Домой Сосуды История гравюры. §2

История гравюры. §2

Гравюра, которая выполняется на поперечном распиле – торце – дерева. Основой для гравюры служит дерево твёрдых пород – самшит, пальма. В качестве инструментов используются преимущественно штихели . Вырезанные углубления в отпечатке получаются белыми, а передача тона достигается за счёт сочетания штрихов.

На протяжении длительного периода торцовая гравюра использовалась лишь в репродуцировании. Гравёры создавали на основе работ художников печатные формы, порой проявляя в работе такое мастерство и художественный вкус, что многих из них смело можно назвать соавторами произведений. Примером подобного подхода к работе являются иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, выполненные гравёром Е. Вернадским, который за основу брал рисунки А. Агина. Выдающиеся образцы гравированных иллюстраций были созданы Доре, Гаварни, Домье. Большим умением и узнаваемой авторской манерой характеризуются работы мастеров гравёрного дела В. Матэ и Л. Серякова.

К началу XX века торцовая гравюра вышла за рамки репродуцирования. Западноевропейские и русские мастера занялись разработкой авторской печатной формы. Одними из первооткрывателей эстампа в Европе стали немецкий художник К. Колльвиц, французский мастер Ф. Валлотон, бельгиец Ф. Мазереель.

В России наиболее выдающиеся образцы торцовой гравюры относятся к советскому периоду. Попытки создания гравюр в книжной и станковой графике делались русскими художниками и до революции , но таких попыток было относительно немного, советская же торцовая гравюра отличалась оригинальностью и многообразием. В качестве примера можно привести работы В.А. Фаворского, удивительные по масштабу идейной составляющей, одновременно простые и глубокие – сочетание, характерное для произведений выдающегося художественного обобщения.

Ксилография , выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Применяются твердые породы дерева: пальма, самшит, бук. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры , то доски склеивают из отдельных кусочков. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов , выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры .

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона . Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная». Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г.Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

Ещё одной особенностью торцовой гравюры , выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски , что делает невозможным получение качественных оттисков . Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций . Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений . Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре. Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя , сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму. Из европейских мастеров , положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В России лучшие торцовые гравюры создали советские художники . Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры .

Например, произведения замечательного художника В.А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В.А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры , и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант , свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха . Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения.


Ксилография

Ксилографией называется гравюра на дереве (по-гречески "ксилос" - дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная и торцовая.

В обрезной или продольной гравюре печатная форма создается на деревянных досках продольного распила. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются. Затем на доску накатывается при помощи валика краска, сверху кладут мягкую бумагу и делают отпечаток на специальном станке или вручную. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати.

Почти во всех видах эстампа изображение на печатной форме должно быть исполнено в обратном (зеркальном) положении, чтобы оттиск получился в том виде, как задумал его художник. В распоряжении автора имеется ряд способов переноса на печатную форму зеркального изображения. Эта особенность не создает для художника особых трудностей, и, работая над печатной формой, он хорошо представляет себе, каким будет оттиск.

Первые обрезные гравюры были довольно примитивными. Со временем техника совершенствовалась, появились более гибкие и разнообразные штрихи, но все же изобразительные возможности этого вида ксилографии не особенно широки. Затрудняет гравирование неоднородность древесных слоев, к тому же гравирование вдоль слоя идет легко, но значительно труднее - поперек слоя. Но обрезная гравюра имеет свои неповторимые художественные достоинства. Материал заставляет художника освобождать изображение от мелочей, быть лаконичным, искать обобщений. Крупный штрих, глубокие по тону и простые по рисунку пятна создают особый декоративный строй обрезной гравюры. Именно этими качествами объясняется большой интерес современных художников к обрезной гравюре.

Первые продольные гравюры появились в Китае еще в VI веке, В Европе этот вид гравюры известен с XV века и наибольшее распространение получил в Нидерландах и Германии в XV - XVI веках. Широко применялась гравюра в печатании книг, причем, нередко на одной доске гравировались и рисунки и шрифт. Во многих странах были распространены ксилографские оттиски, раскрашенные от руки акварелью. В XVI веке в Италии получил распространение особый вид цветной гравюры на дереве. Печатались такие гравюры с нескольких досок. Оперируя сдержанными, близкими друг к другу цветами, а иногда тональными переходами одного цвета, художники стремились полнее передать эффекты света и тени и создавали гравюры с такими подчеркнутыми объемами, что они напоминали скульптурные рельефы. Такой вид гравюры называется "кьяроскуро" (от сочетания итальянских слов "свет" и "тень").

Но особенно большое развитие обрезная гравюра получила в XVII - XIX веках в Китае и Японии. Прекрасным мастером одноцветных гравюр был японский художник Моронобу. Японская цветная гравюра на дереве XVIII и первой половины XIX века составляет одну из замечательных страниц мирового изобразительного искусства. Печатались эти гравюры с нескольких досок. Одна из них была рисующей: с нее оттискивался линейный рисунок. Рисунок дополнялся целой гаммой плоских цветовых пятен. Для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Лучшие художники того времени, смело отойдя от старых, традиционных тем и сюжетов, преимущественно мифологического и религиозного содержания, обратились к явлениям окружающей жизни. Появились живые и искренние жанровые сцены, пейзажи и портреты.

Произведения Харунобу, Утамаро, Тойокуни, Хиросиге, Хокусаи (см. обложку) и других мастеров свидетельствуют о гуманизме их творчества, большой любви к человеку и природе. Их гравюры отличаются необычайной точностью и меткостью рисунка, совершенством композиции, тонким цветовым решением, лишенным всякой иллюзорности. Цветовой строй каждого листа прост "и благороден. Японская цветная гравюра оказала благотворное влияние на развитие цветного эстампа и в других странах.

В России обрезная гравюра известна с середины XVI века. Первые печатные издания в России (например, "Апостол", изданный Иваном Федоровым в 1564 году) были украшены оттисками с деревянных досок. Как мы уже говорили, этот дешевый и доступный способ гравирования и печати был широко распространен в создании народных картинок - лубков.

Торцовая гравюра на дереве, также относящаяся к выпуклой гравюре, была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Необычайно быстро распространившись, торцовая гравюра почти совершенно вытеснила обрезную. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски. Применяются твердые породы: пальма, самшит, бук. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов, выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры. Свободным движением штихеля художник гравирует самые разнообразные штрихи, передает многообразие тональных отношений, переходы от света к тени, более объемно строит форму. Появилась так называемая тоновая деревянная гравюра.

Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами. Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г. Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера (илл. 10). Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

10. Г. Епифанов. Иллюстрация к "Одиссее" Гомера. 1955. Ксилография

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений. Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре.

Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму.

Из европейских мастеров, положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В нашей стране лучшие торцовые гравюры создали советские художники. Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры. Работы наших художников известны далеко за пределами Родины и причисляются к лучшим образцам этой техники.

Произведения замечательного художника В. А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В. А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры, и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант, свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха. Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения (илл. 11).


11. В. Фаворский. Иллюстрация к "Скупому рыцарю" А. С. Пушкина. 1959 - 1961. Ксилография

Мы не имеем возможности характеризовать здесь творчество других советских мастеров гравюры на дереве, имеющих ярко вы-раженные индивидуальные особенности, создавших замечательные произведения станковой и книжной графики. Ясно определились и развиваются традиции торцовой гравюры в двух основных центpax: в Москве и Ленинграде. А. Кравченко, Н. Купреянов, А. Остроумова-Лебедева, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, А. Гончаров, Д. Митрохин, М. Пиков, С. Мочалов, Л. Хижинский, Г. Епифанов и множество других имен, вероятно, знакомы читателю. На смену старшим художникам идет новое поколение ксилографов, заявившее о себе интересными работами. Опыты цветной торцовой гравюры немногочисленны, но говорят о ее больших возможностях.

Купить парик из натуральных волос в интернет магазине.

Обычные знания о гравюре ограничиваются тем, что это чёрно-белое изображение на бумаге. Не удивительно, что при таких поверхностных знаниях уточнение техники гравюры может запутать. Например, если техника определена как металлогравюра, что значит печать с металлической пластины на бумаге, человек, мало знакомый с графикой, рассматривая оттиск, переспрашивает: почему она не на металле?

Итак, гравюрой называется изображение, полученное на бумаге после механического переноса краски с печатной формы (дерева, металла, камня и др.).

Часто работу по переводу оригинального рисунка на печатную пластину поручали резчикам, которые не были художниками. Поэтому из всевозможных оттисков различных техник наибольшую художественную ценность представляют те, что были напечатаны или самим художником, или при его непосредственном участии, называются такие оттиски эстампами .

Гравюры прикладного или иллюстративного характера представляют меньшую ценность и более доступные. Интерес для коллекционирования таких оттисков обычно возникает из-за исторической ценности самого изображения. Большое количество таких изображений происходит из старых альбомов, атласов, книг и даже периодических изданий, поэтому можно говорить о библиографическом характере таких собраний.

Граница между художественной и репродукционной гравюрой не всегда очевидна. Иногда тяжело определить степень участия художника в создании гравюры, а бывает так, что довольно редкий и привлекательный материал доступен только в книжных изданиях.

История гравюры

Обратимся к истории развития этого прекрасного и сравнительно молодого вида искусства. В старое время печатной формой художнику-гравёру служили пластины из дерева, металла, а позже литографский камень. В ХХ веке с развитием промышленности для художественной гравюры активно применяли новые материалы: линолеум, оргалит, картон, стекло и некоторые другие.

Ксилография

Самая старая гравюрная техника – это гравюра на дереве, или ксилография. Гравёр-резчик с помощью острых ножей и стамески вынимал большие плоскости дерева (на гравюре это белое поле) и оставлял тонкие линии, на которые накатывалась краска. После прижатия краска оставалась на бумаге. Такой вид печати относится к высокой (рельефной) печати. Доски для форм изготавливались из мягких пород дерева продольного распила (вдоль волокон). Это принципиально важно, потому что в конце ХVIIIІ века был изобретена торцовая ксилография (поперёк волокон).

Первые примеры печати с дерева появились на Востоке около VI–VII века, в Европе первые оттиски могли быть сделаны в конце ХIV века. Этот способ печати сразу стал востребованным: книжные иллюстрации, отдельные изображения религиозного характера, игральные карты, лубочные картинки печатались с дерева в большом количестве.

Портрет Жигимонта I Старого. Гравюра на дереве из "Космографии" Себастьяна Мюнстера, 1570-е годы.
Мы видим жёсткие непластичные штрихи, край каждой линии при увеличении неровный, это возникает из-за некоторого продавливання бумаги и выжимания краски. Тёмные пятна неоднородны из-за шероховатости бумаги, можно заметить фактуры, присущие деревянной поверхности. Ксилографию можно печатать на обычной тонкой бумаге, для глубокой печати (офорт, резцовая гравюра) больше подходила толстая бумага, но этот признак не определяющий, встречаются малоформатные карты и гравюры, напечатаные с металла на тонкой бумаге.

Таким же способом до изобретения Гутенбергом книгопечатания печатались книги: каждая страница вырезалась целиком, с текстом и иллюстрациями.

В этой же технике выполнены гравюры Альбрехта Дюрера (1471–1528) его известной серии "Апокалипсис":

Также примером продольной ксилографии являются иллюстрации из книг Франциска Скорины:

Последующие столетия развитие гравюры было тесно связано с книгопечатанием. В начале XVII века ксилография была вытеснена металлогравюрой, которая позволяла большую детализацию и, соответственно, имела большую информационную плотность. Но об этом в следующем материале.

Как мы писали выше, в конце XVIII века была изобретена торцовая гравюра. Эта техника, благодаря своим возможностям, вернула ксилографии господствующее место в тогдашнем полиграфическом производстве. Ксилография была особенно популярна среди художников первой половины ХХ века.


Портрет Станислава Августа Понятовского. Торцовая гравюра, 1883 год.
Источником для этой репродукционной торцовой гравюры послужила гравюра с меди 1798 года Иогана Себастьяна Клаубера (Jgn. S. Klauber), которая, в свою очередь, была сделана по оригинальной живописной работе 1797 года французской художницы Элизабет Виже-Лебрён. На этом примере мы видим, как удачно торцовая ксилография имитирует металлогравюру. От гравюры-источника данная ксилография отличается тонкой проклеенной бумагой, отсутствием фасетов и другими визуальными признаками (плотность и форма линий, толщина слоя краски, характерный оттенок краски и т.д.).

Коллекционирование гравюры

Гравюра – относительно доступный вид изобразительного искусства. Старинные лубки, английские классические меццо-тинто, японские гравюры XVIII–XIX веков служили хорошим украшением интерьера. Раньше их можно было видеть на стенах любого дома, они были неотъемлемой частью быта, его украшением.

Не всегда есть возможность собрать старинные авторские гравюры, не всем они доступны. Но нужно помнить, что гравюра возникла в среде ремесленников и ей присущ прикладной элемент, поэтому все графические произведения, и иллюстративного назначения также, имеют право на внимательное отношение, изучение и сохранение. И тем более, если они могут привнести новые положительные образы или вернуть утраченные и забытые.

Новое на сайте

>

Самое популярное