Домой Глаза Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Высоким слогом русского романса. Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Высоким слогом русского романса. Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет

Сценарий вечера русского романса

Слайд 1.Заглавный.

Дата проведения: январь 2016

Время проведения: 15.00

Место проведения: фойе блока.

Столы, покрытые скатертями, на столах свечи в подсвечниках, цветы в вазочка. Мультимедийный проектор, компьютер, рисунки.

Ход вечера

Вальс на музыку Николая Шишкина к романсу «Ночь светла». Исполняет Байда Владислав и Буряк Юлия. 9-Б

Слайд 2.

Ученица. (читает София Крылышкина, 11-Б)

Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билась грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки?

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты - ты помнишь ли?

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Слова Александра Пушкина, музыка Михаила Глинки.

(Исполняют Алексей Сенченко и Александр Немшилов)

1 вед. Добрый вечер, уважаемые гости!

2 вед. Здравствуйте, друзья!

1 вед. Сегодня для вас распахнул двери музыкальный вечер. Вечер русского романса. И мы с вами собрались, чтобы окунуться в его чарующий мир.

2 вед. Русский романс… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.

Слайд 3.

Ведущий. Русский романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. На сегодняшнем вечере мы услышим «романса трепетные звуки».

Ведущий. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвященный русскому романсу!

Ведущий. Слова и музыка Николая Зубова . В исполнении Ларисы Мироновой прозвучит романс «Не уходи».

Звучит романс «Не уходи». Миронова Л.Г.

Слайд 4.

Ведущий. У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

Ведущий. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

Вальс «Две вечных подруги» 9-Б

Слайд 5. Испания 13-14 века.

Ведущий. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 веках странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

Ведущий. Основателями жанра русского романса принято считать композиторов Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Слайд 6.

Ведущий. Музыка к романсу на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас…» Стихотворение читает Дмитрий Костив.

(Стихотворение читает Дмитрий Костив, 11-А)

Музыка к романсу «Я встретил вас…»

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час.

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ведущий. Особое значение имеет русский романс в фильмах, которые рассказывают о прошлом России. Не так давно на экраны вышел художественный фильм «Адмирал», повествующий о жизни боевого офицера военно-морского флота, впоследствии , руководителя , Верховного главнокомандующего . К истории великой любви в этом фильме как нельзя лучше подходит необыкновенно красивый романс. Слова Владимира Чуевского, музыка Петра Булахова. «Гори, гори, моя звезда».

(Видео по х/ф «Адмирал»).

Ведущий. Романс не позволяет оставаться равнодушным никому: ни внимающим, ни творцам романса, которые чувствуют его невидимый зов и идут на него, донося его благодарным слушателям всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, ее борении, в ее победе.

Романс «Я ехала домой». Музыка и слова Марии Пуаре. Исполняет Елена Алексеевна Ровная.

Романс «Я ехала домой». Исполняет Елена Алексеевна Ровная.

Слайд 7.

Ведущий. Неотразимую силу романса очень тонко чувствовали русские поэты Иван Тургенев, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Иван Кольцов и многие другие. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Это слова о том, что трогает душу каждого человека.

Слайд 6. Звучит музыка к романсу композитора на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» (Стихи читает Анастасия Ревва 11-Б)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые...

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Ведущий. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама любовь невыразима и до конца непостижима, а потому также непостижим и бесконечен сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.

Ведущий. Романс композитора Бориса Фомина на стихи поэта Павла Германа «Только раз бывает в жизни встреча» исполняет Карина Шульга.

Романс «Только раз бывает в жизни встреча» Карина Шульга (10-А)

Ведущий. Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс” в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Слайд 7.

Видео из к/ф «Жестокий романс. А напоследок я скажу»

Ведущий. Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!

Стихотворение читает Екатерина Гармаш.10-Б

Танец на музыку Михаила Звездинского к романсу на стихи Николая Заболоцкого «Очарована, околдована» . (9-Б)

Ведущий. В конце 19-го-начале 20-го веков романс в России был очень популярным. Сейчас прозвучит романс из кинофильма «Дни Турбиных», поставленного по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера. «Белой акации гроздья душистые». Исполняют Виолетта Бузовкина и Анастасия Демьяненко.

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые».

Слайд 18.

Ведущий. Многие романсы, став популярными и любимыми народом, теряли свое авторство и считались народными песнями. Романс-песня «Ой, то не вечер» исполняет вокальная группа.

( Романс-песня «Ой, то не вечер». Вокальная группа 10-А класса).

Ведущий.

Жестокий романс, я смеюсь над тобою

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть,

И я перед нею немею.

Романс «Любовь – обманная страна» Исполняет Лариса Миронова.

Ведущий. Многие любимые нами современные фильмы дали новое звучание старинных романсов и песен. Только что вы слышали романс из кинофильма «Жестокий романс», снятого известным композитором Эльдаром Рязановым по пьесе русского драматурга Александра Островского «Бесприданница». Давайте насладимся еще одним романсом из этого фильма.

Романс Андрея Петрова «Мохнатый шмель» на стихи Редьярда Киплинга исполнят Алексей Сенченко и Александр Немшилов 11-Б

Ведущий. Романс не перестает быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов: Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин, Александр Вертинский.

Слайд 20. Нарезка из романсов

Ведущий. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Большую популярность приобрели романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Твои глаза зеленые», «Эй, друг, гитара».

Ведущая. В эпоху Серебряного века русской поэзии появляются романсы на стихи Б.Пастернака, А.Блока, Н.Гумилева, М.Цветаевой, С.Есенина и других.

Стихотворение С.Михайлова «Свече» читает Юлия Глушко 11-Б

И снег вернулся, лед вернулся, пепел -

Извечным сочетанием зимы,

В котором дом ни темен и не светел.

Здесь нет теней – тенями бродим мы.

Тенями ломкими, лишенными покоя.

От неба отлученные стеклом –

Среди одежд, надежд и перебоев

В подаче крови от сердечной мышцы, ждем

Чудес перерождения свободы

(Без мерного стучания часов)

От безразмерного звучанья слова «годы»,

От слов «пора вставать», от прочих слов,

В которых что-то маялось и прело,

Пока не перепрело в ни-шиша:

«Свеча стояла на столе, свеча горела…»

То не свеча горела, а душа.

Слайд 22.

Видео. Романс В.Евзерова «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака.

Танец «Свеча горела» (9-Б)

Ведущий.

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина. Композитор Григорий Пономаренко. Исполняют Алексей Сенченко и Александр Немшилов 11-Б

Ведущий. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители романса - это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит свои плоды - плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.

Романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Композитор Микаэл Таривердиев. Исполняет Елена Ровная.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что и прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.

Ведущий. Пока наша душа стремится к прекрасному, к поэтичному, пока она жива, в ней будет жить любовь! Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!

Ведущий.

Я счастлив тем, что встретил Вас,

Неповторимый и прекрасный!

И значит, жил я не напрасно…

Благодарю, волшебный мой РОМАНС!

Танец к романсу Марка Минкова на стихи Вероники Тушновой «Не отрекаются любя»

Сценарий тематического мероприятия «Вечер русского романса»

Итоговым этапом опытно-эскпериментальной работы стало проведение в конце учебного года музыкально-театрализованного мероприятия, посвященного русскому романсу. Сценарий был разработан нами на основе вокального репертуара, изучаемого подростками в течение февраля-мая в рамках занятий вокального кружка.

Сценарий мероприятия «Вечер русского романса»: Цель мероприятия - способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности подростка путем приобщения к жанру русского романса.

· познакомить зрителей с историей возникновения и развития жанра романса, с творчеством русских композиторов и поэтов;

· познакомить зрителей с особенностями русского романса;

· выделить основные тематические виды русского романса;

· способствовать формированию осознанного восприятия музыки.

· способствовать проявлению духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование и материалы: музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), музыкальный центр, театральный реквизит.

Ход мероприятия: Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое,

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит,

Но туманы сирени висят.

И в мантилье из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен,

О, накинь, отвори, поспеши,

Можно все расточить и растратить,

Но любви не отнять у души.

Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас.

Блик рассвета касается лика,

Мне спасительны песни твои,

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори.

(Белла Ахмадуллина)

Звучит романс 19 века «Отвори потихоньку калитку » (слова А.Будищева, музыка А.Обухова) в исполнении Жени Гоглева, 11 лет.

Ведущий: Многие люди любят русские романсы. И мы сегодня собрались на вечер, посвященный именно ему. Познакомимся с историей возникновения жанра романса. Его родиной считается Испания, именно здесь благодаря странствующим поэтам-певцам в 13-14 веках зародился музыкальный жанр «романс». Это слово происходит от испанского “romance”, что переводится как «романский», это значит, что он исполнялся на романском (испанском) языке.

Мелодии романсов отличаются красотой и плавностью, а их лирически проникновенные слова легко запоминаются. В них рассказывается о том, что близко и понятно каждому: о любви, дружбе, разлуке, безответном чувстве, ревности, красоте родной природы, тоске по Родине.

Они уносят дух -- властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утомить:

Душа, безумная, томиться и желает -

И петь, и плакать, и любить.

(Василий Иванович Красов, поэт 19 века)

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье » (на стихи А.С.Пушкина, музыка М.И.Глинки, 1840 год) в исполнении Коли Иванова, 12 лет.

Ведущий: Русский романс начал зарождаться во второй половине 18 века. С тех пор прошло два с половиной века, но и сегодня русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств точно так же, как и все эти годы.

Русская песня стала основой для формирования романса в России. Первоначально его исполняли в домашнем кругу под фортепиано, но его популярность резко возросла с появлением семиструнной гитары, которая смогла глубже передать личностные переживания автора.

Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором всё в цветенье и разгаре.

«Сияла ночь, луной был полон сад».

(А. Передреев)

Звучит романс 19 века «Гори, гори, моя звезда » (слова В. Чуевский, музыка П.Булахов) в исполнении Анастасии Соколовой, 14 лет под аккомпанемент гитары.

Ведущий: Есть замечательное стихотворение о любви «Средь шумного бала...». Его история связана со встречей двух известных людей -- писателя, поэта, романиста и драматурга Алексея Константиновича Толстого со своей будущей женой -- Софьей Андреевной Миллер. Их любовь смогла и через двадцать лет остаться такой же нежной и романтичной, как и в самом начале.

Звучит романс «Средь шумного бала... » (слова А.К.Толстого, музыка П.И.Чайковского) в исполнении ведущего -- Чежина Р.В.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...»

Ведущий: Он увидел ее впервые 20 лет назад - «средь шумного бала случайно...». Эта романтическая история началась с драмы. До встречи с Толстым Софья была замужем за нелюбимым человеком -- полковником Л.Ф.Миллером. Ее замужеству предшествовали трагические события -- гибель брата на дуэли из-за ее увлечения князем Вяземским. Что касается Толстого, то его жизнь до встречи с Софьей тоже нельзя было назвать счастливой: служба при царском дворе вгоняла в скуку, а его мечтой было всерьез заняться литературой и искусством. Историю их отношений можно назвать борьбой за счастье и право быть собой в жизни и любви.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя -- я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье...»

Ведущий: Любовь вдохновляет, и благодаря возвышенному чувству к своей жене А.К.Толстой написал множество стихов, ставших позже прекрасными и нежными романсами. Их музыка такая же чистая и целомудренная, как и его стихи.

Звучит романс «Колокольчики мои » (слова А.К.Толстого, музыка П.П.Булахова) в исполнении Яны Важовой, 10 лет.

Ведущий: Любовь между А.К.Толстым и его женой Софией была взаимной, и, к счастью, она закончилась свадьбой двух влюбленных. Но часто бывает так, что пламенные и глубокие чувства остаются безответными.

Звучит романс «Я вас любил » (слова А.С.Пушкина, музыка Б.Шереметьева) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит!

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит...

Эти прекрасные строки принадлежат русскому поэту-лирику 19 века Афанасию Афанасьевичу Фету. Тема данного стихотворения посвящена любви и природе. В творчестве русских классиков через образы природы показываются душевные переживания человека. Образы природных явлений, растений, животных помогают лучше

Звучит романс «Я встретил вас » (слова Ф.Тютчева, музыка неизвестного автора) в исполнении Антона Шибалова, 14 лет.

Ведущий: Уникальность жанра романса заключается в том, что он может научить очень многому, несмотря на свою малую камерную форму. Он учит возвышенной любви, умению выражать свои чувства, целомудрию, нежности, искренности, бескорыстию, честности, преданности, верности, патриотизму.

Русский романс учит таким нравственно-духовным ценностям, которые находятся вне времени, которые являются актуальными всегда: хоть в 18 или 19 веках, хоть в 20-ом, хоть сегодня.

В 20 веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.

Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из кинофильма «Овод» (аудиозапись).

Ведущий:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

(И. Кохановский)

Звучит романс «Ты у меня одна » из кинофильма «Городской романс» (слова и музыка Ю.Визбора) в исполнении Юра Чебыкин, 13 лет.

Ведущий: Следующий романс прозвучит в исполнении всех присутствующих на нашем вечере, так как слова его известны каждому. Романс «Старый клён» из кинофильма «Девчата».

Звучит романс «Старый клён » (слова М. Матусовского, музыка А. Пахмутовой)

Ведущий:

В сердце томная забота,

Безымянная печаль.

Я невольно жду чего-то,

Мне чего-то смутно жаль...

(П.Вяземский)

Звучит романс «В сердце томная забота » (слова П.Вяземский, музыка А.Петрова) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» в исполнении Саши Согрина, 10 лет.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

(И. Кохановский)

В 21 веке композиторы также продолжают обращаться к жанру романса. Некоторые из них мы сейчас услышим.

Звучит романс «Я могу тебя очень ждать » (слова Э.Асадова, музыка С.Светлова) в исполнении Кати Мелединой, 15 лет.

Ведущий : Возможно, что многие из вас когда-нибудь мечтали о том, чтобы хоть ненадолго очутиться в прошлом.

Героям кинофильма «Мы из будущего» удалось воплотить это в реальность.

Этот фильм не только учит патриотизму, любви к Родине, доказывает зрителям, что и современные ребята могут быть настоящими героями, но и показывает пример любви, для которой не страшно даже расстояние в десятилетия. Романс Ниночки из этого фильма -- это признание в теплых и глубоких чувствах: любви и дружбе.

Звучит романс «За всё спасибо, добрый друг » (слова Е.Стюарт, музыка И. Бурляева) в исполнении Наташи Поповой, 14 лет.

Ведущий: Вот и подходит к концу наш вечер. Для кого-то это была встреча с друзьями, для кого-то -- путешествие в новый и почти неизвестный мир русского романса. Надеюсь, этот вечер вам понравился, и от него у вас останутся приятные воспоминания.

Звучит романс «Вы воплощенье самых смелых грёз » из кинофильма «1812: Уланская баллада» (стихи Наталии Хлевновой, музыка Максима Дунаевского) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет и Тани Костылевой, 16 лет.

Ведущий :

Прекрасны ритмы песен новых,

Любите их и пойте их.

Но годы проверяют слово

И в увлечениях своих -

Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Участники вечера со своими друзьями и родителями продолжили общаться за чаепитием. Неформальная обстановка мероприятия и эмоциональный подъем после выступления вдохновили участников на дальнейшие творческие планы. Было выражено общее пожелание проводить подобные музыкальные вечера и в будущем. Присутствующие проявили свою готовность помочь в осуществлении нового творческого проекта.

Оформление кабинета.

Столики, накрытые скатертями, на них свечи в подсвечниках, цветы, чашки чайные, выпечка.

В углу – пианино. На дверях и окнах – витражи, на торцевой стене – имитация колонн из бумаги.

Ход вечера.

Гости рассаживаются за столиками, выступающие тоже(ближе к пианино).

Пианистка играет вступление к романсу А.Петрова на слова Б.Ахмадулиной «Романс о романсе».

Выступающие располагаются около пианино живописной группой. Все вместе исполняют «Романс

О романсе», первый куплет:

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в рассвете судьбы, то ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Ведущий 1.

Богатый дом. Ярко горят свечи. В одной из гостиных – многочисленное общество. За небольшим

Нарядным фортепиано – хозяйка. Около инструмента – певица. Исполнительницы не

профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С

удово льствием слушают их увлеченное пение гости. Звучат изумительные стихи.

(Исполняется стихотворение А.С.Пушкина «Певец».)

Ведущий 2.

Наверное, На таких вечерах можно было услышать романсы, всеми любимые до наших дней.

(Звучит романс Булахова «Не пробуждай воспоминаний»).

Чтец 1 читает строки стихотворения А.Блока:

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

Ведущий 1.

Романс был популярен почти до середины 19 века. Одним из первых зазвучало произведение

Дублянского «Стонет сизый голубочек».

Ведущий 2.

Затем появились романсы Глинки, Алябьева, Верстовского, Даргомыжского, Варламова,

Гурилева.

Чтец 2 читает отрывок из стихотворения Н.Огарева:

В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Былого счастья, лучших дней.

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…»

Ведущий 1.

Романсы писались на стихи А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, П.Я.Вяземского, М.Ю.Лермонтова,

Чтец 3 читает стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

(Исполняется романс А.Варламова «На заре ты ее не буди…»

Чтец 4 читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова:

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

(Исполняется романс М.Глинки на стихи А.Пушкина «Я вас любил…»

Ведущий 2.

Романс бытовал в разных жанрах: городской, цыганский, бытовой, народный, лирический.

Чтец 5 читает стихотворение А.Н.Плещеева «Звуки»

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

И мнится мне, что слышу я

Бывало, он влечет меня

К себе какой-то чудной силой;

И будто снова предо мной

Спокойный, тихий взор сияет

И душу сладостной тоской,

Тоской блаженства наполняет…

Так пой же! Легче дышит грудь,

И стихли в ней сомненья муки…

О, если б мог когда-нибудь

Я умереть под эти звуки!

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи П.Вяземского «Радость – душечка»)

Радость – душечка,

Красна девушка,

Что задумалась – пригорюнилась?

Полюби меня, лебедь белая,

Полюби меня, приголубь меня.

Речью нежною, словом ласковым (2)

Не любить тебя, позабыть тебя,

Хоть на миг один… Легче вырезать

Легче вырезать из груди моей

Из груди моей сердце бедное.

Без тебя ли мне солнце в летний день,

Словно осенью, светит холодом.

Без тебя ли мне белый свет не мил,

Без тебя грустна моя молодость.

Полюби меня, ненаглядная,

Как полюбишь ты – прочь змея-тоска.

Закипит опять счастьем. Радостью

Жизнь унылая, одинокая.

Ведущий 1.

Но романсы выражали не только нежные лирические чувства. Иногда в них звучала шутка, почти

(Исполняется романс А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Мельник»)

О, говори хоть ты со мной,

Гитара семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами сердце шевелит,

Дразня его язвительно…

(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)

Мечтательно-возвышенный,

Стыдливый и простой

Мотив, когда-то слышанный,

Пронесся надо мной.

(Все присутствующие, выступающие и гости, исполняют романс на стихи И.С.Тургенева «Утро

туманное».Текст заранее размножен и находится на каждом столике.)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые (2)

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь, давно позабытое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое (2)

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах. (М.Ю.Лермонтов)

(Исполняется романс А.Гурилева «Отгадай, моя родная»)

Ведущий 2.

Особое место занимает цыганский романс, огневой, страстный, пленительный.

Напев, давно забытый мною,

Опять преследует меня!

Знакомец старый, где с тобою,

Когда и как сдружился я?

(Исполняется романс на слова Н.Риттера «Ямщик»)

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью,

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

(Исполняется романс «Мой костер в тумане светит» на стихи Я.Полонского «Песня цыганки»)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет… (А.К.Толстой)

(Исполняется романс «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»)

Мохнатый шмель

На душистый хмель,

Цапля серая в камыши,

А цыганская дочь

За любимым в ночь

По родству бродяжьей души.

На закат, где дрожат паруса,

И глаза глядят с бесприютной тоской

В багровеющие небеса.

И вдвоем по тропе

Навстречу судьбе,

Не гадая, в ад или в рай,

Так и надо идти,

Не страшась пути,

Хоть на край земли, хоть за край!

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

На свиданье с зарей на восток,

Где тиха и нежна розовеет волна,

На рассветный вползая песок.

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

До ревущих южных широт,

Где свирепая буря, как божья метла,

Океанскую пыль метет.

Ведущий 1.

Романс жив и сегодня. Отдают ему дань и современные композиторы, из которых наиболее

Известен Андрей Петров.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает.

(Исполняется романс «Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова на стихи М.Цветаевой.)

Темнеет… Комната пуста,

С трудом я вспоминаю что-то,

И безответна, и чиста,

За нотой умирает нота.

(Исполняется романс «Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»)

Ведущий 2. И завершает наш Вечер «Романс Настеньки» композитора А.Петрова на стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».Этот романс посвящен героям войны 1812 года. Нам кажется, что в нем звучит то, чего так не хватает в жизни сегодня: восхищение мужеством, упоение юностью, нежность, красота, чистота помыслов и чувств.

(Исполняется «Романс Настеньки»)

Ведущий 1.

В программе нашего Вечера прозвучали:

«Романс о романсе» А.Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной;

«Не пробуждай воспоминаний» Булахова;

«И скучно, и грустно…» А.Гурилева на стихи М.Лермонтова;

«На заре ты ее не буди» А.Варламова;

«Я вас любил» М.Глинки на стихи А.Пушкина;

«Радост ь – душечка» А.Гурилева, стихи П.Вяземского;

«Мельник» А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина;

«Гори, гори, моя звезда», стихи Чуевского;

«Утро туманное», стихи И.Тургенева;

«Отгадай, моя родная» А.Гурилева;

«Ямщик», стихи Н.Риттера;

«Песня цыганки», стихи Я.Полонского;

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»;

«Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова, стихи М.Цветаевой;

«Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»;

«Романс Настеньки» А.Петрова из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Звучали поэтические строки А.Пушкина, А.Блока, Н.Огарева, М.Лермонтова, Ап.Григорьева, А.Плещеева, К.Фофанова, И.Аксакова, А.К.Толстого, И.Анненского.

Ведущий 2.

Благодарим Вас, уважаемые гости, за внимание и снисходительное к нам отношение. Разрешите от Вашего имени поблагодарить ребят – участников Вечера и пожелать им и всем нам душевной чистоты, добра, здоровья и счастья!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы; обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные : воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского “Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого “Живой труп”:

  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой инсценировки
под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты, мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер, Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” - аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева “Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Новое на сайте

>

Самое популярное