Домой Горечь во рту А свешников краткая биография. Государственный академический Русский хор им

А свешников краткая биография. Государственный академический Русский хор им

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.

Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.

Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.

Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.

Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.

После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, по направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923).

С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Этот период имеет чрезвычайно большое значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».

В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.

В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР . Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937-1941). Сохранив лучшие кадры старых мастеров пения, Свешников пополнил состав певцов молодыми, свежими голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя великого просветителя.

Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР .

Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР . Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.

С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных - все то, что еще с детства трогало сердце, что звучало в душе родным напевом. Интуиция его - человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, - безошибочно определяла лучшее, нужное.

С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен. Здесь вспомнились занятия композицией в юные годы. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодии; его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений.

Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР , ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.

С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги… Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане: «Это хор сильный и гибкий; временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти».

Многие из классических произведений, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников - не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа - Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.

С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков.

Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.

В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.

Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы - бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время.

Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них - художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927-1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921-2007), профессора Московской консерватории - Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931-2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934-2008), К.Б. Птица (1911-1983), Л.Н. Павлов и многие другие.

С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.

Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он - крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета.

Народный артист СССР , Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР , профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).

При подготовке материала использованы фрагменты книги К. Птицы
«Мастера хорового искусства в Московской консерватории»: «Александр Васильевич Свешников».

11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Память

  • После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)

Известные ученики

  • Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Виктор Владимирович Ровдо - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Борис Григорьевич Тевлин - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Станислав Семенович Калинин - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Михаил Борисович Турецкий - создатель и руководитель хора Турецкого.
  • Александр Александрович Юрлов

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)
  • народный артист СССР (1988)
  • Герой Социалистического Труда (1970).
  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • медали
Годы активности

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Российская империя 22x20px Российская империя
СССР 22x20px СССР

Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Орден Ленина - 1970 Орден Ленина - 1960 Орден Ленина - 1966 Орден Трудового Красного Знамени - 1940
Орден Трудового Красного Знамени - 1950

: неверное или отсутствующее изображение

40px Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Васи́льевич Све́шников (1890-1980) - советский дирижёр , хормейстер , педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (). Герой Социалистического Труда (). Лауреат Сталинской премии второй степени (). Член ВКП(б) с 1950 года .

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года (по другим источникам - 12 сентября ) в Коломне (ныне Московская область).

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Был членом жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Семья

Первая жена – Свешникова Лидия Александровна.

Дочь – Галина (умерла в младенчестве).

Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями.

Внуки – Сергей, Александр.

Вторая жена - Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9 .

Память

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке .

В августе-сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра.

Характеристика творчества и деятельности

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Свешникова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Свешников, Александр Васильевич

– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...
Что это было?! Кому так нравился этот холодный цвет?..
Пока почему-то никто нигде не показывался, и никто не высказывал большого желания нас встречать... Это было чуточку странно, так как обычно хозяева всех этих дивных миров были очень гостеприимны и доброжелательны, за исключением лишь тех, которые только что появились на «этаже» (то есть – только что умерли) и ещё не были готовы к общению с остальными, или просто предпочитали переживать что-то сугубо личное и тяжёлое в одиночку.
– Как ты думаешь, кто живёт в этом странном мире?.. – почему-то шёпотом спросила Стелла.
– Хочешь – посмотрим? – неожиданно для себя, предложила я.
Я не поняла, куда девалась вся моя усталость, и почему это я вдруг совершенно забыла данное себе минуту назад обещание не вмешиваться ни в какие, даже самые невероятные происшествия до завтрашнего дня, или хотя бы уж, пока хоть чуточку не отдохну. Но, конечно же, это снова срабатывало моё ненасытное любопытство, которое я так и не научилась пока ещё усмирять, даже и тогда, когда в этом появлялась настоящая необходимость...
Поэтому, стараясь, насколько позволяло моё измученное сердце, «отключиться» и не думать о нашем неудавшемся, грустном и тяжёлом дне, я тут же с готовностью окунулась в «новое и неизведанное», предвкушая какое-нибудь необычное и захватывающее приключение...
Мы плавно «притормозили» прямо у самого входа в потрясающий «ледяной» мир, как вдруг из-за сверкавшего искрами голубого дерева появился человек... Это была очень необычная девушка – высокая и стройная, и очень красивая, она казалась бы совсем ещё молоденькой, почти что если бы не глаза... Они сияли спокойной, светлой печалью, и были глубокими, как колодец с чистейшей родниковой водой... И в этих дивных глазах таилась такая мудрость, коей нам со Стеллой пока ещё долго не дано было постичь... Ничуть не удивившись нашему появлению, незнакомка тепло улыбнулась и тихо спросила:
– Что вам, малые?
– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.



Свешников Александр Васильевич – советский хоровой дирижёр, педагог, руководитель Государственного академического русского хора СССР, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист СССР, профессор.

Родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в городе Коломна Московской области. Русский. В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 года преподавал пение в московских школах. В 1921-1923 годах руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (руководитель церковного хора). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1963 годах руководил хором Всесоюзного радиокомитета, в 1936-1937 годах – Государственным хором СССР, в 1937-1941 годах возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 году организовал Государственный хор русской песни (впоследствии – Государственный академический русский хор) в Москве, которым руководил до конца своих дней.

С 1944 году Свешников преподавал в Московской консерватории (с 1946 – профессор), в 1948 году был назначен её директором и оставался на этом посту более четверти века (1948-1974), продолжая вести хоровой класс. Среди учеников Свешникова: В.Н.Минин, Л.Н.Павлов, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.В.Ровдо, Б.Г.Тевлин, М.Б.Турецкий, А.А.Юрлов и другие. В 1944 году организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7-8 лет.

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества, член жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу запись «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова, осуществлённая им в 1970-х годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с восьмидисятилетием со дня рождения Свешникову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Автор многих статей о музыкальном искусстве. Сборники обработок для хора: «Сборник песен народов СССР» (1936), «Сборник песен советских композиторов» (1938), «Русские народные песни» (1943), «26 русских народных песен» (1948), «Песни друзей» (1952), «Шуман «Грёзы» (1955-1958), «Югославские народные песни» (1956), «Сборник русских народных песен» (1956), «Сборник итальянских песен» (1956).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 3 января 1980 года, на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9).

Награждён тремя орденами Ленина (29.07.1960, 14.10.1966, 11.09.1970), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1.06.1940, 24.11.1950), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1967).

В городе Москве, на доме где жил А.В. Свешников, установлена мемориальная доска.

Новое на сайте

>

Самое популярное