Домой Насморк Краткая информация о тургеневе. Краткая биография тургенева самое главное и интересные факты творчества иван сергеевича

Краткая информация о тургеневе. Краткая биография тургенева самое главное и интересные факты творчества иван сергеевича

Среди известных писателей России XIX века выделяется Иван Сергеевич Тургенев, который является не только писателем. У него есть драматургические, публицистические работы и стихи. Критики признавали писателя одним из лучших деятелей века, поэтому его биография кратко должна быть изучена.

Жизнь писателя началась в г. Орел. Это событие произошло 28 октября 1818 года. Родители относились к числу дворян. Местом проживания семьи являлось имение Спасское-Лутовиново. Первоначально будущий литературный деятель обучался дома у гувернеров немецкого и французского происхождения.

Когда семейство перебралось в Москву в 1827 году, получал образование в школах частного типа. Далее было поступление в Московский университет, но через некоторое время деятель перевелся в Петербург, где занялся изучением философии.

Иван обладал возможностью обучаться за рубежом, в Берлинском университете, чем и воспользовался.

Важно! Отношения с матерью у писателя складывались непросто. Варвара Петровна была образованной личностью, любила литературу и философию, особенно зарубежные, но отличалась деспотичным характером.

Учеба в университете

Начало деятельности в литературе

Одним из самых главных аспектов биографии Тургенева считается начало творческого пути. Интерес к литературной деятельности у него возник еще в институтское время, в 1834 году. Иван Сергеевич принялся за работу над поэмой «Стено». Первая публикация датирована 1836 годом – это была рецензия на работу А.Н. Муравьева «О путешествии ко святым местам».

За 1837 год было создано не меньше ста стихотворений и несколько поэм:

  • «Повесть старика»,
  • «Сон»,
  • «Штиль на море»,
  • «Фантасмагория в лунную ночь».

В 1838 году были опубликованы стихи «Вечер», «К Венере Медицейской». На начальном этапе поэзия имела романтичный характер. В дальнейшем автор перешел к реализму. Очень важно и то, что И.С. Тургенев некоторое время был занят научной работой. В 1841 году написал диссертацию по филологии и получил степень магистра. Но потом перешел к работе в МВД.

В биографии И.С. Тургенева упоминается, что на его творчество сильно повлиял Белинский. Именно после знакомства с критиком автор пишет новые стихи, повести и поэмы. Для печати приняты произведения «Три портрета», «Поп», «Бретер».

Творческий подъем

Период активного творчества начался в 1847 году, когда автора пригласили в журнал «Современник». Там были напечатаны «Современные заметки» и начало «Записок охотника». Эти работы оказались успешными, поэтому писатель продолжил работу над охотничьими рассказами. Тогда же Тургенев вместе с Белинским оказывается во Франции, где происходит февральская революция.

В краткой биографии Тургенева, которую изучают школьники в 10 классе, указано, что в конце 40-х — начале 50-х годов деятель пишет драматургические произведения. Тогда были созданы пьесы «Холостяк», «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне». Многие из произведений ставят на театральных подмостках.

Очень важной особенностью биографии Тургенева является ссылка в семейное имение на 2 года за написанный после смерти Гоголя некролог. По другой версии литературный деятель был сослан из-за своих радикальных взглядов и негативного отношения к крепостничеству. Находясь в деревне, автор создает рассказ

После возвращения были написаны романы «Накануне», «Рудин», а также «Дворянское гнездо», опубликованный в журнале Современник.

И.С. Тургенев «Рудин»

В число известных работ также входят:

  • «Вешние воды»,
  • «Дым»,
  • «Ася»,
  • «Отцы и дети»,

Переезд в Германию состоялся в 1863 году. Здесь писатель общается с литературными деятелями Западной Европы и распространяет сведения о русской литературе. Занимается в основном редактурой и переводами русскоязычных произведений на другие языки — французский и немецкий. Благодаря Тургеневу читатели за границей узнали о произведениях русских авторов. В краткой биографии Тургенева для детей отмечается рост популярности автора в этот период. Литературного деятеля относят к числу лучших писателей века.

Оставив поэзию почти в самом начале литературной деятельности, Тургенев вернулся к ней незадолго до смерти. В это время им был создан цикл «Стихотворений в прозе». А «Литературные и житейские воспоминания» написаны в жанре мемуаров. Автор словно предчувствует свою скорую смерть и подводит итоги в произведениях.

Полезное видео: кратко о творчестве Тургенева

Основные темы произведений

Рассматривая жизнь и творчество Тургенева, необходимо охарактеризовать тематику его работ. В произведениях много внимания уделено описаниям природы и психологическому анализу. В них раскрываются образы представителей дворянского сословия, которое автор считает умирающим. Героями нового века считаются сторонники демократии и разночинцы. Благодаря работам писателя в литературу пришло понятие «тургеневские девушки». Еще одной темой являются особенности жизни русских людей за рубежом.

Самое главное заключается в убеждениях писателя. Он негативно относился к крепостному праву и сочувствовал крестьянам. Из-за своей ненависти к существующему в России укладу литературный деятель предпочитал жить за границей. Но при этом не был сторонником революционных методов решения проблемы.

Краткая биография для детей рассказывает о тяжелом состоянии здоровья автора в последние несколько лет его жизни. Иван Сергеевич страдает от подагры, невралгии и стенокардии. Смерть наступила 22 августа 1883 года. Причиной стала саркома. Проживал он тогда в парижском пригороде. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

У Тургенева была непростая личная жизнь. В юности он неудачно увлекся дочерью княгини Шаховской. В эту же девушку был влюблен и его отец, которому Екатерина ответила взаимностью.

При жизни в ссылке у него были отношения с Авдотьей Ермолаевной Ивановой (белошвейка Дуняша). Несмотря на беременность девушки, писатель так и не женился из-за скандала, устроенного его матерью. Авдотья родила дочь Пелагею. Девочка была официально признана отцом лишь в 1857 году.

После возвращения в Москву у писателя появились дружеские отношения с Татьяной Бакуниной. Девушка испытывала к нему серьезное чувство, что Иван Сергеевич высоко ценил, но ответить взаимностью не смог.

В 1843 году состоялось знакомство с певицей Полиной Виардо. Та была замужем, но это не мешало писателю серьезно увлечься. Особенности их взаимоотношений неизвестны, но существует предположение, что некоторое время они жили как супруги (когда ее муж был парализован после инсульта).

Дочь писателя Пелагею воспитывали в семье Виардо. Отец решил изменить ей имя, назвав Полиной или Полинет. Отношения девочки с Полиной Виардо складывались неудачно, поэтому очень скоро ее отдали на обучение в частный пансион.

Мария Савина стала последней его любовью. Литературный деятель был почти на 40 лет старше, но не скрывал своих чувств к молодой актрисе. Мария относилась к писателю, как к другу. Она должна была выйти замуж за другого, но не сложилось. Брак с Иваном Сергеевичем не состоялся по причине его смерти.

Полезное видео: интересные факты о Тургеневе

Вывод

На самом деле, кратко жизнь и творчество Тургенева рассмотреть невозможно. Он был творческим человеком с широким кругом интересов. После него осталось огромное наследие в виде стихов, пьес и прозаических произведений, которые до сих пор принадлежат к классике мировой и отечественной литературы.

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье в 1818 году. Надо сказать, что из этой среды вышли практически все крупные русские писатели 19 века. В этой статье мы рассмотрим жизнь и творчество Тургенева.

Родители

Примечательно знакомство родителей Ивана. В 1815 году в Спасское приехал молодой и красивый кавалергард Сергей Тургенев. На Варвару Петровну (мать писателя) он произвёл сильное впечатление. По словам близкой к окружению современницы, Варвара велела передать Сергею через знакомых, чтобы тот сделал формальное предложение, и она с радостью согласится. По большей части это был Тургенев принадлежал к дворянскому сословию и был героем войны, а Варвара Петровна имела большое состояние.

Отношения в новоиспечённой семье были натянутыми. Сергей даже не пытался спорить с полновластной хозяйкой всего их состояния. В доме витала лишь отчуждённость и еле сдерживаемое взаимное раздражение. Единственное, в чём сходились супруги - в стремлении дать своим детям лучшее образование. И на это они не жалели ни сил, ни денег.

Переезд в Москву

Именно поэтому вся семья переехала в Москву в 1927 году. В то время состоятельные дворяне отдавали своих детей исключительно в частные учебные заведения. Вот и юный Иван Сергеевич Тургенев был отдан в пансион при Армянском институте, а через несколько месяцев переведён в Вейденгаммерский пансион. Спустя два года его оттуда исключили, и родители больше не предпринимали попыток устроить сына в какое-либо заведение. Готовиться к поступлению в университет будущий писатель продолжил на дому с репетиторами.

Учёба

Поступив в Московский университет, Иван проучился там всего год. В 1834 году он переехал вместе с братом и отцом в Петербург и перевелся в местное учебное заведение. Юный Тургенев окончил его через два года. Но в будущем он всегда чаще упоминал Московский университет, отдавая ему наибольшее предпочтение. Это объяснялось тем, что Петербургский институт был известен своим жёстким надзором за студентами со стороны правительства. В Москве такого контроля не было, и вольнолюбивые студенты были очень довольны.

Первые произведения

Можно сказать, что творчество Тургенева началось с университетской скамьи. Хотя сам Иван Сергеевич не любил вспоминать о литературных опытах того времени. Началом своей писательской карьеры он считал 40-е годы. Поэтому большая часть его университетских произведений так до нас и не дошла. Если считать Тургенева взыскательным художником, то он поступил правильно: имеющиеся образцы его сочинений того времени относятся к категории литературного ученичества. Интерес они могут представлять лишь для историков литературы и тех, кто хочет понять, с чего начиналось творчество Тургенева и как формировалось его писательское дарование.

Увлечение философией

В середине и конце 30-х годов Иван Сергеевич очень много писал для оттачивания писательского навыка. На одно из своих произведений он получил критический отзыв Белинского. Это событие оказало большое влияние на творчество Тургенева, кратко описанное в этой статье. Ведь дело было не только в том, что великий критик исправил ошибки неопытного вкуса «зелёного» писателя. Иван Сергеевич изменил свои взгляды не только на искусство, но и на саму жизнь. Путём наблюдений и анализа он решил изучить реальную действительность во всех её ипостасях. Поэтому, помимо литературных занятий, Тургенев увлёкся философией, причём настолько серьёзно, что подумывал о профессорской деятельности на кафедре какого-нибудь университета. Желание подтянуть эту область знаний привело его уже в третий по счёту университет - Берлинский. С большими перерывами он провёл там примерно два года и очень хорошо изучил работы Гегеля и Фейербаха.

Первый успех

В 1838-1842 годах творчество Тургенева не отличалось бурной активностью. Он писал мало и в основном только лирику. Опубликованные им стихотворения не привлекали внимания ни критиков, ни читателей. В связи с этим Иван Сергеевич решил больше времени уделить таким жанрам, как драма и поэма. Первый успех на этом поприще пришёл к нему в апреле 1843 года, когда вышла в свет «Пороша». А уже через месяц в «Отечественных записках» на неё была напечатана хвалебная рецензия Белинского.

На самом деле эта поэма не отличалась оригинальностью. Незаурядной она стала лишь благодаря отзыву Белинского. Да и в самой рецензии он говорил не столько о поэме, сколько о таланте Тургенева. Но всё же Белинский не ошибся, он точно разглядел в молодом авторе выдающиеся писательские способности.

Когда рецензию прочёл сам Иван Сергеевич, она вызвала у него не радость, а, скорее, смущение. Причиной тому были сомнения насчёт правильности выбора своего призвания. Они одолевали писателя с начала 40-х годов. Всё же статья его приободрила и заставила повысить планку требований к своей деятельности. С этого времени творчество Тургенева, кратко описанное в школьной программе, получило дополнительный стимул и пошло в гору. Иван Сергеевич чувствовал ответственность перед критиками, читателями и, прежде всего, собой. Поэтому он усердно работал над улучшением писательского навыка.

Арест

В 1852 году умер Гоголь. Это событие сильно повлияло на жизнь и творчество Тургенева. И дело тут вовсе не в эмоциональных переживаниях. Иван Сергеевич написал по этому случаю «горячую» статью. Цензурный комитет Петербурга её запретил, назвав Гоголя «лакейским» писателем. Тогда Иван Сергеевич отправил статью в Москву, где стараниями его приятелей она была напечатана. Сразу же назначили расследование, в ходе которого объявили Тургенева и его друзей виновниками государственной смуты. Иван Сергеевич получил месяц заключения с последующей высылкой на родину под присмотр. Все понимали, что статья был лишь предлогом, но приказ исходил с самого верха. Кстати, во время "отсидки" писателя вышел в тираж один из его лучших рассказов. На обложке каждой книги красовалась надпись: «Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

После освобождения писатель отправился в ссылку в село Спасское. Там он провёл почти полтора года. В первое время ничего не могло его увлечь: ни охота, ни творчество. Он очень мало писал. Тогдашние письма Ивана Сергеевича изобиловали жалобами на одиночество и просьбами хоть ненадолго приехать к нему в гости. Он просил собратьев по ремеслу навестить его, так как чувствовал сильную потребность в общении. Но были и положительные моменты. Как гласит хронологическая таблица творчества Тургенева, именно в то время у писателя зародилась идея написания «Отцов и детей». Давайте же поговорим об этом шедевральном произведении.

"Отцы и дети"

После публикации в 1862 году этот роман вызвал очень бурную полемику, в ходе которой большинство читателей окрестили Тургенева реакционером. Эта полемика напугала писателя. Он считал, что ему больше не удастся найти взаимопонимания с молодыми читателями. А ведь именно им было адресовано произведение. В общем, тяжёлые времена переживало творчество Тургенева. «Отцы и дети» стали тому причиной. Как и в начале писательской карьеры, Иван Сергеевич засомневался в собственном призвании.

В это время он написал повесть «Призраки», которая прекрасно передала его мысли и сомнения. Тургенев рассуждал, что писательская фантазия бессильна перед тайнами народного сознания. А в повести «Довольно» вообще усомнился в плодотворности деятельности отдельного человека на благо общества. Создавалось впечатление, что Ивана Сергеевича больше не волнует успех у публики, и он думает о завершении карьеры писателя. Изменить своё решение Тургеневу помогло творчество Пушкина. Иван Сергеевич прочёл рассуждения великого поэта относительно мнения публики: «Она непостоянна, многолика и подвержена веяниям моды. Но истинный поэт всегда обращается к публике, данной ему судьбой. Его долг - пробудить в ней добрые чувства».

Заключение

Мы рассмотрели жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. С тех времён Россия сильно изменилась. Всё, что писатель выставлял в своих произведениях на передний план, осталось в далёком прошлом. Уже нет большинства барских усадеб, встречающихся на страницах сочинений автора. Да и тема злых помещиков и дворянства уже не обладает социальной остротой. И русская деревня сейчас совсем другая.

Тем не менее судьбы героев того времени продолжают возбуждать в современном читателе неподдельный интерес. Оказывается, всё, что ненавидел Иван Сергеевич, ненавистно и нам. А то, что виделось ему хорошим, является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, можно не согласиться с писателем, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что творчество Тургенева находится вне времени.

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.

В 1838- 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние языки). Во время свободное от лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей, Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).

В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею).

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в "Отечественных Записках", а весной 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму "Параша".

В 1843 поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В мае 1845 И.С. Тургенев выходит в отставку. К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает Тургенева материальной поддержки, писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845). От романтизма Тургенев обращается к иронико-нравоописательным поэмам "Помещик" и прозе "Андрей Колосов" в 1844 году, "Три портрета" 1846 год, "Бретер" 1847 год.

1847 г. - Тургенев принес Некрасову в "Современник" свой рассказ "Хорь и Калиныч", к которому Некрасов сделал подзагаловок "Из записок охотника". Этим рассказом началась литературная деятельность Тургенева. В этот же год Тургенев увозит в Германию на лечение Белинского. Белинский умирает в Германии в 1848г.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. В тесном общении с семьею Виардо Тургенев прожил 38 лет.

И.С. Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" 1848 год, "Холостяк" 1849 год, "Месяц в деревне" 1850 год, "Провинциалка" 1850 год.

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика работал в "Современнике". В 1852 году очерки вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника". Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 году Тургенев опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году Ивану Сергеевичу Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 году.

Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" 1852 год и "Постоялый двор" 1852 год на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" 1850 год, "Яков Пасынков" 1855 год, "Переписка" 1856 год.

В 1856 году Тургенев получает разрешение на выезд за границу, и отправляется в Европу, где он проживёт почти два года. В 1858 году Тургенев возвращается в Россию. О его повестях спорят, литературные критики дают противоположные оценки тургеневским произведениям. После своего возвращения Иван Сергеевич публикует повесть "Ася", вокруг которой разворачивается полемика известных критиков. В этом же году выходит в свет роман "Дворянское гнездо", а в 1860 году — роман "Накануне".

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца).

Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым , едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878).

В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения.

В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть «Призраки» (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

1863 – 1871 годы – Тургенев и Виардо живут в Бадене, после окончания франко-прусской войны переезжают в Париж. В это время Тургенев сходится с Г. Флобером, братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).

Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества.

В 1883г. 22 августа Иван Сергеевич Тургенев умер. Это печальное событие случилось в Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в России, в Петербурге.

Книги для чтения

Экранизация классики

Биография писателя

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) - прозаик, поэт, драматург. Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Вскоре семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново, которое и стало поэтической колыбелью будущего знаменитого писателя. В Спасском Тургенев на­учился глубоко любить и чувст­вовать природу. Ему не испол­нилось еще и пятнадцати лет, когда он поступил в Москов­ский университет на словесное отделение. В Московском уни­верситете Тургенев проучился недолго: родители перевели его на философское отделение Петербургского университета. Окончив обучение, он уехал в Германию для завершения об­разования, а в 1842 году вернул­ся из-за границы. Сдав экзамен по философии, он хотел стать профес­сором, однако в это время в России закрыли все кафедры философии. В 1843 году начинается литературная деятельность Тургенева. Вышла его поэма «Параша», которую он показал критику В.Г.Белинскому, и с этого началась дружба между ними. В 1847 году в «Современнике» был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», который сразу обратил на себя внимание читателя. В 1852 году отдельной книгой были изданы «Записки охотника», которые могут быть названы художественной летописью русской народной жизни, потому что в них отражены думы народные, и горе крестьянское, и различ­ные формы протеста против эксплуататоров-помещиков. Наибольшей глубины обобщения Тургенев достигает в обрисовке «гуманного помещика» Аркадия Павловича Пеночкина («Бурмистр»). Это либерал, претендующий на образованность и культуру, подражающий всему западно­европейскому, но за этой показной культурой скрывается «мерзавец с тонкими манерами», как удачно о нем сказал В.Г.Белинский. В «Записках охотника», а позже в повестях, романах, рассказах Тургенев с глубокой симпатией изображает про­стых крестьян. Он показывает, что в условиях крепостного гнета и нищеты крестьяне умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь. Во многих своих произведениях Тургенев показывает бесчеловечность помещиков-крепостников, рабское поло­жение крестьян. Одним из таких произведений является рассказ «Муму», написанный в 1852 году. Диапазон творчества Тургенева необычайно широк. Он пишет повести, пьесы, романы, в которых освещает жизнь различных слоев русского общества. В романе «Рудин», написанном в 1855 году, его герои относятся к той плеяде интеллигенции, которая увлекалась филосо­фией и мечтала о светлом будущем России, но практически для этого будущего ничего сделать не могла. В 1859 году был напечатан роман «Дворянское гнездо», который имел громадный и всеобщий успех. На смену Рудиным и Лаврецким в 50-60-х годах пришли люди дела. Тургенев запечатлел их в образах Ин­сарова и Базарова (романы «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), показав их умственное и моральное превос­ходство над представителями дворянской интеллигенции. Евгений Базаров - типичный демократ-разночинец, есте­ственник-материалист, борец за просвещение народа, за освобождение науки от заплесневелых традиций. В 70-х годах, когда на общественную арену вышло народничество, Тургенев опубликовал роман «Новь», герои которого представляют собой различные типы народниче­ства. Тургенев создал целую галерею образов обаятельных русских женщин - от крестьянок Акулины и Лукерьи («Свиданье», «Живые мощи») до революционно настроен­ной девушки из «Порога». Обаяние тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключа­ется в том, что их характеры раскрываются в моменты проявления самых благородных чувств, что их любовь изображается как возвышенная, чистая, идеальная. Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Карти­ны природы в его произведениях отличаются конкретнос­тью, реальностью, зримостью. Автор описывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он четко и ясно выражает свое отношение к ней. В конце 70-х - начале 80-х годов Тургенев написал цикл «Стихотворения в прозе». Это лирические миниатю­ры, написанные в виде либо философских и психологичес­ких размышлений, либо элегических воспоминаний. Общественное содержание произведений Тургенева, глубина изображения в них человеческих характеров, ве­ликолепное описание природы - все это волнует и совре­менного читателя.

Анализ творчества и идейно-художественное своеобразие произведений

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818–1883)

Творчество И.С.Тургенева - яркое явление не только в истории отечественной литературы, но и в истории общественной мысли. Произведения писателя всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Роман «Отцы и дети» «спровоцировал» такую полемику в критике, подобную которой трудно найти в истории русской об щественной мысли. Писатель в каждом новом произведении откликался на социальную жизнь своего времени. Пристальный интерес к актуальным проблемам современности - типологическая характеристика тургеневского реализма.
Н.Добролюбов, отмечая эту особенность тургеневского творчества, писал в статье «Когда же придет настоящий день?»: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тургенев затронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какуюнибудь новую сторону общественных отношений, - это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона... скоро выскажется перед глазами всех».
При такой «живой» связи с временем особенности мировоззре ния, политических взглядов писателя сыграли не последнюю роль
проявились в созданных им художественных типах «лишнего человека» (Рудин, Лаврецкий), «нового человека» (Инсаров, Базаров), «тургеневской девушки» (Лиза Калитина, Наталья Ласунская).
Тургенев принадлежал к лагерю дворян-либералов. Писатель занимал последовательную антикрепостническую позицию, ненавидел деспотизм. Близость в 40-е годы к Белинскому и Некрасову, сотрудничество в 50-е годы с журналом «Современник» способствовали его сближению с передовой общественной идеологией. Однако принципиальные расхождения в вопросе о путях изменения жизни (он категорически отрицал революцию и уповал на реформу сверху) привели Тургенева к разрыву с Чернышевским и Добролюбовым, выходу из журнала «Современник». Поводом к расколу в «Современнике» стала статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» о тургеневском романе «Накануне». Смелые революционные выводы критика испугали Тургенева. В 1879 году он писал о своих политических и идейных пристрастиях: «Я всегда был и до сих пор остался «постепеновцем», либералом старого покроя в английском династическом смысле, человеком, ожидающим реформ только свыше, принципиальным противником революции.
Сегодняшнего читателя в меньшей мере, чем современников писателя, волнует политическая острота его произведений. Тургенев интересен нам прежде всего как художникреалист, внесший свой вклад в развитие русской литературы. Тургенев стремился к верности и полноте отражения действительности. В основе его эстетики лежало требование «реальности жизни», он стремился, по его собственным словам, «насколько хватило сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «самый образ и давление времени», и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Он создал свой стиль, собственную манеру повествования, в которой сжатость, лаконичность изложения не противоречила отражению сложных конфликтов и характеров.
Творчество Тургенева развивалось под воздействием пушкинских открытий в прозе. Поэтику тургеневской прозы отличала ус тановка на объективность, на литературность языка, на сжатый выразительный психологический анализ с использованием при ема умолчания. Большую роль в его произведениях играет бытовой фон, данный в выразительных и лаконичных зарисовках. Тургеневский пейзаж - общепризнанное художественное открытие русского реализма. Лирический тургеневский пейзаж, усадебная поэзия с мотивами увядания «дворянских гнезд» оказали влияние на творчество писателей XX века - И.Бунина, Б.Зайцева.

Способность откликнуться на актуальную для эпохи тему, умение создать психологически достоверный характер, лиризм повествовательной манеры и чистота языка - основные черты реализма Тургенева. Значение Тургенева выходит за рамки национального писателя. Он был своеобразным посредником между русской и западноевропейской культурой. С 1856 года он почти постоянно жил за границей (так сложились обстоятельства его личной жизни), что нисколько не мешало ему, как уже подчеркивалось, быть в гуще событий русской жизни. Он активно пропагандировал русскую литературу на Западе, а в России - европейскую. В 1878 году он был избран вицепрезидентом Международного литературного конгресса в Париже, а в 1879 Оксфордский университет присвоил ему степень доктора обычного права. В конце жизни Тургенев написал стихотворение в прозе «Русский язык», в котором выражается сила его любви к России и вера в духовную мощь народа.
Творческий путь И.С.Тургенева по существу начался с публикации в журнале «Современник» в 1847 году рассказа «Хорь и Калиныч». Хотя до этого времени он писал стихи и поэмы в романтическом духе («Вечер», «Стено», «Параша»), повести и рассказы («Андрей Колосов», «Три портрета»), только эта публикация ознаменовала рождение писателя Тургенева.
За свою долгую жизнь в литературе Тургенев создал значительные произведения в разных жанрах эпического рода. Помимо упомянутых антикрепостнических рассказов, он стал автором повестей «Ася», «Первая любовь» и др., объединенных темой судьбы дворянской интеллигенции, и социальных романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и др.
Тургенев оставил след в русской драматургии. Его пьесы «На хлебник», «Месяц в деревне» до сих пор входят в репертуар наших театров. В конце жизни он обратился к новому для себя жанру и создал цикл «Стихотворения в прозе».

Название романа Тургенева никак не связано с противопоставленностью героев в семейно-возрастном плане. В романе художественно осмысляется идейная борьба эпохи: антагонизм позиций либеральных дворян («отцов») и разночинцев-демократов («детей»).
Добролюбов еще в 1859 году, размышляя об общественной ситуации в России, иронически характеризовал поколение сороковых годов как «мудрую партию пожилых людей... с высокими, но несколько отвлеченными стремлениями». «Говоря «пожилые», - замечал критик-демократ, - мы везде разумеем людей, которые прожили свои молодые силы и уже не умеют понимать современное движение и потребности нового времени; такие люди встречаются и между двадцатипятилетними». Там же Добролюбов размышляет и о представителях «нового» поколения. Они отказываются от преклонения перед возвышенными, но абстрактными принципами. «Их последняя цель не совершенная рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение «возможно большей пользы человечеству», - пишет критик. Полярность идейных установок очевидна, противостояние «отцов» и «детей» назрело в самой жизни. Чуткий к современности Тургенев-художник не мог на него не откликнуться. Столкновение Павла Петровича Кирсанова как типичного представителя поколения 40-х годов с Евгением Базаровым, носителем новых идей, неизбежно. Их основные жизненные и мировоззренческие позиции выявляются в диалогах-спорах.
Диалоги занимают в романе большое место: их композиционное господство подчеркивает идейный, мировоззренческий характер основного конфликта. Тургенев, как уже отмечалось, по своим убеждениям был либералом, что не помешало ему показать в романе несостоятельность героев - дворян-либералов во всех сферах жизни. Писатель определенно и достаточно жестко оценивал поколение «отцов». В письме к Случевскому он отмечал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня
96взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Отец братьев Кирсановых - боевой генерал 1812 года, человек простой, даже грубый, «всю жизнь тянул свою лямку». Поиному складывается жизнь его сыновей. Николай Петрович, вышедший из университета в 1835 году, начал службу по протекции отца в «министерстве уделов». Однако вскоре после женитьбы ее оставил. Лаконично, но емко автор рассказывает о его семейной жизни: «Супруги жили очень хорошо и тихо, они почти никогда не расставались. Десять лет прошло как сон... И Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Повествование окрашено мягкой авторской иронией. Никаких общественных интересов у Николая Петровича нет. Университетская юность героя проходила в эпоху николаевской реакции, и единственной сферой приложения его сил стала любовь, семья. Павел Петрович, блестящий офицер, оставил карьеру и свет изза романтической любви к загадочной княгине Р. Отсутствие социальной активности, социальных задач, отсутствие навыков ведения хозяйства ведет героев к разорению. Николай Петрович, не зная, где добыть деньги, распродает лес. Будучи человеком мягким по натуре, либеральных убеждений, он пытается реформировать хозяйство, облегчить положение мужиков. Но его «ферма» не дает ожидаемых доходов. Автор замечает по этому поводу: «Их хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева». Выразительно и многозначительно описание убогих деревень, мимо которых проезжают герои в начале романа. Природа под стать им: «Как нищие в лохмотьях стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...». Возникала печальная картина русской жизни, от которой «сердце сжималось». Все это - следствие неблагополучия общественного устройства, несостоятельности помещичьего класса, в том числе и субъективно весьма симпатичных братьев Кирсановых. Упование на силу аристократии, высоких принципов, столь дорогих Павлу Петровичу, не поможет изменить социальноэкономическое положение России. Болезнь зашла далеко. Нужны сильные средства, революционные преобразования, считает «демократ до конца ногтей» Базаров.
Базаров - центральный персонаж в романе, именно он герой времени. Это человек дела, материалист-естественник, демократ-просветитель. Личность по всем параметрам антагонистически противопоставленная братьям Кирсановым. Он из поколения «детей». Однако в образе Базарова в большей мере сказались противоречия мировоззрения и творчества Тургенева.
Политические взгляды Базарова содержат некоторые черты, при сущие лидерам революционной демократии 60х годов. Он отрицает общественные устои; ненавидит «барчуков проклятых»; стремится «место расчистить» для будущей правильно устроенной жизни. Но всетаки определяющим в его политических взглядах был нигилизм, который Тургенев отождествлял с революционностью. В письме к Случевскому он так и писал: «...и если он называется нигилистом, то надо считать: революционером». Нигилизм был крайним течением в революционнодемократическом движении и неопределяющим его. Но абсолютный нигилизм Базарова по отношению к искусству, любви, природе, душевным переживаниям был авторским преувеличением. Такой степени отрицания не было в мировоззрении шестидесятников.
Базаров привлекает своим стремлением к практической деятель ности, мечтает «обломать много дел», правда, каких именно, мы не знаем. Его идеал - человек дела. В имении Кирсановых он постоянно занимается естественнонаучными опытами, а приехав к родителям, начинает лечить окрестных крестьян. Для Базарова важна сущность жизни, потому он так пренебрежительно относится к ее внешней стороне - своей одежде, внешнему облику, манере поведения.
Культ дела, идея пользы порой превращаются у Базарова в голый утилитаризм. По направленности мировоззрения он ближе к Писареву, чем к Чернышевскому и Добролюбову.
Противоречивы отношения Базарова с простым народом. Несомненно, он ближе к нему, чем надушенный, чопорный Павел Петрович, но мужики не понимают ни его поведения, ни его целей.
Базаров показан Тургеневым в чуждой для себя среде, у него, по сути дела, нет единомышленников. Аркадий - временный попутчик, попавший под влияние сильного друга, его убеждения поверхностны. Кукшина и Ситников - эпигоны, пародия на «нового человека» и его идеалы. Базаров одинок, что делает его фигуру трагической. Но есть в его личности и внутренний диссонанс. Базаров провозглашает цельность, но в егото натуре ее как раз и нет. В основе его мировоззрения лежит не только отрицание признанных авторитетов, но и уверенность в абсолютной свободе собственных чувств и настроений, убеждений. Именно эту свободу он демонстрирует в споре с Павлом Петровичем после вечернего чая, в десятой главе романа. Но вот встреча с Одинцовой и любовь к ней неожиданно показывают ему, что этой-то свободы у него и нет. Он оказывается бессилен совладать с тем чувством, само существование которого он так легко и смело отрицал. Будучи идейным максималистом, Базаров не способен отказаться от своих убеждений, но и победить свое сердце он не в силах. Эта раздвоенность причиняет ему огромные страдания. Собственные чувства, жизнь сердца нанесли страшный удар по его стройной мировоззренческой системе. Перед нами уже не уверенный в себе человек, готовый к разрушению мира, а, как говорил Достоевский, «беспокойный, тоскующий Базаров». Смерть его случайна, но в ней проявилась жизненная закономерность. Мужество Базарова в смерти подтверждает незаурядность его натуры и даже героическое начало в нем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг», - писал Писарев.
Тургеневский роман о герое времени, «новом человеке» Базарове написан с безукоризненным мастерством. Прежде всего оно проявилось в создании образов персонажей. Аналитический портрет героя дает его емкую социально-психологическую характеристику. Так, «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся еще красивее от нежной белизны рукавичка, застегнутого одиноким крупным опалом...» подчеркивает аристократизм Павла Петровича, вместе с другими деталями портрета указывает на романтический характер этого персонажа. «Длинный балахон с кистями» и «обнаженная красная рука», которую Базаров не сразу подает Николаю Петровичу, - эти портретные детали красноречиво говорят о демократизме Базарова и его независимости.
С большим мастерством автор передает своеобразие речи пер

ФОРМУЛА ЖУКА. Тургенев

"Отцы и дети" - едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Авдотья Панаева, очень не любившая Тургенева, писала: "Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева "Отцы и дети". Можно положительно сказать, что "Отцы и дети" были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки".
Именно то обстоятельство, что с этих пор книгу берут в руки как раз на школьной скамье, и лишь изредка после, лишило тургеневскую вещь романтического ореола громкой популярности. "Отцы и дети" воспринимаются как произведение социальное, служебное. И на самом деле таковым произведением роман и является. Просто следует, видимо, разделять то, что возникло благодаря замыслу автора, и что - вопреки, в силу самой природы искусства, которое отчаянно сопротивляется попыткам поставить его на службу чему бы то ни было.
Тургенев своей книгой вполне лапидарно описал новое явление. Явление определенное, конкретное, сегодняшнее. Такой настрой задан уже самым началом романа: "- Что, Петр? не видать еще?- спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко..."
Для автора и для читателя было весьма существенно, что на дворе стоял именно такой год. Раньше Базаров не мог появиться. Достижения 40-х годов XIX века подготовили его приход. На общество произвели сильное впечатление естественнонаучные открытия: закон сохранения энергии, клеточное строение организмов. Выяснилось, что все явления жизни можно свести к простейшим химическим и физическим процессам, выразить доступной и удобной формулой. Книга Фохта, та самая, которую Аркадий Кирсанов дает прочесть своему отцу - "Сила и материя"- учила: мозг выделяет мысль, как печень - желчь. Таким образом, сама высшая деятельность человека - мышление - оборачивалась физиологическим механизмом, который можно проследить и описать. Тайн не оставалось.
Потому Базаров легко и просто трансформирует основное положение новой науки, приспосабливая его для разных случаев жизни. "Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество",- говорит он Аркадию. И логично заканчивает: "Пойдем лучше смотреть жука".
(Базаров совершенно справедливо противопоставляет два мировоззрения - научное и художественное. Только столкновение их закончится не так, как ему представляется неизбежным. Собственно, об этом книга Тургенева - точнее, в этом ее роль в истории русской литературы.)
В целом идеи Базарова и сводятся к тому, чтоб "смотреть жука" - вместо того, чтобы раздумывать над загадочными взглядами. Жук - ключ ко всем проблемам. В базаровском восприятии мира господствуют биологические категории. В такой системе мышления жук - попроще, человек - посложнее. Общество - тоже организм, только еще более развитый и сложный, чем личность.
Тургенев разглядел новое явление и испугался его. В этих невиданных людях ощущалась неведомая сила. Чтобы осознать ее, он и стал записывать: "Я все эти лица рисовал, как бы я рисовал грибы, листья, деревья; намозолили мне глаза - я и принялся чертить".
Конечно, не следует вполне доверять авторскому кокетству. Но справедливо то, что Тургенев изо всех сил старался соблюдать объективность. И добился этого. Собственно говоря, как раз это и произвело такое сильное впечатление на тогдашнее общество: непонятно было - за кого Тургенев?
Сама повествовательная ткань предельно объективирована. Все время ощущается нехарактерный для русской словесности нулевой градус письма там, где речь идет о социальном явлении. Вообще от чтения "Отцов и детей" остается странное впечатление невыстроенности сюжета, рыхлости композиции. И это тоже результат установки на объективность: будто пишется не роман, а записные книжки, заметки на память.
Разумеется, не стоит переоценивать значение замысла в изящной словесности. Тургенев - художник, и это главное. Персонажи книги - живые. Язык - яркий. Как замечательно говорит Базаров об Одинцовой: "Богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр".
Но тем не менее, схема проступает сквозь словесную ткань. Тургенев написал роман с тенденцией. Не в том дело, что автор открыто встает на чью-то сторону, а в том, что во главу угла поставлена социальная проблема. Это роман на тему. То есть, как сказали бы сейчас - ангажированное искусство.
Однако здесь и случается столкновение научного и художественного мировоззрений, и происходит то самое чудо, которое напрочь отрицал Базаров. Книга никак не исчерпывается схемой противостояния старого и нового в России конца 50-х годов XIX столетия. И не потому, что талант автора нарастил на умозрительный остов качественный художественный материал, имеющий самостоятельную ценность. Разгадка "Отцов и детей" лежит не над схемой, а под ней - в глубокой философской проблеме, выходящей за рамки и века, и страны.
Роман "Отцы и дети"- о столкновении цивилизаторского порыва с порядком культуры. О том, что мир, сведенный к формуле, превращается в хаос.
Цивилизация - вектор, культура - скаляр. Цивилизация складывается из идей и убеждений. Культура суммирует приемы и навыки. Изобретение смывного бачка - знак цивилизации. То, что в каждом доме есть смывной бачок - признак культуры.
Базаров - свободный и размашистый носитель идей. Эта его раскованность подана в романе Тургенева с насмешкой, но и с восхищением. Вот один из примечательных разговоров: "- ...Однако мы довольно философствовали. "Природа навевает молчание сна", сказал Пушкин.- Никогда он ничего подобного не сказал,- промолвил Аркадий.- Ну, не сказал, так мог и должен был сказать в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.- Пушкин никогда не был военным!- Помилуй, у него на каждой странице: "На бой, на бой! за честь России!""
Понятно, что Базаров несет чушь. Но при этом что-то очень точно угадывает в прочтении и массовом восприятии Пушкина русским обществом.. Такая смелость - есть привилегия свободного ума. Мышление закрепощенное оперирует готовыми догмами. Мышление раскованное превращает гипотезу в гиперболу, гиперболу - в догмат. Это и есть самое привлекательное в Базарове. Но и самое пугающее - тоже.
Такого Базарова и сумел замечательно показать Тургенев. Его герой - не философ, не мыслитель. Когда он говорит пространно, это обычно выкладки из популярных научных трудов. Когда кратко - высказывается резко и иногда остроумно. Но дело не в самих идеях, которые Базаров излагает, а именно в способе мышления, в абсолютной свободе ("Рафаэль гроша медного не стоит").
А противостоит Базарову не его главный оппонент - Павел Петрович Кирсанов - а уклад, порядок, уважение к которому исповедует Кирсанов ("Без принсипов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя").
Тургенев губит Базарова, сталкивая его с самой идеей уклада. Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа.
Несмотря на различия в обстоятельствах, Базаров терпит поражения по одной и той же причине: он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета,- и сгорает.
Крахом кончается его дружба с Аркадием, таким преданным и верным. Привязанность не выдерживает испытаний на прочность, которые проводятся столь варварскими способами, как поношение Пушкина и других авторитетов. Точно формулирует невеста Аркадия Катя: "Он хищный, а мы с вами ручные". Ручные
значит, живущие по правилам, соблюдающие порядок.
Уклад резко враждебен Базарову и в его любви к Одинцовой. В книге это настойчиво подчеркивается - даже простым повторением буквально одних и тех же слов. "- На что вам латинские названия?- спросил Базаров.- Во всем нужен порядок,- отвечала она".
И далее еще более внятно описывается "порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору... Базарову не нравилась эта размеренная несколько торжественная правильность ежедневной жизни; "как по рельсам катишься",- уверял он".
Одинцову же пугает размах и неуправляемость Базарова, и худшим обвинением в ее устах звучат слова: "Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению". Гипербола - сильнейший и эффективнейший козырь базаровского мышления - рассматривается как нарушение нормы.
Столкновение хаоса с нормой исчерпывает очень важную в романе тему вражды. Павел Петрович Кирсанов - тоже, как и Базаров, не мыслитель. Он не в состоянии противопоставить базаровскому напору сколько-нибудь артикулированные идеи и аргументы. Но Кирсанов остро ощущает опасность самого факта существования Базарова, ориентируясь при этом не на мысли и даже не на слова: "Вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность..." Кирсанов защищает эти, казалось бы, мелочи, потому что инстинктивно понимает, что сумма мелочей - и есть культура. Та самая культура, в которой закономерно распределены Пушкин, Рафаэль, чистые ногти и вечерняя прогулка. Всему этому Базаров несет угрозу.
Цивилизатор Базаров полагает, что где-то есть надежная формула благосостояния и счастья, которую надо только отыскать и предложить человечеству ("Исправьте общество, и болезней не будет"). Ради отыскания этой формулы кое-какими несущественными мелочами можно и пожертвовать. А поскольку любой цивилизатор всегда имеет дело с уже сущим, сложившимся миропорядком, то идет методом от противного: не создавая что-то заново, а вначале разрушая уже имеющееся.
Кирсанов же убежден, что само благосостояние
и счастье и заключаются в накоплении, суммировании и сохранении. Однозначности формулы противостоит многообразие системы. Новую жизнь нельзя начать с понедельника.
Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову.
Кульминационное событие - тонко написанная сцена поединка. Изображенная в целом как нелепость, дуэль, тем не менее - Кирсанову не внеположна. Она - часть его достояния, его мира, его культуры, правил и "принсипов". Базаров же в поединке выглядит жалко, потому что чужд самой системе, породившей такие явления как дуэль. Он здесь вынужден сражаться на чужой территории. Тургенев даже подсказывает, что против Базарова - нечто куда более важное и сильное, чем Кирсанов с пистолетом: "Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все же должен был драться". Иными словами, у барьера - сама природа, естество, миропорядок.
И окончательно Базаров добит, когда становится понятно, почему от него отреклась Одинцова: "Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие".
Это важное признание. Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя лишь одно голое неустройство.
Потому и умирает Базаров унизительно и жалко. Хотя и тут автор сохраняет полную объективность, показывая силу духа и мужество героя. Писарев даже считал, что своим поведением перед лицом смерти Базаров положил на весы ту последнюю гирьку, которая перетянула, в конечном счете, в его сторону.
Но куда более существенна причина смерти Базарова - царапина на пальце. Парадоксальность гибели молодого, цветущего, незаурядного человека от столь ничтожного повода создает масштаб, который заставляет задуматься. Убила Базарова не царапина, а сама природа. Он снова вторгся своим грубым ланцетом (на этот раз буквально) преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти - и пал его жертвой. Малость причины здесь только подчеркивает неравенство сил. Это осознает
и сам Базаров: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"
Тургенев не потому убил Базарова, что не догадался, как приспособить в российском обществе это новое явление, а потому, что обнаружил тот единственный закон, который хотя бы теоретически не берется опровергать нигилист.
Роман "Отцы и дети" создавался в пылу полемики. Русская литература стремительно демократизировалась, поповские сыновья теснили покоящихся на "принсипах" дворян. Уверенно шли "литературные Робеспьеры", "кутейники-вандалы", стремящиеся "стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетические наслаждения и водворить свои семинарские грубые принципы" (все - слова Тургенева).
Это, конечно, преувеличение, гипербола - то есть, инструмент, который, естественно, больше подходит разрушителю-цивилизатору, чем культурному консерватору, каким был Тургенев. Впрочем, он этим инструментом пользовался в частных беседах и переписке, а не в изящной словесности. Публицистический замысел романа "Отцы и дети" преобразовался в убедительный художественный текст. В нем звучит голос даже не автора, а самой культуры, которая отрицает в этике формулу, а для эстетики не находит материального эквивалента. Цивилизаторский напор разбивается об устои культурного порядка, и многообразие жизни не удается свести к жуку, на которого надо идти смотреть, чтобы понять мир.

Если бы попросили в двух словах рассказать о жизни Ивана Сергеевича Тургенева, его краткая биография состояла бы из одного предложения: он прожил свою жизнь, преследуя одну цель и следуя за одной любовью. Но, об этом человеке мало рассказать в двух словах, поэтому жизнь и творчество Тургенева рассмотрим более подробно, ознакомившись с его краткой биографией.

Иван Сергеевич Тургенев краткая биография

Итак, родился классик довольно-таки в состоятельной семье дворянина. Это произошло в 1818 году в октябре. Развитие и воспитание его было полноценным, так как родители могли позволить нанять учителей для своего ребенка. Тургенев, имея такую возможность, углубился в изучение и уже в подростковом возрасте был начитанным и знал три языка. Полученные знания дали возможность без проблем поступить в университет столицы, правда, уже скоро он переводится в Санкт-Петербург на факультет философии. В этот период выходит первая его работа «Стена» в 1834 году. Окончил обучение в 1837 году, после поступает на факультет философии в Германии. Окончив университет за границей, Тургенев едет домой и планирует создать философский факультет, но воплотить задуманное было уже невозможно, так как царь издал указ все кафедры философии закрыть.

Однако биография и жизненный путь Тургенева продолжается и он пробует свои силы на должности в Министерстве внутренних дел. Он пытается улучшить крестьянскую жизнь, но, потерпев фиаско, уходит с возглавляемой должности. Вот здесь он полностью отдает всего себя творчеству. Дальше жизнь Тургенева и его краткая биография для детей и школьников рассказывает нам о становлении творческой деятельности. Наставником Тургенева был Белинский, который и помог определиться с направлением. В своих работах автор использует реализм, так выходит поэма «Параша», а после из-под пера Тургенева рождаются другие поэмы, театральные пьесы, очерки, рассказы, повести.

Жизнь и творчество Тургенева

Хотелось бы рассказать о личной жизни писателя, но семьи не было у него, зато он был влюблен. Он полюбил замужнюю французскую певицу Полину Виардо, а встретил ее в Петербурге, когда она была проездом на гастролях. С тех пор писатель следовал за ней по пятам. Где она, там и он оказывался. Так Тургенев переезжает жить за границу, но сильно тоскует по Родине. Свою тоску он описывает в произведении «Записки охотника», которые набрали огромную популярность. Это был успех.

Когда ушел из жизни Гоголь, Тургенев создает некролог. Это произошло в 1852 году. Но, цензура это произведение не пропустила, мало того, за нее Тургенев оказался в ссылке. Его отправили в родовое имение, что расположено в Орловской губернии, где он пишет не менее знаменитый шедевр « » и несколько иных произведений. В ссылке Тургенев пробыл до 1856 года, после чего он вновь покинул Россию и направился во Францию, где жил и продолжал писать до последнего своего дыхания, изредка посещая Родину. Так появляется «Ася», «Отцы и дети».

Биографию Тургенева и краткое его содержание завершает его кончина. Из-за тяжелой болезни, рака позвоночника, Тургенев ушел из жизни в 1883 году на чужой стороне, но, похоронен в Петербурге, согласно его просьбе в завещании.

Биография Тургенева интересные факты

Были ли в биографии Тургенева краткие интересные факты? Были. Говорят, что Тургенев любил по молодости проматывать родительские деньги, был легкомысленным и любил одеваться, как денди. Первая любовь разбила ему сердце, это была Екатерина Шаховская. А еще поговаривают, что у Тургенева была внебрачная дочь, которую он не признал, но которой помогал. Любил петь, не имея слуха, а также не выносил грязи и мусора вокруг себя. Вот такой он классик русской литературы.

Новое на сайте

>

Самое популярное