Домой Подагра Восьмой вселенский собор в году. Вселенский, или Всеправославный Собор: повестка дня и опасения верующих

Восьмой вселенский собор в году. Вселенский, или Всеправославный Собор: повестка дня и опасения верующих

17 июня на Крите состоялось первое «рабочее заседание» в рамках восьмого Всеправославного собора — Малый синаксис предстоятелей автокефальных православных церквей. Еще месяц назад все были уверены, что на нем будут обсуждаться самые важные проблемы восточного христианства, которые давно назрели и требуют решения на самом высоком уровне.

В православной традиции самый высокий уровень и есть Вселенский собор — то есть собрание всех церквей. Однако 13 июня РПЦ стала последней и самой авторитетной православной церковью, которая отказалась ехать на Крит. Ранее в июне присутствовать на соборе отказались Болгарская, Грузинская и Антиохийская (объединяет часть ближневосточных земель, а также арабские приходы в Северной и Южной Америке) православные церкви. Сербская церковь долго колебалась, но в итоге на собор поехала. Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что собор все-таки состоится и все равно будет называться Всеправославным.

Многие предстоятели с ним не согласились: фактически критский собор потерял право называться Всеправославным и стал региональным. Духовное событие, которое верующие ожидали три сотни лет, так и не состоялось.

«В Русской церкви подготовка к собору шла очень активно, до последней недели была готовность номер один и большое воодушевление, — рассказала «Газете.Ru» Анна Данилова, главный редактор портала «Православие и мир». — Наши журналисты должны были работать в составе пула, было много обсуждений готовящихся материалов. Внезапный отказ нескольких церквей стал большой неожиданностью, по крайней мере для нас».

По словам собеседницы «Газеты.Ru», Грузинская и Болгарская церкви объяснили свое решение отказаться от поездки на Крит из-за несогласия с несколькими документами, которые планировалось принять на соборе.

«Это меня тоже очень удивило. Документы собора настолько формальные, общие и безликие, по остроте и актуальности они настолько далеки от многих актуальных проблем церковной жизни сегодня — например, Основ социальной концепции Русской церкви, принятых целых 16 лет назад, что казалось, по ним не может быть никаких разногласий и дискуссий, — рассказала Данилова. — Кстати, насколько мне известно, документы были опубликованы именно по настоянию РПЦ, изначально не предполагалось их делать публичными».

РПЦ объяснила свою позицию в пространном официальном документе. В нем несколько туманно рассказывалось о том, что необходимо сохранять принцип консенсуса и присутствия каждой автокефалии (независимой православной церкви) на соборе. По мнению Русской церкви, на этот раз при подготовке к Всеправославному собору эти принципы оказались попраны, причем с одобрения патриарха Константинопольского Варфоломея (главы Греческой православной церкви).

Широкой православной общественности стало ясно: традиционное соперничество между Московским и Константинопольским патриархатом бросило тень на подготовку восьмого Всеправославного собора, который должен был продемонстрировать способность всех православных мира оставить распри и собраться вместе во имя веры.

«Очевидно одно: соперничество между Москвой и Константинополем и примерный список союзников той и другого», — прокомментировал «Газете.Ru» неявку делегации РПЦ и трех других церквей на собор библеист Андрей Десницкий.

Конфликт, древнее РФ и США

В России в связи с этим встал вопрос: насколько на процесс влияет политическое руководство страны, которое в последние годы взяло курс на сближение с руководством РПЦ?

Одна из популярных версий заключалась в том, что вокруг собора вновь закрутилась привычная коллизия: Кремль и Вашингтон — через Константинопольского патриарха Варфоломея — пытаются упрочить свое влияние над православным миром.

«Я не сторонник теории заговоров. Разговоры про проамериканскую позицию звучат тем более странно, что в США много православных церквей, много верующих. Самая быстрорастущая церковь Америки — как раз Антиохийская православная, отказавшаяся сейчас принимать участие в соборе, — считает Анна Данилова. — Я думаю, что есть ряд вопросов, которые надо урегулировать, но уверена, что собор будет проведен чуть позже».

Источник «Газеты.Ru», близкий к структурам РПЦ, рассказал, что о «проамериканской» политике Варфоломея можно говорить лишь в том контексте, что на него влияют настроения греческой православной диаспоры в США.

По его мнению, критский собор пострадал от противоречий не «мирской» политики, а внутрицерковной. Они на сотни лет старше соперничества Кремля и Вашингтона. Автокефальная Константинопольская церковь появилась в IV веке нашей эры. Московская автокефалия — в XV веке.

«Глубинные расхождения заключаются в том, что Константинопольский патриархат и союзные ему поместные церкви, имеющие грекоязычную иерархию, рассматривают своего патриарха как церковного монарха. А РПЦ, а также многие национальные церкви считают, что православная церковь устроена как сообщество равных независимых церквей (по аналогии с суверенными государствами) и над ними не может быть никакого «монарха», — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Этот фактор необходимо учитывать, потому что он постоянно проявляется, если начинать разбирать все конфликты и споры между церквами».

По его мнению, проблема с кипрским собором заключается в постоянных попытках монополизировать процесс подготовки со стороны Константинопольской церкви. «Предсоборный процесс не раз заходил в тупик именно из-за того, что представители Константинополя проводили некоторые действия, касающиеся подготовки собора единолично, то есть без согласия других церквей».

По версии источника, близкого к РПЦ, ситуация развивалась следующим образом. В январе 2016 года на синаксисе (собрании) предстоятелей православных церквей в швейцарском Шамбези было принято решение о создании Всеправославного секретариата по подготовке собора. В него вошли представители всех церквей. Однако Константинопольская церковь вновь попыталась взять предсоборный процесс под свой единоличный контроль, что вызывало недовольство со стороны других церквей. Этот факт мог быть расценен как попытка манипулирования.

«Эта монополизация — не какой-то злой умысел Константинополя, — оправдывает греческих священнослужителей собеседник «Газеты.Ru». — На мой взгляд, об умышленной манипуляции речь, скорее всего, не идет. Это просто стиль работы Константинопольского патриархата, восходящий к представлениям об особой роли этой церкви и ее предстоятеля в мировом православии».

Патриарх «под турками»

Тем не менее позиция Варфоломея была неприемлема для РПЦ: орган, созданный для подготовки собора, со своей работой не справлялся. «Механизм сотрудничества, запущенный январским синаксисом в Шамбези (а это действительно был прорывной момент) дал сбой, и включились старые механизмы недоверия и изоляции друг от друга, — рассказал источник. — Первыми «сорвались» болгары, которые исторически наиболее чувствительны к греческим обидам».

Немалое раздражение у национальных церквей вызывает и турецкая проблема. Константинопольский патриарх не может не ощущать давления турецких властей, которые пристально следят за его деятельностью в Стамбуле. На фоне популяризации традиционных исламских ценностей, которая происходит при деятельной поддержке президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, давление Анкары на Варфоломея только усилилось.

«На главенство в мировом православии претендует первоиерарх, избирающийся не на общецерковном соборе всем православным епископатом, а вынужденный быть турецким гражданином и жить под контролем турецких властей. Национальные церкви не понимают, почему они должны подчиняться патриарху, который избирается только иерархами, имеющими турецкие паспорта, и сам подчиняется турецким властям», — объясняет собеседник «Газеты.Ru».

После отказа Болгарской церкви ехать на Крит сработал «эффект домино». У Антиохийской церкви был серьезный конфликт с Иерусалимской из-за назначения иерусалимского иерарха архимандрита Макария главой православного епископата Катара. У Грузинской церкви также было множество нареканий по документам, согласованным на подготовительных этапах. Был лишь необходим первый импульс, и эти противоречия вновь стали препятствием для Всеправославного собора.

Религиовед Сергей Чапнин, который в 2015 году был уволен с должности главреда «Журнала Московской патриархии» указом патриарха Кирилла из-за критических высказываний о внутренних порядках РПЦ, считает, что именно они и являются одной из главных причин срыва Всеправославного собора.

«Если бы в марте-апреле состоялась свободная и открытая дискуссия, то такой критической ситуации, возможно, и не сложилось. Патриарх и его команда были в курсе всех событий подготовки собора. Но им тогда казалось, что все идет хорошо, и от публичных высказываний они уклонялись, — рассказал он в интервью томскому агентству новостей ТВ2. — Им потребовалось время, чтобы понять, что невозможно игнорировать критику в адрес собора. Вал критики нарастал, время до собора стремительно таяло, и когда спохватились, то оказалось, что исправить документы в дни до собора уже не получится. В результате четыре церкви официально объявили о своем неучастии в соборе».

Украинское напряжение

По мнению отца Якова Кротова, публициста и ныне украинского священника, срыв Всеправославного собора был гарантирован уже в Шамбези, когда предстоятели договорились о единой системе принятия решений. Вину он возлагает именно на Кремль и его политику манипулирования руководством РПЦ.

«Что Московский патриархат не поедет на собор, стало ясно, когда в регламент был введен принцип равного, а не пропорционального представительства, — написал он в фейсбуке. — В течение десяти лет Ридигер (Алексей Ридигер — мирское имя предыдущего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — «Газета.Ru») и Гундяев (Владимир Гундяев — мирское имя нынешнего главы РПЦ Кирилла. — «Газета.Ru») создали сотни новых епархий только для того, чтобы на соборе количеством своих представителей обеспечить подавление всех других церквей — как это сделано было в российской Думе Путиным». От дальнейших комментариев «Газете.Ru» он отказался.

Отец Яков — священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной), которая не признается каноническим православным течением. Более того, независимая Украинская церковь — отдельная точка напряженности в православном мире.

Сегодня параллельно с Украинской церковью, входящей в Московский патриархат, существуют две параллельные юрисдикции, не признаваемые мировым православием, — Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Первая в разы крупнее второй.

По мнению собеседников «Газеты.Ru», на Крите вопрос автокефальной Украинской церкви вряд ли будет поднят.

Во-первых, этот вопрос не стоит в повестке собора, которую церкви могут менять, только приняв единогласное решение. Во-вторых, это может иметь негативные последствия для самого Константинопольского патриархата, рассказал источник, близкий к структурам РПЦ.

«В случае провозглашения украинской автокефалии Константинопольский патриархат может потерять всю свою украинскую паству в диаспоре, проживающую преимущественно в США и Канаде, — добавил он. — Украинская диаспора, которая тоже мечтает о собственной национальной автокефальной церкви, при реализации этого проекта вряд ли останется в Константинопольском патриархате».

«Недавно (после кончины митрополита Киевского и всея Украины Владимира) вопрос об автокефалии поднимался на собрании украинских епископов и было голосование, — рассказала Анна Данилова. — Так вот, если я не ошибаюсь, только двое епископов Украины проголосовали за автокефалию, остальные были против».

По ее словам, политики стараются использовать любой предлог, ситуацию и людей в своих целях, поэтому сегодня предложение об автокефалии исходит «от нескольких, кстати, не особенно церковных депутатов Рады».

» тщательно отслеживают реформу Православия во всех областях. И вот наступает момент, когда все эти реформы оказываются сконцентрированы в одном центральном событии: Соборе 2016 года.

Восьмой Вселенский Собор подытоживает громадные, и неощутимые в этой своей громадности, изменения в Православной Церкви, которые происходят вот уже на протяжении более ста лет.

Основная тема Собора

Основная тема Восьмого Вселенского Собора — это приспособление Церкви к миру , т. е. переход от служения Богу — к служению страждущему человечеству. Этот переворот равносилен отречению от неотмирного Православия и переходу к новой религии гностического освящения и приобщения к миру.

Громадный поворот к обмирщению Церкви происходит по всем направлениям: и в области вероучительной, и в области богослужебной, и в области нравственности. В нем участвуют как лица, облеченные властью в Церкви, так и рядовые секуляризаторы на уровне модернистских сект, приходов, в православных учебных заведениях и СМИ.

Приходится с горечью констатировать, что обмирщение Православия проходит на фоне общего падения веры и благочестия в церковном народе. Уничтожение страха Божия как нормы жизни христианина, и утверждение в качестве нормы адогматической и аморальной «любви», это бесстрашие «розового христианства» и становится новой базой для слияния с миром.

Для Православной Церкви и хранимой Ею неотмирной веры в спасение души такое приспособление к миру является профанацией, осквернением святыни. Перед нами сознательная переоценка ценностей, иное отношение к миру, невиданное прежде в истории Христианства, когда Церковь признает за миром право судить Церковь за ее несоответствие течению противоречивой жизни или одобрять ее адекватность процессам мирового распада.

Именно в этом самом общем смысле реформы Восьмого Вселенского Собора обещают быть разрушительными для Православия, коренным образом изменяющими само направление от Богопочитания — к религии человека.

Темы Собора

Во всех вариантах программы Собора — от обновленческих «соборов» и «конгрессов» 20-х годов до сего дня — видна одна направляющая мысль, единая повестка дня, предполагающая принципиальное «соображение с миром сим» (Рим. 12:2).

Об этом без всякого сомнения свидетельствует программа Восьмого Вселенского Собора, которая разрабатывается вот уже почти сто лет.

Нетрудно заметить, что темы легко группируются по трем блокам:

  • приспособление к миру;
  • Церковная реформа (документы Таинство брака и препятствия к нему и Важность поста и его соблюдение сегодня);
  • экуменизм.

На этом фоне революционный смысл приобретают без исключения все темы, которые предложены для рассмотрения на Соборе.

История

Несмотря на некоторые внешние редакционные изменения в повестке Собора, нескольким поколениям модернистов и экуменистов удалось донести до наших дней и основное упование обновителей Православия начала XX века. Прямая линия преемства ведет от реформаторов Православия начала XX в. — через богатое реформаторское наследство 50-80 х гг. — к их нынешним прямым ученикам и верным последователям.

Параллельно выработке тем Собора в те же годы происходило экуменическое сближение с аналогичным образом реформирующимися католицизмом и протестантизмом. В результате некоторые вопросы будущего Собора де факто решены совместно с католиками.

В 1951 г. начинается новый этап под руководством Константинопольского Патриарха Афинагора I . По его призыву в 60-е годы состоялось четыре Всеправославных Совещания, была учреждена Всеправославная комиссия по подготовке Собора.

Наконец, в XXI веке Константинопольский Патриарх Варфоломей I и его ближайший помощник и идеолог Собора митр. Иоанн Пергамский довели дело своих предшественников до почти полной готовности.

Следует отметить, что со стороны Русской Православной Церкви важную роль в подготовке Собора сыграли такие ведущие модернисты и экуменисты, как митр. Никодим (Ротов) , митр. Питирим (Нечаев), «Филарет» Денисенко, архиеп. Василий (Кривошеин) , о. Виталий Боровой и другие.

«Второй Ватикан»?

Восьмой Собор Вселенской Православной Церкви не является первым шагом прочь от Православия Священного Писания, Вселенских соборов и Святых отцов.

В этом отношении нам чужд страх «Второго Ватиканского Собора», поскольку планы реформирования Православия давно и успешно реализуются и без «Второго Ватикана», и даже без Восьмого Вселенского Собора. Духовно нетрезвый страх грядущих «последних реформ» ведет к тому, что опускаются руки, унывают сердца.

Восьмой Вселенский Собор не станет первым шагом прочь от Православия. Однако этот шаг может стать последним.

Архиеп. Феофан Полтавский

Нам нужен не страх перед событиями, а духовное мужество архиеп. Феофана Полтавского (+1940), защитника Православной веры от ереси модернизма, который отвечал в 1930 г. на вопрос о Восьмом Вселенском Соборе словами св. Феодора Студита:

«Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине. Истинно вселенский собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно». Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!.. (1930. VI. 11. Варна).

Здесь пройдет Восьмой Вселенский Собор

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф. 26, 41), - завещал нам Спаситель. Таким образом, бдительность является богозаповеданной добродетелью. Внимательное чтение выступлений первых лиц церковного руководства способно сообщить бдительному христианину немаловажные сведения.

Так, в своей речи «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви», произнесенной 2 ноября 2011 года в Санкт-Петербургской духовной академии, митрополит Иларион (Алфеев) заявил:«Ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как «Вселенский». Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. Они становились частью православной традиции постепенно, после их соответствующего восприятия всей церковной полнотой. Подобный порядок в принципе исключает возможность навязывания некоего «тайного», но общеобязательного для всего Православия решения».

Данное утверждение находит опору в церковных источниках, например, в житиях святых. Так, в житии св. прмч. Стефана Нового повествуется, что Царь-иконоборец Копроним заключил этого святого в Филиппиков монастырь, где преподобный пробыл некоторое время. Затем еретичествовавшие Царь и Патриарх прислали к нему самых влиятельных представителей лжеучения и красноречивейших ораторов - с тем, чтобы они вынудили святого принять их ложные взгляды. С собой они взяли книгу постановлений «волчьего» иконоборческого собора, названного ими «Седьмым Вселенским». Исповедник Христов попросил зачитать ему эти постановления. Далее предоставим слово святителю Димитрию Ростовскому:«И тотчас же Константин Никомидийский взял книгу и начал ее читать. Книга имела такое заглавие: „Предание святого Вселенского Седьмого Собора". Лишь только это заглавие было прочтено, святой сделал знак рукой, приглашая к молчанию, и громко возгласил: „На некрепком же основании вы построили свое зыбкое здание <…>. Не может собор ваш называться „Вселенским", ибо он ложный. Еще вы называете его „Седьмым". Но каким образом он Седьмой, если он расходится с первыми Шестью Соборами? Если бы он был Седьмой, то ему надлежало бы во всем последовать Шестому, Пятому и другим, бывшим раньше Соборам. Ибо без Первого, Второго, Третьего, Четвертого, Пятого и Шестого не может быть Седьмого. Таким образом, собор ваш вовсе не Седьмой, так как он отверг предания прежде бывших Шести Соборов" » («Жития святых»).

В приведенном высказывании прмч. Стефана дан критерий для определения истинности собора – согласие его решений с постановлениями предыдущих общепризнанных Соборов Церкви.

Как известно, на следующий год намечено проведение т. н. Всеправославного собора, которому предполагается присвоить статус Вселенского. Об этом, в частности, заявил Сербский Патриарх Ириней. Корреспондент издания «Политика» задал Предстоятелю СПЦ вопрос:«Приближается Всеправославный собор 2016 года Какое он имеет значение для православного мира?» Патриарх ответил:«С момента проведения последнего Вселенского Собора прошло много времени. Это было в VIII веке. Правда за истекший срок состоялось несколько важных соборов, но не на том уровне. Мы предлагаем провозгласить этот собор 2016 года Вселенским ».

Также и в Послании Родосского Всеправославного совещания 1961 года готовящийся собор называется «Вселенским». В документе говорится о формировании каталога тем предстоящего собора и отмечается, что они подвергнутся изучению и«превратятся в благие окончательные решения Богу произволяющему на имеющему быть собранным Вселенском Соборе » (ЖМП 1961 г.).

А теперь, применяя вышеуказанный критерий, постараемся определить качество предстоящего в 2016 году форума – может ли он претендовать на присвоение статуса Вселенского?

Судя по имеющимся в открытом доступе сведениям, на этом соборе предполагается пересмотреть 72-е правило Шестого Вселенского Собора и 6-е правило Четвертого Вселенского Собора, запрещающие православным вступать в брак с еретиками, а также диаконам вступать в брак после рукоположения. Кроме того, планируется легитимировать лжеучение экуменизма, которое преп. Иустин Челийский охарактеризовал как«общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы» .

Таким образом, уже сейчас, до проведения «Всеправославного собора», пользуясь мерилом прмч. Стефана, можно уверенно сказать, что предстоящее в 2016 году собрание не может стать подлинным Вселенским Собором, как бы этого не хотелось его организаторам. Его тематика, проекты решений расходятся с учением Семи Вселенских Соборов, и, следовательно, он - не истинный. А постановления такого ложного собора не будут обязательными для православных христиан. Они никогда не станут частью православной традиции и не войдут в обиход церковной полноты.

Владимир Синицын

Весь православный мир долго ждал решения о том, когда и где будет проводиться восьмой Вселенский собор. Мероприятие является одним из важнейших событий для восточного христианства. Вопрос о том, состоится ли следующий восьмой по счету Вселенский собор, стоял довольно остро. И вот, на недавно состоявшемся собрании предстоятелей Православных Церквей, которое проводилось в Стамбуле, было принято решение, имеющее историческую важность: 8 Вселенский собор по последним новостям будет проведен там же, где и собрание, в Стамбуле.

Значение Вселенских соборов в православии

Изначально православные Вселенские соборы имели большое значение именно для христианского мира, так как Западные церкви не имеют в них крайней необходимости и они не столь значимы. Причина такой ситуации – наличие централизующего авторитета в виде римской кафедры, и в частности – Папы Римского.

Хотя в христианском мире на сегодня насчитывается 21 состоявшийся Вселенский собор, восточная половина признает из них только 7, которые состоялись в период до официального раскола церквей. Каждый из них характеризуется принятием важнейших решений, непосредственным образом влияющих на весь православный мир.

Все семь соборов имели следующие значения:

  1. Первый Никейский собор прошел в 325 году в г. Никея (Турция). На нем был составлен и принят Символ Веры, а так же – утверждено преимущество четырех кафедр епископов. Этот собор был созван императором Константином и считается, что он имел самое большое значение среди всех прошедших соборов.
  2. Первый Константинопольский собор был созван в 381-м году. Главным организатором был император Феодосий, произошло мероприятие в г. Феодосия. На нем были приняты основные догматы о равенстве Бога и другим лицами Пресвятой Троицы.
  3. Ефеский собор проводился в г. Ефес в 431-м году. Был он созван императором Феодосием II. На нем обсуждались вопросы, касающиеся ереси Патриарха Нестория, а вместе с ним – Целестия. Были приняты законы о необоснованности их догматов.
  4. Халкидонский в 451 году был созван императором Маркианом в Халкидоне. На соборе были сняты крайности несторианства и монофизитства.
  5. Второй Константинопольский собор был созван Императором Юстинианом в 553-м году в Константинополе, на нем рассматривался вопрос о последователях Нестория и Евтихия.
  6. Третий Константинопольский собор созывался по поводу отрицания учения монофелитов. Он состоялся в 680 году.
  7. Второй Никейский в 787 году при императрице Ирине представлял практически одну только Восточную церковь.

РПЦ о Поместном соборе в 2016-м году

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на всех состоявшихся ранее соборах происходили поистине значимые события для всей православной церкви. Все они имеют большое историческое значение, а созыв состоялся в тех случаях, когда того требовали обстоятельства. Например, возникшие разногласия в плане трактовки тех или иных нравоучительных позиций.

При этом представители Русской православной церкви отмечают исключительную важность предстоящего события, назначенного на 2016 год. Так, Патриарх Кирилл отметил, что настолько важных событий в истории православной церкви практически не наблюдалось.

Не смотря на то, что при соборе будет заседать председатель в лице Вселенского (Константинопольского) Патриарха, событие не будет напоминать католический собор, при котором Римский Папа сидит во главе всего собора.

Нынешний Всеправославный собор будет отражать православное учение, таким образом, все поместные церкви будут представляться равными по достоинству предстоятелями.

Кто будет участвовать в 8-м Вселенском соборе

В соборе будут принимать участие по 24 архиерея от всех поместных церквей. Проведет восьмой Вселенский собор Константинопольский Патриархат. Предположительно мероприятие состоится в храме святой Ирины под председательством Вселенского Патриарха.

Рассмотрят следующие вопросы:

  1. Препятствие к браку.
  2. Календарный вопрос.
  3. Значение поста на сегодняшний день и его соблюдение.

Известно, что подготовка к Собору велась на протяжении 50-ти лет, и для сотен тысяч верующих людей, а также для всего православного мира событие уже приобрело большую историческую важность.

В марте 2014 года христианский мир облетело известие об эпохальном событии. Представители церквей заявили о созыве Всеправославного Собора. Мероприятие назначили на 2016 год, а местом проведения избрали Стамбул (исторический Константинополь). Каждый верующий человек понимает: это - событие огромного масштаба. К Собору начали готовиться еще в 60-е годы ХХ века, но его проведение постоянно откладывалось.

Вселенский или Всеправославный?

Если воспринимать будущий съезд представителей всех христианских церквей как Вселенский Собор, масштаб этой встречи возрастает в сотни раз, так как последний раз такое мероприятие прошло более тысячи лет назад. Стоит отдельно сказать о тенденции называть будущий собор Вселенским. Многие патриархи и представители церкви уже успели отметить: такое название нельзя считать правильным.

Чтобы собрание получило статус Вселенского собора, справедливость решений, принятых на нем, должны признать все христианские Церкви мира. Пока этого не случилось, соборы могут претендовать только на звание Всеправославных. Однако вряд ли это единственная причина, по которой представители Церкви не торопятся присваивать своему собранию высокий статус.

Прошлый официально признанный Вселенский Собор состоялся в 787 г.

Пророчества, касающиеся Восьмого Собора

С Восьмым собором связывают серьезные перемены в структуре и самой сути христианского учения. Более того, существуют пророчества, согласно которым он ознаменует собой распад Церкви, а после него на земле явится Антихрист. Например, однажды у преподобного Нектария Старца Оптинского спросили, возможно ли однажды объединение всех Церквей в одну.

Преподобный ответил на этот вопрос отрицательно, и объяснил это тем, что объединение было бы возможно исключительно на Вселенском Соборе. Но такой съезд в истории православия уже состоялся семь раз, а это - максимально возможное количество. Старец сказал:

«Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности.»

Предсказывал скорый созыв Восьмого Собора и преподобный Кукша Одесский. Однако он связывал это с началом страшных перемен в христианском учении - преподобный говорил о наступлении последних времен и о том, что Собор на самом деле не будет иметь ничего общего со святостью – на него соберутся безбожники. Он пророчил, что присутствующие на собрании объединят все веры, и добавлял:

«Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это.»

Помимо этого, преподобный Кукша Одесский пророчествовал, что после Собора люди будут вынуждены ходить в церкви по принуждению, однако храмы будут уже не теми, что раньше, и потому православные не должны поддаваться. «Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь! », – так завершал он свое пророчество.

Нелишне будет вспомнить и заветы, которые оставлял своим последователям Патриарх Пимен. Все они свято почитаются Русской Православной Церковью.

  • Первый завет. Церковь ни в коем случае не должна отказываться от Юлианского календаря. Русская Церковь жила по нему тысячу лет, и так должно продолжаться.
  • Второй завет. Святое Православие должно сохраняться в России в неизменном виде, таким, каким оно существовало здесь испокон веков.
  • Третий завет. Сохранение церковнославянского языка – ведь именно на нем все это время православные здешних краев обращались к Богу.
  • Четвертый завет. Позволим себе процитировать Патриарха: «Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять ».

Именно эти выдержки часто приводят в пример противники созыва. Считается, что решение ряда вопросов может подтолкнуть православие к отходу от традиционных ценностей и подорвать основы учения. И, хотя последний завет Патриарха Пимена предписывает не подчиняться догмам Восьмого Собора, если они будут расходиться с нынешними правилами, и верующим, и священникам все равно тревожно. Ведь несогласие – прямой путь к расколу.


Согласно пророчествам, VII Собор должен остаться последним

Программа Собора

В программе Всеправославного собора 2016 года - 10 вопросов, которые святые отцы должны будут решить. В центре внимания следующие проблемы:

  1. Православные церкви за границей. Планируется решить, какие полномочия будут иметь церкви, если они находятся за пределами стран, патриархатам которых подчиняются.
  2. Присвоение статуса автокефальной церкви. Планируется определить, какова должна быть процедура признания.
  3. Присвоение статуса церковной автономии. Также планируется определить, как это будет происходить.
  4. Признание Православными Церквями каноничности друг друга. Планируется определить правила, которые будут регламентировать этот процесс.
  5. Составление и принятие календаря праздников, который был бы единым для всех Церквей.
  6. Пересмотр и уточнение правил, по которым совершается таинство брака. Планируется также отдельно обсудить моменты, которые могут привести к отказу в совершении этого таинства.
  7. Посты и их место в изменившемся мире. В планах священников - детально обсудить, в какой форме может существовать пост в современных реалиях.
  8. Взаимодействие с неправославными христианскими течениями. Иными словами, связь с католической и другими Церквями, исповедующими веру в Христа.
  9. Экуменизм - поиск точек соприкосновения с иными конфессиями, налаживание диалога и движение в сторону примирения между разными течениями христианства.
  10. Обсуждение вклада Православной Церкви в дело распространения и усиления идеалов, которые исповедует христианство: мира, добра, свободы и братства.

Даже беглый взгляд на список вопросов, которые предстоит обсудить делегатам православных церквей со всего мира, позволяет заметить, что многие из пунктов перекликаются с предупреждениями, содержащимися в пророчествах преподобных старцев и Патриарха. Объединение церквей, отказ от постов, разрешение жениться епископам, введение календаря по новому стилю – именно об этом говорил преподобный Кукша Одесский.

Решения, которые могут подтвердить пророчество, имеют все шансы быть принятыми на Соборе и грозят нарушить главнейшие правила, по которым жила Церковь до 2016 года. Именно потому в адрес Собора слышно так много критики. Священники и верующие сомневаются в том, что он нужен – ведь все необходимые предписания уже существуют, и сомневаться в их истинности и правильности никто не привык, да и не видит необходимости.

Критика Всеправославного Собора

Если говорить о целесообразности проведения Всеправославного Собора, то на этот вопрос существует две диаметрально противоположные точки зрения.


Многие считают, что настало время пересмотреть устои церкви

Аргументы "за"

Время сложное. Изменяются принципы морали, по которым живет общество; меняются формы взаимодействия между людьми – мир уже совсем не такой, каким был тысячу лет назад, когда состоялся последний Вселенский Собор. Он радикально отличается и от того, который существовал 60 лет назад, когда представители Церквей начали готовиться к следующему.

Чтобы и дальше регламентировать жизнь верующих, Церковь должна учесть изменения, которые произошли в мире. Кроме того, и самим Церквям не помешает встретиться и еще раз подтвердить свою верность канонам православия.

Аргументы "против"

Самый главный – опасения, что Церкви примут решения, которые будут противоречить тысячелетним канонам Христовой веры. Главным образом речь идет о секуляризации Церкви, превращении ее в более светскую структуру. Звучит даже слово «европравославие» – мягкая форма православия, которая, по мнению церковников, никакого отношения к истинной вере не имеет.

Противники Собора считают, что во время встречи эта либеральная линия развития Церкви может быть принята за правило - а значит, тысячелетние традиции будут попраны ради большого количества секуляризованной, светской и, в сущности, не совсем настоящей паствы. При этом учение потеряет свою духовную благодатную основу и превратится в структуру, которая формально исповедует религию, но не содержит в себе чистой веры.

Еще один важнейший аргумент, с которым трудно спорить, – форма проведения Собора. Назначенный на весну 2016 года, фактически он уже состоялся. Как такового обсуждения в Стамбуле не случится - посланники православных церквей из разных стран съедутся в столицу Турции только с целью торжественно подписать все нужные бумаги и засвидетельствовать друг другу уважение.


Фактически, все вопросы Восьмого Собора к 2016 г. уже будут решены

Все вопросы же успели обсудить в период подготовки к встрече, во время многочисленных консультаций, которые начались в 2014 году и продолжаются в течение всего 2015-го. А кое-какие моменты прояснили и того раньше. В частности, еще в 2011 году митрополит Иларион (Алфеев) сообщил, что на восемь из десяти вопросов ответы уже есть. Среди них - календарь и место постов в жизни современного человека.

Новое на сайте

>

Самое популярное