Домой Холестерин Литература петровской эпохи. Повести петровской эпохи

Литература петровской эпохи. Повести петровской эпохи

Планы практических занятий

Практическое занятие 1. Человек в литературе петровского времени

Общая характеристика петровского времени в литературе.

Понятие «повесть» применительно к литературе Средневековья. Жанры и жанровые разновидности древнерусских повестей XVII в.

Повести петровского времени («гистории»). Анализ «Гистории о российском матросе Василии Кориотском»:

Б) особенности композиционной структуры; традиции фольклора, древнерусской литературы, западноевропейских повестей и романов, деловой письменности и их использование в различных частях гистории;

В) образ главного героя и его отличие от героев средневековых повестей;

Г) система образов произведения;

Д) «Гистория о российском матросе…» и анонимная повесть об испанском шляхтиче Долторне как возможный прообраз отечественного произведения; черты сходства и различия;

Е) пестрота и неупорядоченность стиля и языка повести;

Ж) особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви).

4. «История о Александре, российском дворянине». Идейно-художественное своеобразие.

Задание:

Повторить тему «Повести XVII в.»; выписать из текста «Гистории о российском матросе…» примеры, подтверждающие лексическую и стилистическую неупорядоченность языка литературы начала века, ее ориентацию на разные традиции.

Литература:

«Гистории о российском матросе Василии Кориотском…»

«История о Александре, российском дворянине»

Панегирические, бытовые и любовные стихи петровской эпохи

«Повесть о Савве Грудцыне»

«Повесть о Горе-Злочастии»

Бакланова Н. А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII–XVIII веков // Русская литература на рубеже двух эпох: XVII– начало XVIII века. М., 1971.

Берков П. Н. О литературе так называемого переходного периода // Русская литература на рубеже двух эпох: XVII– начало XVIII века. М., 1971.

Демин А. С. Русская литература второй половины XVII– начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Лихачев Д. С. Отношения литературных жанров между собой // Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Практическое занятие 2. Сатиры А. Д. Кантемира и их место в литературе XVIII в.

Два значения термина «сатира»: принцип художественного отражения действительности и особый жанр поэзии.

Связь произведений Кантемира с его современностью. Сатира как основной жанр творчества писателя. Общая характеристика всех сатир.

А) социально-политическая проблематика и особенности типизации. Критика пороков общества и личности;

Б) русское дворянство в изображении Кантемира (2 сатира);

В) тема воспитания (7 сатира);

Г) идея служения отечеству и ее выражение в различных сатирах;

Е) прием самораскрытия персонажей, «галереи отрицательных типов», принцип диалога в построении сатир, особенности названий;

Ж) своеобразие языка: простота, меткость, афоричность.

4. Сатиры Кантемира в оценке русской критики XIX в. (В. Г. Белинский о Кантемире).

Задания:

I. Составить конспект статьи В. Г. Белинского о Кантемире;

II. Выписать из «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова строки, характеризующие жанр сатиры.

Литература:

Кантемир А. Сатиры 1, 2, 7.

Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве. (Тексты в хрестоматиях В. А. Западова или А. В. Кокорева, Г. П. Храпченко).

Батюшков К. Н. Вечер у Кантемира // К. Н. Батюшков. Нечто о поэте и поэзии. М., 1985.

Белинский В. Г. ПСС в 13 т. М., 1955. Т.8.

Гершкович З. И. Об эстетической позиции и литературной тактике Кантемира // XVIII век: Сб. 5. М.–Л., 1962.

Гершкович З. И. К истории создания первых сатир Кантемира // XVIII век: Сб. 5. М.–Л., 1962.

Жуковский В. А. О сатире и сатирах Кантемира // В. А. Жуковский. Эстетика и критика. М., 1985.

Западов А. В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. М., 1984.

Стенник Ю. В. Русская сатира 18 века. Л., 1985.

Практическое занятие 3. Реформа российского стихосложения

Русский силлабический стих, его происхождение, основные характеристики. Лингвистические причины неорганичности русской силлабики. Национально-исторические причины реформирования силлабического стиха.

«Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В. К. Тредиаковского:

А) новые понятия: звук, слог, стопа, стих, ритм; их соотношение в трактате;

Б) тоническая модель (графическая схема) нового силлабо-тонического стиха;

В) непоследовательность Тредиаковского и причины незавершения реформы.

3. М. В. Ломоносов – систематизатор русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства»:

А) моменты совпадения в теориях Ломоносова и Тредиаковского;

Б) новые стиховедческие понятия в «Письме» Ломоносова;

В) элементы непродуктивности в теории Ломоносова.

Задания:

I. Составить конспекты статей В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова;

II. Подобрать стихотворные примеры к каждому вопросу.

Литература:

Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских.

Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.

Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. М., 2005. Разд. I, гл. 3, 4.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. Гл. 1.

Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 68–70.

Квятковский А. Поэтический словарь. М. 1966.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост. В. Е. Холшевников. Л., 1984.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Практическое занятие 4. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова

Определение оды и ее разновидности.

Поэтика торжественной (похвальной) оды: понятие одического канона, ритмика, строфика, тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, соотношение риторического и лирического начал.

Поэтика анакреонтической и духовной оды как лирических жанров: идеологический и пластический мирообразы, формы проявления авторского субъективизма.

Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» 1747 г.:

А) проблематика оды;

Б) композиция;

В) язык и стиль (типы тропов, их роль в создании торжественного стиля).

Задания:

I. Составить графические схемы стиха и строфы торжественной оды;

II. Подготовить таблицу основных художественных приемов создания одической образности с примерами из од М. В. Ломоносова.

Литература:

Ломоносов М. В. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном», «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф…», «Ночною темнотою…», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве» // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.

Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. М., 2005. Разд. II, гл. 2.

Гуковский Г. А. Об анакреонтической оде // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Гуковский Г. А. Из истории русской оды XVIII века (Опыт истолкования пародии) // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Стенник Ю. В. «Вечернее размышление о Божием величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Практическое занятие 5. Русская трагедия XVIII в.

Трагедия как высокий жанр классицизма.

Условия и предпосылки возникновения драматургии в русской литературе последней четверти XVII – первой половины XVIII вв.

Проблематика трагикомедии Ф. Прокоповича «Владимир», ее жанровое своеобразие. Сатирическое начало в пьесе и его проявление на уровне тематики, сюжета, системы образов, стиля произведения. Значение пьесы в становлении жанра трагедии.

Патриотический пафос трагедии М. В. Ломоносова «Тамира и Селим». Проблема исторической верности.

Основной конфликт в пьесе А. П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и особенности его решения. Как проявляется в трагедии философская, этическая, эстетическая, социальная и политическая основа классицизма? Художественная роль «трех единств» в пьесе.

Полемическая направленность образа Вадима и темы вольного Новгорода в республиканской тираноборческой трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Историческая концепция пьесы. «Вадим Новгородский» – вершина русского классицизма.

Значение жанра трагедии в русской литературе и русской общественной мысли XVIII века.

Задания:

I. По текстам «О поэтическом искусстве» Ф. Прокоповича и «Эпистолы о русском стихотворстве» А. П. Сумарокова определить задачи, специфику жанра трагедии в русском предклассицизме и классицизме;

II. Сформулировать основные конфликты указанных трагедий, показать, как реализованы в них классицистические «правила трех единств», выявить поступательное развитие классицистической трагедии, ее идейно-художественное своеобразие, сделать необходимые выписки и конспекты из научной литературы по теме;

III. Высмеивание штампов трагедии классицизма в шутотрагедии И. А. Крылова «Трумф».

Литература:

Крылов И. А. Трумф.

Прокопович Ф. О поэтическом искусстве.

Русская литература – век XVIII. Трагедия / Сост., подгот. текстов и коммент. П. Бухаркина и др.; Вступ. ст. Ю. Стенника. М., 1991.

Сумароков А. П. Эпистола о русском стихотворстве. (Текст в хрестоматии Г. П. Храпченко).

Асеев Б. Н. Русский драматургический театр от его истоков до конца XVIII в. М., 1977.

Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII–XVIII вв. М., 1988.

Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII в. М., 1977.

Гуковский Г. А. О сумароковской трагедии // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Гуковский Г. А. К вопросу о русском классицизме (Состязания и переводы) // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Гуковский Г. А. О русском классицизме // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003.

История русской драматургии XVII– первой половины XVIII вв. Л., 1982.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978.

Стенник Ю. В. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Практическое занятие 6. Жанры русской комедии XVIII в.

Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетные комедии 1750-х гг., комедия интриги 1760-х гг., комедия нравов 1770-х гг.

Поэтика жанра комедии А. П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтообразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.

Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прилагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».

Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, характерологическая, действенная, миромоделирующая функции слова, особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя.

Задания:

Подготовить реферат на тему: «Жанры русской комедии 1750–1790 гг.».

Литература:

Сумароков А. П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // А. П. Сумароков. Драматические сочинения. Л., 1990.

Лукин В. И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник. (Тексты в хрестоматиях В. А. Западова или А. В. Кокорева).

Капнист В. В. Ябеда // В. В. Капнист. Избранные произведения. Л., 1973.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4, 5, 11.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003.

Комедия // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. М.; СПб., 2002. Т. 2.

Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.

Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // А. П. Сумароков. Драматические сочинения. Л., 1990.

Практическое занятие 7. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»

История создания, проблематика комедии (проблема воспитания, проблема крепостничества, проблема государственного надзора за деятельностью помещиков, проблема положительного героя).

Сюжет и система образов в комедии:

А) группировка персонажей по моральному принципу, «говорящие» имена, роль второстепенных персонажей в комедии;

Б) многотемность пьесы, основной конфликт в ней, особенности организации сюжета;

В) «правило трех единств» и способы создания широкой картины действительности.

3. Жанровые традиции сатиры и оды в комедии.

4. Каламбурное слово и его функции в комедии.

5. Споры о характере реализма в «Недоросле». Значение комедии для становления реализма в русской литературе.

Задания:

I. Повторить материал о полемике «Трутня» со «Всякой всячиной» о сатире; какой сатирической традиции следует Фонвизин?

II. Сравнить принципы создания сатирического образа и способы изображения характеров в сатирах А. Д. Кантемира и комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;

III. Как семантика родовой фамилии Скотининых реализуется в речевой характеристике бытовых героев?

Литература:

Фонвизин Д. И. Недоросль. (Любое издание).

Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 8, разд. 3.

Всеволод-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. М., 2003.

История русской драматургии XVII – первой половины XIX в. Л., 1982. С.140–146.

Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1, 2, 5.

Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.

Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин. М., 1986.

Практическое занятие 8. Поэтический мир Г. Р. Державина

Ода как ведущий жанр поэзии Г. Р. Державина.

Жанровое своеобразие «Фелицы». Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворении: язык и стиль.

Поэтика философских од («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.):

А) тематика;

Б) композиция;

В) образная система;

Г) изображенный мир;

Д) стилеобразующие средства.

4. Жанрово-стилевое новаторство стихотворения «Властителям и судиям».

5. Новаторство, специфика и психологизм анакреонтики Г. Р. Державина, ее роль в развитии антологической поэзии XIX в.

6. Критика и литературоведение о своеобразии и значении творчества Г. Р. Державина и его художественном методе.

Задание:

Подготовьте научный доклад по одной из тем: а) проблематика этических размышлений в лирике Г. Р. Державина; б) ирония и шутка в анакреонтике Г. Р. Державина; в) драматургия Г. Р. Державина.

Литература:

Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957 (серия «Библиотека поэта»).

Бицилли П. М. Державин // В. Ходасевич. Державин. М., 1988.

Грифцов Б. А. Державин // В. Ходасевич. Державин. М., 1988.

Гуковский Г. А. Первые годы поэзии Державина // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1979.

Иванов Вяч. Вс. Современность поэтики Державина // Вяч. Вс. Иванов. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Статьи о русской литературе. – Т. II. – М., 2000.

Садовской Б. А. Г. Р. Державин // В. Ходасевич. Державин. М., 1988.

Серман И. З. Литературная позиция Державина // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX века. Л., 1969.

Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Успенский Б. А. Язык Державина // Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). М., 1996.

Ходасевич В. Ф. Державин (К столетию со дня смерти) // Владислав Ходасевич. Колеблемый треножник. М., 1991.

Эйхенбаум Б. Державин // В. Ходасевич. Державин. М., 1988.

Практическое занятие 9. Жанр повести в творчестве

Н. М. Карамзина

Разновидности жанра повести в творчестве Н. М. Карамзина.

Причины появления и быстрого развития сентиментальной повести в русской литературе (Ф. Эмин «Письма Эрнеста и Доравры», А. Н. Радищев «Дневник одной недели», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»).

Поэтика повестей Н. М. Карамзина:

А) внешний и внутренний конфликты в повести. Отношение Н. М. Карамзина к героям. Смысл названия повести «Бедная Лиза»;

Б) каким образом Н. М. Карамзин раскрывает зарождение и развитие чувства у своих героев? Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характера главных героев повести;

В) психологическая функция пейзажа в произведении; природа как действующее лицо;

Г) роль речевой характеристики, интонации, мимики, жестов, художественных деталей в создании образа; портрет и его значение.

4. Повести Н. М. Карамзина в истории русской литературы.

Задания:

I. Что нового внес Карамзин в развитие русской повести (ср.: древнерусские повести, «гистории» петровского времени и др.) и как подготовил появление «Повестей Белкина» А. С. Пушкина?

II. Дать сравнительную характеристику «бедной» Лизы из повести Карамзина и «бедной» Анюты А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», глава «Едрово»). Можно ли говорить о двух течениях русского сентиментализма?

Литература:

Карамзин Н. М. Повести. (Любое издание).

Радищев А. Н. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву. (Любое издание).

Виноградов В. В. Проблема Карамзина в истории стилей русской литературы // В. В. Виноградов. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

Гоголь Н. В. Карамзин // Н. В. Гоголь. Избранные статьи. М., 1980.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.

Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть. М., 1977.

Павлович С. Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII в. Саратов, 1974.

Пиксанов Н. К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век: Сб. 3. М.-Л., 1958.

Пурыскина Н. Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985.

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

Самостоятельная работа студентов

Темы СРС

В. К. Тредиаковский как зачинатель русской филологии. Реформа стихосложения Тредиаковского: переход к силлабо-тоническому стихосложению (трактаты 1735 и 1752 гг.). Создание Тредиаковским русского гекзаметра и основ эпического стиля.

Журнальная сатира 1769–1774 гг. «Адская почта» Ф. А. Эмина. Сатирические журналы Н. И. Новикова: «Трутень», «Живописец», «Кошелек».

Сатирические произведения И. А. Крылова. Стиль и язык писателя.

Поэтика и жанровое своеобразие комедий В. И. Лукина.

Сатирическая и антикрепостническая направленность комедий М. И. Веревкина и комических опер М. И. Попова, А. О. Аблесимова, М. А. Матинского.

Лирика В. В. Капниста: жанровый состав и специфика литературной позиции поэта. Комедия «Ябеда» и ее место в творчестве писателя и развитии русской комедии XVIII в.

Драматургия П. А. Плавильщикова. Его статьи «Нечто о врожденном свойстве душ российских» и «Театр».

«Ироикомические» поэмы В. И. Майкова. Жанровое своеобразие «Елисея».

Литературная деятельность И. Ф. Богдановича. Любовная, анакреонтическая лирика поэта.

Лирика и драматургия М. М. Хераскова. Классицизм Хераскова и влияние на его творчество масонских идей.

Романы Ф. А. Эмина и их жанровое разнообразие.

Идейно-художественное своеобразие прозы М. Д. Чулкова.

Поэзия М. Н. Муравьева – «летопись души человека XVIII века». Художественное новаторство лирической системы Муравьева – первого в русской литературе поэта-предромантика.

Структура повествования «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

Вопрос о многогранности, широте социально-философских и художественных поисков сентиментализма в работах А. Н. Веселовского, Г. А. Гуковского, П. Н. Беркова, Н. К. Пиксанова, Д. Д. Благого, Г. П. Макогоненко, П. Н. Орлова и др.

Многообразие жанров драматургии Я. Б. Княжнина. Национально-историческая проблематика, связь с просветительской идеологией, жанровое своеобразие, особенности трагедийных и комедийных характеров и конфликтов.

Художественные тексты

Феофан Прокопович. Епиникион. Владимир.

А. Д. Кантемир. Сатиры (1, 2, 7).

В. К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Стихи похвальные России. Стихи похвальные Парижу. Эпистола о российской поэзии Аполлину. Тилемахида. Езда в остров любви.

М. В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных. Ода на победу над турками и татарами и на взятие Хотина, 1739 г. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г. Разговор с Анакреоном. Я знак бессмертия себе воздвигнул. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния. Утреннее размышление о божием величестве. Письмо о пользе стекла. Кузнечик.

В. В. Капнист. Ябеда.

М. И. Попов. Анюта.

А. А. Аблесимов. Мельник-колдун, обманщик и сват.

В. И. Лукин. Щепетильник. Мот, любовью исправленный.

М. М. Херасков. Россияда. Чесменский бой. Стихотворения.

И. Ф. Богданович. Душенька.

В. И. Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.

А. П. Сумароков. Эпистола о стихотворстве. Димитрий Самозванец. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению. Поэзия (сатиры и притчи).

Д. И. Фонвизин. Лисица-казнодей. Послание к слугам моим. Всеобщая придворная грамматика. Бригадир. Недоросль.

М. Д. Чулков. Горькая участь. Драгоценная щука. Пересмешник, или Славенские сказки. Пригожая повариха.

Г. Р. Державин. Фелица. Видение мурзы. Властителям и судиям. На смерть князя Мещерского. Бог. Водопад. Вельможа. На взятие Измаила. Ласточка. Приглашение к обеду. Русские девушки. «Евгению. Жизнь званская». Снигирь. Признание. К лире. Памятник. Лебедь. Река времен. Рассуждение о лирической поэзии, или об оде.

М. Н. Муравьев. Лирика.

А. Н. Радищев. О самодержавстве. Беседа о том, что есть сын отечества. Путешествие из Петербурга в Москву. Осьмнадцатое столетие. Дневник одной недели.

И. А. Крылов. Почта духов. Каиб. Трумф (Подщипа). Урок дочкам.

Н. М. Карамзин. Бедная Лиза. Наталья, боярская дочь. Марфа-посадница, или покорение Новагорода. Остров Борнгольм. Письма русского путешественника. История государства Российского. Поэзия. Осень.

И. И. Дмитриев. Стонет сизый голубочек. Модная жена. Надписи, эпиграммы, басни.

Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины

Вопросы к экзамену

Основные черты русской литературы XVIII в. как литературы нового типа. XVIII в. – эпоха Просвещения.

Культура первой четверти XVIII в. (особенности государственной политики и общественного сознания; периодическая печать и книгоиздание, театр). Общая характеристика литературы петровского времени (стихотворство, драматургия).

Повести (гистории) петровского времени. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…». Идейно-художественное своеобразие.

Феофан Прокопович – общественный деятель, писатель и теоретик литературы.

Понятие о классицизме (социально-исторические предпосылки и философская основа; концепция личности). Своеобразие русского классицизма. Стадии развития. Представители. Система жанров.

Творчество В. К. Тредиаковского. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. Переводы западноевропейских романов. Теоретико-литературные труды.

Сатиры А. Д. Кантемира. Традиции и новаторство. Авторская позиция и способы ее выражения. Система образов.

Реформа российского стихосложения (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов).

Филологические труды М. В. Ломоносова. Теория «трех штилей» и ее роль в развитии русского литературного языка.

Торжественные оды М. В. Ломоносова («Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия… 1747 года»). Понятие одического канона. Проблематика, композиция, изобразительно-выразительные средства. Позиция автора.

Научно-философская поэзия М. В. Ломоносова. Жанр духовной оды. Переводы и переложения.

Разносторонность литературного творчества М.В. Ломоносова и его историко-культурное значение.

А. П. Сумароков – теоретик русского классицизма («Эпистола о стихотворстве»).

Драматургия А. П. Сумарокова. Особенности трагедий (тематика, система образов, особенности конфликта, язык). Развитие жанра комедии («Опекун», «Рогоносец по воображению»).

Трагедия А. П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Поэзия А. П. Сумарокова. Сатиры и притчи. Любовная лирика и ее традиции в поэзии второй половины XVIII в.

Основные тенденции в развитии русской литературы второй половины XVIII в. («века Екатерины»).

Сатирическая журналистика 60–70-х гг. Журнальная полемика. Н. И. Новиков. Журналы «Трутень», «Живописец» и другие. Литературно-общественная позиция. Жанровые формы сатиры.

Поэзия 60–90-х гг. Общая характеристика. Основные направления развития.

Г. Р. Державин. Характеристика творчества. Новаторство поэта. Вопрос о творческом методе Державина.

Жанр оды в творчестве Г. Р. Державина. Идейно-художественное своеобразие оды «Фелица».

Философская лирика Г. Р. Державина.

Анакреонтические стихи Г. Р. Державина.

Проза 60–80-х гг. (Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков, М. М. Херасков).

Поэмы второй половины XVIII в. Жанровые разновидности. Героическая эпопея М. М. Хераскова «Россияда».

Поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Идейно-художественное своеобразие.

Поэма И. Ф. Богдановича «Душенька». Идейно-художественное своеобразие.

Творчество М. М. Хераскова.

Драматургия второй половины XVIII в. Основные направления развития. Жанры.

Комедия второй половины XVIII в. Обзор. (В. И. Лукин «Щепетильник», «Мот, любовью исправленный», В. В. Капнист «Ябеда», Я. Б. Княжнин «Хвастун» и др.).

Комическая опера в литературе второй половине XVIII в. (произведения А. А. Аблесимова, М. И. Попова, Н. П. Николаева, Я. Б. Княжнина и других авторов).

Историко-политическая трагедия. Общая характеристика произведений А. П. Сумарокова, Н. П. Николаева, Я. Б. Княжнина.

Творческий путь Д. И. Фонвизина. Сатирические произведения («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»).

Своеобразие действия и система образов комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Жанровое своеобразие, система образов, особенности конфликта.

Своеобразие русского сентиментализма. Представители.

Творчество Н. М. Карамзина. Литературно-эстетические взгляды. История в творчестве писателя.

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как сентиментальная повесть.

Повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Особенности трактовки любовной темы. Позиция автора.

Проза Н. М. Карамзина. «Письма русского путешественника». Жанровые разновидности повестей. Предромантические тенденции («Остров Борнгольм»).

Творчество И. И. Дмитриева.

Общая характеристика творчества И. А. Крылова в XVIII в. Шутотрагедия «Трумф» («Подщипа»).

Журналы И. А. Крылова. Сатирическая проза («Каиб»).

Творческий путь А. Н. Радищева.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. История создания и публикации. Содержание и проблематика.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Жанрово-композиционное своеобразие. Образ путешественника. Вопрос о творческом методе писателя.

Основные закономерности и итоги развития русской литературы XVIII в. и ее место в истории отечественной словесности.

^ Образец билетов к экзамену

2007 / 2008 уч. год

^ БИЛЕТ № 1

1. Основные черты русской литературы XVIII в. как литературы нового типа. XVIII в. – эпоха Просвещения.

2. Творчество М. М. Хераскова.

Ст. преподаватель________________________________ Ч. А. Горбачевский

Заведующий кафедрой ____________________________ Е. В. Пономарева

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра русского языка и истории литературы

Дисциплина «История русской литературы»

2007 / 2008 уч. год

БИЛЕТ № 2

Периодизация русской литературы XVIII в.

2. Комедия второй половины XVIII в. Обзор. (В. И. Лукин «Щепетильник», «Мот, любовью исправленный», В. В. Капнист «Ябеда», Я. Б. Княжнин «Хвастун» и др.).

Ст. преподаватель _________________________________ Ч. А. Горбачевский

Заведующий кафедрой _____________________________ Е. В. Пономарева

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Может быть, самым характерным, типическим проявлением петровской эпохи в литературе были повести, созданные в это время и распространявшиеся в списках наравне со все более популярными переводными романами. Они были как бы продолжением тех повестей, которые возникли на Руси в XVII столетии, но в то же время они резко отличались от старой литературы. Новые горизонты, новые перспективы и возможности открылись перед русским человеком. Он больше не был замкнут узким кругозором старозаветного уклада Московской Руси, он становился европейцем.

Собственно переводы и даже переделки иностранных светских повестей-романов были популярны на Руси еще с XVII века. XVIII столетие сохраняет запас этих чужих по происхождению повестей и значительно расширяет их. Это - обычно авантюрные романы, в которых рассказывается о многочисленных и необычайных приключениях, нередко фантастических, - невероятно восхитительных молодых героев, влюбленных и храбрых, странствующих из страны в страну и в конце концов увенчивающих свои похождения браком с любимой. Такова, например, «История о храбром кавалере Евдоне и о прекрасной принцессе Берфе», мораль которой - прославление верной любви, преодолевающей все препятствия, или «Гистория о храбром гишпанском рыцаре Венциане» (так называемый «Францель-Венциан», или «Францель-Венециан»), или «Гистория о гишпанском шляхтиче Долторне и о прекрасной королевне Элеоноре», или «История о Калеандре, царевиче греческом, и о Неонельде, цесаревне Трепизонской», по-видимому, восходящая к немецкому переводу итальянского романа Дж. Марини (XVII век), и много других, переведенных с немецкого, французского, итальянского, польского языков. «История, в ней же пишет о разорении града Трои», т.е. перевод средневекового рыцарского романа на тему о Троянской войне Гвидо де Колумны, попала даже в печать в 1709 г., потом была еще дважды переиздана, и распространялась также в списках.

Обзор повествовательной литературы начала XVIII века дает не устаревший до сих пор труд: Пыпин А. Н. Для любителей книжной старины: Библиографический список рукописных романов, повестей, сказок, поэм и пр., в особенности из первой половины XVIII века.

На основе усвоения западных авантюрно-рыцарских романов создавались и свои русские повести, также в основном представляющие собой переделки, но уже вольные, популярных переводов; при этом они как бы вновь строились на русской почве, перестраивались внутренне, наполнялись своим, русским содержанием. В центре их обязательно стоит образ нового героя, молодого человека русского юноши, перед которым реформы Петра открыли весь мир, который ринулся на завоевание этого мира. Он не хочет больше молиться и рабствовать Он хочет сам схватить свое личное счастье, хочет делать карьеру, добиваться власти и богатства. Мысль Петра о том, что не «порода», а личные дарования; сила воли, настойчивость, ловкость должны давать молодым людям успех в жизни, мысль, разрушавшая окостеневшие феодальные представления, оказалась понятной многим его молодым современникам. Они видели, как люди без роду без племени делались быстро генералами, богачами, князьями и графами, потому что умели угодить царю, умели научиться тому, что иногда с трудом усваивали боярские сынки. И вот именно в среде этих молодых людей, жаждавших только свободы в применении своих сил, создался образ героя повести петровской эпохи.

Этот герой, русский дворянин, предприимчивый, смелый, стремится на Запад, туда, где больше простора для него, и где человек более свободен от пут церкви и московской старины. Этот герой - идеал нового человека; он изыскан, благовоспитан, он умеет танцевать и биться на шпагах, умеет играть на флейте и сочинять нежные песенки. Захватывающие опасности, приключения не пугают его. Наоборот, после застоя жизни Московской Руси они кажутся ему прекрасной мечтой об яркой, активной, волевой человеческой деятельности. Поэтому повести петровской эпохи, повторяя типичные сюжеты западной авантюрной литературы, оказывались близкими уму и сердцу русского человека, воспитанного реформой. Среди авантюрных повестей этого типа лучшей следует признать - «Гисторию о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».

Эта «Гистория» построена на вольно переработанном сюжете «Гистории о гишпанском шляхтиче Долторне», весьма популярной и известной во множестве списков, несходных друг с другом, т.е. обнаруживающих творческое отношение к ее тексту русских переписчиков-соавторов. В русской «Гистории» рассказывается о некоем дворянском юноше Василии Кориотском, жившем в крайней бедности в «российских Европиях»; это - очень характерное обозначение новой России: автор хотел подчеркнуть им, что Россия - теперь уже европейская страна. Василий решил поступить на службу ради денег; какую же службу он избрал? Конечно, службу во флоте, детище Петра.

Морские плавания стали при Петре мечтой каждого молодого человека, воспитанного реформой; море было прямым путем в широкий и заманчивый мир; романтика далеких путешествий прельщала юношей, искавших способов и выдвинуться, и узнать жизнь не в московских приказах или в деревенском захолустье. Василий стал матросом; он очень хорошо изучил мореходное дело, «и за ту науку на кораблях старшим пребывал и от всех старших матросов в великой славе прославлялся». И здесь в авторе повести говорит человек петровского времени, знающий, что морская наука - лучший путь к почестям.
Наконец, - опять черта эпохи, - Василия отправляют (по собственному желанию) в Голландию «для наук арихметических и разных языков». Василий поселился в Голландии у богатого купца, и тот так полюбил его, что вскоре поручил ему свои торговые дела. Василий заработал, торгуя, много денег. И это опять характерная черта: уважение к торговле, которое Петр пропагандировал, тяга к торговым операциям и в среде русского дворянства.

Василий поехал в Россию повидаться с отцом; но его застигла на море буря. Корабль Василия погиб, и он сам оказался на некоем острове; здесь он попал к разбойникам, жившим на острове; его ловкость привела к тому, что он стал их атаманом, хотя сам он не занимался разбоем. Однажды он обнаружил в жилище разбойников прекрасную девушку, которую они держали в плену; это была Флоренская королевна Ираклия. Василий и Ираклия полюбили друг друга и вместе бежали с разбойничьего острова. Много пришлось им потом испытать приключений, но наконец они поженились, и Василий стал королем Флоренским. Таким образом, усердие Василия в изучении наук, его дарования, его смелость и самая верная любовь к Ираклии оказались рано или поздно вознагражденными, бедняк-дворянин стал королем, иностранные короли и вельможи склоняются перед смелым русским человеком.

Исто́рия о росси́йском матро́се Васи́лии Карио́тском и о прекра́сной короле́вне Ира́клии Флоренти́йской земли́» — одна из старейших российских «любимых повестей», созданная во времена Петра I. Известна по трём рукописям XVIII века; её авторство неизвестно и остаётся предметом гипотез.

«История» примечательна соединением традиций русской бытовой повести XVII века, новгородских былин о «богатом госте» и любовно-авантюрного романа, характерного для европейского барокко. Сходным образом в ней сочетаются славянизмы с иноязычными заимствованиями петровской эпохи, черты традиционно-патриархальной морали с нарождающимся индивидуализмом. Произведение сохранило от древнерусской литературы рукописный характер, анонимность, но взяла от Европы авантюрный сюжет.Одним из важнейших факторов литературы петровской эпохи была разработка новой концепции личности, решение проблем человека. Теперь человек воспринимался не как источник греховности, а как самостоятельная действующая личность, ценная сама по себе и за службу отечеству. Теперь только благодаря своему уму, храбрости, сообразительности можно было подняться из низших слоев общества в высшие. Примером послужит «Гистория о российском матросе Василии Кореотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли», написанная Фаном Прокоповичем.(он едет обучаться в голандию, там благодадря своему уму и работе добивается успеха, по дороге домой попадает на необитаемый остров, там становится главарем пиратов, спасает королевну от пиратов, потом от генерала, сам спасается от смерти, женится).

Одна из главных тем Петровской эпохи - это, конечно, проблема человеческой личности. Человек начинает восприниматся как активно действующая личность, ценная и сама по себе, и еще в большей степени за «услуги отечеству». Ценятся не богатство и не знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость: именно они в новых условиях могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней общественной лестницы. В 1722 г. появляется «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», открывающая людям недворянского звания возможность получить его за заслуги перед государством.

Этот новый человек должен действовать не слепо по приказу, а проникнувшись сознанием необходимости и пользы тех или иных правительственных мероприятий поэтому надо разъяснять ему государственную политику. С этой целью с конца 1702 г. стала издаваться первая в России печатная газета - «Ведомости», в которой сообщалось «о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

Петр развернул широкую издательскую деятельность, печатаются учебники (например, «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого, 1703), исторические книги, политические трактаты и научные труды. Наряду с этим появляются и совсем необычные книги, такие как «Юности честное зерцало» (1717), которое вполне можно назвать руководством по этикету, так как оно рассказывало, как вести себя отрокам и юношам. Первая часть «Зерцала» включает средства обучения грамоте и азбуку, а также набор православных наставлений, а во второй даются четко сформулированные и написанные ярким образным слогом правила бытового поведения для молодых дворян. В нем можно прочитать, например, такую рекомендацию: «младый отрок» перед едой должен вымыть руки, а затем ему предложено: «не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния... не сопи, егда яси».

Рассуждая о развитии стиля барокко в петровскую эпоху, А.М. Панченко обращает внимание на существовавшее противопоставление: «Слово было знаменем московского периода русского барокко, вещь стала знаменем барокко петербургского. От словесного “музея раритетов” Симеона Полоцкого к петербургской Кунсткамере, реальному музею монстров и курьезных вещей - такова стремительная эволюция русской культуры». Исследователь обращал внимание на то, что раритеты стихотворных сборников Симеона Полоцкого и курьезы петровской Кунсткамеры - явления одного плана, одна и та же барочная сенсационность. Но Симеон Полоцкий чаще ищет сенсации в прошлом, он - историк по преимуществу, тогда как Петра же интересует только настоящее; в сенсациях Симеона Полоцкого был элемент чуда, для Петра же сенсационность - это отклонение от нормы, от приевшегося и надоевшего, от шаблона.

Петровская эпоха по праву считается переломной в культурном развитии России. По одну сторону этого исторического периода лежит древняя литература, по другую - новая.

Однако, эта новая литература выросла не на пустом месте. Её корни - в 17 столетии, в демократической прозе, в силлабическом стихотворстве, в той барочной культуре, которая привилась в Москве со времён царя Алексея Михайловича. При Петре эта культура видоизменялась, перестраивалась, но она не была отброшена и упразднена. Напротив, именно в Петровское время она достигла высшего расцвета. Стиль позднего барокко стал официальным стилем русской культуры.

В литературе господствовала риторика. Торжественная проповедь, школьная драма и панегирическое стихотворство - вот те роды, которые развивались в литературе. Проповедь стала не только главным жанром, но и ведущим эстетическим принципом. Барочная литература начала 18 в. преследовала и просветительские цели, исходя из принципа: чем человек просвещённее, тем доступнее ему нравственное совершенство.

В начале 18 в. успехи барокко были велики и несомненны. Под его влиянием оказались все литераторы России. Но постепенно руководство культурой стало переходить к Петру. Вожди барокко начали терять его поддержку. Пётр перешёл к отрицанию барокко и украинско-польского и в русском его варианте. Причиной отрицания не могли быть всевозможные частные столкновения царя с барочной элитой. Отрицание барокко как системы нельзя считать прихотью самодержавного монарха. В отрицании имелся глубокий смысл: Пётр расположен был терпеть проповедников, но самый тип барочного писателя казался ему помехой в преобразовании России.

Согласно барочной философии, поэт обязан быть отчётным только Богу. Пётр, напротив, полагал, что поэты не составляют элиту нации и ничем не отличаются от любого подданного. Все население России подчинено государю. И Пётр издал указ, в котором, говорилось, что писательство должно перестать быть привилегией учёного монашества.

Пётр расстался с барочными писателями и по другим причинам. Культура, которую они создавали, носила чисто гуманитарный характер, и это тоже не устраивало Петра, который превыше всего ценил принцип практической полезности. Петровские реформы пронизывала идея полезности, а пользы - прямой, немедленной, осязаемой - от писателей-монахов не было. Именно поэтому Пётр решил отвергнуть это искусство.

Пётр выдвинул другой тип писателя. Интеллектуал, сочинявший по внутреннему убеждению, был заменён служащим человеком, пишущим по заказу или по прямому указу. Пётр выдвинул и другой тип культуры. Если для барочных писателей поэзия была царицей искусств, то теперь она стала украшением естественнонаучных и практических изданий. Если прежде весь мир, все элементы мироздания, воспринимались как слово , то теперь и слово стало вещью .

При Петре Россия произвела множество новых «вещей», которые потеснили производство «слов»: флот, библиотеки, театр, Академию наук, парки и парковую скульптуру; новые одежды, манеры, стиль общения, даже новую столицу. Производство «вещей» потеснило производство «слов», поэтому Петровское время называют «нелитературной» эпохой в истории русской культуры. Означало ли это упадок литературы? В известном смысле - да, означало. Естественным было ухудшение стиля. То есть, если при царе Алексее Михайловиче писательство было привилегией людей с правильным гуманитарным образованием, то при Петре возникло и размножилось племя дилетантов. Дилетантизм - это также симптом упадка.

Но во всём этом были и плодотворные моменты. Результаты преобразований не замедлили сказаться в области культуры. Что же новое, значительное в русскую культуру внесла Петровская эпоха?

Реформы Петра I и русская культура

3.1 Литература петровского времени

В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу -- учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои -- энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском. В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, как пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

3.2 Развитие театрального искусства

В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

3.3 Живопись

Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

3.4 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений -- палат, дворцов.

3.5 Образование

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности - служить была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, "цифири" (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. - Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: "а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был".

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим", а в 1703 г. вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука численная" Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него "вратами учености".

3.6 Наука

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. "В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии", - писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

Заключение

литература образование петровский преобразование архитектурный

В заключении следует отметить, что преобразования в области культуры были ограничены частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения, памятники архитектуры и искусства, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по -разному оценивали личность Петра и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

Список литературы

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

3. Большая Советская Энциклопедия, -- М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

Гистория

Состав беллетристики той эпохи, был чрезвычайно разнообразен. В рукописных сборниках встречались произведения самых разных жанров: переделки фольклора - былин, исторических песен, духовных стихов и сказок. В этих переделках-пересказах начала XVIII в. произведения устного народного творчества получают новые заголовки: «сказание», «повесть», «история» («гистория»). Например, «Сказание о семи русских богатырях» Буслаевского сборника, «Повесть о славном могучем богатыре об Илье Муромце и о Соловье Разбойнике» («Гистория о Илье Муромце и о Соловье Разбойнике») и многие другие.

Затем в течение всего XVIII в., а особенно в первой его половине, многократно переписывались различные древнерусские повести, причем многие из них подвергались и творческой переработке. Например, повести на военную тему: «История о Мамаевом побоище» и «История о Казанском царстве», повести о взятии Азова, популярность которых в Петровскую эпоху вполне понятна. Разнообразные дидактические повести, как, например, повесть об Акире Премудром, о Басарге, о Варлааме и Иоасафе. И конечно переписываются старорусские агиографические повести, как, например, житие Алексея, человека божия, житие Петра и Февронии Муромских.

Неоднократно встречаются также в рукописных сборниках XVIII в. попавшие на Русь в XVI--XVII вв. старые переводные рыцарские повести о Брунцвике, Петре Златые Ключи, Василии Златовласом, Бове Королевиче, из которых две последние подвергаются обработке. Переписываются переводные легенды древнерусской литературы, такие, как легенда о гордом царе Аггее, о папе Григории. Последняя также получает новую редакцию.

В связи с общим усиленным процессом европеизации России, в литературе первой трети XVIII столетия, наряду с произведениями фольклора и повестями древней Руси, широко представлена переводная западноевропейская повесть. Действующие лица заимствованы изо всех стран Западной Европы: Германии, Франции («История о Меландре королеве французской и о курфюрсте саксонском Августе»), Испании («Гистория о гишпанском шляхтиче Долторне»), Англии («Гистория об английском милорде Гереоне»), Италии («История о королевиче Цылодоне итальянском») и др. Многократно переводятся также всевозможные экзотические авантюрные повести, действие которых происходит то в Африке, то в Азии или даже в Америке или Лапландии. П. Н. Сакулин условно разделяет переводные повести первой половины XVIII века на две основные группы: повести любовно-авантюрные (рыцарские романы в народной обработке) и чувствительно-нравоучительные, но подчеркивает, что всюду основной интерес переводной повести составляет внешняя занимательность фабулы.

Вместе с записями произведений устного народного творчества, редактурой старорусских повестей и широким потоком переводной западноевропейской литературы в беллетристике начала XVIII в. развивается также новая оригинальная русская повесть. В этой повести создаются свой особый стиль, идеология, тематика, свой типичный герой. Эта повесть является особым этапом в развитии русской литературы

Наиболее распространенный герой -- изящный «кавалер», затронутый влиянием европейской культуры молодой русский дворянин, предпринимающий путешествия в «Европию», в заграничной обстановке проявляющий должную галантность и утонченность, в соответствии с идеальными требованиями рыцарских традиций. Особое место начинает занимать тема любовных похождений, -- она становится центральной. «Как в воинских повестях создались постоянные формулы боя, так теперь отлагаются устойчивые формулы любви Любовь -- стрела (стрела амура), вонзившаяся в сердце, пламень, сжигающий его, сладкая болезнь, требующая врача и лекарств. Весь язык повестей пестрит варваризмами и неологизмами; старославянская стихия книжной речи, видимо, глохнет под напором новых элементов разговорного и делового языка». 1

Наиболее типичными среди оригинальных повестей Петровской эпохи являются следующие: «История об Александре российском дворянине», повесть о «российском матросе Василии» и «История о российском купце Иоанне».

Первые две из них отражают элементы быта и нравов русского дворянства начала XVIII в., третья -- купечества.

«Гистория о российском матросе Василии» известна по трем спискам XVIII в. Герой этой повести -- Василий Кориотский, сын бедного дворянина -- жил в «Российских Европиях». Желая выбраться из окружающей его «великой скудости», юноша отправился в «Санктпетербурх», записался там в матросы, а затем вместе с другими молодыми дворянами был отправлен правительством в Голландию «для лучшего познания наук». Там он жил и учился практически у «галанского гостя». В течение этих лет Василий упорно изучал морское дело и щедро помогал родителям. По окончании срока командировки, несмотря на уговоры патрона, юноша отправился на родину повидаться с отцом. Буря разбила корабль и занесла Василия на разбойничий остров. Начинается ряд приключений. Сначала русский матрос в силу необходимости стал разбойничьим атаманом, затем, покоренный красотой пленницы королевны Ираклии, он освободил ее, бежал с нею от разбойников, долго странствовал, победил коварство неожиданного соперника-адмирала, женился затем на Ираклии и после смерти тестя стал «флоренским королем».

Произведение ясно распадается на две части: первая из них -- бытовая повесть о жизни молодого дворянина, отправленного правительством за границу для получения образования; вторая -- любовно-авантюрная повесть, построенная частично на мотивах русских так называемых «разбойничьих» песен и сказок, частично на образцах переводной западноевропейской повести.

Первая часть «гистории» в силу своего реально-бытового содержания дает много материала для выяснения вопроса, насколько был типичен для первой трети XVIII в. образ героя повести: дворянина -- «российского матроса» Василия.

Мемуары

Отправка дворянской молодежи за границу для получения образования, особенно для изучения различных отраслей военно-морских знаний, как тогда говорили, «навигацкой науки» и «воинского артикула», была типичным явлением Петровской эпохи.

Дворянство, вначале выражавшее недовольство крутыми мерами Петра по насаждению образования, мало-помалу стало понимать пользу просвещения и необходимость его для занятия высших государственных должностей.

В то же время проводились просветительные мероприятия: открывались школы, гимназии и университет при Академии наук, молодые люди посылались за границу для обучения наукам и «политичным нравам»

В это время становится очень популярным особый жанр мемуаров, разновидностью которого являются записки о событиях, автобиографии, дневники. По содержанию - это воспоминания о прош-лом, написанные участниками или очевидцами каких-либо событий. Они представляют собой повествования о значительных событиях внутренней и внешнеполи-тической жизни страны, рассказывают об исторических деятелях.

Автобиографии рассматривают события через призму жизненного пути автора. Дневник, в отличие от записок, состоит из отрывочных записей, заносимых всегда синхронно событиям. Разновидностью дневников являются путевые записки -- одна из наиболее широко представленных жанровых групп мемуарной литературы Петровского времени. Кроме того, путевые записки, как правило, обрабатывались после путешествия на основе путевых дневников, следовательно, в них присутст-вует ретроспективный взгляд автора на события.

Здесь в первую очередь следует назвать произведения князя Б. И. Куракина различных жанров: автобиография (1709), путевые записки (1705--1710), «Гистория о царе Петре Алексеевиче» (1727) -- историческое произведе-ние с мемуарными элементами (записки о событиях). Выбор сочинений Куракина обусловлен его богатой биографией.

Борис Иванович Куракин (1676--1727) был генерал-майором, полковником лейб-гвардии Семеновского полка, один из первых русских профессиональных дипломатов. В молодости был направлен волонтером в Италию, где изучал математику, фортификацию, европейские языки. А также, принимал участие в крупных военных баталиях, как военный: Азовских походах, походе под Нарву, Полтавском сражении.

Петр Андреевич Толстой (1645--1729) был стольником царя Федора Алексеевича, при Петре I в качестве волонтера обучался морскому делу в Италии, позднее служил дипломатом в Турции и странах Западной Европы. Он был человеком, обладавшим незаурядными государственными и дипломатическими способностями, сочетавшим блестящую память и острый ум, осторожность и дальновидность в решении политических проблем, высокую образованность и культуру общения, названного современником «умнейшей головой в России». Его путевые заметки 1697-1699 гг. представляют несомненный интерес.

Произведение другого дипломата, Андрея Артамоновича Матвеева (1666--1728), представляет собой переходную форму между статейными списками и путевыми записками, что нашло отражение в его заглавии -- «Архив, или Статейный список московскаго посольства, бывшаго во Франции из Голандии инкогнито в прошлом, 1705 году, сентября в 5 день». Но оно также отражает разнообразные наблюдения автора над жизнью западноевропейских стран.

«Хождение на Святую землю»

Также одним из выдающихся памятников литературы Петровской эпохи является «Хождение в Святую землю» Иоанна Лукьянова. Это этапное произведение русской паломнической литературы, подводящее итог развития путевых записок Древней Руси и закладывающее основы жанра «путешествий» Нового времени. «Хождение» представляет большой интерес для историков языка и литературы, поскольку было создано в начале XVIII в. писателем, развивающим традиции протопопа Аввакума.

«Хождение» представляет собой описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701-1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества.

Иоанн Лукьянов - личность яркая, одаренная, во многом опередившая свою эпоху. Трудно однозначно определить, кто он - воинствующий традиционалист или смелый новатор. Его позиция в религиозно-политической борьбе и литературном деле на рубеже ХVII-ХVIII вв была слишком сложной и неоднозначной. Московский священник с Арбата, тайно исповедовавший "старую веру", путешественник и публицист, активный проповедник старообрядчества в Москве, на Ветке и в Брынских лесах, Иоанн Лукьянов оставил заметный след в истории русской церкви и литературе.

Новое на сайте

>

Самое популярное