Домой Спайки Художественная культура XX в. Основные направления изобразительного искусства XX века - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons

Художественная культура XX в. Основные направления изобразительного искусства XX века - SkillsUp - удобный каталог уроков по дизайну, компьютерной графике, уроки фотошопа, Photoshop lessons

СПб.: 2008 - 464 с.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.

Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

Формат: pdf

Размер: 1 6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16
«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. . .240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463

Художественная культура XX столетия - одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. В общекультурное развитие включились народы, ранее не имевшие профессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов. Поэтому мы и позволяем себе в этой главе более расширительные примеры.

Несомненно, судить об искусстве легче «со ступенек времени» - искусство XX века является еще скорее объектом изучения критика, чем историка. Тем более, что как бы в противовес специализации нашей эпохи научно-технической революции, многие мастера XX столетия выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм и пр.

Временное пространство в несколько десятилетий вмещает в себя одну творческую жизнь, поэтому представляется нецелесообразным делить искусство нашего столетия на несколько резко отграниченных периодов, как это обычно принято: искусство начала века, между двумя мировыми войнами, периода Второй мировой войны, послевоенное, на современном этапе, что неизбежно привело бы, на наш взгляд, к неестественному нарушению единства творчества одного мастера.

Вместе с тем сложность характеристики творческих процессов XX века состоит еще и в том, что именно это столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных, столкнуло авангард (именуемый в нашем искусствознании модернизмом) с искусством традиционным, верным реалистическим принципам предыдущих веков,-и часто в творчестве одного художника соединяются самые разнородные художественные направления и концепции.

XX век завершился, но время окончательных выводов и оценок искусства еще впереди; думается, что сейчас можно лишь проследить его основные тенденции и закономерности.

Переходя к характеристике архитектуры и изобразительных искусств, напомним, что XX столетие с его трагедиями и противоречиями достаточно ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс, и целого ряда других, сумевших силой своей художественной индивидуальности каждый по-своему запечатлеть нашу сложную эпоху.

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение.

Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др. В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке. В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

В абстракционизме различаются два основных направления. Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности. Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. «высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте». В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта и широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.


Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России. Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Футуризм в России (Крученых, Маяковский, Хлебников, Каменский, братья Бурлюки) характеризовался стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском «словотворчестве и словоновшестве».

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фотоискусство (Надара, Камерон и др.), «театр абсурда» (Ионеско, Бекет), кинематограф (Тарковский и др.).

Художественная литература XX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

Современная эпоха - новый качественный этап многообразного и противоречивого развития художественной культуры. Крупнейшие исторические события (революции, мировые войны), социальные процессы, интернациональные и интеграционные явления в экономической сфере, радикальные перемены в условиях жизни человечества в эпоху научно-технической революции (НТР), рост национально-освободительного движения - всё это определило духовную жизнь общества, сказалось в частности, на процессах мирового художественного развития. Искусство становится ареной борьбы идеологических систем. Создаются различные творческие не только национальные, но международные объединения, вырабатывающие общие эстетические программы.

Развитие искусства в XX веке проходит три стадии. Первый этап - с конца XIX века до начала Первой мировой войны, второй период - между двумя мировыми войнами (с 1918 по 1945 гг.). Он приносит многообразие направлений, художественных процессов в культуре. Этот период характеризует появление так называемой советской художественной культуры и связанного с ней метода - социалистического реализма. Третий этап наступает после разгрома фашизма, он ознаменован рождением мировой культурной системы.

Противоречивость художественного сознания, взаимодействие в нём классового и общечеловеческого, идеального и реального, рационального и иррационального, реакционного и революционного, личностного и коллективистского, гуманистического и антигуманного составляет основную тенденцию мирового художественного процесса.

Особенностью художественного развития стало противопоставление двух подходов к отражению действительности в искусстве: реалистического и антиреалистического, связанного с искусством модернизма.

Модернизм и его основные течения

Появление искусства модернизма было обусловлено кризисной ситуацией, сложившейся в социальной действительности. Никогда ещё общественная история не знала таких катастроф, потрясений.

Время революций и мировых военных конфликтов, остро переживавшихся в общественном сознании, получило своё выражение во всех течениях искусства, которые возникали и существовали в разных странах в разное время. Объединяет же художников-модернистов следующее: поиск новых форм и средств художественной выразительности; антиреалистический метод; стремление разрушить традиционный опыт художественного познания действительности; опора на материализацию иррациональных образов сознания как основы конструирования художественной культуры будущего. В результате, происходит Уничтожение образности изобразительного искусства, сведение его к игре различных комбинаций, объёмов, линий и пятен.

Вместе с отказом от предметности возникает отказ от идейно-эмоциональной содержательности искусства. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчёркнутому выражению своей индивидуальности. Многочисленные течения, связанные с отходом от реализма, обычно объединяются понятием «модернистические направления», они опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности.

Первым художественным течением в XX веке, начавшим последовательный отход от принципов реализма, был фовизм («дикие»). Фовисты выступили против методов и приёмов импрессионизма, против натуралистического правдоподобия, салонного искусства. Протест художников (Матисс, Руо, Марке, Дерен, Вламинк) выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии.

Следующим этапом в формировании авангардной живописи был кубизм , он зародился в 1907 году в Париже. Его основоположники: П. Пикассо, Ж. Брак, в их произведениях предметный мир аналитически разлагается на простейшие геометрические формы, образующие произвольные схемы, созданные «свободным» воображением художника. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов и реальной жизни, их яркой характерности стал средством ухода в мир чистых форм, где действуют законы равновесия пластических объёмов, взаимоотношений цветовых пятен и линейного ритма.

Другим течением, противопоставившим себя реализму был футуризм («будущее»), в котором искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Это направление отличалось стремлением к раздроблению и искажению реального мира, к растворению его форм в хаотической динамике ритмов. Наиболее яркое выражение футуризм нашёл в Италии в творчестве Балла, Карра.

Одним из модернистских направлений, стал экспрессионизм . Это течение возникло в 1905-1909 годах, наибольшее распространение получило на рубеже 20-30-х годов в Германии, Австрии и Бельгии. Действительность в произведениях экспрессионистов (Гросс, Дике, Кокоша) выступает в формах гротеска, кошмара, в хаосе деформированных, мятущихся образов - это экспрессивные композиции, резкие контрасты света и тени, судорожные ритмы. В их искусстве выразился ужас и отчаяние перед трагическими противоречиями современной жизни.

Одним из самых сложных направлений XX века был абстракционизм беспредметное искусство»), он довёл до конца начатое кубистами и футуристами разрушение формы и содержания произведений искусства. Программа художников (Кандинский, Малевич, Мондриан, Поллок) провозглашала создание универсального образа мира посредством геометрических форм разного цвета, вертикальных и горизонтальных линий, различных цветовых комбинаций. Абстракционизм приходит к полному отказу от изображения предметного мира. Появляются бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами, исчезает образная основа, составляющая самую суть художественного творчества.

Другое модернистическое направление - сюрреализм («сверхъестественное»), где в изображении нет никакого порядка и разумного смысла - всё подчиняется случайности сновидения. Теория сюрреализма строилась во многом на философии интуитивизма, их картины аналогичные и необъяснимые произведения. Сюрреалисты ввели своё основное правило: «соединения несоединимого» и правило несоответствия, парадоксальности изображения (Дали., Миро, Эрнст, Таити). Показ реальности бессознательного, кошмарных сновидений, болезненных ассоциаций, воздействующих на зрителя, стал основной тенденцией их творчества.

Одним из сравнительно новых направлений XX века является поп-арт («народное, популярное»). Он возник в середине 1950-х годов, в Америке, как реакция на беспредметное искусство. Художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю. Они заменяют понятие предмет понятием вещь, так как только вещь может быть общезначимой в жизни людей (Раушенберг, Лихтенштейн, Джонс). Отличительной особенностью этого направления стали сочетания различных предметов, бытовых вещей, представленных в виде коллажей. Типичным Для поп-арта стала серийность изображения, упрощение образа, характерное для искусства комикса и рекламы.

Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в

Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.

Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.

Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.

В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.

Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».



В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.

Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.

После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.

Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.

Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.

Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.

Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».

Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.

В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.

Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».

Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?

2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?

3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?

4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?

5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?

6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?

7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.

2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

7. Тюкавкин В.Г . Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

8. Шацилло К.Ф . От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

9. Шелохаев В.В . Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.

Новое на сайте

>

Самое популярное