Домой Рак Работоспособность учащихся на уроках в начальной школе. Как повысить работоспособность учащихся на логопедических занятиях

Работоспособность учащихся на уроках в начальной школе. Как повысить работоспособность учащихся на логопедических занятиях

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организмапри их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этимработоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышениеработоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.


Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

33. Утомление и переутомление. Фазы утомления на уроке. Роль учителя в предупреждении утомления и переутомления .

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление - это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление - это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление - состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Недельная динамика умственной работоспособности учащихся

У школьников 4, 6, 7 и 9 классов в первый день недели заметна фаза врабатывания в учебную деятельность, в то время как у учащихся 5, 8, 10 и 11 классов понедельник является днем высокой работоспособности. Снижение учебной активности, следовательно, работоспособности у школьников 4, 6 и 7 классов приходится на четверг, у учащихся 5, 8-11 классов - на пятницу.

Неустойчивость работоспособности в течение недели наблюдается у школьников 6, 7 и 9 классов, у них отмечены волнообразные колебания работоспособности. У учащихся 6 и 7 классов наблюдается пик работоспособности в среду и второй небольшой подъем в пятницу. У школьников 9 класса колебания работоспособности в течение недели выражены в меньшей степени, выявлялись два ее подъема - во вторник и в четверг. умственный работоспособность школьник

Нестабильность работоспособности является отражением напряженности регуляторных процессов в организме подростков, свидетельствует о функциональном напряжении, возникающим под воздействием учебной нагрузки, о невозможности быстрого восстановления функций у учащихся названных возрастных групп.

Дневная динамика умственной работоспособности учащихся:

У учащихся разного возраста динамика умственной работоспособности в течение учебного дня в разные дни недели различна при наличии определенной закономерности. Так, в динамике умственной работоспособности учащихся 11-13 лет отражается, что их организм с трудом мобилизует внутренние адаптационные резервы для достижения высоких результатов в процессе длительной напряженной работы. Если в понедельник в средних классах (5-7) снижение работоспособности наблюдается на 4-ом уроке, а пик работоспособности приходится на 2-3 уроки, то во вторник работоспособность нестабильна - спад работоспособности приходится на 3 и 5 уроках с подъемом на 4 уроке. В среду и в четверг работоспособность удерживается на стабильном уровне до 5 урока, затем снижается. В пятницу и субботу она снижается уже на 3 уроке. Таким образом, наиболее продуктивными для обучения днями недели у школьников 5-7 классов являются вторник и среда, в понедельник работоспособность выше, чем в пятницу.

В 8 классе по сравнению с 5-7 происходит некоторая стабилизация работоспособности: с понедельника по четверг спад ее наблюдается на 4-ом уроке, в пятницу и субботу - на 3-ем. В 9 и 10 классах динамика работоспособности сходна, в разные дни недели ее снижение наблюдается на разных уроках: в понедельник, вторник и четверг работоспособность снижается на 5-ом, в среду и пятницу - на 4-ом уроке, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках. В 11 классе, при более высоком уровне работоспособности, чем у школьников другого возраста, динамика ее благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу - на 4-ом, в субботу - на 3-ем. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Достоверность разницы работоспособности по учебной активности учащихся средних и старших классов между понедельником и вторником несущественна. Согласно исследованиям, понедельник является днем высокой работоспособности, хотя по показателям учебной активности коллектива за учебный день в понедельник первый урок отмечался как урок врабатывания. Анализ динамики работоспособности в процессе урока показывает, что на первом уроке период врабатывания длиннее, чем на последующих, но в дальнейшем учебная активность учащихся повышается и утомление наступает позже, за счет чего суммарная активность учащихся на первом уроке изменяется несущественно по сравнению со вторым и третьим уроками. На втором и третьем уроках период врабатывания короче, учебная активность школьников выше. В другие дни недели на первом уроке период врабатывания короче, чем на первом уроке в понедельник.

В недельной динамике работоспособности у учащихся разных классов наблюдаются различия. У школьников 4 класса пик работоспособности приходится на вторник, второй подъем работоспособности наблюдается в пятницу. У учащихся 5-7 классов пик работоспособности приходится на среду. В 9 классе наблюдаются два подъема работоспособности - во вторник и четверг. В 8, 10 и 11 классах работоспособность с понедельника по четверг удерживается на стабильном уровне, снижение работоспособности происходит с пятницы. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Дневная динамика умственной работоспособности школьников разных классов в разные дни недели различна. У школьников средних классов (5-7) наблюдается нестабильность умственной работоспособности в течение учебного дня так же, как и в течение учебной недели: в понедельник работоспособность снижается на 4 уроке, во вторник снижается дважды - на 3 и 5 уроках, в пятницу и в субботу - на 3-ем. В 8 классе снижение работоспособности наблюдается с понедельника по четверг на 4-ом уроке, в пятницу и субботу на 3-ем уроке.

В 9 и 10 классах в понедельник, вторник и четверг снижение работоспособности наблюдается на 5-ом уроке, в среду и пятницу -на 4-ом, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках.

В 11 классе динамика работоспособности благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг, когда спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу работоспособность снижается на 4-ом уроке, в субботу - на 3-ем. У учащихся, для которых характерна слабая и средне-слабая сила нервной деятельности, в процессе учебной работы наблюдаются более выраженные неблагоприятные сдвиги умственной работоспособности, что может сказываться на результатах их обучения и состоянии здоровья.

работоспособность школьник письмо чтение

В первой половине учебных занятий, у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы, чем у школьников начальных классов. Тем не менее к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния центральной нервной системы оказываются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и особенно с данными после первого урока проявляется к концу третьего часа занятий.

Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий.

Особенно велики изменения показателей работоспособности при занятиях старшеклассников во вторую смену. Короткий перерыв между подготовкой уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. Работоспособность резко снижается уже на первых часах занятий, что особенно отчетливо проявляется в поведении учащихся на уроках.

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособности проявляются у учащихся в начальных классах на первых трех уроках, а в средних и старших -- на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

В соответствии с положениями, раскрывающими основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в I классе -- 20 ч, во II -- 22 ч, в III--IV -- 24 ч, в V--VIII --30 ч и в IX--XI классах --31 ч.

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных занятий, предусмотрено в VII--IX классах 2 ч и в X--XI классах 4 ч в неделю сверх типового учебного плана. В национальных школах союзных республик выделяется дополнительно 2--3 ч в неделю во II--XI классах на изучение русского языка.

Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков занимают у учащихся всех классов довольно значительное время. Во всех случаях при выполнении одинаковых по трудности и объему домашних уроков во вторую половину дня (с 16 ч) ухудшения показателей работоспособности проявляются раньше и оказываются более значительными, чем утром (с 9 до 13 ч). К самостоятельной работе во вторую половину дня учащиеся приступают с уже ухудшившейся работоспособностью под влиянием длительной предшествующей деятельности. Кроме того, в это время менее благоприятен сам фон суточной периодики физиологических функций организма, и он становится все более отрицательным, чем ближе к вечеру выполняются уроки.

Наблюдения за изменением функционального состояния организма детей 7 лет в процессе приготовления ими уроков показали, что наиболее плодотворно они работают 45 мин. Наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков учащимися вторых классов составляет 1 ч. У учащихся III--IV классов наиболее эффективная продолжительность самостоятельной учебной работы составляет 1,5 ч. Существенное по интенсивности снижение работоспособности наступает у учащихся V--VI классов через 2 ч, VII--VIII -- через 2,5 ч. Работоспособность старшеклассников в процессе самостоятельных учебных занятий характеризуется большей устойчивостью.

После 3 ч работы у большинства учащихся старших классов начинается резкое снижение умственной работоспособности, остроты зрения, быстроты зрительно-моторных реакций.

Большая по сравнению с указанной для каждого класса продолжительность домашних учебных занятий проходит при значительно сниженной работоспособности учащихся, что не может обеспечить успешного выполнения задания. Кроме того, чрезмерно продолжительные учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В обязанность учителей и классных руководителей входит осуществление контроля за учебной нагрузкой учащихся вверенного им класса. Путем использования методики программного опроса можно легко установить, соответствует ли средняя продолжительность самостоятельной учебной работы детей и подростков гигиеническим нормативам, сколько учащихся не выдерживают эти нормативы, кто и почему существенно превышает их. Средний объем домашних учебных заданий устанавливается по классному журналу или дневнику.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообразно начинать выполнение домашнего задания с 15--16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обязательного активного отдыха и приема пищи. Учащиеся второй смены готовят уроки с 8 ч 30 мин или 9 ч утра. Путем совершенствования методов преподавания и рационального проведения занятий в классе можно значительно упорядочить и сократить самостоятельную работу дома.

Домашние задания по учебным предметам для самостоятельной работы детям 6 лет не задают.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподготовку выполнением самых легких заданий. Такой порядок подготовки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполнение сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких -- на ее спад.

Исходя из нормативов продолжительности выполнения домашних заданий устанавливают их объем, учитывая обязательно и сложность. Это положение в равной мере важно в планировании домашних заданий учащихся как I--IV и V--VI классов, так и VIII--X классов.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 мин непрерывной работы) в астрономических часах: во II классе -- 3,5 ч, в III--IV -- 4,5 ч, в V--VI-- 5,5 ч, в VII--IX --6,5 ч, в X--XI (XII) классах --8,0 ч. Превышение указанных нормативов учебной нагрузки приводит к нарушениям режима дня, сказывается отрицательно на состоянии здоровья учащихся и ограничивает их творческую деятельность. Учебная нагрузка учащихся первых классов -- детей 6-7 лет -- ограничивается 2,5 ч.

Продолжительность урока. Непрерывная умственная деятельность определяет существенным образом динамику работоспособности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.

Работоспособность и активность первоклассников (дети 6-7 лет) наиболее высоки первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение подвижности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных систем. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35 мин. С гигиенической точки зрения укороченные уроки целесообразны и во II--IV классах. Учебный день школьники при этом заканчивают при более высокой работоспособности, что важно для последующей подготовки домашних заданий.

Продолжительность урока для учащихся II--X (XI) классов 45 мин. Для поддержания должного уровня работоспособности рекомендуются небольшие динамические паузы в середине урока, чередование видов деятельности в течение урока.

Гигиенические требования к школьному режиму.

В организации учебной и трудовой деятельности школьников придерживаются следующих физиолого-гигиенических принципов:

  • · Осуществлять последовательное и постепенное включение и тренировку адаптационных физиологических механизмов, которые в дальнейшем обеспечивают высокий уровень работоспособности и синхронизацию функций физиологических систем;
  • · Соблюдать установленный оптимальный ритм и режим работы;
  • · Сохранять привычную последовательность и систематичность работы, т. е. порядок ее во времени;
  • · Чередовать правильно работу и отдых, а также осуществлять смену одного вида деятельности другим;
  • · Способствовать совершенствованию навыков умственной работы и трудовой деятельности систематическими упражнениями и тренировкой;
  • · Обеспечивать благоприятное отношение к учебной и трудовой деятельности учащихся со стороны преподавателей, наставников и родителей.

Расписание занятий обычно составляют на полгода, и оно должно оставаться постоянным на этот период для того, чтобы у учащихся мог сформироваться устойчивый динамический стереотип учебной и трудовой деятельности, содействующий эффективности обучения и овладения профессией.

  • · Первая степень сложности -- математика, физика, история, обществоведение, изучение языков;
  • · Вторая степень сложности -- химия, специальная технология;
  • · Третья степень сложности -- материаловедение, организация и технология производства работ;
  • · Четвертая степень сложности -- физическое воспитание, начальная военная подготовка.

В дни высокой работоспособности (вторник, среда) следует проводить 3--4 урока по предметам первой степени сложности, а в понедельник и субботу включать не более двух предметов этой же сложности.

По одному и тому же теоретическому предмету, учитывая свойства памяти, интервал в учебном расписании не должен превышать трех суток. Лучше всего распределять в недельном расписании уроки по одному и тому же предмету с интервалом в 1--2 дня. В этом случае, при трех часах по этому предмету в неделю, учащиеся будут заниматься им ежедневно: один день работа на уроке, другой -- выполнение домашних заданий. Если же предмету выделяется только один час в неделю, то занятия следует проводить в дни и часы наиболее высокой работоспособности (2--3-й часы во вторник или среду).

Школа в режиме дня является мощным средством повышения работоспособности организма и улучшения состояния здоровья. В режиме дня должны быть представлены, помимо 1--1,5-часового активного отдыха, утренняя гимнастика, прогулки, спортивные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах. В режиме учебной недели обязательны два урока физической культуры, занятия в спортивных секциях, общественно полезный труд. Замена уроков физической культуры на занятия по общеобразовательным предметам приносит большой вред здоровью школьников.

Проведение контрольных работ и экзаменов. Контрольные работы требуют большого нервного напряжения. Планировать их проведение следует в дни и часы относительно высокой работоспособности. Выполнение контрольных работ по ряду предметов в течение одной недели, а иногда и одного дня приводит к отрицательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, особенно старших классов.

Строгое выполнение требований к нормированию дневной учебной нагрузки и рациональному чередованию работы и отдыха необходимо учащимся в период подготовки и сдачи экзаменов. В период экзаменов у учащихся IV, V, VII--VIII и IX классов диагностировано: резкое утомление организма, угнетение физиологических реакций (понижение электрической возбудимости глаза, ухудшение дыхательной функции), нарушение сна, снижение аппетита, падение массы тела, увеличение артериального давления.

Работоспособность учащихся после напряженного учебного года снижена, увеличение учебной нагрузки при подготовке к экзаменам вызывает еще более резкое ее падение. Подготовке к экзаменам следует отводить наиболее благоприятные для этого утренние часы, чередовать часы повторения учебного материала с активным отдыхом, прогулками. Целесообразно предусмотреть дневной сон. Подготовка к экзаменам в ночное время нарушает регулярность и продолжительность ночного сна, столь необходимого для восстановления работоспособности организма учащихся. Доброжелательное отношение преподавателей к учащимся, своевременная помощь им позволяют в значительной мере погасить отрицательные эмоции (страх, беспокойство, чувство тревоги, волнение) учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов, повысить их эффективность.

Общая продолжительность подготовки к экзаменам не должна превышать нормативов суммарной дневной нагрузки в учебном году. Внеклассная, внешкольная и общественная работа сводится к минимуму. Продолжительность интервала между экзаменами по отдельным предметам не должна быть менее 3--4 дней. В помещениях, где ведется экзамен, создаются необходимые условия освещения, воздушного и теплового режимов.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

Основные требования к расписанию уроков

  • · Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
  • · Следует включать в середину учебного дня (3--4-й урок) уроки труда, физкультуры.
  • · Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
  • · Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомления и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

Гигиенические требования к уроку

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

Гигиенические основы режима дня школьника

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1--1,5 ч, а средних и старших классов -- 1,5--2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1--1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Понятие суточной, недельной и сезонной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а так же в других физиологических и психофизиологических показателей.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80 % представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Недельная динамика работоспособности

Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, - явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела - двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7 - 8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32 %, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65 %, падает и устойчивость прямо стояния.

У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6 - 9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников - вторник.

У учащихся 7 - 8 и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или в пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Сезонная динамика работоспособности.

Волнообразные колебания функционального состояния школьников отмечаются и на протяжении года. В первые дни осени работоспособность детей невелика. Они еще не втянулись в школьные занятия после лета. Привыкание к учебной нагрузке в первом классе длится почти 2 месяца. В ноябре работоспособность становится высокой, затем держится более или менее на одном уровне, а с января по март начинает постепенно снижаться. С началом весенних дней дети, казалось бы, вновь становятся более активными и подвижными. Однако весна -- не самое благоприятное время года: сказывается снижение содержания витаминов в пище, а также повышенная возбудимость нервной системы.

Учебные возможности и академические успехи детей младшего школьного возраста в значительной мере зависят от их умственной работоспособности. Младшие школьники, имеющие высокий уровень работоспособности, хорошо учатся, меньше болеют и реже пропускают занятия. Кроме того, высокая умственная работоспособность позволяет детям без напряжения овладевать различными умениями и навыками, а также обеспечивает их нравственно-волевое развитие. При достижении высокого уровня работоспособности ребенку удается добиться значительных успехов в развитии познавательных способностей, внимания, памяти, воображения и волевых качеств.

На сегодняшний день в мире существуют противоречия между медиками и психологами с одной стороны и педагогами с другой о том, какое время оптимально для начала уроков у детей младшего школьного возраста. Первые уверены, что оптимальное время для начала уроков в младшей школе приходится на 10–12 часов утра, так как именно в это время наблюдается пик активности умственной работоспособности младших школьников. Вторые говорят о том, что различия в колебаниях умственной работоспособности младших школьников не существенны, поэтому нет острой необходимости для того, чтобы начинать занятия на несколько часов позже.

В самом общем смысле слова под умственной работоспособностью понимается способность человека воспринимать информацию и перерабатывать ее. Умственная работоспособность может рассматриваться как потенциальная возможность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество задач. Умственная работоспособность также может пониматься как способность мышления человека работать в заданном режиме.

Более подробно умственная работоспособность рассматривается как состояние человека, определяемое возможностями его психических функций, которое характеризует его способность выполнять некоторое количество мыслительных задач за конкретный промежуток времени. Таким образом, умственная работоспособность – это способность мышления к эффективному выполнению задач в заданной ситуации.

Умственная работоспособность имеет особенности динамики – изменения способности мышления к эффективности выполнения задач в течение какого-либо временного промежутка (суток, недели, месяца, года и др.).

Впервые термин "умственная работоспособность" был введен в психологию Э. Крепелином в 1898 г. Э. Крепелин не только описал понятие "умственная работоспособность", но и выделил ее основные стадии. Под умственной работоспособностью он понимал способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. К основным стадиям умственной работоспособности он относил:

  • 1) врабатывание – ориентировка человека в ситуации;
  • 2) оптимальная работоспособность – максимальная умственная активность индивида для выполнения заданной работы;
  • 3) утомление – резкое снижение умственной работоспособности индивида;
  • 4) конечный порыв – минимальные возможности индивида в выполнении деятельности.

В 30-е гг. XX в. возникает модель психологии как науки о поведении. Э. Л. Торндайк и Дж. Б. Уотсон начинают рассматривать мышление как совокупность навыков и двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители. Мышление формируется путем научения. Под умственной работоспособностью понимаются способность человека контролировать свое поведение и овладение новыми навыками .

В середине XX в. когнитивная психология начинает развиваться как самостоятельная наука. Проблема умственной работоспособности человека рассматривается в контексте психологии мышления. Так, Т. Келли относил к основным факторам, определяющим способность человека продуктивно мыслить, пространственное мышление, вычислительные способности и вербальные способности, а также память, концентрацию и устойчивость внимания.

В отечественной психологии умственная работоспособность человека рассматривалась как проблема умственной активности, т.е. как способность к эффективному умственному труду. Представители данного подхода опирались на то, что умственная работоспособность человека является важнейшим показателем функционального состояния психики. Этот показатель отражает способность человека успешно адаптироваться к конкретным условиям среды. В конечном счете, умственная работоспособность человека определяет степень его внутреннего комфорта и жизненный статус.

В. М. Бехтерев писал о том, что "труд (его условия, содержание) является существенным социальным фактором развития человека. Умственный труд выступает как условие общественного прогресса" . Учеником В. М. Бехтерева А. Ф. Лазурским был выполнен ряд исследований, посвященных изучению умственной работоспособности и утомления человека . Им экспериментально был установлен феномен снижения оригинальности ассоциаций при умственном утомлении. Умственное утомление исследовалось также под руководством И. М. Сеченова, что описано в его статье "К вопросу о влиянии раздражителя чувствующих нервов на мышечную работу человека" . Было выявлено, что важным в умственной и физической работе является соотношение времени умственной активности и времени отдыха.

По определению Р. М. Баевского, умственная работоспособность – это определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма . Предполагается возможность колебания объема выполняемой каждым субъектом умственной работы, т.е. наличие у него в разные отрезки времени высокой, средней или низкой работоспособности.

Структура умственных действий, с позиции П. К. Анохина, включает принятие решения, постановку цели и достижение конечного полезного результата .

По мнению А. А. Ухтомского, взаимосвязанные процессы – мотивация и память – вызывают предрабочее состояние . С физиологических позиций предрабочее состояние соответствует доминанте, в основе которой лежит возбуждение определенных нервных центров. Свойственный умственной работоспособности принцип саморегуляции осуществляется благодаря постоянному получению информации о конечном результате через поток афферентной информации.

В педагогической психологии умственная работоспособность рассматривалась как способность учащегося к эффективному выполнению учебных задач в течение заданного времени. Так, П. Каптерев изучал проблему умственной работоспособности учащихся через направленное формирование у них основ трудоспособности . Он выявил дефекты, приводящие к нарушению умственной работоспособности. К таким дефектам он относил лень.

В рамках концепции субъектно-деятельностной психологии С. Л. Рубинштейн характеризовал умственную работоспособность как сложный показатель, от которого зависит успешность человека в учебной деятельности и умственном труде .

В контексте психологии возрастной одаренности Н. С. Лейтес под умственной работоспособностью понимал умственные способности, характеризующие возможности теоретического познания и практической деятельности ребенка .

В современной российской психологии умственная работоспособность школьников рассматривается в двух аспектах:

  • 1) умственная работоспособность как показатель функционального состояния и дееспособности младших школьников;
  • 2) умственная работоспособность – один из критериев адаптации к школьной нагрузке и показатель сопротивляемости организма утомлению.

Сторонники первого (физиологического) подхода под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество задач. Умственная работоспособность зависит от биологических сезонных ритмов и определяется физиологическими особенностями ребенка. Исследования Р. Г. Сапожниковой показывают, что утомление к концу учебного дня, учебной недели и учебного года нарастает . Она обнаружила негативные изменения показателей высшей нервной деятельности, ухудшение функций зрительного и слухового анализаторов, снижение уровня насыщения крови кислородом, увеличение отвлеченности от работы, снижение работоспособности и других физиологических показателей. П. Д. Белоус под умственной работоспособностью понимает такую разрешающую способность психофизиологических процессов, при которой возможно достижение высоких количественных и качественных показателей умственной деятельности при максимальных физиологических затратах . И. С. Кондор и В. С. Ротенберг предлагают объединить физиологические и психоэмоциональные показатели организма для определения умственной работоспособности . Под умственной работоспособностью они понимают силу мотивации субъекта, его уровень бодрствования, направленность и устойчивость внимания.

Сторонники второго (психолого-педагогического) подхода под умственной работоспособностью понимают характеристику наличных или потенциальных возможностей ребенка осуществлять умственную деятельность на заданном уровне в течение определенного времени. Умственная работоспособность интегрирует основные состояния психики ребенка: восприятие, внимание, память, мышление. Высокий уровень умственной работоспособности является одним из показателей психологического здоровья ребенка. Чаще всего авторы данного подхода занимаются изучением какого-либо одного фактора, характеризующего умственную работоспособность, и используют при этом различные методы. Так, Г. А. Берулава отмечает, что при оценке умственного развития ребенка следует принимать во внимание как уровень актуального развития ребенка, так и уровень его возможного развития . М. В. Антропова рассматривает внимание как наиболее значимый показатель умственной работоспособности детей младшего школьного возраста. В своих исследованиях она выявила, что устойчивость внимания учащихся 1–3 классов повышается в первые два учебных дня. А в пятницу, напротив, фиксируется самая низкая устойчивость внимания . Т. В. Воробьева отмечает, что умственная работоспособность младших школьников меняется в течение учебного года – к его окончанию уровень умственного развития учащихся возрастает на 25,5% по сравнению с началом учебного года . Н. К. Корсакова предлагает исследовать умственную работоспособность учащихся начальных классов, опираясь на анализ особенностей слуховой, зрительной и речевой памяти и наглядно-образного мышления ребенка . В исследовании Е. Н. Дзятковской умственная работоспособность детей 7–9 лет также рассматривается через интеграцию нескольких показателей. Для комплексной оценки умственной работоспособности детей младшего школьного возраста автор предлагает исследовать показатели памяти, внимания и мышления .

Уровень умственной работоспособности младшего школьника является определяющим для его психолого-педагогического статуса. Умственная работоспособность включает:

  • 1) основные характеристики внимания (активность, направленность, устойчивость);
  • 2) восприятие как основу психических функций;
  • 3) память (различные виды памяти, скорость консолидации, сохранение способности к восприятию);
  • 4) мышление как опосредованную форму процессов отражения;
  • 5) специальные способности;
  • 6) свойства личности, влияющие на поведение ребенка и определяющие эффективность его деятельности.

Умственная работоспособность – это некоторое интегральное свойство познавательной деятельности ребенка, состоящее из трех основных компонентов:

  • – когнитивный (особенности процессов восприятия, памяти и мышления ребенка);
  • – творческий (общие и специальные способности ребенка – оригинальность и гибкость мышления);
  • – личностный (особенности характера, влияющие па поведение ребенка и определяющие эффективность его деятельности).

В возрастном аспекте данные, описывающие динамику умственной работоспособности школьников, весьма противоречивы. Большинство ученых отмечают закономерное увеличение умственной работоспособности детей в связи с их ростом и развитием. Это объясняется усовершенствованием высшей нервной деятельности, повышением лабильности нервных процессов, качественным и количественным формированием новых временных связей, что указывает на зависимость умственной работоспособности и ее устойчивость от уровня физического развития. Было выявлено, что школьники с более высоким уровнем роста и развития обладают наиболее высокой умственной работоспособностью.

Умственная работоспособность школьника изменяется в течение дня, недели и года. В течение учебного года динамику умственной работоспособности школьников рассматривают по четвертям. Работоспособность, как правило, снижается к концу второй четверти, это связано со снижением функциональных возможностей организма. Отдых во время зимних каникул способствует восстановлению работоспособности учащихся. На протяжении второго полугодия умственная работоспособность остается достаточно устойчивой, но снижается к четвертой четверти. Считается, что благоприятные часы для умственной деятельности человека приходятся на 10–12 часов утра и 18–20 часов вечера. К 14–16 часам умственная работоспособность, как правило, сильно снижается.

Проблему нарушения динамики умственной активности отмечал еще Л. С. Выготский в своем учении об утомлении, говоря о том, что причиной нарушения динамики умственной активности учащихся является систематическое утомление, которое может привести к стойкой школьной неуспешности ребенка . Учебная деятельность требует одновременной совместной деятельности ряда органов. В результате чего может возникнуть общее нервное утомление. "При этом следует различать три основных понятия: усталость, утомление и переутомление. Усталостью мы будем называть то нервное состояние, которое может возникать и тогда, когда нет никаких физиологических оснований для наступления утомления. Усталость может быть и после хорошего сна, и внушенная, и вследствие неинтересности и скуки от протекающих перед нами процессов. В нормальных случаях усталость является для нас сигналом наступления утомления. Утомление – чисто физиологический фактор..." . Таким образом, усталость – это субъективная реакция, а утомление – объективное состояние организма. "Переутомление означает такую ненормальную утрату сил, когда полное их восстановление уже невозможно. Тогда возникает некоторый минус, невосполнимая затрата энергии, которая грозит болезненными последствиями для организма" .

Нарушение умственной работоспособности младших школьников можно отнести к одной из основных групп причин, вызывающих синдром стойкой школьной дезадаптации. Основными проявлениями нарушения умственной работоспособности детей младшего школьного возраста являются:

  • 1) частые головные боли в течение учебного дня;
  • 2) двигательная расторможенность – некоторая гиперактивность;
  • 3) общая утомляемость;
  • 4) недостаточная для обучения концентрация внимания;
  • 5) невыносливость к сенсорным раздражителям, в том числе к сильному шуму или разговорам других детей;
  • 6) неспособность к длительному умственному напряжению;
  • 7) замедление темпа усвоения учебного материала;
  • 8) слабое переключение с одного учебного задания на другое;
  • 9) трудности при запоминании учебного материала.

В итоге дети с нарушениями умственной работоспособности усваивают учебный материал не в полном объеме, при этом у них существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает острая школьная неуверенность.

Как правило, у детей с нарушением умственной работоспособности отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности и пассивности.

Педагогам и психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить о том, что утомление – это необходимый физиологический процесс, сохраняющий целостность работы организма ребенка. Но особенно сильное утомление может привести к нарушению умственной работоспособности младших школьников. При организации учебных и коррекционно-развивающих занятий нужно использовать различные формы деятельности, стараться переключать внимание детей с одного объекта на другой. Важно оставлять время на отдых детей. В том числе, при возможности, необходима небольшая физическая активность ребенка во время урока.

При изучении недельной динамики умственной работоспособности младших школьников, проведенного Ю. В. Баскаковой под руководством А. С. Обухова, было выявлено, что среднее значение умственной работоспособности имеет тенденцию к увеличению в начале недели, в среду она достигает своего максимального значения и к концу недели падает. В пятницу уровень умственной работоспособности младших школьников ниже, чем в понедельник. Пик умственной активности учащихся начальных классов приходится на середину – вторую треть учебной недели (среда – четверг).

При составлении учебного расписания для детей младшего школьного возраста и планировании классных и общешкольных мероприятий необходимо учитывать особенности их умственной работоспособности, в том числе и ее динамику па протяжении всей учебной недели. Готовность ребенка к участию в классных и общешкольных мероприятиях достигает своего максимума только к середине учебной недели. Именно в это время ребенок является наиболее активным и восприимчивым к получению новых знаний и овладению новыми формами деятельности.

В отношении дневной динамики умственной работоспособности младших школьников выявлено, что большинство детей наиболее активны и способны к умственной работе и наилучшему восприятию учебного материала именно в середине учебного дня. В течение 1–2-го уроков наблюдается повышение уровня умственной работоспособности. На 3 и 4-м уроках происходит стабилизация уровня умственной работоспособности. На 5-м уроке происходит резкий скачок уровня умственной работоспособности (умственная активность учащихся заметно снижается). После 6-го урока начинается резкий спад уровня умственной работоспособности младших школьников. Как правило, к концу учебного дня умственная работоспособность учащихся начальной школы становится даже ниже того уровня, на котором она находилась в начале 1-го урока. Необходимо помнить, что после окончания уроков младшему школьнику необходим отдых от умственной работы.

Максимальная активность, способность к восприятию материала и овладению новыми формами деятельности наступает у ребенка младшего школьного возраста на 3–4-м уроках в среду и четверг, резкое снижение уровня умственной работоспособности приходится на 4, 5 и 6-й уроки в пятницу.

Были также выявлены индивидуальные особенности недельной динамики умственной работоспособности учащихся начальной школы. Выделено семь типов недельной динамики умственной работоспособности детей младшего школьного возраста – один основной (доминирующий) и шесть индивидуально-типических.

  • 1. Умственная работоспособность возрастает к середине недели и снижается к ее концу – к данному типу динамики умственной работоспособности относится большая часть младших школьников (около 80%). Эти дети наиболее активно ведут себя ближе к середине учебной недели. К концу недели их умственная работоспособность заметно падает.
  • 2. Умственная работоспособность возрастает к середине недели и остается неизменной до ее окончания – к этому типу недельной динамики умственной работоспособности относится незначительная часть младших школьников (примерно 5%). Такие дети часто ведут себя тихо примерно до середины недели. Затем их активность возрастает и остается на том же уровне до конца учебной недели.
  • 3. Умственная работоспособность неизменна до середины учебной недели и резко снижается к ее окончанию – такой тип недельной динамики умственной работоспособности имеют единицы младших школьников (около 1,5–2%). Эти дети отличаются хорошим настроением и высоким уровнем умственной активности с начала до середины учебной недели, но к ее концу настроение ребенка резко падает, снижается уровень активности, пропадает желание заниматься умственным трудом, снижается время концентрации внимания.
  • 4. Умственная работоспособность непрерывно возрастает к концу учебной недели – данный тип недельной динамики умственной работоспособности свойственен примерно 6–7% младших школьников. Уровень умственной активности таких детей резко повышается к концу учебной недели.
  • 5. Умственная работоспособность снижается к середине учебной недели и возрастает к ее окончанию – к такому типу недельной динамики умственной работоспособности относятся примерно 3% младших школьников. Детям свойственно резкое утомление к середине недели. Как правило, этому сопутствует снижение настроения и уровня умственной активности ребенка. Но к концу недели активность и настроение ребенка восстанавливаются.
  • 6. Умственная работоспособность снижается к середине учебной недели и не изменяется до ее окончания – к этому типу относятся примерно 1,5–2% младших школьников. Таким детям свойственно некоторое утомление к середине учебной недели. Это связано со снижением настроения и уровня умственной активности. Но тенденций к дальнейшему снижению уровня умственной работоспособности не наблюдается.
  • 7. Умственная работоспособность неизменна в течение недели – к данному типу недельной динамики умственной работоспособности относятся также примерно 1,5–2% учащихся. Видимых изменений настроения и умственной активности в течение учебной недели у них не наблюдается.

Младшие школьники, имеющие высокий уровень работоспособности, хорошо учатся, меньше болеют и пропускают занятия. Кроме того, высокая умственная работоспособность позволяет указанной категории детей без напряжения овладевать различными умениями и навыками, а также обеспечивает их нравственно-волевое развитие.

Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую несправедливо называем «лентяями», других же с насмешкой – «трудоголиками». В чем кроется причина

столь разного отношения к работе? В этом случае мы не можем утверждать, что это зависит только от личных качеств, силы воли, физических возможностей или какой-либо совокупности определенных качеств.

Работоспособность – это некое функциональное состояние нашего организма, или другими словами – физиологическое состояние организма и его систем. Из данного определения можно сделать вывод, что работоспособность зависит от множества факторов, так как очевидно, что состояние организма и его систем – не одно и то же. Ведь одно дело говорить о функциональном состоянии ЦНС или состоянии зрительной, двигательной или прочих систем, а другое – о функциональном состоянии человека как целостной его характеристике. Задачей своей контрольной работы я вижу раскрыть тему «Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приёмы её активизации»

Поставленную мною задачу я попытаюсь решить в данной контрольной работе при помощи всевозможных статей, учебников и другой научной литературы, которая может дать нам определенные ответы, на интересующие нас вопросы.

Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приемы её активизации

Отчего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие – нет? Что необходимо сделать, чтобы побудить учащегося к учению, его стремлению, желанию владеть знаниями и способами познавательной деятельности? Мотивы учения являются причиной определенного отношения к учению. Слово «мотив» означает «двигаю», она выражает направленность активность человека. В психологии термин «мотив» означает осознанное побуждение человека к деятельности. Однако в основе активного отношения к учению лежат не только положительные мотивы учения. Мотивы связаны с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни. Чем цели значительнее, чем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют направленность мотивов. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Плодотворная учебная деятельность всегда целенаправленна, поэтому у учащихся должны быть сформированы не только мотивы учения, но и умения самостоятельно ставить цели учения, стремление к достижению своих целей. Следовательно, плодотворная активная деятельность учащихся предполагает наличие у них и целей, и мотивов учения.

Но будет ли учащийся ставить цели, что-то делать, к чему-то стремиться, не испытывать при этом нужды в знаниях? Нет. Чтобы учащийся активно приступил к работе, к выполнению учебного задания, он должен осознать значение предстоящей деятельности как необходимой, нужной для него. Точнее говоря, он должен испытывать потребность к ней.

Можно сказать, что активным в учении будет тот учащийся, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет рабочую учебную деятельность учащихся, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями. Эта деятельность – основная для учащегося.

Вторым ведущим видом деятельности в ПТУ является труд. Работоспособность труда представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека совершенствовать свои профессиональные знания и мастерство, сознательно относиться к труду и его результатам, быть активным в трудовой деятельности. В труде выражается степень связи интересов личности с интересами общества. Это система – основная для работающего человека.

Что же представляет собой рабочая деятельность учащегося профтехучилища? По своему социальному статусу он уже не школьник, но ещё и не рабочий. В отличии от школьника (ведущая деятельность - учебная) и рабочего (ведущая деятельность - труд) у него две взаимосвязанные ведущие деятельности: учение и производительный труд. Назначение учебной деятельности – обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося. Главное же назначение производительного труда в профтехучилищах не только в получении материального продукта труда, но и в том, чтобы в процессе труда учащийся формировал новые и развивал имеющиеся профессиональные способности, качества личности, присущие производству. Эти две деятельности объективно слиты в едином учебно-воспитательном процессе профтехучилища. Субъективно, в сознании учащегося, отношение к ним отражается в рабочей учебно-трудовой деятельности.

Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности.

На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.

Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

Новое на сайте

>

Самое популярное