Домой Цервикальный канал Звание софьи горе от ума. Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума

Звание софьи горе от ума. Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума


Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».


Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность . Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

В.Ф. Ходасевич говорил: «Грибоедов – человек одной книги». Мне кажется, что это не совсем справедливо, но, безусловно, прославился А.С. Грибоедов своей комедией «Горе от ума». Это произведение бессмертно. Оно давно разошлось на цитаты, а его герои стали нарицательными персонажами.

Софья Фамусова – главный женский персонаж в пьесе. Это семнадцатилетняя девушка, в которую безумно влюблен Чацкий. Да и сама Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина.

На мой взгляд, Софья занимает промежуточное положение среди героев произведения. С одной стороны, в ней есть качества, резко выделяющие эту героиню из фамусовского круга. Прежде всего, это независимость суждений и презрение к сплетням и общественному мнению. Она говорит: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»

И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» охарактеризовал Софью как «смесь хороших инстинктов с ложью». Действительно, в этой героине есть черты, которые делают ее способной как на хорошие, так и на дурные поступки. Софья своевольна, упряма, но и капризна, и не очень благонравна.

Софья Фамусова, бесспорно, умна и наблюдательна. Она прекрасно знает законы «фамусовского» общества, умеет предсказывать поступки людей. Поэтому этой героине удается так жестоко отомстить Чацкому. Софья распускает сплетню о его безумии, зная, что на ее бывшего возлюбленного начнется настоящая травля. Хотя, на самом деле, эта героиня была уверенна в «ясном уме и полном здравии» Чацкого:

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

Можно сказать, что Софья в комедии – один из самых умных и здравомыслящих персонажей. Но и она попадает в комичное и, одновременно, печальное положение из-за своей любви к Молчалину. Я думаю, что ее любовь к этому «жальчайшему созданью» была серьезна. Но неужели Софья не видела истинной сущности этого героя? Ведь в разговоре с Чацким она до небес превозносит душевные качества Молчалина:

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Но героиня не замечает, «как портрет выходит пошл». Молчалин для Софьи – романтический герой, верх совершенства. Поэтому во втором действии комедии, когда Молчалин падает с лошади, Софья так переживает, что падает в обморок. Ничтожное происшествие вырастает в ее глазах до размера настоящей трагедии. Она говорит Алексею Степанычу:

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Мне кажется, эти слова Софьи уж очень напоминают слова героини какого-нибудь любовного романа. И это неслучайно. Вспомним, что девушка увлекалась французскими романами, мечтала о своем рыцаре на белом коне. Я думаю, что в лице Молчалина она нашла такого рыцаря. Вернее, придумала его себе, ведь в окружении Софьи не было достойных молодых людей. Не на Скалозуба же ей было обращать внимание! Это уж явно был «не герой ее романа».

Итак, Софья выбрала в герои Молчалина. Она придумала себе, что это идеал, «образец умеренности и аккуратности». Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» - говорит героиня. Ей приятно думать так, воображать себя героиней любимых романов. Она и Молчалина заставляет вести себя, как романтического герои: просиживать все ночи до утра за совместным чтением книг, вздыхать по Софье:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет…

Софья полностью отдается своему чувству. Ради Молчалина она идет на нарушение всех приличий: любовь к человеку из низшего сословия, ночные свидания т.д. Но девушка пренебрегает мнением общества, и это делает ее человеком «нового поколения». Ведь для «отцов» нет ничего страшнее «мненья княгини Марьи Алексевны».

Софья живет в мире своих иллюзий. Это подтверждает и ее отношение к Чацкому. Она не стремится понять его, увидеть настоящие мотивы и цели этого героя. Девушка считает Чацкого черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), старается побольнее ранить и унизить Александра Андреевича. Так, она говорит ему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким Софья так же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным.

В финале комедии жизнь заставляет Софью прозреть. Она видит, наконец, настоящее лицо Молчалина. В этой тяжелой для нее ситуации девушка ведет себя очень достойно. С призрением она говорит Молчалину:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их…

Софья осознает свой самообман. Ей очень тяжело, но во всем она винит только себя. «Вся в слезах», Софья говорит: «Я виню себя кругом». В финальных сценах комедии образ Софьи приобретает трагические черты. Недаром И.А. Гончаров говорил об этой героине, что ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Умная, начитанная, но далекая от настоящей жизни героиня терпит свое «горе от ума».

Софья Фамусова вызывает у меня симпатию и жалость. Она обладает многими положительными чертами и большим потенциалом. Девушка жаждет настоящей любви, сильных чувств. Но ее окружают ничтожные и недостойные люди. Одной ей тяжело противостоять такому натиску. Девушка стремится быть счастливой, но никто не может помочь ей, что-то посоветовать, наставить на путь истинный. Поэтому девушка вынуждена самостоятельно совершать ошибки и исправлять их. Что ждет Софью в будущем? Мне кажется, что она перейдет в лагерь «детей», которые, как и Софья, обладают большим умом и искренним сердцем.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

София (Софья) Павловна Фамусова — центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана «мадамой», старушкой Розье, которая за «лишних» 500 руб. перебралась воспитательницей в другой дом. Другом детства С. был Чацкий; он же стал героем ее первого отроческого «романа». Но за три года, что Чацкий отсутствовал, переменилась и сама С, и ее сердечная привязанность. С одной стороны, С. стала «жертвой» московских привычек и нравов, с другой — «жертвой» новейшей русской (и питающей ее руссоистской) словесности, карамзинской литературной школы.

Она воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и традиционно московского жениха полковника Скалозуба — ограниченного, но богатого (об этой партии мечтает ее отец). «Просчитав» С. и умело разыграв роль платонического воздыхателя, который готов до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой, в ее сердце находит уголок Молчалин, угодливый секретарь отца и, по существу, приживал в доме Фамусовых.

В итоге ею недовольны все. И Чацкий, который не может поверить, что его С. очарована таким ничтожеством, и отец. Один винит во всем Москву с ее ретроградным влиянием, другой, напротив, объясняет все влиянием французским, модами Кузнецкого моста и чтением книг. Оба в какой-то мере правы. Не имея в отсутствие Чацкого возможности душевно развиваться, С. незаметно заражается «московским» духом — и одновременно подменяет свою личность условным образом модной героини. Она ведет себя то как Юлия из романа Руссо, то как московская кумушка; и над той, и над другой «маской» автор комедии иронизирует.

В 1-м д. Фамусов застает Молчалина (только что вышедшего из девичьей) в гостиной вместе с Софией; для отвода глаз С. придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Естественно, сон этот «построен» по законам баллады в духе Жуковского, которого Грибоедов печатно порицал, — и на место «жутких» бал-ладных персонажей подставлены совершенно для этого неподходящие Фамусов («Раскрылся пол — и вы оттуда, / Бледны, как смерть, и дыбом волоса!») и Молчалин («Тут с громом распахнули двери / Какие-то не люди и не звери, / Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»). Повторяя привычный комедийный «ход», Грибоедов заставляет С. облечь балладный сюжет в неподходящий размер и стиль, в данном случае — басенный; а Фамусова — «процитировать» финал баллады Жуковского «Светлана»: «Где чудеса, там мало складу».

Во 2-м д., узнав о падении Молчалина с лошади, С. вновь ведет себя не как благовоспитанная барышня, а как влюбленная героиня романа — падает в обморок: «Упал! Убился!» Тем контрастнее выглядит ее типично «московское» поведение в 3-м д., во время бала, кода С. злобно обращает риторику Чацкого («От сумасшествия могу я остеречься») против него самого и распускает слух о помешательстве бывшего возлюбленного. Романическая маска сорвана, под ней — лицо раздраженной московской барышни.

И потому расплата ждет ее тоже «двойная», литературная и бытовая. В финале комедии развеется любовный дурман С, рухнет придуманный ею романный сюжет, а сама она узнает о своем удалении из Москвы. Происходит это в 11-м явл., когда С. случайно становится свидетельницей того, как Молчалин заигрывает с Лизой и оскорбительно отзывается о ней самой. Тут же является отец («...и дыбом волоса») в окружении слуг со свечами; балладный сон сбывается вживе; Фамусов обещает дочери выслать ее из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Молчалина — удалить («Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»).

Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» - на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.

Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и "наложила его" на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.

Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.

И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина - «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.

Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».

Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.

Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!

Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.

Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.


Новое на сайте

>

Самое популярное