Домой Сахарный диабет Разное. Сценарий отчетного концерта отделения народных инструментов "простота, красота, доброта"

Разное. Сценарий отчетного концерта отделения народных инструментов "простота, красота, доброта"

Сценарий юбилейного отчетного концерта народного отделения 05.04.2013 г.

«…по волнам музыки»

На сцене оркестр «Мозаика». Играют без объявления:

Г. Гладков «Песня друзей»
К.М. Вебер «Хор охотников»

Сегодня нет пустого места в нашем зале -
На праздник мы друзей позвали.
Они, усевшись чинно в ряд,
О школе музыкальной говорят.
Здесь громко музыка звучит,
И все огнями яркими горит,
И это происходит не во сне –
В гостях вы в звёздной маленькой стране.

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады видеть всех вас в этом зале, в зале, с которым у всех связаны различные чувства: волнение, воспоминание, может быть детский страх. Я, например, очень боялась играть на сцене. Сегодня у нас торжественный вечер. В этом году музыкальной школе исполняется 55 лет. И в преддверии праздника каждое отделение нашей школы проводит свой праздничный концерт. Класс баяна и аккордеона, так же, как и класс фортепиано, был открыт ровно 55 лет назад, поэтому народное отделение имеет богатую историю. Слово предоставляется руководителю народного отделения Колегову Николаю Илларионовичу.

Колегов: __________________________________________________________

Вед . Сегодня мы решили показать всё, что мы уже умеем. В концерте будут участвовать учащиеся разных классов – от начинающих, до старшеклассников. Наш концерт открыл оркестр русских народных инструментов «Мозаика», руководитель Эпова Оксана Борисовна, концертмейстер Будников Виктор Анатольевич.

Право продолжить наш концерт предоставляется Жене Янкову и Кристине Крючковой. Они пока ещё первоклассники, но народ смелый и уже приняли участие в Международном Фестивале детского и юношеского исполнительства «Музыкальный Арт-Форум» в городе Новосибирске.

Андантино

Ещё один участник Международного Фестиваля Иван Степченко . Холминов, Песня

Когда речь заходит о баянах и балалайках, очень скоро разговор переходит в рассуждения о народных песнях. А где рассуждения, там и практическая работа. Мы сегодня попросили присоединиться к нашему концерту учащихся ансамбля русской песни «Рябина» (руководитель Светлана Геннадьевна Пучкова). Пение в сопровождении баяна – это уже само по себе приятное действие, а если певцы в костюмах и текст песни веселый – тогда пение превращается в праздник. Сейчас на сцену выйдут ещё не мастера праздника, но уже вполне профессиональные певцы – младшая группа ансамбля «Рябина».

«Жили-были»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

концертмейстер Леонид Николаевич Зуев

В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (фортепиано, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из лёгких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Совсем другое дело гитара. Этот инструмент известен не менее, чем фортепиано, если не более. История гитары захватывающая и весьма интересная. Достаточно сказать, что почти в каждом европейском государстве гитары имели свой строй, а в России даже изобрели свой собственный вид гитары – семиструнную. С гитарой легче – взял в руки и уже можно организовать концерт. Можно спеть, а можно и сыграть. Причем, также, как и спеть, сыграть на гитаре можно всё, что угодно. Сейчас вы услышите «Танго влюбленного кузнечика». Исполнит его Кузнецова Анастасия, дипломант III Международного конкурса «Музыкальный Арт-Форум» в городе Новосибирске, в 2012 году она получила Диплом I степени.

Воронов Андрей, стипендиат мэра г. Усолье-Сибирское

«Санта Лючия»

Гордеева Влада, Джулиани, Рондо для гитары и фортепиано

концертмейстер Добрышина Марина Александровна

Ансамбль «Рябина» (старшая группа),

«Вот какая пара»

«Усольские частушки»

концертмейстер Агеев Анатолий Борисович

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведёт от европейской . От подобных инструментов домра взяла корпус, гриф, струны и приём игры – щепочкой, выточенной из подручного материала – плектром. Простота изготовления позволила домре получить широкое распространение на Руси. Исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. В настоящее время этот инструмент считается молодым и перспективным. Всё больше и больше внимания уделяется ему на самых разных уровнях. В 2012 году был создан детско-юношеский оркестр русских народных инструментов «Таланты Прибайкалья». В этом году наша школа приняла участие в этом проекте и, надеемся, будем участвовать и дальше. Для вас играет Идрисов Тимур , участник областного оркестра русских народных инструментов «Таланты Прибайкалья»

Рондо

концертмейстер Ольга Ильинична Рощихина

Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). Вот Коняхин Глеб и расскажет нам о герое гражданской войны, командарме Николае Щорсе. («Песня о Щорсе»).

Сразу начинает садиться оркестр баянистов

На отделении работают 8 человек, из них 6 являются выпускниками школы. Получив образование, они вернулись в родные стены и уже много лет успешно работают с детьми. Хочу спросить у выпускников – самый запомнившийся момент за время обучения?

Кипит работа повседневно,

Но вот среди кипучих дней

Вдруг наступает день рожденья,

Чудесный праздник – юбилей!

Оркестр баянистов «Акцент» дарит всем присутствующим «Диковинку из Дюссельдорфа»

В своё время оркестр был самым моим любимым предметом. Коллективное музицирование я до сих пор очень люблю. В репертуаре нашего оркестра были произведения Дунаевского, Хачатуряна, Бизе. Хочу спросить выпускников в зале – какую пьесу вы больше всего запомнили?

Русская народная песня «Вейся, капустка»

На протяжении многих лет я веду свои маленькие наблюдения и выяснила, что баянисты – самые лёгкие на подъем люди. Они готовы выступить прямо в тот момент, когда вы к ним обратитесь. А еще они очень любят проводить эксперименты и преподносить сюрпризы. Именно такой сюрприз приготовили для вас Леонид Николаевич Зуев и его выпускник Кирилл Шаляпин

А. Шалаев «Волжские припевки»

А ещё – народное отделение самое играющее отделение. Именно здесь созданы два замечательных коллектива – оркестр русских народных инструментов «Сибирские узоры» и ансамбль «Усольский сувенир». Ансамбль русских народных инструментов «Усольский сувенир»

А. Пьяццолла «Либертанго»

Е. Дербенко «Семёновна»

Хотим вам пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дней,
Чтоб вы с улыбкой, не иначе,
Встречали каждый юбилей!
Сил, творческих дерзаний и везенья,
Молодости, света, красоты!
И пусть всегда – не только в День рожденья –
Исполнятся заветные мечты.

« ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ

Действующие лица: Хозяйка, Дед, Баба, Домовой, Соседка (взрослые),

дети подготовительной и средней группы.

Зал оформлен в народной стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, прялка, расписная деревянная посуды. Артисты в народных костюмах.

Ход праздника.

Звучат русские народные наигрыши. На сцену выходят Хозяйка и музыкальный руководитель .

Хозяйка. Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

Музыкальный руководитель. Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки

Были праздником души.

Отдых – это не безделки-

Время игр и новостей.

Хозяйка. Начинаем посиделки!

Музыкальный руководитель. Открываем посиделки!

Вместе. Для друзей и для гостей!

Хозяйка садится на лавку в избе. В горницу под музыку пританцовывая, входят 2 девочки. В другом конце зала стоит еще группа девочек.

1-я девочка. (Громко.) Настя!

Настя . (Девочка из группы.) Что?

2-я девочка . На посиделки пойдешь?

Настя . Не слышу!

1-я девочка просит 2-ю девочку. Помоги мне крикнуть!

Вместе. На посиделки пойдешь?

Настя. Пойду!

1 и 2 девочки. Не слышим!

Настя (просит своих подружек.) Девчонки, помогите мне крикнуть!

Все девочки из группы . Пойду!

1-я и 2-я девочки вместе . И куда же ты пойдёшь?

Настя. На посиделки!

Группа девочек во главе с Настей под музыку выходят в зал. Все девочки садятся на стульчики, закидывают ногу на ногу, начинают «щелкать семечки».

1-я девочка встает со стула, топает ногой.

Уж и где это видано и в какой деревне слыхано?

Что? (все)

В нашу-то деревню гости ладные приехали!

Да ну?! (все)

Ну, и кто же тебе про это сказал?

Так я хожу-хожу, корову свою ищу…

С пятном на лбу?

С колокольчиком на шее?

Опять оборвалась, глупая!

Не, не видели! (вместе)

И куму встретила, кума сказывала.

А откуда кума знает?

Кума все знает, что на свете делается!

Да что знает-то, что?

Ну как что? Парни идут!

Под музыку «Выйду на улицу» выходят 4 парня с балалайками.

Танец «Выйду на улицу»

Хозяйка. Здравствуйте, детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие.
Проходите, проходите, мою избу посмотрите.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красные надевала, украшалася.

Вижу, и вы к посиделкам готовы,

На вас яркие обновы:

Сарафаны расписные да рубахи льняные.

Дети. Пришли сюда мы скуку разогнать,

Пришли повеселиться, поиграть!

Чтоб со всеми песенки попеть,

На забавы разные, потехи посмотреть!

Хозяйка. Ну, что ж, ребятушки, веселитесь, отдыхайте, песню шуточную-прибауточную запевайте.

Песня «Долговязый журавель»

Хозяйка. А теперь, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

Гостей развлекать,

Себя людям показать!

Хороводная игра «Как у тетушки Маланьи»

Ребенок. Можем мы играть весь день,

Заплетайся, наш плетень!

Игра «Заплетися, плетень»

Хозяйка. Разыгрались, повеселели, ребятки? Садитесь, отдышитесь. А девчата-то как разрумянились, похорошели!

Ох, недаром славится русская красавица.

Стар и млад, вся улица, на девчат любуется.

Танец с платками.

Хозяйка. Ах вы, русские платки, узоры расписные,

В них девчата хоть куда, красивые такие!

На игрушечной лошадке выскакивает маленький мальчик, за ним ковыляет Дед.

Дед. Э-ге-гей, скачи веселей! Давай, внучок, погоняй!

Внук. Деда, поскачи со мной, поскачи!

Дед. Эх, внучок, мне бы годков 60 сбросить! Вот я бы с тобой поскакал!

Видит собравшихся детей.

Дед. Здравствуйте, девчушки-пичужки и мальчишки – капустные кочерыжки!

(кланяется гостям) — И вы, люди добрые, здравствуйте!

Хозяйка. Здравствуйте, дедушка Пахом! Как поживаете, как ваше здоровье?

Дед. Да живём потихоньку, помирать некогда. Кто же внучка уму-разуму научит? А у вас тут, значит, посиделки? Давно я на посиделках не был! У нас-то в деревне раньше до чего весело бывало! Как частушки запоют, ноги сами в пляс идут!

Хозяйка. Эй, девчонки-хохотушки и ребята-крепыши!

Запевайте-ка частушки, веселитесь от души!

Частушки «Стенка на стенку»

Дед. Так хорошо у вас тут, прямо душа поет! А вы игры русские знаете? В «Колечко» играть умеете?

Игра «Колечко»

Дети сидят на стульях, ладошки «лодочкой», покачивают в такт песни. Ведущий незаметно опускает кому-нибудь колечко. У кого окажется колечко, в конце песни должен быстро выбежать с места, а другие его удерживают.

Катилось колечко

По нашему крылечку,

По саду-огороду,

Упало прямо в воду.

Рыбонька плыла,

Колечушко нашла,

Колечушко-кольцо,

Выйди на крыльцо!

За дверью раздаётся крик Бабки: «Пахом! Пахом!»

Дед (испуганно). Ой, это моя баба кричит! Спрячусь-ка я от неё, а вы, ребята, не говорите, где я! Договорились?

Под музыку выходит Баба Матрена.

Баба . Пахом! Куда же подевался этот старый пень!?

Ну, попадись мне только! Пахом, ау!

Хозяйка . Здравствуйте, бабушка Матрена! Что случилось?

Баба. Здравствуй, доченька! Беда у меня приключилась! Кажись, мой дед

пропал. Пошёл за дровами и нету. Я его ждала, ждала… Может, он в лесу заблудился? А там волки, а-а-а! (Плачет).

Хозяйка. И вовсе твой дед не заблудился. Спрятался он!

Баба. Как, спрятался?! Пахом, а, Пахом! Ты где? А ну, отзовись!

Дед. Неа!

Баба. Как это, нет!? Выходи, кому говорю!

Дед. А ты найти меня!

Дед. Не догнала, не догнала! (Бегает, смешит детей)

Хозяйка . Полно вам бегать, давайте танцевать!

Дед. Да мы и танцев-то ваших не знаем!

Баба. Вот в наше время как «Кадриль» — то заиграет,

Всех танцоров увлекает! (Начинает звучать музыка «Кадрили»)

Дед. Что с ногами, не пойму,

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

«Кадриль»

Хозяйка. Дедушка, бабушка, вы так задорно танцевали, что помолодели лет на тридцать. Мы вас очень любим и поем для вас эту песню!

Песня «Дедушка и бабушка»

Стук в дверь. Заглядывает соседка.

Заходит соседка . Здравствуй, соседушка!

Хозяйка. Доброго здоровья, милая!

Соседка. Слышу, музыка играет, песни поют. Решила заглянуть на огонёк.

Хозяйка. Приходи, кумушка, на посиделки и деток своих приводи. Всем места хватит! А я пока за водой схожу, самовар поставлю. (Уходит за избу).

Соседка. Спасибо за приглашение, непременно придем.

«Как по морю синему»

Баба. (После танца обнимает малышей, ласкает, приговаривает.) Мои вы цыплятки, мои вы утятки, мои вы гусятки, какие вы хорошие да пригожие…

Дед. Ути-пути, цып-цып-цып…Раскудахталась, наседка!

Соседка (бабкина дочь). Не ссорьтесь, мои дорогие! Лучше послушайте, как ваши внучки-красавицы поют.

Песня «У Федорки»

Соседка (хитро). И в кого они такие голосистые?

Баба. (гордо. ) Моя порода! Я же в деревне первой запевалой была. (Начинает голосить «Ой, цветет калина…»)

Дед ( Прерывает на полуслове). Хватит горло драть, я тебя уже 50 лет слушаю, вон оглох на одно ухо.

Домовой. (Сидит под столом, пыхтит, чем-то шуршит). Апчхи!

Дед (бабе). Будь здорова!

Баба . Это ты будь! (Смотрят по сторонам, под столом кто-то возится, чихает, кашляет).

Домовой. (Чуть высовываясь) . Знаете что? Я вас боюсь!

Дед с бабой. И мы тебя тоже!

Домовой. Я вас больше боюсь. Вы меня не тронете? Не поколотите? Не шваркнете?

Дед. Да нет же, выходи! А ты вообще кто?

Домовой. Я – Кузя, я здесь живу, я домовёнок.

Баба. Значит, ты хозяин этого дома?

Домовой. Выходит, хозяин! (Гордый, выходит в центр).

Дед. А мы на посиделки пришли. На людей посмотреть да себя показать.

Вот ты, Кузенька, любишь веселиться?

Домовой . Ещё как! Страсть как люблю пошалить!

Буду нынче я проказничать,

Буду нынче безобразничать.

Перемешаю я крупу и горох и муку.

Бабушка. Это, друг мой, пустяки.

Ты хоть всё переверни,

Мы порядок наведем

И крупу переберем!

Игра «Перебери крупу»

Домовой высыпает шарики разного цвета в обруч, а 3 девочки средней группы собирают шары по одному, в ведро, каждая своего цвета.

Домовой. Я ведь не просто так шалю, работа у меня такая, людей к порядку приучать. А после работы я очень люблю веселиться! Люблю шутки-минутки да веселые прибаутки!

Хозяйка. Ну, какие же посиделки без шуток-прибауток?

Потешки (Между ними звучат русские наигрыши)

1-й ребенок. Ах, вы сени мои сени,
Комары в щелях засели.
Их и не видать,
Все. Их, и не видать!
1-й ребенок. Прусаки- то тараканы
Вдоль по печке проскакали,
Стали танцевать,
Все. Стали танцевать!
1-й ребенок. Дед и баба увидали,
Всей деревне рассказали.

Смеху было страсть!
Все. Смеху было страсть!

2-й ребенок. А у нас…

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увозил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком – правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали.

3-й реб енок. А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Домовой. А я тоже знаю одну потешку. Ну-ка, идите ко мне поближе и слушайте внимательно.

Тарин, Барин, Пощипай ехали на лодке.

Тарин, Барин утонул. Кто остался в лодке?

Дети . Пощипай!

Домовой щиплет детей, они убегают на стульчики.

Шуточный диалог «Филя и Уля»

Соседка. Кузя, а ты загадки любишь разгадывать?

Кузя. Это мое самое любимое занятие!

Соседка. Тогда слушай, у меня тут для тебя и для ребят целая корзинка загадок.

Загадки-нескладушки.

Знает девочка Алена, что малина-то….солена! (Сладкая)

Огурец возьми любой, он по цвету…. голубой! (Зеленый.)

Малой пчелке нелегко давать людям….молоко! (Мед.)

Наш могучий старый бык по утрам….чирик-чирик! (Му-му.)

У Авдотьи и Данилы в конуре-то….крокодилы! (Собаки).

Соседка. Хорошо у вас здесь, соседушка, но нам с ребятками пора идти домой. Делу время – потехе час.

Хозяйка. Прими угощение для малышей, милая. (Дает корзинку с конфетами)

Дети средней группы уходят хороводом под ту же музыку, что и заходили.

Дед (Обращается к бабе). Матрена, я же совсем забыл, тебе привет прислала…

Баба. Кто?

Дед. Даша!

Баба . Какая Даша?

Дед. Свинья наша! Пора нам с тобой домой идти, дел-то весной невпроворот!

Баба. В гостях хорошо, да дома лучше! До свидания! (Кланяются, уходят).

Кузя . Разбирайте бубны, ложки, колокольчики, гармошки.

Становитесь в круг скорей, да играйте веселей!

Игра с музыкальными инструментами.

Дети с музыкальными инструментами стоят в кругу, в центре Кузя-дирижер. Дети играют плясовую. На смену музыки кладут инструменты на пол, бегут по кругу, дирижер тоже. По окончании музыки нужно успеть взять любой инструмент. Кому не хватило – становится дирижером . Игра повторяется.

Хозяйка. Собирайте бубны, ложки, колокольчики, гармошки.

Дети собирают в корзину инструменты

Домовой. Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

Всех на пляску приглашу!

Заключительный танец ( дети приглашают зрителей на танец)

Хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь.

Кто был сегодня молодец – получает леденец!

Хозяйка. И ты, Кузенька, дорогой, иди сюда, не смущайся,

Леденцами угощайся!

Домовой. Леденцы-то я люблю,

Всем спасибо говорю! (Кланяется в пояс).

Хозяйка. Спасибо, люди добрые, что приехали к нам, не загордились, не заленились.

Музыкальный руководитель. И в другой раз милости просим к нам путь держать, мимо не проезжать!

Хозяйка . За ваше смотрение-

Дети. Кланяемся!

Хозяйка. Доброте вашей-

Дети. Радуемся!

Хозяйка. А на том-

Дети. И до свиданьица! (Звучит веселая русская музыка).

Сценарий праздника «Песня- душа народная»

Цель праздника:

Приобщение к русскому народному культурному наследию посредством песни, в которой отражается многовековая история, беды и чаяния, тончайшие оттенки человеческих переживаний, проявляется высокая музыкальная культура народа.

Оформление сцены и зала в стиле старины.

Ход праздника:

На сцене ведущие в русских народных костюмах.

Ведущий 1: Ведущий 2:

Ведущий 1:

Ведущий 2:

Ведущий 1: Ведущий 2: Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Добрый день, судари! Рады видеть вас на нашем

празднике.

А собрались мы здесь песни послушать, попеть,

поиграть и про песню русскую узнать.

Представление участников праздника.

В старину говорили: «Кто с песней живет, того

кручина неймет».

«Как живется, так и поется»

«Где песни, там и молодость»

«Песня - душа народная». Испокон веку всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе. От

Россия - наша страна!

2 ведущий:

Те, кто на земле стоит,

Зерна хлеба молотит,

С петухами здесь встает,

Вот он сельский наш народ!

1 ведущий:

А село наше живет!

Нынче пляшет и поет.

Здесь мы праздники встречаем,

Пирогами угощаем!

Исполняется русская народная песня или "Ромашковая Русь"

1 ведущий:

Мы сегодня рано встали,

Чисто горенки убрали.

Долго-долго наряжались,

Все на площади собрались!

(В клубе нашем все собрались)

2 ведущий:

Чтобы праздновать сейчас,

Мы попляшем здесь тотчас.

Молодое поколенье, мы зовем на сцену.

Исполняется песня-пляска

Кто рано встает, тому Бог дает!

1 ведущий:

Дал нам Боженька леса,

Нивы, поле - чудеса!

2 ведущий:

Дал прекрасное село,

Называется оно ….

Все: говорят название села.

1 ведущий:

Пусть оно лишь процветает,

Пусть гостей всегда встречает!

2 ведущий:

Будем в радости все жить,

И не охать, не тужить!

Кто в радости живет, того кручина не берет!

Исполняется веселый танцевальный номер.

Выходят сельские поэты со своими стихами о селе.

1. Вот моя земля родная!

Все от края и до края

Мне родное, дорогое,

Сердцу милое такое!

2. Среди этого села

Я родилась и жила.

Здесь детишки подрастали,

Свадьбы пышные справляли,

Ссорились и мирились,

Земле, солнцу поклонились.

3. Хоть не сладко нынче жить

Будем всем селом дружить.

Дни рожденья отмечать,

Всех на праздник собирать!

Исполняется "Деревенька моя" - песня

1. Мы в селе родном живем,

Тут и пляшем и поем.

А чтоб было веселей

Скоморохов позовем.

1 скоморох:

Смех - забавы, как горох,

Я пришел к вам - Скоморох.

Вот веселый братец мой

Нынче он пришел со мной.

2 скоморох:

Нас веселых все встречайте!

Поцелуйчик посылайте.

Вам частушки пропоем,

А потом вас позовем.

1. Вот корова полетела

Прямо в жаркие края,

А кому, какое дело,

Ведь корова не моя!

2. Наши сельские ребята

Очень кудреватые,

Думают богатые.

1 скоморох:

А теперь и ваш черед,

Кто частушки тут споет?

Конкурс "Частушки веселушки"

2 скоморох:

Наш веселый сельский праздник

Дружно продолжаем.

Конкурс наш "А вам слабо?"

Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.

1. Кто расколет кулаком доску

2. Кто вперед выпьет молоко из бутылки

По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Скоморохи:

Так спасем Россию нашу,

А пока сейчас попляшем.

1 скоморох:

Плясунов мы выбираем

2 скоморох:

Всех танцоров приглашаем

1 скоморох:

Эй, гармошки, заиграйте

2 скоморох:

Лучших плясунов села выбирайте!

Конкурс "Эх, топни нога, топни правенькая"

После окончания участникам вручаются сувениры.

Скоморохи:

Не скучайте никогда!

Веселитесь, господа!

Мы в своем селе родном

Все ненастья переждем! (убегают)

Выходят ведущие:

1 ведущий:

Праздник нынче продолжаем,

И сельчанам объявляем,

Что у нас хозяйства есть

Трудовые - их не счесть!

2 ведущий:

Хоть и не велик достаток,

В доме чисто и порядок.

Аккуратный дворик есть

И детишек там не счесть!

1 ведущий:

Все обуты и одеты,

Лаской нежною согреты.

Семье имя - Доброта

Кто такие, господа?

Сельчане называют предполагаемых призеров

1 ведущий:

Нет! Не будем здесь гадать,

Пора хозяев называть.

Выходит глава сельского поселения и называет семьи, которые признаны лучшими на селе (многодетные, порядочные, примерные)

Награждение семей - победителей!

1 ведущий:

Вот родное село,

Сердцу милое оно.

2 ведущий:

Кто селу славу добывает,

Кто село наше прославляет.

1 ведущий:

Почетные гости на праздник пришли,

И добрую славу селу принесли.

Почетные гости поздравляют сельчан

1 ведущий:

Пусть наши мечты все сбываются,

Пусть соседи и друзья улыбаются,

Пусть село родное живет,

Дружно работает и песни поёт!

2 ведущий:

Пусть вокруг села колосится,

И рожь и пшеница.

А мы праздник провожаем,

Пышным хлебным караваем!

Исполняется песня "Хлеб всему голова"

Дай Бог тому, кто живет в этом дому!"

Год дракона 2012: смешные сценарии, сценки, на Новый год.

Добавить сценарий

«в песне русская душа» (сценарий праздника для среднего и старшего школьного возраста)

Действующие лица:

Ведущий – юноша или девушка.

Учащиеся старших классов: коробейник, хозяйка, девушки и юноши.

Зал оформлен в народном стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, на скамье лежат балалайка, гармонь, деревянные расписные ложки.

Ведущий. Много разных песен у нашего народа. Былины рассказывают о подвигах во имя и благополучия народа и государства. Исторические песни о прославившихся людях и памятных событиях старины, баллады поражают воображение подробностями жизненной драмы. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка-Дон у Ростова,

Это матушка-Волга в пути.

Песня русская – это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на мину, послушай,

Заведешься, как новый движок.

… Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысяча лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет.

В. Боков «Песня русская»

Звучит русская народная песня «Коробейники». На сцену выходит Коробейник, его встречает Хозяйка. На вышитом рушнике она несет каравай хлеба с солью.

Хозяйка. Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Хозяйка низко кланяется.

Коробейник. У меня полным-полна коробушка,

В коробейниках хожу.

Выходи, душа-зазнобушка,

Все товары разложу.

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс,

Песни русские раздольные

Приготовил я для вас.

У меня товары дельные,

Подходи-ка веселей.

Плату я беру умеренно –

Все улыбками людей!

Здравствуй, хозяюшка! (Кланяется хозяйке.) Здравствуйте, добры молодцы! (Поклон в сторону гостей.) Здравствуйте, красны девицы! (Поклон в сторону гостей.) Рад вас видеть на веселом празднике.

Эх, полным-полна моя коробушка,

И спою, и расскажу…

Подходи, душа-зазнобушка,

Все товары покажу!

Подходи, хозяюшка, для тебя самую задорную песню, самый веселый перепляс выберу!

Хозяйка. Еще надо посмотреть, что у тебя за товары!

Парень ты хваткий, как с тобой без оглядки?

А может, у нас самих товар не хуже?

И песни, и пляски, и в игре уменье…

Исполняется русская народная песня «Подай балалайку!».

Хозяйка. Ну, показывай, что принес. Какие песни русские знаешь ты?

Коробейник. А знаю, хозяюшка, песни русские бытовые. Бытовые песни сопровождают человека всю жизнь – от рождения до смерти.

Хозяйка. Еще в колыбели дитя засыпает под байканье («баять» – говорить, заговаривать, шептать) – поет мать, сестра, бабушка или нянька.

Звучит колыбельная.

Ой, лю-лю, мое дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно!

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят

И лисицы спят,

Нашему Ванюше спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Все по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюшка,

Спи-тко, дитятко родное!

Коробейник. Человек вырастал. И песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Ни один из праздников не обходился без пения. Пением же облегчали тяжелый каждодневный труд. Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное. Пели песни величальные – колядки, славили хозяев, их дом, желали его семье всяческих благ.

Хозяйка. А когда гадали, пели подблюдные песни.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Вот припев песни с гаданием о замужестве, о том, какой будет жизнь в будущем:

Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла курочка

Золот перстень.

Мне тем перстнем обручатися.

Кому вынется,

Тому сбудется,

Не минуется,

Коробейник. А скажи-ка ты мне, хозяюшка, знакомы ли тебе песни-веснянки, заклички веселые?

Хозяйка. Каждый год мы кличем, ждем ее всегда с нетерпением. 1 марта, 4 марта, 9 марта или в другие дни пекут во всех домах «жаворонков» из теста. Ребятишки привязывают этих жаворонков к шестам, бегают с ними по улице и кричат: «Жаворонки прилетели!»

Группа исполняет песню-веснянку:

Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Хозяйка:. Ну, молодец, а ты чем порадуешь?

Коробейник. Для такой красавицы я уж расстараюсь. Песни выложу звонкого серебра высшей пробы.

Ой, ты, милая моя,

Выходи скорее.

Поплясать, переплясать

Я тебя сумею!

Песни плясовые,

Задорные, лихие!

Группа детей исполняет плясовую песню «Ах, вы, сени, мои сени».

Ах, вы, сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Уж знать, что мне по сеничкам не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку не важивати!

Выходила молода за новые ворота,

За новые дубовые, за решетчатые;

Выпускала сокола из правого рукава:

Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко, и далеко на родиму сторону!

Хозяйка. скрылся в облаках,

Солнышко за морем.

Ты не хвастайся пока,

Мы еще посмотрим!

Поджидай меня, мой миленький,

Только выйду из ворот,

А сейчас веселый, праздничный

Заводи-ка хоровод!

А ну-ка, девушки-подруженьки, заведем хоровод!

Все участники праздника водят хоровод. Звучит русская народная хороводная песня.

Сидит Ванечка весной

Под зеленою сосной.

В дудочку-рожок играет,

В хоровод всех приглашает.

Ладо, ладо, лели-лель!

Ладо, ладо, лели-лель!

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Эх, и тили-тилишок,

Попляши-ка, мой дружок!

Коробейник. Куда тебе, девица, со мной тягаться? Мы народ тертый. Как частушки запоем, всем плясать захочется. К тому же нас много, только кивну, ребята мне помогут.

Хозяйка. А нас еще больше! Так что справимся!

Девушки и юноши исполняют частушки.

Золоты родители,

Брат родной серебряный,

Отпустите погулять –

Сегодня день не ведренный.

Уж ты, Леша, Алексей,

Мое ты полюшко посей;

Мое ты полюшко посей,

Меня, девчонку, пожалей!

Поработаю у батюшки

Еще один годок

За суконный полушубочек,

За шелковый платок.

За какие за грехи

Нарядили в пастухи?

Господи, прости,

Как не хочется пасти.

Ведущий. Это частушки о деревенской жизникрестьянском труде и семье. В них говорится о том, как нелегок труд простого человека от зари и до зари, как в юности лень работать и тянет погулять с подружками да друзьями, а также о взаимоотношениях «отцов и детей», о покорности родительской воле и подчинении ей.

Частушки пелись на посиделках и гуляньях.

Продолжается исполнение частушек.

Заиграла балалайка,

Закипела во мне кровь.

Я до нынешнего годика

Не знала про любовь.

Чернобровенький, молоденький,

Не стой передо мной,

Разгорится мое сердце,

Не зальешь его водой.

Я нечаянно взглянула

На тебя, мой дорогой –

Разгорелись алы щечки

У девчонки молодой.

Ведущий. Частушки, посвященные теме любви, счастливой и несчастной, замужеству и женитьбе. Девушка ждет любви, вот она уже завлекает понравившегося парня, он отвечает взаимностью или отвергает ее. В свою очередь парень ухаживает за девушкой, назначает ей свидания, сватается. Влюбленные рассказывают о своих встречах и разлуках. Частушки о замужестве и женитьбе – это прежде всего истории сватовства, между родителями и детьми, готовящимися женить или выдать замуж.

Исполняются озорные частушки.

Была кузница – сгорела,

Мельницу водой снесло.

Полюбила небольшого –

В поле снегом занесло.

На столе стоит стакан,

Под ним рыжий таракан.

Этот рыжий таракан

Ну совсем как мой Иван.

Ведущий. В озорных шуточных частушках, частушках-небылицах девушки и ребята смеются друг над другом. Над собой. Подшучивают над своими родителями.

Задушевная подруга,

Твоего я видела:

На крыльце сидит и плачет –

Курица обидела.

Как во нашей во деревне

Все избушки на боку.

Уж как наши-то ребята

Почернели с табаку.

Ведущий. У русского народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Собирался ли молодец жениться, и его свадьба, начиная от сватовства и до так называемых «отводин», когда молодые после пира спустя время навещали тестя и тещу, вся сопровождалась пением.

В семейных песнях пели о домашних неурядицах, несчастьях и редко, совсем редко, – о счастье.

Тяжкую скорбь по безвременно умиравшем близкие выражали в похоронных причитаниях. Столь же скорбными были песни о вдовьей и сиротской доле.

Как, однако, ни была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка. В песнях смеялись над незадачливыми людьми, над неумелыми работниками. Юмор шуточных песен неистощим.

Как память о прошлом старинные песни сохранили свое в современной жизни. Истинные произведения искусства переживают время первоначального создания.

Коробейник. Эх, была полным-полна коробушка,

Опустела вся сейчас!

Я на празднике зазнобушку

Повстречал на этот раз.

Хозяйка. Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час!». Наш час подошел к концу.

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Смотры худ. самодеятельности, праздники русской песни и т.п.

Веками Русь жила своим умом

И грады-сказки строила по кручам.

Особой статью, песней, ремеслом

И верою красив и славен русич.

В былинах, сказках ли богатырей

Заморским ядом только ведь и брали.

Не дай нам Бог слепых поводырей,

Да лишь бы мы незрячими не стали.

Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,

Соблазном нас греховным подкосили.

Без праведника не стоит село!

И не подняться без него России!

Это можно поставить в начало. Возьмите двух женщин одетых в народные костюмы, если Вы уже подобрали репертуар, ищите стихи или прозу к ним. В этой теме я выкладывала книгу "О Родине, о нас и о себе"найдите ее, думаю Вы возьмете материал оттуда. Еще можно сделать выставку ваших народных умельцев и совсем немного заострить на этом внимание.

Как на ярмарке умельцев

Удивительные люди - народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, из льна и железа они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани - глядишь на них, и глаз не оторвать - до чего же хороши!

Прочные и удобные в употреблении, они вместе с тем художественны, вносят в жизнь праздник и красоту, излучают радостное тепло. Предки верили, что такие вещи не только дают радость, но и защищают от зла и служат своим хозяевам оберегами.

Ведущая. Когда мастер замышляет создание такой вещи, у него возникает ее образ, и тогда солонка видится утицей, шкатулка - теремком, глиняный горшок - чашей цветка, а сарафан - алой зарей, и рабочая сущность вещи становится одухотворенной фантазией вдохновенного мастера...

Вдохновенного мастера, а мне припомнилось:

Яркой, переливчатой,

Распахнем в Россию дверцы

Из времен несбыточных.

Земляки, красногвардейцы,

Стар и млад и молодежь,

Позабавишь свое сердце -

Радость светлую найдешь.

Подходи дивиться чуду,

Добрых рук умению.

Удивляться долго будем

Земляков творению.

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Новое на сайте

>

Самое популярное