Домой Защемление нерва Христианские храмы и монастыри стамбула. Православный стамбул

Христианские храмы и монастыри стамбула. Православный стамбул

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала « » диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.


В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чу дная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

Стоимость тура: €110 Продолжительность тура: 5-6 часов Языки: Русский, Турецкий, Английский Скидка: Православные Святыни Стамбула

Подобные туры зачастую называют альтернативными. Почему? Конечно, исторический полуостров со своими жемчужинами, ставшими символом города, да и самой Турции захватывают дух. А как насчет того, чтобы увидеть наследие Византии, окунуться в истоки Православия и увидеть храмы и церкви, от не которых из которых берут свои истоки праздники и особые даты Русской Православной Церкви.

Я буду рада забрать Вас из гостиницы и, мы поедем с Вами по заливу Золотой Рог на Запад старого города, где мы посетим:

1.Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца,

Официальной резиденцией Константинопольского Патриарха изначально был Собор Святой Софии, но когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и переделали Храм в Мечеть, Патриархат переезжал несколько раз, пока не обосновался на совсем в районе Фанар.

Экскурсия с русским гидом в Анкаре.

2. Влахернская церковь Богородицы, именно отсюда промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней Чудотворная Икона Божией Матери Влахернская

3. Церковь Христа Спасителя в Полях

Одна из немногих христианский церквей в Стамбуле, почти полностью сохранившая свой мозаичный цикл.

4.Монастырь Пантократора (осмотр снаружи)

5.Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») (осмотр снаружи)

По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.

Тур в Анкаре .

6.Храм Живоносного Источника

православный храм, расположенный рядом с целебным источником

7.Церковь Святых Сергия и Вакха (осмотр снаружи)

одна из самых древних сохранившихся церквей, послужила прообразом для базилики собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»).

8.Церковь Святой Ирины (осмотр снаружи)

9.Собор Святой Софии, Премудрости Божей

Маршрут может меняться по вашему желанию.

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110
Продолжительность тура: 5-6 часов
Человек в группе: 1-4 человека
Языки: Русский, Турецкий, Английский
Стоимость тура включает:
Трансфер: НЕТ
Встреча в отеле: НЕТ
Доставка в отель: НЕТ
Транспорт: НЕТ
Еда и напитки: НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк...) : НЕТ
Услуги переводчика: ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов: НЕТ
Визовая поддержка: НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура: НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов: НЕТ
Стоимость тура может быть изменена: ДА

Накануне отмечающейся 29 мая 560 годовщины взятия турками Константинополя стамбульские власти разрешили снести русский храм в Галате, бывшее подворье афонского Ильинского скита, приютившего русских беженцев после революции. Причины - не политические, а коммерческие: перестройка района в центре города, на берегу залива Золотой Рог. Удастся ли отстоять исторический храм? Какие еще места в Городе связаны с Россией?

Ильинский храм находится на территории района Каракей, исторической Галаты. Место для инвестора великолепное -- напротив исторического центра города, с видом на Дворцовый мыс и Софию. Рядом пристань, знаменитый стамбульский трамвай в двух шагах. И при этом лабиринт переулков, старых, домов, остовов складов, заброшенных церквей разных конфессий. Недавно его решили реконструировать. Дом, в котором расположен храм попал под снос. Русское благотворительное общество (PAE, от названий трех приходов св. вмч. Пантелеимона, ап. Андрея и прор.Илии, Elias) обратилось за помощью в Константинопольскую Патриархию и в СМИ.

В Стамбуле почти 50 православных церквей, некоторые из них сразу бросаются в глаза, как массивный готический собор на площади Таксим, некоторые затеряны в извилистых переулках Влахерн. Все они окружены высокими заборами с колючей проволокой. Во дворах красные флаги с полумесяцами - знак лояльности. Зато на обратной стороне над воротами - палеологовские двуглавые орлы. Все это «два мира две системы» слегка напоминает советскую Москву 1988 года, в которой было почти столько же действующих церквей, сорок шесть.

Среди православных храмов русские, конечно, выглядят еще более экзотически, чем греческие. Есть посольская церковь свв. Константина и Елены. Внимание! Она находится не в роскошном здании российского посольства на центральной улице Истикляль, а на посольской даче в Буюк-Дере, выше по Босфору. В советское время она была осквернена - в ней устроили бойлерную. Храм был заново освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Патриархом Константинопольским Варфоломеем в июле 2009 года во время визита Предстоятеля Русской Церкви.

В самом городе русских церквей три. Все они находятся в Галате, нынешнем районе Каракей. Находятся они на верхних этажах домов, расположенных на соседних улицах. У храмов общая история.

После Русско-турецкой войны, в 1880-х гг., друг за другом открыли свои подворья в Царьграде три главных русских монастыря на Афоне - Пантелеимонов, не уступающий ему размерами Андреевский скит и Ильинский скит, основанный прп. Паисием Величковским и считавшийся по-преимуществу украинским. Они приобрели участки в Галате - эта часть города была более европеизирована, рядом находилась пристань. Все это делало удобным прием и размещение паломников, прибывавших пароходами из Одессы и других русских черноморских портов.

Вот как описывал быт паломника конца XIX века в своих путевых записках вятский священник Александр Трапицын (впоследствии архиепископ Самарский, расстрелян в 1937 г., прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских): «Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской; определенной платы за нее не назначается, а каждый платит по своим средствам»

В 1896 г. Было учреждено Братство русских обителей (келлий) на Афоне. На его средства был приобретен дом, в котором была устроена школа для детей беднейших русских жителей Константинополя. В ней ежегодно обучалось около 100 детей.

В годы Первой мировой войны все подворские храмы были закрыты, имущество частично расхищено, некоторые монахи интернированы, но вскоре после капитуляции Османской империи, в конце 1918 г., эти храмы открылись вновь.

После поражения белой армии в Стамбуле оказалось огромное число русских эмигрантов. По данным историка М. Шкаровского , в середине 1920-х гг. в Константинополе и окрестностях 27 русских храмов обслуживали свыше 100 тыс. беженцев: «Лишь шесть из них действовали до Первой мировой войны, остальные были устроены самими эмигрантами при русских учебных заведениях, военных лагерях, общежитиях, больницах и т. п. В ряде случаев общины возникли при греческих храмах, где русским священникам позволяли периодически совершать богослужения: в некоторых церквах Константинополя, в Кадикее и других пригородах, а также на Принцевых островах. К октябрю 1921 г. количество русских храмов вследствие закрытия военных лагерей и отъезда беженцев уменьшилось до 19».

В конце 1929 г. турецкие власти реквизировали все три подворья и опечатали храмы, а в 1932 году на них стала претендовать советская сторона, но в 1934 г. Вселенский Патриарх сумел вернуть русским монахам их здания и богослужения возобновились.

Самым активным приходов в 1920-30-е гг. считался Ильинский. Настоятелем там был архимандрит Серафим (Палайда). Галичанин и русский патриот, он попал в австрийскую армию во время Первой мировой войны и в первом же бою сдался в плен итальянцам, чтобы не воевать против союзников России и более того, сам вступил добровольцем в итальянскую армию. После войны он отправился в Югославию, поступил на богословский факультет и принял постриг. Его житье на приходе в Стамбуле описал архиепископ Серафим (Иванов) в своих паломнических записках: «Живет по-спартански в маленькой комнатке при храме, без самых элементарных удобств, сам себе что-то варит, но твердо стоит на своем очень важном и ответственном посту. Много раз Фанар (греческая Патриархия), требовал от архим. Серафима прекратить подчинение Архиерейскому Заграничному Синоду и перейти вместе с приходом в греческую юрисдикцию. Отец Серафим всегда твердо и решительно отклонял подобные домогательства. Ему пытались грозить церковными и административными прещениями, но он их не испугался. В конце концов о. Серафима оставили в покое и перешли на мирное сожительство».

После ухода на покой отца Серафима община продолжала существовать, однако старые прихожане умирали, и храм постепенно приходил в упадок. В 1970-е приход прекратил свое существование. Иконостас был убран, росписи погибли, однако здание все эти годы сохранялось. В мае 1992 и сам Ильинский скит на Афоне перешел грекам.

Теперь при угрозе уничтожения здания храма общины стремятся возобновить в нем богослужение, по крайней мере на празднике.

Новость о возможном уничтожении подворья Ильинского скита пришла на фоне нерадостных сообщений из Стамбула: исламисты требуют от премьер-министра Турции вновь сделать мечетью Собор Святой Софии, бывший музеем со времен Ататюрка, в Городе участились нападения на христиан, а недавно был раскрыт заговор турецких националистов-радикалов, готовивших покушение на патриарха Варфоломея.

Правда, при этом турецкие власти в марте дали разрешение российскому Императорскому православному палестинскому обществу восстановить мемориальный храм в местечке Сан-Стефано (теперь оно находится недалеко от аэропорта Ататюрк), у захоронения более 10 000 русских воинов, погибших в Русско-турецкую войну 1877-1878 г. 46 метровый храм был построен в конце XIX в. и взорван спустя три дня после вступления Турции в Первую мировую войну. Взорван демонстративно, при стечении народа, разрушение храма было зампечатлено в кинохронике.

В случае Ильинского храма речь идет не о политике, а о коммерции. Со стороны Турции. Со стороны России речь идет о внимании к своему прошлому и своим святыням.

Многоэтажные странноприимные дома были построены монахами-афонитами неподалеку друг от друга. Каждый этаж представлял собой несколько комнат для паломников с общей кухней. После революции в них обосновались беженцы из России. На одном из подворий Андреевском потомки русских эмигрантов живут до сих пор, но большинство помещений сегодня -- обычные турецкие квартиры. На Пантелеимоновском подворье даже жалуются: турки зимой выставляют трубы в окна, и дым идет на фрески

Русские подворья закрывались турецкими властями во время Первой мировой войны и частично разграблены. В Свято-Андреевском был устроен склад, а в двух других - казармы.

Залив Золотой рог в двух шагах от подворий. Удачное расположение делает их лакомым куском для застройщиков
Церкви занимают верхние этажи домов. Основное пространство храмов опоясывают галереи. В них после службы прихожане собираются на чаепитие, а на Пасху именно по ним идет крестный ход. Вдумайтесь: у кого-то над потолком квартиры идет крестный ход, свечи, каждение, «Воскресение Твое, Христе Спасе…».


Настоятель подворья Пантелеимонова монастыря и еромонах Тимофей (Мишин). Долгое время он был казначеем Афонского подворья в Москве. Его жизнь проходит в перемещении между Святой Горой и Городом. По собственным словам, он приезжает на службы, но часто возвращается в монастырь. Вместе с ним служит иеродиакон Евлогий.

Святыня храма - Владимирская икона Божией Матери. Ее подарила храму русская монахиня Митрофания из кремлевского Вознесенского монастыря. В 1879 году она останавливалась на подворье во время своего пути в Иерусалим. Икону она везла с собой - образ был благословением ее родителей, но согласилась оставить на время в храме. Через девять лет монахиня Митрофания, возвращаясь в Россию, забрала икону. Однако, вернувшись домой заболела - ее лицо стало гнить заживо. Лечение не давало результатов. Однажды на службе в Успенском соборе Крмеля к ней подошла незнакомая женщина и сказала: «Вы из Константинополя икону взяли? Верни икону на место, и ты поправишься». И действительно, как только Митрофания отправила икону в Стамбул, она стала поправляться.


Табличка со сказанием о чуде исцеления монахини Митрофании

В храме св.вмч. Пантелеимона в 1920-е гг. составился хороший хор, известный на весь русский Стамбул. Певцов собрал музыкант Борис Разумовский, а регентовал долгое время художник Перова. Он и расписал храм. К сожалению, росписи в середине 2000-х гг. были записаны. Этот образ Божией Матери был пожертвован церкви хористами

Служба в Пантелеимовом храме совершается по обычному расписанию. Литургия в 9, вечерня и утреня начинаются в 17.00. Хотя подворье афонское -- служба идет приходская, никаких бдений по 8 часов.


По воскресеньям после литургии прихожане собираются в галерее при храме, чтобы выпить чаю и обсудить новости
На подворье Андреевского скита служба проходит от случая к случаю, хотя именно этот храм самый интересный и в художественном, и в историческом отношении. Здесь жил в эмиграции митрополит Евлогий (Георгиевский). Звонница была установлена прямо в пролете лестницы


Картина с изображением Андреевского скита. Его собор считался одной из самых больших церквей на Святой Горе


Сегодня в помещениях подворья находится греческий православный культурный центр


В некоторых комнатах сохранилась старая обстановка, заметно, что они давно не ремонтировались




Ильинское подворье. Его-то и хотят снести застройщики Каракея.


Здание посольства России на Истикляль. До революции в нем на верхнем этаже тоже была церковь в честь свт. Николая. В 1923 г. здание было передано Советской России, и никольские прихожане стали ходить на Ильинское подворье. В посольской церкви служил епископ Вениамин (Федченков )


Русское граффити в Святой Софии


Живоносный источник Пресвятой Богородицы всегда привлекал русских паломников

Во дворе монастыря "Живоносный источник" сохранились могильные плиты со славянскими надписями

Стамбул – город многонациональный, где мирно уживаются многочисленные представители различных концессий и национальностей. Почти половина всех приезжающих в Стамбул – люди православной веры, реже посещают город католики. Тем интереснее будет совершить экскурсии по православным местам Стамбула.

Вконтакте

Одна из известных достопримечательностей Стамбула, включенная во многие экскурсии по городу, находится на территории Дворца Топкапы. Является самой древней церковью на территории города – ее основание относится к времени правления императора Константина. В 4 веке была сожжена дотла, но по велению Юстиниана отстроена заново почти с нуля.

После падения Константинополя в здании находился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находится саркофаг с останками императора Константина. Сегодня храм Святой Ирины открыта для экскурсий, здесь часто проводятся культурные мероприятия и выставки различной направленности.

Адрес: Турция, Стамбул, Fındıklı Mah.Hancıoğlu cad. Yalcın Sokak.21.7. Время работы: все дни (кроме понедельника). Только для групповых экскурсий, по предварительной записи.

Когда-то в древние времена именно она, известная всему христианскому миру, стояла в Константинополе у самого императорского дворца, в поместье Влахерны. Инициатор строительства – императрица Пульхерия. Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала многочисленных паломников. К сожалению, сегодня от уникального строения остались лишь руины.

Здесь была икона Пресвятой Богородицы, с которой связывают немало чудес. Одно предание гласит, что однажды местный юродивый по имени Андрей увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя легкое покрывало и распростерла его над городом, словно укрывая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в 17 веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу (ныне икона хранится в Третьяковской галерее).

Адрес: Bostan sok., 47. Время работы: ежедневно с 10 до 17 часов. Вход свободный.

Святых Сергия и Бахуса

Будучи очень древней, она была построенна еще в далекие времена, когда правил император Юстиниан (в 527 году). У этого религиозного сооружения тоже имеется свое название – «малая Святая София». По форме здание тоже не напоминает традиционную церковь – восьмиугольник вписан в прямоугольник.

Когда-то она была щедро украшена мозаикой, но от многочисленных войн и землетрясений от мозаики практически ничего не осталось. В 16 веке после завоевания Константинополя ей был присвоен статус мечети, сегодня она открыта для своих прихожан ежедневно.

Адрес: Турция, Стамбул, Demirci Reşit Sokak 28. Вход бесплатный.

Сегодня она носит иное название — Kariye Cami. В переводе с греческого «хора» (как и «карие» с турецкого) означает «пригород». Ранее она находилась за пределами города, сейчас входит в стамбульский район Эдирнекапы. Мировую известность Хора (как ее еще называют) приобрела благодаря искусно выполненным мозаикам и фрескам.

К сожалению, не все из них сохранились до наших дней, но уцелевшие образцы имеют глубокое религиозное значение (сцены из христианской жизни, а также изображение Иисуса Христа и Марии с младенцем). Помимо фресок она примечательна уникальной резьбой по камню.

Адрес: Стамбул, Kariye Mh., Kariye Cami Sk 6. Время работы: ежедневно (кроме среды) с 9 до 19 часов, зимой с 9 до 16.30 часов. Стоимость билетов: 10-12 турецких лир.

Святого Иоанна Крестителя

Была основана римлянином по имени Студиус в 5 веке. Имела очень большую ремесленную мастерскую: здесь писались иконы, более 700 монахов занимались древними манускриптами текстами, переводами с древних языков.

В начале 15 века в здании разместился университет, но спустя столетие она была превращена в мечеть. Сегодня от церкви осталась только базилика – сказалось разрушительное землетрясение, которое случилось в этих краях в 1894 году.

Адрес: Balat Mh., Koltukçu Sokak No:3, 34200 Fatih. Время работы: ежедневно (кроме понедельника и вторника), с 10 до 18 часов.

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя-Триада» . Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. На сегодняшний день является самой большой в Стамбуле. Некоторые иконы внутри храма датируются византийским периодом, фрески на пололке более позднего периода.

Найти ее легко. Достаточно с площади Таксим пройти по улице Истикляль и сразу можно увидеть Айя-Триада. Адрес: İstiklal Caddesi, Стамбул, Турция. Время работы: ежедневно с 9 до 17 часов.

Святого Димитрия

Греческая православная церковь, которую можно найти в районе Куручешме. Она знаменита своим целебным источником. Чтобы добраться до источника, нужно пройти под темными сводами пещеры, причем чем ближе к источнику, тем идти становится все труднее, приходится пробираться практически согнувшись. Но терпение будет вознаграждено – вода источника обладает целебными свойствами и дарует излечение от многих недугов.

Небольшая по размеру и напоминает, скорее, жилой дом, нежели религиозное строение. Службы проходит только по субботам, в утреннее время, но на стук откроют в любое время и примут, словно самых желанных гостей.

Находится по адресу: Kırbas sok., No 52, Kuruсesme. Открыта ежедневно (кроме среды) с 9 до 17 часов.

Ее называют также Болгарской церковью. Находится в бухте Золотой Рог, на улице Мюрсель паша. Отличается от других тем, что обита листовым железом .

Причем вся конструкция выполнена таким образом, чтобы в случае необходимости ее можно было быстро собрать и перевезти на другое место. Построена она была для болгарского меньшинства, проживающего в Стамбуле – да и сегодня среди прихожан в основном болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены первые болгарские Патриархи.

Адрес: Balat Mh., Ayvansaray Caddesi, 34200 Fatih, Стамбул. Время работы: ежедневно, с 10 до 01.00 часов.

Святой Марии Монгольской (Кровавая)

Ее называют еще церковью Богоматери Панагиотоссы. А прозвище Кровавая она получила за кроваво-красный цвет здания, сложенного из красного кирпича.

Построена она была по инициативе Марии, дочери императора Михаила XVIII Палеолога. Марию выдали замуж за знатного монгольского хана, но и после замужества она не утратила связи с домом и пожертвовала средства на строительство.

Находится она в стороне от стандартных экскурсионных маршрутов, в туристических проспектах тоже не обозначена, так что нужно заказывать специальную экскурсию, чтобы попасть в это место. Примечательна тем, что никогда не была мечетью.

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника), с 10 до 17 часов.

Святого Пантелеймона

Была построена в 19 веке в честь святого целителя Пантелеймона. Пережила не один пожар, но каждый раз возрождалась вновь. Находится в портовом районе Каракёй. Правда, месторасположение имеет необычное – на крыше многоквартирного дома. Турки так ее и называют – «храм на крыше».

Дом этот был построен специально для христиан-паломников, совершающих путешествие по святым местам. В начале 20 века здесь размещались русские эмигранты. Церковь действующая, службы здесь совершаются регулярно, начиная с 1999 года. Адрес: Адрес: Hoca Tahsin Sоk. N:19, Karaköy, İstanbul.

Церковь ключей

Она же носит названия – Церковь исполнения желаний, или одного дня. Есть одна особенность, присущая ей – посетить ее можно только лишь первого числа каждого месяца, в любой другой день она закрыта для посещений. Несмотря на то, что она христианская, более 80% посетителей – мусульмане.

При посещении проводится любопытный ритуал. Если кто–то решит загадать желание, нужно взять небольшой ключик со столика (стоимость ключика – 1 турецкая лира) и символически закрыть им коробки, стоящие перед иконой Девы Марии, загадать желание и зажечь свечу. Говорят – все сбывается.

Адрес: Katip çelebi cad., Hacıkadın Bostanı sok No 13/15, Unkapanı, istanbul. Время работы – 1-е число каждого месяца. Стоимость билета – 5 лир, ключ и свечи – по 1 турецкой лире.

Немало любопытных фактов можно узнать из экскурсий по православным святыням, каждая церковь в состоянии поведать об истории древнего Константинополя, истории городской архитектуры. А сохранившиеся до наших дней древние фрески и мозаики доставят эстетическое наслаждение.

Новое на сайте

>

Самое популярное