Домой Боль в правом боку Методическая разработка "основы цветоведения на занятиях по живописи в дхш". Основы цветоведения и колористики - Аversin

Методическая разработка "основы цветоведения на занятиях по живописи в дхш". Основы цветоведения и колористики - Аversin

Цветоведение - наука о природе цвета, включающая знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите. Цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.

Цветоведение - это анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Цветоведение включает:

  • · физическую теорию цвета,
  • · теории цветового зрения,
  • · теорию измерения и количественного выражения цвета.
  • · субъективный аспект восприятия цвета известен также как квалиа.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи, что доказывает всю сложность изучаемого психологического вопроса цветоведения.

Цветоведение опирается на физические основы цвета, психоэмоциональный фундамент и учитывает представление общества о культуре цвета.

В понимании дизайна цвет мыслится как цветовая среда или полихромия, формирующая её объекты. Это колористика города, здания, интерьера или иного объекта дизайна, сформированного профессиональным решением художника.

Дизайнер учитывает естественную колористическую среду, которая имеет свои формы восприятия в зависимости от региона, времени года и географического положения.

Курс «Цветоведение» является одной из базовых дисциплин в подготовке художников-педагогов.

В силу того, что 90 % информации об окружающем его мире человек получает при помощи органов зрения, легко объяснима в роль цвета жизнедеятельности человека.

Проблемы цвета и цветовосприятия исследовались в разных сферах науки: психологии, биологии, физике, медицине и изобразительном искусстве. Для художника цвет особенно важен, так как неумение распорядиться цветовым строем художественного произведения сводит на «нет» все усилия живописного плана. Поэтому во главу угла в процессе обучения поставлен вопрос моделирования цветовой среды согласно тематике задания.

Для успешного решения таких задач студенты, наряду с прослушиванием теоретического курса, выполняют упражнения по изучению влияния цвета на эмоциональное состояние человека, упражнения на цветовое равновесие, гармонизацию цветовых отношений.

Последнее особенно важно в системе подготовки специалистов, так как ряд практических заданий по созданию гармонизированного цветового строя позволяет избежать ошибок в дальнейшей работе с цветовыми композициями. Это касается и занятий по живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, художественному проектированию и др.

Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования детей и юношества, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Изучение цвета рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки художника-педагога. Содержание специальных дисциплин: живописи, композиции, художественного проектирования и компьютерной графики, анализа и интерпретации произведений искусства, декоративно-прикладного искусства связано с цветоведением. Развитие навыков художественного восприятия, умения пользоваться цветом как средством художественного выражения является основой художественно-педагогической компетентности будущего учителя.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Теоретики искусства, педагоги, психологи (Р. Арнхейм, А. Б. Бакушинский, Б. Р. Виппер, С. В. Кравков, С. П. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев и др.) отмечали сложность процесса художественного восприятия. Они подчеркивали важность творческого переживания, осмысления и оценки произведения искусства, указывали на то, что «умение видеть и переживать» требует усилия и подготовки. Практическое освоение средств художественного выражения, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умения воспринимать художественно-образную основу произведения.

По мнению Г. В. Лабунской, цветовая выразительность работы, ее образность обуславливается художественно-творческими способностями учащегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому . Художник-педагог должен обладать не только способностью тонко различать цвета, но и развитым эстетическим отношением, при котором в цветах он видит определенные образы, настроения и выразительные возможности, вызывающие у него эмоциональную отзывчивость. Практическое освоение цвета, работа разнообразными художественными материалами являются важными условиями, способствующими развитию умений воспринимать художественно-образную основу произведения.

Принцип организации художественно-творческой деятельности учащихся в единстве художественного восприятия и продуктивного творчества нашел отражение в работах А. В. Бакушинского. Овладение материалом и средствами творческого выражения, воспитание способности восприятия-созерцания автор рассматривал как неразрывные компоненты процесса формирования «культуры творческой личности» . Учет принципа единства восприятия и творчества и ныне является важной основой методики преподавания спецдисциплин в вузе. Так же актуальными являются положения программ колористического образования студентов двух школ БАУХАУЗ и Высших художественно-промышленных мастерских начала ХХ века (В. Гропиус, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. Истомин и т. д.), основанные на изучении «первоэлементов», как структурных звеньев образовательного процесса. Постижение эмоционально-образного языка изобразительного искусства, развитие когнитивных способностей студентов являются важными составляющими современной системы подготовки художника.

Современному развивающемуся обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создать художественные ценности. Колористическая подготовка студентов художественно-графических факультетов нацеленная на развитие знаний, умений и навыков не обеспечивает достижения поставленных задач. Традиционный подход к преподаванию цветоведения не способствует формированию целостных представлений у студентов о цвете как средстве художественной выразительности.

Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.

Изучение научно-теоретических основ системного подхода в обучении позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как целостный комплекс взаимосвязанных между собой элементов, гарантирующих получение результата - профессионально компетентного художника-педагога. В связи с этим возникла необходимость внедрения принципов системного подхода в образовательный процесс, потребность в разработке и апробации модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению, с целью формирования художественно-педагогической компетентности студента художественно-графического факультета в области цветоведения.

По нашему мнению, художественно-педагогическая компетентность студента художественно-графического факультета в области цветоведения зависит от художественно-творческого развития, которое включают в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

Основой моделируемого комплекса является новое содержание художественного образования, не сводимое к знаньевой парадигме, нацеленное на формирование умений воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, основанное на системном подходе.

Труды И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, М. С. Кагана, В. Н. Садовского позволили определить основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем: ориентирующее исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину . Анализ литературы позволил выделить принципы системного подхода в обучении: принцип приоритета конечной цели, принцип единства, принцип связи, принцип иерархии, принцип функциональности, принцип функционирования.

Педагогический аспект данной проблемы рассматривался в трудах Н. В. Кузьминой, С. И. Зиновьева, И. Л. Зимней, В. А. Сластенина и др. Эти авторы обращали внимание на целесообразность внедрения системного подхода в профессиональную подготовку будущего специалиста. Взаимодействию компонентов содержания образования, реализации педагогических принципов обучения посвящены исследования В. В. Давыдова, В. В. Краевского, Д. Б. Эльконина и др. Ученые обращали внимание на развивающий характер образовательного процесса, на необходимость эффективного использования воспитательного потенциала искусства.

Принципы системного подхода и актуальные педагогические методы преподавания цветоведения стали основой в моделировании системы обучения цветоведению студентов художественно-графического факультета. Их реализация предопределила построение модели освоения цветоведения студентами художественно-графического факультета, основанной на системном подходе к обучению.

Несмотря на то, что все компоненты тесно связаны между собой, каждый имеет относительно самостоятельное значение для функционирования моделируемой системы.

Принцип функционирования выражается в единстве восприятия и художественного творчества. Организация процесса обучения цветоведению основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Принцип иерархии заключается в создании индивидуальной образовательной траектории художественно-творческого развития каждого студента, применении личностно-ориентированного подхода в обучении. Учет индивидуальных особенностей личности студента, его индивидуальный темп и ритм развития, предоставление свободы творческого выбора и самовыражения способствуют формированию художественной индивидуальности, отражающей особенности восприятия, воображения и созидания, наличие художественного почерка.

Принцип функциональности проявляется в создании студентами авторских общественно значимых творческих работ и проектов. Творческий проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать у будущего художника-педагога умение ставить и решать задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

Опираясь на изученный исторический и современный опыт работы в области колористического образования студентов, содержание образования может быть раскрыто через серию художественно-творческих заданий, объединенных шестью тематическими блоками: ахроматические цвета, хроматические цвета, системы классификации цветов, цветовые взаимодействия, принципы гармонии цвета, эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Эти блоки, в свою очередь, являются системообразующей основой таких дисциплин, как цветоведение, живопись и формальная композиция.

Построение содержания образования на блочно-тематической основе обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла на художественно-образной основе. Художественная деятельность с цветом должна предполагать не только выполнение цветовых шкал и комбинаторик, но и живописных и декоративных этюдов, ассоциативных беспредметных композиций, стилизованных натюрмортов, эскизов, длительных работ с натуры, в том числе с применением компьютерных технологий.

Работа с цветовыми сенсорными эталонами, шкалами способствует расширению цветоразличительных способностей зрения студентов, совершенствованию их зрительной культуры. Выполнение комбинаторик с разным цветовым решением, создание цветовых кругов содействует эффективному усвоению теории цветовых гармоний, накоплению опыта смешения цветов и получения многообразных оттенков. Создание беспредметных композиций развивает у студентов ассоциативное мышление. Композиции, выстроенные с учетом эмоционально-эстетического воздействия цвета на человека, содействуют преодолению предметного видения цвета. Работа над натюрмортом должна быть представлена разнообразными видами деятельности: плоскостное, объемно-пространственное, стилизованное решение образа.

Проведение занятий в музее изобразительного искусства, посещение мастерских художников, анализ результатов собственной творческой деятельности, интерпретация живописных произведений развивает когнитивную компетенцию студентов. Встреча с подлинником стимулирует их познавательную активность в области истории изобразительного искусства, способствует самостоятельному изучению приемов практического использования цвета, как средства художественного выражения.

Включение личностно-ориентированного подхода к обучению студентов цветоведению способствует формированию индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента. Внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий, обеспечивает возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

Такое построение содержания образования обеспечит преемственность и позволит планировать работу со студентами системно, с учетом единых образовательных задач. Взаимодействие спецдисциплин на основе принципов системного подхода дает возможность сделать систему обучения цветоведению гибкой, продуктивной, адекватной условиям современной художественной культуры, достижениям технического прогресса.

Цвет — ёмкое многоплановое понятие. Исследованием этого особенного природного и культурного явления занимаются физики, физиологи, психологи, философы, искусствоведы и многие другие.

Природа цвета

Мы видим мир в красках и считаем цвет некой постоянной характеристикой вещей. Ни у кого не вызовут возражений утверждения, что трава зелёная, а снег — белый. А между тем, в темноте и в сумерках они серые. Психология восприятия цвета такова, что мы не обращаем внимания на изменение цвета предметов при изменении их освещения. Хотя в освещении, а точнее в свете, и кроется ключ к пониманию природы цвета. Первым, кто это понял, был английский физик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.). В 1666 году он открыл явление дисперсии (рассеивания), благодаря которому белый свет, преломляясь при прохождении через стеклянную призму, разлагается в спектр (рис. 1) . Намного позже, уже другими учёными свет был квалифицирован как один из видов электромагнитной энергии, состоящей из световых волн разной длины.

Рис. 1. Опыт Ньютона. Разложение света в спектр при прохождении через призму .

Итак, давайте подытожим, свет — это электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Такое определение света даёт Большой Энциклопедический Словарь. Возможно, кому-то будет ближе более поэтичное определение света из толкового словаря Даля «Свет — это состояние противное тьме, мраку, что даёт способ видеть».

Человеческий глаз воспринимает свет только при длине волн от 380 до 780 нанометров. Этот диапазон характеризует видимое или оптическое излучение (рис. 2) . Его составляют радужные цвета:

  • красный;
  • оранжевый;
  • зелёный;
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Тут впору вспомнить детскую считалочку-запоминалку: «К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан»! В радуге эти цвета всегда наблюдаются именно в этой последовательности. Самое большое значение длины волны имеет красный свет, а самое маленькое — фиолетовый. За пределам видимого диапазона лежит инфракрасное (ИК) и ультрафиолетовое (УФ) излучения. Их человеческий глаз не видит.

Рис. 2. Видимое излучение лежит в диапазоне от 380 до 780 нанометров. Невидимые человеческому глазу УФ- и ИК-излучения за пределами этого диапазона.

Несмотря на то что цвета создаются световыми волнами, сами световые волны цвета не имеют. Цвет возникает в результате восприятия отражённого излучения человеческим глазом и мозгом. Фактически мы видим отражённый от поверхности предмета световой луч. Так, зелёная чашка выглядит зелёной только потому, что её поверхность отражает зелёный световой луч и поглощает все остальные. Красная поверхность кажется красной из-за того, что поглощает все лучи, кроме красного. Немного иначе дело обстоит с белым и чёрными цветами. Белыми принято считать предметы, отражающие все цвета видимого спектра (а если быть точными, до 75 % света). Чёрными кажутся предметы, поглощающие практически весь падающий на них свет. Кстати, самым чёрным считается чёрный бархат. Он отражает лишь 0,2 % света.

Итак, цвет — это ощущение, которое возникает в мозгу человека в результате попадания на сетчатку глаза световых волн разной длины.

Если разбирать цвет волос в контексте вышесказанного, то напрашивается несложный вывод — цвет волос зависит от отражающей и поглощающей способности входящих в них цветовых пигментов, натуральных и косметических. Чёрные волосы отражают от 2 % падающего на них света, а светлые — до 90 % света (максимальное значение отражения было зафиксировано на волосах ).

Цветовое зрение

Человеческий глаз воспринимает свет, отражённый от предметов, с помощью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Палочки высокочувствительны к свету и отвечают за ночное чёрно-белое зрение человека. А колбочки отвечают за цветное зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определённый диапазон видимого спектра, максимум чувствительности которых приходится на его красный, зелёный и синий участки. Интересно, что цветовое зрение человека развито чуть лучше, чем у собак. Световые рецепторы наших четвероногих братьев чувствительны к фиолетово-синему и жёлто-зелёному спектрам, что, предположительно, позволяет им различать только два цвета — жёлтый и синий, остальные цвета воспринимаются ими как серые. Глаза птиц имеют более чувствительный спектральный диапазон. Таким образом, некоторые виды пернатых способны различать четыре цвета. Пчёлы же обладают и вовсе фантастическим цветовым зрением. Они видят в ультрафиолетовом диапазоне, недоступном для человеческого глаза. Только представьте себе, какая разница в восприятии цвета!

Влияние языка на восприятие цвета

Только что мы выяснили, что восприятие цвета зависит от света, отражающей способности объектов и особенностей цветового зрения. К этому набору следует добавить ещё мышление и языковую культуру. Да, всё не просто!

Важно понимать, что носители разных культур могут по-разному воспринимать цвета. И знаете почему? В обыденной жизни они придают им разную значимость, и это находит отражение в языке. Иначе говоря, что выделяется языком, то и считается важным. К примеру, во многих германских языках (английский, немецкий и др.) отсутствует понятие голубого цвета, и все оттенки синего обозначаются одним словом (blue — в англ., blau - в нем.). Учёными было доказано, что из-за этой языковой особенности голубой и синий цвета воспринимают этими народами как один.

А вот ещё один интересный пример влияния культурных и языковых особенностей на восприятие цвета. У ряда северных народов в речи зафиксированы названия нескольких десятков характеристик снега. Они носят сугубо практический характер и используются для описания его состояния и оттенков. Благодаря такому вниманию к снегу северяне отлично ориентируются в его палитре. Для нас же большинство снежных оттенков окажутся просто неразличимыми. Интересно, что белого цвета как обобщающего для снега в их языке нет, а словарный запас относительно остальных цветов сильно обеднён, от чего они, надо думать, особенно не страдают. Да что там сверхчувствительность к оттенкам белого! Парикмахерам-колористам, вот кому в силу профессии приходится развивать цветовое зрение и восприимчивость к оттенкам волос. Со временем у многих из них вырабатывается профессиональный навык точно определять цвет волос, как говорится, на глазок.

Синтез цвета

Существует два способа получения цвета:

  • путём вычитания световых лучей;
  • путём сложения световых лучей.

Принцип вычитания, он же субстрактивный синтез цвета, основан на поглощении предметами или окрашенными поверхностями отдельных спектральных составляющих света. Вспомните пример с зелёной чашкой. Её поверхность поглощает все световые лучи, кроме зелёного. При смешении красителей путём «вычитания» цвета затемняются — итоговая смесь содержит меньше света, чем её составляющие по отдельности. Если, например, смешать краски всех цветов радуги, то получится цвет, близкий к чёрному (рис. 3 ). Принцип сложения (аддитивный синтез цвета) - это способ получения цвета от светящихся предметов путём сложения излучаемых ими световых лучей. Он принципиально отличается от принципа вычитания. Чем больше световых лучей излучает объект, тем светлее он кажется. Так, если соединить все лучи спектра, то получится белый цвет, а точнее белый свет (рис. 4 ).

Рис. 3 . Смешение цветов по принципу вычитания (субстрактивная модель) — сумма всех цветов радуги даёт чёрный цвет. Рис. 4 . Смешение цветов по принципу сложения (аддитивная модель) — сумма всех цветов радуги даёт белый цвет.

Набор основных цветов зависит от типа цветовой модели:

  • субстрактивной;
  • аддитивной.

Так, в изобразительном искусстве, равно как и в парикмахерском, смешение красок происходит по принципу вычитания (субстрактивный синтез) и основными цветами принято считать красный, синий и жёлтый. В полиграфии используется субстрактивная схема формирования цвета CMYK, основные цвета которой — жёлтый, пурпурный, голубой. Аддитивные же модели используют в качестве основных цветов красный, синий и зелёный.

Принцип сложения действует только в отношении технических устройств и предметов, излучающих свет (мониторы, телевизоры, лампы и т. п.). А принцип вычитания — в отношении предметов, отражающих свет и, соответственно, всех красителей: живописных, парикмахерских, автомобильных и любых других. Применительно к , мы будем говорить только о принципе вычитания цвета (субстрактивном синтезе).

Классификация цвета

Чтобы получить любой цвет, не нужно много красок, достаточно взять краски всего трёх цветов. Выражаясь научным языком, любой цвет можно получить путём смешения в разных комбинациях и пропорциях трёх цветов, каждый из которых невозможно получить из сочетания двух других. Такие цвета принято называть основными. В парикмахерском искусстве, равно как и в изобразительном, основными (первичными) цветами при построении палитры считаются красный , синий и жёлтый .

Пары первичных и вторичных цветов — красный-зелёный, синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый — являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

При смешении двух основных цветов получаются вторичные цвета. К ним относятся фиолетовый , зелёный и оранжевый . Зелёный цвет — итог смешения синего и жёлтого, оранжевый — красного и жёлтого, фиолетовый — красного и синего. Пары первичных и вторичных цветов — красный-зеленый, синий-оранжевый и жёлтый-фиолетовый — являются дополнительными (комплементарными) друг к другу цветами. Их оптическое смешение приводит к визуальному ощущению серого цвета.

Если же основные цвета смешать с вторичными, но не дополнительными цветами, то получатся цвета третьего уровня, иначе третичные . Примеры таких цветов - жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, и жёлто-зелёный.

Нужно отметить, что все цвета принято делить на хроматические и ахроматические.

  • Хроматические цвета - все цвета, кроме чёрного, белого и серого.
  • Ахроматические цвета - чёрный, белый и серый.

Белый — самый яркий ахроматический цвет, он отражает все световые лучи. Чёрный - самый тёмный. Он, наоборот, поглощает все лучи. Ну а серые цвета в равной степени отражают и поглощают световые лучи.

Характеристики цвета

Любой цвет независимо от того, к какой группе оттенков он относится, можно описать, используя три независимые друг от друга характеристики:

  • цветовой тон;
  • насыщенность;
  • светлота.

Остановимся на них подробнее.

Цветовой тон — это сам цвет (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый), который определяется длиной волны отражённого излучения (рис. 7.1 ).

Насыщенность цвета определяет его интенсивность. Она характеризуется степенью отличия хроматического цвета от равного по светлоте серого цвета (ахроматического). Насыщенные цвета мы обычно называем глубокими, а не насыщенные — приглушёнными (рис. 7.2 ). Насыщенность красок будет уменьшаться при добавлении белых, серых и чёрных тонов, а также при добавлении дополнительного оттенка. Дополнительные цвета (комплементарные) — пары цветов, оптическое смешение которых приводит к визуальному ощущению серого цвета. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

Светлота - количественная характеристика цвета, определяет его положение на шкале от белого до чёрного. Светлоту можно охарактеризовать словами «тёмный», «светлый». Например, цвет чёрного чая и цвет чёрного чая с молоком, будут отличаться светлотой. Цвет второго будет заметно светлее первого (рис. 7.3 ). Цвет с максимальным значением светлоты - белый, с минимальным - чёрный.

Рис. 7.1. Цветовой тон. Рис. 7.2. Изменение насыщенности синего цвета при добавлении в него чёрного цвета. Рис. 7.3. Коричневый цвет разной светлоты.

Цветовой круг

Как упорядочить цветовое пространство? Этот вопрос в разные времена занимал и художников, и учёных. Их усилиями были созданы разнообразные цветовые системы и модели, которые чаще всего изображались в виде плоских или объёмных фигур: кругов, колец или шаров.

Создание первого цветового круга приписывают Исааку Ньютону. Он ещё в ХVI веке представил цвета солнечного спектра в виде семисекторного круга (рис. 5 , 6 ). Учёный соединил спектр при помощи пурпурного цвета, который получил, смешав красный с фиолетовым. Его круг относят к роду физических, поскольку он заключает радужные цвета в той последовательности, в которой они наблюдаются в природе.

Рис. 5 . Оригинальный цветовой круг Ньютона из книги «Оптика», 1704 год. Рис. 6 . Физический круг из семи цветов радуги.

Спустя два столетия немецкий поэт и философ Вольфганг Гёте (1749-1832 гг.) разработал классификацию цветов, основанную на физиологических признаках. Гёте построил свой колористический круг, используя три первичных цвета — красный, синий и жёлтый, и три дополнительных - оранжевый, зелёный и фиолетовый. В итоге круг представлял собой три пары дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга (рис. 8 ). Надо заметить, что первым об основных и дополнительных цветах сказал немецкий живописец и гравёр Якоб Кристоф Леблон/Jacob Christoph Le Blon (1667-1741 гг.). Гёте же сумел объединить их в цветовую систему.

Как бы там ни было, шестисекторный круг Гёте, составленный из трёх пар дополнительных (взаимно нейтрализующих) цветов, по сей день имеет широкое прикладное значение. Колористы и художники с его помощью определяют гармоничные цвета, а парикмахеры ещё и цветовые нюансы для нейтрализации нежелательных оттенков на волосах. Несмотря на то, что авторство вышеописанной цветовой схемы из трёх пар дополнительных цветов принадлежит Гёте, многим парикмахерам она больше известна под названием «Звезда Оствальда». Почему так произошло, мы объяснить не берёмся. Вильгельм Оствальд, уважаемый немецкий физик и химик, основатель института по изучению проблем цвета, действительно, разработал цветовой круг. Но только его круг включал 24 цвета, а не 6. И был построен по другому принципу — он не учитывал законы смешения пигментных красок (в нём жёлтый расположен напротив синего, что в смеси они дают зелёный). Именно поэтому его цветовая схема не могла использоваться в живописи и других прикладных искусствах, в парикмахерском, в частности. Однако круг Оствальда стал предшественником современного цветового круга, используемого в компьютерной графике и дизайне.

Кроме круга Гёте немалый практический интерес представляет двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена, известного швейцарского художника и искусствоведа (рис. 9 ). Он наглядно иллюстрирует первичные, вторичные и третичные цвета. Круг построен таким образом, что диаметрально противоположные цвета являются дополнительными друг к другу. Кстати, в парикмахерской практике многие профессиональные марки, чтобы продемонстрировать пигментный состава различных цветовых нюансов красителей для волос, используют именно двенадцатичастный . На рисунке 10 изображена современная версия пигментного цветового круга с разделением цветов на первичные и вторичные.

Рис. 8. Круг Гёте. Рис. 9 . Цветовой круг Иоханнеса Иттена. Рис. 10 . Современный пигментарный цветовой круг.

Цветовая гармония

Главная цель профессионального окрашивания волос — достичь гармоничного сочетания оттенков. Чаще всего цветовую гармонию определяют как сочетание двух и более цветов, вызывающее приятное впечатление. Последние сто лет теоретики искусства спорят о том, существуют ли объективные универсальные законы цветовых гармоний. Одни утверждают, что такие законы есть и подробно их описывают. Другие же считают, что цветовые гармонии в большей степени подвержены влиянию субъективных предпочтений, моды, культурных особенностей, а также особенностей композиции и изображения.

Однако, несмотря на отсутствие согласия в рядах искусствоведов, широкое распространение в дизайне получила теория «объективных цветовых гармоний», которая выразилась в следующих несложных схемах сочетания цветов.

Гармония ахроматических цветов (белого, серого, чёрного). Белый и чёрный создают контрастное сочетание, оттенки серого — более спокойное. Кстати, зачастую создаёт визуальный эффект ахроматической гармонии (рис. 11 ). Монохромная гармония — представляет собой сочетание различных по интенсивности оттенков одного цвета (рис. 12 ). Гармония комплементарных (дополнительных) цветов - сочетание цветов, расположенных в цветовом круге друг напротив друга. Подобное сочетание выглядит очень контрастным (рис. 13 ). Пикантно смотрятся акценты, сделанные одним из цветов пары на фоне второго.

Рис. 11. Гармония ахроматических цветов.

Рис. 12. Монохромная гармония.

Гармония аналогичных или родственных цветов — комбинация цветов, расположенных в колористическом круге по соседству (рис. 14 ). Эти цвета создают спокойное комфортное для глаз сочетание. Подобные гаммы оттенков часто встречаются в природе.

Трёхцветная гармония — сочетание цветов, расположенных на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (рис. 15 ).

Гармония разделённых комплементарных цветов - комбинация трёх цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг равнобедренного треугольника (рис. 16 ). В этой триаде два цвета являются родственными, а третий дополнительным к цвету, лежащему между ними. В этом сочетании один из цветов комплементарной пары заменяют два производных от него оттенка. Подобное сочетание цветов имеет сильный визуальный контраст, но смотрится менее напряжённо, чем комбинация комплементарных цветов в чистом виде.

Четырёхцветная гармония комплементарных цветов - сочетание двух пар дополнительных цветов, лежащих на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольника или квадрата (рис. 17, 18 ). Рекомендуется использовать один из цветов комбинации как главный (фоновый), а остальные — второстепенными.

Рис. 13 . Гармония комплементарных цветов. Рис.

Важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.

1. Цветоведение- начало:

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.

2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:

Все спектральные цвета называются хроматическими .

Все остальные цвета получаются путем смешения основных.

Серый белый и черный называются ахроматическими :

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг-друга дополняют, то-есть, когда взаимодополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, "зажигают".

Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:

Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:

Наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.

НО при смешении таких цветов всегда получается серый.

Основы цветоведения

3. Основы цветоведения- основные характеристики цвета:

1.Название цвета- так называемый цветовой тон

2.Светлота- тон

3.Насыщенность- напряжение, чистота

Какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.

4.Тепло- холодность

Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют. Например:
Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то определенного цвета, допустим, того- же желтого. Давайте подумаем- цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, то-ли желтый светлый, то-ли желтый темный. Вот теперь нужно определить его насыщенность- сколько именно желтого присутствует в данном цвете? Много желтого- сильное напряжение, желтый с примесями- слабое напряжение, низкая чистота. И последнее- теплохолодность. Наш желтый цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в данном случае- желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их по нижеперечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.

Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду- предлагаю одно развлечение:

Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем случае- цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по разному нами воспринимается. Желтый повышает внимание, где-то раздражает. Синий- спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый- настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета. А теперь попробуем связать их с любыми предметами, допустим, с едой:
Я задам вам вопрос: какого цвета вкус картошки? Что? Белого? Нет!!! Вы должны прочувствовать, какие ощущения вызывает у вас вкус картошки, а не какого она цвета. У меня она вызывает ощущение, которое можно отнести к характеристике зеленого цвета. Еще вопрос:
Какого цвета вкус мяса? Конечно красного! Красный- сила, жизнь, движение- что дает нам кусок вкусного бифштекса, например. А какого цвета вкус клубники? Для меня это розовый.
Давайте перейдем к музыке. Если вы слышите звук органа, какие ощущения вызывают у вас эти звуки? У меня они вызывают ощущения, которые характеризируют фиолетовый цвет. А если слышите звук балалайки? Какого "цвета" эта музыка?

4. Основы цветоведения- цветовая гамма:

Ну что, развлеклись? Попали на нужную волну? Тогда едем дальше.
Все цвета, учавствующие в композиции, должны быть подчинены какому-то одному цвету, который всегда зависит от:

1. Цвета света (то-ли сейчас утро, то-ли вечер, ясный день или дождливый, а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать в комнату неповторимый теплый свет)

2. От цветов, учавствующих в композиции.

3. От площади пятен, учавствующих в композиции. Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность композиции.

В каждом мазке должно присутствовать три цвета- локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш натюрморт) и цвет света (он может быть как холодный так и теплый).

5. Конструктивное начало формы:

Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

Пластическое продолжение- добавляем полутон света, полутон тени, рефлекс и блик:

Блик- показывает материал, из которого зделан предмет.
Рефлекс- есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости.
Группа света- свет, полутон света, блик.
Группа тени- тень, полутон тени, рефлекс.
Связывает эти две группы нолевой полутон. В нолевом полутоне- локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светлотного тона.

6. Основы цветоведения- изменение цвета по форме предмета:

По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс происходит с светлотой. Светлый цвет удаляясь темнеет

Темный- светлеет

По насыщенности цвет удаляясь гаснет, слабеет

По теплохолодности- холодные цвета удаляясь будут теплеть

Теплые- холоднеть

На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:

По теплохолодности- если вы свет выбрали теплый , то тени будут холодными . Если свет холодный, то тени будут теплыми. Теплый свет удаляясь будет холоднеть, холодный- теплеть. Теплая тень удаляясь будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.

7. А теперь самое сложное:

7.1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

7.2. Самый безцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.

7.3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.

Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеятся, когда вы начнете рисовать. Я вам даю уже готовые законы, которые другие люди нарабатывают годами в процессе учебы. Здесь во времени все происходит намного быстрее. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом:

Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!

А укрепить знания, руководствуясь девизом вы сможете на странице изучение живописи.

Не плохо было- бы повыполнять несколько упражнений по цветоведению. Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой- же мазок сейчас ложить. Конечно, в этом нам помагают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:

1. Для этого нам понадобится гуашь, о которой говорилось в начале этой страницы. Используйте какой- либо цвет. Допустим, вы возьмете фиолетовый. Поработайте с ним. Представьте, что этот фиолетовый цвет- локальный цвет предмета, цвет нолевого полутона. И проделайте цветовые растяжки, что- бы с цветом происходило, если- бы он учавствовал в вашей композиции. Допустим, цвет предмета у вас холодный фиолетовый. Удаляясь в сторону теней он будет теплеть, ну и темнеть. Сделайте такую цветовую растяжку. А теперь о том, как это упражнение делается, технически:

А) можно выполнять его на бумаге сразу рисуя гуашью

Б) можно использовать выкраски. Выкраски это куски бумаги, которые вы предварительно окрашиваете в различные цвета, которые отличаются и по тону- цвету, по насыщенности, чистоте ну и так далее. Выкраски окрашиваются в самые различные цвета, какие только могут получиться. Выкрасок в работе над упражнением по цветоведению может быть не только сотни, а тысячи. И чем больше, тем лучше. Вот из этих выкрасок, подбирая необходимые нам цвета и составляется растяжка нужного нам цвета. Подбираем нужные нам кусочки, вырезаем и составляем растяжку, приклеивая один цвет рядом с другим. И на принципе ее уже и будем выполнять работу над фиолетовым предметом в, например, нашем натюрморте. Но мазки уже будут увереннее и делаться будут осознанно.

2. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. "Растягивать" цвета от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о которых вы здесь узнали. Потренируйтесь, вам от этого будет только польза. Вы многое сможете новое узнать о цвете и как он себя ведет рядом с другими или при смешении их. Можно сделать из выкрасок цветовой спектральный круг используя различные растяжки. У меня нашлась старая работа, но использовать ее для примера можно. Здесь цвета располагаются спектрально каждый на своем месте- это уже упражнение над цветом, плюс каждый из спектрального цвета еще растягивается в сторону белого и черного. Самое сложное здесь- это составить гармонично все цвета, подобрать нужную выкраску, что- бы она была на своем месте:

3. Так как в живописи, мы делаем цветовые поиски акварелью, так и в цветоведении мы можем делать цветовые поиски при помощи выкрасок. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок. Ниже сделана работа моей восьмилетней дочкой. Для ее уровня это очень хорошая работа. Показываю только принцип работы, у вас получится намного лучше:

Если вам удасться найти ошибки в этой работе, то это значит, что материал вы прошли успешно и поняли его.

Мир полон эмоций. Мы проявляем их в различных ситуациях и событиях в течении всей нашей жизни. Они могут быть как положительными, пробуждая в нас и окружающих позитивные переживания, так и отрицательные, вызывая бурю негативных реакций. Они могут проявляться в реальной жизни и в наших воображаемых фантазиях. И это всегда выражение наших чувств, которые не требуют подтверждений словами.

В основе создания образа всегда заложена эмоция, которая обнажает истинные чувства и переживания. Нашу индивидуальность, неповторимость и многогранность передают соединенные между собой различные эмоции. Какая вы сегодня? Какую тайну хранит ваш образ? Драма, романтика, секс, эпатаж? Без сомнения, создавая индивидуальный образ, мы используем массу дополняющих и уточняющих друг друга мелочей. Прическа, костюм, макияж, аксессуары - все это поможет в раскрытии эмоций.

Если вы хотите создать властный, решительный образ, вам поможет костюм с прямыми линиями, строгая прическа и графичность в макияже. Округлые формы, свойственные вязаным свитерам, рубашкам с маленькими воротниками, приталенным вещам, скажут людям, что вы человек добрый, податливый. Мягкие линии в прическе и макияже добавят образу романтизма. Треугольная форма костюма, минимализм в одежде, загадочный макияж и легкая небрежность в прическе подчеркивает сексуальность.

Формируя свой стиль, определите цель, подумайте, чего вы хотите: произвести впечатление на любимого человека, победить на выборах, получить новую должность, быть бойцом невидимого фронта или стать королевой вечеринки? Продумав все нюансы, создайте свой имидж и двигайтесь к намеченной цели.

Ваш образ должен приоткрыть только те эмоции, которые вы хотите продемонстрировать окружающим в данных обстоятельствах. Выбранный образ поможет выстроить порядок взаимоотношений с другими людьми. Одежда подскажет манеру поведения, ее цвет – настроение.


Психологическое значение цвета имеет также не маловажную роль.

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Красный

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. Формирует лидера.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства, а у индейцев олицетворяет жизнь и действие.

Оранжевый

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий, сексуальный. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Желтый

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Цвет оптимизма. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-желтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе.

В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии - символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет - это знак разлуки и измены.

Зеленый

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Голубой

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии - символ печали.

Синий

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Но на самом деле успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства.

Коричневый

Цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым, приглушенным и т.д. В любом образе колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.


Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. лишенные цветового пигмента) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. цветные) - это всевозможные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета нужно знать их основные характеристики.

  • Оттенок (цвет) - название цвета (красный, синий,...).
  • Интенсивность - уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона).
  • Глубина - степень яркости или приглушенности тональности цвета.
  • Светлота - степень разбеленности (% присутствия в цвете белого и светло-серого тонов).
  • Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов.
  • Яркость - характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Считается, что основных чистых цветов три: желтый, синий, красный. Все остальные цвета можно получить путем смешивания основных при различном пропорциональном их соотношении.

При смешивании двух основных цветов в равных пропорциях получается дополнительный цвет. Итак: синий+желтый=зеленый, желтый+красный=оранжевый, красный+синий=фиолетовый.

При смешивании трех первичных цветов в неравных пропорциях ― мы получаем разные оттенки серо-коричневых цветов, в равных пропорциях ― серый цвет.

Цветовой круг

В цветовом круге цвета находящиеся друг напротив друга являются контрастными или комплиментарными парами. Красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий –оранжевый и множество других пар.

Итак если вы хотите что-либо выделить, подчеркнуть красоту какого-либо цвета, выбирайте контрастный цвет – противоположный в круге!

Что бы подчеркнуть красоту глаз надо руководствоваться цветом радужки. Для голубых глаз, выбираем желто-коричневую и оранжево-коралловую гамму, карим глазам – зеленовато-синюю и фиолетово-красную, зеленым – фиолетово-красно-оранжевую.

Но здесь возможны и курьезы. Надев красное платье при оливковом цвете кожи, можно выглядеть болезненно. Зеленые тени или тушь усилят цвет красных прожилок на белках глаз, фиолетовая или сиреневая помада создаст ощущение ярко-желтой эмали на зубах, рыжий цвет волос добавит цвету лица синеватый оттенок.

Вот еще один не маловажный аспект. При наслоении друг на друга противоположных, контрастных цветов они взаимо уничтожаются, т.е. нейтрализуют друг друга. Эти качества цвета мы используем применяя базу под макияж, тональную основу или консиллер. Чтобы замаскировать фиолетовые круги под глазами, нужно выбрать корректор желтого цвета,чтобы скрыть коричневую пигментацию под глазами, лучше выбрать корректор холодного розового оттенка, нейтрализовать красные пятнышки и сосудики можно зеленым цветом, болезненно-желтоватый цвет лица или желтоватые пигментные пятна корректируется фиолетовой базой, цвет кожи с синеватым оттенком прекрасно освежится с помощью персиковой базы или тональной основы.

Если обратить внимание на каждую четверть цветового круга, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. В них нет резких противопоставлений, они хорошо смешиваются между собой. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны. Это сочетания родственных цветов и контрастных пар. И смешиваются они только лишь через один общий цвет. Например: коралловый (красный+желтый) и малиновый (красный+синий) = общий красный цвет и т.д.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Сочетания цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций. Одни цвета превосходно сочетаются, другие просто отталкивают взгляд.

Все сочетания цветов в углах треугольников, квадрата и прямоугольника (в круге из 12 частей) гармоничны. Все эти фигуры можно вращать в пределах круга - законы гармоничных сочетаний цветов в углах этих фигур остаются неизменными. Всевозможные сочетания можно рассмотреть на примере рисунков.

Сочетания 3-х цветов:

Сочетания 4-х цветов: В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант – это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять яркость, светлоту, контрастность, насыщенность, приглушенность. Вариантов достаточно много.

Помимо хроматических (цветных) существуют Ахроматические (бесцветные) цвета – белый (отражает) и черный (поглощает). Осветление или приглушение цвета происходит, когда к цветному цвету добавляют белый или черный. В первом случае получаются более светлые (пастельные оттенки), во втором – более темные (затемненные).При добавлении серого цвета становятся приглушенным, грязноватыми.

Если разделить цветовой круг, проведя линию от зелёного к красному цвету, пополам, то справа будут находиться ТЕПЛЫЕ цвета, а слева – ХОЛОДНЫЕ.

Холодные цвета - это все цвета и оттенки, в которые добавлена синяя краска. Теплые цвета получаются добавлением жёлтой краски.

Красный и зеленый цвета могут быть нейтральными, теплыми и холодными. В зависимости от того, сколько в них синей или желтой краски.


Очень важно хорошо различать теплую и холодную гаммы, так как они обладают рядом важных свойств. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего фактического расположения. То есть они имеют способность приближать, увеличивать. Они создают объем. Холодные цвета, наоборот, отдаляют, уменьшают. Так же все светлые оттенки приближают и увеличивают, все темные отдаляют и уменьшают.

Используйте эти свойства при подборе макияжа. Применяйте светлые светящиеся тени при небольших или глубоко посаженных глазах, затемнённые матовые тени – при выпуклых глазах или нависающих веках, светлую атласную помаду с перламутровым блеском – для создания дополнительного объема губам, затемнённую матовую помаду – для их уменьшения, светлые светящиеся румяна – для худощавого лица, румяна темнее цвета кожи без блеска – для круглого лица или излишних выпуклостей. Светлые тени, нанесенные под бровь, приподнимут их и увеличат глаза. Белый карандаш-кайал, нанесённый на слизистую оболочку глаза, увеличит его, сделает более открытым. Тёмный матовый карандаш, нанесённый на слизистую оболочку, придаст глазу вытянутую «восточную» форму.

Итак. Всем людям идут все цвета! Важно лишь в каком процентном соотношении, сколько его, в сочетании с чем и по какому поводу!

Цвета не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли, эмоции и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Цвет – это пульт управления эмоциями, научитесь нажимать на правильные кнопки!

1.Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов. 3

2.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 4

3.От чего зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций? Три условия построения ахроматических композиций. 5

4.Систематика цветов Иоганна Вольфганга Гёте. Линейная систематика цветов Исаака Ньютона Первичные и вторичные цвета. 8

5.Какой длины световые волны улавливает человеческий глаз? Эксперимент И. Ньютона. От чего зависит цвет прозрачного и непрозрачного предмета? 11

6.Охарактеризовать контрастные гармонические сочетания. Привести примеры. 12

7.Принципы построения 24-частного цветового круга. Количественный состав цветов на примере сине-красной группы. Какие цвета являются тёплыми, какие холодными, а какие нейтральными? 13

8.Теория систематизации цветов немецкого живописца Филиппа Отто Рунге. 15

9.Родственно-контрастные гармонические сочетания по кругу. Сколько существует групп? Какие? Примеры. 16

10.Основы систематизации цветов Вильгельма Оствальда. 22

11.Охарактеризовать родственные гармонические сочетания. Сколько существует родственных групп? Какие? 25

12.Объяснить принципы построения однотоновых гармонических сочетаний (гармонии теневых рядов). 26

13.Построение цветовой звезды И.Иттена. Схема, принципы построения. Перечислить гармонические созвучия по цветовой звезде И.Иттена. Схемы. 27

14.Контраст дополнительных цветов. Перечислить пары дополнительных цветов. Как пуантилисты и другие мастера живописи применяли данный контраст в своих произведениях? 29

15.Что такое контраст цветовых сопоставлений, его практическое применение. Какие художники часто применяли этот контраст в своих произведениях? 32

16.Символика цвета. Дать определение. 33

17.Дать определение понятия «синестезия». Привести примеры. 34

18.Что такое контраст цветового распространения? Гармонизация размеров цветовых плоскостей по теории Гёте (примеры пропорциональных отношений основных и дополнительных цветов). 35

19.Дать определение понятиям «семиотика цвета» и «семантика цвета». Привести примеры информационного значения основных цветов. 36

20.Последовательный контраст. Принцип возникновения. Примеры последовательного образа. 37

21.Контраст по светлоте. Значение данного контраста в композиции. Примеры. 38

22.Перечислить и охарактеризовать факторы, влияющие на пространственное действие цвета. 40

23.Контраст цветового насыщения. Почему действие контраста «блёклый-яркий» считается относительным. Примеры. 43

24.Пространственное действие цвета. Показать на примерах (схемы) как можно изменить зрительное восприятие размеров пространства. 45

25.Что такое симультанный контраст. Причины возникновения и способы нейтрализации симультанного контраста. 47

26.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера общественного помещения. 52

27.Контраст холодного и теплого. Ассоциативные ряды. Практическое применение данного контраста. Примеры. 53

28.Что такое пограничный контраст. Когда он возникает? Приведите примеры. 57

29.Психологическое воздействие цвета на примере интерьера жилого помещения. 58

30.Цветовая Модель (RGB и CMYK) 62

    Что такое цвет? дать определение. Ахроматический и хроматический цвет. Основные характеристики ахроматических и хроматических цветов.

    Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

    Ахроматические цвета – черный, белый, серый.

    Хроматические цвета – все цвета спектра.

    Основные характеристики ахроматических цветов:

    Оттенки серого (в диапазоне белый - чёрный) носят парадоксальное название ахроматических цветов. Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным -чёрный.При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

    Основные характеристики хроматических цветов:

    Цветовой тон-любой хроматический цвет может быть отнесен к тому или иному спектральному цвету.

    Светлота – наличие в цвете того или иного количества темного или светлого пигмента.

    Насыщенность – степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте ахроматического.

Новое на сайте

>

Самое популярное