Домой Спайки Динамика культуры: понятие и основные формы динамики культуры. Циклическая модель динамики культуры

Динамика культуры: понятие и основные формы динамики культуры. Циклическая модель динамики культуры


1. Культурная динамика как раздел теории культуры изучает:

1) процессы изменчивости в культуре, их обусловленность и направленность

2) этапы социального прогресса

3) языки культуры

4) происхождение культурных норм

2. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относит(-ятся)

1) природные условия

2) расовые различия

3) особенности динамики социально-экономического развития

4) геополитические условия

3. Сущность культурогенеза в

1) создании новых произведений искусства

2) зарождении культуры в рамках трудовой деятельности людей

3) возникновении новых орудий труда

4) постоянном самообновлении культуры

4. В структуру культурогенеза не входит такой частный процесс как

1) генезис культурных форм

2) развитие межэтнических культурных общностей

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей

4) формирование новых культурных систем

5. На ранних стадиях культурогенез определялся

1) волей первобытного коллектива

2) необходимостью приспособления к меняющимся условиям существования

3) стремлением человека к творчеству

4) биологической программой, характерной для предков человека

6. Под воспроизводством культуры понимают

1) трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения

2) отторжение культурного опыта

3) изменчивость культурных явлений

4) процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям

7. Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

1) инноваций

2) культурного шока

3) стратификации

4) социализации

8. Понятие антропогенез означает:

1) начало неолитической революции

2) процесс возникновения и развития человека

3) период древней истории человечества

4) процесс возникновения и развития общества

9. Термин «культурогенз» означает:

1) период упадка и кризиса культуры

2) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

3) период застоя в культурном развитии

4) процесс порождения новых культурных форм и систем

10. Термин, означающий процесс возникновения, становления культуры:

1) культурогенез

2) семантика

3) морфология

4) синергетика

11. Эволюционизм представляет собой разновидность … модели культурной динамики

1) циклической

2) линейной

3) реверсивной

4) регрессивной

12. Примером циклического подхода к динамике культуры не является концепция

1) О. Шпенглера

2) А. Тойнби

3) Н.Я. Данилевского

4) К. Ясперса

13. Примером линейного подхода к динамике культуры не является концепция

1) К. Маркса

2) Г. Гегеля

3) К. Ясперса

4) О. Шпенглера

14. Инновация - это:

1) совокупность смыслов, заключённых в любом предмете культуры

2) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

3) появление и распространение ранее не имевшейся черты

4) нормативный образец

15. Не является традиционной культура …

1) первобытных обществ

2) средневековой Европы

3) древних цивилизаций Египта, Китая, Индии

4) Европы Нового времени

16. Культура, в основе которой лежат традиции предков, которая связана с особенностями природной среды региона и характеризуется преемственностью, называется:

1) древней

2) массовой

3) потребительской

4) этнической

17. Консерватизм, стремление к замкнутости характерны для … культуры.

1) национальной

2) этнической

3) популярной

4) массовой

18.Традиционную культуру отличает

1) ярко выраженный конфликт поколений

2) интернациональный характер

3) предельно устойчивый характер

4) ориентация на новации и прогресс

19. Особенностью западного типа культуры является …

1) страсть к самоанализу и самоуглубленность

3) подавление индивидуального «Я»

4) вера в безграничные возможности человека

20. Возможности неограниченного накопления и обработки информации стало возможным в условиях культуры:

1) раннегородских цивилизаций

2) средневековья

3) постиндустриального типа

4) первобытного общества

21. Особенностью западного типа культуры является:

1) признание человека абсолютной ценностью

2) самоизоляция человека от внешнего мира

3) самоуглубленность

4) подавление индивидуального «Я»

22. Для восточного мировоззрения не характерно:

1) уход во внутреннюю духовную жизнь

2) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

3) преемственность традиций и обычаев

4) стремление к преобразованию внешнего мира

23. Особенностью западного типа культуры является:

1) самоуглубленность

2) подавление индивидуального «Я»

3) клановость

4) рационализм

24. Для человека западной культуры не характерно:

1) стремление к самореализации в реальной жизни

2) стремление познать и преобразовать окружающий мир

3) подчинение своих интересов интересам общины

4) признание свободы как одной из высших ценностей

25. Особенностью западного типа культуры является:

1) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

2) стремление к самовыражению и самореализации

3) растворение индивидуального мира культуры личности в культурном целом

4) подчинение человека обычаям и традициям

Динамика культуры - это закономерные изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних факторов. Как правило, это явление сопровождает процесс развития культуры любого государства и мира в целом, который всегда является упорядоченным и целостным, и его происхождение всегда направленно, а не хаотично.

Если рассматривать философский подход к решению этого вопроса, можно заметить, что он отнюдь не однозначен. Так, динамика культуры зачастую реализовывается в линейных и нелинейных (циклическая и многослойная концепция) направлениях. Циклическая теория утверждает, что культура во время своего развития проходит все стадии, которыми обладает организм (этап рождения, юности, зрелости и смерти). При этом ее основные вехи имеют свойство периодически повторяться. Представители многослойной концепции уверены, что культура не имеет одной линии развития: все ее виды имеют отдельные векторы, по которым двигаются. Что касается линейных версий, они строятся на том, что культура может или деградировать, или эволюционировать, или же постоянно меняться, не завися от регресса или прогресса.

Согласно таким подходам выделяют следующие модели динамики культуры:

1. Циклическая, которая имеет два направления - инверсию и спираль.

2. Линеарная. Такой тип называется эволюционным, во время которого наблюдается развитие от простого к сложному.

3. Девиантная. В этой ситуации динамика культуры представляет собой отклонение в развитии от главной системы поведения. Таким образом, наблюдается процесс деградации.

4. Волнообразная. Следуя этой теории, очень легко поддаются объяснению все спады и подъемы в культурном развитии общества.

5. Синергетическая. Подобная модель применима, когда необходимо пояснить резкие изменения.

Исходя из вышеизложенного, заметим, что динамика культуры - это ее изменение, которое полностью зависит от

Изменение в этом случае касается всех художественных стилей, норм поведения и прочих аспектов развития. Считается, что инновация - это тот механизм, который запускает развитие культурного процесса в то или иное направление. Она, в свою очередь, может быть двух видов: заимствование и изобретение. Второй из них возникает на основе внутрикультурного конфликта, происходящего в обществе.

Динамика культуры находится также в непосредственной зависимости от традиции, которая является средством, способным воспроизвести культуру при помощи всех инструментов, которые когда-либо существовали и были законными в использовании. Когда же она отвергается, на процессе развития это отражается негативно. Согласно истории, когда мир отказывается от существующих традиций, общество продолжает развиваться, но, в конце концов, результатом этого становится классовая борьба.

Для общества оптимальным вариантом является ситуация, когда найдена «золотая середина». В этом случае оно двигается в ногу с нововведениями, а культура не сохраняется.

Помните, что динамика культуры для ее систематического развития должна учитывать следующие факторы:

1. Поведенческие модели.

2. Авангардная культура, которая также стимулирует развитие общества.

3. Маргинальная культура, которая возникает как промежуточная на стыке нескольких социальных групп.

4. Диссидентство, основанное на представителях искусства, не соглашающихся ни с какими догмами и общепринятыми правилами.

5. Представители других государств, которые способствуют возникновению новых стран и даже континентов.

Каждая культура так или иначе развивается, ведь без этого мир не существовал бы, а традиции себя бы изжили. Потому изменения, происходящие в обществе, являются закономерными.

Вконтакте

Одноклассники

→ → → Культурная динамика

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма. Сам термин «динамика» тогда еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры. В XX в. представления о характере и направленности изменений в изменяются и расширяются. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Понятие «культурная динамика» ввел в научный оборот П. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937–1941).

Культурная динамика как раздел теории изучает социокультурные изменения и культурные процессы с позиций различения типов культурного воздействия и характера культурных изменений.

Когда речь идет о социально-культурной динамике , подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Для характеристики изменений, происходящих в культуре, чаще используется более конкретный термин — культурное развитие.

Понятие культурного развития и прогресса культуры.
Источники культурной динамики

Культурное развитие — это изменение духовных и материальных компонентов культуры, приводящих к изменению ее состава и обеспечивающих переход в новое качественное состояние.

Культурное развитие характеризуется тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью . Развитие включает в себя восходящую линию - прогресс и нисходящую - регресс . Прогресс - это переход от высшего к низшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В современной существует две точки зрения на проблему прогресса культуры. Иначе говоря, в лучшую или в худшую сторону происходят какие-то перемены в жизни общества. Сущность одного подхода к идее прогресса состоит в том, что никакого прогресса в культурном развитии человека нет. Еще древнегреческий поэт Гесиод утверждал, что люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. В эпоху распада родовых отношений и возникновения классовых антагонизмов прошлое человечества идеализировалось, будущее представлялось мрачным и бесперспективным.

Иудейское и христианское учение об утерянном рае и грядущем страшном суде также отражает это настроение. Возвратиться от пороков цивилизации назад к «золотому веку» призывал в XVIII веке Руссо. Такие исследователи культуры как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин сомневаются в прогрессе культуры как поступательного ее развития и высказывают идею различных типов локальных, автономных культур, имеющий свой жизненный цикл.

Вторая точка зрения связана с утверждением, что прогресс культуры существует, что с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются к лучшему. Философы просветители ХVII-ХVIII веков пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры. Они были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и феодальных устоев приведут к созданию «царства разума» - созданию нового рационного общественного устройства.

Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли ХVIII-ХIХ веков. Предполагалось, что существуют общие законы истории, которые определяют последовательность этапов продвижения общества, что все народы рано или поздно проходят одинаковые стадии общественного развития. Можно выделить два подхода к истолкованию движущих причин прогресса: эволюционистическое и революционистическое.

Эволюционизм представляет собой разновидность модели культурной динамики и понимает культуру как процесс приспособления людей к природному окружению. Однолинейная модель эволюционного развития культуры, развития человека обосновывается в работах Э. Тейлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др. Суть ее в том, что в ходе развития человеческой истории выделяются три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация . Эволюционные культуры выражаются в наслоении одного элемента культуры на другой и вытеснений старого новым.

Вторая ветвь эволюционного развития отказывается от всеобщих законов развития и признает множественность путей социокультурного прогресса . Приспособление человека к окружающей среде, к природе, ведут к возникновению новых культурных феноменов - утверждают сторонники этих взглядов.

Революционное понимание человеческой истории и культуры, их прогресс наиболее отчетливо выражены в марксистской концепции культуры. Источником культурной динамики здесь выступает диалектика производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению общественных отношений, в том числе к изменению образа жизни, быта и других форм культуры. Формой перехода является социальная революция. Человечество в своем развитии проходит через этапы первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономической формации, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс при таком подходе теряет линейный характер, истолковывается как развитие по спирали, как неравномерное, антагонистическое развитие. В современном марксизме при истолковании культурного развития акцент делается на деятельности человека, как существа универсального, бесконечного и всеобщего в своем развитии. Конечно, каждая эпоха, система ограничивают рамки этого развития, но каждый новый тип культуры при разрешении противоречий эпохи будет более прогрессивным, если будет способствовать развитию универсальных способностей человека.

Основные этапы (типы) культурной динамики

Культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым, или этапным, циклическим и инверсионным .

Фазовый этап культурной динамики

Наиболее простая картина культурного развития представлена в традиционной теории линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в эволюционизме как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности . Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного . Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которой является доминирующий тип общественных отношений (тип социальности). Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же комплекса власти-собственности-информации, который формирует тип социальности современного постиндустриального общества.

В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала в качестве основного фактора изменения в способе производства. В соответствии с этими изменениями выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, порождавшие соответствующие типы культуры: , рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Как предполагалось, смена характера производства ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то общественная культурная динамика предстанет как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: , и . Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса.

Фундамент фазового типа культурной динамики — социокультурное преобразование . Оно имеет место, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию .

Реформой называется изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, известный шаг к лучшему.

Под трансформацией понимаю совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революцию определяют как глубокое качественное изменение в развитии чего-либо. Применительно же к социокультурной среде говорят о коренном, как правило, насильственном ниспровержении главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), смене идеологий, крутом повороте государственной политики в области культуры, кардинальном преобразовании социального состава интеллигенции.

Циклический тип культурной динамики

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. э. в (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в движении культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева.

Изменения в рамках цикла оказываются повторимыми, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое, периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.

Н. Я. Данилевский, опираясь на богатейший фактический исторический материал, приходит к выводу, что сама идея прогресса состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее всё поприще исторической деятельности человечества.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» отстаивает идею самобытности каждой культуры. По аналогии с живыми орга­низмами культуры, по его мнению, проходят следующие стадии развития, представляющие собой законченный цикл: «детство» - «весна» (период хаоса и накопления сил), «юность» - «лето», «зрелость» - «осень», когда все возможности культурной души и «старость» - «зима», период «цивилизации», гибель культуры. На весь цикл культурного организма О.Шпенглер отводит около тысячи лет, период цивилизации - 200-300 лет.

А. Тойнби, английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» развивает идеи О. Шпенглера. Он считает, что существуют «локальные», т. е. замкнутые цивилизации как устойчивые совокупности территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» в своем развитии проходят определенный цикл, который включает пять последовательных стадий развития: рост, рассвет, надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»).

Инверсия как тип культурной динамики

Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию , которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Когда говорят о характере культурных изменений , имеют в виду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают:

  • изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры;
  • изменения, ведущие к ослаблению дифференциации культуры;
  • изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т. д. Но новое не всегда служит синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая расширить его свободу без ущерба для всего живого.

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т. е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях . Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.

О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течении длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на неизменность норм, ценностей, смыслов, знаний, вводит запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного развития чрезвычайно сложно.

Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.

Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и , несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменения духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена современная наука, удваивающая массив своих знаний за 10-12 лет.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Культурная динамика представляет собой изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (увеличение или уменьшение числа носителей культуры).

Культурная динамика описывается с помощью следующих понятий.

1. Культурная диффузия – это проникновение черт одной культуры в другую культуру, либо взаимный обмен культурными чертами. Диффузия происходит только при условии культурного контакта. Культурный контакт же, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как может завершаться без каких-либо последствий. Окончится ли культурный контакт диффузией культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно закрытым или открытым. Естественно, что открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит и от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество ценностных систем, множество способов организации жизни и придания ей смысла, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию из другой культуры; если же она моностилистична, то неприятие «инородных тел» будет более сильным.

Как выявил X. Ортега-и-Гассет, взаимодействия культур могут быть:

Нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

Альтернативными, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

Конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений.

2. Селективность культур – это отбор определенных культурных черт для заимствования и не принятие других черт. Селективность осуществляется в процессе культурной диффузии. Выделяется несколько факторов селективности:

· культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

· культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры;

· носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

· с точки зрения культуры, любые нововведения или какое-то определенное нововведение способно разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг – понятие, введенное У.Огборном, которое обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

По мнению У.Огборна, сфера нематериальной культуры развивается медленнее, чем сфера материальной, и, следовательно, первая как бы «запаздывает». П.Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что препятствует развитию духовной культуры.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывным феноменом, основанном на преемственности. Культурная трансмиссия предполагает некоторые искажения, которые вносятся особенностями тех, кто ее передает и получает.

5. Культурная инновация – это создание или признание новых элементов культуры.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

З) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваютcя неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсyтcтвии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Межкультурная коммуникация и диалог культур.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 1920-х гг. Наряду с общенаучным значением - как средство. связи любых объектов в какой-либо системе - он приобрел широкий социокультурный смысл и активно применяется во всех областях человеческой деятельности. «Коммуникация» происходит от лат. communication - сообщение, передача;communicare - делать общим, связывать, беседовать. Данный термин используют и для описания многообразных процессов, связанных с передачей информации, и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи между двумя субъектами (системами).

Первоначально коммуникация в социальных науках, в том числе и в дисциплинах, изучающих культуру, рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось, что основой коммуникативных процессов является не язык как система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная структура как микро-, так и макроуровней является результатом стабилизации процессов межличностного или межкультурного общения, а процессы развития следует рассматривать как эволюцию коммуникативных форм.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению процессов коммуникации. Первый представлен кон цепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых можно считать теорию информационного общества, представители которой, в частности Д. Белл и 3. Бжезинский, считают, что средства информации являются единственным стимулом и источником социокультурного развития. Информация здесь трактуется очень широко: она - основа культуры и всех культурных ценностей. Второй подход представлен «понимающей социологией», где утверждается, что основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание двух субъектов общения. Сегодня наибольшее внимание процессам коммуникации уделяется в рамках исследований современного информационного и постинформационного обществ. В культурологии коммуникация рассматривается с нескольких позиций и является важнейшим аспектом изучения многих процессов, происходящих в культуре. Коммуникации в культуре, социокультурные коммуникации, внутрикультурные коммуникации, межкультурные коммуникации - все это может быть как темой отдельного разговора, так и предметом обобщающего анализа, целью которого является комплексное и систематическое исследование взаимодействия и взаимовлияния различных субъектов культуры.

Культурная модернизация.

Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям1. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.

Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей:

Доминирование традиции над новацией;

Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

Цикличность развития;

Коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;

Предэкономический, прединдустриальный характер;

Отсутствие массового образования и др.

Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:

Преобладание инноваций над традицией;

Светский характер социальной жизни;

Поступательное (нециклическое) развитие;

Выделенная персональность;

Преимущественная ориентация на инструментальные ценности;

Демократическая система власти;

Индустриальный характер;

Массовое образование;

Активный деятельный психологический склад;

Предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.

Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.

Исторически первыми на путь модернизации встали западные страны, именно поэтому до середины XIX века модернизация понимается как вестернизация. М.Вебер, стремясь выявить духовные предпосылки современных социальных изменений, создает концепцию становления капитализма из духа протестантской этики. С точки зрения протестантизма, божественное предназначение человека заключается в честном, добросовестном выполнении им его обязанностей в мирской жизни. Поэтому богатство - показатель того, что человек добился успеха в своей земной жизни и тем самым выполнил предначертания бога. Богатство понималось как способ спасения души, а не как средство удовлетворения собственных желаний. Протестантизм воспитывал такие черты личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, ответственность. Таким образом, по М.Веберу, главным источником модернизации, является протестантская религия с ее особой этикой, системой ценностей.

Многие философы видят истоки западной ментальности (а следовательно, и модернизации) в античности, когда сформировался активный деятельный субъект, утверждающий себя в воздействии на внешний мир, рассматривающий весь мир как объект приложения своих знаний и сил. Этот тип человека и создал уникальную западную цивилизацию. А следовательно, эволюция Запада в направлении к современности была результатом последовательного воздействия античности, Ренессанса, Реформации и Просвещения, победы их принципов, которая не могла не состояться.

Путь западной цивилизации не был безоблачным.

В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о «закате» европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.

В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути, а опыт строительства социализма в СССР как один из вариантов модернизации. Поскольку социализм отрицал основные ценности западной цивилизации: рынок, демократию, индивидуализм, то основной акцент в развитии общества был сделан на индустриализации. Такой тип модернизации как организации масс для индустриализации получил название догоняющей модернизации (Б.П.Вышеславцев).

Фундаментальными достижениями социалистической модернизации

1) осуществление индустриализации и достижение других черт современности - массовое образование, развитие науки, урбанизация и пр.;

2) сохранение собственной культурной основы развития, а именно таких особенностей, как коллективизм, антирыночный подход, коммунистическая идеология, которая играла роль духовного фундамента социалистических преобразований;

3) идеал всесторонне-развитого, гармонического человека - идеал, несомненно, утопический, но все же инициировавший развитие образования, науки, культуры.

В 60-80-ые годы XX века в модернизационный процесс включаются страны Юго-Восточной Азии, сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в экономической и технологической сфере, затем и другие страны этого региона. Специфика данной модернизации состоит в том, что она осуществлялась на собственной культурной основе. Страны Юго-Восточной Азии поняли, что на пути вестернизации их вряд ли ожидает успех, и в процессах модернизации стали опираться на собственные традиции. Таким образом, страны Азии реализуют совершенно новый путь развития, в основе которого лежит не индивидуализм, а коллективизм.

Такая модернизация имеет ряд положительных аспектов:

Она не имеет предзаданной модели развития и использует уникальные особенности своей страны;

Она избавляет страны от многих противоречий и духовных проблем, связанных с конфликтом традиционных и индивидуалистических ценностей.

Таким образом, существует несколько вариантов модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, модернизация на собственной культурной основе. Сегодня в мире утверждается идея многообразия путей модернизации: поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, то нет и не может быть универсальной модернизации, ее темпы, характер и последствия будут различными в разных странах. А следовательно, важнейшим фактором модернизации общества является его культура.

Если сравнить культуру, например, древних славян с современной культурой славянских народов, то станут очевидными поразительные перемены во всех ее областях. Не только материальная культура, но и ценности, законы, правила повседневной жизни и нормы межличностных взаимодействий претерпели коренные изменения. Любое культурное явление имеет свой жизненный цикл, проходя последовательно ста-

дии от безусловной значимости до постепенной утраты своей ценности, гибели или перерождения. Это означает, что, несмотря на внутреннюю консервативность, явное тяготение к стабильности, традиционности, культура имеет не только устойчивую, но и динамичную сторону. Эта динамика связана с созданием новых элементов и образцов, а также с распространением культуры, ее взаимодействием с другими культурами.

По мнению X. Ортеги-и-Гассета, взаимодействия культур могут быть нейтральными (когда культуры сосуществуют, не мешая друг другу) и конфликтными (каждая культура стремится занять доминирующее положение и распространить в обществе свои ценности и нормы). Взаимодействие культур нередко заканчивается ассимиляцией (поглощением), диффузией (взаимным проникновением) или культурным отбором (избирательным добровольным освоением ценностей другой культуры). Каналами, по которым осуществляется взаимодействие культур, могут быть туризм и экономические связи, миграция и война.

География культурных изобретений очень широка. Так, мыло изобрели галлы; фарфоровые тарелки и чашки, как и «напиток бессмертия» - чай, а также зонтик, бумагу, компас, порох, шелк, стремя для лошади - китайцы. Ложка впервые появилась в Древнем Риме, вилка - в средневековой Италии, стекло придумали древние египтяне. Они же первыми стали выпекать дрожжевой хлеб и изготавливать сливочное масло. Первыми научились добывать сахар в Индии, выращивать и курить табак - в Мексике; X. Колумб привез его в Европу, как картофель, кукурузу и помидоры. В XV в. немец И. Гутенберг изобрел первый печатный станок, и скоро во всем мире стали выходить газеты, печатные книги и географические атласы. В XIX в. в США построили первый деревянный велосипед, открыли электричество, изобрели телефон и телеграф, которые быстро получили распространение во всем мире.

Исследователями было замечено, что материальная культура изменяется гораздо быстрее, чем духовные ценности и нормы. Такое явление, когда одни элементы культуры изменяются быстрее других, получило название культурного лага.

Многие открытия, лежащие в основе развития культуры, происходят стихийно, в результате случайных совпадений.

Например, антибиотик пенициллин, совершивший революцию в медицине тем, что спас жизни миллионов людей, обреченных на смерть от заражения крови, воспаления легких и туберкулеза, был открыт благодаря случайному

Рис. 9.

интересу, проявленному в 1929 г. биологом Ф. Флемингом к заплесневевшей корочке хлеба. Случайным можно считать и открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов, хотя этому предшествовала долгая и упорная поисковая работа ученого.

Однако ведущая роль в развитии культуры принадлежит сознательной целенаправленной деятельности людей, занимающихся творчеством, созданием новых проектов, поиском более экономных решений. А. Моль, изучавший механизм распространения культурных достижений в современном обществе, отметил огромную роль творческих личностей в этом процессе. Они генерируют новые идеи, создают новые культурные образцы, продвигают их в ближайшую микросреду. Однако эти идеи не становятся автоматически элементами культуры. Они должны совпадать с культурной матрицей, т. е. соответствовать назревшим потребностям общества, соотноситься с уже существующими формами и получить всеобщее признание. Схема этого процесса представлена на рис. 9.

Огромную роль в распространении культурных образцов играют средства массовой информации (СМИ). Их можно назвать катализаторами общественного развития. Культурные образцы, получившие признание в микросреде, с помощью СМИ передаются в макросреду. Если новая культурная ценность принимается широкой аудиторией и выдерживает конкуренцию среди других, то она становится частью культуры общества. В ходе социализации этот образец становится достоянием личности, входит в ее индивидуальную культуру, и процесс повторяется.

Взаимодействие культур сопровождается появлением различных проблем. Одна из них - этноцентризм. Это такое явление, когда люди судят о другой культуре, принимая собственную за эталон. Этноцентризм может иметь как позитивные последствия, выступая основой патриотизма, так и негативные, приводя к шовинизму - признанию превосходства своей культуры над другими. Нам хочется, чтобы все думали и чувствовали так же, как и мы. Этноцентризм вреден для культуры, поскольку лишает людей необходимой самокритичности и мешает культуре самосовершенствоваться, порождает враждебность, конфликты с другими народами и субкультурами. Поэтому воспитание любви и бережного отношения к собственной культуре должно сопровождаться формированием уважения ко всем иным. Такой подход, основанный на равнозначности всех культур, получил название культурного релятивизма.

В эпоху перемен, социокультурных кризисов человек переживает своего рода культурный шок, потому что на его глазах в результате столкновения разных ценностных систем происходит обесценивание прежних норм. Э. Дюркгейм еще в 90-е гг. XIX в. описал это явление, назвав его аномией: разрушение религиозных и семейных ценностей с неизбежностью сопровождается распадом единства общества, ростом числа самоубийств и разводов, всплеском преступности.

В конце XX в. не только западный мир, но и Россия вступили в полосу социокультурного кризиса, ставшего результатом трансформации обществ. Кризисы неизбежны в обществе, и они всегда болезненно переживаются отдельными людьми. Современная ситуация вызвана, во-первых, кризисом техногенного мышления, главной ценностью которого были экономический рост и все большее накопление богатства. Оказалось, что природа - объект бесконтрольной эксплуатации - исчерпаема, как и людские ресурсы, а количество земных благ еще не решает проблему качества жизни. Мир оказался перед лицом трудноразрешимых глобальных проблем: деградации биосферы, угрозы ядерной войны и техногенных катастроф. Во-вторых, причиной культурной аномии в странах Восточной Европы и России стал распад привычного для людей образа мира в виде социалистической общественной системы, последовавшее затем катастрофическое социальное расслоение и разрушение единства общества. Можно предположить, что для преодоления культурной аномии необходимо изменение внешних обстоятельств, установление нового социокультурного порядка или наполнение новым ценностным содержанием старых форм социальной деятельности, а также самосовершенствование личности и развитие ее духовного мира.

  • Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. М„ 2000. С. 432.

Новое на сайте

>

Самое популярное