Домой Паразиты Никола зимний: как отмечать праздник, посвященный святому Чудотворцу. Николай Чудотворец: почему его почитают и что связывает его с Санта-Клаусом

Никола зимний: как отмечать праздник, посвященный святому Чудотворцу. Николай Чудотворец: почему его почитают и что связывает его с Санта-Клаусом

5 724

Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца.

Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом».

Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество небожителя считалось поэтому беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие “спасителя”. Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу - Иисусу Христу: “Николу … аки Бога почитают православнии” (Зимновий Отенский). Инородцы на территории России также именовали его “Никола - Русский Бог”. И в русских духовных стихах отмечалось, что “Святитель Никола, силен Бог наш”, причем выступал он также как “Морской Бог”, “Бурлацкий Бог”, даже “Общий Бог” (“Богами” назывались иконы - отсюда и отождествления). Наконец существовал клич: “Никола с нами!”, наподобие общеизвестного: “С нами Бог!”


19 декабря Николин день
Николин день — праздник православного календаря, установленный в память святителя Николая Мирликийского/ Николая Угодника, Николая Чудотворца, св. Николы (отмечаемый 9 /22 мая (Никола(Мокрый) Вешний), и 6 /19 декабря (Никола(Сухой) Зимний).
3.

Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие крестьяне даже считали, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника. Икона Св. Николай входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Спасителя и Божьей Матери. Зачастую имя Никола использовалось для обозначения иконы вообще: «Нет икон, как Никол», «на тибе полатенца — утрися, на тибе Николу — помолися».

Николай Угодник — мужицкий Бог, выступал в поверьях русского народа как покровитель урожая, плодоношения, домашнего скота. Крестьяне считали, что его «любит Матушка Сыра-Земля» и что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень: «На поле Микола один Бог». Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными:
«Как Николушка-то по полю ездит,
Суслончики пересчитывает
Оржаные, пшеничные».
(Успенский Б.А 1982. С. 54).

Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем: «На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелкову тетивку, накладывет каленую стрелу, станет уроки и призоры стрелять» (Успенский Б.А. 1982. С.77). При этом считалось, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день — самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.

Образ Николая Угодника в поверьях русского предстает в самых разнообразных функциях. Так, например, наряду с Ильей Пророком он выступает в роли покровителя земных вод: рек, озер, морей. Считается, что св. Николай заботится о водах и всех плавающих на них со дня Николы Вешнего по Ильин день, а Илья Пророк — в остальное время года. Николай Угодник мог восприниматься также в качестве хозяина леса: «В поле да в лесу один Никола Бог». В старинном заговоре говорится: «Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых» (Успенский Б.А. 1982. С. 98). Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: «Николай Чудотворец! Создай его моим».

Николай Чудотворец выступал также как начальник рая:
«Николай-то чудотворец,
Чудеса тут он творил:
Седьмое небо отворил,
Ко Христу часто ходил».
(Успенскому Б. А. 1982. С. 26).
В волшебных сказках и легендах о путешествии в загробный мир он встречает умерших у ворот рая, отпирая их большим ключом. В ХУ11 — ХУ111 в. при похоронах в руки умершему вкладывали «письмо к святому Николаю» с просьбами о прощении грехов умершему. Кроме того, считалось, что Николай Угодник водит душу находящегося в летаргическом сне человека по раю и аду.

Соответственно высокому статусу святителя Николая Мирликийского, в народной традиции отмечается два дня его памяти, причем и Никола Вешний, и Никола Зимний осмыслялись как большие праздники.

Вплоть до начала Х1Х в. Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. Феофан Прокопович, известный просветитель ХУ111 в., говорил, что русские люди «память святого Николая, выше Господских праздников ставят». В эти дни православная церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни Угодника и его чудесах.

Однако во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих. Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер (см. Хмельные напитки). Принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к св. Николаю, и это нравится Угоднику. Иностранцы, посещавшие Россию в ХУ1 — ХУ11 вв., писали, что русские «считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою» (Успенский Б.А. 1982. С. 46). В Х1Х в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах широко использовались такие слова как «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать, «наниколиться» — напиться пьяным, празднуя Николин день.

В Николины дни совершалось множество обрядовых действий, носивших ярко выраженный языческий характер. В северных губерниях Европейской России, например, существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника в зимний день его памяти бычка — «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалась в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.
4.


Николай Угодник, Никола, Микола - христианский святой первой половины 4 в. В славянской народной традиции Никола (Микола) воспринимает некоторые черты дохристианского мифологического персонажа, иногда злого духа. Таковы лесной дух Nikolaj у кашубов, задающий загадки заблудившимся (отгадавших выводит на дорогу, а не отгадавшие продают душу черту), злой дух Miholaj: ср. восточнославянские представления о Николае Дуплянском, обитающем в лесу, в дупле, о связи Николы с охотой, лешим. На связь с демоническими персонажами указывают также физические недостатки — хромота или слепота (кривизна) Николы. Для позднего пласта восточнославянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Николе. («Миколина бородка», «бородка Микуле»). восходящий к древним представлениям о завивании бороды Волосу - Велесу. С Велесом Николая связывают также функции покровителя скотоводства и земледелия, хозяина земных вод.

Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику:
Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая.

По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси в честь святителя Николая Чудотворца - это церковь в Киеве, поставленная в IX веке на могиле убитого князя Аскольда.

Николая Чудотворца чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Сибирский Никола
5.

Посольский монастырь на берегу Байкала, монахи которого ездят по староверским селам и нанимают крещеных бурят рубить крест на церквах староверов («Русский курьер» 1881, «№.№ 11 и 15) 375 , живет, кроме различных доходов, еще доходами от угодника Николы.
На берегу Байкала, противоположном тому, где Посольск, в селе Голоустном находится изображение Николы, точеное из дерева, которое будто бы в данное время дикий бурят нашел в горах, и оно стояло в бурятской кумирне. В 1701 году в Голоустном уже построена была часовня для Николы (в 1866 году явилась и церковь), а потом он перенесен был в Посольский монастырь.

«Для удовлетворения религиозного чувства населения, в том числе бурят и тунгусов, - говорит епархиальная газета, - признано необходимым раз в год переносить изображение Николы из Посольского монастыря на место его явления (т. е. в Голоустное), что составляет для местного старообрядческого населения, без различия веры, годовой праздник».

Таким образом, когда станет Байкал, Никола торжественно переносится в Голоустное, где и зимует среди бурят, а по последнему зимнему пути он возвращается в Посольский монастырь, отсюда же препровождается для молебствия в других местах («Иркутские епархиальные ведомости» 1879, № 32) 376 .

К торжественной встрече Николы собирается множество тунгусов и бурят. Так, в 1880 году «умилительную картину представляло усердие юных христиан, преимущественно, тунгусов, выразившееся в благоговейной, простосердечной молитве их во время богослужения, совершавшегося преосвященным. Даже по окончании службы храм, отверстый для всех, был битком набит тунгусами и бурятами; они молились, как умели, ставили перед Николою свечи и, установившись все в ряд, усердно кланялись и просили его милости в своих незатейливых нуждах. Детская вера их и благоговение служили верным ручательством, что с течением времени вступят в дом господень и остальные овцы, их же подобает нам привести. Остававшийся в это время в Голоустове монах Софроний был приглашаем с Николою в бурятские улусы, что с радостью исполнял по своей священной обязанности (ibid., 1880, № 16).

С весны и до зимы Николу носят по всему Забайкалью и дальше. Поставив его на носилки, нарочно для него устроенные, крестьяне несут его из деревни в деревню, какая бы ни была погода. Сзади едет «на обывательских» тройкой в тарантасе монах, сопровождающий Николу. Останавливаются непременно в каждом селении, встречают со звоном в колокола, и почти в каждом доме служат молебны, собирая обильные даяния. Отец Петр, сопровождавший Николу в 1874 году, говорил, что в лето одна лишь монастырская казна получит от Николы до 10 000 рублей. Спрашивается, сколько же получит сам отец Петр в течение своего шестимесячного, а иногда и годового хождения, тем больше, что он пьет, ест, усердно угощается и ездит даром?

Никола, насколько мы могли осязать его пальцами и ногтем, резной из дерева, вышиною около аршина, стоит в шкафу за стеклом, которое открывается в то время, когда «прикладываются»; глаза у него из камней, лицо и борода раскрашены; на голове шапочка, одет в ризы и на шее висят какие-то ордена. Две руки, тоже точенные из дерева, протянуты вперед, и в одной он держит вырезанную из дерева церковь с несколькими главами, и другой - меч. Во всяком случае, это никак не икона, а статуя.

Появление такого Николы имеет свою историю. Известно, что при начале христианства на христианских святых народ целиком перенес свои старинные верования, соответствовавшие тем или другим временам года, в которые были установлены новые праздники. Никола сделался центром старинных весенних и осенних земледельческих праздников, чествуется «пивом» называется прямо «пивным богом» (у прибрежных жителей «морским богом»), и древняя песня говорит о том, как «ходит Никола по погребу, ищет Никола неполного (вина), непокрытого, и где неполное - дополнивал».Отсюда - распространение почитания Николы по всему свободному и еще земледельческому тогда северу, где в старину, что ни шаг, то церковь Николы, почему и пословица: «От Кемы до Колы тридцать три Николы». Никола этот - чисто народный, христианского еще нет ничего, и потому-то, несмотря на обширное распространение по всему русскому краю имени и церквей Николы, житие его, мало распространенное в старинных сборниках, нисколько не пользовалось популярностью, и в громадной массе позднейших песен калик перехожих совсем нет песен о Николе.

Когда русский народ, вместе с своей культурой, стоявшей тогда несравненно выше, чем теперь, повлиял с этой стороны на соседних инородцев, тогда и эти дикари, делаясь оседлыми, усваивали себе и тогдашнего земледельческого бога Николу, и до сих пор искренно веруют в него, хотя и остаются некрещеными. Таково, например, высокое почитание Николы у некрещеных остяков.

Доктор Беляевский, в период свой в 30-х годах между Березовом и Обдорском, увидел на станции, в углу одной юрты, валявшееся распятие и спросил, что это такое. «Кола (Никола), русский бог», отвечали ему крещеные остяки. В присутственной камере ячинской степной думы, в переднем углу стоит большой идол Шигмуни, т. е. Шакламуни, отвергавшего когда-то всяких идолов и спустившегося теперь до степени фетиша; поодаль от него - портрет государя, а в другом углу - икона Николы. Сибиряк, входя в эту камеру, не смеет молиться на все эти изображения, - он должен молиться в задний угол.

Есть предание, что при взятии Албазина манджуры нашли там образ Николы и, совершив над ним «испытание», послали его в Пекин, почему китайцы просили прислать им русского священника. Но со времени появления у инородцев народного культурного Николы прошли века, культура русского народа исчахла, извратилась, задохлась, замерла, погибла, и народ, как мы видим, вымирает и вырождается или же, сломя голову, бежит вон из родного ему дома, и теперь сами русские занимают у бурят их древнего фетиша, Николу.

Началось это, несомненно, еще в Московском царстве, когда под именем «Пятницы» была обоготворена «простоволосая девка». По поводу реформ Петра в одном тогдашнем сочинении было замечено про Николу: «что касается до изображения святых, то его величество указал, чтоб изображения св. Николая никогда не стояли в комнатах, отменил также и обычай передавать через мертвых письма к св. Николаю». Изображение Николы, подобное вышеописанному бурятскому, будто бы имеется и в Москве, в Кремле, в церкви, именуемой Никола Можайский.

Подобное же изображение Николы находилось прежде в церкви Вознесения в Березове, построенной в 1605 году. Афанасий, епископ тобольский и сибирский, видно, был знаком с христианством получше теперешних посольских монахов, и он ни под каким видом не позволял ставить, как прежде водилось, разных изображений Николы, и, по его настоянию, такие изображения в 1835 - 1836 годах были вынесены из церквей и хранились в ризницах или в других укромных местах.

К нам в Россию образ Николы Чудотворца пришел вместе с Крещением и народ полюбил его за то, что он помогал всем просящим, — больные исцелялись, путешествовавшие, попавшие в бурю или шторм, спасались по молитвам Николе Чудотворцу. В то время, когда Россия приняла Крещение, память о Николае Чудотворце по всему миру уже иссякла, и люди забыли о нем, но у нас слава святого снова возродилась и ему Россия посвятила много храмов. Ермак был завоевателем Сибири, и на его знаменах был изображен Николай Чудотворец, резной образ Николы Можайского был его покровителем. Этот образ появился с подмосковного города Можайска: Никола в архиепископском одеянии с мечом в правой руке и Церковью в левой, — таков первообраз этой иконы. С этим образом наши войска не раз одерживали победу. Когда Русь тяготилась игом татарским, перед образом был отслужен молебен, и Никола явился с мечом перед врагами и напугал их, и они отошли от города Можайска. Когда Ермак покорял Сибирь, эти знамения повторялись и здесь. Также по молитвам явился старец дивный и разогнал войска неприятельские.

Так до нас дошел этот образ Николы Можайского, немного измененный и дополненный местными художниками. И здесь у нас в Большом Голоустном также чудесным образом явилась эта чудотворная икона, которой мы сегодня пришли поклониться. Слава и Хвала Святителю Николаю, заступнику нашему перед Господом и молитвеннику за нас недостойных.»

Крестный ход в село Б. Голоустное

Никола Можайский
7.

Никола Можайский

Можайск — «Дом святого Николы» — был главной крепостью западной оборонительной линии.
Как уже было отмечено, можайский образ св. Николая отличался от всех других типов образов тем, что вместо благословения правой рукой и Евангелия в левой руке неведомый художник вложил в раскрытые руки Святого меч и град с храмом. Мало того, что образ был необычным сам по себе, он был вырезан из дерева, а не написан красками. Наконец он оказался чудотворным!

Слава о св. Николе Можайском постепенно вышла за пределы Можайска и пошла по Русской земле во все ее пределы. Разносили ее поначалу конечно воины. Во времена столкновений с Литвой, затем Польшей Можайск часто служил местом сбора русских войск, причем войска нередко пребывали здесь подолгу. Все воины конечно же ходили помолиться не раз и не два св. Николе о своем спасении. Оставшиеся в живых разъезжались по домам и прославляли Святого с мечем и градом в руках в разных концах Руси, свидетельствуя о чудотворности его образа. От столетия к столетию стало нарастать паломничество уже разных «по званию» людей к образу. В итоге, «можайская волна» прославления Святого оказалась не меньшей, чем «киевская» или «московская». И этому существует множество свидетельств.

Никола Можайский

В образе св. Николы Можайского интересно все, вплоть до мелочей, нюансов.
Святыня в настоящее время находится в Третьяковской галерее и выставляется там для показа просто как деревянная статуя — памятник резного средневекового христианского искусства. В отличие от прошлых столетий, когда она вся была «усыпана» драгоценностями, статуя доступна сейчас для осмотра каждому человеку, посещающему галерею.

Экспонат представляет собой фигуру Святителя, вырезанную из дуба в полный человеческий рост. В основе — толстая, плоская доска, а фигура в святительском облачении, изваянная лишь спереди и по контуру, имеет четкий пластический рисунок и силуэт. Лицо, руки с мечем и градом, а также ноги снизу добавлены и прикреплены отдельно, потому что не могли быть вырезаны сразу из той же доски-основы.

На фигуре хитон — нижняя святительская одежда, сверху фелонь — накидка с вырезом для головы, но без вырезов для рук. Окружив шею с плеч спускается своими краями омофор — лента (была белой) с черными крестами. Прямой меч в правой руке почти вертикален, пальцы левой руки, согнутые как на скрипке, поддерживают на ладони деревянный макет града-крепости, наклоненный к зрителю. Стены града образуют восмерик, на них — зубчики, спереди по трем пряслам крупная черная надпись «град Можае» («ск» стерлось, исчезло, но существовало, судя по упоминанию конца XVI века). Из града вынута и утеряна еще в древности одноглавая церковка, которая была вставлена сверху в него как в карман и закреплена фиксационным штырем (сзади града — отверстие).

Так как у фигуры позади плоскость и нет достаточной глубины, она хорошо смотрится лишь фронтально, спереди, как бывало прежде: на фоне стены, в обрамлении киота, то есть в былом архитектурном окружении. Только так, в качестве плоскостной иконы, она воспринималась всегда зрительно русскими людьми. К ней лучше всего подходили тогда характеристики: «икона на рези», «икона на рези в храмце», «резной образ», указывающие на особенный ее вид, а главное на содержательный, духовный смысл (!).

Святой Никола Можайский имеет продолговатое лицо, которое существенно отличается этим от канонического, известному всему миру «округлого лика» Святителя Мирликийского.

Действительно, у св. Николы Можайского слегка выпученные глаза с резко очерченными веками, выпуклые скулы-щеки, тонкий почти орлиный нос, и борода не округлая, а тоже продолговатая, удлиняющая и без того продолговатое лицо. С первого взгляда кажется, что художник-резчик передал не греческое, даже не европейское лицо, а какое-то персидское, тибетское… Привлекает внимание удивительно-странная мимика, зависящая от освещения: то видна снисходительная улыбка, то серьезное, даже надменное выражение. Словами это не передать — лик нужно видеть, при разном освещении.

И вот памятный 1812 год. У села Бородино перед городом св. Николы — грандиозное сражение русских с армиями Наполеона. Французы, да и весь мир помнят об этой кровопролитной битве. Здесь опять было какое-то провидение, ибо даже перед Москвой русские уже не дали такого сражения, оставив древнюю столицу на пожар и разграбление. Святой Покровитель народа как бы заставил русских дать бой под стенами своего города, хотя они уже забыли о том, что город этот еще в 1612 году считался Священным.

В 1933 году был «экспроприирован» св. Никола Можайский. Собственно нужен был не он сам, а его баснословное по богатству одеяние. Святыню поначалу на месте «освободили» от ее вековых драгоценностей, затем отправили в Москву в реставрационную мастерскую И. Грабаря (!). Вполне научным методом здесь из деревянной статуи под видом реставрации изначального образа выковыряли золото и серебро, а саму статую передали затем в Третьяковскую галерею. Там ее «приложили» к таким же «освобожденным от драгоценностей» другим святыням русского народа, собранным из других святых мест.

Никола Амченский

…В 1415 году жители Мценска, как повествует легенда, стали свидетелями небывалого зрелища: по реке Зуше, прямо против течения, плыл… большой камень с образом Св. Николая Чудотворца. На камне же чья-то неизвестная рука высекла изображение Креста. «И обретоша образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем же залог тела и крови Господне».
У подножия горы Самород, на том месте, где камень с иконой пристал к берегу, забил родник, который позднее почитался местными жителями. В 19-м столетии он был благоустроен. А на вершине горы Самород, над местом обретения чудотворного образа, в 1415 году была срублена деревянная Никольская церковь, и в ней установлен «Никола Амченскии». Все «окрест страны живущие» приходили в Мценск поклониться Николе и «всякия болезни свобождахуся».

Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя

Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

В 1582 году Указом царя Иоанна Васильевича Грозного было определено старшинство Сибирского казачьего войска, которое выросло из дружины Ермака и изначально считается «Государевой служилой ратью». День основания Сибирского войска празднуется именно в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

«В день Чудотворца Николая (19 декабря), молебен служили по всем станичным избам с особенным обрядом. На стол ставили большую чашу вина, и вокруг четыре подсвечника со свечами. Когда Священник с причетом начинали величание Угодника, четыре старика брали чашу, и припевая величание, качали оную над свечами. По окончании молебна подносили чашу попу, потом пили из нее старики и другие поочередно. Пирование на Николин день продолжалось по целой неделе.

С древних времен сибирское казачество особенно почитает Святителя Николая.

Кто на Руси самый известный святой? Все — верующие и не очень — окажутся правы, назвав имя Николая Чудотворца. Издревле имя святого Николы, седобородого старца с грубым мужицким лицом, глубоко любимо и почитаемо в русском народе. Почему этому святому, кстати, греку по происхождению, посвящено больше всего церквей и часовен по всей России? Известно также, что святой Николай Чудотворец почитаем как православной, так и католической церквями. Даже мусульмане и язычники обращаются к нему за помощью. Николая Чудотворца по праву называют самым простым и скорым на исполнение просьбы святым. Обратившийся к святому Николаю за помощью очень быстро ее получает. Почему?

Уже 17 веков его имя — самое любимое в народе. После Иисуса Христа и Божьей Матери все свои надежды люди возлагают на святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (сегодня — это территория Турции). В этом — удивительная загадка, которую еще предстоит решить.

Святой Николай Угодник всегда скор на помощь и помогает всем, кто позовет его в трудную минуту. Известен случай, когда тонущий в море китаец, вспомнив увиденную где-то на вокзале в России икону Николая Чудотворца, стал кричать: «Николай, который на вокзале, помоги мне!» Святой явился и вытащил его из морской пучины.
У мощей святителя Николая, которые находятся в живописном итальянском городе Бари, происходит много исцелений. А в Москве есть знаменитая чудотворная икона святителя Николая, написанная у мощей святого. Она находится в храме Христа Спасителя в Москве.

Как Никола Можайский помог Ермаку Сибирь завоевать

Перед самым выступлением в дружине Ермака уже было до полутора тысячи сабель.
Сопровождали казаков трое священников - «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым после боя, причащать и исповедывать тяжко раненных и совершать Божии службы». Каждая сотня казаков получила от Строгановых на дорогу, как бы в благословение, по иконе, и образа эти сделались драгоценнейшей святыней казаков. С образами этими они всегда вступали в бой, берегли и защищали их, как знамена полковые. Предание гласит, что среди святынь первых завоевателей - иконы Спаса Нерукотворного образа, Господа Вседержителя Царя Славы на троне, Богоматери с Предвечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, знамения победы, архистратига Михаила и образ святителя Николы Угодника Можайского, с мечом в одной руке и Божиим храмом в другой.

Известно, что сам Ермак весьма почитал святителя Николая. В верховьях реки Сылвы, что около Чусовой, в местах первых ратных подвигов атамана, до сих пор сохранилось Ермаково городище, место, укреплённое рвом и высокими валами. Здесь, по преданию, Ермак зимовал. Он приказал возвести часовню для образа святителя Николая, и всегда в ней молился.

В ночь на 23 октября 1581 года (по старому стилю) перед взятием столицы татарского ханства Ермаку и пятерым казакам явился во сне сам святитель Николай, пообещал им поддержку и помощь в будущей битве. И они в этом сражении с Божией помощью победили!

О втором явлении Николая чудотворца атаману имеется упоминание в книге «Сибирская святыня»: «… того же 7092 (1584) года, маия в 9 день, моляся Ермак и казаки Богу и святителя Николу чудотворца на помощь призва, изыдоша из града тайно и дошедше ко станам карачиным, и нападоша на них нощию… Нощию же явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святый Николае Можайский, повелевая в чистоте жити и прилежный пост имети, и всякие с братолюбием добродетели проходити; и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь. Вы же, аще не послушаете мене, престану помогати вам, и скоро скончаетеся за грехи свои, не внемлю ще в добродетели, в злобы впадаете. И сие видение Ермак всем возвестив».

Это явление святителя Ермаку стало пророческим. Видимо, не сумел воевода сдержать буйного нрава своих казаков. В том же 1584 году Кучум коварно заманил Ермака с малой дружиной в засаду, и здесь в смертельной схватке с врагами наш герой погиб - утонул в Иртыше в тяжёлых боевых доспехах. Но Русь вечно будет хранить благодарную память об этом своём великом сыне, а мы, нынешние жители Сибири, наследники его великого завоевания, тщательно бережём все предания и памятники времён ратных подвигов отважного Ермака и его дружины. В числе сохранившихся икон того времени есть одна и святителя Николая, в храме города Берёзово. Она в ризе из серебряного вызлащенного листа, вычерченного сверху и чеканного снизу, старинной прекрасной работы, вероятно, мастеров славной иконописной школы строгановской.

Никола «Московский»
11.

На Спасской и Никольской башнях Московского Кремля обнаружены надвратные иконы, которые были замурованы в годы советской власти и долгое время считались утраченными.
Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя; над воротами Никольской башни располагалась икона Святителя Николая Чудотворца.

Никольская башня - мощный четверик с проездными воротами, отводной стрельницей и подъемным мостом. В ворота были вделаны защитные решетки - герсы. Через Никольскую башню въезжали обычно те люди, которые направлялись к боярским и монастырским подворьям Кремля. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и, возможно, с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице. По существовавшей традиции, у этой башни перед иконой Николы - святого угодника Божьего, самого почитаемого на Руси - горожане решали свои спорные вопросы. В 1612 году в ходе борьбы с польско-шляхетскими интервентами народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым с боем прорвалось в Кремль именно через эти ворота.

Святой угодник Божий изображен был по подобию Можайского своего образа - с мечом в одной руке и с храмом в другой.

И в нашествие французов на Русскую землю в 1812 г. он явно показал себя несокрушимым стражем священного для русских места.Когда после сорокадневного пребывания в Москве Наполеон оставлял Кремль, вместе с другими святынями он решил взорвать также и Никольские врата. Взрыв был очень сильным: камни, железо, бревна от стен летели на громадное пространство; пошатнулись стены не только в Китае, но и в Белом городе, а треск и гул были слышны далеко в окрестностях Москвы, как будто произошло землетрясение. Что же должно после этого могло остаться от Никольской башни и ее ворот? Но случилось нечто неожиданное, явное знамение силы и славы Николая Чудотворца, как говорили очевидцы. Архиепископ Московский Августин в своем слове на торжество освящения возобновленного Успенского собора в 1813 г., перечисляя различные чудеса милосердия Божия, явленные во времена вражеского нашествия, так представлял происшедшее: «Пали твердые ограды и высокие бойницы, но стекло, покрывающее лик Угодника Божия, среди ужасного их разрушения, осталось невредимым. Никольская башня сверху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана, но образ над воротами святителя Чудотворца Николая и стекло, покрывавшее лик Угодника сего, нимало не потерпели повреждения. Самый фонарь перед образом, на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван».


Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ Святителя Николы Можайского на Никольской башне был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили образ. 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен Святителю Николаю пред его образом над вратами.

Никола Угодник –дед Мороз

А еще Никола Угодник – прообраз нашего, русского Деда Мороза и западного Санта-Клауса. Во многих европейских странах существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне (кое-где уверены, что он ездит на оленях) и раздает подарки хорошим детям. Все ребятишки в рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания: что-то им подарит «добрый дедушка святитель Николай»?

Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю - 6/19 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6/19 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть - на Рождество, часть - на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), - образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.

Без преувеличения можно сказать, что Святителя и Чудотворца Ни­колая Мирликийского на Руси знали всегда - задолго до Киевского Крещения и даже до образования Древнерусского государства. При­чем почитали не просто в сонме иных святых христианской Церкви, а всегда как первого и любимого покровителя и заступника земли Русской, скорого и милостивого помощника всем прибегающим к его защите. Как это ни покажется странным, но именно архиепископ Мирликийских Николай, живший в IV веке и никогда не бывавший в пре­делах будущей России, без сомнения, является самым русским из все­го сонма почитаемых в России святых. Прииди в Русь и виждь, что нет града и села, в котором не было бы чудес Святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать, - читаем мы в «Житии» Свя­тителя, составленном в XVI веке. Никола - имя знаменито, победе тезоименито; Побеждает агаряны, Утешает христианы, - так пелось о Николе Чудотворце в народе. Но не только утешителем всех скорбящих, не только предстателем и защитником необоримым от врагов видимых и невидимых стал на Руси Святитель Николай, но бо­лее всего - правилом веры, образом кротости, воздержания учителем. И избрав себе однажды такого учителя, русский народ не отступал от него уже никогда. Однако, прежде чем Русь избрала Николая, Промыслом Божиим Святитель Николай был избран святым покрови­телем России и народа ее, защитником небесным земного подножия Божия Престола и Дома Пресвятой Богородицы. Имя Николай означает победитель народа. Справедливо будет сказать, что среди прочих христианских народов русские по любви своей ко Святителю - народ первый из многих, «побежденных» им.

Первоначально слава имени Святителя Мирликийского зашла в пределы нашей земли вместе с первыми проповедниками христианства - от православных греков, живших среди наших предков-язычни­ков. У самих же греков Святитель Николай был признан святым отцом еще в V веке, когда уже существовало житие его и чтилась память его. Греки же во множестве жили в пределах нынешней Южной Руси в своих колониях: Ольвии, Херсонесе Таврическом, Суроже, Фанагории, Танаисе, Пантикапее и других. Частыми и желанными гостями были они и в городах славянских. В Киеве еще в IX веке христиане, в основном греки, имели свою церковь. Летопись преподобного Несто­ра свидетельствует, что в Киеве в 882 году была построена церковь во имя Святителя Николая на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая. Как известно, Аскольд был убит новгородским князем Олегом - язычником. Это первое письменное известие об Угоднике Божием Николае в нашей стране. Известно и то, что мать основателя русского общежительного монашества преподобного Феодосия Печерского постриглась в иночество в женской обители Святителя Николая, уже в те годы существовавшей на Аскольдовой могиле.

Древнейший образ Святителя Николы на Руси обнаруживаем в Со­фии Киевской. Известен он под именем «Мокрого». Силой этого образа Святитель Мирликийский явил в отечестве нашем первое чудо своего могущества и милосердия - дивно спас утонувшего в Днепре младенца, откуда и пошло название образа «Мокрый». Особо зримо возрастала помощь Николы Чудотворца русскому народу в годы смут и вражеских на­шествий. «За грехи наши Бог наказывает нас врагами», - всегда говорила в подобных случаях Русь и тотчас вслед за бедствием обращалась внутрь себя, испытывала себя и очищала от внутренних недугов.

Одним из первых таких испытаний было нашествие на Киевскую Русь степняков печенегов. Древние предания в назидание нам и для славы Чудотворца рассказывают следующее. Жил в то время благоче­стивый киевлянин по имени Добрык, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю. Был у Добрыка в плену знатный половчанин. Вот и предложил господин пленнику своему отпустить его домой за выкуп, который он из дома своего и принесет. А чтобы дело было без обмана, велел половчанину поклясться у образа Святителя, что пленник с выкупом в скором времени вернется. Обещал язычник, что все исполнит, но в сердце затаил другое. Он смеялся над своим госпо­дином и над Святителем Николаем: «Нет ума в этом русине! Отдал ме­ня на поруки образу какого-то Николая. Что этот Николай может мне сделать? Сейчас уйду и ни я его больше не увижу, ни он меня. Не принесу ему выкупа и не боюсь я его поручительства». Что же Святитель? Скоро по возвращении половчанина в свою землю он явился к нему и напомнил о его обещании: Не я ли поручился за тебя? Что же ты медлишь? Иди и неси, если не хочешь беды. Половчанин подивился видению, но не придал ему значения. Через несколько дней он вдруг упал с коня и услышал вновь:- Не велел ли я тебе отдать выкупа? Пожалей себя и отдай, если не хочешь худшего.

Собрался уж было половчанин ехать, но за нечестивой жизнью своей вновь перестал о том думать. И вот, однажды собрались половецкие князья на пир и на том пиру на глазах у всех невидимая сила принялась должника- половчанина кидать, ломать и корчить, ко всеобщему ужасу, и все разбежались.- Не предупреждал ли я тебя, что будет хуже? - внушал неверно­му Чудотворец. - Тот христианин с теплой верою обратился ко мне и возложил на меня всю надежду свою, а ты, безумный варвар, возгор­дился и не побоялся суда Божия. Узнали о том и родные половчанина:

Кто может быть так безумен, как ты? - сказали они. - Не без ума же ты был отдан Богу русскому на поруки.

Не Самому Богу, а святому Его Николаю, - заметил половчанин.

Это кому, если не Богу? Или ты не знаешь, что Бог русский дивные чудеса творит не только Сам, но и через святых Своих? - ответили родные и пригрозили, что уйдут от него, если он не отдаст выкупа.

Теперь уже не нужно было побуждать половчанина. Едва оправив­шись от побоев, велел он кроме долга отделить еще часть от громад­ных стад своих в дар Святителю Николаю. Так Святитель выполнил поручение доброго христианина и распространил славу Божию в пле­менах варварских. Церковь же, построенную на вклад половчанина, в народе прозвали «Никола Добрый». Таково древнейшее чудо покровительства Святителя русским лю­дям в их столкновениях со своими врагами. И спасла бы десница Божия и помощь угодников Божиих Русь от всех врагов ее, если бы все имели такую же

искреннюю и глубокую веру, как киевлянин Добрык, если бы так же милостиво относились друг к другу, как он к половчанину. Но, видимо, не стало более на Руси истинного благочестия. Гря­нул первый гром над забывшимися грешниками - гибельная битва на реке Калке (1223), где недружные дружины русские все полегли с кня­зьями своими в первой схватке с татарами. Но дал еще Господь время на покаяние и явил Свою явную милость русичам. По велению Угодника Божия в 1225 году пресвитер греческий Евстафий из Корсуня приносит в город Красный, будущий Зарайск, в область Рязанскую, образ Святителя Николая. Это первая икона Николы Чудотворца на Русской земле. Образ этот берег и утешал Рязанскую землю, первой подвергшуюся нападению в годы страшного Батыева нашествия. Из истории мы помним, что принявший из рук пресвитера Евстафия свя­тыню юный рязанский князь, благоверный Феодор, погибнет в ставке Батыя как исповедник и мученик за Христа. Когда нечестивый Батый пожелал к себе жену Феодора, князь с негодованием ответил ему:

Нехорошо нам, христианам, приводить к тебе, безбожному царю, жен своих. Когда нас одолеешь - все твое будет.

Конечно, таких смелых слов лютый Батый простить князю не мог. Жена же святого Феодора, красавица Евпраксия, узнав о гибели мужа, спасаясь от татарского пленения, вместе с малым сыном своим кину­лась из окна высокого терема и убилась насмерть. В память о том и го­род стал называться Заразом или Заразском, позже - Зарайском (зараз по-славянски означает ушиб, удар. - Прим. авт.). От имени города произошло и название образа Святителя - «Никола Зарайский». Позже от этого образа произойдут еще многие чудеса и исцеления. Дошедшие до нас памятники и предания говорят нам, что предки наши в то страшное время сильно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного монголами имени христианского. Од­ним из первых примеров милосердия Святителя к нашему отечеству является чудотворный резной образ Николы Можайского (XIV в.). Название свое он получил от города московского княжества Можай­ска, Никольский собор которого и сам город Святитель чудесно за­щитил от врага. Осадившему Можайск ордынскому отряду вдруг ночью на воздухе явился Святитель Николай в грозном обличий, с ме­чом в одной руке и с храмом, защищенным крепкой стеною, - в другой. Неприятель так был устрашен этим видением, что снял осаду и с позором бежал. Тогда-то и изготовили благочестивые граждане почи­таемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его помощь. В память этого чудного явления и сам образ называется яв­ленным. Мы хорошо знаем его по многочисленным копиям и спискам, многие из которых чудотворны.

Если татары издевались тогда над всем русским народом и верой его и кичились своей силой и властью, то все же при этом уничижении русского имени варвары не могли не видеть во многом очевидного превосходства христиан над ними. Не могли, по крайней мере, не видеть этого честнейшие между ними и разумнейшие. Доказывают это далеко не единичные случаи обращения знаменитейших татар в Пра­вославие. Таковыми были: сын Батыя - Сартак, мурза Чет - родоначальник бояр Годуновых, преподобный Петр, царевич Ордынский, о котором мы уже писали. Таковым был и татарский мурза, известный нам после своего Крещения уже как княжеский боярин Клеопа. После Крещения он женился на русской, стал боярином русского князя и совершенно обрусел, настолько, что никто не признавал в нем татарина. Но однажды понадобился для посольства в Орду по очень тонко­му делу опытный дипломат. И вызвался идти Клеопа в надежде, что по прошествии стольких лет никто не узнает его на родине. Но его узна­ли, и он был подвергнут многим мучениям. От него требовали отречения от Христа, но твердость его была непоколебимой. Он терпел все и молил помощи у Святителя Николая. И однажды ночью Чудотворец в сиянии света явился исповеднику. Оковы его пали, и Святитель Николай вывел страдальца из вражеского лагеря. Благополучно он достиг и Суздаля. А в благодарность за освобождение свое написал Клеопа образ Святителя Николая, прославившийся впоследствии многими чудотворениями и именуемый Глебовским. Божия правда не национальное достояние исключительно русско­го народа или какого-либо иного, но всех, кто истинно правдив сердцем, жаждет и алчет этой правды, ищет Бога, боится и любит Его. Замечательной иллюстрацией помощи Святителя Николая не русскому, а правому является следующее предание, тем более любопытное, что сохранилось оно для нас в «Записках о Московии» известного путешественника и дипломата барона Герберштейна. У него, как иностранца, не было оснований писать с пристрастием о почитании на Руси Николы Чудотворца. Просто оно было очевидным для него. Некто Михаил Кизалецкий, муж знатный и храбрый, в од­ном сражении преследовал татарского мурзу. Увидев, что татарин ускользает, он воскликнул громко: «Николай, доведи меня до этого человека!» Татарин же, услышав это, в страхе вскричал: «Николай, если он твоей помощью нагонит меня, то этим ты не сделаешь ни­какого чуда. Если же ты сохранишь невредимым меня, чуждого твоей веры, тогда велико будет имя твое!» Говорят, - пишет далее Герберштейн, - что лошадь Михаила остановилась, а татарин спасся. И после того он при жизни своей каждый год приносил в дар Николаю несколько мер меду за свое спасение и столько же мер - Михаилу, а сверх того еще и меховую одежду. Этот рассказ неправославного человека напоминает нам чудо с половчанином и лучше всего свидетельствует о славе Святителя, распространявшейся да­же среди язычников. С именем Святителя Николая безусловно связаны все важнейшие события истории России. Во время похода великого князя московско­го Димитрия Ивановича на Мамая образ Святителя чудесно явился ему над засохшим деревом. Увидев икону во всей славе ее, великий князь воскликнул: Сия вся угрета (согрело) сердце мое. После победы благоверного князя Димитрия Донского над Ордой на этом месте воз­ник знаменитый Николо-Угрешский монастырь. С именем Святителя связано и официальное окончание татаро-мон­гольского ига. После явления Николая Чудотворца жене государя Ивана III Софии Палеолог она сумела добиться выселения из Москвы последних представителей ханской администрации, а на месте их до­ма ею в скором времени был выстроен Никольский храм. «Степенная книга» в повествовании о покорении Иоанном Грозным Казанского ханства также рассказывает о чудесном явлении Николы Чудотворца перед решительным штурмом Казани одному воину-нижегородцу с повелением: «Иди, скажи царю, великому князю Ивану, да повелит он осенить воинство свое честным Крестом и священною водою окропити. Се бо предает Бог град Казань в руки его». И в XVII веке, в период польско-литовской интервенции, когда разбойничьи отряды Сапеги и Лисовского отчаянно, но безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь, видели защитники обители неоднократно на стенах в пе­риод самых жарких схваток благословляющего русских иноков и воинов Святителя Николая. След от польского ядра, ударившего в икону Святителя и не повредившего образа, можно и сегодня видеть на железной двери Троицкого собора Сергиевой Лавры.

С XIV века начинается новый этап в истории нашего отечества - время его государственного возрождения и усиления. С того же времени начинается и в течение нескольких веков продолжается золотой век в религиозной жизни русского народа, особенно в жизни иноческой. И иночество, и Церковь сослужили в это трудное время неоценимую - и по-видимому, до конца не оцененную! - службу государству и народу России. Стоит ли удивляться тому обстоятельству, что эта великая служба подвижников Церкви совершалась под ближайшим и непосредственным покровительством Чудотворца Николы. В то время, более чем когда бы то ни было, на Руси у иноков проявляется любовь к Святителю, и он, скорый в бедах помощник, более, чем когда-либо раньше, являет всю полноту своих благодеяний нашей земле в ее обителях, а через них и всем сынам и дочерям ее. Мы совершенно не в состоянии привести даже малой части бесчисленных случаев почитания Святителя Николая святыми отцами Русской Православной Церкви. Это и не входит в задачу нашего повествования. Мы ограничимся лишь примером отца и учителя русского монашества того времени, второго Антония Печерского - преподобного Сергия Радонежского. Он является и первым примером любви и благодарения к великому Святителю Мирликийскому. Об этом свидетельствует сохранившийся до нашего времени в Сергиевой обители келейный его образ Николы Угодника. Предание говорит, что эта икона Чудотворца постоянно была перед глазами Преподобного в его келлии, и он перед ней творил свои сильные пред Богом молитвы.

Нет на каноническом пространстве Русской Православной Церкви епархии, в которой не существовал бы храм или монастырь в честь великого Чудотворца Николая. Нет храма православного и нет благочестивого дома, где бы не обнаружился на почетном месте образ Ни­колы Угодника. Начнем ли свой отсчет с севера на юг: от Никольской церкви в поселке Видяево, построенной в память погибшего экипажа подводной лодки «Курск», и до Ашхабадской женской обители Святителя Николая в жарком Туркменистане, или с запада - от величественного Санкт-Петербургского Никольского собора, от маленького ли храма Никольского на острове Залит и до восточных пределов Отечества нашего - до морской Никольской церкви города Владивостока, построенной в память о погибших моряках крейсера «Варяг», но не сочтем мы всех престолов и образов Чудотворца. Как не сочтем и не соберем всех чудес и деяний его, великих и малых, свидетельствую­щих об особом попечениии Угодника Божия о России, ибо: Никто не может их исчислить и рассказать о них, даже если бы много языков имел (акафист, кондак 4).

Удивится ли кто-нибудь после всего сказанного тому, что в 1423 году именно на возрождающейся духовно и по- земному зримо Русской земле, очищенной многими скорбями, слезами и кровью народной, освященной подвигами мучеников и исповедников, молитвами препо­добных и праведников, является величайшая в человеческом и ангель­ском мире святыня - Чудотворный Крест Господень? И кто же, как не Святитель Николай, второй по Божией Матери заступник и попе­читель православной России, после падения Византии должен был явить на Руси, в древнейшей Ростово-Суздальской епархии - одной из первых во святом Владимировом крещении, чудо и славу Распятого и Его Животворящего Креста? А вместе с Крестом и Новую Голгофу, с Голгофой же и Воскресение!

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим...

19 декабря весь христианский мир отмечает праздник святителя Николая. Святитель Николай один из самых почитаемых святых на Руси. В каждой православной семье наряду с иконой Господа Иисуса Христа и Божией Матери обязательно есть и икона свт. Николая. Более того, об особом отношении к святителю говорит и тот факт, что в каждой области России есть деревня Николаевка или поселок Никольское. Ну, и, наверное, в каждой русской семье есть Николай. Все это говорит об особом почитании святого в нашей стране. Но от куда такое почитание? Почему на Руси почитают святого, жившего на рубеже III-IV столетий в Византии. На этот вопрос мы попробуем ответить в нашей статье.

Сначала посмотрим, что мы знаем о святом?

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье

Малоазийского полуострова). Годы жизни: 260−343 гг. Был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, которые долго были бездетны, давших обет посвятить его Богу. Со дня своего рождения Николай творил чудеса. Например, мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Предания и Священного Писания, был послушным и добрым мальчиком. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских (Малая Азия, относящаяся в то время к Византии). Именно из-за места служения святого Николая называют — Мирликийский или Мир Ликийский. Сейчас Миры входят в состав Турции, находятся на юге Антальи.

Сам Чудотворец вел простую и весьма аскетическую жизнь, раздал все свои богатства нищим и нуждающимся, исцелял людей от болезней и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости (именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оклеветанных людей), учил своей жизнью любви и состраданию.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой — в 325 году он боролся за чистоту православного вероучения на I Вселенском соборе, созванном святым равноапостольный Константином, на котором была осуждена ересь Ария.

На Руси имя Николая Чудотворца или Николая Угодника получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры, захваченного турками, мощи святого были вывезены в Италию. В XI веке Византия переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости поруганием святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, поэтому их и вывезли в Италию. В город Бари их привезли 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого. Интересно заметить, что именно 9 мая в 1945 году закончилась Великая отечественная война. И это не случайность, так как наш народ усердно молился о даровании мира и чудо произошло!

Кроме того, в те же годы (XI век) письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына.
«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках.

Около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII—XIV вв. святой Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держит в правой руке меч, а в левой — храм, и считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, называемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII—XX вв. еков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

Итак, почему же на Руси один из самых известных святых святитель Николай Чудотворец? Думаем, что описанные в статье личный пример святой жизни подвижника, его чудеса, сотворенные при жизни и после смерти уже дали ответ на вопрос. Ну, и одно из чудес, свидетелями которого являетесь сейчас вы. Разве не чудо, что мы с вами встретились и сейчас говорим о святителе Николае?
Святитель отче Николае, моли Бога о нас!

Одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

Но еще больше чудес от святителя Николая стало происходить после его смерти. Причем его покровительство распространялось прежде всего на плавающих и путешествующих, на “всех сирых и убогих”, на скотоводство и земледелие, считался он также и “хранителем земных вод”. Позднее, уже в православной традиции, святитель Николай получил еще два прозвания - Николай Чудотворец и Николай Угодник.

Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского (на русском языке известно в рукописях, начиная с XV века).

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - “Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры”. Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название “Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани”. В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

“Чудо о некоем детищи утопшем” показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, “более управляем”.

Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться “Никола Зарайский”.

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - “Никола Можайский”. И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

Николай Чудотворец - это один из наиболее почитаемых христианских святых. Ежедневно тысячи людей по всему миру обращаются к нему с молитвами. История знает примеры, когда святой помогал верующим в решении даже самых непростых проблем. В чем помогает святой, как его еще называют, почему он ассоциируется с Санта-Клаусом и какие существуют традиции празднования дня Николая Чудотворца, читайте в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

Когда празднуют день Николая Чудотворца?

В православном календаре Николаю Чудотворцу посвящено несколько праздников. Зимой, 19 декабря, мы вспоминаем день смерти святого, 11 августа – его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. А вот 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний) или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты не меняются, а отмечаются в один и тот же день из года в год.

Кому помогает Николай Чудотворец?

Этого святого называют чудотворцем. Его почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к нему. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам, путешественникам, купцам, несправедливо осужденным и детям.

Однако святой может помочь всем, кто обращается к нему с искренней молитвой.

Что мы знаем о Николае Чудотворце?

Николай Чудотворец родился в 270 году в городке Патары. Городок располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители святого были весьма состоятельными людьми, но при этом верили в Христа и помогали бедным.

С детства Николай полностью посвятил себя вере. Он много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода. Николай Чудотворец помогал молитвой тонущим морякам на судах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах. Точная дата неизвестна.

Николай Чудотворец и Санта-Клаус

На Западе образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. – святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще на Рождество Христово.

Традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса уходит корнями к истории о чуде, которое совершил Николай Угодник. Он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три дочери, и нужда заставила его задумать страшное – мужчина решил отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью. Тайно ото всех ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и также тайком закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

А вот 22 мая крестьяне устраивали крестные ходы и совершали молебны у колодцев – просили о дожде.

Новое на сайте

>

Самое популярное