Домой Кольпит Забудьте миф о безумном гениальном композиторе: музыка полезна для интеллекта! Музыканты и певцы о творчестве - гении Другие книги о музыке.

Забудьте миф о безумном гениальном композиторе: музыка полезна для интеллекта! Музыканты и певцы о творчестве - гении Другие книги о музыке.

Каждый меломан хочет узнать больше о своих музыкальных кумирах. Давно прошли те времена, когда интересную и важную информацию добывали по крупицам, собирали газетные и журнальные вырезки о любимых музыкантах, давали друг другу их почитать и обменивались статьями. Сегодня, чтобы узнать новости, прочесть интервью с артистами или историю какой-либо группы, достаточно войти в интернет. Но для тех, кто интересуется всем, что связано с кумирами, этого мало. Книги о любимых исполнителях и композиторах - это ощутимые материальные вещи, которые дают возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к миру исполнителей.

Сегодня в магазинах легко можно найти множество книг, посвящённых музыке. Это биографии и автобиографии музыкантов, истории разных коллективов, книги по музыкальной теории и учебники для тех, кто сам хочет освоить музыкальный инструмент. Новые издания о музыке выходят регулярно. Каждый меломан найдёт в этом изобилии что-то для себя.

У каждой песни – своя история

Хотели бы вы побывать на репетиции своей любимой рок-группы? А узнать, как музыканты сочиняют свои хиты, и что стоит за каждой из их песен? Если ваш ответ «да», то серия «Истории за песнями » для вас!

В этой серии выходят книги о самых популярных и любимых почти всеми в мире исполнителях. Вы узнаете захватывающие истории рок-групп, авторы посвятят вас в тайны создания всех студийных альбомов и главных хитовых композиций, расскажут истории о событиях, которые повлияли на написание песен.

Каждая книга серии содержит огромное количество фотографий, иллюстрирующих творческий путь исполнителей и коллективов. Многие из этих снимков публикуются впервые.

Из новинок серии можно выделить книгу, посвящённую группе Radiohead . Писатель и музыковед Джеймс Дохини, написавший эту книгу, рассказывает в ней историю каждой песни этой прославленной группы.

Ранее вышли (и уже стали настоящими хитами) книги о таких коллективах, как U2, Metallica, Red Hot Chili Peppers, Abba и других командах, написавших песни, признанные современной классикой. Не обошли стороной и совсем уж легендарных «Битлов» и «Роллингов».

Музыкальные легенды и идолы

Ещё одна отличная серия для ценителей качественной музыки. В книгах серии вы найдёте отрывки из интервью с музыкантами, информацию об их личной жизни и взглядах. Особенно стоит отметить книги «Rammstein. Горящие сердца », «David Bowie: встречи и интервью », а также «Motorhead. На автопилоте ».


Для тех, кто любит наше

Мировая рок-сцена – это здорово, но что можно почитать о наших, отечественных рок-звёздах? Тем, кто предпочитает русскую живую музыку, можно рекомендовать книги серии «Легенды русского рока », в которой вышли уже одиннадцать изданий о разных музыкантах и коллективах.

В этих книгах вы найдёте рассказы об истории русского рока. История некоторых исполнителей растягивается на несколько десятилетий, но даже дебютные произведения этих музыкантов слушают и любят и сегодня. В этом, пожалуй, и заключается феномен русской рок-музыки: она актуальна во все времена.

Из новинок серии хочется отметить книгу «Павел Кашин. По волшебной реке » – честный и откровенный рассказ одного из самых популярных современных отечественных исполнителей и авторов. Павел Кашин остаётся в стороне от громких тусовок, но его песни знают и любят миллионы.

Другая группа – «Король и шут» – удостоилась целых двух книг, вышедших в серии «Легенды русского рока». Кроме того, в серии есть издания, посвящённые таким коллективам, как «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Секрет» и «Воскресение». Кстати, группа «Король и шут», уже упоминавшаяся выше, настолько популярна, что книги о ней продолжают выходить не только в этой серии. Недавно вышла «Старая книга» /book/korol-i-shut-staraya-kniga-833644/ – уникальный сборник черновиков, благодаря которому каждый поклонник группы может погрузиться в творческий процесс, узнать, как создавались песни, и прочитать множество стихов, которые так и не стали песнями.



Книги для ценителей симфонической музыки

Тем, кто хочет больше узнать о современных музыкантах и композиторах, уже ставших классиками, можно рекомендовать серию книг «Вечная музыка. Иллюстрированные биографии великих музыкантов ». Авторами работ, вышедших в этой серии, стали люди, которые лично знали Шостаковича, Рихтера, Прокофьева и других героев этих биографий.

Например, книга воспоминаний Сергея Рахманинова - это единственный подлинный мемуарный документ – рассказ композитора о себе. К сожалению, Рахманинов не оставил подробной автобиографии. Музыковед Оскар фон Риземан записал воспоминания гениального композитора - впервые эту книгу издали в 1934 году в Лондоне.

О другом музыканте – первом в СССР обладателе премии «Грэмми» Святославе Рихтере – рассказывается в книге «О Рихтере его словами». Сам Рихтер одобрил выход этой книги.

Книга Валентины Чемберджи «В доме музыка жила. Шостакович. Прокофьев. Рихтер» –это не мемуары, а скорее наброски к портретам музыкальных деятелей в драматическом контексте истории страны. На этих страницах – не только рассказы о Шостаковиче, Прокофьеве и Рихтере, но и о других, незаслуженно забытых, но достойных восхищения людях.


Другие книги о музыке

«Музыка моей жизни. Воспоминания маэстро » – это книга, которую написал Раймонд Паулс – отец латышской эстрады, песни которого знают и любят не только в Латвии, но и в России, а также по всему миру. Он заслужил множество наград, званий, стал лауреатом ряда премий. Но эти регалии почти никогда не упоминаются рядом с его именем. Для миллионов людей Раймонд Паулс остаётся обладателем одного «титула» – Маэстро.

«Голос. Музыкальная грамота для вокалистов » – издание, которое будет полезно всем, кто хочет сделать первые шаги в мир музыкальной теории. Несмотря на название, книга адресована не только вокалистам, но и самому широкому кругу читателей, желающих узнать больше о музыке.

«Погружение в музыку » – книга Михаила Казиника, также известная под названием «Тайны гениев-2».

В этой работе известный философ, искусствовед, режиссёр, драматург Михаил Казиник знакомит читателей с особенностями творчества известных композиторов, раскрывает секреты воздействия разных типов музыки на слушателя, обращается к вечным темам добра и зла, смерти и бессмертия, любви, страсти, одержимости. Узнайте тайны музыки, прочитав эту книгу!

«Музыка как шанс » – книга известного музыканта Владислава Колчина. Ему поставили диагноз «рассеянный склероз». Лечения от этого заболевания, от которого страдает множество людей во всём мире, не существует. Кроме, разве что, музыки… Это очень личная книга о музыке, наполненная массой автобиографических деталей.

Книга с простым названием «Музыка » вовсе не проста.
Это довольно-таки объёмное издание, на страницах которого представлен мир музыки во всем её многообразии стилей, направлений и жанров. Авторы сделали удачную попытку охватить этот мир наиболее полно.

Цитаты о творчестве. Музыканты и певцы о творчестве

МУЗЫКАНТЫ И ПЕВЦЫ О ТВОРЧЕСТВЕ

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское "авось" и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник... Не помню кто сказал: "гений-это прилежание"...

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным - мстят.

Фёдор Иванович Шаляпин

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…

Фёдор Иванович Шаляпин

Интересно наблюдать, как творчество артиста зависит от роста или деградации его внутреннего "я"! Труд любого артиста не что иное, как погоня за истиной, простотой, подлинностью.

Музыкант - это не профессия, а национальность.

Музыка должна быть достаточно громкой, чтобы заглушать кашель зала, и достаточно тихой, чтобы не заглушать шквала аплодисментов.

Леонид Утёсов

То, что мы играем, и есть жизнь.

Я не должен вам ничего, кроме хорошей игры.

Быть творческим человеком - это больше, чем просто отличаться от других. Любой может быть странным, это легко. Сложно быть таким же простым и великим одновременно, как Бах. Делать вещи просто, невероятно просто - вот это творчество.

Чарльз Мингус (22 апреля 1922 — 5 января 1979), американский джазовый контрабасист и композитор

Я помешана на совершенствовании.

Шарль Азнавур

Я работал всю жизнь как зверь. До шестидесяти лет ни разу не был в отпуске.

Шарль Азнавур

На сцене всегда актуальна искренность. Французский шансонье одновременно мим, трагик и поэт. И ни одна из этих ипостасей не позволяет прятать личность за маску.

Шарль Азнавур

Если бы я знал, откуда приходят хорошие песни, я бы старался бывать там гораздо чаще.

Леонард Коэн

Творческие люди, если нет возможностей для самореализации, как известно, гибнут.

С музыкой всё намного проще. Бывает, что мелодия приходит мне в голову, когда я готовлю обед, тогда всё бросаю, иду за гитарой и сажусь играть прямо на кухне. Один раз я так целый диск записал...

Я верю, что музыка — это голос особого духа, задача которого собирать мечты мира, и который, проходя через сознание людей, способен уладить, пусть даже на короткое время, их раздоры, или потрясти души, разрушая социальные неудобства.

Адриано Челентано

Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает — не расстраивайтесь: восход солнца — это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время ещё спит.

Джон Леннон (9 октября 1940— 8 декабря 1980), — британский рок-музыкант, один из основателей и участник группы «The Beatles»

Когда мне было лет двенадцать, я часто думал о том, что я, наверное, гений, но этого никто не замечает. Я думал: «Я или гений, или сумасшедший. Который из них? Сумасшедшим я быть не могу, потому что не сижу в психушке. Значит, я гений». Я хочу сказать, что гениальность, видимо, одна из форм сумасшествия.

Джон Леннон

Я потерял самое главное для художника — свободу творчества, потому что позволил закабалить себя навязанным представлениям о том, каким должен быть художник.

Джон Леннон

Талант — это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто работал.

Джон Леннон

Важен не я, важны мои песни. Я всего лишь почтальон, доставляющий песни.

Когда я смотрю новости, я понимаю: миром правят те, кто никогда не слушает музыку.

Боб Дилан

Музыка меняется быстрее, чем успеваешь измениться ты.

Арета Франклин (род. 25 марта 1942), американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел

Политика и творчество-вещи несовместимые.

Пол Маккартни (род. 18 июня 1942), британский музыкант, певец, один из основателей группы The Beatles

Если я свободен, это только потому что я работаю.

Музыка — это моя религия.

Джими Хендрикс

Для того, чтобы открыть законы, принадлежащие к миру первичных образов, художник должен пробудиться к жизни, как человек: в нем должны быть развиты почти все его благородные чувства, немалая доля интеллекта, интуиции, и желания творить.

Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение.

Делия Стейнберг Гусман

Если вы когда-то действительно писали музыку, вы будете продолжать это делать.

Джордж Харрисон (25 февраля1943 - 29 ноября 2001), английский рок-музыкант, певец и композитор

Вдохновение окружает тебя со всех сторон, и в повседневной жизни его больше всего.

Мик Джаггер (род. 26 июля 1943), английский рок-музыкант, вокалист группы The Rolling Stones

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

Мы просто играли то, что нам хотелось. Невозможно изобрести что-то искусственно. Это необходимо выносить, как ребёнка. Или вывести, как цветок. Что значит холодное умствование, когда у вас в руках живой инструмент, и он дышит, он плачет, хочет что-то рассказать всему миру?

Что хорошо в музыке: когда она бьёт тебя, ты не чувствуешь боли.

Талант может помочь при дебьюте, а потом только работа над совершенствованием своего мастерства.

Современная живопись - прямо как женщины: ей никогда не насладишься, если попробуешь её понять.

Фредди Меркьюри (5 сентября 1946 — 24 ноября 1991), британский певец, вокалист рок-группы Queen

Я не хочу стать какой-нибудь там звездой, я стану легендой.

Фредди Меркьюри

Я абсолютно холоден и ко всему равнодушен. Но в таком случае, спрашиваю я себя, откуда он — этот бурный источник творческой энергии? Не понимаю. Песни Дэвида Боуи не принадлежат мне — я лишь выпускаю их через себя в этот мир. Потом слушаю и поражаюсь: их автор, кто бы он ни был, по крайней мере, испытывал сильные чувства! Мне таковых познать не дано.

Дэвид Боуи

Основной метод прост: необходимо довести людей до такого состояния, когда они просто вынуждены на меня реагировать. Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла.

Дэвид Боуи

Самые большие шансы на успех у тех групп, в которых играют настоящие друзья-единомышленники, профессионализм - это дело наживное, важна объединяющая идея.

Музыка обладает исцеляющей силой. На несколько часов она может заставить тебя покинуть твое тело, чтобы ты мог, наконец, взглянуть на себя со стороны.

Элтон Джон

Я всегда был заинтересован только в художественной стороне жизни.

Наличие музыкальной памяти, музыкального слуха, обладание чувством ритма, эмоциональной восприимчивостью к музыке называют музыкальными способностями. Практически все люди в той или иной степени имеют все эти дары от природы и при желании могут развивать их. Выдающиеся музыкальные способности встречаются гораздо реже.

К явлению исключительных музыкальных дарований можно отнести такой «набор» психических свойств художественной личности: абсолютный слух, феноменальная музыкальная память, незаурядная способность к обучению, творческая одаренность.

Высшие проявления музыкальности

У русского музыканта К.К. Сараджева с детства обнаружился уникальный музыкальный слух. Для Сараджева все живые существа и неодушевлённые предметы звучали в определённых музыкальных тонах. Например, один из знакомых Константину Константиновичу художников, был для него: ре-диез мажор, к тому же, имеющий оранжевый оттенок.

Сараджев утверждал, что в октаве он ясно различает по 112 диезов и по 112 бемолей каждого тона. Среди всех музыкальных инструментов К. Сараджев выделял колокола. Гениальный музыкант создал нотный каталог звуковых спектров колоколов московских звонниц и более 100 интереснейших композиций игры на колоколах.

Ф. Лист, С.В. Рахманинов, Д. Энеску и другие гениальные музыканты обладали феноменальной памятью: они могли, глядя в нотный текст, без инструмента запомнить музыкальное произведение с фантастической быстротой и точностью.

Ф. Лист сыграл с листа, как вспоминал М.И. Глинка, несколько номеров из его рукописной партитуры оперы «Руслан и Людмила», сохранив все ноты – к удивлению слушателей (почерк Глинки был очень неразборчив). Помогла Ф. Листу необыкновенная музыкальная интуиция.

Однажды, по просьбе М. Равеля, перед придирчивым нотным издателем Д. Энеску блестяще сыграл наизусть новую скрипичную сонату Равеля. Текст её он впервые увидел за полчаса до исполнения.

И.С. Бах, В. Моцарт запоминали сложнейшие оркестровые произведения, услышав их всего один раз. Редчайшей музыкальной памятью обладали всемирно известные исполнители: И. Гофман, С. Фейнберг. Л. Оборин, С. Рихтер, Д. Ойстрах, что помогало им иметь огромный концертный репертуар.

Спутник музыкальной одарённости – дар виртуозной игры на музыкальных инструментах. Высочайшая техника владения инструментом, дающая неограниченную свободу исполнительским движениям, для музыкального гения, прежде всего, является средством, позволяющим ему глубоко и вдохновенно раскрывать содержание музыки.

С. Рихтер играет “Игру воды” М. Равеля

Примером необыкновенных музыкальных способностей может служить и явление импровизации на заданные темы, когда музыкант создаёт музыкальное произведение, без предварительной подготовки, в процессе его исполнения.

Дети – музыканты

Отличительным признаком необычных музыкальных способностей является их раннее проявление. Одарённые дети отличаются прочным и быстрым запоминанием музыки, склонностью к музыкальному сочинительству.

Дети, имеющие музыкальный талант, уже к двум годам чисто интонируют, а к 4-5 годам научаются свободно читать ноты с листа и воспроизводят нотный текст выразительно и осмысленно. Вундеркинды – это необъяснимое пока наукой чудо. Бывает, что артистизм и техническое совершенство, зрелость исполнения маленьких музыкантов оказывается лучше игры взрослых.

В. Моцарт с 4-х лет начал играть на клавире и скрипке, сочинял музыку. С 6-ти лет он давал концерты в Европе, на которых исполнял свои и чужие произведения, читал с листа с необыкновенной лёгкостью, импровизировал на заданные темы. Ф. Лист с раннего детства удивлял слушателей виртуозной игрой на фортепьяно.

Сейчас во всем мире наблюдается расцвет детского творчества и вундеркиндов сегодня немало.

11-летняя девочка – вокалистка из Москвы В. Оганесян поёт сложные оперные арии, С 4-х лет выступает на сцене юная российская пианистка В. Кутузова, скрипач из Берлина А. Камара начал с 2-х лет играть на скрипке.

Юный дирижер из Узбекистана Эдуард Юденич вышел на сцену в 6 лет руководить симфоническим оркестром. Занятия игры на скрипке он начал в трёхлетнем возрасте, потом освоил фортепьяно. Имея феноменальную музыкальную память, мальчик знает наизусть партитуры всех произведений, которыми дирижирует. Семи лет отроду он дирижировал оркестром, исполнявшим оркестровую поэму Листа «Прелюды».

Ф. Лист “Прелюды” – дирижирует Эдуард Юденич

Любая наука о человеке так или иначе сталкивается с вечной дискуссией - что важнее в развитии личности: природные качества или воспитание? Сторонники обоих мнений склонны сводить этот спор к однозначным ответам, но, к счастью, недавние исследования показали, что дело обстоит немного иначе. Оказывается, нам вполне по силам самим влиять на то, кем мы станем. T&P перевели отрывок из новой книги известного бизнес-тренера Майлза Дауни «Гений в каждом из нас» об истории возникновения этих точек зрения, секретах гения Моцарта и о том, как гены человека реагируют на его внешнее окружение.

Фрэнсис Гальтон (1822–1911) - английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.

Споры о приоритете одного над другим, взаимосвязях и взаимовлияниях природы и воспитания друг на друга начались в середине XIX века с работ Фрэнсиса Гальтона. В упрощенном виде природа - это все врожденные качества личности, ее генетическое наследие, а воспитание - это внешние элементы, социальные и культурные, влияющие на то, каким станет человек: как к нему относятся родители, чему и как его учат в школе и университете, с чем он сталкивается в жизни и как складываются его отношения с окружающими.

Радикалы, стоящие на стороне природы и увлеченные биопсихологией, утверждают, например, что все особенности человеческого поведения, вплоть до мельчайших черт характера, есть не что иное, как результат эволюции. Ничего странного в этой точке зрения нет, особенно если учесть, что один из ее первых и самых ярых поборников, Фрэнсис Гальтон, был двоюродным братом Чарльза Дарвина. По другую же сторону баррикад стоят бихевиористы, убежденные в том, что все поступки человека определяются прежде всего его существованием в социальной среде. Один из наиболее ярких и известных сторонников этой идеи - английский педагог и философ Джон Локк (1632–1704). Изучая личность с самого ее рождения, он пришел к выводу, что сознание ребенка в утробе матери - это tabula rasa, то есть чистый лист, нечто девственное и нетронутое, со временем заполняемое опытом. Эта мысль прямо противоположна той идее, что некоторое знание заложено в нас с рождения - причем самой природой.

Бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству до сих пор остаются главными движущими силами менеджмента

Идея приоритета природы господствовала в обществе вплоть до середины XX века. Чтобы понять почему, достаточно представить себе культурную и социальную атмосферу той эпохи. Идея, что человек сам способен влиять на то, кем он станет в будущем, была слишком революционной, чтобы ее приняли с легкостью. Люди должны были знать свое место в обществе, иначе работяги отказались бы трудиться в полях и на заводах, солдаты - умирать на поле боя, слуги - уважать богатых и власть имущих. Даже во второй половине столетия бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству оставались - и остаются до сих пор - главными движущими силами менеджмента. Мало кто всерьез заботится о создании у сотрудников внутренней мотивации и предоставлении им возможностей для роста.

Правило десяти лет

Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги - Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого - длиной в 30 лет - пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.

Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься

Позже - в 1991 году, уже в Университете штата Флорида - он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших - скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую - студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью - потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики - в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья - только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.

Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха - в упорном труде и целеустремленности».

Музыкальный гений

В качестве примера личности гениальной и одаренной (то есть такой, которая демонстрирует свой талант с самого раннего детства, становясь все более виртуозной без какой-либо специальной подготовки) очень любят приводить Моцарта. Он не вставал из-за пианино, когда ему было три года, написал свое первое произведение в пять лет и отправился в тур по Европе, когда ему было шесть.

Но смотрите, сколько всего интересного можно узнать, взглянув на его биографию чуть пристальнее. Возьмем для начала его старшую сестру Марию Анну, великолепно игравшую на клавесине благодаря постоянным занятиям с отцом. То есть Моцарт с самого раннего детства слышал музыку и видел людей, беспрестанно практикующихся за музыкальным инструментом. Неудивительно, что однажды он начал повторять за сестрой. Отец Вольфганга Амадея, Леопольд, был видным музыкантом, композитором и преподавателем, причем преподавателем весьма прогрессивным: его методы здорово напоминают метод Судзуки (так кажется не только мне, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания). Он занялся музыкальным образованием сына в ту же минуту, как увидел его интерес, и посвятил ему бо́льшую часть своей жизни - с потрясающим результатом. Ничего удивительного, впрочем, в этом результате нет: с таким заделом Моцарту попросту не оставалось ничего иного, кроме как стать гением. И еще одна вещь: некоторые критики утверждают, что ранние произведения Моцарта не так уж и хороши по сравнению с более зрелыми, которые он начал писать с 17 лет, чуть больше чем через десять лет после дебюта.

Чемпион по пинг-понгу

Похожую историю рассказывает Мэттью Сид в своем бестселлере «Прыжок». Он стал лучшим в Британии игроком в пинг-понг в 1995 году, когда ему было 24. История эта примечательна как минимум двумя моментами: тысячами часов тренировок и большим везением. Мэттью рассказывает, что, когда ему было восемь лет (семья жила тогда в Рединге), родители купили стол для пинг-понга и поставили его в гараже. Сами они в эту игру никогда не играли, поэтому ни о какой семейной традиции говорить не приходится. Просто у них был очень большой гараж - по сравнению с соседями, по крайней мере. Первым напарником Мэттью стал его старший брат Эндрю. Они так увлеклись игрой, что не отходили от стола часами, испытывая друг друга, тренируя свои умения и придумывая новые приемы. Все эти факторы, сойдясь в одно время в одном месте, и дали Мэттью возможность тренироваться.

«Даже не отдавая себе в том отчет, мы проводили за столом тысячи и тысячи бесконечно счастливых часов», - пишет он. Удача же пришла в виде учителя местной школы мистера Чартерса, ответственного за внеклассную работу и в том числе - невероятно, но факт - за настольный теннис. А еще он был одним из лучших, если не самым лучшим, английским тренером и в этом качестве заведовал местным пинг-понг-клубом, куда и позвал братьев Сид - играть и тренироваться после школы, по праздникам и выходным. Ребятам повезло родиться на земле, богатой талантами, поэтому тренироваться им довелось не только с местными чемпионами, но и с чемпионами страны и даже мира. Эндрю удалось завоевать три национальных юниорских титула. Мэттью же судьба приготовила кое-что особенное. Случилось так, что именно в это самое время легендарный Чень Синьхуа - пожалуй, лучший игрок в истории пинг-понга - женился на женщине из Йоркшира и переехал в эти края. Он уже было закончил карьеру, но, увидев Мэттью, согласился его тренировать. После этой встречи юноша долгие годы оставался номером один в Англии, трижды становился чемпионом Содружества и дважды - олимпийским чемпионом. По его собственному признанию, родись он просто на другой улице, ничего этого бы не произошло. Нас, впрочем, интересует не столько удача, сколько долгие годы упорных тренировок - как основной компонент будущего успеха.

Гены и среда

Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой - нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.

Дальше все запутывается еще больше - вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм - шведский атлет, прыгун в высоту - потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан - яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история - явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.

Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы - наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.

Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:

После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном - лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то - нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.

Поток

Не могу закончить эту главу, не рассказав вам еще об одном аспекте высших достижений, который в настоящий момент исследуется крайне активно, - так называемом потоке. Поток - это особое состояние психики, отличающееся от фиксированной генетической установки тем, что его можно включать и выключать. Много лет назад моя жена Джо в качестве подарка на день рождения оплатила мне курсы по управлению планером. С летательными аппаратами я был немного знаком, потому что в детстве часто летал с отцом: он был лицензированным пилотом и состоял в небольшом любительском клубе, располагавшемся на задворках дублинского аэропорта. Впервые он поднялся в небо в 20 с небольшим: во время Второй мировой войны ему довелось пилотировать «Спитфайры» и «Харрикейны» - машины легендарные и во всех отношениях необыкновенные.

Однажды его сбили в небе над Нормандией, и он спасся лишь чудом, выбравшись из горящего самолета буквально в последний момент. Небо было у него в крови, и каждый полет он воспринимал как событие особенное и крайне важное. Думаю, это передалось по наследству, поэтому подарок Джо вызвал во мне целую бурю эмоций. Полеты на планерах сильно отличаются от полетов на самолетах - хотя бы тем, что в случае ошибки у пилота нет двигателя, с помощью которого эту ошибку можно было бы исправить. Чуть ослабите внимание - и вот аппарат уже отклонился от нужного курса и стремительно теряет высоту. Отвлечетесь сильнее - и без парашюта уже не обойтись. Инструктор учил меня на ходу - прямо во время учебных полетов, открывая рот только тогда, когда это было действительно нужно, ведь благодаря отцу опыт пилотирования у меня уже был. И тем не менее каждый раз, слыша голос инструктора, я отвлекался. И вот в один прекрасный день - мы как раз отрабатывали разворот и заход на посадку - он вдруг понял это и бросил фразу на середине: «Да, *** [блин], просто лети!» И я полетел. Он меня освободил. Полностью отдал мне контроль. Я был максимально сконцентрирован и при этом расслаблен, стал одним целым со своим планером. И входя в поворот, практически не потерял высоты. Это и есть состояние потока. Момент, когда гениальность достигает своего пика.

Термин «поток» был впервые предложен американским ученым Михаем Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», вышедшей в 1990 году, когда он возглавлял кафедру психологии Чикагского университета. Вот как он описывает поток: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Все твое существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Именно использование всех своих умений на пределе и делает состояние потока столь важным в деле достижения наивысших результатов».

Нам по силам влиять на то, кем мы станем. Каждый момент нашей жизни, каждый поступок в той или иной степени управляется сознанием - и поток здесь ни при чем, потому что включить этот режим может каждый. В «уравнении гениальности» как минимум три переменные: наше генетическое наследие, окружающая нас среда и состояние психики. Две из них мы вполне можем определять сами, так что оправдание вроде «Я такой, какой я есть» - не более чем пошлый софизм.

Новое на сайте

>

Самое популярное