Домой Зубы Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. По рассказу А

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. По рассказу А

Александр Исаевич Солженицын (1918г. – 2008г.)

Человек, писатель, философ…

Тема урока: «Жизнеописание А.И.Солженицына»

Цель урока :

  1. познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;
  2. умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;
  3. воспитание личности.

Оборудование:

  1. фильм Александра Сокурова «Узел» (видеоаппаратура);
  2. портрет писателя;
  3. записи на доске:

А) темы урока;

Б) эпиграфы;

В) словарь: Диссидент; Цюрих; штат Вермонт, Америка.

Диссидент – (уст) – тот, кто отступает от господствующего в стране вероисповедания; вероотступник.

(лат) – несогласный, противоречащий.

Г) запись основных произведений:

  1. Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.

А.Солженицын

  1. … Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит?

С.Залыгин

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. 1. Слово учителя.

В начале 1980-х годов президент Рейган пригласил на завтрак наиболее видных советских диссидентов, проживающих на Западе. Из всего сонма званых отказался один А.И.Солженицын, заметив, что он не «диссидент», а русский писатель, которому не с руки беседовать с главой государства, чьи генералы по совету ученых всерьёз разрабатывают идею избирательного уничтожения русского народа посредством направленных ядерных ударов . Выразив вежливый отказ, Солженицын, однако, ответно пригласил Рейгана, когда истечёт срок его полномочий, посетить свой дом в Вермонте и там в спокойной обстановке побеседовать о насущных вопросах отношений двух наших стран, ненавязчиво подчеркнув, что президентская должность занимается одним лицом максимально на восемь лет, призвание же российского писателя пожизненно .

2. Кто же этот человек?

Узнать этого человека нам поможет фильм Александра Сокурова «Узел» (23 минуты I части ), продемонстрированный в декабре 1998г., когда писателю исполнилось 80 лет.

  1. Появился на свет в декабре 1918г. в Кисловодске.

Отец происходил из крестьян, стал студентом, затем добровольцем ушел на первую мировую войну и был награжден Георгиевским крестом. Он погиб от несчастного случая на охоте за шесть месяцев до рождения своего единственного ребенка.

После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета (1941г . ), одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы.

Уходит на войну, с 1942 по 1945г. командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями.

В феврале 1945г. в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на 8 лет:

1 год – на следствии и пересылках

3г. – в тюремном НИИ

4г. – общие работы в политическом Особлаге.

1953г. – Рак – излечился. Чудо.

Лагерный срок окончился в день смерти Сталина 5 марта 1953г., и тут же обнаружился рак, когда по приговору врачей остается жить не больше трёх недель… однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор – не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель).

Затем был сослан в Казахстан «навечно»; однако рукотворная вечность продолжалась «лишь» три года, после чего определением Верховного Суда СССР от 6 февраля 1957г. последовала реабилитация.

После реабилитации работал школьным учителем в Рязани.

Вслед за публикацией в 11 м номере «Нового мира» за 1962г. произведения «Один день Ивана Денисовича» принят в Союз писателей, но кроме ещё нескольких рассказов и одной статьи, все написанное вынужден был отдавать с «Самиздат» или печатать в Зарубежье.

В 1969г. – из СП исключен.

В 1970г. – удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974г. – в связи с выходом 1-го тома «Архипелага ГУЛАГ» насильственно изгнан на Запад.

До 1976г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штата Вермонт , природой напоминающий среднюю полосу России.

Женат вторым браком на Наталье Светловой, у них трое детей – Ермолай, Игнат и Степан. В настоящее время – взрослые люди.

Ермолай – фенолог (изучение явлений живой природы)

Игнат – музыкант

Степан – градостроитель.

Вместо творческого труда в самом конце пережитой войны его постигают арест, тюрьма и лагерь, но:

- Страшно подумать, чтоб я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили .

1955-1968гг. - роман «В круге первом»

1955-1967гг. - повесть «Раковый корпус»

1958-1968гг. - «Архипелаг ГУЛАГ» (обозначение лагерной страны )

1963-1964гг. - 227 свидетелей

1956 - рассказ «Захар-Калита»

1959-1963гг. – рассказ «Матрёнин двор»

К 1994г. – 10 томов «Красное колесо» (повествование о революции)

! Обратимся к его представлениям о предназначении искусства в жизни людей.

Искусству, справедливо считает Солженицын, свойственен тайный внутренний свет, и весь его не дано ухватить человеку.

Солженицын полагает, что есть два типа художников:

  1. один «мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира»
  2. другой знает над собой силу высшую, не им этот мир создан
    «…
    Художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям »

? - К какому типу художников вы отнесете Солженицына?

Определяя свое понимание искусства, Солженицын размышляет над «загадочной» фразой Достоевского «Мир спасёт красота».

Домашнее задание:

  1. История создания произведения

ж №5, 89г, стр.21

  1. Лагерь, его устройство, его режим, его предназначение
  2. Социальная иерархия лагерной жизни. Её законы. Лагерники.
  3. Главный герой рассказа:

а) Автобиография – от лица Шухова.

б) Что за фигура перед нами. Какое вызывает впечатление.

5) Речевая материя, из которой создан солженицынский герой.

6) Колхозная жизнь, освещенная в произведении.

Тема урока: «Тема трагической судьбы в
тоталитарном государстве»

(повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока :

  1. на основе анализа повести проникнуть в мир человека из народа, узнать, как соотносит он себя с насильно навязанной реальностью и её идеями;
  2. выражение умений анализировать, доказывать свои мысли по поводу прочитанного произведения;
  3. воспитание творческого читателя.

Оборудование:

  1. портрет автора;
  2. эпиграфы к теме;
  3. словарь: тоталитаризм, праведник

Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, физической ликвидацией конституционных свобод и прав.

Праведник – 1. человек, живущий согласно заповедям, предписанными какой-либо религией;

2. тот, кто руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

Какую ниву палачи топтали,

Давили беспощадным колесом.

О, если б все замученные встали

И рассказали правду обо всём.

В.Боков

Мне очень повезло, что я был в лагере и, главное, что я выжил там.

«Я» выжило, чтобы найти себя в искусстве и оживить в нём лики тех, кого упрятали за алфавитно-цифровыми знаками.

А.Солженицын

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа над речевым дыханием «Старт»

III. Экспресс-опрос (по прочитанному дома произведению)

  1. Назовите полное имя главного героя повести (Иван Денисович Шухов )
  2. Лагерный номер Ивана Денисовича (Щ-854 )
  3. В какие годы происходят события, освещенные в произведении?

(50-е годы )

  1. Сколько лет главному герою произведения?
  2. Перечислите героев произведения, их род занятий на свободе (0,5б за каждого )

IV. 1. Слово учителя, переходящее в анализ произведения.

Беседа сопровождается комментированным чтением текста.

Самое сильное впечатление производят на нас мысли Шухова, переданная монологической речью тайна его внутренней жизни.

Начнём, пожалуй, с мысли, до которой додумался Иван Денисович.

Окончился рабочий день, все возвращались в лагерь.

И вот эта мысль:

«К вахте сходятся пять дорог…» (стр. 77 ) текст.

По завтрашним улицам ходят на работу градостроители – рабы: утром – на объекты, вечером – обратно.

Зэки ходят по лагерному правилу, руки держа сзади, а голову опустив.

Колонны идут, как на похороны «и видно тебе», - досадует Иван Денисович, - только ноги у передних двух-трёх да клочок земли утопленной, куда своими ногами переступить.

Ни на секунду не прекращается мыслительная активность Ивана Денисовича Шухова.

Он хронометрирует лагерное время по часам и минутам.

2. … Лагерь. Его устройство, его режим, его предназначение.

За колючей проволокой течёт жизнь.

Что же спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

Как всегда причастность к сообществу людей. Здесь это бригада, анналы семьи в вольной жизни. Отец-бригадир…

Бригадир в лагере – это все… (стр. 30, стр.34 )

3. Социальная иерархия лагерной жизни. Её законы.

Лагерники (Буйновский Цезарь)

Закон-тайга

  1. Главный герой произведения

а) Автобиография (индив)

б) Как попал в лагерь?

в) Что за фигура перед нами. Какое впечатление производит

г) Речевая материя, из которой создан солженицынский герой

  1. Колхозная жизнь

Выводы, обобщения.

Лагерная жизнь, как она ни регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто сырые зэки.

? Что же выбрал Шухов?

Тихо и незаметно для всех стал праведником.

Каждый день и час приходилось выбирать между добром и злом, силой и слабостью, достоинством и унижением.

Самое трудное в выборе – найти опору.

! И снова читателем охватывает чувство абсурдности происходящего по воле лагеря: молодой поэт почему-то в лагерной больничке дописывает стихи недописанные на воле.

Крестьянин Глухов с войны привезён на лесоповал.

Да и сами охранники, конвойные, русские люди, которым в мороз стоять на вышках и охранять кого? И зачем?

? Что за разбойничья орда захватила страну и направила одну часть народа на другую?

! Тема ответственности народа и её руководителей за настоящее и будущее страны.

Итоги урока

Домашнее задание :

1. Найдите начало действия, завязку сюжета

2. Кто они, главные герои рассказа

Групповые задания :

I. Повествователь

II. Матрёна

Тема урока: «Не стоит село без праведника»

Цель урока :

1) проследить, каким показан образ «величавой славянки» в произведении А.И.Солженицына;

2) развитие монологической речи, умение поддержать диалог;

3) воспитание личности.

Оборудование:

1. портрет писателя;

2. записи на доске.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

Исследование русского характера продолжалось и в других произведениях А.И.Солженицына конца 50 х – н.60 х годов.

В первоначальном варианте произведение называлось «Не стоит село без праведника», а действие в нём происходило в 1956 г. (в опубликованной редакции события развивались в дохрущёвское время в 1953 году). Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный смысл.

III. Беседа по содержанию произведении.

На каком событии концентрируется сюжет произведения?

На 184 ом км от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани

Что мы узнали о повествователе?

Прошёл путь к «Матрёниному двору» «из» пыльной горячей пустыни, где «задержался годиков на десять». Осуществить свою мечту вернуться в «нутряную» Россию ему удается, когда в стране начало «что-то страгиваться…» (иносказания об освобождении из лагеря, памятная «лагерная телогрейка». Долгие годы не поселили в душе рассказчика злобы…)

Что вы узнали о жизни Матрёны?

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой. Темнота, необразованность. Воспоминания о молодости Матрёны о том, что в молодости она «по пять пудов тяжестью не считала», а однажды «за узду схватила, остановила сани»

Некрасовкая героиня:

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет – спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Героиня оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти.

Кульминацией во внешнем и внутреннем сюжетных планах является момент гибели Матрёны на переезде.

Матрёна всё равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями», для которой «добро» - понятие материальное.

Матрёна – Фаддей

Среди своих односельчан Матрёна остаётся «непонятой», «чужой».

В финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «… она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Обзор «Архипелага ГУЛАГ».

Домашнее задание :

Список литературы:

1. №5, 1990г. Литература в школе

Один час, один день, одна жизнь человека в произведениях А.И.Солженицына

2. Акимов «На ветрах времени»

3. №5, 1989г. Литература в школе

Александр Солженицын: путеводитель

4. №4, 1997г. Один день…

Конфликт временного и вечного в повести «Один день…»

5. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №17-18 1993г.


1. Освещение советской идеологии в сегодняшние дни.
2. Писатель и публицист — разница в описании исторического хода событий. Солженицын как летописец советской эпохи.
3. Человек в тоталитарном обществе.
4. Что есть человеческая жизнь при авторитарном устройстве политической власти?
5. Свобода человека как условие его жизни.

На книжных полках магазинов сегодня очень много литературы, посвященной советской эпохе, а скорее ее разоблачению. Но не всегда авторы исторически достоверны, основываясь на мемуарах и рисуя исторический ход событий. Сегодня модно очернять тот режим. Но тем не менее не стоит уподобляться большевикам и делить весь мир только на черное и белое. Да, было много плохого и память поколений призвана не допустить повторения тех событий. Но не стоит забывать о том, что это наша история, и из нее следует делать уроки. Сложно разобраться сегодня, где правда, факты, приведенные в четком соответствии с действительностью, а где они немного или в изрядной степени преувеличены вымыслами и многими домыслами.

Если читать Солженицына, то можно быть уверенным, что, описывая судьбы своих героев, он нигде не исказил истины. Он не протестовал сам и не делил все только на черное и белое, кидаясь в крайности, а просто писал о том, что было, оставляя при этом за читателями право выбора, как относиться к описываемым людям и событиям, происходящим в зависимости или вне воли героев. Солженицын не ставил своей задачей только описать быт лагерей или законы, по которым жили зеки — он писал о жизни людей по эту и ту сторону колючей проволоки. Так он сделал и в повести «Один день Ивана Денисовича», сопоставляя «сегодняшнюю» жизнь Шухова и его воспоминания о доме. Такие переходы дают нам, читателям, возможность вспомнить о том, что Шухов, да и любой зек в лагере, в первую очередь человек. Только у каждого свои привычки, сильные или слабые черты характера, свои способы приспособления к жизни. В советское же время у этих людей, а для власти скорей «недочеловеков», не было имен. Это были лишь Ю—81, Из—202... А люди считались только бесплатной рабочей силой, которая и выстроила большие индустриальные центры Сибири. Архипелаг ГУЛАГ — это не Соловки или Магадан, это вся страна. Да. Таковы факты истории, и от них не уйдешь. Но все государство представляло собой один большой лагерь, в котором отец отрекался от сына, а сын — от отца. Здесь сажали людей, если они возвращались на Родину, и не важно, какими путями они оказались за ее пределами. Яркий тому пример — эстонец, который был вывезен в детстве родителями в Швецию и вернулся позже сам на родные побережье. Здесь такие сильные, умные, смелые, ловкие и с природной хваткой люди, как бригадир Тюрин, пропадали в этих же лагерях. Он был сыном кулака, добровольцем ушел в Красную Армию. Это ли не парадокс, который оказался ненужным советской машине? А ведь к тому же бригадир был отличником боевой и политической подготовки. В этом государстве вера в бога была преступлением (Алешка — баптист, получивший за свои религиозные убеждения 25 лет срока).

Эти люди, дела которых, по сути, были сфабрикованы, попадали в царство произвола, насилия и безнаказанности. Только вот безнаказанность была позволена надсмотрщикам или тем, кому при носили щедрые посылки. И тогда зек, сумевший подмазаться, становился хозяином положения. Он мог даже сидеть вместе с охраной и играть с ними в карты (цыган Цезарь). Но здесь опять же каждый волен сам за себя решать: быть, как Шухов, который останется голодным, но не прогнется ни под чьи интересы, или, как Фетюков, который был готов пресмыкаться перед любым, чтобы тот, как бы невзначай, обронил окурок.

Тоталитарный механизм ровнял всех под одну мерку, а шаг влево или вправо считался предательством. Нужно было слепо следовать тем моделям поведения, которые навязывались властью. Любое отступление от этих установленных правил грозило обернуться, если не физической расправой, то унижением человеческого достоинства и лагерным сроком. Уровень жизненной стойкости духа тоже был неодинаков. А зависел он лишь от моральных установок: сильный человек выживет, приспособится, а слабый — погибнет, и это неизбежно.

Что значила для авторитарной системы человеческая жизнь? При условии, что государственная машина переселяла целые нации, влияла на географические соотношения в мире, практически подстраивала под себя весь научный потенциал (хотя развитие науки и политической системы вряд ли может быть так связано) и истребляла мыслящую интеллигенцию. Примеров таких искореженных и поломанных судеб только официально около двенадцати миллионов, а среди них — простых и безымянных — такие видные ученые как Н. И. Вавилов, поэт Н. С. Гумилев. Солженицын же пишет не о светилах науки, не о гениях полководческого искусства, не о великих поэтах, а об обычных людях, из судеб которых складывается история страны. Солженицын не позволил себе домысла, он написал портрет всей страны того времени, уместив его в рамки только одного лагеря, где человеческая жизнь была лишь статистической единицей, а не судьбой человека с его корнями, семейными традициями...

Солженицын, описывает жизнь лагеря изнутри, опровергая одновременно советскую догму, что человек повинен даже в сказанном, если сказанное не совпадает с официальной идеологией. Эта жизнь предстает перед нами с бытовой детализацией, переживанием чувств героя (страх, тоска по дому или голодное урчание желудка). Читатель задумывается о том, освободят ли Шухова, и каким был бы его второй день, и как сложится судьба остальных героев повести? А ведь судьба Шухова — это судьба миллионов таких же осужденных. Сколько их, таких Шуховых, на русской земле?

В тоталитарном государстве для человека нет свободы. А свобода есть начало любого творчества, начало настоящей жизни и бытие вообще. Тоталитарные силы убивают в человеке стремление жить, потому что жить по чьим-то указаниям невозможно. Диктовать свои условия может только сама жизнь, а регулировать отношения в обществе должна не кучка людей, занимающих высокие посты в партийном аппарате, а само общество в соответствии с духом времени и культуры.

Урок по творчеству А.И.Солженицына.

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (по повести «Один день из жизни Ивана Денисовича») 11класс
Оформление урока : слайды - портрет писателя, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Цели урока : вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу повести «Один день из жизни Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением повести; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Солженицын стал кислородом нашего не-

продыхаемого времени. И если общество

наше, литература, прежде всего, еще ды -

шат, то это потому, что работают солжени-

цынские меха, качают воздух в задыхающу-

юся, обезбожившуюся, себя почти потеряв-

шую Россию.

В.П.Астафьев

Ход урока


  1. Слово учителя.
Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..

Ни одна из трех «ролей» ему не подходит.

Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», роман «В круге тпервом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников» и … принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Казалось, что справедливость восторжествовала.

…Но в один их февральских дней 1974 года _в связи с выходом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАК») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт –на-Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

Солженицыну был 55 лет.

Что же о нем известно?


  1. Индивидуальные сообщения учащихся.

  1. Солженицын родился в 1918 году в г. Киселевске.
Со стороны отца писатель происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семенович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую войну, был награжден Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Таисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924году Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в Ростов-на –Дону.

В школе юный Александр Солженицын - староста класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.

2. А.И.Солженицын- образованнейший человек. Он окончил физико - математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).

В 1041году А.И.Солженицын стал солдатом, потом курсантом офицерской школы в городе Костроме.

Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую боевую характеристику дал генерал Травкин командиру «звукобатареи» Солженицыну: «… Солженицын был лично дисциплинирован, требователен… Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-ой степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) –вторая фронтовая награда.

И вдруг… арест, восемь лет в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАК». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем). Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем восстания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочинивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен.

В 1952 году лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закончилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент уже мертвецом. Я так и приехал сюда- умирать. А меня вернули пожить ещё»,- так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сегодняшнего дня уверен: «Пока я пишу- у меня отсрочка».

3.Литературный дебют А.И.Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир»(1962г.) была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу же ставшая классикой «лагерной прозы». Первоначальное издание повести «Щ-854 (Один день одного зэка)».

А.Т.Твардовский (в то время главный редактор журнала «Новый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен…Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного культа…культа личности…»

Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Денисовича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично…Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско- германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».(П.Паламарчук).

3.Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисовича».

Январь. 1951год.

4. Думаем и размышляем над прочитанными страницами.

1. Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

Работал и жил Шухов в деревне Темгенево, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А был вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю … И так их помалу немцы по лесам ловили и брали… Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине – и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же это задание – ни Шухов сам не смог придумать, ни следователь. Так и оставили просто- задание».


  1. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?
«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь -хоть поживешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

3.Что же за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести человек.»

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику- июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время-июль: крапиву в котел секут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то холодная- она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена…Каша не каша, а идет за кашу».

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина, в которой и Шухов, собирается на работу… Бесконечные проверки досмотры.

Иван Денисович Шухов- мастер на все руки. Он и каменщик, и резчик, и печник. Работает с азартом, не чувствуя мороза. Вот как описывает заключенного автор: «Мастерски захватывает Шухов дымящий раствор… Раствора бросает ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но осторожно хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерски разровняв, - шлеп туда шлакоблок… И уже схвачен, примерз…

Но они (заключенные) ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше…»

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки… Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обманул, теперь отбывает срок тихо».

Баптист Алешка и капитан и капитан Буйновский сидят 25 лет;

Бригадир Тюрин в лагере за то, его отца записали в кулаки.

Сидит эстонец, которого ребенком увезли в Швецию, а взрослым он вернулся на родину.

Кинорежиссер Цезарь Маркович… Шестнадцатилетний юноша Гопчик…Коля Вдовушкин, бывший студент литературного факультета И многие-многие другие!

6. А.Солженицын писал лагерный мир одним днем. И каким?

Герой повести считал день удачным, почти счастливым.

«На дню у него (Шухова) выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали… бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался… И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

От таких дней становится жутко.

7. Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

5. Обобщение

Нет, невозможно заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий - трагедия целого поколения.


6. Домашнее задание

Напишите свои раздумья о повести «Один день Ивана Денисовича».

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие героиреальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.

    • Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов «Русские символисты». В сборниках «Шедевры», «Это – я», «Третья стража», «Городу и миру» он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью. Он мог создавать самые […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
  • А. Солженицын показал в своей повести один день жизни своего героя – Ивана Денисовича Шухова – от раннего подъемы до отбоя. Однако «разрез» этого сжатого, сконцентрированного во времени существования позволил писателю сказать так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении 3653 дней, что мы можем составить полнейшее представление о лагерной жизни героя.

    Обобщение проявилось и в способе типизации: прототипами центрального героя стали и реальный Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель, который сам был лагерным заключенным. Прообразами Шухова были также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

    Мы видим длинную колонну людей в бушлатах, прикрывающих лица тряпками от мороза. «Идут зэки размеренно, понурясь, как на похороны», освещенные в тусклой мгле светом прожекторов, огороженные со всех сторон вековой стеной, обозреваемые с высоких сторожевых будок. А по бокам через каждые 10 шагов ступают конвоиры.

    В лагере, изображенном писателем, своя строгая и четкая иерархия: есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковый , «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной крученой плеткой); есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»); есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы (есть «хозяева», «шестерки» (н-р, Фетюков, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные столовые миски, из плевательницы окурки выгребает), «сачки» (околачиваются в лазарете), «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные. Одного зовут Шкуропатенко, и уже фамилия его повергает в ужас и уныние.

    Однако автора интересует не только и не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключенных, которые не роняют себя и сохраняют свое лицо. Этостарик Ю-81 , который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», но при этот не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» х-123 , убежденный фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин , бывший узник Бухенвальда, состоявший в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы продолжить мучения в советском лагере. В тихом Киевшине есть что-то дерзкое и крепкое, упрямое и, безусловно, героическое.

    Это латыш Ян Кильдигс , находившийся в лагере два года из отмеренных 25, прекрасный каменщик. Не потерявший склонности к шутке. Алешка-баптист , чистый сердцем и опрятный юноша, носитель высокой веры и смирения. Молится о духовном, убеждён, что Господь снимет с него и других «накипь злую».

    Буйновский , бывший капитан второго ранга, командовал на миноносцах, ходивший вокруг Европы «Великим северным путём», отчего губы его истресканы, но сам он держится бодро, хотя на глазах «доходит». С ног валится, а трудится честно, по словам Шухова, – «как мерин добрый». Способен в трудную минуту принять на себя удар. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток строго», а значит, после промерзшего каменного мешка на всю жизнь здоровья лишится.

    Тюрин , в прошлом крестьянин, но в лагере 19 лет сидит как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность теперь у него бригадирская, но для заключенных он словно отец родной.

    Цезарь Маркович , бывший кинорежиссёр, бесконечно далёкий от жизни, живущий отвлечёнными и неуместными в лагере эстетическими проблемами, умеющий уйти от грубой реальности зэковского быта.

    Но всё же в центре повествования Солженицына всё время остаётся заключённый Шухов , 40-летний крестьянин, отец двух детей, лишившийся любимой работы на земле (родом из деревни Темгенево, в средней полосе России). Ушёл на войну 23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, закончившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова, а потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подписал». Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. Так Иван Денисович оказался сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где он стал номером Ш – 854.

    Уже восемь «лет перемалывается» в сталинской адской лагерной машине Иван Денисович, усваивая дикие её нравы и законы, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика. Важно не возвращаться к тревожным мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащённый лагерным опытом, Шухов остаётся верен своей твёрдой нравственной основе, проявляя порядочность и честность.

    Солженицын находит очень точное, весомое слово для характеристики положения и состояния своего героя: Шухов «чем дальше, тем крепче утверждался».

    Во многом герою помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он работает за колючей проволокой добросовестно. Иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни. И мы захвачены той самоотдачей, тем увлечением, которые переживает Шухов, когда составляет трубные колена, чтоб не дымило, когда занят кладкой стены. И вроде бы заурядный человек поражает природной мудростью, естественностью, ясным взглядом на жизнь.

    Не случайно критики склонны были сопоставлять Ивана Денисовича с Платоном Каратаевым, а спор Шухова с Алешкой-баптистом сопоставляли со спором Ивана и Алеши Карамазовых.

    Просветленная мудрость, тихая терпеливость и жизнестойкость помогли Шухову одолеть роковой ад фашистского плена и не менее страшный ад советский лагерей, чтобы вернуться в свой дом Человеком.

    Лагерь оказывает губительное воздействие на личность. Многие не выдерживают, ломаются, гибнут. В тусклых лучах гулаговских прожекторов все видится искаженно, как бы раздваивается. С одной стороны , работа в бригаде объединяет людей, с другой – порабощает, заставляет чувствовать себя стадом.

    Даже пейзаж, увиденный глазами заключенных, приобретает другие краски. «Было все так же темно в небе, с которого лагерные фонари согнали звезды. И все так же широкими струями два прожектора резали лагерную зону», – пишет Солженицын об исчезающей на глазах красоте, к которой прикоснулась жестокая и суровая сила зла. Не может быть прекрасным ландшафт, на который смотрят из-за колючей проволоки.

    Опубликованная в 1962 году, в период «оттепели», повесть вызвала огромный читательский резонанс, получила мировую известность и оказала мощное воздействие не только на литературу, но и на ход отечественной истории.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное