Домой Кашель Внешние и внутренние причины крещения руси. Предпосылки и крещение руси

Внешние и внутренние причины крещения руси. Предпосылки и крещение руси

Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.

  • Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
  • Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
  • Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.

Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Крещение княгини Ольги

Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.

Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.

Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.

Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.

Ярополк Святославович и его внешняя политика

В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.

Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства

Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Как князь Владимир крестился…

Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.

Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.

В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.

Политические последствия крещения Руси. Что это дало?

Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).

  • Оно открыло для Руси новый мир.
  • Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
  • Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
  • Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций

Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?

Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.

С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались. Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением. Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами . Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога . Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году , еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия .

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей - Киево-Печерский , основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными . Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм. Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли , это отношение не изменилось.

Причины, условия и последствия крещения Руси.

Владимир, как и его предки, продолжал расширять т ерриторию Древней Руси. По мере территориального роста и усложнения этнического состава острее ощущалась проблема духовного единства.

Недостатки язычества:

    Я. культы требуют жертвоприношений

    Я. мешало активному развитию отношений с Европой (политика, торговля)

    Я. сдерживало проход миссионеров и паломников их христианства.

    Я. затрудняло объединение страны, т. к. у всех свои боги.

Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества - церковная реформа 980 года. В Киеве перед теремом князя было создано капище, которое представляло официальные языческий пантеон с верховным божеством в виде Перуна.

Три цели Владимира, когда он выстраивал пантеон:

    Подчеркивание суверенности молодого русского государства по отношению к Византии

    Пантеон укреплял положение князя как главного военачальника. (Ко времени правления Владимира часть дружинников становятся христианами под давлением Ольги и византийских представителей)

    Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые были назначены в пантеон (Боги верхнего уровня: Перун (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная функции), Хорс , Даждьбог (бог летнего солнца и благополучия), Стрибог (бог ветра), Симаргл (покровитель семян и корней, охранитель растительности - но вообще неизвестно до сих пор, какие были его функции), Мокошь (женские дела, домашние очаг)

Перун был в основном богом северян и полян, поэтому остальные не особо признавали его. Следовательно, реформа не удалась.

Что побудило Владимира и его окружение отказаться от язычества?

      Несоответствие новому строю государства. С образованием Древнерусского государства произвошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества, а духовная жизнь строилась на языческих установках, что не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам характерно для родового стоя. Язычество воспроизводило: племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новый условия предполагали личную ответственность за совершенные поступки.

      Политические причины.

Новая религия должна была: духовно упрочить государства, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) уступало христианскому монотеизу (единобожию). Единый бог и единый правитель содействубт политическому укреплению державы.

      Социальные причины. Язычество было лишено универсализма . Людям необходимы были ответы на все жизненно важные вопросы.

      Территориальные причины. Соседние государства - христианские (или монотеистические).

Христианство - Византия, Германия, Моравия, Дунайская Болгария. Ислам - Арабский халифат, Волжская Булгария. Иудаизм - Хазария. В течение 10 века все пытались навязать свою религию. Владимир понял, что если не создать собственный этноч, то русские просто растворятся в остальных религиях. (скандинавы, из которых вошли рюриковичи, тоже были язычниками, поэтому воссоединение прошло мирно)

Исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:

    Геополитическое положение – нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций

    Географический фактор: это нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока; в основном обмен идеями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях следуя течениям рек

    Государственно-политический и этнический факторы: Необходимо было достичь национального сплочения разрозненных восточнославянских племен и самоопределиться в координатах «Запад-Восток» и Север-Юг, выбрать наиболее естественных союзников.

    Менталитет русской культуры: восточнославянская мифология, культурные традиции. На нас оказывали влияние зороастрийцы, ислам, иудаизм.

    Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов 10 века В. Переживала трудные времени. Центральная власть была ослаблена мятежами. Император Василий Второй обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился помочь лишь при условии женитьбы с сестрой Василия - Анной. Они вынуждены были ответить согласием, но при условии крещении Владимира. (там греки сначала не выполнили соглашение, но потом Владимир вернулся в Крым и захватил Херсонес (Корсунь), короче с угрозой женился). + дружина тоже приняла христианство

Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:

    Обе эти восточные религии являлись действенным и эффективным выходом народов из состояния первобытного язычества кочевнического быта

    Это были идеологии, способствовавшие становлению единого сплоченного народа и сильной централизованно государственности.

    Это были религии изначально ориентированные на преодоление локальных связей и стягивание воедино огромных территорий и различных традиций, создание духовной общности из весьма разнородных и разобщенных компонентов.

    В обеих религиях средством такого единения и сплочения людей и народностей выступало сакрализированное Слово, священные тексты.

    Общим элементом этих религий было стремление обнаружить связь людей через национальную историю.

Ислам – пространственный характер религиозной общности, требовалась покорность божественной воле.

Иудаизм – божественное избранничество конкретного народа, претерпевающего на своем историческом пути к спасению различные коллизии и испытания, подъемы и спады.

Что не устраивало в этих религиях:

    Ислам постоянно вел войну за веру.

    У Киевской Руси было стремление к надплеменному строению. Иудаизм этого не предусматривал. Связка между национальностью и идеологией.

    Запрет на свинину и алкоголь (ислам).

    Молитва с оружием на поясе (ислам).

    То, что иудеи рассеяны по миру, так как не смогли спасти свою землю.

В конце концов, Владимир останавливает свой выбор на христианстве. Но выбран был не западный, а восточный вариант христианства. Потому что, когда Русь выбирала религию, уже появился Папа Римский и он хотел получить власть над Европой. Владимира же категорически не устраивало, что кто-то будет иметь над ним власть. Поэтому он выбрал не католичество, а цезарепапизм (?), что значит, что царь (исторически сократилось от цезаря) выше папы.

Причины выбора (?):

    Большая активность православных миссионеров на территории восточных славян.

    Пример славян-соседей (Болгария, Сербия).

    Языковой барьер отсутствовал в православии.

Культурное содержание и значение крещения Руси:

    Это религиозная форма, в которой шли социально-экономические и политические процессы образование Киевского государства.

    Это приобщение Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. В связи с этим произошел рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева

    Образование единого феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией. В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром.

    Это предопределило важнейшие факторы будущей культуры.

    Начали выстраиваться церковь и церковная иерархия; строительство храмов.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, впитывала его культурные достижения, Вскоре стало понятно, что принятие христианство в восточном византийском варианте имело свои особенности для России.

Католицизм

Православие

    Отразились особенности римской цивилизации

    Римская цивилизации была, по мнению Данилевского, была политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер.

    Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви

    Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной власть.

    На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola - школа). На Западе – университеты.

    Отразились особенности греческой цивилизации

    Греческая цивилизация, по мнению Данилевского, была художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер

    Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство

    Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточие на душах людей.

    На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в России) - монастыри

988 год - год крещения Руси, утверждение христианства в качестве государственной религии.

Новая религия утвердилась не сразу. Язычество входило в быт населения и остается до сих пор частью культуры. Следовательно, существовало своеобразное двоеверие как историко-культурный феномен народной жизни средневековой Руси.

До середины пятнадцатого века Русь находилась под влиянием Византии. Нам постоянно присылали митрополитов, однако это помогало впитывать культурный опыт Запада. Русская церковь становится в середине пятнадцатого века автокефальной (собственная голова – греч.). В конце шестнадцатого века это приведет к тому, что у нас появится собственный патриарх

Крещение – это одно из знаменательных событий в истории Киевской Руси. Оно навсегда изменило ход дальнейших событий и определило вектор развития государства, находящегося на этих землях. Ситуация в стране, предшествовавшая Крещению, способствовала выбору Владимира Великого в пользу христианства, а также ускорила события 988 года.

Ситуация в стране

Чтобы понять основные причины введения христианства на Руси, нужно изучить ситуацию в стране на тот момент. Религиозные верования и социально-политическая ситуация в государстве значительно ускорили внедрения единой религии и повлияли на выбор Владимира в пользу православия.

Религия дохристианской Руси

До 988 года в стране не было единой религии. Имело место язычество, со своим пантеоном богов. Такая вера называлась ведической. Важно понимать, что, как и во многих других языческих религиях, в Киевской Руси каждый бог имел свое определенное место в иерархии. Иначе говоря, выполнял конкретные функции и почитался в зависимости от важности его деяний. Среди наиболее почитаемых богов выделяют богов-создателей: Род, Сварог, Лада. Однако учитывая тот факт, что племена, живущие на территории Киевской Руси, поклонялись одному определенному богу из этого пантеона, этот языческий политеизм разобщал население.
Стоит отметить, что христианство еще до 988 года, медленно, но непрерывно входило в жизнь населения. По преданию, оно проповедовалось еще апостолом Андреем Первозванным – учеником Иисуса. Он добрался до Киева и Новгорода по Днепру, обращая язычников в христианскую веру. Несмотря на то, что это легенда возникла только ХІІ столетие, христианизация Руси проводилась еще во время правления киевских князей Аскольда и Дира.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга во время своего посещения Византии. При ней начали строиться первые киевские храмы. Считается, что она настаивала на крещении своего сына Святослава. Однако следующим крестился только ее внук Владимир «Красное Солнышко».
Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян и разрушая православные храмы, воздвигнутые в период правления его бабушки Ольги. Племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям. В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новой общественно-экономической формации.

Социально-политическая ситуация

Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население.
Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году.
Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Причины введения единой религии

Можно выделить несколько основных причин отказа от язычества на Руси в пользу одной из мировых религий.
1. Сплочение народа Руси. Как уже было сказано, духовная разобщенность Киевской Руси не соответствовала государственным потребностям державы. Была крайне необходима общая духовная основа для славян, угро-финнов, руссов и прочих. Попытка Владимира объединить все племена, установив культ бога Перуна на всей территории государства, не увенчалась успехом. Люди продолжали поклоняться тем богам, которые импонировали их роду деятельности, например, гончары – Сварогу, моряки – Стрибогу, земледельцы – Ярилу. Принятие христианства дало возможность народу Руси объединиться вокруг единого бога и единой веры.
2. Укрепление княжеской власти. С появлением христианства власть князя укрепилась. К этому и стремился Владимир. Выбранная им вера утверждала, что подчинение князю должно быть беспрекословным. Греческое христианство подчеркивало важность власти императора, а в Византии активно практиковалось подчинение ему духовенства. Этот факт и послужил причиной отказа киевского князя от язычества, ярым приверженцем которого он являлся долгие годы. Становление государства по Византийскому образцу поспособствовало установлению тесных связей между духовенством и светской властью.
3. Укрепление международных отношений. В связи с тем, что многие соседние государства уже приняли одну из мировых религий, Киевская Русь позиционировалась как варварская отсталая держава. Чтобы иметь возможность быть на равных с другими славянскими князьями, а также императорами Византии, Владимиру пришлось самому принять крещение, а также крестить своих бояр. Считается, что он это сделал тайно еще до событий 988 года. Христианская вера давала возможность для киевского князя заключать династические браки, а соответственно налаживать более тесные контакты с другими могущественными государствами. Одним из таких браков является союз Владимира и византийской принцессы Анны. Она должна была стать женой киевского князя еще в 987 году, когда Владимир по просьбе византийских братьев-императоров помог придушить восстание в Херсонесе. Однако императоры Василий и Константин не спешили выполнять свои обязательства. Одной из причин их медлительности была языческая вера Великого князя. По преданию, Анна, сестра византийских правителей, узнав о предстоящем браке с варваром, проплакала 8 дней и ночей. Безусловно, это не была основная причина принятия единой религии, но в тандеме с другими мотивами отказ от язычества был неизбежен.

Причины выбора православия

Существует несколько легенд о том, как Владимир решал, какой религии отдать предпочтение. По одной из них он отправлял посланников, чтобы те изучили религии близлежащих государств. По возвращении все они сошлись на том, что православие впечатлило их больше всего пышностью своих храмов и душевным подъемом который они испытали. Отказ же от ислама мотивировался запретом на алкоголь, а от иудейства тем, что народ был разбросан по всему миру и не имел своей страны.
На самом деле принятию греческого христианства способствовали и отношения с Византией, и уже присутствующее на территории Руси православие, и удобство самой религии для светской власти. Есть вероятность, что Владимир даже не рассматривал возможность принятия любой другой религии, ведь культурное влияние Византии на славянские народы было огромно.

31.01.2014

Крещение Руси – это историческое событие, которое определило развитие нашего государства. До сих пор историками не установлены истинные причины крещения Руси. В истории Древнерусского государства это событие было датировано 988 годом, но, по сути, процесс введения христианства в Киевскую Русь происходил на протяжении долгих лет.

Предыстория крещения Киевской Руси

В прошлом были известны только однократные случаи обращения славян в христианство. В первых рядах окрещенных христиан оказалась княгиня Ольга. У историков нет единого мнения о настоящих причинах ее поступка. Одни считают, что знак свыше помог ей уверовать в одного Господа, другие уверены, что это был эффектный политический шаг.

Сын и княгини, Святослав Игоревич, был язычником и в корне не поддерживал христианство. Он выбрал путь предков. А внук Ольги, Владимир Святославович изначально тоже был ярым почитателем политеизма. Но это совсем не помешало изменить свои взгляды, окрестив весь народ Киева в 988 году. Этот год вошел в историю как крещение Киевской Руси. Сейчас невозможно определить, действительно ли Владимир уверовал, или же это был политический ход. История крещения Руси кратко описывается в «Повести временных лет».

Причины крещения Руси

Истинные причины крещения Руси состоят в идеи сплочении русского народа, единению которого мешали разноплановые религиозные убеждения. Территории Древнерусского государства заселяли разные племена, святынями которых были множество богов. Впервые объединить разношерстные племена пытались под символом язычества. Неподалеку Киева по приказу князя Владимира было сооружено капище для установки статуй богов и сакральных предметов. Королевский музей Онтарио располагает некоторыми из них. На нем было помещено шесть идолов, шести различным славянским божествам: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Дажьбога и Мокошь. Его идеей было создать единый храм богов, который обязан был стать очагом объединения всех племен. Все его намерения не увенчались успехом и он стал искать иную возможность.


Князь Владимир был уверен в том, что реальный результат принесет только объединение людей с единой религией. Он много времени уделил изучению различных верований и культов. Историкам известно, что Владимир Святославович тесно общался на данные темы не только с Византией. Он рассматривал разные вероисповедания и даже был заинтересован исламом и католицизмом. Вследствие многочисленных поисков произошло крещение Руси князем Владимиром. Великий князь киевский выбрал православие. Причины его решения были вполне очевидны.

Крещение Руси князем Владимиром

Византия и Киевская Русь обоюдно хотели стать союзникам. В это время византийский император Василий II, искал союзников для борьбы со своим злостным соперником, претендующего на престол. Он делал неоднократные попытки завладеть поддержкой Владимира Красное Солнышко и жителей Древней Руси. В знак единства с Русью он предложил Владимиру брак со своей сестрой, принцессой Анной. Это был выгодный союз для русского князя, и он согласился помочь Василию II и принял христианство. После того, как конкурент был свергнут, Василий начал медлить и тянуть время. Поистине такое родство его не устраивало. Князь Владимир не захотел так просто отступать от условий договора, и ему пришлось силой добиваться того, что было ему обещано.

Он силой захватил город Корсунь, современную территорию Херсонеса, и предложил его императору как выкуп за невесту. В итоге брак был заключен. И только после всех этих событий и состоялось крещение Киевской Руси. В реке Днепр, приняли веру все жители Киева. Репрессии и сжигание всех языческих идолов, не решили реальных проблем, связанных с принятием новой веры. При таких обстоятельствах многие люди еще долго сопротивлялись христианству. Ярыми противниками были жители Новгорода, родного княжества Владимира Святославовича. Русичи не могли простить предательства веры великого князя Игоря Рюриковича. Князь Владимир был сторонником ненасильственных мер, он устраивал открытые благотворительные обеды и акции, под гильдией церкви. Полностью обойтись без насильственного навязывания веры не удалось. Во многих княжествах крестили огнем и мечом.

Новое на сайте

>

Самое популярное