Домой Рвота Мифы о священниках. За столом в приходской трапезной

Мифы о священниках. За столом в приходской трапезной

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Иерей и протоиерей – это титулы православных священников. Присваиваются они так называемому белому духовенству – тем священнослужителям, которые не дают обет безбрачия, создают семьи и имеют детей. Чем отличается иерей от протоиерея? Различия между ними есть, о них мы сейчас и поговорим.

Что означают титулы «иерей» и «протоиерей»?

Оба слова имеют греческое происхождение. «Иерей» издавна использовалось в Греции для обозначения жреца и в дословном переводе означает «священник». А «протоиерей» – «первосвященник». Система церковных титулов стала складываться с первых веков христианства, причем и в западной, католической, церкви, и в восточной, православной, большинство терминов для обозначения разных рангов священства – греческие, так как религия зародилась на востоке Римской империи, и первыми адептами были преимущественно греки.

Отличие иерея от протоиерея состоит в том, что второй термин применяется для названия священников, стоящих на более высокой ступеньке церковной иерархии. Титул «протоиерей» присваивается священнослужителю, уже имеющему звание иерея, в качестве награды за заслуги перед церковью. В разных православных церквях условия присвоения титула протоиерея немного отличаются. В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды). Или через десять лет после хиротонии (в данном случае – посвящение в сан иерея), но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность.

Сравнение

В православии существует три степени священства. Первая (низшая) – диакон (дьякон), вторая – священник (иерей) и третья, высшая, – епископ (архиерей или святитель). Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней (второй) ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?

Протоиереи обычно являются настоятелями (то есть старшими священниками) храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» (в торжественных случаях), а также просто «Батюшка» или по имени – например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею – «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею – «Ваше Благословение» и к протоиерею – «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.

Таблица

В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.

Иерей Протоиерей
Что означает В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью
Уровень церковной ответственности Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа

Храм и традиции Церкви: вопрос священнику на сайте Русская вера.

Влад, Ростов-на-Дону

Уважаемый батюшка, здравствуйте! У меня такой вопрос. В 10-ом веке Богородица распростерла свой покров над церковью Византии, тем самым защитив ее от нападения наших предков - славян. Каким образом Великий Олег прибил щит на врата Царьграда, получив славу и почет на многие лета, а также был записан в древних русских летописях? Ведь поход один и тот же. Неужели церковь считает, что в летописях врут? Хотя даже Пушкин прославил этот поход.

иерей Иоанн Севастьянов

К сожалению, в своем вопросе Вы отталкиваетесь от двух неверных положений. Во-первых, утверждение, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы произошло при набеге на Константинополь именно в 10 веке и именно славян - это не факт, а только предположение. Во-вторых, ни в каких летописях о чуде Покрова Пресвятой Богородицы не повествуется.


Одна версия основывается на мнении церковного историка А. Карташова, что событие Покрова скорее всего было в период 860-х гг. и нападали на Константинополь славяне под командованием Аскольда и Дира. А. Карташов выводит это предположение из сообщений патриарха Фотия Константинопольского.


По второй версии, из жития св. Евфимия можно предположить, что этот праздник был установлен в начале 900-х годов. Именно тогда он был позаимствован участниками знаменитого похода Олега на Константинополь. И именно из-за свержения патриарха Евфимия этот праздник, как установленный при оном святителе, был отменен новым патриархом Николой Мистиком и до сих пор забыт и не празднуется греками.


И третья версия касается церковного повествования в Прологе о событии Покрова Пресвятой Богородицы, в котором рассказ идет вообще о 5 веке, и нападали там сарацины.


Таким образом, кто и когда нападал на греков в том случае - доподлинно не известно. Да это и не является важным в празднике. Важно лишь то, что Пресвятая Богородица в очередной раз защитила своих людей от неприятностей.

Алексей, Ставрополь

3 недели назад

Здравствуйте, батюшка. Мне сейчас 35 лет. Я жил в монастыре, потому что хотел понять, как жить по-монастырски. Но после того я вернулся в мирскую жизнь, и у меня появилось видение. Лежу я в гробу, а хоронят меня монахи. Но видение появляется, когда делаю добрые дела, а когда я не делаю добрых дел, я в видении исчезаю из гроба. К чему это видение? Я с детства вижу как святых, так и бесов. Для чего меня избрал Господь? Я теперь плачу по монастырю.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но в 35 лет стоит начинать включаться в жизнь. Вопрос принятия иноческого пострига или обустройства христианской жизни в миру стоит вне возможностей интернет вопрошаний и ответов. Это вопрос как вашего внутреннего устройства, так и советования с мудрым и настоящим духовным отцом. Которого и рекомендую обрести, если вы остаетесь в миру. Иноческая же жизнь, по святым отцам, возможна только при наличии евангельского отца, который не только принимает исповедь, но и помогает рассудить о приходящих помыслах начинающего монаха.

Единственный путь, чтобы узнать и принять Волю Божию о нас, — это молитва. Возможно, вам нужно начать молиться Псалтырь. Смиренно, но настойчиво. Ежедневная усердная молитва поможет вам успокоить свою душу и откроет глаза души к уразумению своего пути.

Но искать видений, откровений и чудотворений — дело неправильное. Отцы предостерегают от желания видения духовного мира, запрещают искать «особых» состояний, т.к. это может ввергнуть душу человека в прелесть или отчаяние. Старайтесь и в миру четко организовывать свою жизнь, молитву, работу, чтение Священного Писания. Подъемы и отбои, питание и прочие дела должны быть организованны так, чтобы не было праздности, т.к. от нее рождаются всякие непотребства. Ведь забота о чистоте души и наследии Небесного Царства не зависят от места проживания человека, а только от благорасположенности его души к принятию Воли Божией и трудов по Ее исполнению.

К снам могу посоветовать относиться «полегче», не придавать им руководящего или какого-либо серьезного значения. Проснулись, помолились, позавтракали — и творите добрые дела без оглядки на приснившихся или не приснившихся монахов.

Бог в помощь в молитве и трудах!

Дамиан, Санкт-Петербург

3 недели назад

Здравствуйте. Как нужно относиться (или как священники относятся) к следующим государственным праздникам: День защитника Отечества (23 февраля); Международный Женский день (8 марта); Праздник Весны и Труда (1 мая); День Победы (9 мая); День России (12 июня); День Народного единства (4 ноября)? Как нужно принимать данные праздники, следуя учению Божьему?

иерей Иоанн Севастьянов

Все перечисленные праздники являются сугубо политическими и есть следствие политической жизни общества. Вся политическая жизнь основана на разделении на партии, группы, сообщества. И суть этой жизни заключается в отстаивании интересов тех или иных групп и партий в ущерб интересов других групп и партий. Победившая партия устанавливает свой тип политической жизни в государстве — свои принципы правления, свои законы, свои праздники. Поэтому во всех политических победах и связанных с ними праздниках существуют две стороны — победившая и проигравшая.

Руководствуясь тем, что политика построена на разделении, Церковь никогда не участвовала в политической жизни государства, Церковь никогда не занимала какой-то политической позиции. Ни определяющей, ни запрещающей, ни разрешающей. Отдельные представители Церкви, которые руководствовались своим гражданским долгом, — да, а Церковь в целом — нет. В государстве много партий, групп, различных взглядов на общественно-политическую жизнь, которые дробят общество на мелкие сегменты. А Церковь - одна. И Она является Матерью для всех разделенных, порой противостоящих друг другу своих чад. Поэтому политическая активность, гражданская деятельность каждого христианина — это сугубо дело его совести и намерений.

Это же касается и политических праздников. Для кого-то победа — для кого-то поражение; для кого-то единство — для кого-то упущенные возможности; для кого-то женский день — для кого-то разрушение устоев; для кого-то день защитника Отечества — для кого-то день начала гражданской войны.

Исходя из этого Церковь не запрещает и не одобряет никаких праздников, касающихся политической жизни общества. Церковь объемлет и тех, для кого эти праздники что-то значат, и тех, для кого они значат совсем противоположное. Поэтому ничего определяющего по поводу государственных праздников у Церкви и ее священников нет и быть не может.

Агапит, Москва

месяц назад

Как известно, в старообрядчестве есть обязательные земные поклоны (например, на «Достойно есть»), которые совершаются в воскресные дни, во все Двунадесятые праздники, на святки, на Светлой седмице, т.е. когда земные поклоны полностью отменяются. Чем руководствуются при этом старообрядцы? Ссылки: 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор 90-м правилом своим, подтверждая отмену коленопреклонения в воскресные дни, провозглашает: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова». А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». Это не праздный для меня вопрос, я ведь знаю, как свято старообрядческий мир блюдет каноны. Спаси Христос!

иерей Иоанн Севастьянов

Никогда не отменяются совершенно все поклоны! Даже в новообрядческой традиции, в которой всегда очень подозрительное отношение к земным поклонам, есть это понимание. Я имею в виду поклоны во время Литургии, после пресуществления св. Даров. Поэтому говорить о том, что приведенные Вами правила отменяют абсолютно все поклоны, — неправомерно.

Эти правила нужно понимать в контексте повседневного уставного полноценного Богослужения. Для христианина, регулярно участвующего в уставной службе, отмена земных поклонов в субботу и воскресение есть объективный факт. Просто этот факт познается в сравнении с тем образом Богослужения и количеством земных поклонов, которые совершаются на повседневной службе.

Вы были хоть раз на старообрядческой службе в ? Или на первой неделе ? Чтобы понять, что в воскресные и праздничные дни объективно происходит отмена поклонов, необходимо сравнить их с непраздничными Богослужениями. Именно в этом смысле старообрядческая традиция понимает приведенные Вами правила.

Мне кажется, особенно ясно эта ситуация отражена в правиле св. Василия Великого . Святитель говорит, что следует «предпочитать» прямое положение тела. Это никак не запрещает единичные поклоны в особо значимые моменты Богослужения. Только вопрос предпочтения.

Наталья, Балашов

2 месяца назад

Можно ли использовать антидор для причащающихся на литургии, если после литургии антидор в Храме не раздается никому?

иерей Никола Муравьев

Доброго! Причащаются христиане т.н. Агнцем, который определенным образом вырезается из просфоры с аналогичным названием.

В ходе службы Агнец прелагается в Тело Христово. Оставшаяся часть этой просфоры становится Антидором (если грубо, то в переводе «вместо Даров») и на службе подается тем, кто, молившись вечернюю часть службы, часы и литургию, по каким-то причинам не причащается. Поэтому мне не совсем понятен смысл вопроса о применении его для причастия. Возможно, конечно, служащий священник потребляет все сам или с помощью алтарных служителей. Мне кажется, вернее спросить у них. Наверное, и им будет проще рассказать вам о традициях вашего прихода в части потребления святыни.

Бог в помощь, изучайте!

Роман, Нововоронеж

2 месяца назад

Добрый день! Можно ли нам с женой справить Новый год в доме, где жил и умер её отец? 40 дней уже прошло.

иерей Олег Гаврилов

Роман, доброго здоровья. В одном вашем вопросе затрагивается сразу несколько разных моментов. Первое — это смерть близкого человека (в вашем случае — отца жены). Во-первых , как мне видится, многие люди боятся явления душ умерших родственников. Однако этого не нужно опасаться. Из жития святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы узнаем, что приходить (являться по своему желанию) в этот мир могут только души святых мучеников. Остальные души сами по себе и своему желанию не могут приходить, но в народном сознании есть некий страх перед умершими.

Во-вторых , первые 40 дней после смерти душа умершего проходит мытарства, то есть исследуется всё плохое, греховное, сделанное самим человеком в земной жизни: как он к этому относился, любил ли он это, услаждался ли этим или всё-таки боролся и сопротивлялся греху, каялся на исповеди и старался победить в себе грех; молился ли, творил ли милостыню — одним словом, всячески старался оттолкнуться от зла и всех его проявлений. Идёт как бы взвешивание или высвечивание человека, насколько он соединился со злом внутри самого себя. И в этот страшный период жизни человека — Душа ведь жива и помнит весь земной опыт — необходима помощь его близких людей. По этой причине близкие удерживаются от всевозможных увеселений — свадьбы, дни рождения и другие мероприятия. И не просто удерживаются, но ещё и налагают на себя некоторые дополнительные обязательства: пост, молитву, милостыню, покаяние, по возможности примирение, если находятся с кем во вражде, ограничивают просмотр телевизора, начинают читать духовную литературу, прежде всего Священное Писание, в некоторых местах мужчины не бреют бороду — одним словом, стараются прожить эти 40 дней максимально возможно по-христиански. Это очень кратко о двух моментах, связанных с умершим.

А другое направление вашего вопроса связанно с празднованием Нового года . Сейчас идёт , и ближе к Рождеству он становится всё строже. Христиане должны проявлять большее старание и воздерживаться от всех удовольствий. Естественно, во время празднования Нового года не может быть и речи о каком-то воздержании — это просто противоположные и взаимоисключающие вещи. Сам праздник Нового года искусственно перенесен с 31 декабря на 1 января Петром Первым около 1700 года, до этого он праздновался 1 сентября. В богослужении есть даже служба Новому лету — Индикту. А еще раньше он праздновался в марте. На момент его переноса он все равно попадал после великого праздника Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, то есть праздновали, когда уже не было поста, а были Святки. А в начале 20-го века перешли на новый стиль, и Новый год переместился на 13 дней назад, совпав с самыми строгими днями поста перед праздником Рождества Христова. Из людей, не интересующихся церковной историей, мало кто знает, что именно в этот день, с 31-го декабря на 1-е января, Церковь празднует память святого мученика Внифантия, который имеет благодать от Бога избавлять людей от винного запойства. Люди, мало того, что не молятся ему, так ещё и оскверняют память его всевозможными грехами после обильных застолий. Сколько бывает проблем и горя от вина, я думаю, нет смысла говорить, каждый и сам знает. Да и кому интересно, можно посмотреть статистику правонарушений в праздники и сравнить с буднями. В некоторых приходах РПсЦ благочестивые христиане-старообрядцы молятся всю ночь святому мученику Внифантию и тем самым ограждают и себя и своих детей от страшного зла.

Евгений, Брянск

3 месяца назад

Доброго здоровья! В книге «Сын церковный» пишется так: «76. О фимиаме. Когда священник или диакон приносит кадило с фимиамом, разведи руки свои, как бы принимая дух жизни, и говори молитву Исусову, ибо это называется воскурение жизни благих дел. [Вот] так и молитва к Богу восходит. О том Давыд пишет в псалмах: «Дася исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…»». Вопрос такой: можно ли во время каждения протягивать руки и со словами «Дух твой благий…» скрестить руки и поклониться? Насколько мне известно, этот обычай повсеместно распространён у беспоповцев всех согласий, а как к этому относится РПсЦ? Знаю, что на Кубани в ДА и РДЦ так делают, и в Самарском приходе РДЦ тоже, и все они ссылаются на это. Но в РДЦ это не везде делают. Я чтец РПсЦ, иногда так делаю, т.к. я перешёл из РДЦ, и мне очень нравится этот обычай. А настоятель ОЧЕНЬ злится и ругается на меня, хотя некоторые у нас в приходе так делают, и он им ни слова не говорит.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Когда кадят меня, то я такожде открываю руки и, принимая каждение, в ответ на слова кадящего «Дух Святый найдет на вас и Сила Вышняго осенит вас», говорю: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».

Думаю, что это можно отнести к традиции, причем не повсеместной. Советую вам делать так, как принято в конкретном приходе. Вспомните поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Тем более вы чтец, а значит, находитесь на виду, на вас смотрят и вам подражают.

Мой совет такой: знать, что, скорее всего, это правильно, но при этом попа лучше не раздражать. Это не тот вопрос, где надо стоять насмерть. Стоит уважать местные обычаи.

Терпения вам!

Юлия, Екатеринбург

4 месяца назад

Дочка, 3 года, часто держит крестик в руках просто так (висит на шее на цепочке), может среди ночи проснуться, покричать, где же её крестик, пока не найдёт - не уснёт, и так еженедельно. Почему так происходит? Со старшей дочкой такого не происходило.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Ответить на ваш вопрос, почему так происходит, невозможно. По следующей причине: в старых книгах ничего не пишется об этом. Дара от Бога узнавать тайны у меня нет, поэтому чего-то конкретного сказать не могу. Общее пожелание может быть следующим: это обратить внимание на свою духовную жизнь, начать читать, думать, немного действовать, молиться дома, ходить в храм на Богослужение, на покаяние. Одним словом, заняться собой, своим внутренним миром, с точки зрения Христианства. И тем самым вы поможете своим детям. В чине венчания сказано, что молитвы родителей утверждают дома чад. То есть родители молятся и ведут правильный образ жизни, а Господь помогает детям.

Нина, Москва

6 месяцев назад

Батюшка, благословите. Вопрос мой с небольшим вступлением. При нашем приходе создан по благословению настоятеля православный коллектив, где мамы с детьми, под руководством также благословленного на это занятие человека, разучивают различные фольклорные песни, фигуры танцев, традиционных для нашей местности. При приходе организуются нашим коллективом праздники, приуроченные к православным (все это также по благословению). Итак, вопрос. На днях состоялось выступление нашего коллектива в честь великого православного праздника и выставки, посвященной истории нашей области (4 песни и простые фигуры народного танца). Но дело в том, что оно прошло в храме, а точнее, не в части его, предназначенной для Богослужения, а в т. н. бывшей «трапезной» части (у нас старинный храм, в нем есть такое просторное помещение). Что выступление будет именно там, я лично как участник коллектива узнала в последнюю секунду. Это также было благословлено. Есть люди, которые очень оскорблены этим и высказываются на тему, что случившееся не лучше «выступления» т. н. группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя, и теперь нужно всем ждать беды… Меня это очень печалит и тревожит, ведь мы же не по своей воле выступили в храме и не с таким посылом, как те девушки… Прошу Вас ответить, насколько случившееся греховно, и какое покаяние в этом грехе следует принести. Действительно ли стоит ждать теперь беды, и как ее избежать, ибо я очень огорчена и беды своей семье, приходу, коллективу совершенно не желаю… Следует ли посещать такой коллектив далее? Буду с молитвой ждать вашего ответа.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Хотелось бы вас успокоить, чтобы вы не так сильно переживали по поводу случившегося. Ваша вина если и есть, то совсем ничтожна. По-настоящему нужно переживать именно за свои личные грехи, которых у нас всех огромное множество — как песок морской. За это нам точно придется давать ответ. А за выступление вашего коллектива придется давать ответ его организаторам, то есть тем, кто благословил это мероприятие.

Насчет выступления в храме, на мой взгляд, конечно же, не нужно было этого делать. Тем более что вы узнали в последнюю секунду, как вы пишете, значит, видимо, было другое место, где вы могли выступить.

В отношении пения я слышал такую градацию: первое — это пение Богослужебное, за ним Духовные песнопения, следующее — это народное пение, потом можно поставить классическую музыку, ну а дальше уже все остальное. Я с этим согласен.

С танцами уже сложнее, так как из-за них пострадал глава пророков — святой Иоанн пророк и предотеча Креститель Господень. И многие святые очень резко отзываются о танцах. Одобрения или снисхождения я нигде не встречал.

Можно подвести некий итог. Если бы ваш коллектив занимался только пением, было бы хорошо. Танцы не подходят. Возможно, именно из-за них и появилась сама эта проблема. Вся ответственность лежит на организаторах — тех, кто благословлял. Сравнивать выступление в храме Христа Спасителя и ваше не приходится, так как совсем разные мотивы — или, как вы пишете, посыл. Бояться нужно ответа за свои грехи. И понемногу готовиться к этому ответу. Не теряйте бодрость духа.

Андрей Смирнов, Ростов Великий

6 месяцев назад

О разделе

Вопрос священнику - раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, - переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую . И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Порой люди, видя настоящие или мнимые грехи священника, сомневаются, действительны ли таинства, совершаемые им. На это можно ответить, что не нам осуждать других, мирян ли, священников ли, и в частности, суд над священником принадлежит епископу. И если священник не запрещён им в служении, то все священнодействия, совершаемые им, действительны и благодатны. Мы же должны воздавать должное почтение священническому сану и всячески остерегаться осуждать носящего этот сан. Об этом пишут святые отцы и повествует Священное Предание. Св. Иоанн Златоуст: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? — На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог». Преп. Ефрем Сирин: «Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин — не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин». Преп. Макарий Оптинский: По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащие олтарю с олтарем делятся (1 Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь! Древний патерик повествует: Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него Святое Приношение [То есть Таинство святой Евхаристии]. Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе. Авва Марк сказал ему: сын мой! В Писании сказано: «не судите, да не судими будете» (Мф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его; я и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он, сотворив молитву, изгнал из человека демона и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к святой трапезе, я увидел, — рассказывал сам старец, — ангела, сходящего с неба, он положил руку свою на главу пресвитера, и сей сделался непорочным, стоя при Святом Приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, услышал глас, говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия, тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Таин предстоять гнусными пред небесною славою? И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера. К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение Святых Таин. Некто, пришедши к сему отшельнику, наговорил на пресвитера, что он грешник. Когда пресвитер пришел по обычаю совершать приношение, отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. И вот был глас от Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел как бы в исступление и видит кладезь золотой и бадью золотую, и веревку золотую, и воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего и наливающего в сосуд. Он, томясь жаждою, не хотел пить, потому что черпал прокаженный. И вот опять был глас к нему: почему ты не пьешь от воды сей? Какую вину имеет черпающий? Он черпает только и наливает. Когда пришел в себя отшельник и размыслил о смысле видения, призвал пресвитера и просил его по-прежнему совершать для него приношение Святых Таин. Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика. В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ: «В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники. Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со святыми дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню». При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям». Из рассказа жены священника, поражённой видением Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина, «священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин». Старец Паисий Святогорец наставляет: «Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется. Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок. К сожалению в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия. Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность. Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным. Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры). Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в … Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно». Иером. Иов (Гумеров): «В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни. Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться. Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью. Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам. Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12, 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй». Православие

Какие мифы существуют о священниках и насколько они соотвествуют реальности? На вопросы корреспондентов "Нескучного сада" ответили сами священники.

Священник все время отдыхает?

«Рабочий день священника - два часа служба утром и два вечером, а во многих храмах, особенно сельских, службы вообще только в выходные дни, а в остальное время непонятно, что батюшки делают. Разве это работа?» - с таким рассуждением встречаешься нередко.

Отвечает священник Сергий ПАШКОВ , настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

- Честно говоря, я такое мнение последний раз слышал в советское время, когда в школе учился. Нас учили, что в церковь ходят только темные старушки, а все священники - дармоеды. С тех пор как 14 лет назад сам стал священником, такого не слышал. Наоборот, люди часто отмечают тяжесть священнического служения и говорят, что сами ни за какие деньги на него не согласятся. Я предлагал некоторым благочестивым прихожанам подумать о священстве (одному тяжело все-таки), но они отвечали: нам бы свои кресты донести, а священнические точно не поднять. Действительно, тяжелое служение.

Службы у нас совершаются реже, чем в большом городском храме, но все равно 110-115 дней в году я служу литургию (специально считал как-то). И служу один, без диакона. Кроме того, регулярно хожу на требы, а это миссионерская работа. На крещении, венчании, освящении квартиры, дома, погребении обязательно говорю проповедь. А к этому же подготовиться надо. Ежедневно читаю Писание, святых отцов. Чтобы нести людям Слово Божие, священник должен сам жить по этому Слову, в том числе и повышать свое религиозное образование.

Можно на примере посмотреть, как выглядит «короткий» рабочий день священника: накануне воскресных и праздничных дней я служу всенощную, начинается она в 17.30, идет примерно два с половиной часа. После всенощной - исповедь, исповедовать в обычные воскресные дни приходится 20-30 человек, а перед великими праздниками - до 100. Это около двух часов занимает. Вечером еще надо подготовиться к завтрашней проповеди, Евангелие почитать, Псалтырь, свое молитвенное правило. На это уходит примерно полтора часа. Утром часы начинаются без двадцати восемь, в начале девятого - литургия. После литургии около получаса служу молебен, а если водосвятный - минут 50. Если в этот день празднуется память особо чтимых на Руси святых или Богородичных икон, на молебне читаю акафист, и тогда молебен длится около часа. Закончив молебен, служу литию. Это минут 10. Дальше - требы. Часто приходится ездить в соседние деревни на отпевание. Обычно километров 20-25 в один конец, но есть деревни и в 40 километрах от нашего села. Отпеваю обычно на дому около часа. Кроме служб и треб у многих священников есть свое социальное или общественное служение. Три раза в неделю я занимаюсь с ребятами дзюдо, после двухчасовой тренировки провожу беседы. Также регулярно беседую с людьми, которые хотят крестить своих детей, - и с родителями, и с крестными. У меня три требования: чтобы они хотя бы что-то узнали о православной вере и были готовы раз в месяц причащать своих детей и хотя бы четыре раза в год причащаться сами. Такие беседы иногда затягиваются на несколько часов.

Кроме того, я каждую неделю посещаю колонию-поселение, служу молебны, панихиду, иногда и литургию. Начал добровольно, но потом получил благословение архиепископа Курского Германа - любое церковное дело надо закреплять благословением священноначалия. Так что теперь, кроме служб и треб, это тоже часть моей работы. Проводим открытые уроки в школах, не только нашей, но и соседних сел. Один открытый урок можно провести почти всюду, но именно от того, как мы его проведем, зависит, пригласят нас туда еще раз или навсегда закроют двери. Также в школах проходят показательные выступления моих ребят-дзюдоистов. Поэтому я не назвал бы свой рабочий день «коротким», а вот ненормированным - назвал бы.

У каждого свой путь, но мне трудно представить, чтобы человек, не приученный трудиться, мог стать хорошим священником. Как правило, таких ребят еще из семинарии исключали. Так что я очень удивлен, что до сих пор жив миф о священниках-бездельниках.

Священники - значит святые?

Для большинства людей священник - человек не от мира сего. Их так и называют многие - «святой отец». Некоторые очень удивляются, когда узнают, что священник поехал в отпуск, строит дачу, любит пиво. Действительно ли священники святее обычных людей?

Отвечает протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО , клирик храма святителя Николая в Кузнецах, заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ:

Слово «святой» имеет несколько значений. Первое - выделенность для особого религиозного употребления или служения: просфора, святая вода, святое дело. Второе значение - борьба с грехом и победа над ним, верность в своих действиях нравственному закону, ненависть ко злу и любовь только к добру. Человеческую святость мы понимаем как близость к Богу. К такой святости призван каждый человек, а не только священник, но реально немногие достигают ее при жизни. И даже когда очевидно, что достигают, как это было очевидно при встречах с отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Кириллом (Павловым), мы не называем их святыми. Церковь признает людей святыми уже после смерти, иногда вскоре, а иногда и через много веков.

Тем не менее в традиционном католическом обращении «святой отец» есть доля правды (хотя я не люблю, когда ко мне так обращаются). Правда в том, что священник, действительно, выделен из людей, как выделена из хлеба просфора, из которой вынимаются частички на проскомидии. Мы потребляем просфору после литургии или дома натощак, с молитвой и запиваем святой водой. Эта просфора остается хлебом, сохраняет все его физические свойства, но мы все равно называем ее святой. Так и священник выделен из людей, потому что через него другим людям подается Божия благодать. Бог заботится о спасении каждого человека и через кого-то из людей посылает вразумления, наставления и помощь всему человечеству. Но для того, кого Он избирает, такое избрание может оказаться и неудобным. Например, пророк Иезекииль больше года лежал на одном боку, нося беззаконие дома Израилева. (« Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их». Иез. 4,1). Что ж тут удобного? А пророк Иона, чтобы не выполнять Божьего поручения о спасении Ниневии, бросился в противоположную сторону и чуть не утонул. Так и священство дается для спасения человечества, но сам священник остается человеком, и для него как человека священство может стать слишком высокой ответственностью, погубить его. Потому что написано у пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Но это вопрос личного спасения конкретного человека, а благодать Божия подается людям через каждого священника. Конечно, именно поэтому он должен жить и вести себя так, чтобы на него люди равнялись: молиться лучше, отдавать всего себя людям. В частности, когда ему совсем неудобно, а его зовут на требу, он должен ехать. И многое другое должен - у него есть долг любви. Но он, повторяю, и в сане остается человеком.

Но всегда ли люди делают то, что должны? Идеал на земле недостижим. Поэтому не надо думать, что каждый священник святой. Полезно ли так думать, я не знаю (об этом знает только Бог), но по законам духовной жизни правильно думать так: все спасутся, а я нет. Это общее правило для всех людей. И выделять сословие (даже священническое) как святое негоже - этим ты как бы снимаешь ответственность с себя: мы, мол, грешники, а эти должны быть святыми. Не «эти», а все должны быть святыми - к этому нас призывает Бог.

По поводу дач, отпусков и житейских привычек: я не монах, поэтому о монахах говорить не буду. Они связаны строгими обетами, в том числе и отказом от всякой собственности. Но женатый священник, как и любой мужчина, должен заботиться о своей семье. Любовь к другим людям за счет родных - это уже не любовь. И в даче выражается любовь священника к своей семье - его дети, независимо от того, есть деньги на путевку или нет, в каникулы имеют возможность жить на свежем воздухе. Как и сам священник - а ему это тоже необходимо для поправки здоровья. Например, известный московский священник - святой праведный Алексий Мечев уезжал на целое лето на дачу и возвращался в Москву только осенью. Мы и в отпуск уходим именно с такой формулировкой - для поправки здоровья. Но отпуск не освобождает священника от молитвы - он и там молится, а часто и служит в местных храмах.

Можно ли священникам купаться?

«Слышал, что священнику неприлично ходить на пляж, купаться, играть в футбол с прихожанами. Действительно ли это воспрещено канонами?»

Отвечает протоиерей Федор БОРОДИН , настоятель храма св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва):

- Купаться в море никому не запрещено, если вы, конечно, не монах или не паломник на Афоне. Священнослужителю часто приходится бывать на пляже, если он отдыхает на курорте с семьей - ведь не одной же матушке следить сразу за несколькими детьми! Но проблема в следующем: в каноническом праве Православной Церкви есть положение, согласно которому священнику нельзя ходить в общественные бани. Этот канон был сформулирован еще в Древней Церкви, когда бани - греческие термы - были местом, где люди не только мылись, но и общались, читали книги и могли провести целый день - термы напоминали скорее гигиеническо-развлекательный комплекс, как сказали бы сейчас. Люди в термах не обнажались до полной наготы, а ходили в простынях, но там одновременно могли быть и мужчины, и женщины, поэтому священнослужителю было запрещено посещать термы. Современный пляж - не римская баня, но едва ли те фрагменты одежд, которые сейчас носят на пляже, целомудреннее римских простыней.

В Священном Писании есть такие слова: «…Не открывай наготы отца твоего» (Лев. 18, 7). Поэтому, если речь идет о священнике, духовном отце, мне кажется, можно ориентироваться на это правило.

Запрета на купание для священника нет, но делать это лучше, когда тебя никто из твоей паствы не видит. Я помню, как в детстве увидел знакомого мне только по богослужению батюшку в «гражданской» одежде - в простых брюках и рубашке с закатанными рукавами, когда тот трудился в мастерской. У меня, тогда слабого, только воцерковляющегося человека, был просто шок. Поэтому мне кажется - это мое личное мнение, - священнослужитель должен ориентироваться даже не на то, что ему позволено, а на то, что полезно пастве. Если священник едет, например, в паломничество со своей паствой, думаю, ему не следует при всех купаться в речке или загорать. Кого-то это может смутить и даже стать препятствием для исповеди. Здесь проявляется то, что называется иерархией отношений, правильно выстроенными отношениями, исключающими панибратство между духовным отцом и духовным сыном. Должна быть какая-то черта, граница, за которую нельзя заходить. И эта дистанция помогает не просто в отношениях с батюшкой, но и через него как пастыря - в отношениях с Богом: известно много случаев, когда возникали трудности, если эта дистанция нарушалась. Вообще панибратское и дерзкое отношение с людьми всегда идет рука об руку с потерей страха Божия.

Мы с нашей воскресной школой часто ходим в походы на байдарках. Эти походы возглавляет священник, который всегда купается отдельно.

А если мирян вдруг столкнулся на пляже со своим духовником и чувствует смущение, он может просто уйти с пляжа на время или потерпеть, никого не осуждая.

В игре в футбол с батюшкой я не вижу никакой крамолы, сам играю в футбол с детьми из воскресной школы. Просто и здесь нужно видеть границы, рамки и не использовать ситуацию спортивной игры со священником для возникновения панибратства.

Благословение по протоколу

Как правильно здороваться со священником? Всегда ли надо просить благословение? Если мы встречаем сразу несколько священников, разных по возрасту и сану, надо ли брать благословение у каждого? Если да, в каком порядке? Бывают ли случаи, когда допустимо не подходить под благословение?

На вопросы церковного этикета отвечает епископ Егорьевский МАРК , заместитель председателя ОВЦС, автор книги «Церковный протокол»:

Не нужно путать благословение и приветствие. Когда вы встречаете священника, можно подойти под благословение, но можно и просто поклониться, и это не будет ни нарушением церковного этикета, ни невежливостью. Если священников несколько, необязательно брать благословение у каждого, достаточно у одного - самого старшего по церковной иерархии. Если среди них архиерей, то благословение берется только у него. И не смущайте священника - не принято, чтобы священники благословляли мирян в присутствии архиерея. Была добрая традиция - перед благословением поклониться архиерею. Она ушла, но некоторые так делают, и это хорошо - люди проявляют уважение к архиерейскому сану. Но вполне допустимо и просто подойти под архиерейское благословение.

Многие понимают благословение как внешний знак, жест, например, осенение крестом. Так принято, но если человек, например, перед паломнической поездкой или перед началом благого дела позвонит своему духовнику и попросит благословение по телефону, этого достаточно. И даже когда он лично подойдет к священнику за благословением на доброе дело, священник может просто напутствовать добрым словом, и это тоже будет благословением.

Если мирянин звонит священнику, уместно попросить благословение, а потом уже начать разговор. Но, например, в прямом эфире радио- или телепередачи это будет лишним. Эфирное время ограниченно, поэтому правильнее, раз повезло дозвониться, задавать вопросы быстро и по существу.

Священник - специалист по жизни?

Есть мнение: какой бы вопрос у тебя ни возник - священник просто обязан на него ответить, иначе какой же он батюшка, какой пастырь. Часто эти вопросы не имеют никакого отношения к Церкви, духовной жизни. Также и благословения просят на разные специальные вопросы: строить ли дом, лечиться ли и как, в какой кружок ходить ребенку? Должен ли священник быть «специалистом по жизни», правильно ли это и возможно ли?

Отвечает протоиерей Игорь ИУДИН , клирик Дивеевского подворья в Нижнем Новгороде:

Обязанность пастыря - вести людей к Богу, и именно поэтому ни в коем случае нельзя их отталкивать, с каким бы вопросом они ни подошли. Выслушай, встань на их точку зрения, помоги разобраться, утешь! Не так давно обратилась ко мне беременная женщина, которой врачи сказали, что возможен выкидыш. Она была в отчаянии, я, как мог, утешил ее, сказал, что часто все заканчивается лучше, чем «грозят» врачи, обещал помолиться и посоветовал ей почаще причащаться. Так она потихонечку стала воцерковляться, благополучно родила мальчика, его тоже регулярно причащает. А изначально пришла не к Богу, не за духовным советом, а за поддержкой. Как же можно такую поддержку не оказать?

Но и миряне, и священники должны понимать разницу между духовными и житейскими вопросами. Некоторые люди придумывают, что их настоятель - прозорливый старец, который знает о жизни все, и без его благословения шагу не ступят. Хорошо попросить благословения на доброе дело, но нельзя перекладывать на священника ответственность, ждать решения вопросов, которые вы должны решить сами. Например, в какой кружок или секцию отдать ребенка? Посоветоваться с батюшкой как с другом, порассуждать вместе можно. Мы же по многим вопросам и с родственниками, и с друзьями, и с соседями советуемся. Но не заставляем их решать за нас. И священник не должен решать такие вопросы, он может только выслушать сомнения, варианты, сказать, как он видит ситуацию, но решение за родителями. Или некоторые сомневаются, какую из двух предлагаемых работ выбрать, менять ли работу. Опять же выслушать сомнения и доводы за и против священник обязан, что-то подсказать может, но решать все равно самому человеку. У каждого из нас есть голова на плечах, разум, сердце, воля, и Господь хочет, чтобы мы потрудились. Правильно - попросить священника помолиться об успехе того или иного начинания, но не ожидать, что он будет жить за тебя. Раз человек ко мне обращается, я обязан его выслушать, поддержать, иногда что-то посоветовать, но даже не как пастырь, а как друг.

Тем более странно, когда спрашивают благословения на лечение. Как я могу, не имея медицинского образования, спорить с врачом? Другое дело, что и врачи бывают разные, и чем серьезнее болезнь, тем важнее найти хорошего врача. Священники и их родственники тоже болеют, возможно, священник поможет найти хорошего специалиста, того же хирурга. Это опять же дружеская помощь. Но сказать - не соглашайся на операцию, будем молиться… Только святые могли так дерзать, а если современный молодой священник им подражает, то это типичное младостарчество. Надо прислушиваться к советам врача, а священника попросить усилить молитву за болящего. Вот если есть несколько вариантов лечения, можно посоветоваться со священником, но опять же только посоветоваться. Принимать за других решение по житейским вопросам неэтично.

Священник должен быть бедным?

«Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, технику, красивые вещи, современно одеваться он тоже не должен. По нему должно быть видно, что живется батюшке нелегко, а если все иначе - это уже неприлично. Ведь кормят-то его прихожане, значит, и «шикует» он на их деньги. И люди готовы осудить такого отца «за сребролюбие». С чем связано такое представление о «бедном священнике» в народе? Что в нем доброго, а что - ложного?»

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ , настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии.

Еду я в набитом автобусе, в потертом подряснике, с крестом на груди, портфель тяжелый, и никто мне место не уступит, хотя видят же, что я в годах и батюшка. А в окошко я вижу иностранный автомобиль и в нем молодого священника с коротко подстриженной бородкой. И мне обидно и за наше молодое духовенство, и за нашу молодежь, которая ни старых не уважает, ни стыда и совести не имеет, разъезжая среди нищего народа на иномарках. А обидно мне потому, что я завидую богатым, потому что сам хотел бы ездить на иномарке, только мне ее, во-первых, никто не дарит, а во-вторых, я боюсь людских пересудов. И такое мое духовное устроение очень плохо. А если бы я ехал в автобусе, или на новом мерседесе, или на осле, или пешком шел, молясь Богу в сердце, это было бы очень хорошо. Перед Богом все равно, во что мы одеты, как причесаны, на чем едем и сколько у нас денег в банке. Но у священника есть еще и пастырский долг. Мне все равно, я не привязан к земным благам (не привязан ли?). Но меня окружают немощные люди, они верующие, добрые, но немощные. Есть в них и жертвенность - и зависть, и любовь - и ненависть, и желание добра - и подчиненность злу. Все как у меня. И судя по себе, я думаю, что им тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются - они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. (Об этом, кстати, не раз говорил на Епархиальных собраниях г. Москвы покойный Патриарх Алексий II, укоряя священников за дорогие иномарки, даже советуя их продать в пользу своих приходов.) А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя. Горе нам, книжникам и фарисеям, лицемерам, что очищаем внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (перифраз из Мф. 23, 25). Не спасут нас ни роскошь без милосердия, ни нищета без смирения, поэтому простим друг другу.

Новое на сайте

>

Самое популярное