Домой Стафилококк Мысль семейная. Урок-исследование по литературе

Мысль семейная. Урок-исследование по литературе

«Судьба человека Шолохов» - Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу? Михаил Шолохов. Значение рассказа «Судьба человека». Я знал, что ты меня найдёшь! викторина по рассказу М. Шолохова "Судьба человека". М.Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984). «Судьба человека» - рассказ-эпопея. Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

«Донские рассказы» - Добрым или злым, милосердным или жестоким? Война заставляла одни народы истреблять другие. М.Волошин. «Русская революция». Цели. Вопросы для размышления. Где происходят события? Во имя грозного закона Братоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

«Писатель Михаил Шолохов» - Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. 1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда». «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. «Подступ к большому разговору о большой войне». Долго был продработником. 21.02.1984 Смерть писателя. В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.

«Жизнь и творчество Шолохова» - Фото из семейного альбома. 1933 год – выходит первая книга романа „Поднятая целина“. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище. 1941 роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени 1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию 1943-1944 печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.

«Тихий Дон образы» - Мысль семейная Натальи Мелеховой. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается в сложном поединке с судьбой. Выполнила. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Выполнила: ученица 11 класса Судакова Юлия.

«Шолохов Михаил Александрович» - Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. Михаил Александрович Шолохов. А.И. Солженицын. Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах. В июне 1973 года в Болгарии Михаил Александрович получает орден Кирилла и Мефодия I степени.

Всего в теме 26 презентаций

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему: «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа

Цель:

Выяснить, на чем основано счастье семьи;

Сформировать умение анализировать эпизоды;

Продолжить развитие творческих способностей учащихся анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения;

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ);

Оборудование:

Шолохова;

Панно с цветущей яблоней;

Компьютер, проектор;

Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцены «На сенокосе»;

Иллюстрации к роману художника;

На доске написаны тема урока и эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ;

Ход урока:

1. Слово учителя:

2008 год в России был Годом семьи. Семья – ячейка любого государства, основа человеческой жизни. Московский митрополит Филарет сравнивает государство с деревом, а семью с его корнями. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, нужно, чтобы корень его был крепок»,- учит святитель.

А что же нужно человеку, чтобы его семья была крепкой и счастливой?

(Ответы учащихся: дети, любовь, здоровье, счастье, взаимопонимание , уважение, мудрость, работа и т. д. – записываются на отдельные листы и прикрепляются к корням цветущей яблони (панно доске).

Учитель: Когда –то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», с ним согласен и. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Мы с вами должны выяснить, как Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье? Давайте, ребята, войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим.

2. Проверка домашнего задания. (Найти сцены счастливой семейной жизни и проанализировать).

Выразительное чтение отрывков.

(Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)

«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, гл.2,с. -10)

«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1,ч.5,гл.13,с.-596)

3. Ролевое чтение сцены «Рыбалка». (2гл., с.-11)

Учитель: Итак, давайте с вами сделаем вывод: какую же роль играет семья в романе М. Шолохова «Тихий Дон»?

(Ответы учащихся): Шолохова связана с донской землей, он очень хорошо знал специфику казачьей семьи, поэтому не зря центральное место в романе занимает семья Мелеховых. История этого рода дает представление о крестьянском укладе жизни, о нравах, о традициях казачества. Нравственное единство семьи является идеалом для автора.

4. Анализ эпизода сцены «На сенокосе».

Учитель: по роману «Тихий Дон» сначала С. Герасимов, а потом С. Бондарчук сняли замечательный фильм. Посмотрим эту сцену (видеоролик из фильма). Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод, послушаем его.

(Ответ ученика)

Исстари повелось, что на покос выходят всем хутором. Косцы и гребельщицы одеваются как на годовой праздник. Это мы видим и в семье Мелеховых. Труд их объединяет. Посмотрите, с какой любовью готовится к работе Пантелей Прокофьевич. Прежде чем начать работу, по русскому обычаю, крестится на беленький стручок далекой колокольни. Он, как полагается в семье идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что крестьянская работа доставляет им радость и удовольствие. После тяжелого труда все вместе вечеря ют: «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Шолохов показал хронику нескольких поколений, семей

из разных социальных слоев: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Астаховы, Лесницкие. Семья Мелеховых представлена через описание нескольких пар.

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

(Ответы учащихся): У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается.

Учитель: Шолохов не всегда идеализирует казачью семью. Приведите, ребята, примеры насилия и жестокости в семье.

6. Художественный пересказ эпизодов.

(Ответы учащихся): «надругательство отца над юной Аксиньей, зверское его убийство», «жестокое обращение Степана с Аксиньей», « приставания к Наталье родного брата».

Учитель: Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А. Куприн говорил, что «любовь - это дар божий, который дается один раз в жизни и который нужно перед Богом заслужить». Григорию повезло: рядом с ним две любящие женщины: Аксинья и Наталья.

7. Дискуссия. Кого же любит Григорий?

(Ответы учащихся): Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и его дети. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинами, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим, как Аксинья воспитывает детей Григория и молится за него. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится Мишка Кошевой, убийца брата.

8. Тестовая работа. Подготовка к ЕГЭ (см. тест)

9. Исследовательская работа.

Учитель: к сегодняшнему уроку свое исследование проводила группа учеников, которая должна была ответить на вопрос: Кто из предшественников М. Шолохова изображал в своих произведениях

семейные отношения?

(Ответ учеников):

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных. Мы видим, что еще в древности семейные отношения стали предметом изображения в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Герои счастливы, потому что живут по Божьим заповедям, творят добро, хранят любовь и верность.

В повести «Старосветские помещики» с искренним чувством показал нам семью, вызывающую восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна преданны друг другу, милы и приятны своей душевной чистотой и взаимной любовью.

Такие же прочные отношения мы видим у в «Капитанской дочке». Семья Мироновых и семья Гриневых – два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети, Петр и Мария, видели постоянно пример родителей, воспитывались по заповедям Божиим, знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле», поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду, во всем уповали на Бога и были счастливы.

В романе «Война и мир» рассказывает о разных семьях: это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских, и представители московского дворянства Ростовы, и лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Куракиных.

(Ответ 2 ученика): Тема семьи волновала не только писателей, но и художников. Давайте совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где в небольшом уютном зале выставлены полотна великих мастеров живописи.

(Показ презентации)

10. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Что сближает литературные произведения предшественников Шолохова с «Тихим Доном»?

11. Оценки.

12. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня уроке мы увидели семью в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока мы вновь обращаем свое внимание на наше панно с цветущим деревом, хочется, чтобы и ваши, ребята, деревья были с такими же крепкими корнями, спелыми и сочными плодами.


Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь это не только люди, которые нас поддерживают, оберегают и любят, но и дом, где нас всегда ждут с нетерпением. Семья является надежной защитой от любых бед и невзгод. Она дарит тепло, уют и уверенность в светлом будущем.

В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохов поднимает одну из вечных проблем -проблему семейных ценностей и их влияния на судьбу отдельного человека и историю целой страны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В жизни каждого народа существуют неоспоримые ценности - земля, нравственность, семья, особенно сильно они укрепились в жизни казачества. Поэтому семья - основа народной жизни в романе.

Родственные связи и семья имеют огромное значение для казаков. Потому закономерно и начало романа, где автор рассказывает об истории рода Мелеховых. Здесь четко прослеживаются фамильные черты, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом подчеркивается связь, существующая между героями. Но постепенно в эти отношения вторгается война. Начало 20 века становится страшным испытанием для всего казачества. Народ переживает тяжелейшие события: революцию, гражданскую войну, восстания. И разумеется, они определяют судьбу всех героев. Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своему сыну. На поле боя мысли Григория Мелехова были устремлены к родному дому, который ждет его возвращения.

Поражение белой армии стало концом белого движения, а вместе с тем и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В измученном сердце Григория многие ценности утратили свой смысл, и лишь трепетное отношение к семье и Родине осталось неизменным. Не случайно М. А. Шолохов заканчивает роман встречей отца с сыном. Таким образом, он дает надежду на создание героем теплого семейного очага, который не затухнет никогда.

Обновлено: 2018-11-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

Известны слова Л. Н. Толстого о том, что в «Войне и мире» выражена «мысль народная», а в «Анне Карениной» — «мысль семейная». Но вы, безусловно, понимаете всю условность подобного «разделения»: «мысль народная» и «мысль семейная» нашли единое воплощение в обоих романах Толстого. Роман М. Шолохова «Тихий Дон» также соединяет эти темы.

Как вы помните, отношение Л. Н. Толстого к войне было сложным. Он одним из первых в мировой литературе (одновременно с французским писателем Стендалем) показал истинное, негероическое лицо войны в «Севастопольских рассказах», разоблачил театрализованность наполеоновских сражений в романе «Война и мир». Однако во взглядах на причины войны писатель был фаталистом, считая, что объективный ход истории непостижим для человека. Более того, справедливая, освободительная война для писателя имеет высокое значение, так как способна сплачивать нацию, разрушать условные социальные и культурные перегородки между людьми. Единым «миром» выступает русский народ против Наполеона, в одном строю оказываются мужик Тихон Щербатый и князь Андрей Болконский, «графинечка» Наташа Ростова, сбрасывающая свое приданое с подвод, чтобы уложить больше раненых, и полководец Кутузов, мудро выжидающий, когда сила народного гнева превысит мощь и профессионализм захватчиков.

В отличие от Толстого, М. А. Шолохов категорически и однозначно не приемлет войны — ни Первой мировой, ни тем более Гражданской, братоубийственной. Главное его обвинение войне состоит в том, что она разрушительна для основы основ человеческой жизни — для семьи. Вспомним, что повторное сближение Григория и Аксиньи произошло после того, как герой вновь вынужден был оторваться от семьи и детей, чтобы сражаться со своими же кровными братьями. Война отняла у Дарьи ее мужа, и покатилась она по наклонной, все более теряя чувство ответственности перед семьей и домом. Война провела границы через курени и хутора казаков. Мишка Кошевой убивает деда Гришаку, палит курень Коршуновых; озверевший Митька Коршунов, растерявший остатки души в карательных операциях, в отместку вырезает семью Кошевого (после этого случая автор теряет интерес к Митьке: мы не знаем, как сложилась его дальнейшая судьба). Сколько зарождающихся семейных пар погубила война! Большевик Илья Бунчук и Анна Погудко, дворянин Евгений Листницкий и вдова его друга Ольга Николаевна, овдовевший Григорий Мелехов и Аксинья. Война по Шолохову — губительна для народа, поскольку заставляет брата идти на брата, опустошает человеческие души, рушит семьи.

Но несмотря на это, именно в семенных, кровных узах видит писатель спасение от разрушительной стихии братоубийства. Любовь соединяет Дуняшу Мелехову и некогда друга, а ныне заклятого врага Григория — Мишку Кошевого. Причем Дуняша, любя своего мужа, предупреждает брата о грозящей ему смертельной опасности, а затем, а отсутствие Григория, воспитывает его детей. Да и Мишка не переносит свою ненависть к Григорию на его сына, может быть, не случайно названного автором Мишаткой. Ильинична, когда-то проклявшая убийцу своего сына Петра, жалеет Кошевого после того, как он остается круглым сиротой. Она принимает его в своем доме. Вообще, именно женщине выпадает в романе Шолохова невыносимо тяжелая, но достойная доля — соединять распавшиеся звенья кровных связей, спасать мужчин, душевно искалеченных войной, примирять противников.

«Мысль семейная», как она выражена в эпопее Шолохова, отвечает и на один из самых тяжелых вопросов, заданных его произведением: какова будет судьба русского казачества после Гражданской войны? Исчезнет ли оно как часть нации или сохранит свои уникальные традиции, нравственные принципы, уклад? Конечно, многое в укладе казачества теперь будет иначе, немало казачьих родов пресеклось, выродилось, однако само казачество выстояло — и выстояло прежде всего благодаря своей семейственности, уважению к родственным связям и любви к детям.

Новое на сайте

>

Самое популярное