Домой Отрыжка Можайское благочиние.

Можайское благочиние.

"...Повинуясь друг другу в страхе Божием... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя" (Еф. 5:21, 25-33).

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6:4).

Хочу спросить вас, братья и сестры: вы действительно счастливые люди? Братья, как вы думаете, ваша жена счастлива, что замужем? Сестры, а вы действительно являетесь помощницей своему мужу? И его тянет домой? Он бежит домой, потому что вы дома? Или он бежит из дома, потому что вы - дома? Подумайте: счастливые вы люди или несчастливые? Многие из вас начинали свою семейную жизнь в Доме Божием у алтаря Господня.

В 1975 году 25 мая я обещал Господу, что буду любить свою жену всю жизнь и буду ей верен. Я вспоминаю этот день и час. Я был действительно счастливый человек. Помню, когда закончилось бракосочетание и мы с женой остались вдвоем, Господь Духом Своим коснулся наших сердец, и мы просто повторили еще раз, что Бог ожидает от мужчины и что Бог ожидает от женщины. И перед Богом, без свидетелей, мы еще раз дали обещание, как мы хотим жить.

В тот момент мы встали на библейскую платформу, сказав Господу, как мы хотим относиться к деторождению, к служению, к материальным пожертвованиям и многому-многому другому. Это было как второе сочетание. Никто на нас не возложил руки, но мы с женой стали на колени и помолились Господу. Я и сейчас чувствую то тепло и близость Бога. Иногда я своей жене задаю вопрос: счастливая она или несчастливая?

Некоторые люди опустили руки, они уже не верят, что можно быть счастливыми. Недавно я проповедовал о любви жены к мужу и получил записку: "Какая там любовь... Я еле сдерживаюсь, чтобы не убить своего мужа!"

Официальная статистика говорит, что в России в прошлом году женщины убили 14 тысяч мужчин. 14 тысяч жен убили своих мужей!

Писание говорит, что чрезвычайно большая ответственность за семью лежит на мужчине. Давайте сейчас со всей серьезностью и ответственностью посмотрим, что говорит Библия мужчинам.

Я думаю, мужчина в семье должен выполнить три функции: во-первых, он должен знать и помнить, что он - священник, он должен быть сначала мужем и уже потом - отцом: это библейский порядок.

Священник

Что должен делать священник? Священник должен был приносить жертвы. Помните книгу Иова? Заботясь о своей семье, священник Иов приносил жертвы и молился, говоря: "Может быть, мои дети в чем-то согрешили...". Одна из жертв, которая ожидается от священника как от главы семьи, - это приносить Богу жертву хвалы, жертву благодарения за свою семью.

Мужчины, вы сегодня уже благодарили Бога за свою жену, за своих детей? Может быть, у вас сейчас появляются мысли: "Это невозможно - благодарить за такую жену..." Но я хочу сказать, что вы грешите, если вы этого не делаете. А если вы и дальше будете так поступать, то ваша жена станет еще хуже. Это правильно - благодарить Бога за свою жену. Некоторые мужчины, правда, начинают это понимать только тогда, когда жена умерла.

Один муж всегда был недоволен своей женой. Как ни придет домой, она все сидит и сидит. Да что это такое?! Правда, дома прибрано, еда приготовлена, брюки у него отутюжены - всюду идеальный порядок. Но вот жена у него умирает. И через некоторое время он замечает: у него гора грязной посуды, куча нестиранного белья, обед не приготовлен... И теперь он начинает понимать, что все это жена делала в его отсутствие. Она была мудрой женой: она старалась (готовила, стирала, прибирала), чтобы к его приходу был полный порядок. Ведь не каждому мужчине нравится, когда жена в его присутствии затевает большую стирку или уборку.

Ответственность мужчины как священника - благодарить Бога за свою семью, жену и детей. Наша ответственность - ходатайствовать пред Богом за свою жену и своих детей. Я хочу спросить вас: вы это делали сегодня? Братья, начните это делать с постоянством, каждый день.

Для меня самого это огромное удовольствие - благодарить за свою жену и своих детей. Я называю каждого по имени, я знаю их проблемы, их переживания, я ходатайствую за них пред Богом. Когда-то один брат показал мне этот хороший молитвенный пример, и я очень благодарен Богу за это.

Как-то, когда дети были еще маленькими, прихожу домой, а жена говорит: "Трудно было. Такой характер у них - это что-то!" Начинает мне рассказывать - мы переживаем. Ну что мы можем сделать? Помню, как много раз вставал ночью, когда никто не слышал, просто подходил к кроватке ребенка, становился на колени, положив руки на голову своего мальчика или девочки, и молился. Я говорил: "Господи, я бессилен что-либо сделать. У меня такие переживания. Этот маленький ребенок… Он такой упрямый… Он растет эгоистом! Благослови его! Дай нам мудрости, помоги нам его любить".

Потом, когда дети выросли, я им рассказывал об этом.

Может быть, у вас уже опустились руки, и вы не знаете, что делать. Хочу вам посоветовать: отцы, это наша ответственность - приносить жертву хвалы и жертву благодарения за свою жену и своих детей. И когда мы начнем это делать, мы увидим, какие они хорошие. Священник должен заботиться о своей семье, чтобы в его доме совершилось Божье спасение.

Мне очень нравится место Писания, где сказано о Ное. В то время вся земля жила в грехе. Грех умножался, и Бог в Своем плане принял решение уничтожить все, что имеет дыхание жизни. Ною же Бог сказал, что он не умрет: "...с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты..." Но у Ноя была семья. И Бог говорит: "и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою" (Быт. 6:18).

Вы можете себе представить этого счастливого человека? Он был священником в своем доме. В Послании к Евреям мы читаем, что Ной, "благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего" (Евр. 11:7). Он не забывал, что он - священник, и я уверен, что он молился за свою жену, за своих сыновей, за своих снох. И в решающий момент жизни, когда Бог оценивал его священство в доме, Бог сказал: "Вы будете спасены!" Почему? Потому что у Ноя было благоговение пред Богом и пред Его Словом.

Мужчины, отцы, являемся ли мы священниками? Это очень ответственно. В Ветхом Завете мы читаем, что забота священника дома заключалась в том, чтобы сохранить семью от погибели. Косяки и перекладины должны были быть помазаны кровью, чтобы ангел-губитель не поразил никого в доме - это была обязанность священника. Наша обязанность - чтобы всё в нашем доме говорило о нашем священстве.

Мужчина прежде всего - не отец, а муж. Это очень важно понять. В книге Бытие мы читаем, что когда Бог создал первую семью, Бог дал задание мужу: он должен был возделывать сад и охранять Еву. Но Адам это "проморгал". Он даже не заметил, как дьявол в образе змея пришел в Едем и разговаривал с его женой...

На сегодняшний день роль каждого мужа по отношению к своей жене - защищать и охранять. Делаем ли мы это, братья? Сегодня основной грех мужчин в семьях - это безответственность и бездействие, и через это происходит очень сильное поражение. Библия говорит нам, чтобы мужья любили своих жен.

Библия также говорит, что мужчина есть глава жене. Некоторые, правда, неправильно это понимают и становятся не главой, а главарем семьи. Мужья, спросите своих жен: верит ли ваша жена, что вы ее любите? Что для нее является доказательством вашей любви к ней?

Мы очень разные люди: мужчины не очень разговорчивы, а жене нужно поговорить. И, когда мужчина приходит с работы, жена очень хочет с ним пообщаться. Я хочу спросить: мужчины, когда в последний раз мы выделили специальное время для того, чтобы сесть рядом с женой и поговорить с ней, проявить заботу? Спросить, как у нее духовное состояние? А как на сердце? Может быть, какие-то переживания? Проявлять заботу о жене, уделять ей внимание, защищать ее, ограждать ее, хранить ее - это Бог определил мужчине, это мужчина обязан делать.

Любовь всегда начинается с отдачи. И в Евангелии от Иоанна (3:16) мы читаем: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". А если бы Бог просто сказал "Люди, Я вас люблю!", но ничего бы не сделал, как бы мы узнали, что Он любит нас? Он отдал самое дорогое! И я уверен, что каждая женщина ожидает этого от своего мужа. Иногда мужчине бывает легче сделать жене какой-нибудь подарок, чем подарить своей жене себя. Многие мужчины как закрытый сад: они не впускают в мир этого сада свою жену. Им легче принести жене букет цветов, чем подарить ей себя и свое время. Но жена становится счастливой и знает, что муж ее любит, только тогда, когда она посвящена в жизнь мужа, когда она - часть жизни мужа.

Иногда в мужском кругу я слышал, как мужчины критиковали своих жен. Это очень неприятно. И я хотел бы посоветовать всем мужчинам: никогда не критикуйте своих жен в присутствии других, не унижайте свою жену на людях. Это неправильно, это не по Библии. Признак сильно любящего мужа, который действительно исполняет Священное Писание ("Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" - Кол. 3:19), - мягкое сердце, мягкая рука и мягкий язык. Мы, мужчины, должны осознать право нашей семьи участвовать в нашей жизни.

Я переживаю, что многие мужчины на самом деле не являются главами семейств. И даже не потому, что жена хочет быть главою, а потому что им не хочется брать ответственность на себя. Иногда дети что-то спрашивают у отца, а он говорит: "Иди, спроси у мамы!" Если же возникнут проблемы, мама будет отвечать. Он не берет на себя ответственность. Зачем думать? Ведь он так занят: читает журнал, или газету, или… Вообще, он - глава семьи. Он дает только указания.

В нашей семье много детей. И я знаю, что такое, когда у их матери кончаются силы. Я часто видел, как моя жена была измождена. И тогда моей ответственностью было: помочь ей в бессонные ночи, когда ребенок болен, и просто за нее помолиться.

Иногда мужчины жалуются, что они не могут быть главой семьи потому, что их жены претендуют на это главенство. Но реальная власть в семье зависит от нашей подчиненности Богу. А это является проблемой многих мужчин. Библия говорит: "всякому мужу глава Христос" (1 Кор. 11:3). Многие мужчины знают, что они должны быть главой в семье, но они почти забыли, что над ними тоже есть Глава: Христос. И, если они не подчинены Ему, тогда они жалуются на строптивый характер жены, на многое другое... Но когда нет подчиненности Богу, тогда трудно быть духовным руководителем в своей семье.

Отец

Хочу еще сказать о положении мужчин как отцов в семье.

Я замечаю, что многие отцы потеряли свои семьи. В этих семьях произошла "гражданская" война: на одной стороне жена с детьми, на другой стороне - муж. Жена настраивает детей против отца... Это очень-очень сложная ситуация. Мужчины обычно редко плачут, но я видел, как мужчины плакали потому, что они потеряли своих детей.

Как-то ко мне обратился один отец. Он исповедался и сказал мне: "Мой сын, которому было семнадцать лет, подошел ко мне и сказал: "Отец, я хочу тебе что-то сказать. Сейчас последний раз в жизни я называю тебя отцом. Ты мне больше не отец. Я ждал тебя всю жизнь, я нуждался в тебе. Я помню только один момент в моей жизни: была зима, ты сделал горку, мы с тобой вместе сели на санки, и санки перевернулись. Мы кубарем полетели вниз, и ты взял санки, поднял меня на руки, прижал к себе и вместе со мной пошел вверх, на горку. Как билось мое сердечко! Я был самым счастливым на свете: у меня есть отец, который меня любит, который несет меня на руках! Я ждал тебя всю жизнь... Ты мне - не отец!"

Один евангелист, желая донести до молодых людей любовь Бога как Бога-Отца, сказал: "Молодые люди! Бог хочет быть вашим Отцом!" Тогда один молодой человек в зале поднялся и переспросил: "Бог хочет стать моим отцом? Да я ненавижу своего отца! И, если Бог такой, как мой отец, я не хочу такого отца!" В понятии этого молодого человека отец - это что-то плохое, что-то страшное.

Отцы, есть ли у вас контакт с вашими детьми? Есть ли у вас время для ваших детей?

В одной семье папа был очень деловым и занятым человеком. Он часто говорил жене: "Ты там уж сама как-нибудь помолись с детьми!" А сам то машину ремонтирует, то он ее протирает, то он еще где-то… Ну, очень занят! И как-то один ребенок перед ночной молитвой говорит матери: "Я не буду молиться!" - "Как не будешь?" - "Не буду". - "Но ты же на небо не попадешь!" - "Попаду. Папа ведь тоже не молится, а на небо попадет". В тот вечер жена очень серьезно поговорила со своим мужем. Слава Богу, он всё понял и покаялся.

Это очень серьезная проблема. Отцы, на что вы рассчитываете, если вы не молитесь с вашими детьми, с вашей женой? Что думают ваши дети, когда они слышат слово "отец"? Встает ли пред ними образ заботливого, нежного, любящего человека, который защищает, оберегает, охраняет, который действительно является священником, мужем и отцом?

Есть вопросы, на которые мы должны ответить пред Господом: какой пример я подаю своей семье? Даю ли я моим детям, моей жене пример вечных ценностей? Не иду ли я на компромиссы ради материального процветания? Что в моей семье волнует меня больше всего?

Сегодня часто раздаются голоса: ой, ну и молодежь у нас... А кто виноват? Кто виноват, что существует проблема "отцы и дети"? Мы критикуем младшее поколение, но во многих случаях виновато старшее поколение. И это - наша с вами ответственность.

Может быть, кто-то чувствует свое поражение, может быть, кому-то больно, когда он думает о своей семье, может быть, кому-то очень грустно, и он думает: "Не получилось..."

Мужчины! Подойдите к своей жене, к своим детям и, если вы чувствуете свою вину, наберитесь мужества, скажите: "Прости ради Бога! Начну по-другому! Хочу быть священником, хочу быть таким мужем и отцом, как учит Писание!" Сделайте это, чтобы не погибнуть, чтобы привести всю семью к спасению. Многое еще можно исправить - сегодня день благодати.

Подумайте, если бы все семьи были такими, как у вас, какая бы это была церковь? Церковь не может быть хорошей, если семьи плохие. Иногда некоторые думают: "Пойду-ка в церковь. Отдохну. Уже устал в семье..." А если все семьи такие? Где тогда отдыхать-то? Только создавать видимость? Играть в спектакле под названием "Счастливый брак"?

Очень трудно делать вид, что у тебя всё хорошо, когда небо закрыто тучами. Не надо обманывать самих себя. И, если мы где-то нарушили эти библейские принципы, мы должны сказать своим близким и Богу: "Прости и помоги". Это реально: Бог хочет, чтобы мы были счастливыми людьми.

Будем молиться, чтобы библейские стандарты христианской семьи (можно даже написать с заглавной буквы - Христианской Семьи) были в каждой нашей семье и чтобы мы на самом деле были счастливыми людьми.

Библия говорит, что мужья являются священниками в доме.

Во времена Ветхого Завета Бог отделил людей, чтобы они несли всю тяжесть служения, были посвящены для скинии. Скиния в то время была местом, куда приходили люди, чтобы искать лица Божиего.

Господь заключил особый завет с избранным коленом Израиля: «И сказал Господь Моисею, говоря: только колена Левина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее и все, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой; и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ.1:48-51) .

священники должны были постоянно служить при скинии: устанавливать ее и переносить. Когда Бог начинал двигаться, то им необходимо было брать скинию и идти в том направлении, в каком двигался Бог. Это была их ответственность. Это труд людей, посвященных для Бога.

Сегодня многие мужчины не могут проявлять инициативу в каком либо деле, поэтому женам приходится брать все в свои руки и что-то делать. Почему многие женщины начинают действовать? Потому что их мужья бездействуют. Многие мужчины либо духовно ослаблены, либо уже упали. К великому сожалению, главой во многих семьях является мать, а не отец.

Молодые парни, желающие создать семью, не ищут жену-помощницу, а ту, которая могла бы заменить им мать, которая всегда «тащила» бы семью, возлагая ответственность на себя. Может быть, кому-то это нравится, но это абсолютно противоречит Божиему принципу, который Господь установил для семьи.

Люди потеряли свое предназначение. Многие унижены и оскорблены в своих домах. В наше время стало обычным, если женщина занимается тяжелым трудом, а мужчина легким. Ответственность распределена неправильно. Женщины сами поднимают свои семьи и думают, что это нормально, в то время как мужья ничего не хотят делать.


В Книге Бытие 2:18 написано:«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соотвественного ему» . Мы видим, что Бог создал для мужчины помощницу, а не госпожу, которая господствовала бы над ним. Помощник может сыграть две разные роли: быть или благословением, или проклятием. Женщина либо помогает строить семью, либо разрушает ее. Нет золотой середины.

Во второй главе Книги пророка Малахии Бог обращается к священникам: «Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца» (Мал. 2:1-2) . Господь дал заповедь, в которой требует от мужчины, как от мужа и священника, приложить свое сердце к заповедям. Он говорит, что иначе проклянет его благословения. Как можно проклясть благословения?

То, что должно было быть благословением для него, станет проклятием. Это выглядит примерно так: отец родил и вырастил своих детей, но не прикладывал сердца к заповедям Божиим. Когда дети вырастут, то вместо того, чтобы заботиться о нем в старости и быть благословением, поступят совсем по-другому. Они не будут почитать его, станут уходить из дома, свяжутся с плохой компанией, жена также будет пренебрегать им. Семья, которая должна была служить благословением, становится проклятием из-за того, что отец не искал Господа от всего сердца.


Если муж не будет в своем доме священником, то все его усилия и старания будут тщетными. С чем можно сравнить плечо, о котором говорится выше? Это то, на что вы можете опираться в своей жизни. Возможно, всю жизнь вы старались сделать все как можно лучше, тяжело и много работали, а сегодня оказались никому не нужными, вам не на кого опереться. Все ваши жертвы, усилия, бессонные ночи, недоедание – все словно брошено вам в лицо. «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира» (Мал. 2:4) .

Завет Бога с мужчиной как со священником – это завет жизни и мира. Бог предназначил нам жизнь в мире. Пусть каждый мужчина задаст себе вопрос: «Какова моя жизнь, как священника в доме?» Это жизнь в мире или постоянная война? Далее говорится об этом завете: «... и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим» .


Бог дал этот завет, возложил ответственность, чтобы у мужа, как у священника, был страх Господень, благоговение перед Ним, именно тогда будет покой в доме, благословения. Бог все это дал, чтобы вы могли жить счастливо и благословенно. На первом месте в вашей жизни должен быть Господь.

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7) . Ведение – это порядок устройства во всех сферах человеческой жизни, курс которому определяет Господь. Не жена должна определять ведение дома, а муж. Мужья не должны быть ослабленными, на которых ничего нельзя возложить. Они должны придерживаться правильного курса, по которому будет двигаться вся семья.

Мужья, что хранят сегодня ваши уста? Может быть, ваше ведение – это приобрести автомобиль? И все свое время вы проводите в гараже или на работе? Но это является ложной заботой о семье. Тогда вы потеряете все в своей жизни. Когда уста мужа не хранят истину, он испытывает унижение и оскорбление, потому что жена всегда ожидала от него каких-то действий, но он ничего не предпринимал. И она начала делать так, как сама понимала это. Взвалила на себя ношу и за мужа и за себя. А потом мужья удивляются, почему нет почтения.

Спросите у мужей, которые потеряли свое достоинство, в чем причина этого? Они ответят: «Потому что жена плохая, а я не такой». Но это не оправдание, он сам таким стал, и его жена никакого отношения к этому не имеет. Если бы муж был священником в доме, хранил ведение, учил закону, сердце его было прилеплено к Господу, то у него все было бы по-другому. Причина многих проблем в жизни – это безответственность мужчин. Если вы обвиняете жену, считая, что она что-то не сделала для вас, то знайте, что вы должны брать это не от жены, а от Господа. пастор Церкви Благодати г.Кирово-Чепецк


Женщине до всего есть дело. Замужней женщине есть дело ещё и до всех – особенно до членов своего большого семейства. […]

Женщине до всего есть дело. Замужней женщине есть дело ещё и до всех – особенно до членов своего большого семейства. И даже в духовных вопросах: постится ли муж? Как часто причащается? Читает ли святоотеческие книги? Ведёт ли с батюшкой душеспасительные беседы? Хочет глава семьи или нет, но эти вопросы его верную спутницу будут волновать. Как волноваться правильно и без перекосов, в день память святых покровителей супружества мучеников Адриана и Наталии, с долей юмора советует опытный семьянин и многодетный отец – киевский священник Владимир Тукало.

На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими святыми мучениками, которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню. Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий».

Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу.

– Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить?

– Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

Но в вопросах «как идти» жена имеет право всё контролировать. На её усмотрение – хозяйство, семейная касса, одежда, еда и прочее. И вдруг выплывает такая зона – духовная, которая ей оказывается неподвластна. Если нет денег, можно из мужа «вытряхнуть» премию, уговорить, чтобы пошел подработал где-нибудь, или самой заработать. Если у детей «не хватает» знаний, можно нанять репетиторов. А здесь проблема: нарушается духовное устроение – что делать? И женщина бросается с головой в решение этой головоломки.

У нас есть штамп: чем чаще ходить в храм, тем больше воздействует благодать, человек исправляется, и жизнь налаживается. Часто своих домашних мы стараемся втиснуть именно в эти железные рамки. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве посещений храма.

Если человек идет в церковь, открывает там своё сердце, он соприкасается с благодатью Божьей. Пусть даже 10 минут постоял и поговорил с Богом, – этого может быть достаточно: ощутил отклик в душе, Господь коснулся сердца, и со временем человек захочет такого контакта еще. А если муж стоит в церкви «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», как отец Федор из «12 стульев» говорил, возникает проблема: сердце не включается. Наоборот, срабатывает «обязаловка».

По закону физики, сила действия равна силе противодействия. Так и здесь: чем больше женщина будет давить, тем больше домашние будут сопротивляться. Даже дети – до 14–15 лет ещё как-то будут повиноваться, ходить через силу, изображать крестное знамение и склонять голову, но потом начнут возмущаться, психовать, придумывать отмазки. А в 18-20 их уже и палкой в храм не загонишь, потому что богослужение ассоциируется у них с насилием над их волей и свободой.

И муж так же. Он готов смириться с тем, что жена первая на кухне. Соглашается с ней в бытовых, прикладных вещах. Даже послушается, когда ему скажут, какую рубашку надеть и как пиджак застегнуть. Но он никогда не смирится с тем, чтобы жена стала его духовным гуру.

– Женщина судит по себе, и если кто-то в семье перестаёт соблюдать посты или ходить в храм, она боится, что случится отпадение её родного человека от Церкви. Но, по всей видимости, частота посещений храма у мужчин вовсе ни о каком отпадении не свидетельствует. Но тогда почему так происходит?

– Есть анекдот про мальчика, сына английского лорда, который с детства был немым. И вот в день его 13-летия семья сидит утром за завтраком. Лорд говорит: «Доброе утро». Мальчик не отвечает. Подают овсянку. Отец и сын начинают есть. Вдруг отрок произносит: «Недосолено». Все в шоке: что такое, как это может быть! Сбежались родственники, спрашивают его: «Вы что, можете говорить?» – «Да, могу». – «Но почему не произнесли ни слова за все 13 лет?» – «Не было необходимости».

Так и в некоторых семьях. Женщина настолько пытается угодить мужу, что ему просто не нужно ничего. Жена есть? – Есть. – Слушается? – Вроде да, верующая же. – Деньги я зарабатываю? – Зарабатываю. В общем, всё хорошо.

Часто женщины, особенно молодые христианки, окружают своих мужей такой заботой, ну просто со всех сторон стелют. Смотришь на это всё и думаешь: действительно, зачем ему в храм ходить – накормлен, напоен, спать уложен…

– Не станем же мы за это женщину обвинять. И что делать в таком случае? Если жена не авторитет в духовном плане, как она может повлиять? Может, оставить этот вопрос на самотек?

– Нет, на самотек нельзя.

Главное, что женщина может сделать, это её личная молитва. Можно прийти к священнику, попросить у него правило для того, чтобы муж воцерковился, стал ближе к Церкви.

В моей священнической практике был интересный случай. Одна прихожанка, молодая девушка, познакомилась с парнем – совершенным атеистом. Он когда-то прочёл Библию, но над верой насмехался.

Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, он очень хороший, я его люблю, но боюсь связывать с ним свою жизнь». – «У тебя, – отвечаю, – два пути: либо ты от него отказываешься, либо за него борешься». – «А как?» – «Надо молиться». И я дал ей правило.

Мы много с ней об этой ситуации говорили. «Может, как-то его наставлять?» – спрашивала она. Но как наставлять, если человек по образованию психолог, кандидатскую пишет, образованный, начитанный – его не переспоришь. «Вы знаете, если я начинаю умничать, он в два счета меня за пояс затыкает. И потом так стыдно… Кажется, что я и веру свою не защитила, и на него обижаюсь», – рассказывала она.

Девушка положилась на волю Божью, усердно молилась. Один акафист 40 раз прочитала, потом второй, третий. Полгода, год прошел, и вот как-то раз приходит ко мне этот парень. Спрашивает: «Почему она сюда ходит?» В том смысле, что он искренне заинтересовался, зачем ей Церковь и вера.

Девушка не долбила парня разговорами, в пещеры, в Лавру не заставляла ходить. Но если он спрашивал, отвечала по мере своего разумения. Не пыталась его просветить, но делилась тем, что знает и чувствует. Я ей советовал: «Ты просто отвечай то, что думаешь. Если же будет спрашивать выше твоего понимания, скажи так: раз у тебя накопилось столько вопросов, давай сходим к священнику».

– Чего ни в коем случае нельзя делать – чтобы не вызвать то самое противодействие, о котором Вы говорили?

– Самая неправильная установка: «Я его воцерковлю». Или: «Я его изменю. Он будет другим». А не факт. В такой постановке вопроса уже заложено упование на себя, проявляется самость.

Считать, что «я его изменю», – безумие, потому что изменить другого человека может только Бог. Творение творение изменить не может, а вот Бог-Творец может всё. Значит, нужно начать с того, чтобы обращаться к Творцу.

Мы хотим изменить другого человека своими словами, действиями, предложениями, турпоходами или паломническими поездками. Думаем, что сводим его к такому-то старцу или авторитетному священнику… А старцы и отцы не являются авторитетами для этого мужчины. Ну да, старичок вещает чего-то. Так ведь ещё надо бы почитать в интернете, чего там о нем пишут…

Поэтому мечты нужно оставить и настроиться на труд. Если любишь человека и хочешь изменить его, это можно сделать только через жертву. Девушка, жена своей любовью может вымолить, пожертвовав часть сил, энергии, времени для молитвы о своем женихе или муже. И постепенно, по чуть-чуть он будет преображаться. Не сразу это произойдёт, Господь будет испытывать её веру. Но затем потихонечку преобразится и сам человек, и вся семья получит большое утешение и радость. Но всё это только через труд.

А в отношении поступков однозначно неправильно будет тянуть его в церковь: «ты обязан», «ты должен», ставить рамки, условия. Нужно начать молиться и потихонечку предлагать, заинтересовывать.

Часто мужья, как я уже говорил, не видят причины, по которой они должны идти в церковь. Жена прочитала жития святых отцов, усвоила, что если исповедоваться, причащаться, то так станешь отделяться от греха, Господь даст милость, будет освящать ум и просвещать сердце. Она-то это знает, но у мужа таких познаний нет. Если станет ему рассказывать, он на это никакого внимания не обратит, потому что жена для него – не авторитет духовный. Вот если скажет борщ посолить через 15 минут, он это беспрекословно сделает. Почему? Потому что если не поступить так, как она сказала, будет не борщ, а помои, и есть такое будет нельзя. А если её послушаться, будет хорошо чреву.

У мужчин больше развито рациональное восприятие. Так что самый лучший вариант для жены – найти священника, который бы постепенно достучался до его сознания, поговорил бы и объяснил.

Я в таких случаях приглашаю людей на молебен об успехе в делах. Даже самому далекому от веры мужчине «успех в делах» – это понятно. «Сколько нужно стоять?» – «15 минут». – «О, хорошо, вопросов нет…»

Вот помолились, я говорю короткое напутственное слово – цепляю его за живое, рассказываю, для чего ходить в храм, какая может быть у него цель. Не говорю – ты обязан, должен. Но предлагаю. В Православной Церкви Господь Иисус Христос для нас является покровителем, помощником, образцом для подражания. Господь не насилует волю, не заставляет, Он предлагает: придите, примите. Так и я говорю: «Хотите так вот и так? Нет? Пожалуйста…»

Всегда надо помнить: изменяет людей только Господь. Священник не «вправляет мозги», он сеет. Часто женщины, когда просят меня поговорить с их мужьями, опасаются: «Он не послушает…» Так нам и не нужно, чтобы послушал, нам нужно засеять. Священник засеял, жена удобряет благодатью. Благодать даётся через молитву. Вот и молится она тихонечко за мужа своего, просит Боженьку, чтобы Он открыл сердце, щедро окропил благодатью это зернышко.

Самое главное – избегать принуждения. Насилие не имеет в себе любви. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, но сорадуется истине. Там, где есть безграничное доверие друг ко другу, будет действовать любовь.

Если муж любит жену, он ей доверяет: хочет она так, значит, ей так лучше, пусть идет в церковь, помолится. Если он видит, что его поведение причиняет ей боль, просто ради нее придет в храм, сделает этот шаг любви. И взаимная жертва – её смиренная молитва и его искренняя уступка – будут постепенно усиливать чувства, давая тем самым возможность действовать в сердцах Богу.

Вконтакте

Легко ли быть матушкой

Не раз обсуждалось, как трудно быть женой президента (олигарха, безработного, малооплачиваемого клерка и пр.). А как насчет священнослужителя? Нужно ли (и можно ли?) стремиться замуж за этих благообразных просветленных мужчин?

Об участи, правах и обязанностях жен священнослужителей в основных мировых конфессиях «МК» узнал у них самих и их мужей.

Матушка Ирина Смирнова (на фото слева) с коллегой.

Всякий раз, видя молодых интересных священников (отцов, имамов, раввинов, падре и даже тибетских лам) и ловя на себе их заинтересованные, истинно мужские взгляды, я задаюсь вопросом: интересно, а как у них с «этим»? Кому вообще нельзя? Кому — лишь с законной супругой? Кому можно разводиться? И как живется женам, чьи мужья служат Богу? И вообще, похожи ли их семьи на наши — земные?

Православные: полгода воздержания

— В православии духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы), — объясняет православный психолог Наталья Лясковская. — Монашествующие полностью посвящают себя служению Богу, отказываясь от личной, интимной жизни. Вторые могут жениться, иметь семью. Только вот достичь наивысших ступеней церковной иерархии они уже не имеют права. Например, Илия II, патриарх всея Грузии, принял монашество в 1959 году в возрасте 26 лет.


Православный психолог Наталья Лясковская.

Как психолог Наталья общалась с девушками, желающими стать матушками. Со всех концов страны они съезжаются в деревню близ Сергиево-Посадской лавры с целью выйти замуж за семинариста. Местные старушки помогают молодым людям познакомиться. Но решает все дело духовный отец обоих — после исповеди. Девушка должна быть целомудренной, доброго нрава. Духовный отец чаще всего видит, подходят ли люди друг другу. И благословляет брак — или не благословляет. Поэтому браки у священнослужителей обычно крепкие.

— Иногда девушки впадают в грех: обманывают и жениха, и духовного отца, — рассказывает Наталья. — Была у нас такая история: женился семинарист и, уже будучи посвященным в диаконы, узнал, что у его жены есть ребенок. Он отказался от интимных отношений с ней и живет как с сестрой. Второй раз батюшке жениться нельзя — значит, погубила обманщица его надежды на добрую семью, на деток…

По словам психолога, будущие священники и дьяконы женятся совсем молодыми, потому что холостых не рукополагают в сан, такое правило. Неженатый священник не может получить «место» — приход.

Когда началось церковное возрождение в конце ХХ века, повсюду открывались и строились новые храмы — священников часто не хватало. Тогда, с особого разрешения, рукополагали мужчин уже зрелых, женатых, и их супруги становились матушками как бы автоматически.

— Так стали матушками две мои сокурсницы по литинституту, — улыбается Лясковская. — Современная матушка может вести мирскую жизнь, делать карьеру и даже заниматься бизнесом, но жить она должна по-церковному: соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. Во время постов рекомендуется воздержание от интимных отношений. А если сложить четыре поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — плюс среда и пятница каждой недели и некоторые праздники, то получится около полугода воздержания. Тем не менее семьи священников, как правило, весьма многочисленны. Жизнь матушки полна забот и тягот. На приходе она часто — правая рука мужа, его секретарь, дипломат, прораб, регент церковного хора, директор воскресной школы и еще много кто.

А вот что рассказывает молодая матушка Анастасия, ей всего 26:

— Разводиться женатым священникам нельзя, кроме одного случая — если жена загуляла. Тогда он может развестись, но жениться вновь, оставаясь священником, нельзя — только принять монашество. То же самое, если матушка умерла. Поэтому некоторые жены шантажируют разводом, зная, что большинству нормальных мужчин (коими батюшки остаются, несмотря на рясу) остаться без женщины навеки куда хуже, чем со стервой-матушкой. Несомненно, хорошо в семейной жизни с батюшкой то, что он обязан быть добродетельным. И если он ведет себя с точки зрения церковной морали плохо — грубит жене или ущемляет ее как-то, она может пожаловаться церковному начальству — и безобразника быстро приструнят.

А вот 67-летняя матушка Ирина Смирнова называет себя «не канонической дважды матушкой». Дважды — потому что у нее священник не только муж, но и сын, а нестандартной — потому что она матушка-разведенка.

О себе Ирина говорит мало, больше о других. Но люди рассказывают мне, что ее спокойный, умиротворенный батюшка выгнал из дому чересчур социально активную жену, а вслед за ней ушли и все 8 детей. Когда-то Ирина была директором Дворца пионеров и школьников в Шахтинске, а ее супруг — сначала славным компьютерщиком, потом важным нефтяником, потом учителем в школе-интернате. Пока во всем не разочаровался, не пошел в духовную семинарию и не стал сельским священником. Говорят, что он с ленцой, с некоторой долей равнодушия к окружающим. А вот его матушка всегда принимала чужую беду слишком, по мнению мужа, близко к сердцу — помогала то детям, то зэкам, что в конце концов и привело к семейному конфликту.

— Мой бывший муж, отец Михаил, на эту Троицу скончался. Мне не раз говорили, что он жалел о нашем разводе, — вздыхает Ирина.

Она рассказывает о том, насколько разными бывают матушки. Например, одна из них, Ольга, дом ведет, как домашний монастырь: все дети с рождения в храме, все читают в церкви и поют, посты все держат. В доме чистота, в каждой комнатке по маленькому иконостасу. По дому ходит только в платочке.

— Помню, как-то забежала я к ней в гости. А тут как раз батюшка зашел. Ох, как она забегала, чтобы платочек мне найти на голову! А то как же буду на благословение подходить и за стол садиться! Ольга никогда не стриглась, не красилась, а хороша собой так естественно — по-христиански. Перед батюшкой ниц, как и должно быть. Все у нее всегда наготовлено, настряпано, обработанный громадный огород под окном, корова, куры и прочая домашняя живность. А еще вынуждена работать по профессии и опыту — продавцом. Она моя путеводная звезда в мире православия... Но бывает и такое, что изменяют батюшки матушкам, и наоборот. Бывает, что матушки даже аборты делают. Все они люди, а человек слаб...


Патриарх всея Грузии каталикос Илия II.

Ислам: если б он был имам...

«Ислам не делает различий между имамом (он же мулла) и рядовым мусульманином», — первым делом оговаривается Али Абый, который служит в одной из московских мечетей.

— В понимании ислама, — объясняет Али Абый, самый плохой мужчина — это тот, который не женится. А поскольку у нас нет разницы между имамом и рядовым мусульманином, то и священнослужитель может иметь до четырех жен. На тех же условиях, что и его прихожанин: если можешь содержать каждую жену и ее детей в равной мере, предоставить каждой отдельное жилье и выплатить за каждую калым ее родителям. Паломничество в Мекку Коран рекомендует хотя бы раз в жизни совершить каждому мусульманину, но только не в ущерб содержанию семьи, а если есть на то свободные деньги. Но муллы, конечно, совершают чаще — должность обязывает. А жене имама, как и любой жене правоверного, рекомендуется соблюдать шариат. Но, как правило, они соблюдают строже — чтобы поддерживать авторитет мужа в глазах прихожан. У меня жена одна-единственная и любимая моя Хамися! — улыбается Али Абый.

— Семьи имамов — их жены, дети и они сами — всегда очень пристойно себя ведут: не пьют спиртного, не сквернословят, не сплетничают, всегда любезны и скромны, — делится прихожанка мечети в Алматы по имени Зухра. — Имаму можно в любой момент дня и ночи позвонить и позвать читать Коран на похороны (жиназа-намаз читается на кладбище), на поминки, на обрезание мальчикам или никах — мусульманское венчание. И часто жены их сопровождают. Никакой таксы за этот визит нет: сколько могут люди, столько и дают.

41-летний красавец Имам Шамиль Аляутдинов — имам-хатыб (иначе говоря, самый главный имам) Московской мемориальной мечети и заместитель муфтия Духовного управления мусульман по религиозным вопросам — тоже муж одной жены и отец пятерых детей.

Имам рассказывает, что в мечеть приходят с мирскими вопросами не только мусульмане, тут беседуют со всеми. А в последнее время часто стали приходить девушки не мусульманки с вопросом: как выйти замуж за правоверного? А на вопрос, зачем им это, отвечают: настоящие мусульмане не пьют, им запрещено прелюбодеяние и наркотики. Вредных привычек нет, зато есть ответственность.

— Если у человека нет семьи, если он не взял на себя ответственность за женщину и детей, этот человек многого не понимает, — говорит имам. — Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано.

— А почему же тогда женские половины?

— Если имеется в виду в мечети, то это чтобы не отвлекать мужчину от молитвы. Мужчины обычно больше молятся. Для мужчины, например, посещать пятничную проповедь обязательно, а для женщины — нет. Потому что мужчина — глава семьи, ему послушать проповедь полезно, и он может потом дома это передать. А у жены много дел, связанных с детьми, с домашним хозяйством. У мусульман, живущих в светских странах, нет женских половин в домах.

Также имам Шамиль Аляутдинов разъясняет отношения Корана к разным деликатным аспектам интимных отношений и отвечает на вопросы молодоженов на специальном портале «Секс и ислам». Как это ни странно несведущим, но Коран считает интим милостью Аллаха. Вот соответствующая сура: «Интимные отношения ваши с супругой — милостыня, — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение пред Богом!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен!? А имея интимные отношения внутри семьи, он будет вознагражден!»

Иудаизм: плодитесь и размножайтесь!

У иудаизма и ислама немало общего, но главное — священная необходимость интима. И та и другая конфессии, очевидно, заботятся о том, чтобы их прихожан становилось как можно больше. О тонкостях вероисповедания рассказывает научный сотрудник Центра восточно-европейских библиографических исследований им. Якова Шуба в Бостоне д-р Андрей Бредштейн , который заодно держит в Честере (Нью-Хэмпшир) кошерную пекарню-пивоварню:

— Раввин — это прежде всего должность и ни в коем случае не священник! Никакой монополии на общение с Богом или права на совершение обрядов у раввина нет. Слово раввин означает «большой, великий», и этот титул в качестве приставки перед именем получают те евреи, которые много учились и ведут еврейский образ жизни.


Доктор Бредштейн в своей пекарне.

Как и всякий еврей, раввин не только может, но и должен иметь жену. Для этого есть много причин, но главных, на мой взгляд, две: в Торе сказано, что человеку плохо быть одному, и женатый человек может выполнить важную заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» Жену раввина обычно называют ребецн (идиш) или рабанит (иврит). Раввин может жениться на любой еврейке без каких-либо ограничений. Точно так же раввин может и развестись — согласно общим для всех евреев законам расторжения брака.

Что касается ритуальной женской чистоты, среди ортодоксов она соблюдаются очень строго: довольно много дней в месяце даже законные супруги вообще не могут прикасаться друг к другу.

Рав Ехуда Кац живет в старой части Иерусалима. После вечерней молитвы он спешит домой, где его ждет прекрасная жена, Малка. Рабанит Малка занимается домом, детьми, а также выступает в роли духовной наставницы для женщин. «Для раввинов не растят специальных невест, — поясняет рав. — Девушка, конечно, должна быть соблюдающей традиции. Трудно себе представить рядом с верующим человеком молодую особу в короткой юбке и с ярко накрашенными губами. Кстати, религиозным девушкам не рекомендуют пользоваться косметикой. А в ортодоксальных семьях женщина сбривает все волосы с головы, дабы не соблазнять мужчин, и носит парик или головной убор».

— Секс в семье раввина очень важен, — рассказывает член общины Беэр-Шева писатель Семен Хащанский. — Наверное, все хоть раз слышали о том, что евреи занимаются сексом «через отверстие в простыне». Этот миф родился из того, что религиозные евреи вывешивают за окна на просушку свои так называемые «талес-котн» — одеяния шириной около 50 см и длиной в 1 м, украшенные по углам бахромой и с отверстием для головы посередине. И кто-то из прохожих — очевидно, с богатым эротическим воображением — решил, что это евреи так вывешивают простыни после секса.

А автор книги «Кошерный секс» Шмуэль Ботеах утверждает, что иудаизм — единственная религия, которая не только разрешает секс ради удовольствия, но и считает его самым святым актом, потому что он несет в себе жизнь. Он связывает двух людей в единое: в единое тело и единую душу.

Женщина в иудаизме, как и в исламе, молится по желанию, потому что у нее и без того дел полно — дети, хозяйство. Супружескую измену разбирает раввинский суд: в древние времена за нее предавались анафеме и изгонялись из стана как женщины, так и мужчины. Даже в древности иудеи не убивали женщин за неверность. А теперь раввинский суд может вынести порицание обоим супругам — по обстоятельствам.

Католики бывают разные...

Католические ксендзы обязаны соблюдать целибат — обет безбрачия и вечного воздержания. Это касается большинства ответвлений католицизма. Однако Греко-католическая церковь (часть Римско-католической, предписывающей своим святым отцам строгий целибат) имеет семейные традиции, сходные с православием.


Греко-католический богослов Павел Смицнюк.

Об этом рассказывает греко-католический богослов Павел Смицнюк, изучавший богословие в Петербурге, Афинах и Риме, а сейчас работающий над докторской диссертацией в Оксфорде:

— У нас священнослужителям разрешено жениться, нельзя жениться монахам. Епископов (это высшая степень священства) избирают только из монахов. В то же время большинство священников женаты. Желающий стать священником может сочетаться браком только до принятия сана; если кто-то стал дьяконом или священником, будучи неженатым, он уже не может жениться. Если священнослужитель разведется (или овдовеет), он также не может заключить второй брак. Таким образом у молодого человека, желающего стать священником, только одна попытка в выборе жены.

Богослов поясняет, что супруга священнослужителя должна быть готова к особенности служения своего мужа, которое часто предполагает отсутствие совместных выходных (самые загруженные дни для священника — это воскресенья и праздники), или готова изменить место жительства, если священника переводят с одного прихода на другой. Также случается, что у прихожан, особенно старшего возраста, имеются определенные ожидания от матушки: например, что она будет ходить в длинной юбке, а не в джинсах, или что она не будет посещать определенные места или мероприятия. Эти ожидания могут быть ровно ничем не связаны с церковными канонами или вообще с христианством, но от этого они не становятся менее реальными.

— Понятно, что такой крест не по силам каждой женщине, — соглашается Павел. — Если в прошлом матушка занималась домом и воспитанием детей, то сегодня она может быть менеджером, журналистом или адвокатом. Такая ситуация является своеобразным вызовом традиционным представлениям о семье священника, но с этим вызовом священники научились справляться. И это хорошо!

Буддисты: просто любовь

Буддизм — патриархальная конфессия, которая рассматривает женщин как похотливых соблазнительниц, погруженных в чувственность, а не в дхарму (универсальный закон бытия). Раньше существовали буддийские монахини, но со временем они исчезли, только несколько из уцелевших по сей день живут в Непале и Шри-Ланке. Они бреют головы и сохраняют целомудрие.

Однако буддистка из США по имени Ванесса утверждает, что на территории Штатов даже буддизм приобрел демократичные и космополитичные черты:

— Вообще буддистский монах не может жениться, а лама — учитель в тибетской традиции — может, но только если он не принял венец безбрачия. Причем вера не запрещает ему разводиться и жениться снова. Его жена обычно следует его учениям и является учеником. В нашем штате один лама женат на католичке. А еще у меня на соседней улице живет семья верующих буддистов, где муж — американский еврей, а жена — русская из Москвы. Она была не замужем, но с дочкой 7 лет, когда поехала из России на Тибет к монахам — познавать основы буддийской культуры. Жила там несколько месяцев. Встретила американского еврея, который тоже совершал паломничество. Они полюбили друг друга, и она переехала к нему в Калифорнию. У них родилась дочь, ее назвали Будда. Кто она — еврейка, русская или тибетянка? Они об этом не думают, просто любят друг друга.

Менее известные конфессии подчас поражают своими неожиданными брачными традициями. Например, у мормонов (патриархальная религия, община в штате Юта, США) разрешено многоженство. Женщины тут повинуются мужьям, а мужья — Богу. При этом все женщины должны быть замужем, чтобы попасть в рай. Если жена плохо себя ведет, то мужчина вправе заменить ее другой, а вот жена от мужа сама уйти не может. На «должность» жены девушку утверждают церковные старшины, невеста обязательно должна быть девственницей. До свадьбы девушка не должна позволять мужчине даже дотронуться до себя. Аборты делать нельзя: детей нужно рожать, сколько Бог даст.

Но самые демократичные — протестанты: у них есть и женщины-епископы, и геи, и гей-браки. Жена пастора обычно берет слово после субботней службы и обращается к пастве: цитирует наставницу адвентистов Елену Уайт, напоминает о важности здорового питания (категорически нельзя свинину) и призывает к вегетарианству. Матушка обязательно принимает участие в церковном общественном совете, где решаются не только вопросы по выбору служителей церкви, но и отлучение от церкви за нарушение правил (развод, несоблюдение субботы, прелюбодеяние и пр.). От церкви отлучают на определенный период или насовсем — зависит от тяжести содеянного. Замуж адвентисткам можно выходить только за партнера из своей общины, а развод категорически запрещен. В общине рассказывают случай: 19-летняя адвентистка стала встречаться с парнем не из общины, ее отлучили и она ушла. А через несколько месяцев они с тем парнем расстались. Прибежала в церковь, ее не пустили. Потом матушка сжалилась и сказала, что через месяц она может прийти и публично покаяться. Лишенной права посещать храм девушке так плохо было весь месяц, что, придя в указанный день, она упала на колени перед кафедрой и ее охватили судороги, которые не прекращались до конца богослужения. А когда беглянку трясти перестало, матушка удовлетворенно сказала, что все: дьявол из нее вышел.

Инструкция

Если вы хотите стать женой православного , то, в первую очередь должны позаботиться о своем моральном облике. Ведь служители церкви ценят в женщине не красоту, а нравственность.

Поэтому вы должны, во-первых, изучать Священное Писание, трактаты отцов церкви о семье и другую духовную литературу. И, во-вторых, приведите свой гардероб в соответствие с религиозными правилами. Священнослужители относятся с большой неприязнью к женщинам в брюках, коротких юбках и в откровенных ярких нарядах.

Когда ваш внешний вид начнет соответствовать идеалам будущего мужа, можете приступить к самому знакомству. Выйти замуж за уже работающего священника нельзя, поэтому искать себе мужа нужно среди будущих служителей церкви, студентов-семинаристов. Множество регулярно собирается возле семинарий, желая познакомиться с будущими священника ми. Так что в своем стремлении вы будете не одиноки.

Многие будущие батюшки хотят жениться и принять сан уже, будучи в браке. Живут семинаристы в практически полной изоляции, поэтому найти жену самостоятельно им крайне сложно. Поэтому вас там встретят с большой радостью.

При знакомстве и общении вы должны помнить, что отношения со священнослужителями отличаются от светских. Ведите себя скромно и сдержано, как и подобает православной .

Если вы готовы связать с церковью свою профессию, то сами можете поступить в духовную семинарию на факультет религиоведения. Так вы не только сможете встретить там будущего мужа-священника , но и по окончании учебы работать рядом с ним.

И, наконец, вы можете выйти замуж за глубоко верующего человека и поддержать его в стремлении принять духовный сан. В этом случае вы сможете поддержать любимого, пройти с ним весь этот сложный путь от поступления в семинарию до проповеднической деятельности.

Источники:

  • Вопросы настоятелю / Поиск супруга

Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры. Каковы же на самом деле реалии повседневной жизни современного священника?

Инструкция

Путь к священническому служению начинается с обучения в семинарии. Для поступления абитуриенту необходимо пройти достаточно строгий отбор, включающий проверку знаний и духовных качеств претендента. К обучению в семинарии допускаются холостые или состоящие в первом браке мужчины в возрасте 18-35 лет. По окончании семинарии будущий священник получает распределение к месту службы, права выбора в данном случае у выпускника семинарии нет.

К моменту принятия сана будущий священник должен принять решение: принять монашество или жениться. Изменить это решение у священника возможности не будет. Если священник не вступает в брак до принятия сана, то он берет на себя обет целибата.

Существует еще одно ограничение на брак для будущих священнослужителей - им запрещается вступать в брак с разведенными или овдовевшими женщинами, женщинами с детьми. Брак священника может быть только единственным, в случае смерти супруги - священник принимает монашество.

В семьях священников существует строгий запрет на то, что в современном мире называется планированием семьи, поэтому семьи обычно многодетные: детей будет столько, сколько Бог послал.

Бытовая жизнь семей священников мало чем отличается от бытовой жизни мирян, с тем отличием, что для священника и его семьи недопустимо нарушение правил и требований религии и в повседневной жизни: жена священника не может носить вызывающей одежды, использовать яркий макияж, в доме не должны присутствовать предметы, противоречащие христианским нормам.

Уровень жизни семьи священнослужителя главным образом зависит от того, насколько обеспечен приход. Поскольку заработная плата священника минимальна, а доход полностью зависит от пожертвований прихожан, вполне объяснимо, что в городских обеспеченных приходах уровень жизни священников выше, чем в сельской местности или бедных приходах. Бытовые условия жизни священника далеки от совершенства, однако это не останавливает тех, кто выбрал для себя такой путь служения людям.

Рабочий день священника не нормирован, в любой момент он может быть вызван к прихожанам, о других социальных гарантиях тоже особой речи нет. Даже официальное оформление по трудовой есть далеко не у каждого священника, а значит, и на пенсию от государства рассчитывать может не каждый. Большинство священников не имеют возможности обзавестись собственным жильем, ведь в любой момент их могут направить на новый приход в другом конце страны.

Практически каждая девушка мечтает удачно выйти замуж. Иметь красивого и состоятельного мужа, всю жизнь испытывать к нему взаимную любовь – это нормальное желание. К сожалению, сбывается оно не у всех. Девушки часто выбирают не тех мужчин, обрекая себя на нелегкую жизнь, полную сожалений. Да и количество разводов в последнее время увеличилось. Чтобы избежать такого исхода событий, необходимо более тщательно выбирать себе спутника жизни.

Как найти достойного спутника жизни

Самое главное – не спешите создавать семью с «первым встречным». Некоторые представительницы прекрасного пола чуть ли не с пеленок ставят себе целью жизни выйти замуж. Они боятся остаться одинокими. А если кто-нибудь из подруг связал себя брачными узами раньше них, начинают паниковать и ищут любого, кто предложит руку и сердце.

Помните, жизнь – это не соревнование с подругами, каждый идет своим путем. Кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 30, 40 лет или даже позже. Всему свое время. Решение должно быть обдуманным, а мужчина – проверенным.

Если вы уже встретили своего избранника, приглядитесь к нему внимательнее. Влюбленность может заставить закрыть глаза на многие недостатки человека. Помните, что эти недостатки никуда не исчезнут из семейной жизни.

В первую очередь убедитесь, что ваши чувства к нему – это настоящая любовь, а не мимолетная влюбленность. На это потребуется время. Удостоверьтесь также, что ваш избранник любит вас по-настоящему.

Проверяйте его в различных жизненных ситуациях. Он должен доказать вам свою любовь реальными поступками. Попробуйте пожить вместе некоторое время, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в быту. Если вам действительно хорошо вместе, вы легко делите домашние обязанности, он обеспечивает вас в финансовом плане, у вас есть совместные планы на будущее, то, возможно, он и впрямь тот, кто вам нужен.

Спросите себя, готовы ли вы до конца своих дней засыпать и просыпаться рядом с этим человеком? Если да, то убедитесь, что он тоже желает именно этого.

Чтобы выйти замуж по любви, просто дождитесь пока ваш единственный мужчина, любящий и ценящий только вас, сделает вам предложение. Скажите ему «да», и ваши совместные мечты начнут сбываться.

Почему нужно выходить замуж по любви, а не по расчету

Муж – это человек, с которым вы проживете всю жизнь. Представьте, что вы не испытываете к нему никаких чувств. Никакие деньги не смогут сделать , если она не рядом с любимым.

Через некоторое время нелюбимый начнет очень сильно раздражать. Вы будете замечать в его характере мельчайшие недостатки и даже его достоинства начнут казаться вам минусами.

Если же вы выйдете замуж по большой и взаимной любви, каждый день вашей жизни с мужем будет наполнен радостью и гармонией. Со временем ваша любовь перерастет в новое, еще более глубокое чувство, и вы станете не только супругами, но и лучшими друзьями, которые поддерживают друг друга и в радости, и в горе.

Вступайте в брак только с любимым человеком и только когда будете уверенной в его преданности и искренности, тогда все ваши мечты станут реальностью.

Еще со времен СССР в нашей стране сложился стереотип, что девушке просто необходимо успеть выйти замуж до определенного возраста. Причем, нередко он ограничивался 18-20 годами. В последнее время взгляды на брак несколько изменились, однако девушки по-прежнему переживают об «уходящих» годах и из-за этого порой совершают опрометчивые поступки.

Брачный возраст на Руси и в современной России

На Руси девочек выдавали замуж очень рано. В 13 веке была создана «Кормчая книга» - свод церковных правил, который регулировал и семейные отношения. В ней был установлен брачный возраст для девушек – 13 лет, а для юношей – 15 лет. Однако было много случаев более ранних браков. Церковь пыталась бороться с этим явлением. Вышедший в середине 16 века «Стоглав» позволял священникам венчать девушек не моложе 12 лет, юношей – по-прежнему с 15 лет.

Причины столь ранних браков зачастую носили чисто практический характер. К примеру, родителям невесты было нелегко прокормить многочисленных чад, и они стремились поскорее «пристроить» хотя бы одно из них. А в семье жениха, наоборот, не хватало рабочих рук, и его родители с радостью принимали в дом «работницу». Разумеется, ни о какой взаимной любви здесь не могло быть и речи, да и брачные отношения в юной семье порой начинались лишь через несколько лет после свадьбы.

Сейчас российским законодательством установлен возраст для вступления в брак не моложе 18 лет. Однако при наличии особых обстоятельств разрешение на брак можно получить уже в 14-15 лет. В законах отдельных субъектов РФ уточняется, что «особыми обстоятельствами» являются поздние сроки беременности, наличие беременности (не менее 22 недель), прерывание которой невозможно по медицинским показаниям либо из-за желания обеих сторон ее сохранить. Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, обычно оформляется постановлением администрации области, края или республики.

Факторы, влияющие на вступление в брак

Однако столь ранние браки, на сегодняшний день, все же достаточно редки. По статистике, большинство девушек старается выйти замуж в 18-25 лет. В какой-то степени это зависит от физиологии, так как в этот период наступает полное половое созревание. Другими решающими факторами могут стать тяга к материнству, боязнь одиночества или социальные стереотипы.

Тем не менее, лучше всего, если главным фактором станет взаимная любовь. Ведь нельзя хотеть выйти замуж абстрактно, как минимум, девушке необходим любящий и надежный мужчина. Но его вряд ли получится встретить «по заказу». Ни в коем случае не следует выходить замуж, когда нет уверенности в избраннике. Хотя упрямая статистика по-прежнему утверждает, что после 30 лет возможность выйти замуж составляет не более 7%, решение проблемы в каждом случае остается индивидуальным. Случается, что девушка встречает свою судьбу в 16-17 лет, а бывает и так, что женщины обретают семейное счастье в 30, 40 и даже 50 лет.

Выйти замуж за миллиардера кажется фантастической недостижимой мечтой, но на самом деле это желание возможно реализовать. Это такой же труд, как когда вы работаете над развитием своей карьеры. Главное, иметь четкий план и знать, что делать.

Вам понадобится

  • Желание меняться
  • Склонность к учебе

Инструкция

Иностранные по-прежнему популярны у русских девушек. Многие наши красавицы мечтают выйти замуж и уехать жить заграницу. Одними из самых востребованных женихов у русских женщин являются немцы. Они стабильны, надежны и, что немаловажно, привлекательны. Вот только как выйти замуж за немца?

Инструкция

Для того, чтобы за немца, с ним необходимо познакомиться. И хотя найти подходящего иностранного жениха несколько труднее, чем жениха отечественного, это не является препятствием для целеустремленной женщины.

Не стоит искать будущего немецкого мужа в барах и на дискотеках, которые посещают иностранцы. Хотя шанс познакомиться с из-за рубежа там велик, вряд ли оно может привести к чему-то серьезному. Иностранные мужчины ходят в такие места, чтобы хорошо провести время и расслабиться, и ищут там совсем не жену.

Чтобы познакомиться с иностранным мужчиной, можно изучить список немецких компаний, работающих в вашем городе, и устроиться работать в одну из них. Кроме хорошей работы вы получите знакомства с представителями Германии, - как с сослуживцами, так и с командированными в ваш филиал. В случае, если ваша работа будет предполагать командировки в Германию, шанс подцепить мужа увеличится в несколько раз.

Если работу вы менять не хотите, посещайте выставки, в которых участвуют много иностранных компаний. Узнайте, в каких бизнес-центрах есть немецкие компании, и ходите обедать в кафе неподалеку, поскольку велика вероятность, что ваш избранник обедает в одном из таких кафе.

После того, как вы познакомились с подходящим мужчиной, ему необходимо понравиться. Русским женщинам не придется прикладывать для этого каких-то сверхусилий. Русские жены очень популярны в Европе, и в Германии, в частности. Европейцы ценят дам за красоту, домовитость, женственность. Они устали от своих эмансипированных и с удовольствием женятся на иностранках, которые дадут тепло семейному очагу. Поэтому для того, чтобы очаровать иностранного мужчину, нужно в первую очередь демонстрировать свою женственность и домовитость.

Также, поскольку в данном случае мы говорим о том, за немца, необходимо проявлять такое качество, как практичность, поскольку она является национальной немецкой чертой. Если вы привыкли швырять деньги на ветер, постарайтесь скрыть это от вашего избранника. Наоборот, покажите ему, как вы умеете экономить и думать о своей выгоде – это очень привлекательное качество, с точки зрения немца.

Обратите внимание

Давайте будем честны, если вы выходили замуж за немца по любви, а не с целью переехать на ПМЖ в Германию, то это уже большой плюс и гарантия того, что у ваших отношений вполне возможно будущее. Просто достаточно распространены случаи, когда российские девушки выходят замуж за немца, желая переехать в Германию, для этого, считают они, не грех изобразить и африканскую страсть, и дикую любовь.

Полезный совет

Если Вы хотите выйти замуж за немца в Германию, Вам будет интересно узнать, что, в отличие от нас, немцы заводят знакомства для брака только после того, как достигнут финансовой независимости. В тоже время приветствуются отношения, при которых пары в течение некоторого времени живут вместе до брака. Иногда такое совместное проживание называют «пробным браком», который позволяет узнать, подходит ли Вам партнер и стоит ли за него выйти замуж.

. Возможно, его родители следят за тем, чтобы сын не привел на их жилплощадь иногороднюю. Здесь может дойти до серьезных скандалов. И если молодому человеку придется делать выбор между любимой и своей мамочкой, то, скорее всего, он не пойдет наперекор родне.

Поэтому один из главных пунктов, который вы должны включить в план в столице, это очарование родственников потенциального жениха. Ни в коем случае не настраивайте его уйти от них, снимать жилье отдельно. Так у вас только добавится проблем. Лучше постепенно втирайтесь в доверие к семье возлюбленного. Не пытайтесь напрашиваться в гости, пока вас сами не позовут. Но старайтесь всегда помогать своему молодому человеку в выборе подарков для родителей. Пусть это будут не простые безделушки, а тщательно подобранная и продуманная эксклюзивная вещь. Лучше, если вы узнаете их вкусы и подберете что-то действительно стоящее. Восхищаясь таким подарком, они обязательно спросят, как ему удалось найти именно то, о чем они мечтали. И здесь уже ваш избранник скажет, что это вы ему помогли. Так вы заработаете первый плюс в свой адрес.

Инструкция

Для начала вам нужно расширить свой круг общения. Если он ограничен коллегами и родственниками, женатыми друзьями, то очень трудно будет подобрать кандидата на роль будущего мужа. Заставляйте себя развлекаться в общественных местах, а не дома перед телевизором, за книгой или на просторах интернета. Знакомиться в интернете стоит, очень много людей таким образом нашли свои вторые половинки. В этом нет ничего плохого. И мужчин там гораздо больше, чем в агентствах, и обстановка гораздо более непринужденная. Главное для вас – постараться сделать свои отношения реальными как можно быстрее.

Обдумайте, какие уступки вы готовы сделать в будущих отношениях. Что вы готовы терпеть ради заветного штампа в паспорте. Согласны ли вы на мужа старше? Согласны выучить другой язык и переехать? Тогда вам стоит расширить географию поиска и знакомиться с зарубежными женихами. Очень многие женщины, которые не сумели устроить свою личную жизнь у себя на родине, находили себе успешных женихов в других странах. Ключ к успеху – хорошее знание языка и привлекательная внешность. Если цель – выйти замуж за полгода , рассматривайте только женихов-европейцев, американские и австралийские претенденты очень тянут время. Примите решение вовремя - и то, что вы из небольшого города с преимущественно женским населением, не помешает вам устроить свое личное счастье. Главное – быть реалисткой и правильно оценивать свои шансы. И не пытаться претендовать на принца на белом мерседесе, если ваша внешность и образование средние. Ваше желание выйти замуж как можно быстрее не позволяет вам долго перебирать варианты. Но выбор должен быть, в процессе переписки работайте не менее, чем с тремя мужчинами одновременно.

Старайтесь правильно выбрать момент. Идеально для знакомства время, когда женатые люди отмечают семейные праздники. В такие дни одинокие мужчины задумываются о серьезных отношениях. И их можно легче заманить в сети брака. Так что не теряйте времени и начните реализовывать свою мечту.

Новое на сайте

>

Самое популярное