Домой Грыжа межпозвоночного диска Первое занятие по созданию школьного музея. Программа-проект работы школьного музея

Первое занятие по созданию школьного музея. Программа-проект работы школьного музея

I. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1. Цели и задачи школьных музеев

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

II . КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья

Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

Судьба семьи в судьбе страны

Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

Семейный архив

Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

Изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

Свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

Атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

Детские сочинения, творческие работы.

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

Комплексный характер исследований;

Разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер исследований

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки экспозиции могут быть различными.

Разнообразие исследовательских методов

Главные формы и направления исследований:

· Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

· Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

· Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

· Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

· Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

· Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

· Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем - для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методи-кой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

При проведении экспедиции группа готовит следующие полевые документы:

Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, её основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследова-ний.

Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках (позднее они будут перенесены в Книгу учета основного фонда). Записи располагаются горизонтально по развороту тетради. Полевая опись имеет следующие графы:

1. Порядковый номер поступления.

2. Дата и место обнаружения.

3. Наименование памятника истории и культуры.

4. Количество.

5. Материал и способ изготовления.

6. Назначение памятника истории и культуры.

7, Способ использования и сохранность.

8. Краткое описание с указанием особенностей. Размер.

9. Владелец или источник поступления.

10. Легенда предмета.

11. Примечание.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных, (желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный или переписанный от руки текст. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (Дата и место съемки. Содержание кадра. Условия съемки. Автор кадра). Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографий в фонды или экспозицию.

III . УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов.

Научно-учетная документация

Сюда входят:

а) акты приема-сдачи документов;

б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.
Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).

тематические (по тематике коллекций).

именные (с характеристиками конкретных лиц).

хронологические (по хронологии событий).

географические (с географическими названиями).

Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:

наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в ко-торую вносятся следующие данные:

1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

Э.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

«В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ».

В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

З.Шифровка и маркировка музейных предметов

На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

IV . ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то нужно, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

Во-вторых, задачей школьного музея может стать комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

Можно выделить несколько жанров школьных музейных экспозиций.

· Музей-экспозиция (выставка ) Экспозиция музея представляет собой более или м e нее сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест-венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации. Этот жанр школьного музея нуждается в добавлении ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

· Музей-мастерская

· Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся занятия, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол-нительного образования.

· Музей-лаборатория

· Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музеи осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно-научного и технического профиля. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

· Музей-игротека

· Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя могут проводить на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также выездные представления в детские сады и близлежащие школы. Необходимой составляющей дея-тельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Текст в экспозиции школьного музея

Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за-ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные (заглавные);

Ведущие;

Объяснительные;

Этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

Название предмета;

Атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

Дата.

Примеры этикеток

Плуг

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах Прикамья в конце XIX - начале XX вв.

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками. В 1890 году число рабочих превышало 5000 человек.

Ученики 5-го класса п. Зюкайка В последнем ряду (крайний справа) Андрей Мохов. Пермская область, 1934 г.

Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907-1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы»

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при-крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу-дет интересна и взрослым, и детям.

V . КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, профессий, открытых дверей, исторические, Фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры.

Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует учитывать в специальной тетради (книга учета массовых мероприятий), которая заполняется по следующей схеме:

Вся переписка музея должна подлежать учету, для чего отводится специальная тетрадь, в которой отмечается дата написания письма, порядковый номер, адрес, куда оно отправляется, и краткое его содержание.

Для писем, принимаемых в музеи, отводится другая тетрадь, которая также делится на графы: дата получения письма, дата отправления, адрес, автор, краткое содержание письма.

VI . ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

Наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);

Наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;

Обеспечение условий сохранности собранного материала;

Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;

Охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;

Культурно-образовательная деятельность музея.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

План работы школьного музея состоит из следующих разделов:

1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.

2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.

4.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

5. Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

6. Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

7. Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

8. Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

9. Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма

Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.

"Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в развитии патриотизма занимает изучение истории государства и своего родного края. Огромную помощь в этом оказывают школьные краеведческие музеи. Об этом и поговорим.

Создание и развитие любого школьного музея состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование тематики экспозиций.
  2. Создание нормативно-правовой базы.
  3. Сбор и подготовка экспонатов для музея.
  4. Оформление музейной комнаты и вспомогательного фонда.
  5. Подготовка экскурсоводов и режима работы музея.

Начальная стадия развития музея позволяет учителю определиться с темой всего музея и его отдельных экспозиций. Наиболее простым решением является создание «Комнаты Славы». Огромное количество информации о событиях и героях Великой Отечественной войны Вы можете найти в Интернете. По Книгам Памяти можно определить точные списки погибших. На сайтах «Мемориал» и «Солдат» Вы можете не только уточнить информацию о необходимом человеке, но и скачать документы о его призыве, месте службы или гибели. Можно, при необходимости, сделать запрос в Государственный архив Министерства обороны РФ. Ответ приходит в течение двух-трёх месяцев. Встреча с родственниками героя поможет уточнить собранную информацию, они могут предоставить Вам фотографии, документы и личные вещи ветерана. Если экспонаты не передают в дар музею, то их можно просто сфотографировать.

Более сложным является создание музея по краеведению и истории. Один Интернет здесь не поможет. Вам придётся обратиться к сотрудникам государственных музеев, архивов и библиотек. Многие школьные музеи ограничиваются созданием исторических экспозиции конца XIX - началом XX века. Это неправильно. Изучение родного края должно быть полноценным и занимать более широкий период истории. Каменный, бронзовый, железный века, раннее и позднее Средневековье, Смутные времена, эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II - всё это может и должно быть представлено в музее, хотя бы кратко. Самым непростым является музей, в котором отражена полная история, от первобытного человека и до наших дней. Даже если каждый из этапов развития России представлять очень кратко, это займёт много места. А если добавить темы по флоре, фауне, геологии и палеонтологии родного края - музей станет поистине огромным. Тем не менее, такие музеи создаются и успешно работают в школах. Создание отдельных тематик (кузнечное дело, обработка льна, народные промыслы, партизанское движение и т.д.) можно отложить по мере сбора и накопления экспонатов.

Второй этап - создание нормативно-правовой базы. В любом школьном музее должны присутствовать следующие документы: книга приёма-передачи-изъятия экспонатов, акты приёма-передачи отдельных экспонатов, положение по школьному музею, план работы школьного музея на текущий учебный год, тексты экскурсоводов.

Прежде чем приобретать и накапливать экспонаты для музея, учитель обязан ознакомиться с документами, регламентирующими законность таких приобретений. Существует ряд строгих запретов. В первую очередь это касается предметов времён Великой Отечественной войны. Категорически запрещается использовать предметы, представляющие угрозу жизни и здоровью посетителей музея. Оружие и боеприпасы, находящиеся в музейной комнате должны быть полностью деактивированы и осмотрены специалистами и сотрудниками полиции. Капсюля и взрыватели гильз и снарядов должны быть выбиты, пороховые и тротиловые заряды выжжены и химически обработаны. У представленного оружия или его фрагментов должны быть пропилены патронники, заварен ствол, удалены бойки и механизмы взвода. Штыки и штык-ножи лучше распилить, представив в экспозиции две половинки. Даже внешний вид сильно ржавого и испорченного оружия может быть обманчив. Ещё раз напомним - заниматься деактивацией должны только специалисты. Если у Вас возникли вопросы по безопасности предмета, можно пригласить для его осмотра сотрудников полиции или МЧС.

В школьных музеях не рекомендуется выставлять ордена, медали и нагрудные знаки времён Великой Отечественной войны. Исключение делается в двух случаях. Если эти награды были переданы самим ветераном (его родственниками) или если эти медали не относятся к боевым (30-, 40-, 50-летие Победы, Вооружённых Сил и т. д.). В любом случае, все награды лучше заменить наградными планками или муляжами.

Много вопросов возникает по представлению в музее предметов из драгметаллов. Обычно это монеты и украшения. Принято считать, что выставлять в школьных музеях такие изделия запрещено ввиду их высокой стоимости, но хотелось бы внести небольшую поправку на этот запрет. Огромное количество старинных разменных серебряных монет не представляют никакой ценности. Монетки-«чешуйки» Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I и других царей стоят от 20 до 50 руб. за штуку. Серебряная мелочь Александра III, Николая II стоит ненамного дороже. Можно представить в школьном музее сотни таких монет и их стоимость будет гораздо меньше стоимости самопрялки или самовара. То же относится и к серебряным нательным крестам, кольцам, серьгам XIX вв. Их стоимость редко превышает несколько сотен рублей. Между тем стоимость некоторых медных монет может доходить до нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Во избежание недоразумений с подробной стоимостью любой монеты Вы можете ознакомиться в каталогах «Конросс», которые выпускаются ежегодно. Также не рекомендуется выставлять в школьных музеях предметы, представляющие особую историческую ценность. Определить их значимость для истории Вам помогут сотрудники государственных краеведческих музеев. Особенно это касается кладов. Хотелось бы развеять два предубеждения, касательно этой темы. Во-первых, клады не являются таким уж редким явлением, ежегодно в нашей области поднимают десятки кладов. Во-вторых, многие из кладов, несомненно, представляют определённую историческую ценность, но не представляют ценности материальной.

Рекомендуем ознакомиться с 233 статьёй Гражданского кодекса РФ. Поэтому вполне допустимо присутствие в школьном музее подобного экспоната или его аналога. Положите под стекло разбитый кувшин и несколько десятков монет одного периода и состояния, и Вы получите копию клада, вызывающую восхищение школьников.

Что касается старинного холодного оружия, то здесь необходимо подробно ознакомиться с законом «Об оружии». Наконечники стрел не представляют угрозы для посетителей, наконечники копий и сулиц ввиду их плохого состояния (учитывая возраст) также не подпадают под закон. Старинные топоры (даже боевые) относятся к предметам хозяйственно-бытового назначения. А вот сабли, палаши, шпаги, мечи и другое клинковое оружие выставлять в школьном музее запрещено, за исключением, когда клинок надломлен и притуплен до 1,8 мм. Можно представить в школьном музее реплики (копии) данного оружия. Такие копии используют реконструкторы военно-исторических клубов, они не имеют острых кромок и относится к спортивному снаряжению, но даже в этом случае данное оружие желательно надпилить у основания рукоятки.

Третий и самый главный этап формирования музея - сбор экспонатов. Не секрет, что школьники получают более полную информацию по истории не только изучая литературу, но и прикасаясь к экспонатам, держа в руках «живую историю». К сожалению, большинство школьных музеев ограничиваются банальным «музейным набором»: пара рушников, угольныё утюг, лапти, самопрялка, ухваты, чугунки, кувшины, в лучшем случае к этому добавляется самовар Баташёва, жернов или ткацкий станок. По войне будут представлены солдатский шлем и пара гильз от орудий. Как же расширить экспозицию, выйти за рамки стандартных экспонатов, как создать свою «изюминку» в музее? Первые предметы в школу могут принести ученики, при этом необходимо обязательно учитывать согласие их родителей. На отдельные интересные и редкие экспонаты Вы составляете акты приёма-передачи в произвольной форме, с подробным описанием предмета, заверенные подписями обеих сторон и печатью школы. Остальные экспонаты вносятся в книгу приёма-передачи. Не следует забывать, что разница стоимости экспонатов в зависимости от их состояния может отличаться в разы, поэтому не забывайте подробно описать принимаемый предмет или документ. Но где приобрести остальные экспонаты?

При создании музея по Великой Отечественной войне неоценимую помощь Вам окажут представители поисковых отрядов. Огромное количество интересных и разнообразных предметов они предоставят абсолютно бесплатно. Фрагменты снаряжения и вооружения русских и немецких солдат, предметы жизни и быта, листовки и плакаты, всё это Вы можете получить в дар и прекрасно оформить у себя в музее. Обращайтесь к руководителям таких отрядов, и Вам не откажут в помощи. Если музею необходимы конкретные предметы, Вы можете оставить заявку, и при следующих поисковых мероприятиях, возможно, Вам его предоставят. Представителей поисковых отрядов можно пригласить на открытый урок, где они подробно и интересно расскажут о своей работе и представленных в школьном музее экспонатах по Великой Отечественной войне.

Сложнее приобрести экспонаты по старине. Существует несколько способов пополнения школьной коллекции. Здесь всё зависит от Вашей активности и финансовых возможностей музея. Для начала определимся, что можно приобрести для школьного музея по каждому из периодов истории.

По каменному веку можно представить каменные наконечники стрел, топоры, скребки, прошивки и рубила. Их стоимость невелика, но проще и дешевле будет изготовить копии самим, обработав камни или найдя образцы, внешне похожие на орудия труда древнего человека.

По железному и бронзовому векам, праславянским культурам можно будет представить наконечники стрел и копий, топоры, фрагменты украшений и одежды, части конской упряжи.

По средневековью к вышеперечисленному добавляются украшения славян. Огромное разнообразие подвесок, височных колец, перстней, гривен, оберегов, браслетов и бус прекрасно будут смотреться в Вашем музее. Добавьте к этому пряжки, накладки, пуговицы и другие украшения одежды. Всё это можно оформить отдельными наборами, а можно воссоздать на нарисованном образе, расположив их там, где они должны были находиться. К этому периоду можно добавить фрагменты снаряжения средневековых воинов. Особенно эффектно будут смотреться манекены в одеждах данного периода. Кстати, это относиться к любой из представленных исторических эпох. Копии старинных одежд и доспехов можно изготовить самим или привлечь к этому детей. Если Вы нуждаетесь в точных аналогах (старинный раскрой, натуральные ткани, ручной шов, бронзовое литьё, кованая сталь), то можно обратиться к помощи исторических клубов, которые существуют в любом городе. Если Вы не в состоянии приобрести или изготовить данные экспонаты, можно просто попросить выставлять их временно, приурочив к какому-либо событию. Ни один из клубов Вам не откажет.

По более поздним векам добавляются монеты-чешуйки и фрагменты огнестрельного оружия (например, ядра пушек).
По периоду Российской Империи вплоть до 1917 года можно представить огромное количество всевозможных экспонатов. Развитие денежной системы, кузнечного дела, народных промыслов и книгопечатания - всё это даёт широкий простор для пополнения экспозиции музея. По мере накопления всё это оформляется в отдельные темы. Приведём примеры некоторых отдельных выставок: пули времён Крымской войны, торговые пломбы купечества, нагрудные знаки полиции, медали Царской армии, украшения наших бабушек, оловянные игрушки XIX века, знаки различия военнослужащих, разнообразие веретён и пряслиц, изразцы русской печи, фарфоровая посуда XIX века, обработка льна, значение вышивки на одежде и рушниках, старообрядческие нательные кресты, как украшали лошадь, чем ловили рыбу, орудия столяров и плотников, история Георгиевского креста, как освещали жилище, чем писали в старину и многое другое. По всем вышеперечисленным темам свободно можно приобрести и оформить экспонаты.

Вполне несложно представить в школьном музее предметы времён Советского Союза. Интерес для музея могут представлять радиоприёмники и проигрыватели, разнообразная посуда и предметы быта, сохранившаяся в бабушкиных сундуках одежда, предметы культа В.И. Ленина и И.В. Сталина (статуэтки, знамёна, вымпелы, литература и др. атрибутика), а также экспонаты по пионерским и комсомольским организациям. Очевидцы событий обязательно поделятся для музея своими воспоминаниями.

С экспонатами определились, но где всё это приобретать? В этом Вам поможет Интернет, а именно форумы поисковиков. Отношение к металлопоиску у многих историков неоднозначное. Множество исторических мест было варварски разрушено и уничтожено за последние годы так называемыми «чёрными копателями». Этому способствовала свободная продажа металлодетекторов и отсутствие законов об обороте предметов старины. В то же время обвинять всех поисковиков в разрушении памятников археологии неэтично, как нельзя обвинить, например, всех рыбаков в браконьерстве. Множество людей относятся к металлопоиску, как к хобби, просеивая колхозные поля, сельские огороды, дороги и заброшенные дома. Они никогда не переступят ни закон, ни морально-этические нормы.

Однако речь не об этом. Руководителям школьных музеев многие форумы оказывают неоценимую помощь, предоставляя бесплатно или за чисто символическую плату множество предметов старины. Так называемый «археологический мусор» продаётся килограммами. Вы можете за несколько сотен рублей приобрести, например, полные наборы украшений конской упряжи, десятки всевозможных монет, множество старинных орудий труда и предметов быта. При этом многие экспонаты просто дарятся. Для пополнения школьной коллекции Вам необходимо поместить заявки на таких форумах. Ещё раз повторим, отношение к данным торгам может быть у Вас и негативным, но будет правильнее, если предметы старины займут достойное место в школьном музее, чем окажутся в частной коллекции или, ещё хуже, на свалке. Некоторые историки требуют, чтобы в школьных музеях были представлены только копии предметов старины. Если следовать этим правилам, Вам потребуются значительные финансовые средства, копии стоят в несколько раз дороже оригиналов. В любом случае, выбор за Вами. По крайней мере, можно просто скачать с форумов огромное количество интереснейшей и занимательной информации, старинные карты Вашей местности, места расположения древних поселений и многое другое.

Кроме этого, в каждом городе существует множество антикварных салонов. Некоторые недорогие экспонаты можно приобрести и там. Владельцы таких салонов часто идут навстречу школам и предоставляют интересные предметы старины абсолютно бесплатно.
Таким образом, пополнив школьную коллекцию, необходимо будет привести её ещё и в достойный вид. Для этого некоторые экспонаты придётся отреставрировать. Предметы, найденные в земле и изготовленные из железа, находясь в музейной комнате, где сухо и тепло, начнут разрушаться. Металл будет отслаиваться и крошиться, со временем Вы рискуете полностью утратить экспонат.

Чтобы этого не произошло, Вам необходимо уберечь его от пагубного воздействия кислорода. Для начала необходимо аккуратно удалить грязь и наросты ржавчины, а затем залить экспонат тонким слоем расплавленного воска или парафина. Менее ценные экспонаты можно просто покрыть бесцветным нитролаком. Защитная плёнка предотвратит дальнейшее разрушение и создаст дополнительный запас прочности. Медные, латунные и бронзовые экспонаты чистятся в обычном мыльном растворе. Если они сильно поражены окислами, для очистки можно использовать слабый раствор лимонной кислоты. При этом не стоит забывать, что равномерный, красивый слой окислов меди, так называемая патина, придаёт экспонату благородство и уберегает его от дальнейшего разрушения, поэтому удалять её не стоит. Бумажные экспонаты (документы, деньги, книги, листовки) необходимо уберечь от воздействия человеческих рук и пыли. Можно поместить их под стекло, в файлы или заламинировать, если они находятся в очень плохом состоянии. Изделия из серебра хорошо чистятся зубным порошком, за исключением серебра с чернением. Предметы, изготовленные из дерева можно обработать специальными бесцветными маслами, предназначенными для усиления структуры дерева.

Изделия из кожи лучше натереть натуральным воском. Манекены с одеждой необходимо уберечь от моли, разместив внутри инсектициды. Льняные изделия достаточно просто периодически вытряхивать от пыли. Для общей сохранности экспозиции школьного музея необходимо еженедельно проводить влажную уборку помещения. Это будет особенно несложно, если большую часть экспонатов поместить под стекло.

Итак, Вы приобрели, отреставрировали и зарегистрировали необходимые экспонаты. Следующий этап - оформление вспомогательного фонда. Вспомогательным фондом называют всё то, что помогает в полной мере раскрыть значимость того или иного экспоната. К нему относятся основные информационные стенды, столы с представленными предметами, стеклянные шкафы, отдельные настенные экспонаты или их наборы, стойки под орудия труда, оружие или одежду, бирки с названиями и многое другое. Часто бывает, что оформление и красочное представление музейной выставки занимает большую часть затраченного времени и финансов. Процесс создания музея может быть бесконечным, т. к. периодически Вы будете менять, дополнять или просто удалять некоторые экспонаты ввиду различных причин. Тем не менее, этот процесс занимателен как для учителей, так и для учащихся, оказывающих им помощь. Обустраивая музей, каждый учитель старается внести своё неповторимое оформление.

Можно лишь посоветовать некоторые варианты таких решений. Чтобы столы не выглядели по-современному, их покрывают двуниткой, недорогой тканью, внешне похожей на лён. Топоры, копья, косы, ухваты, мотыги и молоты лучше насадить на древко (если оно отсутствует). Это придаст им достойный рабочий вид. На самопрялку можно насадить кусок льняной пакли и вывести ручную нить на веретено. В светцы вставляют лучины и закрепляют на стене. В угольный утюг можно насыпать холодного древесного угля. Иконы оформляются в Красном углу и украшаются рушниками и веточками вербы. Идеей создать «уголок русской избы» с бутафорской печью уже никого не удивишь. А вот «амбарный уголок», «сени», «овин» или «ледник» помогут выйти за рамки общепринятых норм.

Ну и последнее, что необходимо для полноценной работы музея - это подготовка экскурсоводов и распределение времени работы музея. Для экскурсоводов лучше подобрать учащихся 6-9 классов. Это оптимальные возрастные категории. В этих классах ученики уже в состоянии грамотно и интересно провести экскурсию, и у Вас будет экскурсовод на несколько лет до окончания учеником школы. Экскурсии лучше проводить по предварительному согласованию между посетителями и работниками музея. Музей не должен являться проходной комнатой. Его открытие должно производиться только при непосредственном начале экскурсии, а закрытие сразу после её окончания. В один из дней недели можно сделать «день открытых дверей», когда музей будет открыт для свободного посещения несколько часов подряд. Обычно в первые месяцы после начала работы школьного музея будут проходить многочисленные экскурсии. Когда большинство учащихся побывают в музее, его деятельность пойдёт на убыль и войдёт в спокойное течение учебного процесса. На базе музея можно создать исторический факультатив или группу, где учащиеся будут подробно изучать краеведение, готовить интересные научные и исследовательские проекты. Помимо экскурсий в музее, можно подготовить походы на открытом воздухе по историческим местам, расположенным недалеко от школы.

В заключении хотелось бы добавить, что данная статья является лишь рекомендательной и основана на личном многолетнем опыте автора. Возможно, она поможет Вам в Вашей работе.

С уважением.
Сергей Красильников.

1. Введение

Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Татарской гимназией № 1.

Проект необходим для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия;

    Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

    Воспитание Гражданина.

2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

3. Основные задачи программы-проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

    интерес к историческим знаниям;

    интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

    чувство уважение, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

    Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

    С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, гимназии, своего класса.

    Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности сетевого проекта.

Гимназия имеет большой опыт работы в данном направлении. Более двадцати лет в гимназии работает кружок юных историков. За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В част-нос-ти боль-шую по-мощь нам ока-зы-ва-ли науч-ные сот-руд-ни-ки го-су-дарст-вен-но-го му-зея рес-пуб-ли-ки, Инс-ти-ту-та язы-ка, ли-те-ра-ту-ры и ис-то-рии им. Г.Иб-ра-ги-мо-ва, фи-ли-а-ла НИИ нац. школ, бы-ли про-ве-де-ны экс-кур-сии по ис-то-ри-чес-ким мес-там го-ро-да и рес-пуб-ли-ки, ор-га-ни-зо-ва-ны те-ма-ти-чес-кие вст-ре-чи с участ-ни-ка-ми Ок-тябрьс-кой ре-во-лю-ции, ве-те-ра-на-ми вой-ны и тру-да. На-ла-ди-ли пе-ре-пис-ку с му-зе-я-ми дру-гих го-ро-дов, нап-ри-мер Моск-вы, Ки-е-ва, Уль-я-новс-ка, Че-ля-бинс-ка, Ле-нинг-ра-да, Таш-кен-та, в ре-зуль-та-те та-кой раз-нос-то-рон-ней ра-бо-ты на-ко-пил-ся бо-га-тый ма-те-ри-ал, сре-ди ко-то-рых до-ку-мен-ты о пер-вом учи-те-ле шко-лы В.Бах-ти-я-ро-ве, (он был сов-ре-мен-ни-ком Г.Ту-кая, участ-во-вал в из-да-нии «Ђль ис-лах», до-ку-мен-ты о вы-пуск-ни-ках шко-лы ны-не про-фес-со-ра Уни-вер-си-те-та Друж-бы на-ро-дов Г.С.Га-лиул-ли-не (в на-чаль-ных клас-сах у нас учил-ся), о Г.Ги-ма-дут-ди-но-ве, о ко-то-рой соз-дан фильм «Воз-рож-ден-ная ле-ген-да», о поэ-те-фрон-то-ви-ке М.Сад-ри и дру-гих за-ме-ча-тель-ных вы-пуск-ни-ках.

На базе гимназии ежегодно проводятся семинары для представителей района, города республики на темы: «Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения истории родного края», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Открытый урок для учащихся Татарской национальной гимназии г. Саратова, данный директором Татарской гимназии № 1 г. Казани Шамсеевой Г.Г., в марте 2002г., послужил началом положительного опыта работы по обмену образовательными и воспитательными технологий. Огромная роль изучения истории родного края в воспитании и формировании личности была подчеркнута на VI-Московской международной выставке-форуме «Школа – 2002».За проведение семинара «Воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению, и самореализации» гимназия стала дипломантом VI-Московской международной выставки-форума «Школа – 2002».

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы гимназии и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина.

Имеются регионы, с которыми возможен сетевой проект: Саратов, Самара, Башкортостан, Пермь

5. Обоснование необходимости проекта .

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

    Цели и задачи проекта .

Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия.

2. Создание музея.

3. Определение направления музея.

4. Пополнение и обновление экспозиций музея.

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

7. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

        Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей .

Основные стратегии:

1. Создание или обновление поисковой группы музея.

2. Изучение краеведческой литературы.

3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4. Создание экспозиций, разделов музея.

5. Оформление интерьера музея.

6. Создание совета и актива музея.

7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8. Организация группы экскурсоводов.

9. Открытие кружка «Юный историк».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

13. Создание кинолетописи проекта.

14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (имеется в Татарской гимназии № 1 г. Казани и музей истории и этнографии Саратовский татар - в г. Саратове). Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Бо-лее 20 лет в Татарской гимназии № 1 ра-бо-та-ет кру-жок юных ис-то-ри-ков. В дни под-го-тов-ки 50-ле-тия шко-лы на ба-зе ис-то-ри-чес-ко-го круж-ка на-ча-лась ра-бо-та по по-ис-ку ма-те-ри-а-лов по ис-то-рии шко-лы. Воз-ник-но-ве-ние и раз-ви-тие шко-лы тес-но свя-за-но с прош-лым и нас-то-я-щим Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды, поэ-то-му, од-нов-ре-мен-но шло изу-че-ние ис-то-рии мик-ро-ра-йо-на. Ра-бо-ту на-ча-ли с изу-че-ния кра-е-вед-чес-кой ли-те-ра-ту-ры, в том чис-ле и ме-му-ар-ной. За-тем был ус-та-нов-лен кон-такт с му-зе-я-ми, ар-хи-ва-ми, науч-ны-ми уч-реж-де-ни-я-ми.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В Казани руководителем музея является учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ Шамсутдинова Гульчира Хафизовна, научным консультантом – доктор исторических наук, профессор Р.Г. Фахрутдинов. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, психолог. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

    Рабочий план реализации проекта .

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Проведение интерактивного семинара в режиме on line для учителей, классных руководителей, родителей г. Казани и г. Саратова на тему «Роль музея родного края в воспитании и формировании личности».

Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск»,

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

    «Наш край в да-ле-ком прош-лом»

    «Бул-гарс-кий пе-ри-од ис-то-рии род-но-го кра-я»

    «Воз-ник-но-ве-ние Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма куп-ца сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма ре-мес-лен-ни-ка Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «У-час-тие та-тар в кресть-янс-кой вой-не под пред-во-ди-тельст-вом Е.Пу-га-че-ва».

    «Е.Пугачев в Казани»

    «О-бу-че-ние де-тей до ре-во-лю-ци-и»

    «З-на-ме-ни-тые де-я-те-ли нау-ки и куль-ту-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Г. Тукай и Ново–Татарская слобода», «К.Насыри и Ново–Татарская слобода»

    «Ре-во-лю-ци-о-не-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Молодежное движение Ново – татарской слободы»

    «Из ис-то-рии та-тарс-кой шко-лы»

    « Развитие промышленности в Ново – Татарской слободе»

    «На-ши вы-пуск-ни-ки – участ-ни-ки Ве-ли-кой Оте-чест-вен-ной вой-ны»

    «От школы до гим-на-зи-и»

    «На-ша гор-дость – вы-пуск-ни-ки»

    "Все начинается с учителя…”

    « Сотрудничество науки и школы»

    « Наши выпускники – медалисты»

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн -ринга «Лучший знаток истории родного края»

Введение операции «Ветеран». Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Находка».

Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».

Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество гимназии и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

Создание кинолетописи проекта.

Конкретные ожидаемые результаты. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

В Гимназии достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.

    Механизм оценки результатов.

Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

    Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

Новое на сайте

>

Самое популярное