Домой Горечь во рту Антонио гауди - гениальный архитектор, великий модернист. Испанская архитектура в стиле модерн Гауди католик и каталонец

Антонио гауди - гениальный архитектор, великий модернист. Испанская архитектура в стиле модерн Гауди католик и каталонец

October 20th, 2013

Я очень люблю стиль модерн - в архитектуре и дизайне. В Барселоне в этом плане есть чем поживиться. На сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением, было создано несколько шедевров. И есть один очень знаменитый творец, который оставил после себя особенно богатое наследство в самом конце этого благостного для страны периода...
Дома Гауди, самого известного архитектора на Пиренейском полуострове обязательны к посещению всем любителям стиля модерн... Всего он оставил 18 объектов после себя.

Из жилых домов - наиболее известны 2 - Дом Костей и Дом-Пещера. Когда я планировала поездку, у меня был выбор - какой из двух домов Гауди посмотреть. Я остановилась на "Пещере", потому что именно это здание считается самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением Гауди даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Этот дом стал к тому же последней из четырех построек Гауди на проспекте Грасиа и второй из сохранившихся. Считается, что свои устремления автор не мог со всей полнотой воплотить в архитектуре другого дома (Костей), где от архитектора требовалось только проведение реконструкции. А потому только здесь архитектор смог выразить полностью свое виденье планировки здания с подвала до крыши.

Многочисленные отзывы - заклинали нас идти именно в "пещеру", так как там внутри гораздо интересней, в отличие от "дома костей". В "пещере" доступна для обзора - квартира домовладельцев, целый этаж со всей обстановкой того времени... Об этой квартире уже был пост в сообществе и очень красивый, я только надеюсь рассказать об этом памятнике искусства - по своему.

дом Мила (Casa Mila), «Ла Педрера» (La Pedrera) - это последняя завершённая работа Гауди. Хотя она имеет несколько названий, но второе - народное - «каменоломня» или «каменная пещера» мне кажется наиболее верным.

Горы, море и пустыня были основной символикой этого проекта.

Гауди назвал фасад "ископаемая волна в одном обширном море камня". Антонио Гауди соеденил особенности каталонской архитектуры (национальную готику ) с входившим тогда в моду стилем модерн.

Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов.


Хотя в здании несущими являются прежде всего - колонны, но глыбы камня для постройки дома были такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт. И это едва не привело подрядчика к банкротству. Каждый камень приходилось поднимать не один раз, прежде чем он ляг на место.


Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде. Тема – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах фасада... Изначально Гауди планировал все балконы украсить пышной растительностью, что бы смягчить каменный фасад. Но и сейчас дом вполне украшен листьями и растениями - только чугунными.



Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии. Ворота и ограда содержат бесконечное повторение отлитых из чугуна цветов пальмы. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Милa, принадлежит коллеге Гауди - Жузепо-Марии Хухолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди. Архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.

Одна из историй повествует о том, как он довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета.


Эта роза должна была символизировать жену его клиента, с которой хотел наладить отношения и которая изначально была против его участия в строительстве здания.

С другой стороны - многие описывают розу на его здании - как символ богоматери. Возможно второе предположение ближе к истине, нежли красивое посвящение прекрасной синьоре. Дело в том, что Гауди намеревался разместить еще несколько посвящений святой Деве Марии (в том числе в виде скульптурной композиции в специальной нише на крыше). К тому моменту архитектор стал очень религиозен. Однако в Барселоне поднялась ожесточенная кампания против духовенства, приведшая к поджогам монастырей и кровопролитию. И осторожный владелец дома (племянник мэра Барселоны и депутат) не решился воплотить замыслы Гауди до конца, а про розу сочинил красивую романтическую историю:)
От этого замысла осталась только надпись через весь фасад на латинском языке.



Возможно, Педрера - это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. В его проектах нет ни одной прямой линии, нет их и в природе. К сожалению, впоследствии конфигурация квартир внутри здания была значительно выпрямлена.


Сам Гауди сказал про своё произведение: "... исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света".


Что бы сделать "пещеру" более светлой и наполненной воздухом - Гауди сконструировал два внутренних двора и шесть световых колодцев... Перекрытие внутреннего дворика, имеющего в плане округлую форму, представляет собой своеобразную копию конструкции главного собора Барселоны, выполненного в готическом стиле.

Для справедливости напишу, что все расчеты для сооружения новой конструкции были произведены помощниками архитектора- Хайме Байо и Каналетой по эскизам Гауди. А опоры конструкции были рассчитаны Хайме Байо, братом работавшего с Гауди подрядчика Байо, который в то время в Школе архитектуры преподавал сопротивление материалов.

В 1984 году "пещера", "дом Мила" был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Давайте же зайдем и посмотрим, что внутри...






Экскурсия начинается на самом деле - сверху, где под самой крышей находится музей архитектора.


Чердак располагается над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Форуму этих арок переняли и другие известные архитекторы того времени. Например, архитектор Хосе Пуиг приезжал посмотреть и уточнить - с какой точки конструкции нужно начинать сооружение арки, которую Гауди именовал "уравновешенной".



здесь показаны детали планировки здания, чертежи, макеты и даже фильмы о его творчестве...


Потом можно зайти на крышу или спуститься вниз - в жилую квартиру с предметами обстановки стиля модерн.

Сначала я покажу личные апартаменты, а потом - свожу Вас на крышу:)


Некоторые переходы внутри здания - так же открыты для осмотра...

Гауди был не просто архитектором - он продумал весь дизайн - от стульев до дверных ручек.




Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. Образцом совершенства он считал куриное яйцо.





Он так же собственноручно лепил восковую модель шестигранной плитки для тротуара, которую впервые применили на стройке дома Батльо. Когда эти плитки с рельефом укладываются по семь штук, получается три изображения: водоросль, раковина и морская звезда.
В его доме - все продумано до мельчайших деталей... Я навсегда осталась под большим впечатлением от увиденного...



К сожалению, после его смерти владелица (не взлюбившая архитектора жена владельца дома) - полностью изменила интерьер после смерти архитектора, оставив не затронутыми только детали фурнитуры здания...



Правда после реставрации здания банком Каталонии - квартира на предпоследнем этаже приобрела вид типичных апартаментов дворянской семьи начала XXв.


А часть мебели из квартиры владельцев сейчас стоит в доме-музее Гауди в Парке Гуэль. Например, эта.


Но изучать интерьер и предметы декора было настолько же увлекательно как и осматривать само здание, хотя они относятся у разным периодам одного стиля...


Музей-квартира занимает 2 жилых квартиры на 4-м этаже здания.










Это кухня



кофемолка, а не мясорубка!:)


кофейник или чайник? того времени


Гладильная



а как Вам этот чемодан для одежды?

В конце осмотра есть детская, в которой самым интересным экспонатом я нашла - шкаф с миниатюрными моделями комнат...

А теперь - поднимемся на крышу:)





На крыше дома есть терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах.







Формы этих элементов не являются совсем безумными - они в принципе отвечают своей утилитарной функции, хотя и были конечно существенно приукрашены... Вентиляции в здании Гауди отводил больше значение - тут много дымоходов и вентиляционных труб.


Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла.




До сих пор спорят - в этих скульптурах отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира) или же архитектор придал им сходство со всеми известными персонажами сказок...



Сам архитектор сказал, что формы этих труб перекликаются с очертаниями гор, окружающих Барселону, которые можно увидеть с крыши этого дома.


Да, виды от туда - просто замечательные!



В конце осмотра жилой квартиры есть сувенирный с очень неплохими альбомами по искусству и интересными изделиями в стиле Гауди...



Это жилой дом то есть там до сих пор живут люди. Не знаю как они терпят присутствие толп туристов, но жить в таком доме наверное - очень интересно)





Его работа представляет собой имитацию жизни космоса, внутри которого люди должны проходить через мистическо-первобытное существование...

Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (адрес Pg. De Gracia, 92,

Март 16th, 2013 admin


Каталонский модернизм – это художественное историко-георгафическое название, главным образом связанное с каталонской архитектурой конца XIX — начала XX века. Основные идеи и приемы Каталонского модерна присутствуют также в скульптуре, живописи и декоративных искусствах. Концепции и приемы Каталонского модерна органично вписываются в общеевропейские архитектурные течения того времени — арт нуво, югендстиль и другие. В Испании модернизм приобретает свои отличительные черты и, в первую очередь, ассоциируется со столицей Каталонии — городом Барселона. Каталанский модернизм оказал большое влияние на другие провинции Испании: например, архитектор Виктор Бельтри (Víctor Beltrí) прославился своими произведениями в стиле модерн в городе Картахена, провинция Мурсия. Можно упомянуть и такие испанские города как Комильяс (Comillas), Новельда (Novelda), Асторга (Astorga), Мелилья (Melilla) и Леон (León), которые украшают произведения в стиле каталонского модерна.

Свой след в истории каталонского модерна оставили художники Рамон Касас (Ramón Casas), Сантьяго Русиньоль (Santiago Rusiñol), Хоакин Суньер (Joaquín Sunyer), Ерменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa), Жоан Бруль (Joan Brull), Рикард Канальс (Ricard Canals), Хавьер Госе (Xavier Gosé), Хосе Мария Серт (José María Sert), Мигель Утрильо (Miguel Utrillo) и другие.

Творческие и личностные контакты связывали каталонских художников с их единомышленниками — французскими авангардистами. Барселонское кафе «Четыре Кота» (Els Quatre Gats) было местом их встреч и творческих дискуссий. Кстати, именно здесь в 1900 году была организована первая персональная выставка художника Пабло Руиса Пикассо (Pablo Ruiz Picasso). Музей Пабло Пикассо в Барселоне расположен на улице Монткада (C/Montcada) 15-23. Стоимость входного билета – 11 €.

Фото: Наталья Пенкина. Кафе «Четыре Кота»

Каталанские архитекторы модернисты Элиэс Рохент-и-Амат (Elies Rogent i Amat), Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner), Жозеп Пуч-и-Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch), Антонио Гауди (Antonio Gaudí) и другие, развивали свою особую архитектурную художественную вселенную. Модернизм отрицает, главенствовавший в первой половине XIX века стиль промышленной архитектуры, развивая новые архитектурные формы. Основой модерна в архитектуре становится ее Величество Природа. Природа присутствует везде: в материалах, которые используются для строительства, в формах зданий и сооружений, в деталях и образах, которые используются в декорировании фасадов. Архитекторы с легкостью размещают на фасадах своих зданий фигуры зверей, птиц, бабочек, растения и цветы. В украшении фасадов и интерьеров широко применяется мозаика и керамика. Огромного размера мифические и сказочные персонажи вдруг возникают на фронтонах и карнизах зданий. Окна и балконы украшаются коваными решетками, повторяющими растительные мотивы.

Фото: Наталья Пенкина. Каталонский мордерн

Музей каталонского модернизма расположен в Барселоне на улице Бальмес, 48 (C/ Balmes, 48). В будние дни и субботу работает с 10:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 14:00. Стоимость входного билета – 10 €. Адрес в

Архитектура в стиле модерн – это общий тренд для значительной части Каталонии и конкретно для Барселоны. На сегодняшний день в городе около сотни зданий в стиле модерн, которыми хочется любоваться и фотографировать.

Представляем 10 самых красивых зданий Барселоны , которые не должны пройти незамеченными для любознательного туриста.

Дворец каталонской музыки (Palau de la Música)

Это одна из наиболее известных работ испанского архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера. Его начали строить в 1905 году, и оно должно было стать новым домом для каталонского хора. Это действительно здание, поражающее своей красотой. Наблюдатель непроизвольно останавливает свой взгляд на многочисленных проработанных деталях, любуясь скрупулезной работой мастеров, которые возводили это произведение искусства каталонского модерна. Кроме того, это единственный в Европе концертный зал с естественным освещением.

Taquilla.com
globo-rojo.com

Дом Бальо (Casa Batlló)

Без сомнения, это один из самых фотографируемых туристических объектов в Барселоне. Строительство этого жилого дома проходило в период с 1904 по 1906 гг. У дома оригинальный живой фасад, сочетающий цветовые переливы, интересные фактурные балконы и чешуйчатую крышу. Это работа легендарного Антони Гауди, который реализовал проект для магната текстильной промышленности Жозепа Бальо-и-Касановаса.


thepetitewanderess.com
getyourguide.com

Больничный комплекс Сант-Пау (Hospital de Sant Pau)

Здание недавно было отреставрировано, но это чудо модерна не растеряло своей индивидуальности и ослепительной красоты, несмотря на то, что были такие опасения. Здание больницы Святого Павла напоминает об архитектуре восточных дворцов, которым свойственна роскошь форм и богатое украшение золотом. Это еще одна работа Доменека-и-Монтанера. Вместе с Домом каталонской музыки больница Сант-Пау внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


barcelona-home.com
eumusic.coop

Дом Льео-и-Морера (Casa Lleó i Morera)

Очередной шедевр каталонского модерна авторства Доменека-и-Монтанера, в который он превратил обычный дом Casa Rocamora, принадлежащий около 40 лет семье фабрикантов Морера. Здание было построено в 1864 году, а в 1902 году Франческа Морера поручила архитектору его реконструкцию. В 1904 году она скончалась, и работу в 1906 году пришлось принимать уже ее сыну Альберту Льео-и-Морера. Чтобы увековечить память об этой семье в здании, архитектор вплел в орнамент здания изображения львов (Lleó) и тутовых деревьев (Morera).


© Bjorn Grotting/photoshelter.com
promptguides.com

Дом Кумалат (Casa Comalat)

Это здание не очень известно по сравнению с вышеупомянутыми, но его архитектурные достоинства неоспоримы. Это работа архитектора Сальвадора Валери-и-Пупурулла, который смог соединить в одном здании сразу два фасада в разных стилях. Один фасад выполнен в роскошном стиле с заимствованиями из рококо, другой менее помпезен, однако притягивает взгляд симпатичными балконами и красивой лепниной.


wikimedia.org

Дом Фустера (Casa Fuster)

Эта великолепное здание построено в 1908 году по проекту Луиса Доменика-и-Монтанера. Оно выглядит необычайно величественно благодаря высококачественному мрамору. Сто лет назад это был один из самых дорогих домов в городе, а сегодня здание занимает отель – Hotel Casa Fuster.


hotelescenter.es
hearteningjourneys.wordpress.com

Дом Мила (Casa Milà)

Еще одна яркая архитектурная достопримечательность Барселоны, которая как магнит притягивает многочисленных туристов с фотокамерами. Это работа Антонио Гауди, здание строилось с 1906 по 1910 гг. В 1984 году оно было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став при этом одним из первых строений XX века, удостоенных этой чести. Оригинальность фасада дома Мила в том, что оно полностью сделано из камня и не имеет ни одной прямой линии.


hotel-r.net
© Claudia Leverentz

Дом Гранель (Casa Granell)

Интересное здание в стиле модерн (1902-1904), построенное по проекту Херони Феррана Гранель-и-Манреса. Архитектура этого здания привлекательна сочетанием элементов: камня и металла, различных оттенков фасада и оконных ставен, фактурной лепнины, плитки, мозаики и ковки.


lameva.barcelona.cat

Дом Ровиральта (Casa Roviralta)

Белоснежные стены дома Ровиральта притягивают взгляд всех прохожих, и большая удача застать его в солнечную погоду, когда контраст белого и коричневого раскрывается в полной мере. Это здание называют «белым монахом», потому что раньше этот дом был собственностью общины монахов доминиканцев. Позже он был приобретен каталонским бизнесменом Теодором Ровиральта. Над реставрацией здания с 1903 по 1913 работал архитектор Хоан Рубио-и-Бельвер, который практически полностью трансформировал его.

Рубио сохранил оригинальную структуру и планировку дома, чтобы сделать его виллой в стиле модерн, дополнив верандами, галереями, часовней. Оконные и дверные рамы сделаны из кирпича и керамики, создавая резкий контраст с белоснежными стенами. В солнечные часы на одной из стен появляется латинская надпись, напоминающая о течении времени.


barcelonacheckin.com
epdlp.com

Знакомство с каталонским модернизмом началось для меня с кафе «Els Quatre Gats»…

Но прежде – о самом термине. Гуляя по Барселоне с подругой и то и дело слыша от нее слово «модернизм» в связи со знаменитым Гауди, я про себя недоумевала: «Почему модернизм? Ведь это самый что ни на есть модерн, а модернизм – совсем другое». Однако скоро недоразумение разъяснилось: путеводитель «Афиша», который я пролистывала на ночь, поведал мне, что именно так – «каталонский модернизм» – называется местный вариант модерна. Как «ар нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии и т. д.
Итак, заканчивая прогулку по Готическому кварталу, о котором расскажу в отдельной статье, мы, «утомленные солнцем» и голодные, забрели в проулок Монсьо (Carrer de Montsió, 3), где, словами того же путеводителя, «в 1896 году молодой Пуч-и-Кадафалк втиснул в узкий угол первый свой доходный дом.

Через год после завершения строительства художник Рамон Казас открыл в доме кафе «Els Quatre Gats», где прописалась вся барселонская богема, включая совсем юного Пикассо: дизайн меню стал его первым заказом, и здесь же прошла первая его выставка».



О чем бы рассказать сначала – о доме или о кафе? Пожалуй, начну с кафе – собственно, я уже с него начала, а потом будет и о доме, вернее, его авторе, и о других архитекторах.
Переписывать путеводитель не буду, а вот с чем хочется познакомить будущего (а может, и уже состоявшегося) посетителя Барселоны – так это с книгой австралийца Роберта Хьюза «Барселона. История города». (Надо сказать, что я сразу расположила к себе мужа подруги, истого каталонца, сказав, что читаю эту книгу – он тотчас предъявил мне такую же на каталанском языке.) Правда, в русском переводе книги Пуч-и-Кадафалк называется Пуиг –и- Кадафалк, а Казас Касасом – думаю, это не столь важно: смею предположить, что переводчик взял испанский, а не каталанский вариант прочтения.

«Модернизм в Барселоне стал набирать силу и сделался очень популярен к 1896 году, – пишет Хьюз. – Касас и Русиньоль [два главных живописца того времени]… с [другом] Ромеу сняли нижний этаж в неоготическом доме, только что построенном Пуигом –и- Кадафалком, Каса Марти. Там они решили устроить cerveseria, то есть пивную. Они назвали ее… «Четыре кота». Со временем «Четыре кота» приобрели ностальгическую ауру. Это было одно из самых известных собраний интеллектуалов конца века в Европе… Бар сыграл значительную роль в артистической жизни Барселоны в следующие шесть лет. Это случилось не благодаря кухне, которая была весьма средней, а часто и весьма скудной («не кухня, а выставка раскрашенных тарелок»), а благодаря клиентуре».

Сразу хочу сделать отступление. Мы, конечно, не только осмотрели дом и кафе, но и попробовали кое-какие закуски. Они вовсе не показались нам средними. Впрочем, меню было простое.

Специальный каталонский хлеб, натертый соком свежего помидора и оливковым маслом – знатоки утверждают, что масло лучше всего размазывать пальцем (не отсюда ли идея писать пальцем картины?) На такой хлеб кладут хамон, сыр, вообще все, что угодно – мы клали анчоусы, закусывая оливками и каперсами. Черные крокеты из каракатицы. На десерт – «крема каталана», очень напоминающая нежнейший крем-брюле. И наконец, сангрия, сладкая и освежающая.

Но вернемся к истории кафе. «Название бара по-каталански является устойчивым выражением, обозначающим «всего несколько человек». Этими «четырьмя котами» были Ромеу, Касас, Утрилло [муж Сюзанны Валадон и отчим Мориса Утрилло, взявшего его фамилию] и Русиньоль.
Заведение, как писал Русиньоль, служило «гостиницей отчаявшимся… теплым гнездом стосковавшимся по дому… пивной в готическом стиле любителям северной Европы, андалузским патио тем, кто предпочитает юг… местом, где излечивались болезни нашего века».

Касас, Русиньоль, Утрилло и их друзья создали собственный клуб и в традициях французских артистических кабачков поставили руководить им человека чудаковатого и странного. Это был Пер Ромеу , высокий, долговязый и нескладный, неудавшийся художник… Он стал пресонажем многочисленных карикатур и афиш и одной из знаковых фигур каталонского модернизма… Он учился живописи, но потом бросил занятия и отправился в Париж, где сблизился с каталонской группой в «Мулен де ла Галет», и в их любимом кабаре устроил театр теней – ombres xineses (китайские тени). Другой его страстью был спорт. Он ездил на велосипеде. У него был спортивный автомобиль, один из первых в Барселоне. И это сблизило его с Касасом, который был владельцем самого первого авто. Уже после того, как «Четыре кота» перестали существовать, Ромеу закончил свою жизнь хозяином гаража. Он каждый день плавал в море, даже зимой, – привычка, которую его богемные друзья считали недомыслием. Он греб, фехтовал, ходил под парусом, совершал долгие пешеходные прогулки в Пиренеи. Все это выглядело очень по-американски, то есть вполне в духе модерна…

Итак, они обосновались в Каса Марти. Касас оплатил львиную долю расходов на оформление интерьеров, включая огромные люстры

(он сделал набросок Русиньоля, сидящего на одной из них)…
Еще он присовокупил собственный рисунок: он сам и Ромеу, крутящие педали двухместного велосипеда.

Касас – на переднем сиденье, его лицо затеняет шляпа, во рту у него сигара в мундштуке, он наклонился и жмет на педали изо всех сил. Ромеу сзади чувствует себя гораздо более свободно и непринужденно. В правом верхнем углу Касас написал нескладный стишок – «На таком велосипеде, / не нагнувшись, не поедешь.»
Картина Казаса стала визитной карточкой кафе в переносном и в самом прямом смысле: у входа можно взять визитки с этим изображением.

А оригинал ее висит в Национальном музее каталонского искусства, на холме Монжуик. Вот он снят из окна автобуса,

а вот фото из брошюры.


В музее множество других картин Казаса, а также Русиньоля и прочих модернистов.

Мария Фортюн напомнил мне Мункачи, Англада Камера – одновременно Ренуара и Муху, Нунель – «Голубых тацовщиц» Дега, Мир – «Голубую розу». Очень интересна и скульптура – Льимона, Блей. «Молодые художники из «Четырех котов» были наследниками французских иллюстраторов Домье, Тулуз-Лотрека, Стейнлейна», – пишет Хьюз. От себя скажу, что так же, как русская живопись, выставленная в Третьяковке, становится приятным открытием для наших подопечных иностранных туристов, так и каталонское изобразительное искусство, представленное в Национальном музее, может стать неожиданной радостью для нас.

«В «Четырех котах» шла нескончаемая вечеринка… Устраивались выставки, представления театра теней,.. кукольные представления… Давали сольные концерты новые композиторы, такие как Энрик Гранадос и Исаак Альбенис. И сами «коты» иногда читали лекции и начали издавать одноименный журнал…»

Сегодня в кафе царит приятная атмосфера, а интерьеры по-прежнему удивляют изысканной красотой, причем не только в залах, где едят и пьют,

но и в местах, которые принято называть «удобствами».



Теперь об архитекторе. Имя Антонио Гауди у всех на слуху, но есть еще два имени – Жузеп Пуч-и-Кадафалк и Луис Думенек-и-Мунтане: все трое являются столпами модернизма. «После Гауди и Доменека третьим по значимости каталонским архитектором этого периода был Хосеп Пуиг –и- Кадафалк, – пишет Хьюз. – Пуиг был моложе остальных – он родился в 1867 году… Его лихорадочная фантазия неустанно вырабатывала новые идеи и проекты.»

Здесь снова хочу сделать отступление: Каталония дала миру не так уж много великих имен, но всё это люди с невероятным, буйным, подчас безумным воображением: Миро, Дали, Гауди… В этот ряд вписываются и вновь открытые мною зодчие и художники.

«Пуиг всегда оставался традиционалистом. Будучи по духу глубоко каталонским архитектором, он скептически воспринимал постулат международного модернизма, что прошлое следует преодолеть и оставить позади… Пуига готика неподдельно волновала и затрагивала лично… Больше всего Пуиг любил кружева высокой готики, остроконечные постройки XV века, их трагические бездны, почти схематические опоры…

Пуиг воспринимал Барселону как «север юга». Здесь Испания становилась Европой. Здесь она когда-то перевалила через Пиренеи на территорию Франции. Этот город имел давние торговые связи с Фландрией… Здесь чтили немецкую культуру и идеи. Здесь восприняли не только музыку Вагнера, но и тевтонское понимание судьбы, и немецкую тягу к развитию промышленности. В вопросах моды Барселона всегда была настроена англофильски. И все же каждый раз удивляешься, когда видишь, во что вылилась любовь Пуига к северной Европе».

К сожалению, мне не удалось сфотографировать Каса Террадес: мы проезжали его на машине; но дойти или доехать до него безусловно стоит – он расположен по адресу Диагональ, 416-420. Дом этот называют также Каса де лес Пунчес, а переводят как «дом точек» или «дом с шипами». На самом деле речь идет скорее об иглах: башни заканчиваются игловидными шпилями. «Что-то среднее между фламандской ратушей и средневековым замком Людвига Безумного, – характеризует этот дом Хьюз. – Здание имеет четыре круглых башни, и каждая заканчивается шпилем в форме шляпы волшебницы, а на главной башне – весьма изысканный и необычный фонарь. На крыше флероны и фронтоны, пронзающие небо. Стены из простого кирпича превращаются в трибуны и мирадоры высокой готики, украшенные искусной и подробной резьбой по камню – в основном растительные мотивы, выпуклые, насколько возможно рельефные, чтобы были хорошо видны.»

От себя добавлю, что дом к тому же еще и разноцветный, и снова обращусь к Хьюзу:
Самая известная из «северных» построек Пуига – как из-за местоположения, так и из-за внешнего вида – дом на Пассейч де Грасиа, 41, построенный по заказу шоколадного магната и мецената Аматлера…

Это каталонский готический дворец, построенный все по тому же плану – плоская стена, обращенная на улицу, и большой центральный двор, с которого поднимается лестница в большую центральную гостиную на втором этаже, как в зданиях XV века…

Есть и существенное отличие: пышность отделки и выполненный в совершенно другом стиле фасад. На две трети своей высоты стена фасада оформлена в технике сграффито. Это скорее итальянская, чем каталонская технология отделки, придающая поверхности богатство камчатной ткани. Но потом начинается фронтон: роскошный, ступенчатый, словно из фламандского Ренессанса, фронтон прямо из Брюгге, но выложенный плиткой, голубой, кремовой и розовой, «проклепанный» сеткой гранатово-красных глянцевых цветков. Такую полихромность вряд ли допустил бы на своем доме любой трезвомыслящий бюргер северного Возрождения. Сияние и мерцание плитки в утреннем свете изумительны».

Что тут можно добавить? Во-первых, в связи с любимой техникой Пуча-и-Кадафалка, которую он использовал и в других зданиях, вспомнился забавный случай из семейной истории: моя будущая мама недавно познакомилась с моим будущим папой. Показывая маме какой-то архитектурный шедевр, папа употребил термин «сграффито». Мама раньше не слышала этого ученого слова и подумала, что папа говорит: «Это с графита.» «Надо же, – уже почти разочаровалась она. – На вид такой культурный, а по-русски говорить не умеет».

Во-вторых, надо сказать, что сегодня в Каса Амалье (так называют дом по-каталански) находится магазин шоколада и кафе, где густой сладкий шоколад, не хуже, чем в «Кафе Пушкин», льется неиссякающей струей из краника в большой бак. Надо ли уточнять, что мы отведали этого божественного напитка? А потом, набрав воды, льющейся из другого краника совершенно бесплатно, курили и любовались фасадом, сидя напротив дома на фигурной каменной лавочке, являющейся частью фонаря работы Гауди. Такие причудливые фонари стоят вдоль всего бульвара Грасиа.

Кстати, о Гауди. Возможно, вы уже заметили на фото дома, что он стоит вплотную к шедевру Гауди Каса Бальо.

Но Гауди я намерена посвятить отдельный рассказ. А пока расскажу о третьем крупном архитекторе модернизма – Думенеке-и-Мунтане : благо, и его дом есть по-соседству.

«В 1898 году дом [Амалье] стоял один; вскоре Доменек построил слева от него свою Каса Льео Морера, а Гауди превратил здание справа в Каса Батльо, таким образом, сформировав самый представительный ансамбль модернистских зданий в Барселоне. С тех пор очевидное «соперничество» между этими тремя знаковыми постройками привело к тому, что эта часть Пассейч де Грасиа стала называться… «квартал раздора»».

Или «яблоко раздора», как я слышала от своей подруги.
Каса Льео Морера (Пассейч де Грасиа, 35) Хьюз называет «самой декоративной из барселонских построек Доменека». К сожалению, в середине XX века она претерпела непоправимые изменения, особенно во внутреннем убранстве.
А одно из ранних произведений архитектора – кафе-ресторан в парке Сьютаделла, возведенное к Всемирной выставке 1888 года.

«Зубцы и щиты придают ему средневековый облик. Но построено здание из обыкновенного кирпича и промышленного железа. Именно зазор между средневековьем и модернизмом – причем первое входит в состав второго – делает кафе-ресторан своеобразной вехой раннего периода модернизма… Доменека занимали истоки архитектуры. Чтобы добиться оригинальности, надо использовать «оригинальные», «изначальные» материалы. Вот материал, чьи экспрессивные возможности не изучены. Кирпич является или, по крайней мере, должен являться молекулой каталонской архитектуры. Кирпичное здание не просто стоит на земле родины; оно буквально сделано из этой земли. Доменек употреблял выражение, которое горячо воспринял и его молодой коллега Пуиг-и-Кадафалк: кирпич clar i catala – чистый и каталонский… Конечно, Доменек –и-Монтанер использовал и другие стильные материалы. Стоит упомянуть о потрясающем эффекте керамических, покрытых глазурью «корон», венчающих каждый зубец стены, и особенно керамические гербы – голубым по белому… Гербы – еще и демонстрация одного из важнейших декоративных ресурсов модернизма вообще и творчества Доменека в частности: использование природных мотивов и их стилизации… Цветочный орнамент Доменек всегда использовал как бы в противовес агрессивной «рациональности» архитектурной рамки. Своей вершины этот подход достигает в изобилии керамических и мозаичных роз, оплетающих решетку Палау де ла Мусика Каталана».

Увы, нам не удалось сфотографировать и даже рассмотреть вблизи главный шедевр Доменека – больницу Сант-Пау, признанную и самым крупным проектом модернизма. Мы тоже проезжали ее на машине, но остались под сильным впечатлением. Зато «шедевр размером поменьше» – Дворец Каталонской Музыки» – обошли со всех сторон.



В таких кассах раньше продавали билеты.

Теперь кассы современные, и все здание местами осовременено.


Но внутри сохранилось изумительное фойе – здесь те же розы.

А в фойе – кафе,

где можно заправиться тапасами – разнообразными закусками.

Этого мы, как ни странно, делать не стали, а осмотрели роскошную лестницу, ведущую в зрительный зал.



О самом же зале можно судить по крохотной картинке в программе концерта.

Почти все шедевры модернизма расположены в районе Эйшампле, отстроенном в конце XIX века за пределами снесенной городской стены. Здесь даже есть так называемый «Золотой квадрат», где сосредоточено около ста пятидесяти памятников этого стиля. Вот еще несколько красивых домов на Пассейч де Грасиа.



Но необыкновенные дома есть и в Старом городе: и на Рамбла,







Архитектурное наследие Барселоны периода национального Возрождения получило историческое название «каталонский модернизм». На рубеже XI–XX вв. в столице Каталонии появилось более сотни уникальных шедевров зодчества. Вот список 10 лучших объектов барселонского модерна.

1. Собор Саграда Фамилия

Храм Святого Семейства (фото: Sam valadi)

Монументальный собор Святого Семейства – выдающееся творение Гауди, самый известный архитектурный памятник Барселоны. Восемнадцать башен огромного храма напоминают горные пики или ракеты, готовые к полету. Гауди начал работу, когда часть здания, основанного в 1892 году, уже была построена. Он внес в проект свои новаторские идеи. Великолепно пластическое оформление фасадов, посвященное этапам земного бытия Иисуса. Строительство величественного собора продолжается: завершение запланировано к 2040 году.

2. Ла-Педрера

Второе имя этого особняка — Дом Мила. Здание с изогнутыми линиями фасадов напоминает загадочную гору Монтсеррат. Каса Мила – последняя завершенная работа Гауди, памятник национального значения, объект Юнеско. Облик здания уникален даже для яркого стиля модерн: внешние стены похожи на прибрежные скалы, кованые балконные решетки – на морскую траву. Светотени создают на фасаде оптические эффекты движения.

3 Дворец каталонской музыки

Фасад Дворца (фото: Nicolas Blanzac)

Этот концертный зал называют дворцом за его роскошный возвышенный облик. Доменек-и-Монтанер строил здание для хора Orfeó Català. В конструкции фасадов Дворца сочетаются черты арабского стиля и традиционного испанского зодчества. В экстерьере преобладают изогнутые линии, растительные мотивы, керамический декор, цветное стекло. В концертном зале реализовано естественное освещение через витражный потолок, выполненный в форме вогнутого купола.

4. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Больница Сант-Пау (фото: Santi)

Проект Hospital de la Santa Creu i Sant Pau создал мастер модерна – Луис-Доменек-и-Монтанер. Структура комплекса состоит из 26 оригинальных павильонов с мозаикой, витражами, роскошной керамикой. Здания увенчаны куполами, шатровыми крышами, островерхими башнями, украшены мавританскими арками, ротондами, пилястрами и рельефным декором. Интерьеры оформлены колоннами, нервюрными сводами, цветной мозаикой. Госпиталь Сан-Пау включен в список Юнеско.

5. Дом Бальо

Этот дом – работа Гауди, завершенная в 1877 году. Во внешнем облике и внутренней структуре здания нет прямых линий: преобладают изогнутые очертания. Дом украшен изразцами, коваными элементами, витражами. Тонкие колонны на фасаде похожи на части скелета, поэтому Каса Батльо называют «домом костей».

Это здание реконструировано из более раннего особняка. У него плоский фасад, расписанный сграффито, ступенчатые фронтоны, украшенные мозаикой, роскошные резные обрамления окон. Главный портал оформлен пластикой на библейские темы. Архитектором проекта был каталонец Пуч-и-Кадафальк.

7. Здание Фонда Антони Тапиеса

Фонд Антони Тапиеса (фото: solrak14)

Фонд Тапьеса разместился в здании, спроектированном Доменек-и-Монтанером. Объект построен в стиле раннего каталонского модернизма. Он возведен на основе металлоконструкций, сложен из красного кирпича. Под крышей Фонда помещаются музей Антонии Тапьеса и Центр исследований современного искусства.

8. Дворец Гуэль

Дворец Гуэль (Palau Güell) (фото: Lieven SOETE)

Гауди построил Дворец Гуэль по образцу старинных палаццо венецианских дожей. Здание сложено из светлого камня, его двадцать башен-дымоходов, покрытые керамикой, похожи на мистический лес. Главный зал дворца занимает все этажи: высота сводов достигает 20 м.

9. Каса Террадес

Каса де лес Пунчес (Пинхас) (фото: Claude)

Особняк Каса де лес Пунчес (Дом Террадес), построенный в 1903 году, называют «Дом с шипами» – за башни с острыми шпилями. Каждый из шести его фасадов получил индивидуальное оформление. Здание украсили керамические панно, изысканная резьба по камню, кованые балюстрады.

10. Дом Лео Морера

Дом Lleó Morera (фото: Yuri Rapoport)

Каса Льео Морера – шедевр каталонского модернизма, реконструированный Монтанером в 1906 году. Изогнутый фасад оформлен эффектными портиками и балюстрадами, на углу установлена ротонда, на крыше – башенка-темпьетто. Нижний этаж опоясан цепью розовых мраморных колонн. Скульптурное оформление выполнил Эусеби Арнау.

Здания Барселоны в стиле модерн на карте

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Новое на сайте

>

Самое популярное