Домой Глаза Французский живописец и скульптор дега. Дега Эдгар (Edgar Degas)

Французский живописец и скульптор дега. Дега Эдгар (Edgar Degas)

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж - 27 сентября 1917) - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Впрочем, отец ему пророчил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Дега был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности. Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней.

В 20 лет (1854 год) Дега поступает в ученичество в мастерскую известного в своё время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра . В знакомой семье Дега случалось видеть Энгра, и он надолго сохранил в памяти его облик, и на всю жизнь сохранил любовь к энгровской певучей линии и к ясной форме. Дега любил также других великих рисовальщиков - Никола Пуссена , Ганса Гольбейна - и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.

Луи Ламот - фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.

Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья , Беллини , Гирландайо и Джотто . В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе , одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Мы иногда удивительно мало знаем о людях, чье творчество стало мировым достоянием. Их произведения могут быть узнаваемыми, популярными и баснословно дорогими, а биографии печататься огромными тиражами, но так ли много на самом деле мы знаем о жизни великих? Одни события доходят до нас в виде сухих жизнеописаний, другие случаи, быть может, более интересные, в качестве анекдотов.

В известной шутке говорится, что если на картине изображены балерины, то это Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) . Отчасти это верно, ведь целые дни его жизни были посвящены попыткам уловить эфемерное очарование танца, делающее балет поистине волшебным зрелищем. Но все же такая примечательная фигура в истории , как Дега, с его страстями, переживаниями и личной трагедией, заслуживает куда большего внимания, чем уделяют ему порой, называя «живописцем танцовщиц».

Начать стоит хотя бы с того, что подпись художника являлась своеобразным псевдонимом – из побуждений революционного толка он соединил собственную фамилию Га и частицу де, свидетельствовавшую о дворянском происхождении. В отличие от , семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен.

Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы, и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически.

Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как . Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело, и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».

Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. То есть, далеко не всё. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами, и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю.

Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии, и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности, и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию.

Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной.



В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с . Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного, и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними.



Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. В России Дега известен по таким летящим, слегка размытым и обрезанным, словно в фотообъективе, сценам. Однако целый пласт работ, напротив, изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица, и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже. Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены.



Можно вообразить, что вся жизнь художника была полна лишь праздного наблюдения. Однако он прекрасно представлял и иную сторону жизни, лишенную какой бы то ни было романтики. Движимый представлениями о долге и чести, вскоре после начала франко-прусской войны он, как и Мане, в 1870 добровольцем отправился на фронт. Именно там спустя некоторое время проявились первые признаки проблем со зрением, впоследствии жестоко отравившие последние годы Дега.

Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Долги семьи, оставшиеся после смерти отца, и преумноженные неумелой игрой на бирже, требовали уплаты, и Дега метался в попытках выручить необходимые суммы. Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент живописец обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.

Он наконец приблизился к желанной форме, когда нашел эффект, который придавала нанесенная поверх масляного подмалевка пастель. Она, как ничто другое, подходила для усиления экспрессии танца и в то же время смягчения общего тона. Подобный способ не был абсолютно новаторским, им широко пользовались многие импрессионисты. Но Дега был иным.

Он с легкостью переходил от одного настроения и группы сюжетов другой, успевая запечатлеть атмосферу великолепно освещенных театральных сцен, маленьких балетных студий и полутемных парижских каморок. Он не гнушался изображать после танцовщиц простых прачек или гладильщиц. Напротив, последние неизменно получались более натуралистичными, а атмосфера изнеможения и тупой усталости, всегда сопутствующей тяжелой каждодневной работе, вероятно, находила отклик в его душе.

Переход от легкой элегической грусти балета к унынию и даже апатии в «Гладильщицах» или «Абсенте», невольно возвращает зрителя к мысли о том, что могло твориться в сердце человека, переносящего на холст эту смертельную усталость. Фотографии и портреты изображают Дега с неизменно кротким, немного усталым лицом и печалью в глазах. Что так мучительно искал художник, и что за драма отражалась на всей его жизни?

Неясно до сих пор, могла ли стать причиной этого женщина. Несмотря на великое множество прекраснейших дам, позировавших Дега, кажется, ни одна не сумела перевесить его тяги к одиночеству и свободе. Духовное поклонение женщине как идеалу затмевало телесное влечение, и даже сцены, написанные в публичных домах, не заставляли современников представить Дега сластолюбцем.

Быть может, он предчувствовал тоску и одиночество последних дней, когда болезнь отняла самое ценное в жизни – его картины. Почти десять лет, пока зрение продолжало стремительно ухудшаться, тяжелый нрав и ощущение беспомощности усугубляли обособленность Дега. На его похоронах присутствовали лишь самые близкие друзья, и тех он попросил воздержаться от напыщенных надгробных речей.

Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.



Кроме того, в 80-90-е годы Дега создал целый ряд монотипий – оттисков с металлической пластины, на которую нанесены краски. Туманные, странные образы, в которых виден набирающий обороты динамизм приближающегося нового столетия, переданный в пейзажах с дымом фабричных труб. Пугающе темные, полные запретного чувства бордельные сцены. И наконец, такая работа как Frieze of Dancers, вновь посвященная балету, но в то же время поразительно современная.



Дега пришел в этот мир как человек, который мог бы стать одним из миллионов прочих, а покинул его одним из величайших живописцев. Кто знает, сколько тайн еще осталось недоступными современникам, в биографии и творчестве Дега. Тайн, которые могут быть раскрыты, или же навсегда потеряны в водовороте истории.

Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж - 27 сентября 1917) - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Биография Эдгара Дега

Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.

В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.

Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры, в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.

Творчество Дега

Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.

С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.

Историческая тематика не удовлетворяет Дега, он ищет свои сюжеты и находит их в жизни современного Парижа, за кулисами театра, в прачечных, швейных мастерских, на скачках.

Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.

Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу - главному жанру импрессионистов - Дега остался равнодушным.

Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения.

Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки - вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.

Верховая прогулка
Две тансовщицы Лошади на лугу

В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.

Композиция и рисунок - элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.

Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.

Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.

В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.

Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.

«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. — «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».

Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.

Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его.

Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века

Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.

После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе.

Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.

Библиография

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:

27 сентября 1917 года умер французский живописец Эдгар Дега , один из самых выдающихся представителей импрессионизма, график и скульптор. Его работы отличаются острым и динамичным восприятием жизни, строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Собственно говоря, несмотря на титул, к импрессионизму Дега можно отнести только благодаря трепещущей, светящейся игре красок, — он вырос из традиционной живописи.


Новаторство Дега в передаче движения неразрывно связано с его композиционным мастерством: у него очень сильно ощущается непреднамеренность, случайность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом и точным расчетом композиционного построения. При этом работам Эдгара неизменно присущи острая наблюдательность и глубокий психологизм, а более поздние его шедевры особенно выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения и некоей стесненностью пространства.


Талантливый художник мастерски соединял прекрасное, порой фантастическое, и прозаическое; благодаря тому, что вырос он в состоятельной семье (отец Эдгара Дега был владельцем крупного банка), он мог позволить себе не работать «под заказ», никого не приукрашивать, и некоторые его портреты заставляли знатных вельмож уходить обиженными. Живописец стал знаменитым еще при жизни, — когда в 39 лет он потерял отца, оставившего после себя большие долги, первая же выставка его работ помогла Эдгару преодолеть финансовый кризис и обрести независимость. После смерти художника цены на его полотна взлетели до небес, — он не любил расставаться со своими произведениями, «шлифуя» их до бесконечности. На сегодняшний день большая часть картин Дега находится в музеях России, Франции и Италии. Самые известные из них мы собрали для вас в небольшой обзор. Давайте посмотрим!

(1857 год, Художественный музей, Бирмингем), — один из самых скандальных шедевров художника. Композиционное построение полотна Дега выполнил по принципам старых мастеров, но своей моделью выбрал не утонченную прекрасную даму, а простую женщину, чей образ нисколько не идеализирован. Изысканное общество было в шоке! Образу самой героини на этом полотне придана невероятно реалистичная трактовка, тогда как пространство вокруг нее достаточно условно. Усталая пожилая женщина сидит на пороге старого дома, погрузившись в свои думы, и вглядывается вдаль с некоторым любопытством. О тяжелой жизни героини рассказывает не только её поношенная одежда, но и как бы небрежно расположенные предметы на первом плане картины: кусок хлеба и старый, с отколотым краем горшок с недоеденной снедью…
Филигранная цветовая моделировка и точнейшим образом выверенная тональная проработка подчеркивают мастерство живописца.


Своим историческим полотнам Дега придавал абсолютно новую, не характерную для ранних произведений этого жанра трактовку. Самое яркое из них — (1860 год, Национальный музей, Лондон). Здесь Эдгар полностью проигнорировал условную идеализацию античного сюжета, изображенные им герои больше похожи на современных ему подростков, взятых с парижских улиц. Это особенно заметно по некоторой угловатости движений изображенных им персонажей, помещенных в несколько стилизованный пейзаж. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Реалистичность сцены художник подчеркивает при помощи тонкой психологической трактовки лиц каждого персонажа. При этом главным выразительным средством на холсте является изящная музыкально — пластичная линия. Колористика картины, построенная на ограниченном сочетании цветов, придает полотну ощущение строгой ясности и уравновешенности.


Работа (1858 г., Музей д’Орсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Моделями для этого полотна послужили дядя художника Дженнаро, его жена Ааура, и две их дочери - Джованна и Джулия. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Дега, который никогда не диктовал своим моделям, в каком положении им надлежит находиться, наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару, изрядно утомленную обществом друг друга. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Это полотно отмечено глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка, а сочетание голубых, серебристых, черных и белых тонов выстраивает совершенный цветовой строй.


Произведение 1862 года (Музей д’Орсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди, и напряжение лошадей перед стартом. На переднем плане картины, полной внутренней сосредоточенности и динамизма, изображены жокеи, готовящиеся к старту гонки. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Поражает восхитительная достоверность, с которой переданы жесты и посадка жокеев, лишенная какой-либо поэтизации образов. И даже резкое фрагментирование полотна, при котором край картины срезает половину фигуры одного из всадников, совсем не удивляет: все выглядит очень естественно.


Картина (1884 г., Музей д’Орсе, Париж) является самой известной из серии Дега о простом люде. Полотно написано широкими нервными мазками, прекрасно передающими колебание воздуха вокруг работающих девушек. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении синих, коричнево-охристых, золотистых и белых тонов, отличается повышенной декоративностью, выделяющей это произведение среди других картин этой серии.


Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), где мастеру удалось добиться особой композиционной и цветовой выразительности. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца.


Живописец был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, — (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), — имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой — в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Во всех версиях героиня изображена со спины, что позволило Дега наиболее убедительно передать ее движения. Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны.


В более поздних работах художника движения героинь становятся более резкими, форма тела начинает передаваться более упрощенно и зачастую очерчиваться резким контуром. Ярким примером может служить картина (1900 год, частное собрание). На ней очень хорошо видно, как поздний стиль мастера обрел обостренную экспрессию, обобщенность форм и декоративность. Живописец доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, поэтому совершенно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты.


Всего себя Эдгар Дега отдавал работе, — из-за его несговорчивого и недоверчивого характера художник так и не смог создать семью. К барышням он относился нарочито отстраненно, никто не слышал о каких-либо его любовных связях. Его дети - его картины, именно в них он вкладывал всего себя…

Новое на сайте

>

Самое популярное