Домой Грыжа межпозвоночного диска Романсы история жанра идеология романсового пения. Значение слова романс в словаре музыкальных терминов

Романсы история жанра идеология романсового пения. Значение слова романс в словаре музыкальных терминов

испан. romance

Камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Р." возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испан. ("романском") яз., а не на латинском, принятом в церк. песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили назв. "романсеро". Распространившись в др. странах, термин "Р." стал обозначать, с одной стороны, поэтич. жанр: особо напевное лирич. стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой - жанр вок. музыки. Во Франции термин "P." (romance) применялся наряду с термином chanson в 18 и нач. 19 вв., затем его заменило понятие mйlodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вок. произв. с сопровождением. В нек-рых странах Р. и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России назв. "Р." первоначально носили вок. произв., написанные на франц. текст (хотя бы и рус. композитором). Р. с текстом на рус. яз. наз. "российскими песнями".

В Р. мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтич. размер, но и отд. поэтич. образы, их развитие и смену, ритмич. и интонац. рисунок отд. фраз. Инстр. сопровождение в Р. имеет важное выразит. значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Р. подразделяется на отд. жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танц. ритмах и т. д.

Непосредств. предшественниками Р. в совр. значении этого термина наряду с песенными жанрами (см. Песня) явились вок. подтекстовки танц. форм: менуэтов, сицилиан и т. п. (Сперонтес, "Муза, поющая на реке Плейсе" - "Singende Muse an der PleiЯe", 1736-45; Г. Н. Теплов, "Между делом безделье", 1759, и др.).

Развитие Р. как синтетич., муз.-поэтич. жанра начинается во 2-й пол. 18 в. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России можно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретич. осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).

В 19 в., особенно в творчестве композиторов романтич. направления, Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам нар. иск-ва. В творчестве крупнейших авторов Р. 19 в. заметно тесное взаимодействие этих линий. Раньше всего новый тип Р. сложился в австр. музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником нем. и австр. школы Р. этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и др.). Вскоре возникают и др. яркие нац. школы Р.: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вок. классикой в 19 в. развивался и бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области Р. не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России. Романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. И. Дюбюка обладают несомненными художеств. достоинствами и не утратили значения. Творчество великих мастеров Р. развивалось во взаимодействии с поэтич. направлениями. В истории иск-ва тесно связаны имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова. Творчество Пушкина оказало сильнейшее воздействие на рус. Р. Это проявилось не только в количестве произв., написанных на его стихотворения, - во многих из этих Р. (особенно у Глинки и Римского-Корсакова) нашли отражение и эстетич., и стилистич. принципы поэта.

Рус. композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский). Р. в их творчестве иногда приобретает черты театр. сценки, исполняемой конкретным персонажем (Даргомыжский - "Червяк", "Титулярный советник", Мусоргский - "Семинарист", "Светик Савишна", "Озорник" и др.). В творчестве Чайковского Р. нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием ("День ли царит"). Этот тип Р. характерен и для Рахманинова ("Весенние воды").

Расширение выразит. возможностей Р. осуществляется и др. путём. Композиторы нередко объединяют Р. в вок. цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое "сюитного" типа произв., в к-ром, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных муз.-поэтич. образов, какое невозможно в пределах одного Р. Жанр вок. цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его осн. героям, представить муз. средствами само развитие поэтич. образов и сюжета. Первый вок. цикл принадлежит Л. Бетховену ("К далёкой возлюбленной", 1816), вполне зрелые образцы этого жанра были созданы Ф. Шубертом ("Прекрасная мельничиха", 1823, и "Зимний путь", 1827). В дальнейшем вок. циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и др. композиторы, в т. ч. русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в области Р. выдвигаются представители молодых нац. школ: чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Новак), польской (М. Карлович, К. Шимановский), финской (Я. Сибелиус), норвежской (X. Хьерульф, Э. Григ), внёсшие существ. вклад в развитие жанра.

Развитие Р. в 20 в. - уже в первые его десятилетия - представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции 19 в. композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, напр., проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произв. индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вок. произв. - "стихотворение с музыкой". Подобного рода соч. есть у С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева ("Пять стихотворений Ахматовой"), у франц. композиторов (К. Дебюсси, "Cinq Poиmes de Baudelaire" и др.). На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в Р. проблема муз.-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естеств. речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (Дебюсси - "Песни Билитис", Прокофьев - "Гадкий утёнок"), используют свободно интонируемый "муз. говор" (Sprechstimme, Sprechgesang). Первым и наиболее радикальным образцом Sprechgesang был цикл А. Шёнберга "Лунный Пьеро" (1912), в дальнейшем этот приём использовался гл. обр. как эпизодический. С др. стороны, в Р. 20 в. интенсивно развивается инстр. начало. Фп. партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре "романса-прелюдии" ("Сирень" Рахманинова, мн. романсы Дебюсси). Следует отметить также проникновение в Р. элементов фольклора, гл. обр. нар. муз.-речевых жанров (И. Ф. Стравинский - "Прибаутки"), интерес к диалектным особенностям нар. песни (М. Равель, М. де Фалья). Большое количество стилистич. находок в Р. 20 в. не могло, однако, компенсировать нек-рой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра.

Сов. композиторы в первых образцах Р. продолжают традицию предреволюц. десятилетий, затем находят собств. путь. В сов. Р. осуществляется и творческое развитие классич. камерно-вок. жанров (Ан. А. Александров, H. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров), и обновление их путём усиления песенного начала (Г. В. Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнит. средств Р., появляются циклы для неск. исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вок. циклы к кантатным и даже вок.-симф. произв. Вок.-инстр. циклы получили распространение и в современной зарубежной музыке (П. Булез, Б. Бриттен).

Литература: Кюи Ц. A., Русский романс, СПБ, 1896; Pиндейзен Н., Русская художественная песня. (Романс), М.-Лейпциг, (1905); Глебов И. (Асафьев Б. В.), Введение, в его кн.: Русская поэзия в русской музыке (нотографич. указатель), П., 1922; его же, Важнейшие этапы развития русского романса, в кн.: Русский романс, М.-Л., 1930; его же, Русский романс XIX в., в его кн.: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, Л., 1968; Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1958; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1966; её же, Мастера советского романса, М., 1968; её же, Камерная вокальная музыка, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 1, М., 1976; Гусев В. Е., Вступит, статья в сб.: Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965; Курышева Т. A., Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М., 1966; Ручьевская Е., О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; её же, О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сб.: Поэзия и музыка, М., 1973; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года), вып. 1-2, М., 1966-69. См. также лит. при ст. Песня и при статьях об отд. авторах романсов.

В. А. Васина-Гроссман

История романса

Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Основные жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Композиторы романсов

Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, - лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин

Романс в опере

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Инструментальный романс

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович
  • Баянова, Алла Николаевна
  • Изабелла Даниловна Юрьева
  • Анна Марли (Смирнова-Марли)
  • Линчук Лилия Васильевна
  • Олег Погудин
  • Валентина Пономарева
  • Александр Малинин
  • Петр Лещенко
  • Евгений Лещенко
  • Леонид Утёсов
  • Леонид Серебренников
  • Михаил Морозов
  • Юрий Морфесси
  • Андрей Лабинский

Ссылки

  • Сайт Романсы.ру - афиша живых концертов, конкурсы романса, школы романса, история романса, он-лан заказ дисков романса, программа радио романса, ассоциация старинного русского романса Изумруд
  • Кюи, Ц. А. . Русский романс: очерк его развития . Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели .)
  • Cайт «Русский Романс» - представляет на своих страницах информацию о жанре: стили, направления, композиторы, исполнители.
  • Вадим Козин - романсы и песни
  • Романсы Анны Марли - Русские романсы в эмиграции
  • - коллекция исполнений русских романсов и народных песен
  • ACID-Romance, новое звучание романса от Евгения Лещенко и Михаила Банцева.

Примеры Романсов

  • Романсы Две Розы , Я вас любил , и Только Раз в исполнении Виктории Лисиной
  • Мой костёр в тумане светит... , Слеза , Гори, моё сердце в исполнении Анны Смирновой-Марли
  • Дорогой длинною в исполнении Ариадны и Александра Могилко

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Романс (литература)
  • Медовуха

Смотреть что такое "Романс (музыка)" в других словарях:

    Музыка и Лермонтов - МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    Романс о влюблённых - Романс о влюбленных … Википедия

    Музыка кино Сергея Соловьёва - Музыка кино Сергея Соловьева … Википедия

    РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыка Израиля - Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    Романс - РОМАНС у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею… … Словарь литературных терминов

    Музыка России - Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия

    Музыка - У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

История романса

Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Основные жанровые признаки романса

  1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
  4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
  5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

Композиторы романсов

Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, - лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин

Романс в опере

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Инструментальный романс

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Известные исполнители

  • Агафонов, Валерий Борисович
  • Баянова, Алла Николаевна
  • Изабелла Даниловна Юрьева
  • Анна Марли (Смирнова-Марли)
  • Линчук Лилия Васильевна
  • Олег Погудин
  • Валентина Пономарева
  • Александр Малинин
  • Петр Лещенко
  • Евгений Лещенко
  • Леонид Утёсов
  • Леонид Серебренников
  • Михаил Морозов
  • Юрий Морфесси
  • Андрей Лабинский

Ссылки

  • Сайт Романсы.ру - афиша живых концертов, конкурсы романса, школы романса, история романса, он-лан заказ дисков романса, программа радио романса, ассоциация старинного русского романса Изумруд
  • Кюи, Ц. А. . Русский романс: очерк его развития . Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели .)
  • Cайт «Русский Романс» - представляет на своих страницах информацию о жанре: стили, направления, композиторы, исполнители.
  • Вадим Козин - романсы и песни
  • Романсы Анны Марли - Русские романсы в эмиграции
  • - коллекция исполнений русских романсов и народных песен
  • ACID-Romance, новое звучание романса от Евгения Лещенко и Михаила Банцева.

Примеры Романсов

  • Романсы Две Розы , Я вас любил , и Только Раз в исполнении Виктории Лисиной
  • Мой костёр в тумане светит... , Слеза , Гори, моё сердце в исполнении Анны Смирновой-Марли
  • Дорогой длинною в исполнении Ариадны и Александра Могилко

Примечания

Литература

  • Надир Ширинский . Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романс (музыка)" в других словарях:

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

    Романс о влюбленных … Википедия

    Музыка кино Сергея Соловьева … Википедия

    - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    Романс - РОМАНС у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею… … Словарь литературных терминов

    Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

РОМАНС

(испан. romance , от позднелат. romanice , букв. - " по-романски", т.е. по-испански) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, арфы и т.п. первоначально романс - бытовая песня на родном "романском" языке. поэтический текст романса находит разнообразное музыкальное воплощение. романс - основной жанр вокальной камерной музыки.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАНС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАНС в Словаре литературоведческих терминов:
    - (франц. …
  • РОМАНС в Большом энциклопедическом словаре:
    (исп. romance) музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят …
  • РОМАНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально - по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Романс (муз.) - вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, …
  • РОМАНС в Современном энциклопедическом словаре:
    (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в …
  • РОМАНС
    [французское romance, от roman романский] 1) в музыке небольшая вокальная пьеса, обычно лирического содержания; также пьеса для скрипки, виолончели, фортепиано, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Небольшое вокальное произведение лирического характера. Романсный - относящийся к романсу, …
  • РОМАНС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. II прил. романсный, -ая, -ое …
  • РОМАНС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АНС (исп. romance), муз.-поэтич. произв. для голоса с инстр. (гл. обр. фп. и гитарным) сопровождением, важнейший жанр камерной вок. музыки. …
  • РОМАНС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"нс, рома"нсы, рома"нса, рома"нсов, рома"нсу, рома"нсам, рома"нс, рома"нсы, рома"нсом, рома"нсами, рома"нсе, …
  • РОМАНС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое музыкальное произведение лирического или лирико-драматического содержания для голоса с инструментальным сопровождением. Романсы Глинки. Цыганские романсы. Романс …
  • РОМАНС
    Поэзия для …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Песня про очи …
  • РОМАНС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Гитарный …
  • РОМАНС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. romance roman романский) 1) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом …
  • РОМАНС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. romance 1. небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные …
  • РОМАНС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РОМАНС в словаре Синонимов русского языка:
    жанр, песня, …
  • РОМАНС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). б) Небольшая …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Лопатина:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    романс, …
  • РОМАНС в Орфографическом словаре:
    ром`анс, …
  • РОМАНС в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением Старинные русские …
  • РОМАНС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят …

Новое на сайте

>

Самое популярное