдержать любое страдание. Путь человека сначала в Ад, затем вверх. Если поймешь смысл -выдержишь любое испытание.

По поводу житейского знания никто не спорит.

Франкл говорит так - если очень захотеть, то этого никогда не будет. Парадоксальная интенция (направление) - терапевтический метод, прием. Если хочешь снять симптом - усиль его, и он исчезнет. Например, тремор при писании, дрожание руки. Когда испытуемый начинает рисовать каракули, он снимает напряжение с руки и избавляется от психических симптомов.

Заикание лечится с помощью парадоксальной интенции.

3. Научное знание становится необходимым для понимания людьми своих жизненных проблем.

Канадский физиолог Ганс Селье определил стресс как состояние организма ввиду близкой опасности. В организме происходят резкие морфологические, а затем функциональные изменения внутренних органов. Стресс - напряженность функциональная и психологическая. Операциональный стресс, эмоциональный стресс (излишняя напряженность). И эта оптимальная эмоциональная напряженность необходима для продолжения деятельности.

Эмоциональные игры. В каждом есть ребенок, взрослый, родитель. И эти направления должны не пересекаться.

"Поищи запонки" - говорит муж жене. "Вечно ты разбрасываешь свои вещи" - отвечает жена.

Путь развития психологии - путь приближения к естественным наукам. Есть представление, что научная психология когда-нибудь заменит житейскую. Этого никогда не произойдет, потому что у них разные знания. Они обогащают друг друга.

^ 1.1.7. Отрасли психологии

Общая психология - генеральный ствол дерева, на котором возникают ветви. Отрасли появляются там, где человек начинает совершать систематические ошибки.

Есть техническая психология - изучается человек-оператор и его рабочая память. Именно в инженерной психологии возник термин "человеческий фактор". Есть фактор надежности техники. Но главный - человеческий. Человек - часть машины, часть техники. Это и есть человеческий фактор.

Три группы факторов, позволяющих выделить отрасли психологии.

Петр Яковлевич Гальперин. Его теория - планомерное формирование умственных действий. Попытка сформировать внимание у младших школьников. Спорт - спортивная психология. Космос -космическая и т.д.

2. Субъект выполняемой деятельности.

Возраст - возрастная психология. Лев Семенович Выготский (остальные либо критики, либо ученики).

Народ - этнопсихология. Будет развиваться в нашей стране. Основатель - Лурия Александр Романович.

Группа людей - социальная психология. Учебник Андреевой Галины Михайловны.

Пациент - патопсихология. Ученица Курта Левина Блюма Вольфовна Зейгарник.

Зоопсихология - этология. Субъект - животное. Исследует поведение и психику животных. Основатель - Курт Эрнестович Фабри.

3. Конкретная научная или практическая проблема.

Проблема соотношения телесных и психических процессов - психофизиология. Евгений Николаевич Соколов.

Установление связи между местом поражения в коре мозга и нарушением психики и поведения - нейропсихология. А.Р. Лурия.

Учение о мозговой локализации психических функций.

^ 1.2. Становление предмета психологии

1.2.1. Сознание - необходимое условие познания. Предмет психологии.
1 .Рене Декарт - анализ сознания и философии


  1. Эммануил Кант

  2. Джон Локк
4. В. Вундт. Структура сознания. Основные свойства. Развитие представлений. Возможности и ограничения метода.

1.2.2. Психология поведения


  1. Проблемы объективности в психологии

  2. Предмет и задачи психологии поведения

  3. Общие представления о научении и его видах

  4. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт
1.2.3. Психоанализ. Проблемы бессознательного

  1. Артефакты

  2. Сновидения

  3. Ошибки обыденной жизни

  4. Структура личности по Фрейду
1.2.4. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.

Методологи - специалисты, занимающиеся предметом любых наук. Объект должен изучаться. Предмет - определение объекта, связанное с методом исследования. В психологии три предмета.


  1. Сознание. Метод - интроспекция;

  2. Поведение. Метод - наблюдение внешне фиксируемой активности. Смотри, что
    проявляется вовне. Двигательная активность, ее законы;

  3. Мотивы, побуждения. Неосознаваемые процессы поведения, потребности, желания. Метод - психоанализ.
^ 1.2.1. Сознание - первый предмет психологии

1. Проблема анализа сознания в философии

Существует ли сознание как предмет науки, можно ли его изучить?

От античной философии переходим к новому крупному э т апу развития психологии. Начало его относится к последней четверти XIX века, когда оформилась научная психология. У ее истоков стоит французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). Латинский - Ренатус Картезиус. Такие фигуры появлялись раз в век. Вопрос о том, что можно изучать научно. Жизнь и познание. В этих двух областях разные правила, разные методы. Жизнь - это совершение определенных поступков в неопределенных ситуациях, поступков, которые требуют выбора. В жизни человеку необходимо принимать решения. Если он будет пытаться бесконечно перебирать варианты, он тогда останется на месте. В жизни необходима воля. Проблема Свободы Воли. У Джемса основой развития личности является свобода воли. При отсутствии таковой субъект определяет свое поведение обстоятельствами. При положительном ответе о воле у человека есть собственная внутренняя активность. Джемс ставит вопрос - есть или нет свобода воли? Доказать это научно невозможно. Свобода воли есть. И это есть первый акт моей собственной свободы воли - Джемс. Волевой поступок определяется внутренней решимостью и никакими внешними причинами. Пример о двух лягушках. От решения зависит жизнь. Остался жив, признав свободу воли. Мы стремимся к истине, познавая сущность вещей. Метод познания есть сомнение. В жизни - решимость, в науке - сомнение.

Можно ли сомневаться в знаниях, предшествующих личному опыту? Можно. Наука по Декарту основана на опытных данных, которые мы получаем через органы чувств. Можно ли сомневаться в истинности источников? Мы знаем множество иллюзий, когда органы чувств могут нас обманывать. Карандаш в стакане кажется сломанным. Можем ли мы сомневаться в существовании внешнего мира в науке, в познании внешнего мира - ДА!

Что же все-таки существует? Декарт отвечает - в тот момент, когда я сомневаюсь, несомненно, только одно, то, что я сомневаюсь. Сомнение - факт моего сознания. Когда я Сомневался, я что-то сознавал. Латинский - когито эрго сум - мыслю, значит существую. Лучше вместо мыслю - сознаю. Сознаю - это шире, не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. Это не только логика, но и представление.

Кому-то казалось, что Декарт хотел доказать, что он существует. Это ответ на вопрос, что можно изучать научно. То, что я сознаю, могу представить, могу оформить и т.д., то я и могу изучать. Сознание - это необходимое условие в познании. Атом в жизни никто не видел, но раз я могу построить модель, значит, я могу его изучать.

Существуют ли парапсихологические явления? С кем случилось - не переубедишь. В познании нет, т.к. невозможно поставить психологического эксперимента. Физик или биолог об этом расскажут больше, но не психолог.

Анекдот. Вениамин Ноэвич Пушкин - парапсихолог, уговаривает режиссера снять фильм о своих способностях. Телекинез существует, и двигает пепельницу к психологу. А в познании этого нет

Говорит психолог и двигает пепельницу назад.

Так новая психология, восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. 2. ^ Эммануил Кант

Вещи можно познавать через органы чувств как явления. Переход от явления к сущности -"Вещь в себе". Это то, что мне не ясно, не понятно. Вещи сами по себе не познаваемы. На житейском языке - не рассуждай о том, о чем ты не имеешь понятия.

Кант, признаваемый агностиком, утверждающим непознаваемость мира, имел в виду, что познание имеет границы. Познавать можно то, о чем можно составить понятие.

Зададим вопрос. Сознание существует или нет?

Сознание это то, что в древности называли душой. Сознание - это условие познания. Изучать сознание (по Декарту) невозможно, это все равно, что изучать науку о смерти. Т.е. по Декарту никакой научной психологии не бывает. Однако научные работы у Декарта есть. Рене Декарт "Страсти души".

Эта работа считается многими первым проектом физиологии. В 40 - 50 годы во времена Сталина издаются эти работы. И говорят - у Декарта души нет, а есть трубочки с бегающими духами. На самом деле был убран контекст - отрезано предисловие. Эта работа - письмо воспитаннице Декарта принцессе Элизабет. Это не научная, а психотерапевтическая работа. Научно нельзя изучать сознание, но управлять эмоциями можно и необходимо. С Декартом сегодня согласится любой психотерапевт.

Декарт говорит - душа едина, то, что кажется страстью, это на самом деле - гримаса тела. Душевными страстями можно управлять. Научись управлять телом. Рассказать о своем состоянии трудно, а зарисовать возможно. Рисунки в книге Декарта имеют статус не научных средств, а статус терапевтических средств.

Самый типовой сон подростка - страшные дикие звери, олицетворяющие тень, страсти души. У Эдгара По рассказы для подростков о зверях и научная фантастика, т.е. начало и конец пути познания

Души. Всмотрись в зверя, детально его изучи и получишь средство - модель, выполняющую полезную функцию.

Итог по Декарту. Декарт:


  1. Ввел правило научного познания. Изучить то, что можно представить;

  2. Отрицал возможность науки о сознании.

  3. Как практический психолог создал терапевтические средства управления эмоциональной сферой.
Как же сознание стало предметом науки?

^ 3. Джон Локк (1632 - 1704) идейный отец метода интроспекции.
Каковы источники созидательных идей? Есть два вида идей и их источников.


  1. Внешний мир и впечатления об объектах внешнего мира.

  2. Внутренняя деятельность ума. Рефлексия - способность отражать себя. Вера, рассуждения, желания.
Т.е. Локк дает метод - Рефлексия. У человека есть способность познавать себя Сегодня в том смысле, как раньше, интроспекции нет, но без нее невозможно было бы существование современной психологии.

Развитие интроспекции у человека потребовало развития сознания, способности анализа.

^ 4. В. Вундт. Модель сознания, структура, основные свойства.



Структура состоит из элементов, которые связаны между собой. Сколько элементов содержит структура сознания? Объем сознания есть количество элементов, которые испытуемый в данный момент воспринимает как единое целое.

Опыты с метрономом.

Snap ударов. Испытуемый отвечает на вопрос большее или меньшее число последующей серии ударов. Следовательно, он удерживает в сознании предшествующее количество ударов, не считая их.

Основываясь на этом, Вундт делает вывод, о том, что есть особая область в сознании - Поле внимания.

Модель Эдварда Титченера, ученика Вундта. "Волна"


Высота волны

^ Поле внимания

Поле сознания

Какими свойствами обладает предмет в поле внимания? У Вундта - ясность и смутность.

У Титченера - ясность или интенсивность (высота волны), степень внимания сенсорная, не познавательная ясность, а чувствуемая. Отчетливость - способность различать элементы. Различать каждое ощущение отдельно от другого.

Объем внимания - есть количество элементов, которые в данный момент испытуемый воспринимает ясно и отчетливо. Количество может сохраняться, а единица может быть расширена, укрупнена. На периферии действуют перцептивные силы (восприятие). На внутренней поверхности тоже действуют силы - апперцепция. Апперцепция - есть процесс, в результате которого элементы сознания - ощущения, представления, чувства - становятся ясными и отчетливыми.

Механизм преобразования, укрупнения единиц есть результат. В немецком языке есть слова, состоящие из большого числа букв, которые можно воспринять как отдельные буквы. При укрупнении единиц человек вмещает в поле внимания уже не буквы, а слова.

Основное понятие Вундта - апперцепция. Изучать ассоциации, значит изучать законы памяти. Изучать апперцепции - значит изучать внимание.

^ Развитие представлений о сознании

Психологию Вундта и Титченера называют структурной, потому что Сознание - это структура. А также называют ассопианизмом, потому что между элементами структуры есть связи.

Другие направления рассматривают сознание не только как структуру, но и как процесс. Джемс расширил представление о сознании. Он вводит понятие - поток сознания. Нужно произвольное внутреннее усилие, например усилие быть внимательным - произвольный процесс. Непроизвольная активность - есть процесс, происходящий сам собой - непроизвольный процесс.

В измененных состояниях сознания каждый может заметить впечатления дня, например перед сном.

Свойства потока.


  1. Индивидуальность. У каждого свой.

  2. Непрерывность, неделимость на части. Прервать можно на любом месте, но выделить части нельзя.

  3. Самопроизвольность - думается, чувствуется и т.д.

  4. Неповторимость потока и входящих в него впечатлений. Постоянная смена контекста впечатлений. Нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

  5. Избирательность, направленность потока сознания у Джемса - это внимание. Поток направляет более значимые элементы.
Джойс, Пруст передают поток сознания своих героев. Писатели берут у Джойса новые средства. Это творческая лаборатория. У Джемса не меняется ни предмет, ни метод по сравнению с Вундтом.

В следующей школе XIX века основным является понятие Гештальт (в отличие от потока). Это целостная суть. Целое - сумма частей. Основатель этой психологии Вертгаймер, который знаменит тем, что описал Гештальт феномен на основании восприятия. Второй исследователь Вольфганг Келер. Гештальт есть феномен, обладающий особым качеством, по сравнению с суммой своих частей.

^ Прибор стробоскоп

Две затемненные точки на экране дисплея зажигаются попеременно. Интервал между событиями 0,2 сек, если интервал малый 0,03 сек - 30 мл сек, то мы видим

Если средний интервал 0,05 - 0,1 сек, то мы видим точку, которая перемещается из положения 1 в положение 2 и обратно. Если быть точным, мы видим какое-то движение. Фи - феноменальное или кажущееся движение.

Это чисто психологический феномен. Гештальты мы видим постоянно. Потому что тот образ, который мы видим, неделим на части. Мы воспринимаем целостными фигуры на определенном аморфном поле. Сменилась единица восприятия - стала гештальтом. Это психологическое открытие современной психологии.

Вольфганг Келер. Айнзейн (нем.) - понимать, видеть;

Инсайт (англ.) - бросилось в глаза.

Исследовалось поведение шимпанзе. Выделяет в поведении животного три разные стадии:


  1. Беспорядочная активность;

  2. Стадия бездействия или релаксация. Говорят, что все необходимое для решения должно быть в поле зрения - приманка и палка.

  3. Решение - инсайт - качественное изменение поведения.
Это другой метод с отсутствием интроспекции. Это феноменология. Гештальтисты взяли этот феноменологический метод. Есть описание явления и его объяснения. В гештальтпсихологии объяснения нет. Внутренняя сущность дается в описании. В результате инсайта происходит новое понимание. Инсайт - целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет обнаружить и устранить конфликт.

Пояснение - Келер назвал инсайт без решения - "Хорошая ошибка" - понимание есть, а решения нет. Решение без понимания - "Глупый шимпанзе". По частям решение повторяется, а понимания нет.

Гештальттерапия. Фриц Перлз не считал себя теоретиком, а считал практиком.

Личность тоже может быть представлена как гештальт. Проблемы личности коренятся в том, что человек не замечает каких-то своих свойств, а те, которые замечает, начинают его тревожить. Трудность в описании того, что ты чувствуешь здесь и сейчас.

^ Возможности и ограничения метода интроспекции

Правила метода интроспекции, сформулированные Эдвардом Титченером.


  1. Ошибка стимула. Нельзя называть предмет. Отчет должен быть непосредственный, а названия предметов - это средства. Психологию интересуют впечатления и переживания, которые вызваны предметами. Медитация - попытка увидеть в объекте новое. В работах Титченера есть техника медитации. Можно изучать только собственный опыт с помощью интроспекции.

  2. Возможность искажения данных. Испытуемого специально обучают. Метод интроспекции есть непосредственный отчет, метод сбора данных без интерпретации.

  3. Необъективность. Метод считали ненадежным. Источник данных субъективен. Метод же объективен, поскольку соответствовал всем требованиям своего времени. Однако критики были другого мнения.
Новое направление, сменившее психологию сознания - психологию поведения.

^ 1.2.2. Психология поведения

1. Проблема объективности в психологии

Проблемы объективности в психологии обсуждаются до сих пор. Впервые ее поставили в критике интроспективной психологии.

Что считать объективным? То, что можно наблюдать извне. Объективно содержание таких понятий, которые необходимы для объяснения внешне наблюдаемого поведения. Следует считать объективными такие сознательные психические представления, которые включены в практику, реальную жизнь и необходимы для ее осуществления, хотя бы пока помогают жить.

Американский психолог Джон Уотсон в 1913 году публикует Манифест "Психология как наука о Поведении ".


  1. Изучаемое явление должно быть наблюдаемым извне;

  2. Оно должно быть повторяемым в одних и тех же условиях;

  3. Желательно фиксировать явления с помощью прибора.
Он говорит - сознание есть у исследователя. А у изучаемого его быть не должно. Но это значит -нет памяти, внимания, эмоций и т.д., а есть поведение.

Бихевиоризм - психология поведения. Джон Уотсон - основатель классического бихевиоризма, который далее сменился новым бихевиоризмом. Не ищет причину симптома, не ищет какие-то правила, в душу не лезет.

Поведение - совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного внешнего стимула. С - Р (стимул приводит к реакции), к ответу -по английскому респондс. Стимул порождает реакцию. Между С и Р нет никакого сознания, человек понимается как автомат. Под стимулом понимается физическое воздействие, а под ответом -элементарное движение. С - Р есть единица анализа поведения.

Но стимулом может быть также и проблемная ситуация. Пример сложного стимула - кошка и приманка. Способ поведения - успешный и неуспешный. Уотсон писал статью в БСЭ о бихевиоризме. Начинает с малого, а заканчивает самыми сложными процессами и движениями.

^ 2. Задачи классического бихевиоризма


  1. Изучение поведения, т.е. установление связей между стимулами и реакцией.

  2. Управление поведением - создание таких стимульных условий, которые приводят к желаемым социальным реакциям. У многих крупных представителей этот тезис остался.
Слово "стимул" сегодня нужно понимать очень широко - это вся окружающая среда. Бихевиоризм просуществовал очень недолго, а вот необихевиоризм является наиболее удобной схемой, которой пользуются все, даже далекие от бихевиоризма.

Основа построения поведения - врожденные безусловные реакции - значит возникающие в любых условиях.

Джон Уотсон активно использует учение И.П. Павлова. Механизм образования новых реакций у Уотсона и Павлова называют классическое обуславливание или позже - научение. Это ассоциация -сочетание двух стимулов, один из которых является безусловным (подкрепление), а другой сначала является нейтральным, а затем является условным.

^ Закономерности классического обуславливания или научения


  1. Прочность условных реакций зависит от количества сочетаний и интенсивности подкрепления - закон силы.

  2. При выработке условной реакции сначала имеет место обобщение - генерализация, а затем наступает различение - дифференциация, когда мы начинаем вырабатывать реакцию. Сначала она проявляется на многие сходные стимулы.

  3. При отсутствии подкрепления реакция на условный стимул сначала угасает, а затем
    возможно ее спонтанное восстановление.
^ Четыре стадии выработки и угасания условного рефлекса

1

2

3

4

Сочетание условного стимула с безусловным,

Условный стимул без подкрепления безусловным дает

Отдых

Опять предъявлен условный стимул. Реакция

повторяемое

угасание реакции.

восстановилась, но

несколько раз. Выработка условной реакции.

она менее интенсивна. Произошло

повторное угасание.
О курсе: Это полная реконструкция курса В.В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах и ставшего одним из ярких событий учебной жизни факультета МГУ конца 90-х. Достоинством курса является его исчерпывающий характер - курс содержит 55 лекций (продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.), охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века. Обилие примеров и яркая авторская позиция лектора делают курс не только важным учебным пособием, но и ценным материалом для всех, кто интересуется вопросами психологии, социологии и культуры.

Валерий Викторович Петухов работал преподавателем на кафедре общей психологии МГУ (в должности ассистента, доцента и профессора). С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Общее время просмотра 1-й части (9 видео): 19 ч

Лекция 1


Вступление. 1. Из истории "донаучной" психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии.

Лекция 2
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
1 (окончание). Сознание как первый предмет психологии
2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания.
3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии.

Лекция 3

1 Проблемы анализа сознания в философии. Декарт (1:18)
2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства

Лекция 4
Тема 2. Становление предмета психологии
2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.
3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт

Лекция 5
Тема 2. Становление предмета психологии
3. Предмет и задачи психологии поведения. Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

Лекция 6
Тема 2. Становление предмета психологии
3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.
4. Проблема бессознательного в психоанализе.

Лекция 7
Тема 2. Становление предмета психологии
4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском
5. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности.

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида

Лекция 8
Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии
1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида.
2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе.

Лекции 9-10
Тема 4 Возникновение и развитие психики
Из истории отечественной психологии
1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).


Тема 4. Возникновение и развитие психики
1. Критерии психологического. Возникновение и развитие чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).
Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин)
2. Стадии развития психики и поведения животных

Петухов Валерий Викторович (15 сентября 1950 - 6 сентября 2003) - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ. Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии - в 1976 году. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психологическое описание визуальных способов решения задач» под научным руководством Е.Ю. Артемьевой.

С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Валерий Викторович - автор около 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996). Его научные интересы нашли свое отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения». По этой тематике на протяжении многих лет он руководил курсовыми и дипломными работами, кандидатскими диссертациями, читал авторский спецкурс.

Его кредо: Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Отзывы об авторе "Петухов В.В."

Конспект курса лекций В. В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах на психологическом факультете МГУ.

Достоинством курса является его исчерпывающий характер — курс содержит 55 лекций, охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 1. Введение.

В первом томе представлен раздел «Введение», в котором органично сочетаются предметный, исторический и эволюционный подходы к изложению психологии. Читатели знакомятся с научными представлениями о психике, сознании человека, сопоставляя их с житейскими, узнают о становлении предмета психологии, ее основных понятиях, проблемах, принципах их решения.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 1.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из двух книг. В первой книге читатели знакомятся с индивидуальными особенностями человека - способностями, темпераментом, характером, различными возможностями типологии индивидуальности, а также с внутренней регуляцией деятельности - психологией эмоций и воли.

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, преподавателей, а также для всех интересующихся научной психологией.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 2.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из трех книг. Вторая книга посвящена мотивации и строению личности. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии, как «Психология мотивации и эмоций» и «Психология личности», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из трех книг. Третья книга посвящена развитию личности. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии как «Психология мотивации и эмоций», «Психология личности», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, преподавателей, а также для всех интересующихся научной психологией.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1

Третий, завершающий выпуск хрестоматии по обшей психологии посвящен познавательным процессам. В целостном курсе соответствующий раздел назван «Субъект познания». При традиционном построении курса обшей психологии этот раздел нередко идет сразу после «Введения в психологию», а завершает курс «Психология личности». Между тем современное состояние психологического знания свидетельствует о том, что познавательные процессы изучены наиболее полно, и когнитивная психология становится основой, объединяющей различные школы и направления.

скачать

Последнее обновление: 20/01/2015

Год выпуска: 1997
Страна: Россия
Жанр: Психология

Продолжительность: продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.)

Всем доброго времени суток! Имеются 55 частей лекций по общей психологии В.В. Петухова. Общим весом 36 гигов. Поэтому я должен быть уверен, что это нужно кому то, и их будут качать, иначе я зря потрачу свое время. Выкладываю первую часть, если понравится, выложу постепенно остальные. Лекции интересные, я посмотрел пока первых 10, мне очень понравились! Особенно это будет интересно учащимся в вузе на факультете психологии. Пишите, если нужны остальные части.

Петухов Валерий Викторович

Валерий Викторович Петухов родился в Болшево Московской области. В 1968 г. он поступил на наш факультет, который на всю жизнь стал для него вторым домом. Своими главными учителями он считал Елену Юрьевну Артемьеву, Алексея Николаевича Леонтьева и Мераба Константиновича Мамардашвили. После окончания аспирантуры в 1976 г. и успешной защиты диссертации «Психологическое описание визуальных способов решения геометрических задач» Валерий Викторович работал преподавателем на кафедре общей психологии (в должности ассистента, доцента и профессора). С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Валерий Викторович - автор около 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996). Его научные интересы нашли свое отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения». По этой тематике на протяжении многих лет он руководил курсовыми и дипломными работами, кандидатскими диссертациями, читал авторский спецкурс.

Своей ведущей деятельностью Валерий Викторович считал преподавание психологии. В 1991 г. он разработал уникальную программу целостного курса, объединяющего все разделы общей психологии, и в то же время сохраняющего лучшие традиции преподавания общей психологии на нашем факультете. Регулярно читая этот курс в МГУ, Валерий Викторович постоянно совершенствовал и обновлял его и готовил к публикации. Курс обеспечен подготовленным под его редакцией изданием «Общая психология. Тексты: в 3 т.», аудио- и видеозаписями. Последнюю лекцию Валерий Викторович прочитал в день своей безвременной кончины.

Лекции по общей психологии он читал во многих городах России и повсюду встречал восторженный прием слушателей. Валерий Викторович был удостоен высшей награды МГУ - Ломоносовской премии, впоследствии почетного звания «Заслуженный преподаватель Московского университета». Но главным для него было признание и благодарность студентов. По инициативе Студенческого совета МГУ он был награжден почетной медалью «Лучший преподаватель МГУ». Его лекции отличались артистизмом, были вдохновляющими и в то же время строго академическими по своему духу и направленности.

Валерий Викторович был человеком с необычайно широкими художественными и гуманитарными интересами, которыми он щедро делился со студентами. Его определение личности как субъекта самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм относится в полной мере к нему самому.

Описание лекций

Описание: Впервые предпринята полная реконструкция курса В.В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах и ставшего одним из ярких событий учебной жизни факультета конца 90-х. Достоинством курса является его исчерпывающий характер – курс содержит 55 лекций на 54 DVD дисках (продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.), охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века. Обилие примеров и яркая авторская позиция лектора делают курс не только важным учебным пособием, но и ценным материалом для всех, кто интересуется вопросами психологии, социологии и культуры.

Раздел 1. Введение в психологию

Лекция 1 (2.09.97)

==================

————————————————————-

Вступление. 1. Из истории “донаучной” психологии (1:14). Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15).

Лекция 2 (12.09.97)

==================

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

———————————————————-

1 (окончание). Сознание как первый предмет психологии (0:10).

2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания (1:15).

3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии (1:04).

Лекция 3 (19.09.97)

==================

————————————————-

1 Проблемы анализа сознания в философии. Декарт (1:18)

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства (0:06).

Лекция 4 (10.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.

3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.

Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

Лекция 5 (17.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

Лекция 6 (24.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.(0:59)

4. Проблема бессознательного в психоанализе (1:18)

Лекция 7 (31.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском (0:28)

—————————————————————-

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (1:08)

Лекция 8 (13.11.97)

==================

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (0:44)

2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе (1:46)

Лекция 9-10 (21-27.11.97)

==================

Тема 4 Возникновение и развитие психики

Из истории отечественной психологии (0:10)

1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). (0:33)

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин) (0:22)

2. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)

Лекция 10 (27.11.97)

==================

1. Критерии психологического. Возникновение и развитие чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин)

2. Стадии развития психики и поведения животных

Лекция 11 (28.11.97)

==================

Тема 4. Возникновение и развитие психики

2. Стадии развития психики и поведения животных (0:20)

3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).

Лекция 12 (5.12.97)

==================

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)

2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский) (0:52)

Лекция 13 (12.12.97)

==================

1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека. (1:47)

2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).

Лекция 14 (19.12.97)

==================

Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека

3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений (1:23)

Лекция 15 (??.12.97)

==================

Тема 7. Человек как субъект познания

1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация (1:50).

2. Основные определения познавательных процессов (0:36).

==================

Тема 7 Человек как субъект познания

2. Основные определения познавательных процессов (0:59).

3. Понятие образа мира (0:28)

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности

1. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) (0:55)

– диагностико-коррекционный

– личностный

Лекция 17 (21.02.97)

==================

Тема 8. Основные подходы к изучению личности

2. Основные направления практической психологии личности или психотерапии (1:28)

3. Основные разделы психологии личности (0:24)

Часть 1. Индивидуальные особенности человека и социальные условия его развития.

1. Общее определение способностей. Способности и задатки, уровни анализа способностей (0:35).

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность.

Лекция 18 (28.02.97)

==================

Тема 9. Психология способностей

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность (2:03).

3. Общее представление о развитии способностей (0:24)

Лекция 19 (7.03.97)

==================

Тема 10. Темперамент и характер

1. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Характер и его формирование

– Вариант вопроса:

1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика. Характер и его формирование (1:09)

– Типологии темпераментов по Ивану Петровичу Павлову (с 0:08)

– Связь способностей и темперамента (0:42)

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (0:55).

2. Характер, его строение и формирование (1:12)

Лекция 20 (14.03.97)

==================

Тема 11. Типология индивидуальности

1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер (1:61).

2. Основные виды психопатий и акцентуаций (0:58).

3. Общие принципы построения психологических типов (0:20).

Лекция 21 (4.04.97)

==================

1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и ее развитие (1:27).

2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение (0:51).

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:14).

Лекция 22 (11.04.97)

==================

Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:23).

Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности

Тема 13. Психология эмоций

Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот (0:40).

1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций (0:10).

2. Эмоции как психические явления (0:28).

3. Эмоции как психотелесные состояния (0:22).5

4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени (0:22).

Лекция 23 (18.04.97)

==================

Тема 13. Психология эмоций 1. Функции эмоций

2. Виды эмоций и примеры их исследования

– Классификация эмоций по Леонтьеву

– Фрустрация. Эксперименты Дембо.

– Классификация эмоций по Рубинштейну

3. Эмоции и личность

Лекция 24 (25.04.97)

==================

Тема 14. Психология воли

1. Определение воли: критерии волевого поведения (1:24).

2. Познавательная сфера личности и принятие решений (1:12).

– Методика Келли.

– Познавательный персональный конструкт.

– Основные характеристики познавательной сферы.

– Когнитивная сложность и когнитивный стиль.

– Тесты на каузальную атрибуцию.

– Когнитивный диссонанс (Фестингер).

– Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу (2:23) (6)

Лекция 25 (30.04.97)

==================

Тема 14. Психология воли

3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность (1:36).

Тема 15. Психология мотивации

1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации (0:46).

Лекция 26 (16.05.97)

==================

Тема 15. Психология мотивации

2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования (1:06).

– Объяснительные модели базовой мотивации.

3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности (1:27).

– Уровень притязаний

– Модель принятия риска (Аткинсон)

– Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса – Додсона.

Лекция 27 (21.05.97)

==================

Тема 16. Мотивация и личность

1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия (1:03).

Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.

Тема 17. Строение личности.

– Проблема структуры и генеза

– Проблема единиц анализа

– Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.

1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения (1:10)

Лекция 28 (25.05.97)

==================

Тема 17. Строение личности.

2. Представление о личности в психоанализе (0:54).

3. Представление о личности в гуманистической психологии (0:53).

Тема 18. Развитие личности.

1. Общие представления о движущих силах развития личности (1:00).

Лекция 29 (3.09.97)

==================

Часть 4. Развитие личности.

Тема 19. Самосознание: определение, критерии, уровни развития (2:27).

– Определение самосознания (0:44)

– Критерии самосознания (0:20)

– Критерии личностного самосознания (0:16)

– Уровни развития самосознания (1:00)

Часть 4. Развитие личности.

Лекция 30 (15.09.97)

==================

Тема 19. Самосознание и его развитие (0:37).

Тема 20. Личностный рост (1:55).

– Гуманистические психологи. Роджерс

– Маслоу. Полноразвивающийся человек

– Негативный вариант развития (Противоположный полюс).

Лекция 31 (22.09.97)

==================

Тема 21. Заключение: Личность и познание.

1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу) (0:54)

2. Личностные условия и ограничения возможности познания (0:41).

Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.

Часть 1. Введение в психологию познания.

Лекция 32 (29.09.97)

==================

Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии

1. Понятие когнитивной схемы (1:22)

– Интериоризация

2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)

– Миллер,

– Ньюэл и Саймон

– Информационный и психологический подходы к интеллекту

– Джером Брунер

Лекция 33 (13.10.97)

==================

Экспериментальная психология познания

1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.

– Предметный

– Функциональный

– Генетический

– Предметная классификация внимания: перцептивное и интеллектуальное внимание

– Пример функционального критерия (память)

– Пример классификации внимания

– Генетический критерий

– Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные и мыслительные

2. Виды (классификации) чувствительности

– Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта

– Функциональная классификация чувствительности.

– Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну

Генетические классификации. Опыт Хэда

– Классификация Шеррингтона

– Синестезия

3. Виды мышления (0:47)

– Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.

– Пример типологии сознания (Леви-Брюль)

– Типы мышления по Эйгену Блейлеру:

Лекция 34 (20.10.97)

==================

Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

3. Виды мышления (0:42)

– Генетические классификации уровней развития мышления.

Функциональные классификации мышления

Тема 24. Познание и действие.

Введение (0:02)

1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия (0:52).

2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий (0:51).

Лекция 35 (27.10.97)

==================

Тема 24. Познание и действие.

3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект (0:54)

Тема 25. Познание и образ.

1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа (0:58)

2. Образ как переход от действия к мысли (0:38)

Лекция 36 (3.11.97)

==================

Тема 25. Познание и образ.

3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта (1:17).

Тема 26. Познание и речь.

1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи (0:45).

2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:23)

Лекция 37 (10.11.97)

==================

Тема 26. Познание и речь.

2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:43)

3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже) (1:34).

– Итоговая схема по концепции Пиаже (0:11)

Лекция 38 (17.11.97)

==================

1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления (1:52)

Теории восприятия:

– Структурализм (Вундт, Титченер)

– Гештальт-теория восприятия

– Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.

– Ранний Гибсон

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (0:08).

Лекция 39 (24.11.97)

==================

Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания.

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (1:09).

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (1:13).

Лекция 40 (8.12.97)

==================

Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания.

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (0:59).

Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.

Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики

Вступление (0:09).

1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений (0:46).

2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе (0:27).

Лекция 41 (22.12.97)

==================

Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики.

3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора (0:34).

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).

Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.

Вступление (0:15)

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:38)

Лекция 42 (28.12.97)

==================

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:52)

– Константность величины, эксперимент Холуэя и Боринга.

2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения (0:16).

Лекция 43 (29.12.97)

==================

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).

2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Иллюзии кажущегося движения

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.

1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях (54:00)

– Инвариантные отношения в восприятии.

Лекция 44 (9.02.98)

==================

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (1:19).

2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский) (1:19).

Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования (0:09).

1. Факторы, влияющие на успешность решения задач (1:00).

2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса (0:03).

Лекция 45 (23.02.98)

==================

Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач (2:29).

– Основные направления эмпирической психологии мышления (0:18).

– Краткая типология мыслительных задач (1:07).

– Процесс решения как пространство задачи (0:30).

– Проблема стадий процесса решения задач (0:11).

– Мышление как деятельность или процесс (0:22).

Лекция 46 (.02.98)

==================

Тема 35. Культура и познание

Вступление. Что имеется в виду под культурой (0:17)

1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф) (0:31)

2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления) (0:49)

Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (0:08)

1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения (0:39)

Лекция 47 (23.03.98)

==================

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению.

1. Свойства внимания, виды воображения (0:43)

2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов (0:45)

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:59).

Лекция 48 (5.04.98)

==================

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:16).

2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (2:13).

Лекция 49 (13.04.98)

==================

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (0:38).

– Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия.

Вступление

1. Структуры памяти как стадии переработки информации (2:01).

Лекция 50 (20.04.98)

==================

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.

1. Структуры памяти как стадии переработки информации (0:50).

2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти (0:51).

Вступление (0:12)

1. Возможные определения внимания и его основные эффекты (0:26).

Лекция 51 (27.04.98)

==================

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

1. Основные эффекты внимания (0:27)

2. Классические представления о внимании (0:51)

Лекция 52 (4.05.98)

==================

Джеймс о внимании

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

2. Классические представления о внимании (2:05)

– Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.

– Моторные теории внимания. Т. Рибо.

– Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин

– Формирование внимания. Л.С.Выготский.

– Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.

3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (0:23).

Лекция 53 (11.05.98)

==================

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (1:17).

Послесловие. Проблема существования внимания (0:10)

Введение (0:04)

1. Внимание как селекция. Модели ранней селекции (0:58)

Лекция 54 (18.05.98)

==================

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.

1. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (0:33)

2. Внимание как умственное усилие (0:45)

3. Общее представление о метавнимании (0:44)

Вступление (0:05)

1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (0:26)

Лекция 55 (25.05.98)

==================

Тема 41. Психология воображения: возможности и ограничения методов стимуляции творчества

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (1:19)

– Связь воображения и мышления

2. Методы стимуляции творчества, их возможности и ограничения (1:32)

– Механизмы сновидной работы

– Заключение: познание, творчество, личность.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Комментарии (166)

  • Екатерина

  • Хумам

  • Хумам

  • Мария

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • Илья

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Неля

  • Илья

  • Илья

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Илья

  • Неля

  • Хумам

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • simon3609

  • Хумам

  • Сергей

  • simon3609

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • simon3609

  • Хумам

  • simon3609

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • Наталия

  • Наталия

  • Хумам

  • Сергей

  • Илья

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Хумам

  • Сергей

  • Елена

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • Григорий

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Григорий

  • Лариса

  • Хумам

Новое на сайте

>

Самое популярное