Домой Отрыжка Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

Занятие по знакомству с художественной литературой в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка .

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения : игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки) ; детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи : при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии , входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями) . Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия , читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например : «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений ,т. е могут уже различать литературные жанры . Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением , анализ его можно провести более углублённо , обращая внимание и на средства художественной выразительности . Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме : О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе) . Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы , образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том , чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи , средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста : дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение» ) и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно : дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаёт воспитатель : он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей : напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании : вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг ). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия .

Методические приёмы , облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы , развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно :

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте) ; подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Не бросим зайку в беде»
(по стихотворению А.Барто «Зайка»)

Программное содержание:

Расширять эмоциональность и образность восприятия стихотворения через игру-инсценировку,

Пробуждать в детей чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи,

Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них. Упражнять в употреблении некоторых несложных вопросительных фраз («Зайка, что случилось?», «Почему ты мокрый?», «Кто тебя оставил на скамейке?», «Где твоя хозяйка?»), тем самым активизируя словарный запас детей,

Продолжать учить по напоминанию взрослого здороваться и прощаться,

Учить ориентироваться в помещении своей группы (спальная, групповая, раздевальная и умывальная комнаты). Знать, где хранятся игрушки, приучать жить по правилу «поиграл – положи на место».

Материал: мягкая игрушка «Заяц», книжка А. Барто «Игрушки».

Ход занятия

1. - Дети, угадайте, кто к нам должен сегодня прийти в гости? Читаю загадку «Длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко, любит морковку»

Зайка! говорят дети.

Молодцы, отгадали! Давайте поиграем с пальчиками.

2. Пальчиковая игра «Зайка».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

3. - Я даже приготовила зайке угощение – морковку. Но где же зайка? Давайте поищем! Может он спрятался под столом? Может за диваном? (физминутка «Дети ищут зайца»). Выходим в раздевалку, а на скамейке сидит мокрый зайка. Дети здороваются с зайцем.

Я беру зайца на руки и идем с детьми в группу, дети садятся на стульчики.

Надо зайку обтереть, высушить полотенцем. Сережа, подай пожалуйста полотенце! А теперь завернем его в одеялко, напоим горячим молочком, чтобы он не заболел. Добиваюсь, чтобы дети говорили «Пей, зайка, молочко, а то заболеешь!»

Ну вот, зайка обсох, разогрелся. А теперь давайте спросим, что же с ним случилось? (Дети спрашивают).

4. Чтение стихотворения «Зайка» А. Барто.

Кто оставил зайку на улице?

Почему он намок?

Как вы думаете, почему зайка не смог слезть со скамейки?

Хорошо ли девочка поступила, что оставила зайку под дождем?

А вы не забываете свои игрушки на улице?

Как нужно относиться к игрушкам? Можно ли их разбрасывать?

Обобщая ответы детей, говорю:

Игрушки разбрасывать не надо. У каждой игрушки есть свое место. Нужно запомнить: «поиграл с игрушкой – убери ее на место», иначе игрушки могут обидеться и уйти от нас.

5. Ну вот, зайка наш обсох, повеселел, хочет с нами поиграть.

Игра «Заинька, походи!»

6. В конце занятия пригласить зайца на прогулку. Дети обещают заботиться о нем: катать на саночках, играть с ним и не оставлять его на улице одного.

А сейчас скажем ему «До свидания!»

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе «В гостях у дедушки Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать учить детей внимательно слушать отрывки из сказок. Познакомить с тем, что одно и то же произведение иллюстрировали разные художники. Объяснить, как важны в книге иллюстрации. Способствовать развитию интереса к художественному чтению.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Словарь: Художник – иллюстратор, иллюстрации, лист, обложка.
Оборудование: Портрет К. И. Чуковского. Книжная выставка « Любимые сказки дедушки Чуковского», на ней несколько сказок « Муха – цокотуха», иллюстрированных разными художниками. Выставка детских рисунков. « Чудо – дерево», на нём висят: крокодил, телефон, кусок мыла, градусник, шапочка врача, чайник и блюдце, монета, маска к сказке « Путаница». Карточки с цифрами 1, 2, 3, плитка шоколада, набор детской посуды, картинки для разукрашивания по теме.

Ход занятия.

Воспитатель снимает ткань, которая накрывает дерево и говорит:
Воспитатель: Как у наших у ворот, чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное.
Не листочки на нём, Не цветочки на нём…
Кто написал эти строчки,
Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Да, это замечательный детский писатель, поэт и переводчик К. И. Чуковский. Вот его портрет. Дети я открою вам один секрет. Оказывается, настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков, А Корней Чуковский – это псевдоним. Он составлен из начального слога фамилии. Первая сказка, которую написал К. И. Чуковский, называлась « Крокодил». А было это так. Корней Иванович сочинил её,
когда вёз сына в больницу. Мальчик сломал руку и все время плакал. Чуковский, чтобы утешить сына, стал сочинять сказку в стихах:
Жил, был крокодил,
Он по улицам ходил…
Пожалуй, самым любимым сказочным героем Чуковского был крокодил. Поэтому он и поселился на нашем дереве.
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Татошей и с Какошей
По аллее проходил.
А вы вспомнили какие – нибудь строки, где говорилось про крокодила?
Дети:
*А потом позвонил крокодил,
И со слезами просил …
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил…
*А в большой реке –
Крокодил лежит, И в зубах его
Не огонь горит…
Воспитатель: Молодцы. А что ещё висит на нашем дереве?
Дети: Телефон.
Воспитатель: Да, это сказка называется « Телефон».
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон.
Воспитатель: Кто сможет отыскать эту книгу на нашей выставке, (ребёнок приносит).
Открой, пожалуйста, любую страницу, а мы по картинкам попробуем вспомнить содержание этого эпизода.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве? (Мыло). Как вы думаете, из какой сказки этот предмет?
Дети: Из сказки « Мойдодыр».
Воспитатель: Найдите эту книжку на выставке. Ой, а странички в книге перепутались, все листочки рассыпались. Посмотрите внимательно на иллюстрации и и подумайте, какая из них должна стоять вначале, какая подом. Нужно расставить все иллюстрации по порядку.
Вызванный ребёнок выполняет задание, остальные контролируют и исправляют.
Воспитатель: А теперь, я вам тоже предлагаю « помыться».
Физкультминутка:
Мылом, мылом, мылом, мылом.
И ручки, и ножки, и спинку и животик.
Ну всё, все чистые. А теперь давайте все вместе скажем:
До здравствует мыло душистое.
И полотенце пушистое…

Воспитатель: Что ещё вы видите на дереве, (градусник).
Из какой сказки К. И. Чуковского этот предмет?
Дети: Этот предмет из сказки « Айболит».
Воспитатель: Вы правы. Эта книжка о добром человеке. Она начинается словами: « Добрый доктор …» , и заканчивается словами « Слава добрым докторам».
Скажите пожалуйста, куда же отправился Айболит? (в Африку) А зачем? (лечить несчастных зверей). А чем он лечил зверей? (гоголем – моголем и шоколадом) Давайте поиграем, я буду Айболитом (надеваю шапку доктора), а вы изобразите больных животных. Я буду вас лечить.
И всем по порядку, даёт шоколадку. (в кусочки шоколада воткнуты палочки)
А как закончилась сказка, хорошо или плохо?
Вот и вылечил он их – Лимпомпо!
Вот и вылечил больных – Лимпомпо!
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а что ещё висит на дереве?
Дети: Чайник и блюдце.
Воспитатель: А из какой сказки эти предметы»
Дети: Из сказки « Федорино горе».
Воспитатель: Федора очень расстроилась, из за того, что от неё ушла посуда. Что же она сделала? Найдите книгу с этой сказкой.А сейчас послушайте отрывок из сказки, о том, как Федора подружилась с посудой.(Чтение отрывка).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Что изменилось « с использованием посуды.
Воспитатель: А какой предмет ещё на дереве?
Дети: Монетка.
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки Чуковского этот предмет?
Дети: Из сказки « Муха – Цокотуха».
Воспитатель: Что в сказке случилось с мухой? Кто её спас? (Ответы детей).
Найдите среди книг сказку « Муха – Цокотуха». Одна ли здесь книга? Здесь книжек несколько. И на всех иллюстрациях муха разная.




Это потому, что иллюстрации к книгам рисовали разные люди. Людей, которые рисуют картинки к книжкам, называют художники – иллюстраторы. Давайте повторим это трудное слово.
Посмотрите на обложки этих книг, на всех нарисована муха. Люди берут в руки книгу, и уже могут догадаться, о чем она. Иллюстрации в книгах очень важны, без них не было бы интересно, особенно детям.
Сейчас я покажу вам иллюстрации, на которых нарисованы счастливые Муха и Комар. Кому из вас какая муха нравится и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, на веточках висит маска котенка, а вместо носика у него пятачок от свинки. Кто догадался, из какой сказки этот зверь? (« Путаница».)
Сейчас мы поиграем в эту сказку. Наденьте приготовлены маски. Вот мы и превратились в героев сказки.
(Дети инсценируют начало сказки « Путаница»).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Найди правильный ответ». Перед вами лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду задавать вопросы, а вы должны поднять карточку с правильным ответом.
1) Кто проглотил солнце в сказке К. И. Чуковского? (Цифра 1 – осьминог, цифра 2 – крокодил, цифра 3 – волк).
2) Кто ехал на велосипеде?(лошади, медведи, павлины)
3) Кто поймал именинницу? (клещ, клоп, паук).
4) Кто сел на ежа? (ящерица, слониха, тигрица).
5) Что пришил доктор Айболит зайчику? (голову, ножку, хвостик).
Воспитатель: Молодцы дети. Сегодня на занятии мы продолжили знакомиться с творчеством замечательного детского писателя К. И. Чуковского.. Мы вспомнили, какие сказки он написал. Сегодня на занятии вы хорошо отвечали, были внимательны.. А я приготовила для вас небольшие подарки. Это рисунки для раскрашивания по сказкам К. И. Чуковского. На этом занятие окончено.

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

Что мы с вами рассказали?(Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

2. Чтение сказки

В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

Значит это... русская народная сказка.

Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю - вершки, себе -корешки

А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг

Щавеля нарвем немножкоимитируют

И вернемся по дорожке,идут по кругу, взявшись за руки

5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?(«Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки.

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку)

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:- Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,- сказал медведь.- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

А-а! - заревел.- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений

Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

Новое на сайте

>

Самое популярное