Домой Опухоль Военная галерея зимнего дворца. История создания военной галереи

Военная галерея зимнего дворца. История создания военной галереи

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

А.С.Пушкин

332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Зимнего дворца Военную галерею. По проекту Карла Росси, к 1826 году для создания портретного зала объединили несколько небольших помещений различного назначения. Поскольку открытие галереи должно было непременно состояться 25 декабря – в день изгнания армии Наполеона с русской земли, то работы по созданию интерьера зала и написанию портретов велись в довольно спешном порядке. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места.

После праздничной службы в Дворцовой церкви с последующим освящением галереи, по ней торжественным парадом прошли солдаты пехоты и кавалерии, отдавая честь портретам своих героических военачальников.

Стоит отметить, что все эти портреты были созданы одним художником – англичанином Джорджем Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. Список генералов составлялся Инспекторским департаментом Главного штаба, однако некоторые фамилии были оттуда вычеркнуты лично Александром I без объяснения причин. Историки предполагают, что император убрал из почетной галереи военнослужащих, проявивших сочувствие к восстанию декабристов.

Пожар 1837 года полностью уничтожил интерьер Военной галереи. Однако, удивительным образом, все до единого портреты героев удалось спасти от огня. При реставрации архитектор Владимир Стасов увеличил галерею почти на 6 метров, сделав ее еще более значительной и торжественной.

Список генералов, удостоенных чести украсить своими портретам галерею Зимнего дворца, был сформирован в 1820 году. Учитывая огромный фронт работ, Джордж Доу немедленно приступил к их написанию. Увы, оказалось, что к тому времени многие генералы из списка уже скончались, либо были настолько немолоды, что совсем не желали проделывать трудный путь по российским дорогам из своих губерний в столицу, с той лишь целью, чтобы каких-то пару раз позировать художнику. Поэтому многие из них были писаны с уже существующих портретов, присланных в Петербург со всех концов страны самими генералами, или их родственниками. Известно несколько курьезных случаев, когда жена отправляла портрет своего мужа времен его юности, с сопроводительным письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов

Публикации раздела Музеи

Генералы 1812 года и их милые жены

К годовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа, а также изучаем, какие прекрасные дамы были их спутницами жизни. Рассказывает Софья Багдасарова.

Кутузовы

Неизвестный художник. Михаил Илларионович Кутузов в молодости. 1777

Джордж Доу. Михаил Илларионович Кутузов.1829. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова. 1777. ГИМ

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереи написан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного - подобной чести удостоены император Александр I , его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом - он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Джордж Доу (мастерская). Петр Иванович Багратион. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Жан Герен. Ранение Петра Ивановича Багратиона в Бородинском бою. 1816

Жан-Батист Изабе. Екатерина Павловна Багратион. 1810-е. Музей Армии, Париж

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли - через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ - создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Джордж Доу. Николай Николаевич Раевский. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Самокиш-Судковский. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912

Владимир Боровиковский. Софья Алексеевна Раевская. 1813. Государственный музей А.С. Пушкина

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее - более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники - Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой - внучке Ломоносова , вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб - правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Джордж Доу (мастерская). Александр Алексеевич Тучков. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Матвеев. Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Государственная Третьяковская галерея

Неизвестный художник. Маргарита Тучкова. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Бородинское поле»

Александр Алексеевич Тучков - один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» . Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы - примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем - женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии - внезапной смерти подростка сына.

В 1820-е годы память о войне была еще свежа. В обществе появилась идея запечатлеть всех участников Отечественной войны 1812 года. Герои войны должны были «ожить», чтобы навсегда занять прочное место в памяти русских людей. Эта идея вылилась в создание своеобразного памятника войне 1812 года - Военной галереи Зимнего дворца.

Утверждение списков

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Выбор императора: Джордж Доу

Вопрос о том, кому поручить написание стольких портретов был решен так же не без участия императора Александра I . Во время пребывания императора в Ахене осенью 1818 года начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал тогда еще малоизвестному английскому художнику Джорджу Доу свой портрет. Александр вошел в комнату как раз во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение в Петербург, где ему было заказано написание большого количества портретов героев войны 1812 года.

Джордж Доу работал над созданием этих портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить очень тяжело. Поэтому в России к нему на помощь были приставлены русские художники Василий Александрович Голике и Александр Васильевич Поляков. Всего они написали 332 портрета, в то время как оставшиеся портреты по тем или иным причинам остались невыполненными. Так, например, в галерее нет портретов кн. Д.И. Лобанова-Ростовского и А.С. Кологривова, руководивших в 1812 году подготовкой резервов.

Интересна история портрета декабриста С.Г. Волконского. Выполнен он был еще в 1823 году. Однако после всем известных событий 14 (26) декабря 1825 года решение о размещении портрета этого «государственного преступника», изначально даже приговоренного к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой, было отменено. Таким образом, уже изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца многие годы и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. И только в 1903 года портрет Волконского был помещён в галерее и занял в ней свое достойное место.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, до сих пор ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что Доу и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки. Однако все эти неточности не могут изменить того впечатления, которое создается при входе в галерею.

Г.Г. Чернецов, 1827 г.

Открытие галереи

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года - в день, ознаменовавший победоносное окончание войны. В этот день в Зимнем дворце собрались те самые герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков - но все они были ветеранами войны 1812 года, награжденные медалями и орденами за участие в этой кампании.

Пожар 1837 года


Портрет Александра I работы Ф. Крюгера

Уже в 30-е годы XIX века зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах. Они разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

Но 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадил он и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала. В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.

Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший во дворце, очень любил эту галерею и посвятил ей замечательные строки в своем стихотворении о Барклае-де-Толли «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарелись и никнут в тишине

Главою лавровой...

Хроника дня: Русские атакуют отряд Гранжана

Седьмая пехотная дивизия из 10-го армейского корпуса отступала к границе с Восточной Пруссией. У Шавлей и Кельма отряд генерала Гранжана был атакован русским авангардом, однако французы продолжили отступление.

Отряд генерала Паулуччи продолжал преследовать неприятеля и занял Шрунден.

Персона: Джорж Доу

Джорж Доу (1781-1829)

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 г. в приходе Сент-Джеймс. Его отец Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке.

Первоначально Джордж тренировался с отцом как гравер, но позднее он заинтересовался живописью. Он стал учиться в лондонской Академии художеств, которую окончил в двадцатидвухлетнем возрасте с золотой медалью. Он был прекрасно образован, владел четырьмя европейскими языками. В 1809 г. Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 г. - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 г. он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого в Ахене познакомился с Александром I и произвел на него впечатление. Эта встреча стала очень важной в жизни английского художника. Российский император заказал Джорджу Доу написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В течение 10 лет художник работал над этими портретами.

В 1826 г. новый император Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 г. он был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 г. он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 г. Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У художника была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 г. Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

7 (19) декабря 1812 года

Издано по повелению Государя Императора. , 89 л.л. гелиогравюр и фототипий на дорогой картонной бумаге, 294, стр. текста на веленевой бумаге. Помещены 329 портретов размером 11,4х9,8 см. в алфавитном порядке фамилий изображенных лиц героев Отечественной войны 1812 года. По 4 портрета на лист в золотой орнаментальной рамке. Кроме того, помещены еще 4 больших портрета во весь рост Императора Александра I, Цесаревича и Великого Князя Костантина Павловича, Князя М.Б. Барклая-де-Толли и Князя М.И. Голенищева-Кутузова, выполненных гелиогравюрой. Приведены также 2 больших вида Военной галереи, исполненных гелиогравюрой. Все портреты «Военной галереи 1812 года», кроме большого портрета Императора Александра I, принадлежащего кисти Крюгера, написаны в первой половине 20-х годов XIX столетия специально вызванным для этого в 1819 году в Санкт-Петербург английским художником, известным в то время портретистом Георгом Дау (Dawe), по воле Императора Александра I. Многие из портретов Дау писал с натуры, иные же - с наиболее верных изображений. Вслед за собранием портретов, во второй половине книги, помещается в том же порядке справочный текст, дающий возможность ознакомиться со служебной деятельностью, преимущественно в войсках и в особенности в эпоху войн с Наполеоном, всех тех лиц, которые изображены на портретах. Эти сведения не биографии, а только сокращенные послужные списки, давающие, между прочим, краткий перечень боевых подвигов и наград каждого деятеля той славной эпохи. Кропотливая работа, как послужные списки, исполнена секретарем Императорского Русского Исторического общества А.А. Голомбиевским. В издательском зеленом коленкоровом переплете с художественным тиснением золотом и серебром, а также еще 3-мя красками на передней крышке. Оригинальные светло-зеленые форзацы с растительным орнаментом. Формат: 42х35 см. Вес 8,5 кг. Это роскошное издание напечатано было в небольшом количестве экземпляров не для продажи. Редкость в таком виде!

Библиографические источники:

1. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №22, Военное дело. Army and Navy. Москва, 1933, №428.

2. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» 50, Военная история. History of the Russian Army. Москва, 1934, №124.

3. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №67, 250 рублей!



Николай Михайлович (1859-1919) – Великий Князь, генерал от инфантерии, масон. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., служил в Кавалергардском полку. Внес большой вклад в русскую историческую науку, опубликовал ряд изданий и исследований об эпохе Александра I. Они посвящены личности самого императора и его сподвижникам, дипломатическим отношениям между Россией и Францией. Ему принадлежит знаменитое издание «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Великий Князь состоял председателем Императорского Русского Исторического и Географического Обществ, директором музея Александра III. Николай Михайлович составил огромную коллекцию бабочек. С ним поддерживали дружеские отношения М. Добужинский, С. Дягилев, А.Бенуа, он был знаком с французскими политическими деятелями Р. Пуанкаре и Ж. Клемансо. В 1915 г. ему присваивается по представлению профессоров Московского университета ученая степень доктора русской истории. Разделял взгляды оппозиционного думского большинства на критическое положение в стране, приветствовал Временное правительство. Высказывался против вовлечения России в Первую мировую войну, предсказывал предстоящие социальные потрясения. Расстрелян большевиками в Петропавловской крепости: о его освобождении ходатайствовали А.В. Луначарский и М. Горький, В.И. Ленин дал на него разрешение, но на тот момент Николай Михайлович уже был казнен. Его литературный архив приобрела Королевская Берлинская академия.

Новое на сайте

>

Самое популярное