Домой Сердце К какому художественному образу относится серенада. Значение слова «серенада

К какому художественному образу относится серенада. Значение слова «серенада

Исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Серенада. 1, ор. 11 , И. Брамс , Серенада. 1, ор. 11, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: оркестр Тональность: Ре мажор Длительность: 45 Воспроизведено в оригинальной авторскойорфографии издания 1857… Категория: Ювелирное искусство Издатель:

СЕРЕНАДА

СЕРЕНАДА

(ит. serenata, от sera - вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается.

СЕРЕНАДА

Литературная форма, род песни, перенятая у трубадуров; каждый куплет оканчивается провансальским: sera - вечер.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

СЕРЕНАДА

вечерняя или ночная песня, исполняемая под аккомпанемент струнного инструмента.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

СЕРЕНАДА

ит. serenata, франц. serenade, от ит. sera, вечер; от лат. serus, поздний. Пение в Италии под окнами любимых или уважаемых особ.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

СЕРЕНАДА

итальянское название песни, которую поет возлюбленный под окном своей милой, от слова сэра - вечер; отсюда всякое вообще музыкальное произведение нежного характера.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

Сборный словарь иностранных слов русского языка


Значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

серенада

серена ́да

ж.

1) Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).

а) Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе.

б) Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля.

в) Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

СЕРЕНАДА

(франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

серенада

СЕРЕНА́ДА, -ы, ж.

1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

2. Род лирического музыкального произведения.

Малый академический словарь русского языка

франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Serenade, Ständchen

\1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" - см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. композиторы.

\2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. Образцами С. могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из "Думок" для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример - С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов - мандолины, лютни, гитары.

\3) Циклич. ансамблевое инстр. произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).

В числе авторов инстр. циклич. С. - М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), А. Дворжак (ор. 22 - для струн. оркестра, ор. 44 - для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 - 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 - для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. оркестра) и др.

\4) Сочинение для пения с инстр., б. ч. орк. сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" - "Il pomo d"oro" Чести), с другой - с торжеств. кантатами. В числе подобных С. - "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d"Ercole e d"Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.

Эталоном поведения влюбленного мужчины считалось в средневековые времена исполнение песни для понравившейся особы под ее окном или балконом. Как появилась такая традиция, сложно сказать. Однако некоторые сведения о правилах ее исполнения сохранились. Что такое серенада, кто пел ее?

Песни бродячих музыкантов

Владение тайной сложения звуков в приятную слуху мелодию, исполнение оной на музыкальных инструментах во все века уважались и приветствовались во всех странах мира. Талантливые поэты и певцы ходили по городам и поселкам, радуя и удивляя жителей своим искусством. В разных местностях их называли по-своему:

  • древнегреческих странствующих поэтов - рапсодами;
  • певцов североевропейских народов - бардами;
  • в Испании, Италии - трубадурами;
  • в Англии и Франции - менестрелями.

Путешествуя, музыканты не только зарабатывали себе на жизнь, развлекая общество своими выступлениями. Они знакомились с обычаями и творчеством в других странах, переносили некоторые элементы культуры от одного народа к другому.

Что такое серенада в музыке?

Определение однозначно сообщает, что это любовная песня, исполняемая трубадуром на открытом воздухе. Под сопровождение мандолины, лютни или гитары свои изысканные и благородные чувства к прекрасным дамам выражали рыцари. Некоторые из них могли вечерами напролет выводить голосовые рулады о любви без устали. В противовес утренним воспеваниям, альборадам, серенады пелись по вечерам, что и отразилось в названии жанра.

Рыцарские времена закончились, а романтическая традиция ночных любовных концертов осталась. А если поклонник дамы не обладал вокальными и поэтическими талантами, ему не возбранялось нанять для выражения своих чувств трубадура или целый ансамбль профессионалов.

В дальнейшем появилась музыка в любовном стиле, написанная для небольших оркестров. Обычно такое сопровождение заказывали более знатные и богатые влюбленные.

В дальнейшем, когда традиции несколько изменились, на вопрос о том, что такое серенада, можно было ответить, что это спокойные мелодии в исполнении камерного оркестра, сопровождающие почтенный семейный отдых на свежем воздухе.

Как изменилось искусство трубадуров?

В свое время на заказ писали серенады для оркестра Гайдн и Моцарт. Затем жанр, постепенно угасая, трансформировался в серенада в музыке сегодня? Это вокальное произведение для исполнения в сопровождении камерного оркестра. Среди наиболее популярных композиций назовем «Серенаду» Ф. Шуберта, слова которой взывают о любви: «Песнь моя, лети с мольбою в час ночной…»

Романтичные традиции для приватного ночного концерта

Как для рыцаря, так и для любого влюбленного существовал неписаный свод правил поведения, своеобразный сценарий. Ведь что такое серенада, знала не только каждая девушка Музыку слышали жители окрестных домов, поэтому все должно было происходить соответственно традициям. Притом дамы не просто сидели на своих балконах, созерцая происходящее. Они могли громко вздыхать и подбадривать певца или освистать и прогнать. Итак, рыцарю (поклоннику, решившемуся на открытое выражение симпатии) полагалось:

  • научиться петь под гитару и слагать стихи;
  • одеться соответствующим случаю образом;
  • запастись букетом свежих цветов;
  • встать под балконом дамы или под ее окном в пределах слышимости и видимости;
  • взять первые аккорды и дождаться какой-то реакции «предмета обожания» (шевеления занавесей, громкого вздоха или возгласа одобрения);
  • начать представление, восхваляя ее красоту, стройность стана, доброту души и свою любовь к обладательнице всего этого.

Что такое серенада? Это приватное общение влюбленных в средние века. Если номер и его исполнитель (заказчик песни) понравится даме, она покажется в окне или выйдет на балкон, кинет рыцарю многозначительный взгляд, цветок или (тайком от чужих глаз) Рыцарь обязан подняться по ней, независимо от высоты, с которой она была спущена. В любом случае заготовленный букет необходимо подарить даме, хотя бы забросив его в окно.

Если песня трубадура, серенада, музыкальная композиция в исполнении ансамбля не вдохновляла девушку, она могла осмеять исполнение, отвернуться и уйти, громко хлопнув дверью.

Настойчивый поклонник появится утром и споет любимой альбораду.

serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс , Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, родственная кассации, дивертисменту и ноктюрну, и главным образом сочиняемая в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют в XX столетии. Обычно такие сочинения легче чем другие сочинения из многих частей для большого ансамбля (например, симфония), где мелодичность более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Напишите отзыв о статье "Серенада"

Литература

Отрывок, характеризующий Серенада

– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.

Новое на сайте

>

Самое популярное