Домой Насморк Русская драматургия XIX века. Драматургия XIX века

Русская драматургия XIX века. Драматургия XIX века

Перенесемся мысленно в императорский Петербург 30-х годов девятнадцатого столетия, парадный, высокомерный, в камне своих дворцов, в чугунном кружеве оград.
Начинающий литератор выпустил в свет романтическую поэму в немецком духе, жестоко провалился с ней и в отчаянии сжег рукопись. Куда устремились мысли потерпевшего крушение юноши, который приехал из далекого, провинциального Нежина, мечтал об успехе и славе в холодном и неприступном Петербурге? К театру. К театру обратился он за утешением и поддержкой. В дни величайшего разочарования всплыла из глубин памяти давняя мечта – стать актером. На любительской сцене играл отец нашего провинциала. В любительских спектаклях с успехом подвизался и сам герой.

В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского»,
1871 год, Третьяковская галерея.


Иллюстрация И. С. Глазунова к
драме Островского «Гроза».

Читаем воспоминания секретаря при директоре императорских театров князе Гагарине: «Приказав дежурному капельдинеру просить пришедшего, я увидел молодого человека, весьма непривлекательной наружности, с подвязанной черным платком щекою. – У вас, кажется, зуб болит? – спросил я.– Не хотите ли одеколону? – Благодарю, это пройдет и так!.. – На какое же амплуа думаете вы поступить?... – Я сам этого теперь еще хорошо не знаю, но полагал бы на драматические роли...»

Молодой провинциал из Нежина, которому князь Гагарин сказал: «Я думаю, что для вас была бы приличнее комедия», – это Николай Васильевич Гоголь. Провалившаяся поэма – первенец Гоголя «Ганц Кюхельгартен». А князь Гагарин, посоветовавший некрасивому дебютанту переменить героический жанр на комедийный, и сам не знал, что говорит с будущим гением комедии.

Великого русского драматурга Александра Николаевича Островского буквально втащили под своды императорского Малого театра наперекор высокому начальству друзья начинающего автора, замечательные русские актеры – великий и мощный Пров Садовский, Любовь Павловна Никулина-Косицкая, выдающаяся русская народная актриса, та, что послужила прообразом и первой исполнительницей Катерины в «Грозе».

«Необыкновенно начинал» молодой Александр Островский, двадцатичетырехлетний, никому не ведомый чиновник коммерческого суда. О его первенце – комедии «Несостоятельный должник» (позже известной под названием «Банкрот, или Свои люди – сочтемся») сам Николай Васильевич Гоголь сказал: «Дай ему бог успеха во всех будущих трудах... Самое главное, что есть талант, а он везде слышен».

Ощущение громадности, самобытности нового литературного дарования было внезапным и общим. «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил номер четвертый», – писал известный поэт Владимир Одоевский.

Русская драматургия прошла сложный и долгий путь развития. Первые пьесы появляются в конце XVII - начале XVIII в., они опираются на старинные обряды и игрища, устную народную драму. К наиболее известным и популярным произведениям народной драмы относятся «Царь Максимилиан», «Лодка», в которой нашли отражение походы Степана Разина, Ермака; народная драма-фарс «Про воеводу-боярина»; кукольная комедия о Петрушке. В это время в Украине и в Белоруссии возникает так называемая школьная драма. Заимствуя сюжеты из церковных обрядов, она утверждала прогрессивные в тот период идеи централизованной монархии.

Сцена из спектакля «Волки и овцы» А. Н. Островского в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского.

Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в Московском театре Сатиры. 1985 г.

Новый этап в развитии русской драматургии приходится на 30-40-е гг. XVIII в., эпоху господства классицизма . Крупнейшими представителями этого направления были А. П. Сумароков (1717-1777) и М. В. Ломоносов (1711-1765). Драматургия классицизма проповедовала высокие гражданские идеалы. Любовь к Родине, служение долгу герои классицистской трагедии ставили выше всего. В трагедиях Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и других звучала тема обличения тирании и деспотизма. Русская драматургия классицизма во многом опирается, и в теории и на практике, на опыт западноевропейской культуры. Не случайно Сумарокова, чьи пьесы стали основой репертуара русского театра середины XVIII в., называли «северным Расином». Кроме того, обличая пороки «низших сословий», чиновников-взяточников, дворян-помещиков, нарушавших свой гражданский долг, Сумароков сделал первые шаги к созданию сатирической комедии.

Самым значительным явлением в драматургии второй половины XVIII в. стали комедии Д. И. Фонвизина (1745-1792) «Бригадир» и «Недоросль». Просветительский реализм - основа художественного метода Фонвизина. В своих произведениях он обличает не отдельные пороки общества, а весь государственный строй, основанный на крепостном праве. Произвол самодержавной власти породил беззаконие, алчность и продажность чиновничества, деспотизм, невежество дворянства, бедствия народа, который подавлен «бременем жестокого рабства». Сатира Фонвизина была зла и беспощадна. М. Горький отметил его огромное значение как основоположника «обличительно реалистической линии» русской литературы. По силе сатирического негодования рядом с комедиями Фонвизина можно поставить «Ябеду» (1798) В. В. Капниста, изобличающую бюрократический произвол и продажность чиновников, и шуто-трагедию И. А. Крылова «Подщипа» («Трумф», 1800), высмеивающую двор Павла I. Традиции Фонвизина и Капниста нашли свое дальнейшее развитие в драматургии А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя , А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского .

Первая четверть XIX в. - сложный и насыщенный борьбой различных художественных течений период в истории русского театра. Это время преодоления канонов классицизма, появления новых направлений - сентиментализма, преромантизма и реализма. Начинается процесс демократизации всего русского театра . В период наполеоновских войн и зарождения декабризма особое значение приобретает героико-патриотическая тема. Любовь к Отечеству, борьба за независимость - ведущие темы драматических произведений В. А. Озерова (1769-1816).

В первые десятилетия XIX в. большую популярность завоевывает жанр водевиля, небольшой светской комедии. Зачинателями его были А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, М. Н. Загоскин, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов. В их пьесах, написанных легким, живым литературным языком, с остроумными куплетами, встречались живо подмеченные черты современных нравов и характеров. Эти черты, в известной мере приближающие водевиль к бытовой комедии, станут определяющими в творчестве таких драматургов-водевилистов, как Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони и другие.

Ведущая роль в истории русской драматургии принадлежит А. С. Пушкину и А. С. Грибоедову. Они создали первые реалистические драмы. Драматургия Пушкина, его теоретические высказывания обосновывают принципы народности и реализма в русской драматургии. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова прослеживается ее тесная связь с освободительным движением в России. В ней реалистически изображается борьба двух эпох - «века нынешнего» и «века минувшего».

К 30-м гг. относится появление ранних пьес М. Ю. Лермонтова - «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». Лермонтов - самый крупный представитель революционно-романтической драмы в русской литературе. Его «Маскарад» - вершина романтической трагедии первой половины XIX в. Тема судьбы высокого, гордого, не примиряющегося с ханжеством и лицемерием ума, начатая Грибоедовым, находит трагическое завершение в драме Лермонтова. Пьесы Пушкина и Лермонтова были запрещены для постановки царской цензурой. На русской сцене 30-40-х гг. шли драмы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, прославлявшие мудрость и величие монархической власти. Насыщенные ложным пафосом, мелодраматическими эффектами, они недолго оставались в репертуаре театров.

Сложным, противоречивым был путь Л. Н. Андреева (1871-1919). В его пьесах «К звездам» (1906), «Савва» (1906), «Царь-Голод» (1908) звучит тема неприятия мира капитала, но вместе с тем драматург не верит в созидательную силу восставшего народа, его бунт анархичен. Тема бессилия и обреченности человека звучит в драме «Жизнь человека» (1907). Богоборческими мотивами, протестом против несправедливого и жестокого мира проникнута философская драма «Анатэма» (1909).

В это сложное время кризиса сознания определенной части русской интеллигенции появляются пьесы Горького «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вариант, 1910). Они противостоят пессимистическим, упадническим настроениям, говорят об обреченности и вырождении буржуазии.

Русская драматургия на протяжении всего пути своего развития была выражением роста самосознания, духовной мощи народа. Она стала значительнейшим явлением в мировой театральной культуре и по праву заняла почетное место в мировом театре.

Содержание статьи

РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Русская профессиональная литературная драматургия сложилась в конце 17–18 вв., однако ей предшествовал многовековой период народной, преимущественно устной и отчасти рукописной народной драмы. Поначалу архаичные обрядовые действа, затем – хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Эти элементы были закреплены и развиты в фольклорной драме.

Русская фольклорная драматургия.

Для русской фольклорной драматургии характерна устойчивая фабульная канва, своего рода сценарий, который дополнялся новыми эпизодами. Эти вставки отражали современные события, зачастую меняя общий смысл сценария. В определенном смысле русская фольклорная драма напоминает палимпсест (древняя рукопись, по счищенному тексту которой написан новый), в нем за более современными смыслами стоят целые пласты ранних событий. Это хорошо просматривается в самых известных русских фольклорных драмах – Лодка и Царь Максимилиан . Историю их существования можно проследить начиная никак не ранее 18 в. Однако в построении Лодки отчетливо видны архаические, пратеатральные, обрядовые корни: изобилие песенного материала наглядно демонстрирует хорическое начало этого сюжета. Еще интереснее интерпретируется сюжет Царя Максимилиана. Существует мнение, что фабула этой драмы (конфликт между деспотом-царем и его сыном) изначально отражала взаимоотношения Петра I и царевича Алексея, а позже была дополнена сюжетной линией волжских разбойников и тираноборческими мотивами. Однако в основе фабулы лежат более ранние события, связанные с христианизацией Руси – в наиболее распространенных списках драмы конфликт царя Максимилиана и царевича Адольфа возникает из-за вопросов веры. Это и позволяет предположить, что русская фольклорная драматургия древнее, чем принято считать, и ведет свое существование с языческих времен.

Языческий этап фольклорной русской драматургии утрачен: изучение фольклорного искусства в России началось только в 19 в., первые научные публикации больших народных драм появились лишь в 1890–1900 в журнале «Этнографическое обозрение» (с комментариями ученых того времени В.Каллаш и А.Грузинского). Столь позднее начало изучения фольклорной драматургии привело к распространенному мнению, что возникновение народной драмы в России относится лишь к 16–17 вв. Существует и альтернативная точка зрения, где генезис Лодки выводится из погребальных обычаев языческих славян. Но в любом случае, фабульные и смысловые изменения текстов фольклорных драм, происходившие на протяжении как минимум десяти веков, рассматриваются в культурологии, искусствоведении и этнографии на уровне гипотез. Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на содержание фольклорных драм, чему способствовали емкость и богатство ассоциативных связей их содержания.

Особо следует отметить жизнеспособность фольклорного театра. Представления многих народных драм и комедий входили в контекст театральной жизни России вплоть до начала 20 в. – до этого времени они игрались на городских ярмарочных и балаганных представлениях, а на деревенских праздниках, примерно до середины 1920-х. Более того, с 1990-х возникает массовый интерес к возрождению одной из линий фольклорного театра – вертепу , и сегодня святочные фестивали вертепных театров проходят во многих городах России (часто вертепные спектакли ставятся по старинным восстановленным текстам).

Наиболее распространенные сюжеты фольклорного драматического театра, известные во многих списках, – Лодка , Царь Максимилиан и Мнимый барин , при этом последний из них разыгрывался не только как отдельная сценка, но и включался составной частью в т.н. «большие народные драмы».

Лодка объединяет цикл пьес «разбойничьей» тематики. В эту группу входят не только сюжеты Лодки , но и другие драмы: Шайка разбойников , Шлюпка , Черный ворон . В разных вариантах – различные соотношения фольклорных и литературных элементов (от инсценировки песни Вниз по матушке по Волге до лубочных разбойничьих повестей, например, Черный горб, или Кровавая звезда , Атаман Фра-Дьяволо и др.). Естественно, речь идет о поздних (начиная с 18 в.) вариантах Лодки , в которых нашли свое отражение походы Степана Разина и Ермака . В центре любого варианта цикла – образ народного вожака, сурового и отважного атамана. Многие мотивы Лодки были позже использованы в драматургии А.Пушкина , А.Островского , А.К.Толстого . Шел и обратный процесс: отрывки и цитаты из популярных литературных произведений, особенно известных по лубочным изданиям, входили в фольклорную драму и закреплялись в ней. Бунтарский пафос Лодки обусловливал неоднократный запрет ее показов.

Царь Максимилиан также существовал во множестве вариантов, в некоторых из них религиозный конфликт Максимилиана и Адольфа был заменен на социальный. Этот вариант формировался под влиянием Лодки : здесь Адольф уходит на Волгу и становится атаманом разбойников. В одной из версий конфликт царя с сыном происходит на семейно-бытовой почве – из-за отказа Адольфа жениться на выбранной отцом невесте. В этой версии акценты перенесены на фарсовый, балаганный характер сюжета.

В фольклорном театре кукол распространение имели циклы петрушечных сюжетов и версии рождественского вертепного театра. Из других жанров фольклорной драматургии были распространены ярмарочные райки , прибаутки балаганных и карусельных «дедов»-зазывал, интермедии вожаков медведей в «Медвежьей потехе».

Ранняя русская литературная драматургия.

Зарождение русской литературной драматургии относится к 17 в. и связано со школьно-церковным театром, который возникает на Руси под влиянием школьных спектаклей на Украине в Киево-Могилянской академии. Борясь с католическими тенденциями, идущими из Польши, православная церковь на Украине использовала фольклорный театр. Авторы пьес заимствовали сюжеты церковных обрядов, расписывая их на диалоги и перемежая комедийными интермедиями, музыкальными и танцевальными номерами. По жанру эта драматургия напоминала гибрид западноевропейских моралите и мираклей . Написанные в нравоучительном, выспренне-декламационном стиле, эти произведения школьной драматургии объединяли аллегорических персонажей (Порок, Гордыня, Правда и др.) с персонажами историческими (Александр Македонский, Нерон), мифологическими (Фортуна, Марс) и библейскими (Иисус Навин, Ирод и др.). Наиболее известные произведенияДейство об Алексие, божьем человеке , Действо на страсти Христовы и др. Развитие школьной драматургии связано с именами Дмитрия Ростовского (Успенская драма, Рождественская драма, Ростовское действо и др.), Феофана Прокоповича (Владимир ), Митрофана Довгалевского (Властотворный образ человеколюбия Божьего ), Георгия Конисского (Воскресение мертвых ) и др. В церковно-школьном театре начинал и Симеон Полоцкий .

Параллельно развивалась придворная драматургия – в 1672 по велению Алексея Михайловича открылся первый в России придворный театр. Первыми русскими литературными пьесами считаются Артаксерксово действо (1672) и Иудифь (1673), дошедшие до нас в нескольких списках 17 в.

Автором Артаксерксова действа был пастор И-Г.Грегори (совместно со своим помощником, Л.Рингубером). Пьеса написана стихами на немецком языке с использованием многочисленных источников (лютеранская Библия, басни Эзопа, немецкие духовные песнопения, античная мифология и др.). Исследователи считают ее не компиляцией, а оригинальным произведением. Переложением на русский язык занималась, очевидно, группа сотрудников Посольского приказа. Среди переводчиков, вероятно, были и стихотворцы. Качество перевода неоднородно: если начало тщательно проработано, то к концу пьесы качество текста снижается. Перевод стал серьезной переделкой немецкого варианта. С одной стороны, это происходило потому, что местами переводчики неточно понимали смысл немецкого текста; с другой стороны, потому, что в некоторых случаях сознательно изменяли его смысл, приближая к реалиям русской жизни. Сюжет был выбран Алексеем Михайловичем, а постановка пьесы должна была способствовать упрочению дипломатических отношений с Персией.

Первоначальный язык пьесы Иудифь (названия по другим спискам – Комедия из книги Иудифь и Олоферново действо ), также написанной Грегори, точно не установлен. Существует гипотеза, что из-за недостатка времени, отведенного на подготовку спектаклей, все пьесы после Артаксерксова действа Грегори писал сразу на русском. Выдвигалось и предположение, что первоначальный немецкий вариант Иудифи на русский перевел Симеон Полоцкий. Наиболее распространено мнение, что работа над этой пьесой повторяла схему написания Артаксерксова действа , а многочисленные германизмы и полонизмы в ее тексте связаны с составом группы переводчиков.

Обе пьесы построены на противопоставлении положительных и отрицательных персонажей, их характеры статичны, в каждом подчеркнута одна ведущая черта.

До нас дошли не все пьесы придворного театра. В частности, утрачены тексты комедии о Товии-младшем и о Егории Храбром, представленные в 1673, а также комедии о Давиде с Галиадом (Голиафом) и о Бахусе с Венусом (1676). Не всегда оказалось возможным и установление точного авторства сохранившихся пьес. Так, Темир-Аксаково действо (другое название – Малая комедия о Баязете и Тамерлане , 1675), пафос и нравоучительную направленность которой определила война России с Турцией, предположительно написана Ю.Гибнером. Также лишь предположительно может быть назван и автор (Грегори) первых комедий на библейские сюжеты: Малая прохладная комедия об Иосифе и Жалобная комедия об Адаме и Еве.

Первым драматургом придворного русского театра стал ученый-монах С.Полоцкий (трагедия О Навходоносоре царе, о теле злата и триех отроцех, в пещи не сожженных и Комедия-притча о блудном сыне ). Его пьесы выделяются на фоне репертуара русского театра 17 в. Используя лучшие традиции школьной драмы, он не считал нужным вводить в свои пьесы аллегорические фигуры, их действующие лица – только люди, что и делает эти пьесы своеобразным источником российской реалистической традиции драматургии. Пьесы Полоцкого отличаются стройностью композиции, отсутствием длиннот, убедительностью образов. Не довольствуясь сухим нравоучением, он вводит в пьесы веселые интермедии (т.н. «междоречия»). В комедии о блудном сыне, сюжет которой заимствован из евангельской притчи, сцены кутежей и унижений главного героя являются авторскими. Фактически его пьесы являются связующим звеном между драматургией школьно-церковной и светской.

Русская драматургия 18 в.

После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и возрожден лишь при Петре I. Однако пауза в развитии русской драматургии продолжалась несколько дольше: в театре петровских времен преимущественно игрались переводные пьесы. Правда, в это время получили распространение действа панегирического характера с патетическими монологами, хорами, музыкальными дивертисментами, торжественными шествиями. Они прославляли деятельность Петра и откликались на злободневные события (Торжество мира православного , Освобождение Ливонии и Ингерманландии и др.), однако на развитие драматургии особого влияния не оказали. Тексты к этим представлениям носили скорее прикладной характер и были анонимными. Бурный подъем русская драматургия начала переживать с середины 18 в., одновременно со становлением профессионального театра, нуждавшегося в национальном репертуаре.

Интересно выглядит русская драматургия предыдущего и следующих периодов при сопоставлении с европейской. В Европе 17 в. – это сначала расцвет, а к концу – кризис Ренессанса, период, давший высочайший взлет зрелой драматургии, некоторые вершины которой (Шекспир, Мольер) остались непревзойденными. К этому времени в Европе сложилась и серьезная теоретическая база драматургии и театра – от Аристотеля до Буало. В России же 17 в. – это лишь зарождение литературной драмы. Этот огромный хронологический культурный разрыв давал парадоксальные результаты. Во-первых, формируясь при несомненном влиянии западного театра, русский театр и драматургия не были подготовлены к восприятию и освоению целостной эстетической программы. Европейское влияние на российский театр и драматургию в 17 в. было скорее внешним, театр развивался как вид искусства в целом. Однако выработка русской театральной стилистики шла своим собственным путем. Во-вторых, это историческое «запаздывание» обусловило высокий темп дальнейшего развития, а также огромный жанровый и стилистический диапазон последующей русской драматургии. Вопреки практически полному драматургическому затишью первой половины 18 в., российская театральная культура стремилась «догнать» европейскую, а для этого многие исторически закономерные этапы проходились стремительно. Так было и со школьно-церковным театром: в Европе его история насчитывает несколько веков, в России же – меньше века. Еще стремительнее этот процесс представлен в российской драме 18 в.

На середину 18 в. приходится становление русского классицизма (в Европе расцвет классицизма к этому времени был давно в прошлом: Корнель умер в 1684, Расин – в 1699.) В классицистской трагедии пробовали свои силы В.Тредиаковский и М.Ломоносов, но основоположником русского классицизма (да и русской литературной драматургии в целом) стал А.Сумароков, ставший в 1756 директором первого профессионального русского театра. Он написал 9 трагедий и 12 комедий, составивших основу репертуара театра 1750–1760-х Сумарокову же принадлежат и первые российские литературно-теоретические работы. В частности, в Эпистоле о стихотворстве (1747) он отстаивает принципы, сходные с классицистскими канонами Буало: строгое разделение жанров драматургии, соблюдение «трех единств» . В отличие от французских классицистов, Сумароков основывался не на античных сюжетах, а на русских летописях (Хорев , Синав и Трувор ) и русской истории (Дмитрий Самозванец и др.). В этом же русле работали и другие крупные представители российского классицизма – Н.Николев (Сорена и Замир ), Я.Княжнин (Росслав , Вадим Новгородский и др.).

Российская классицистская драматургия имела и еще одно отличие от французской: авторы трагедий одновременно писали и комедии. Это размывало строгие рамки классицизма и способствовало разнообразию эстетических направлений. Классицистская, просветительская и сентименталистская драматургия в России не сменяют друг друга, а развиваются практически одновременно. Первые попытки создания сатирической комедии предпринял уже Сумароков (Чудовища, Пустая ссора, Лихоимец, Приданое обманом, Нарцисс и др.). Более того, в этих комедиях он использовал стилистические приемы фольклорных междоречий и фарсов – несмотря на то, что в теоретических работах критически относился к народным «игрищам». В 1760-х–1780 гг. широкое распространение получает жанр комической оперы. Ей отдают дань как классицисты – Княжнин (Несчастье от кареты , Сбитенщик , Хвастун и др.), Николев (Розана и Любим ), так и комедиографы-сатирики: И.Крылов (Кофейница ) и др. Появляются направления слезной комедии и мещанской драмы – В.Лукин (Мот, любовью исправленный ), М.Веревкин (Так и должно , Точь в точь ), П.Плавильщиков (Бобыль , Сиделец ) и др. Эти жанры способствовали не только демократизации и повышению популярности театра, но и формировали основы любимого в России психологического театра с его традициями подробной разработки многогранных характеров. Вершиной русской драматургии 18 в. можно назвать уже почти реалистические комедии В.Капниста (Ябеда ), Д.Фонвизина (Недоросль , Бригадир ), И.Крылова (Модная лавка , Урок дочкам и др.). Интересной представляется «шуто-трагедия» Крылова Трумф, или Подщипа , в которой сатира на правление Павла I сочеталась с язвительной пародией на классицистские приемы. Пьеса была написана в 1800 – всего 53 года потребовалось для того, чтобы новаторская для России классицистская эстетика начала восприниматься архаичной. Крылов уделял внимание и теории драмы (Примечание на комедию «Смех и горе », Рецензия на комедию А.Клушина «Алхимист » и др.).

Российская драматургия 19 в.

К началу 19 в. исторический разрыв российской драматургии с европейской сошел на нет. С этого времени русский театр развивается в общем контексте европейской культуры. Разнообразие эстетических направлений в русской драматургии сохраняется – сентиментализм (Н.Карамзин , Н.Ильин, В.Федоров и др.) уживается с романтической трагедией несколько классицистского толка (В.Озеров, Н.Кукольник, Н.Полевой и др.), лиричная и эмоциональная драма (И.Тургенев) – с язвительно-памфлетной сатирой (А.Сухово-Кобылин, М.Салтыков-Щедрин). Популярностью пользуются легкие, веселые и остроумные водевили (А.Шаховской, Н.Хмельницкий, М.Загоскин, А.Писарев, Д.Ленский, Ф.Кони , В.Каратыгин и др.). Но именно 19 в., время великой русской литературы, становится «золотым веком» и российской драматургии, дав авторов, чьи произведения и сегодня входят в золотой фонд мировой театральной классики.

Первой пьесой нового типа стала комедия А.Грибоедова Горе от ума . Поразительного мастерства автор достигает в разработке всех компонентов пьесы: характеров (в которых психологический реализм органично сочетается с высокой степенью типизации), интриги (где любовные перипетии неразрывно сплетены с гражданской и мировоззренческой коллизией), языка (чуть ли не вся пьеса целиком разошлась на поговорки, пословицы и крылатые выражения, сохранившиеся в живой речи и сегодня).

Философски насыщенными, психологически глубокими и тонкими, и при этом эпически мощными стали драматургические произведения А.Пушкина (Борис Годунов , Моцарт и Сальери , Скупой рыцарь , Каменный гость , Пир во время чумы ).

Мрачно-романтические мотивы, темы индивидуалистического бунта, предчувствие символизма мощно прозвучали в драматургии М.Лермонтова (Испанцы , Люди и страсти , Маскарад ).

Взрывная смесь критического реализма с фантастическим гротеском наполняет удивительные комедии Н.Гоголя (Женитьба , Игроки , Ревизор ).

Огромный самобытный мир предстает в многочисленных и разножанровых пьесах А.Островского , представляющих целую энциклопедию российской жизни. На его драматургии овладевали секретами театральной профессии множество российских актеров, на пьесах Островского строилась особо любимая в России традиция реализма.

Важный этап в развитии российской драматургии (хотя и менее значимый, нежели в прозе) составили пьесы Л.Толстого (Власть тьмы , Плоды просвещения , Живой труп ).

Русская драматургия на рубеже 19–20 вв.

К концу 19 – началу 20 вв. получили развитие новые эстетические направления драматургии. Эсхатологические настроения смены веков определили широкое распространение символизма (А.Блок – Балаганчик , Незнакомка , Роза и крест , Король на площади ; Л.Андреев – К звездам , Царь-Голод , Жизнь человека , Анатэма ; Н.Евреинов – Красивый деспот, Такая женщина ; Ф.Сологуб – Победа смерти , Ночные пляски , Ванька Ключник и Паж Жеан ; В.Брюсов – Путник , Земля и др.). К отказу от всех культурных традиций прошлого и построению совершенно нового театра призывали футуристы (А.Крученых , В.Хлебников , К.Малевич , В.Маяковский). Жесткая, социально агрессивная, мрачно-натуралистическая эстетика разрабатывалась в драматургии М.Горьким (Мещане , На дне , Дачники , Враги , Последние , Васса Железнова ).

Но истинным открытием русской драматургии того времени, намного обогнавшим свое время и определившим вектор дальнейшего развития мирового театра, стали пьесы А.Чехова . Иванов , Чайка , Дядя Ваня , Три сестры , Вишневый сад не укладываются в традиционную систему драматических жанров и фактически опровергают все теоретические каноны драматургии. В них практически нет сюжетной интриги – во всяком случае, фабула никогда не имеет организующего значения, нет традиционной драматургической схемы: завязка – перипетия – развязка; нет и единого «сквозного» конфликта. События все время меняют свой смысловой масштаб: крупное становится незначащим, а бытовые мелочи вырастают до глобальных масштабов. Взаимоотношения и диалоги действующих лиц строятся на подтексте, эмоциональном смысле, который неадекватен тексту. Казалось бы, простые и незамысловатые реплики на самом деле выстроены в сложную стилистическую систему тропов, инверсий, риторических вопросов, повторов и т.д. Сложнейшие психологические портреты героев сложены из утонченных эмоциональных реакций, полутонов. Кроме того, пьесы Чехова хранят некую театральную загадку, решение которой ускользает от мирового театра уже второе столетие. Они вроде бы пластично поддаются самым разным эстетическим режиссерским трактовкам – от углубленно-психологического, лирического (К.Станиславский , П.Штайн и др.) до ярко-условного (Г.Товстоногов , М.Захаров), но при этом сохраняют эстетическую и смысловую неисчерпаемость. Так, в середине 20 в., казалось бы, неожиданной – но вполне закономерной – стала декларация абсурдистов о том, что в основе их эстетического направления лежит драматургия Чехова.

Российская драматургия после 1917.

После Октябрьской революции и последовавшего за ним установления государственного контроля над театрами возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии. Однако из самых ранних пьес, пожалуй, можно сегодня назвать лишь одну – Мистерия-Буфф В.Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных «агитках», терявших свою актуальность в течение короткого периода.

Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу, формировалась в течение 1920-х. В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина (Виринея ), А.Серафимович (Марьяна , авторская инсценировка романа Железный поток ), Л.Леонов (Барсуки ), К.Тренев (Любовь Яровая ), Б.Лавренев (Разлом ), В.Иванов (Бронепоезд 14-69 ), В.Билль-Белоцерковский (Шторм ), Д.Фурманов (Мятеж ) и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом. В 1930-е, В.Вишневский написал пьесу, название которой точно определяло главный жанр новой патриотической драматургии: Оптимистическая трагедия (это название сменило первоначальные, более пафосные варианты – Гимн матросам и Триумфальная трагедия ).

Начал складываться жанр советской сатирической комедии, на первом этапе своего существования связанный с обличением НЭП а: Клоп и Баня В.Маяковского, Воздушный пирог и Конец Криворыльска Б.Ромашова, Выстрел А.Безыменского, Мандат и Самоубийца Н.Эрдмана .

Новый этап развития советской драматургии (как и остальных жанров литературы) был определен I съездом Союза писателей (1934), провозгласившим основным творческим методом искусства метод социалистического реализма.

В 1930–1940-е в советской драматургии происходили поиски нового положительного героя. На сцене шли пьесы М.Горького (Егор Булычов и другие , Достигаев и другие ). В этот период сформировалась индивидуальность таких драматургов, как Н.Погодин (Темп , Поэма о топоре , Мой друг и др.), В.Вишневского (Первая конная , Последний решительный , Оптимистическая трагедия ), А.Афиногенова (Страх , Далекое , Машенька ), В.Киршона (Рельсы гудят, Хлеб ), А.Корнейчука (Гибель эскадры , Платон Кречет ), Н.Вирты (Земля ), Л.Рахманова (Беспокойная старость ), В.Гусева (Слава ), М.Светлова (Сказка , Двадцать лет спустя ), немного позже – К.Симонова (Парень из нашего города , Русские люди , Русский вопрос , Четвертый и др.). Популярностью пользовались пьесы, в которых выводился образ Ленина: Человек с ружьем Погодина, Правда Корнейчука, На берегах Невы Тренева, позже – пьесы М.Шатрова. Формировалась и активно развивалась драматургия для детей, создателями которой были А.Бруштейн, В.Любимова, С.Михалков , С.Маршак , Н.Шестаков и др. Особняком стоит творчество Е.Шварца , аллегорические и парадоксальные сказки которого адресовались не столько детям, сколько взрослым (Золушка , Тень , Дракон и др.). В период Великой Отечественной войны 1941–1945 и в первые послевоенные годы на первый план закономерно вышла патриотическая драматургия как на современные, так и на исторические темы. После войны широкое распространение получили пьесы, посвященные международной борьбе за мир.

В 1950-е в СССР был издан ряд постановлений, направленных на повышение качества драматургии. Была осуждена т.н. «теория бесконфликтности», провозглашавшая единственно возможным драматургический конфликт «хорошего с лучшим». Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной дополнительной причиной. Сезонный репертуар советского театра должен был состоять из тематических разделов (русская классика, зарубежная классика, спектакль, посвященный юбилейной или праздничной дате, и т.д.). Не менее половины премьер должны были готовиться по современной драматургии. Желательным было, чтобы основные спектакли ставились не по легким комедийным пьесам, но произведениям серьезной тематики. В этих условиях большинство театров страны, озабоченных проблемой оригинального репертуара, искали новые пьесы. Ежегодно проводились конкурсы современной драматургии, журнал «Театр» в каждом выпуске публиковал одну-две новые пьесы. Всесоюзное агентство по авторским правам для служебного театрального пользования издавало ежегодно несколько сотен современных пьес, закупленных и рекомендованных к постановке министерством культуры. Однако самым интересным и популярным в театральных кругах центром распространения современной драматургии был источник полуофициальный – машбюро ВТО (Всесоюзного театрального общества, позднее переименованного в Союз Театральных деятелей). Туда стекались новинки драматургии – как официально одобренные, так и нет. Машинистки распечатывали новые тексты, и в машбюро за небольшую плату можно было получить практически любую только что написанную пьесу.

Общий подъем театрального искусства в конце 1950-х повлек за собой и подъем драматургии. Появились произведения новых талантливых авторов, многие из которых определили основные пути развития драматургии ближайших десятилетий. Примерно в этот период сформировались индивидуальности трех драматургов, чьи пьесы много ставились на протяжении всего советского периода – В.Розова , А.Володина , А.Арбузова . Арбузов дебютировал еще в 1939 пьесой Таня и оставался созвучным своему зрителю и читателю в течение многих десятилетий. Конечно, репертуар 1950-х–1960-х не исчерпывался этими именами, в драматургии активно работали Л.Зорин , С.Алешин , И.Шток, А.Штейн, К.Финн, С.Михалков, А.Софронов, А.Салынский, Ю.Мирошниченко, и др. Наибольшее количество постановок по театрам страны в течение двух-трех десятилетий приходилось на непритязательные комедии В.Константинова и Б.Рацера, работавших в соавторстве. Однако подавляющее большинство пьес всех этих авторов сегодня известны лишь историкам театра. Произведения же Розова, Арбузова и Володина вошли в золотой фонд российской и советской классики.

Конец 1950 – начало 1970-х отмечены яркой индивидуальностью А.Вампилова . За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: Прощание в июне , Старший сын , Утиная охота , Провинциальные анекдоты (Двадцать минут с ангелом и Случай с метранпажем ), Прошлым летом в Чулимске и неоконченный водевиль Несравненный Наконечников . Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий. Главные драматургические удачи 1970–1980-х в России связаны с жанром трагикомедии . Это были пьесы Э.Радзинского , Л.Петрушевской , А.Соколовой, Л.Разумовской, М.Рощина , А.Галина, Гр.Горина , А.Червинского, А.Смирнова , В.Славкина, А.Казанцева, С.Злотникова, Н.Коляды, В.Мережко, О.Кучкиной и др. Эстетика Вампилова оказала опосредованное, но ощутимое влияние и на мэтров российской драматургии. Трагикомические мотивы ощутимы в пьесах того времени, написанных В.Розовым (Кабанчик ), А.Володиным (Две стрелы , Ящерица , сценарий кинофильма Осенний марафон ), и особенно А.Арбузовым (Мое загляденье , Счастливые дни несчастливого человека , Сказки старого Арбата , В этом милом старом доме , Победительница , Жестокие игры ).

Не все пьесы, особенно молодых драматургов, сразу доходили до зрителя. Однако и в то время, и позже существовало множество творческих структур, объединяющих драматургов: Экспериментальная творческая лаборатория при театре им. Пушкина для драматургов Поволжья, Нечерноземья и Юга РСФСР; Экспериментальная творческая лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока; проводились семинары в Прибалтике, в Домах творчества России; в Москве был создан «Центр драматургии и режиссуры»; и т.д. С 1982 выходит альманах «Современная драматургия», публикующий драматургические тексты современных писателей и аналитические материалы. В начале 1990-х драматурги Санкт-Петербурга создали свое объединение – «Домик драматурга». В 2002 ассоциацией «Золотая маска», Театром.doc и МХТ им.Чехова был организован ежегодный фестиваль «Новая драма». В этих объединениях, лабораториях, конкурсах формировалось новое поколение театральных писателей, получивших известность в постсоветский период: М.Угаров, О.Ернев, Е.Гремина, О.Шипенко, О.Михайлова, И.Вырыпаев, О. и В.Пресняковы, К.Драгунская, О.Богаев, Н.Птушкина, О.Мухина, И.Охлобыстин, М.Курочкин, В.Сигарев, А.Зинчук, А.Образцов, И.Шприц и др.

Однако критики отмечают, что сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация: современный театр и современная драматургия существуют как бы параллельно, в некоторой изоляции друг от друга. Наиболее громкие режиссерские искания начала 21 в. связаны с постановкой классических пьес. Современная драматургия же проводит свои эксперименты больше «на бумаге» и в виртуальном пространстве Интернета.

Татьяна Шабалина

Литература:

Всеволодский-Гернгрос В. Русская устная народная драма. М., 1959
Чудаков А.П. Поэтика Чехова . М., 1971
Крупянская В. Народная драма «Лодка» (генезис и литературная история). В сб. Славянский фольклор . М., 1972
Ранняя русская драматургия (XVII – первая половина XVIII в. ). Т.т. 1–2. М., 1972
Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский . М., 1976
Гусев В. Русский фольклорный театр XVII – начала XX в. Л., 1980
Фольклорный театр . М., 1988
Уварова И., Новацкий В. И плывет Лодка. М., 1993
Заславский Г. «Бумажная драматургия»: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? «Знамя», 1999, № 9
Шакулина О. На волне питерской драматургии… Журнал «Театральная жизнь», 1999, № 1
Колобаева Л. Русский символизм . М., 2000
Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова . М., 2000
Ищук-Фадеева Н.И. Жанры русской драмы. Тверь, 2003



Художественная структура комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

* Практические задания по систематизации материала

Сформулируйте эстетические принципы Грибоедова, опираясь на его письмо к П. Катенину. Прокомментируйте позиции участников спора и суть полемики.

Законспектируйте несколько литературоведческих источников, выделите проблемы, обозначенные учеными при изучении комедии. Отметьте наиболее оригинальные, на ваш взгляд, работы, проанализируйте их.

Вопросы для собеседования

I. Особенности конфликта:

а) сущность, социальная природа и особенности развития. Отражение в комедии декабристских идей и настроений;

б) конфликт, его специфика, двуединая интрига; две драмы Чацкого («Горе от ума» и «Горе от любви»), их соотношение в комедии;

в) конфликт: «архетипическое» и «историческое»;

г) Москва и «московский текст» (утопия социальной гармонии и реальная жизнь).

II. Персонаж: текст и внетекстовая реальность (исторический фон и эс-

тетическая перспектива). Принципы моделирования и природа харак-

  • литературные, театральные ассоциации (амплуа, роли и т.д.);

· смешение кодов в Чацком и колеблющийся смысл: элегический канон и его снижение (мотив высокого безумия , добровольного изгнанника , беглеца , не понятого миром странника и т.д.; пародийность мотива кареты), игра со схемами классицизма (смена полюсов и точка зрения);

· Молчалин, Софья и др.;

· жизнеподобие (конкретизация: историческая, социальная, пси-

хологическая, разрушение рационалистической схемы, «живое»

как противоречивое и т.д.);

  • авторская оценка;
  • поведенческий код;
  • принцип компромисса;
  • место Репетилова, функции внесценических и внесюжетных

персонажей;

· споры о Чацком в русской критике и литературоведении.

III. Художественная структура комедии:

а) поэтика названия;

б) своеобразие сюжета;

в) роль экспозиции в обрисовке характеров действующих лиц;

г) жизненная достоверность завязки;

д) нарастание драматизма и идейная кульминация;



е) особенность развязки (неожиданность концевых актов);

ж) многозначность финала.

Композиционные принципы:

· музыкальность структуры (симметрия, зеркальность, контра-

пункт, «закольцованность» и др.);

· финал, его ритм, семантика и функции; «удвоение» в структуре финала;

«В финале все звенья, в том числе последнее, оказываются разорваны, вместо сил центростремительных торжествуют силы центробежные. При этом финал по своему звучанию остается финалом, но – как бы в зеркальном отражении, с переменой положительных знаков на отрицательные» (Э. Худошина).

· «разыгрывание» финала в предшествующих действиях;

· классицистическая, геометрически ясная формульность и не-

классическая неопределенность;

  • метафизические обертоны;
  • трансформация единств;
  • авторская позиция (автор и герой, диалектика комического и

трагического).

IV. Жанровый генезис и синтез (французская комедия, буффонада и т.д.).

V. Комедийный смех:

· динамика комедийных сцеплений, их ритм, от комической несообразности к трагедии непонимания;

· диалогизация комедийного конфликта;

· «античный принцип» – динамика равенства всех перед судьбой – и его уравнительная тенденция;

VI. Функция стихотворной формы (повторы, рифмы и т.д.).

* Задание. Анализ афиши: поэтика имен и принцип моделирования персонажей.

1. Проанализируйте работу М.Киселева. Покажите многозначность

семантики имен персонажей;

2. Анализ мотивов комедии;

3. Рифмы персонажей и рифмы ситуаций, их содержательность: поэтика зеркальности;

4. Анализ композиции сюжета.

Литература

1. Хализев, В. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. – Л.: изд-во ЛГУ, 1988. – С. 6-27.

Анализ комедии

1. Медведева, И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М.: Художествен

ная литература, 1974. – 201 с.

Просвещение, 1972. – 207 с.

3. Маймин, Е. Теория и практика литературоведческого анализа: учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

4. Маркович, В.М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» //Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 59-91.

5. Шавроги, С.М. О сюжете комедии «Горе от ума» // Русская литература. – 1994. – № 1.

6. Билинкис, Я.С. Об одной сцене в «Горе от ума» // Русская литература. – СПб., 1995. – N 3. – С. 249-250.

7. Билинкис, М.Я. Феномен «Горя от ума» // «Век нынешний и век минувший...»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении: [Сборник статей / Вступ. ст. В.М. Маркович; Коммент. М.Я. Билинкиса]. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 392-404.

8. Александрова, М.А. О последнем акте «Горя от ума» // Драма и театр. – Тверь, 2002. – Вып. 4. – С. 30-39.

1. Белинский, В.Г. Горе от ума // Собр. соч.: в 9 т. – М.: Художественная литература – Т. 2. – 1972. – С. 171 – 254 .

2. Вяземский, П.А. Заметки о комедии «Горе от ума» // Новое литературное обозрение. – 1999. – №38. – С. 237 – 251.

3. Гончаров, И.А. Мильон терзаний // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Гослитиздат. – Т. 8. – 1955. – С. 7 – 41.

4. Гоголь, Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем же ее особенность// Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т.Т. – М., 1953.

5. Пушкин, А.С. Письмо Вяземскому, А. Бестужеву от начала 1825 г.// Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 Т. Т. 10.

6. Гончаров, И.А. «Мильон терзаний» (любое издание).

Научная литература

1. Тынянов, Ю.Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969.

2. Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М.: Наука, 1971. – 400 с.

3. Медведева, И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. – М.: Художественная литература, 1971. – 201 с.

4. Борисов, А. «Горе от ума» Грибоедова и стихотворная комедия его времени. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1978. – 104 с.

5. Фомичев, С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

6. Смольников, И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

7. Баженов, А. К тайне «Горя от ума». Грибоедов и его бессмертная комедия. – М.: изд-во МГУ, 2001. – 96 с.

8. Фомичев, С.А. А.С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб.: Нестор-история, 2007. – 394 с.

9. Словарь литературных персонажей: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей», 1997. – Т. 1: XVIII-середина XIX вв. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей». – 254 с.; Т.2. – 223 с.

Научные статьи

* Задание.

Проследите, как меняется проблематика научных исследований.

Сделайте конспекты нескольких статей при подготовке к занятию.

1. Корман, Б.О. К дискуссии о комедии Грибоедова «Горе от ума» // Известия АН СССР. ОЛЯ. Вып. VI. – Т. 29. – 1970. – С. 522-531.

2. Соловьев, В. Живые и жильцы (Философия и композиция «Горя от ума»)// Вопросы литературы. – 1970. – № 11. – С.155-176.

3. Левин, В. Грибоедов и Чацкий// Известия АН СССР. Серия: ОЛЯ. – 1970. – № 1. – Т. 29. – С. 33-47.

4. Голлер, В. Драма одной комедии // Вопросы литературы. – 1988. – №1. – С. 109–145.

5. Свердлина, С.В. Монологи без адресата в «Горе от ума» Грибоедова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. – М., 1987. – N 2. – С. 71-73.

6. Хазан, В.И. Проблема художественного пространства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Вопросы русской литературы. – Львов, 1988. – Вып. 1 (51). – С. 3-11.

7. Качинская, И.Б. О речевой маске Репетилова // Русская речь. – М., 1990. – N 2. – С. 31-36.

8. Огнянова, Е.М. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: (Из опыта комментирования) // Русская словесность. – М., 1993. – N 3. – С. 52-56.

9. Шаврыгин, С.М. О сюжете комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: (А.И. Писарев – А.А. Шаховской – А.С. Грибоедов) // Русская литература. – СПб., 1994. – N 1. – С. 123-142.

10. Моторин, А.В. Эволюция художественного миропонимания в творчестве А.С. Грибоедова // Русская литература. – СПб., 1993. – N 1. – С. 21-36.

11. Шестакова, Л.Л. «Рукой Грибоедова... водил сам русский язык»: наблюдения над языком комедии в соотношении с центральной проблемой-проблемой ума// 1995. – № 1. – С.51-58. (Анализ художественного текста). – № 7-8. – С.98-139.

12. Глассе, А. «Княгиня Марья Алексеевна» // Новое литературное обозрение. – М., 1996. – N 17. – С. 119-140.

13. Лебедева, О.Б. А.С. Грибоедов и Д.И. Фонвизин: К проблеме типологии действия и сюжетосложения русской высокой комедии // Русская литература. – СПб., 1996. – N 1. – С. 129-138.

14. Кичикова, Б.А. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова: (Поэтические жанры в структуре стихотворной комедии)// Русская литература. – СПб., 1996. – N 1. – С. 138-150.

15. Фуксон, Л.Ю. Еще раз о смысле названия «Горе от ума» // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. – Новосибирск, 2001. – N 4. – С. 8-12.

16. Кунарев, А.А. «Ба! Знакомые все лица!..»: Заметки об антропонимике «Горя от ума». – М., 2002. – N 5. – С. 123-128.

17. Успенский, В.А. Все ли и все ли врут календари? // Новое литературное обозрение. – М., 2002 . – N 56. – С. 232-240.

18. Цимбаева, Е. Художественный образ в историческом контексте: (Анализ биографий персонажей «Горя от ума»)// Вопросы литературы. – М., 2003. – Вып. 4. – С. 98-139.

19. Цимбаева, Е.Н. Художественный образ в историческом контексте: анализ биографий персонажей «Горя от ума» // Воросы литературы. – 2003. – № 7-8. – С.98-139.

20. Кунарев, А.А. «К чинам и высоким званиям питаю отвращение...»: (Фрагменты комментария к комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова) // Русская словесность. – М., 2004. – N 3. – С. 27-39.

21. Стапанов, А.В. Ум как слово-концепт в «Горе от ума» // Русская словесность. – М., 2004. – N 1. – С. 59-63.

22. Алпатова, Т. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А.С.Грибоедова // Литература в школе. – М., 2004. – N 8. – С. 2-7. Статья вторая // Литература в школе. – М., 2004. – N 10. – С. 2-7.

23. Калашников, С.Б. О лирическом принципе сюжетосложения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»// Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Гуманит. науки. – Воронеж, 2004. – N 2. – C. 120-124.

24. Радомская, Т.И. Книга в жизни и творчестве А.С. Грибоедова// Библиотековедение. – М., 2006. – N 6. – С. 50-55.

25. Радомская, Т.И. Проблемы книги, ума и знания в творческом миреА.С. Грибоедова// Литература в школе. – М., 2007. – N 10. – С. 11-13.

26. Тодоров, Л.В. Драматургический стих Грибоедова // Литература в школе. – М., 2007. – N 9. – С. 7-11.

27. Влащенко, В.И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: «Горе от ума» и «Метель» // Литература в школе. – М., 2007. – N 9. – С. 2-7.

28. Влащенко, В.И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: «Горе от ума» и «Метель»// Литература в школе. – М., 2007. – N 10. – С. 7-11.

29. Шарафадина, К.И. Поэтология цветочного мотива сна Софьи в «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Филологические науки. – М., 2008. – N 1. – С. 14-23.

30. Козлова, С.М.; Зимина, М.А. Историческая динамика дискурса безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Сибирский филологический журнал. – Барнаул и др., 2009. – N 3. – С. 33-36.

31. Голлер, Б. «Горе от ума» в меняющемся мире// Вопросы литературы. – М., 2009. – Вып. 4. – С. 220-290.

32. Кунарев, А.А. «...и в карты не садись: продаст»: Из комментариев к «Горю от ума» А.С. Грибоедова // Литература в школе. – М., 2010. – N 12. – С. 20-22.

33. Кунарев, А.А. Кого пригрел Фамусов: Из комментариев к «Горю от ума» А.С. Грибоедова// Литература в школе. – М., 2011. – N 2. – С. 13-15.

Дополнительно:

1. Зорин, А. «Горе от ума» и русская комедиогафия 10-20-х годов XIX века (N3/1993)

2. Айзерман, Л. «Горе уму и горе от ума» (N1/1995).

3. Мезенцева, Л. «Летящий чепчик» (N5/1995)

4. Влащенко, Вл. Чацкий и Софья (N12/1995).

5. Рассадин, С. Загадка Чацкого (N20/1996).

6. Пророков, М. «Который же из двух?». О сюжете сна и герое конфликта в комедии Грибоедова (N2/1997).

7. Ищук-Фадеева, Н. Комедия о трагедии личности (N27/1997).

8. Кошелев, В. «Свет глупеющий» и «свет пустой». Грибоедовские формулы в пушкинском «Онегине» (N34/2000).

9. Менделеева, Д. Комедия без героя (N44/2000).

10. Машевский, А. Кому от ума горе? О комедии Грибоедова (N11/2003).

11. Романичева, Е. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (N9/2005).

12. Романичева, Е. В чём смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (N9/2005).

13. Рылова, А. Роль костюма в комедии «Горе от ума» (N12/2005).

14. Горский, М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума» (N12/2005).

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РУССКОЙ ДРАМЫ
XIX
ВЕКА
Новаторство
А.Н. Островского и
А.П. Чехова
«Драма родилась на площади и составляла
увеселение народное. Народ… требует
занимательности, действия… сильных
ощущений»
А.С Пушкин
900igr.net

Истоки русской прогрессивной драматургии, в русле которой возникло творчество А.Н.Островского и А.П. Чехова, - в народном театре. Отечествен

ИСТОКИ РУССКОЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ДРАМАТУРГИИ, В РУСЛЕ
КОТОРОЙ ВОЗНИКЛО ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО И А.П.
ЧЕХОВА, - В НАРОДНОМ ТЕАТРЕ.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР РАСПОЛАГАЕТ ШИРОКИМ
РЕПЕРТУАРОМ, СОСТОЯЩИМ ИЗ:
СКОМОРОШЬИХ ИГРИЩ, ИНТЕРМЕДИЙ
КОМЕДИЙНЫХ ПОХОЖДЕНИЙ ПЕТРУШКИ
РАЙКА
БАЛАГАННЫХ ПРИБАУТОК
«МЕДВЕЖЬИХ» КОМЕДИЙ
ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ САМЫХ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.

Народному театру свойственна:

НАРОДНОМУ ТЕАТРУ
СВОЙСТВЕННА:
свойственна социально-заостренная
тематика
вольнолюбивая, обличительносатирическая и героико-патриотическая
идейность
глубокая конфликтность
крупные, нередко гротесковые характеры
четкая, ясная композиция
разговорно-просторечный язык.

Во второй половине XVIII века, при наличии
подавляющей роли переводной и
подражательной драматургии, появляются
писатели различных направлений,
стремившиеся к изображению отечественных
нравов, заботившиеся о создании национальносамобытного репертуара.
Начало тому положил ведущий писатель
классицизма А.П. Сумороков.
В произведениях некоторых этих писателей
обозначались более или менее явные
реалистические тенденции.

В XIX веке прогрессивная драматургия расширяет объект своих
изображений, теснее связывается с жизнью и более убедительно
раскрывается как реалистическая.
В самом начале этого
столетия появляются
комедии И.А. Крылова
«Модная Лавка» (1806)
и «Урок дочкам» (1807).
Еще интенсивнее
совершается в эту пору
становление
прогрессивной
исторической
драматургии.
При этом все чаще
обнаруживается ее внимание к
национально-самобытной
тематике:
«Ермак – покоритель Сибири»
(1803) П.А. Плавильщикова
«Дмитрий Донской» (1807)
В.А. Озерова
«Марфа Посадница, или
Покорение Новгорода» (1809)
Ф.Ф. Иванова,
«Борис Годунов» (1825) А.С.
Пушкина.

Среди пьес первой половине XIX века особенно
выделяются такие шедевры реалистической
драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Борис
Годунов» и «маленькие трагедии» Пушкина,
«Ревизор» и «Женитьба» Гоголя.
Выдающиеся реалистические пьесы Грибоедова, Пушкина и Гоголя
отчетливо намечали новаторские тенденции отечественной
драматургии.
Они заключались:
в актуально-злободневной социальной тематике
в ярко выраженном общественном и даже общественнополитическом пафосе
в отходе от традиционной любовно-бытовой завязки,
определяющей все развитие действия
в нарушении сюжетно-композиционных канонов комедии и
драмы интриги
в установке на разработку типических и в то же время
индивидуальных характеров, тесно связанных с социальной
средой.

Ко времени появления Островского
русская прогрессивная драматургия уже
располагала шедеврами мирового
уровня. Но эти произведения были еще
до крайности малочисленными, а
поэтому и не определяли лицо
тогдашнего театрального репертуара.
Подавляющее количество произведений,
заполнявших театральную сцену,
составляли переводы и переделки
западноевропейских пьес, а также
сценические опыты отечественных
писателей охранительного толка.

Театральный репертуар создавался не стихийно, а под
активным воздействием жандармского корпуса и
недреманным оком самого Николая I.
В середине мая 1826 года Ф.
Булгарин подал дежурному генералу
генерального штаба А.Н. Потапову
записку «О цензуре в России и о
книгопечатании вообще».
И с 1828 года для драматических
произведений была создана
специальная цензура,
прославившаяся драконовской
строгостью.

После поражения декабристов в театральном
репертуаре на первый план выдвигается водевиль,
уже давно утерявший свою социальную остроту и
превратившийся в легкую, бездумную,
остроэффектную комедию.
Театральная сцена заполнилась плоскими,
наспех сшитыми произведениями, в которых
главное место занимали:
флирт
фарсовые сцены
анекдот
ошибка
случайность
неожиданность
путаница
переодевание
прятание

10.

Под воздействием
общественной борьбы
водевиль изменялся в своем
содержании.
По характеру сюжетов его
развитие шло от любовноэротическкого (А.А.
Шаховский, Н.И.
Хмельницкий, А.И. Писарев)
к бытовому (П.А. Карыгин,
Ф.А. Кони).
Но композиционно
он оставался по
преимуществу
стандартным,
опирающимся на
примитивные
средства внешнего
комизма.

11.

В постдекабристскую пору в
театральном репертуаре наряду с
водевилем огромной популярностью
пользовалась мелодрама.
Утверждению в театре
реалистической и
национальной самобытности
особенно много
содействовали гоголевские
принципы, так четко
сказавшиеся в практике
«натуральной школы».
Ярчайшим выразителем этих
принципов в области
драматургии и явился
Островский.

12.

13. Новаторство Островского

НОВАТОРСТВО ОСТРОВСКОГО
Самоотверженный труд, сопутствовавший
драматургу на протяжении всей его жизни,
ознаменовался блестящими результатами.
Именно А.Н.Островский своими драматическими
шедеврами довершил создание русского
национально-самобытного театра, начатое
Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем.
Роль Островского, первостепенного писателя,
корифея национально-самобытной драматургии,
была признана всей прогрессивной
общественностью еще при его жизни.
Гончаров писал: "Островский бесспорно самый
крупный талант в современной литературе!"

14.

Новаторство Островского сказалось не
только в том, что он круто повернул
драматургию и театр к жизни, к ее
актуальным социально-нравственным
проблемам, но и в том, что он писал
свои пьесы во имя народа и для народа.
И народ благодарно принял его
драматургию.
Руководствуясь пламенно-патриотическими
намерениями, Островский писал в дирекцию
императорских театров многочисленные
докладные записки, в которых предлагал
конкретные меры преобразования театра,
превращения его в школу общественных нравов.
Этими записками пренебрегали, им не давали
ходу, но он, не жалея никаких сил, продолжал
отстаивать свои идеи.

15.

Театральные принципы великого драматурга
были осуществлены и продолжены в системе
К. С. Станиславского, они получили свое
дальнейшее развитие в российском театре.
Великое творческое наследие
Островского, оказавшее огромное
влияние на:
развитие отечественной
драматургии и сцены
на драматическое и сценическое
искусство вообще
Оно сохраняет и еще долго будет сохранять
значение замечательного, ничем не заменимого
учебника жизни, доставляя читателям и зрителям
истинное эстетическое наслаждение.

16. ТЕАТР ОСТРОВСКОГО

Александру Николаевичу Островскому обязан
своим рождением русский национальный театр
Он сумел совершить в области драматургии
такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь,
Лермонтов совершили в области поэзии и
прозы.
«театр Островского» = «русский театр»

17.

oСущность театра
Островского заключается в
отсутствии экстремальных
ситуаций и
противодействия
актёрскому нутру.
oВ его пьесах изображаются
обычные ситуации с
обычными людьми, драмы
которых уходят в быт и
человеческую психологию.
oТекст островского обладает
каким-то почти физическим
качеством заразительности,
запоминаемости.
o Он как бы был рассчитан
на то, чтобы публика,
расходясь из театра,
уносила эти фразы с собой,
перебрасывалась ими.

18. Основные идеи реформы театра:

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РЕФОРМЫ ТЕАТРА:
театр должен быть построен на условностях
(есть 4-я стена, отделяющая зрителей от
актёров);
неизменность отношения к языку: мастерство
речевых характеристик, выражающих почти
все о героях;
ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу -
её можно и прочитать».

19.

Театр Островского требовал
новой сценической эстетики,
новых актёров.
В соответствии с этим
Островский создает
актёрский ансамбль, в
который входят такие
актёры, как:
Александр Мартынов
Сергей Васильев
Евгений Самойлов
Пров Садовский
Естественно, что
нововведения
встречали
противников. Им
был, например,
Щепкин.
Драматургия
Островского
требовала от
актёра
отрешенности от
своей личности,
чего М. С. Щепкин,
не делал.

20. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Я – все: и академия, и меценат, и защита».

«МОЯ ЗАДАЧА – СЛУЖИТЬ РУССКОМУ
ДРАМАТИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ. Я – ВСЕ: И
АКАДЕМИЯ, И МЕЦЕНАТ, И ЗАЩИТА».

21.

Новаторство драматургии
Антона Павловича Чехова

22.

Чехов написал не очень много пьес.
Еще в конце 70-х гг. он создал пьесу
«Безотцовщина», в 1886 г. пишет одноактные
пьесы «О вреде табака» и «Лебединая песня».
Первой серьезной пьесой стала пьеса «Иванов»
(1887). Затем последовали водевили «Медведь» и
«Предложение» (1887), «Свадьба» (1889),
«Юбилей» (1891).
Пьеса «Леший» (1889) была переработана в 1897 г.
И получила название «Дядя Ваня».
В 1896 г.была создана знаменитая «Чайка». Затем
последовали пьесы «Три сестры» (1901) и
«Вишневый сад» (1904).

23.

Среди драматического наследия Чехова – его
одноактные пьесы. Однако он не продолжает
русскую водевильную традицию, а разрушает ее,
выдвигает свое представление о водевильном
жанре.
Прежде всего драматург пытается сделать
водевильную тематику более широкой.
Принципиальное отличие чеховских одноактных
пьес в том, что они являются не комедиями
положения, а комедиями характеров.
Героями чеховских драматических
миниатюр всегда являются не условные
маски, а представители определенной
социальной среды, наделенные
индивидуальными чертами
человеческого характера, - живые
человеческие индивидуальности.

24.

Новаторство драматических произведений:
Отсутствие борьбы-интриги («бессюжетность»)
Наличие в пьесе какого-нибудь «события»,
отодвигающего на второй план ровное, повседневное
бытовое течение жизни и вокруг которого
концентрировалась «борьба воль» действующих лиц
Чехов сказал о своих рассказах, что в них есть только
начало и конец, а «середка отсутствует».
Событийная острота той или иной сюжетной линии не
определяет ее роли и значения в сюжетной структуре
пьесы. В его пьесах так много не свершившихся или
свершившихся за сценой событий. С другой стороны,
такие элементы сценического действия, как бытовые
разговоры, казалось бы, на совершенно случайные темы
у Чехова несут в себе гораздую большую драматическую
энергию, чем драматическое событие в собственном
смысле этого слова.
Чехов стремиться показать коренное неустройство
жизни, не те или иные отступления от нормы, а
противоестественность принятой, господствующей
нормы.

25.

Важнейшей особенностью чеховской драматургии,
основой ее сценичности является постоянная
внутренняя погруженность его героев в себя,
постоянная их сосредоточенность вокруг своих
главных мыслей и переживаний, составляющих их
духовный лейтмотив, их лирическую тему в
произведении. Постоянное выделение
индивидуально типологических черт, составляющих
определенно выраженный лейтмотив данного
действующего лица.
Выделяют специфическую двуплановость речи
действующих лиц, но она не является общим
признаком специфической речи в театре Чехова.

26.

В основе лирических комедий Чехова лежит
конфликт человека с окружающей средой или шире
– со всем современным строем в целом,
противоречащих самым естественным, неоспоримым
свободолюбивым устремлениям человека.
Несоответствие героев идеалу, который
утверждается в произведении, является наиболее
общим, всеобъемлющим источником комического в
драматургии Чехова.

27.

Новаторство Чехова-драматурга опиралось на
предшествующую реалистическую литературу, но
имело прочные связи с современностью, которая и
открыла перед ним реальную возможность внести
новый существенный вклад в развитие
драматического искусства.
Возникновение театра Чехова оказалось
возможным именно на рубеже XX века, когда в
широких народных массах созрела и
укрепилась уверенность в том, что жить
дальше так нельзя, что нужно коренное
изменение условий жизни.
Эта мысль, основополагающая в творчестве
Чехова в целом, легла в основу его
драматургии.

28.

В преобразовании драматических форм Чеховым
улавливается две главные тенденции:
Своеобразная децентрализация пьесы, отказ от
единодержавия героя, развязывания тугих узлов
интриги, стремительного действия, диалога.
На месте отрицаемого возникла новая система
выразительных средств.
Три классических единства он обогатил новыми:
единством сквозного образа-символа,
повторяющихся лейтмотивов, перекличек,
единством поэтического строя и настроения.
Так, осуществляя «разрядку», он одновременно
вносил и начала, придававшие пьесе новую скрытую – напряженность.

29.

Обложка первого
отдельного
издания пьесы
«Три
сестры»(1901 г.) с
портретами
первых
исполнительниц в
Художественном
театре:
М. Г. Савицкая
(Ольга),
О. Л. Книппер
(Маша) и
М. Ф. Андреева
(Ирина).

30. Сцена из спектакля Малого театра «Чайка». Доктор Дорн - Ярослав Барышев, Аркадина - Ирина Муравьёва

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ МАЛОГО ТЕАТРА «ЧАЙКА».
ДОКТОР ДОРН - ЯРОСЛАВ БАРЫШЕВ, АРКАДИНА - ИРИНА
МУРАВЬЁВА

Новое на сайте

>

Самое популярное