Домой Горечь во рту Впечатление клода моне. История одного шедевра: «Впечатление

Впечатление клода моне. История одного шедевра: «Впечатление

Клод Моне — легендарная личность в истории мирового искусства и живописи, в частности. Именно с него начинается импрессионизм, он есть Альфа и Омега этого движения, революционер и просто восхищенный красотой мечтатель.

Каждое новое течение в искусстве у своего истока сталкивалось с множеством преград и трудностей, импрессионизм вовсе не был исключением и его постигла участь всякого революционного подхода, а именно беспощадная критика и отвержение. Ведь для академической живописи, доминирующей в то время, такого рода изображение было не просто чуждо, оно ломало всякое представление о правильно построенной композиции, цветовых решениях и реализации художественных образов вообще. Академизм был чрезмерно ограничен в действиях и ориентирован исключительно на каноны, забывая, под час, об истинном назначении искусства — быть результатом вдохновения. Ни о каком полете мысли речи идти не могло, все должно было быть строго вымерено, рассчитано и обязательно соответствовать четко разграниченным правилам.

История импрессионизма, можно сказать официально, начинается с выставки в мастерской фотографа Надара, которая длилась с 15 апреля по 15 мая 1874 года, т.е. ровно месяц. Всего на ней представлено было, не много не мало, — 30 художников и 165 работ, в том числе и одна из картин Моне, а именно холст «Впечатление. Восходящее солнце». На оригинальном французской языке название звучит как «Impression, soleil levant». Я думаю, что многие уже чувствуют то, куда кренится логика разговора, ибо да, все, кто догадался могут ликовать, имя всего европейского движения произошло от названия картины Моне. Журналист по имени Луи Леруа, до того момента мало известный, в своей разгромной критической статье в журнале «Le Charivari», для того, чтобы показать свое пренебрежение к их творчеству, обозвал группу художников «импрессионистами», ссылаясь на известную картину. А те, на зло всем критикам, решили называть себя этим термином сами, чтобы другим подавно не было. Так, со временем, негативный налет стерся, а название осталось. Очередной пример, когда маленький случай создал звонкое имя.

«Впечатление. Восходящее солнце»


Воистину, словно «впечатление» — это именно то, что определяет искусство вообще. Наитие и вдохновение — те неуловимые субстанции, которые неподвластны категориям и определениям, их жизненный цикл длится одно мгновение, миллисекунду, но тот след, который они составляют за это кратковременное существование, остается в веках.

Определённо, были, предшествующие этому впечатлительному течению, художники. Считается, что творчество таких мэтров, как Эль Греко, Веласкес и Гойя оказали влияние на работы Моне и Ренуара. Существенно повлияли на развитие импрессионизма и английские живописцы — Констебл, Бонингтон и Тёрнер. И несомненно, как самый яркий представитель эмоциональной живописи романтизма — Эжен Делакруа стал одним из вдохновителей этого движения, что к слову, отметил один из журналистов Жюль Лафорг, в журнале «Ревю бланш» в 1896 году:

«Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, — это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.»

Одно из важных событий, повлиявших на развитие творчества новоявленного течения, стала выставка японских гравюр в Париже в 1854 году. Работы Утамаро, Хокусай и Хиросиге вдохновили Моне на создание целой серии картин, изображающих японский мостик. В целом, для импрессионистов будет свойствено некое трепетное отношение к природе и ее изображению, что, определенно, является отражением сакрализации природных сил в японских гравюрных традициях.

«Японский мостик. Пруд с водяными лилиями»



«Водяные лилии»


Философия импрессионизма, если можно так сказать, заключалась в том, чтобы не ограничивать себя в рамки. Их целью было не углубляться в дремучие недра образов, символов и идей, а напротив показать красоту обыденности, разгадать неуловимое настроение происходящего в данный момент. Импрессионизм — это то, что лежит на поверхности, легкий будничный флер, но далеко не обрюзглый быт.

«Carpe diem» — говорит нам со своих картин Клод Моне. «Живи настоящим» — говорим вам мы, впечатленные творчеством импрессионистов.

Клод Моне - Впечатление. Восходящее солнце,

Год создания: 1872

Impression, soleil levant

холст, масло.

Оригинальный размер: 48×63 см

Музей Мармоттан-Моне, Париж

Описание: «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. С лёгкой руки журналиста Л. Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа пишет: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!» Холст выставлен в парижском музее Мармоттан. В 1985 году картина была украдена из музея вместе с другими работами Моне, а также Ренуара и Моризо. Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя. С 1991 года картина вновь заняла своё место в экспозиции.

«Впечатление. Восходящее солнце» - картина французского художника-импрессиониста Клода Моне, которая стала символом импрессионизма. Произведение содержит многие элементы, характерные для этого стиля: особая роль света, подбор цветов, техника мазка и многие другие.

Картина показывает часть порта в Гавре в свете зари и тумане, окружающего гавань. На заднем плане видны корабли, исчезающие в дымке. На переднем плане хорошо видны три небольшие рыбацкие лодки. Свет солнца отражается в воде; вдалеке заметны краны и городские трубы.

Моне использовал только фиолетовые и синие краски, за исключением отражения солнца на воде, оно оранжевое. Элементы промышленных предприятий и судов, которые заметны в тумане, создают линейную структуру произведения. Также на картине практически отсутствует перспектива, она заметна только благодаря расположению судов. Чтобы реализовать свои идеи, Моне использует с небольшие короткие штрихи и накладывает краску очень тонкими штрихами. В живописи художника есть только цвет и свет, а формы играют уже второстепенную роль. Важную роль играет вода в гавани. У импрессионистов, особенно у Моне, в воде всегда отражается важная часть изображения.

Проведенные в 2014 году исследования позволили установить точную дату и время появления картины: на основании топографических и метеорологических данных, а также расчета небесных траекторий вычислено, что такой вид у гавани в Гавре был в 7:35 утра 13 ноября 1872 года.

Картины была представлена на выставке в мастерской Надара в 1874 году вместе с работами Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Поля Сезанн, Эдгар Дега и некоторых других художников. Большинство посетителей были в шоке от таких картин, особенно от «Впечатления…» Моне. Работы были раскритикованы прессой, а благодаря журналисту Леруа, который обыграл название картины, появился термин «импрессионизм».

27 октября 1985 года эта картина и еще 8 других работ Моне были похищены из музея Мармоттан Только через пять лет картины вернули на свое законное место.

Описание картины Клода Моне «Впечатление, восход солнца»

Клод Моне родился во французском городе Гавр, который любил посещать уже в зрелом возрасте.

Картина «Впечатление, восход солнца» была написана после утренней прогулки по городу. Знатоки мировой живописи утверждают, что на полотне изображен порт, являющийся неким отображением развития промышленности в XIX веке.

В начале жизненного пути картины искусствоведы не принимали ее во внимание, считая бездарным творением. Несмотря на этот удручающий факт, картина все же имела хождение. Ее приобретали любители живописи, давая за картину смехотворные деньги.

При написании картины, Моне использовал маловыразительные цвета. Главный акцент в картине сделан на изображении моря, которое написано в синих и зеленых тонах. Положенные мазки густой краски темных тонов и слабовыраженные очертания рыбацких лодок, усиливают впечатление морской бездны. Единственным в своем роде красочным пятном проявляется ореол утреннего солнца, играющий бликами на поверхности слегка бурлящего моря.

Задний план картины скрывает серо-голубая дымка, где едва видны изображения парусников, стоящие у причала краны, дымящиеся трубы.

Разглядев повнимательнее картину, понимаешь, что солнце не представляется бросающимся в глаза, светом. Ученые из Гарвардского университета провели сравнительный анализ степени яркости солнца и небольшого участка неба вокруг него. Специалисты выяснили - интенсивность цвета у них равная. Это объясняется строением сетчатки глаза, которая воспринимает ярко-желтый солнечный свет в качестве броского пятна в изображении.

Лучи утреннего солнца, скрывающиеся в дыме, не дают картине ощущения тепла и света. Как будто художник хотел сказать, что в этом городе главенствует не природа, а изобретение человечества - тяжелая промышленность.

Моне дал рождение термину «импрессионизм»

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.

Моне дал рождение термину «импрессионизм»

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.

Картина Моне за 10 минут. (Первая картина в так называемом жанре "импрессионизм")

Время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.

Так, для сравнения, Гойя писал картину «Портрет семьи Карла IV» один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!

Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.

Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.

Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.

Дата создания: 1872 год.
Тип: холст, масло.
Габариты: 48*63 см.
Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)

Восходящее солнце

История создания

Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году. Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть. Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.

Статья критика была размещена в известной газете и называлась «Выставка впечатленщиков». На сегодняшний день людей мало заинтересовало бы такое название, но тогда это обществу очень смешным. Художники вместо того, чтобы обижаться на людей, официально заявили себя под таким названием, с тех пор все знают их как импрессионистов.

Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат

Цветовое решение

Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен. На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности. Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным. Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.

На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина

Клод Моне, ставший основателем импрессиониста, написал полотно “Впечатление. Восходящее солнце” в 1872 году. На картине изображен старый порт Гавр. Картина писалась в порыве вдохновения, когда восходящее солнце с каждой минутой окрашивает небо в новые цвета. У художника было не более десяти минут, чтобы успеть создать очертания матч, прорисовать воду, обозначить солнце и добавить переливы солнечных лучей. Он торопился передать все оттенки небосклона, пока дневное светило не добавило новых цветовых переходов.

Клод Моне, вспоминающий о создании полотна: “И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки.”

История у картины действительно необычная. Именно эта работа послужила толчком для развития нового художественного направления в живописи. В 1874 году данное творение было представлено на независимой выставке, однако усилия Моне оценили не все. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Но разгромный текст не расстроил творца, вместо этого Клод Моне и его единомышленники стали продвигать новое направление, взяв название для собственной группы из статьи Луи.

Холст был размещен в музей Мармоттан, где до сих пор хранятся многие полотна Моне. В 1985 году картина была украдена, вернули ее на место спустя 5 лет - в 1991 году.

Моне, как и многим импрессионистам, присуща зацикленность на цветовой гамме полотна. Художник много времени уделял цветовой составляющей картины, хотя многие посетители выставки даже не догадывались об этом. “Впечатление. Восходящее солнце” выполнена с минимальным количеством оттенков - промозглое утро в синеватых тонах, да солнце, подернутое дымкой холодного воздуха. Дневное светило могло бы стать ярким акцентом на картине, но и оно выглядит мрачным, окутанным в оковы отступающей ночи.

Французский импрессионист специально показал порт минималистичным и холодным, именно таким его видели местные жители - небо плавно перетекало в глубокое море, солнечный круг с отливом на воде, смутные очертания палуб причаливших кораблей.

Однако минимальный набор цветов не сказался на атмосфере самого полотна. Оно выглядит насыщенно и живо, идеально передает картину того раннего времени суток, позволяет почувствовать прохладный чистый воздух, да шум волн.

  • Изначально Клод Моне считал эту работу очередной картиной, которую не удастся продать.
  • После неудачной выставки многие посетители требовали вернуть им потраченные деньги. А картину Моне сравнивали с обоями в зале, утверждая, что они выглядят красочнее и живописнее, нежели работа импрессиониста.
  • Небо и вода настолько похожи в работе, что если картину перевернуть, то они с легкостью заменят друг друга. Отражения на воде смогут стать новым небом, а небосклон отлично подойдет на роль холодной воды.

Новое на сайте

>

Самое популярное