Домой Пигментные пятна Павел и сергей третьяковы-благотворители, меценаты, коллекционеры, общественные деятели. Литературно-исторические заметки юного техника

Павел и сергей третьяковы-благотворители, меценаты, коллекционеры, общественные деятели. Литературно-исторические заметки юного техника

Павел Третьяков родился 27 декабря (15 декабря по старому стилю) 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Незадолго до смерти Михаил Захарович, отец братьев Третьяковых, написал в своем духовном завещании: «Так как образ торговли моей сыновьям моим известен, то я надеюсь, что они будут следовать всем моим правилам, которые я старался внушать им». Заветы отца в самом деле братьями Третьяковыми соблюдались свято. Они продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству. Братья Третьяковы никогда не входили ни в число «привилегированных» предпринимателей, ни в десятку богатейших людей своего времени. Их состояние добыто трудом, и легким его не назовешь.

С середины 1860-х гг. Третьяковым принадлежала Ново-Костромская льняная мануфактура. Несмотря на экономические кризисы 1880-х гг. она продолжала неуклонно набирать обороты и расширяться. К концу XIX века она заняла одно из первых мест в России по качеству и количеству производимого товара. Третьяковы владели магазином, который находился в Москве напротив Биржи на улице Ильинка - «широкой блестящей улице капиталистов и банкиров» в Китайгородском квартале, ставшем спустя несколько десятилетий «кварталом европейского типа». В магазине торговали как русским, так и иностранным товаром, в основном тканями: шелком, бархатом, шерстью, батистом, льном, а также платками, столовым бельем, одеялами и т.д. Третьяковы владели доходными домами в Москве и Костроме, а также большими земельными участками в Костромской губернии. Прибыль делили поровну, а далее капитал распределялся соответственно жизненным задачам, характеру, темпераменту, избранному стилю жизни, семейным потребностям.

Братья Третьяковы обладали многими необходимыми качествами, привитыми отцом, как-то смелость, расчетливость, гибкость, честность, работоспособность, благодаря которым приумножалось благосостояние семьи. Им сопутствовала удача, их фамилии фигурировали в ряду видных промышленников 1870-1890-х гг. Они вошли в число самых крупных жертвователей по Москве и по России.

Занимаясь благотворительностью, московское купечество следовало афоризму «богатство обязывает»: богатство подразумевало ответственность и требовало отчета. Подкладкой этого, полагал В.П. Рябушинский, была этика православия, твердая христианская вера отцов и дедов. Благотворительность рассматривалась как некая миссия, как выполнение свыше назначенного долга. «Растлевающую силу» денег направляли на благие дела. Со временем она становится сословной добровольной обязанностью, особенностью торгово-промышленной среды, важной приметой времени. Благотворительные заведения московского купечества включали училища, гимназии, богадельни, дома призрения и бесплатных квартир, больницы, также фонды, которые развивались благодаря частным пожертвованиям. Традиционный характер имело денежное пособие по духовному завещанию. Пожертвования больших сумм редко делались при жизни жертвователя. В этом смысле дар П.М. Третьякова - исключение. Многие купцы занимались горячо и страстно «любительством», издательским делом, просветительством, они собирали живопись, книги, рукописи, предметы народного быта, посвящали себя общественному служению. Некоторые из них стали тонкими знатоками своего дела и выдающимися деятелями русской культуры. Достаточно назвать имена крупных купеческих династий, со многими из которых Третьяковы состояли в родстве и свойстве: Мамонтовы, Мазурины, Сапожниковы, Якунчиковы, Алексеевы, Рукавишниковы и их детища - Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание икон СП. Рябушинского, Частная опера СИ. Мамонтова, Художественный театр К.С. Станиславского и т.д.

Как многие представители третьего сословия, Третьяковы были активно вовлечены в благотворительную деятельность. П.М. Третьяков с 1863 г. становится попечителем при «заведении» для глухонемых детей (впоследствии Арнольдовское училище для глухонемых детей). Он также жертвовал свое время на благо общества, исполняя ряд обязанностей в общественных организациях, которые, по его словам, не приносили «никаких особенно интересных выгод», т.е. личных. И несмотря на это, он занимается ревизией банка, потому что банк «ежегодно доставляет до 10 тыс. руб. в пользу богоугодных заведений Московского купеческого общества». Суммы денежных пожертвований П.М. Третьякова росли год от года, с особой тщательностью он заносил их в годовые отчеты (включая помощь друзьям, знакомым, соседям, детям служащих, «на церковь» и многое другое - всего не перечислишь), порой они перекрывали суммы, затраченные на покупку картин. Он не мог или не хотел отказывать просящему и часто выступал благотворителем в самых различных начинаниях. Среди его «нерегулярных» и разнообразных пожертвований хочется назвать лисицу, дар московскому зоологическому саду (осуществлен братьями Третьяковыми в 1866 г.), финансовую помощь в организации исследовательской экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Южных морях в 1876-1877 гг., пожертвование денег в 1880-е гг. на строительство храма Воскресения в Токио (Япония) и многое другое.

Союз Павла и Сергея Третьяковых с полным правом можно назвать идеальным, подобное происходит в истории крайне редко. Неслучайными стали слова из завещания мудрого Михаила Захаровича о необходимости держаться своего сословия, что означало в том числе держаться родственных связей. В этом виделась гарантия успеха любого дела. «Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяла подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут как создатели галереи имени Павла и Сергея Третьяковых», - писал историк московского купечества П.А. Бурышкин. Братья Третьяковы были безупречными деловыми партнерами, их связывало не только общее дело (в ОР ГТГ хранится около 200 писем Сергея к Павлу), близость интересов, они сумели сохранить уважение и доверие друг к другу до конца своих дней. Когда звучало имя одного из братьев, незримо присутствовал другой. Их жизнь прошла в постоянной взаимовыручке, обмене мнениями и общих занятиях, не только в предпринимательской деятельности. Оба любили музыку, с удовольствием посещали театры, концерты, слушали оперу. Братья Третьяковы много работали на благо отечества. Пройдя по жизни вместе, как говорится «рука об руку», каждый из них оставил свой след в истории русской художественной культуры и истории Москвы.

СМ. Третьяков активнее, нежели его старший брат, входил в общественно-политическую жизнь города, вращался в правительственных кругах, участвовал как гласный Московской Городской Думы во многих законопроектах, был московским городским головою (на этот период приходится организация Пушкинских торжеств в Москве в июне 1880 г.) и т.д. Он стал коллекционировать много позже своего брата - в начале 1870-х гг., в основном интересовался современной западной живописью, прежде всего французской, которая ценилась много дороже произведений русской школы. Коллекция Сергея Михайловича, не столь многочисленная, находилась в особняке на Пречистенском бульваре и была открыта только для знакомых и «по рекомендации». Сергей Третьяков создал, по выражению И.Э. Грабаря, «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую своеобразным местом паломничества для любителей западного искусства. Для себя СМ. Третьяков покупал картины как по собственному желанию, так и по совету брата. Многие произведения русской школы, купленные СМ. Третьяковым, еще при его жизни были выставлены в собрании П.М. Третьякова в его доме в Толмачах. Он помогал формировать коллекцию Павлу Михайловичу, по его заданию общался с художниками, искал картины, сообщал последние художественные новости.

Братья были ознакомлены с завещаниями друг друга. Вопрос о слиянии коллекций и передаче в дар городу Москве был решен задолго до непосредственной передачи. В течение жизни братья поддерживали друг друга. В 1892 г., после смерти брата П.М. Третьяков, отправившись в путешествие, пишет жене: «Прежде... я уезжая отрешался от всего московского... я знал, что бы ни случилось в моем отсутствии в делах, то брат сделает так, как бы я сам сделал...»" Спустя год, заказывая И.Е. Репину портрет Сергея Михайловича, он продолжает переживать внезапную смерть брата: «...он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому что я ее собирал, зато он оставил капитал для приобретения на проценты с него только русских художественных произведений. А человек он был гораздо лучше меня».

П.М. Третьяков, в отличие от СМ. Третьякова, сознательно посвятил себя созданию музея русского искусства. Вся его жизнь стала поистине служением высокой цели. На момент смерти его коллекция по каталогу 1898 г. насчитывала более 3300 произведений. Расширяющееся собрание требовало увеличения экспозиционных площадей: к жилому дому пристраивались залы, дом превращался в галерею, с 1874 г. она открыта для широкого круга знакомых, с 1881 г. - для посещения публики.

Ядро нынешнего собрания ГТГ составляет коллекция, собранная П.М. Третьяковым. Имя Павла Михайловича Третьякова прочно вошло в историю русской художественной культуры.

Список статей, очерков, книг, воспоминаний, посвященных собранию и жизни собирателя, внушителен и серьезен. Кажется, что все самое важное и существенное уже сказано, произнесено, опубликовано, написано. В то же время эпистолярное наследие П.М. Третьякова, воспоминания о нем и его времени свидетельствуют о том, что есть еще пространство для расширения нашего представления о собирателе, создавшем первую общедоступную галерею русского искусства, которая была подарена родному городу.

В литературе о собирателе, в неопубликованных документах скрывается множество примечательных деталей и подробностей, добавляющих к уже сложившемуся облику все новые оттенки и интонации, неявные при первом соприкосновении с огромным материалом, но проступающие все более отчетливо при длительном погружении в него. Жизнь этого необычного человека раскрывается не сразу. Она развивалась в трех планах: творческая биография - по-другому ее не назовешь - служение созданной галерее, путь предпринимателя и благотворителя в период становления промышленного капитализма в России и частная жизнь человека, любящего мужа и заботливого отца большого семейства. Своей жизнью П.М.Третьяков расширяет наши представления об эпохе, в которую он жил, действовал, принимал решения, общался, окрашивая ее свежими красками и новыми полутонами.

Еще при жизни собирателя буквально за несколько десятилетий частная коллекция Павла Третьякова превратилась в крупнейший музей отечественного искусства. Внезапная смерть младшего брата Сергея ускорила слияние коллекций братьев Третьяковых и переход галереи в собственность города (1892). Старший брат Павел стал попечителем Московской Городской художественной галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых, продолжая расширять собрание вплоть до последних дней своей жизни.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря 1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: "Берегите галерею и будте здоровы". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти П.М. Третьякова коллекция, переданная еще при жизни собирателя в дар городу, продолжала вызывать восхищение и благодарность современников, служить примером для дарителей и жертвователей. В первый Совет ТГ (1899-1913) входили близкие Третьякову люди - его дочь Александра Павловна Боткина и известные художники В.А. Серов и И.С. Остроухов. Последний был художником и коллекционером в одном лице. Они стремились сохранить память об основателе и, прежде всего, коллекцию в том виде, как ее оставил собиратель. Проведенная П.М. Третьяковым развеска картин оставалась в неприкосновенном виде. В то же время были предприняты работы по реконструкции помещения, в 1902-1904 гг. возведен фасад по проекту В.М. Васнецова, ставший впоследствии символом галереи, начат сбор материалов для биографии П.М. Третьякова и задуманного мемориального зала. Невзирая на последнюю приписку к завещанию, сделанную за полгода до кончины, о нежелательности пополнения галереи произведениями новейшего искусства, Совет ТГ все же принял решение о продолжении и расширении собрания, вновь приобретенные произведения размещались в особо отведенных для этого залах.

В период работы второго Совета ТГ (1913--1917), возглавленного И.Э. Грабарем, была проведена радикальная модернизация галереи, изменившая ее лицо. Экспозиция, устроенная П.М. Третьяковым, уже не удовлетворяла новым требованиям музейного дела. Грабарь провел ряд реформ, превративших, по его выражению, «собрание частновладельческого характера» в музей европейского типа. Он построил новую экспозицию в строгой историко-художественной последовательности, проведя полную инвентаризацию собрания и составив первый научный каталог. Грабарь оценил проявленный Третьяковым интерес к русской живописи XVIII- первой половины XIX веков, но в большей степени к иконам, которые последний собирал «не по сюжетам, а по их художественному значению». Коллекция древнерусского искусства поступила в галерею по завещанию после смерти собирателя: при жизни она хранилась в доме Павла Михайловича. В заслугу Третьякову Грабарь ставил «большую художественную зоркость», позволившую ему оказаться «далеко впереди своих современников».

После революции галерею ожидали более серьезные изменения. Декретом 1918 г. Московская Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых (с 1880-х гг. в обиходе называемая Третьяковской галереей) была переименована в Государственную Третьяковскую галерею. Надпись на знаменитом фасаде продолжала напоминать об именах ее основателях. Тогда же возникла ставшая сегодня привычной аббревиатура - ГТГ, рождающая воспоминания о послереволюционном времени.

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П.М.Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3.8 млн. руб .

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887). В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 годумеценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие» .

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И.Якоби, «Последняя весна» М.П.Клодта, «Бабушкины сны» В.М.Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будте здоровы». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Увековечение имени

В Липецке есть улица Третьякова

Дата рождения: 27 декабря 1832 года
Место рождения: город Москва
Дата смерти: 16 декабря 1898 года

Павел Третьяков - предприниматель. Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года или по старому стилю 15 декабря. Детство провел в имении родителей и получил образованиев домашних условиях. После достижения сознательного возраста, стал помогать отцу и вместе с ним открыл целлюлозную фабрику или как она в то время называлась бумагопрядильную. ПавелМихайлович занимал множество постов и был награжден различными наградами при жизни. Он являлся почетным потомственным гражданином, грамоту которого он получил в 1856 году.

Третьяков служил на государевой службе в должности коммерции советника, согласно табелю о рангах того времени. В 1897 году получил звание почетного гражданина Москвы и с 1868 по 1889 был членом отделения Совета торговли и мануфактурмосковском отделении. Занимаясь банковской деятельностью, которая его интересовала лишь отчасти в силу бизнеса его мануфактур, вошел в выборный совет биржевого общества.

Увлекаясь живописью и произведениями искусства, он входит в 1893 году в состав петербургской академии художеств и становится спустя год ее действующим членом. Так же он избирается в совет московского художественного общества и принимает активное участие в его деятельности в период с 1872 по 1894 года. Третьяков был выходцем из потомственной купеческой семьи. Еще его прадед Елисей Мартнынович переехал в Москву в 1774 года и был известным промышленником своего времени.

Его дед Захар Елисеевич стал купцом третьей гильдии и в 1892 году организовал в Москве производство по окрашиванию и обработке крахмалом тканей для изготовления парусов. Его отец Михаил Захарович, дело которого Павел Михайлович продолжал был купцом второй гильдии и занимался на тот момент в основном купеческой деятельностью по продажетканейи владел сетью лавок и салонов.

Крупным проектом отца стало приобретение общественных бань на Якиманке, и перестройка из с созданием торговых рядов. Так же он создал в них возможность для посещения людьмиразныхсословий, тогда как до него данное заведение предназначалось исключительно для представителей дворянства и мещанства Москвы.

Получив подобный бизнес от отца, он занялся в первую очередь развитие торговли и расширял географию закупок различных тканей, льна и сукна грубого производства. В последствии вместе с отцом он начал создавать отдельный торговый дом, который бы смог централизованно заниматься всей цепочкой от закупа, до реализации тканей через лавочников и собственные торговые ряды.

При этом его текстильный дом достиг максимального расцвета в том виде, в котором он был создан отцом. В 1860 году он совместно со своим братом организует одноименной торговый дом братьев Третьяковых, к которому в последствии примкнет их зять Коншин.

Зять в то время занимался примерно тем же купеческим ремеслом, но с большими торговыми связями в костромской области. Льняные ткани из Костромы отличались удивительным качеством и ярким рисунком. На фоне отсутствия их ассортимента в Москве, подобная кооперация принесла их семьям возможность развить общий бизнес в довольно больших масштабах.

Подобный успел в результате кооперации позволил Третьякову объединиться на равных с крупными предпринимателями и создать новый Московский купеческий банк в 1866 года. Павел Михайлович становится руководителем нового банка и одновременно с этим входит в Московскийторгово промышленный союз. В 1874 году, располагавшийся в здании Московского торгового банка ряд крупных фирм, были включены в состав его торгового дома.

На тот момент, состояние Третьякова оценивало в четыре миллиона четыреста тысяч царских рублей, он так же владет дорогой недвижимостью в Москве в виде пяти домов и обладал определенным объёмом ценных бумаг и государственных векселей.

В 1854 Третьяков начинает собирать коллекцию произведений искусства, основой которой становятся произведения живописи различных мастеров и эпох. Первые крупные пополнения его коллекции составляются и десяти полотен мастеров Голландии из цикла «на развалах» Сухаревойбашни. В то время, Третьяков ставить задачу создания национальной художественной галереи. Первые пополнения галереи составляются из работ своих современников и в 1870 годах начинается проведение передвижных выставок.

Работы, которые он приобретает в это время иногда составляют целые собрания и большие коллекции, которые приобретаются единовременно со всеми произведениями искусства.

В 1874 году он покупает туркестанскую серию работ Верещагине состоящую их тринадцати отдельных картин, ста тридцати трех рисунков и восьмидесяти одного этюда. В 1880 году его коллекция пополняется индийской серией их семидесяти восьми этюдов. Так же к этому времени различным путями в коллекцию Третьякова попадают порядка восьмидесяти этюдов Иванова.
Отправляясь в путешествие в 1885 году по городам Турции, палестины и Сирии он приобретает

Сто два этюда художника Поленова, которые он написал в те местах. Коллекция в 1886 году пополняется собранием эскизов Васнецова, который он пишет в процессе работы над росписью Владимирского собора. В процессе обирания галереи, Третьяков старался показать процесс развития живописи и наполнить коллекцию различными работами эпох, которые бы показывали особенности работ авторов в динамике их роста и развития основных школ живописи. Работы Репина, Серова, Левитана, Крамского и многих других художников были собраны в больших количествах за эти годы.
Большую часть работ коллекции составляли работу художников восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. Так же он собирал редкие картины древнерусской живописи и по возможности находил и приобретал редкие экземпляры и письменности.

Одной их масштабных идей было создание «Русского пантеона», в который должны были войти портреты, написанные при жизни различных великих деятелей и личностей России. Для этих целей третьяков заказывает и портреты своих современников. Обратившись с подобным заказом к мастерам Неверову, Перову, Крамскому, Репину, Третьяков обладателем большой коллекции портретов и некоторые портреты знаменитых личностей дошли до нас исключительно благодаря его стремлению.

В 1890 Третьяков начинает вести собрание икон, и приобретает в свою коллекцию различные иконы находящиеся у частных собственников со всей России. В то же время создается коллекция работ древних мастеров, начиная с работ четыреста семьдесят первого года.

В общей сложности Третьякову удается собрать порядка шестидесяти двух икон, некоторые из которых уникальны. Все иконы из коллекции находятся в его кабинетах и не выставляются в экспозициях. Помимо предметов живописи, коллекцияТретьякова при его жизни насчитывала девять скульптур.
Увеличивающаяся коллекция потребовала перестройки здания дома братьев Третьяковых, которое расположено в Лаврушинском переулка и начиная с 1870 года в течении десяти лет под руководством архитектора Каминского здание несколько раз перестраивается.

После ремонта и модернизации здание превращается в галерею и в нем становится возможным проводить публичные выставки и в нем размещаются все существующие коллекции Третьякова. В существующем виде в традициянео русской классики здание перестраивается уже после смерти самого Третьякова в 1900 года в течении пяти лет по эскизам работ Васнецова.

Закончившийся ремонт под руководством Каминского ознаменовывается открытием публичных посещений галереи, которое происходит в 1881 году. В течении четырех лет экспозицию смогло посетить более тридцати тысяч человек.

В 1892 году открывается две новые экспозиции после того, как третьяков унаследует от своего брата западноевропейскую коллекцию живописи. Музей Третьякова входит в число самых крупных собраний произведенияискусства и стоит в одном ряду с остальными музеями России того времени, при этом в августе 1892 года третьяков передает в дар городу весь особняк со всеми произведениями искусства в нем находящимися.

Галерея посещается порядком ста пятидесяти тысяч человек ежегодно и остается открытой широкой публике на протяжении всего последующего времени, при этом Третьяков продолжает пополнять коллекции музея.

Начиная с 1893 года Третьяков начинает создавать каталогпроизведенийискусства, который в 1896 году публикуется и становится известным под его именем. Каталог в последствии дополняется и расширяется, и становится серьёзным документом и справочным материалом для специалистов.

Достижения Павла Третьякова:

Создал одно из крупнейших собраний произведений живописи отечественных мастеров
Создал мануфактуры и торговые дома, которые поставляли текстиль для большинствапотребителейМосквы того времени
Организовал собственный банк для мануфактур и возглавил его

Знаменательные даты в жизни Павла Третьякова:

27 декабря1832 годародился в Москве
1850-е унаследует дело отца
1854 начинает собирать коллекцию живописи
1881 открывается для свободного посещения его собрание картин, открытие галереи Третьякова
Август 1892 года дарит здание галереи и все произведения искусства Москве

Интересное из жизни Павла Третьякова:

В донской губернии Третьяковым было отстроено училище для глухонемых, что по тем временам было большой редкость.
Третьяков был большим меценатом и на его средства содержались художественные школы и училища живописи и зодчества.
Могила Третьякова находящаяся на Новодевичьем кладбище на самом деле изначально находилась на Даниловском и в последствии была перенесена.

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Имя: Павел Третьяков (Pavel Tretiyakov)

Возраст: 65 лет

Деятельность: предприниматель, меценат, коллекционер живописи

Семейное положение: был женат

Павел Третьяков: биография

Галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остается одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников.


При этом не все знают, что в жизни меценат был очень застенчивым и скромным человеком. Будучи одним из богатейших купцов своего времени, потратившим на коллекцию живописи больше 1,5 млн руб., он ходил в простом сюртуке и драповом пальто, экономил на домашних расходах и из излишеств признавал лишь сигары, да и то по штуке в день.

Детство и юность

Павел Михайлович Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве. Они с братом Сергеем были наследниками отцовского дела – Михаил Захарович владел бумагопрядильными фабриками и завещал сыновьям хранить и развивать семейные предприятия.


По традиции Павел получил домашнее образование и с юных лет привлекался к делу: исполнял черную работу в лавках, зазывал покупателей, ведал закупками. В 15 лет он уже вел бухгалтерские книги, а в 20 стал полноценным руководителем предприятий.

Карьера

Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.


Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.

После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.


Третьяковым сопутствовала удача, но было бы несправедливым говорить, что им просто везло: оба слыли честными, работоспособными и энергичными людьми, не жалеющими себя ради любимого дела. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.

«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.

Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.

Коллекция и меценатство

Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.


При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.

Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.


Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.

Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время неважно разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства.

Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к , Перову, ), приобретал готовые коллекции и серии картин.

В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.


Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, описан эпизод передачи галереи в дар Москве. , посетив дом промышленника в Лаврушинском переулке, попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.


Несмотря на щедрость, Павел Михайлович никогда не был расточителем. Его страсть к искусству не мешала ему подолгу торговаться, выискивать возможность купить подешевле и просить скидку, что, однако, было продиктовано не жадностью, а простым расчетом – чем выгоднее покупка, тем масштабнее в итоге станет коллекция, ведь сэкономленные деньги можно потратить еще на один шедевр.

На себе и семье он и вовсе предпочитал жестко экономить. Все траты, вплоть до милостыни, меценат аккуратно записывал, и по сохранившимся записям сегодня можно судить о грандиозных масштабах его благотворительной деятельности.

Личная жизнь

Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимандритом. Лишь в 33 года он вступил в брак с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника.


Невеста не блистала красотой, зато разделяла увлечение искусством, правда, предпочитая музыку, а не живопись. Это был союз по любви, а не по расчету, и их совместная жизнь в итоге оказалась мирной и счастливой. До конца дней Павел Михайлович и Вера Николаевна были неразлучны – ходили на концерты, занимались хозяйством и слали друг другу из поездок нежные письма.

Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки: Ваня скончался в 8 лет от скарлатины, а Миша родился больным и вскоре умер.


В 1892-м Третьяков похоронил любимого брата Сергея. Тот тоже был коллекционером, хоть и не таким страстным, и они заранее распорядились о слиянии коллекций и передаче их городу. Его уход был внезапным, и Павел Михайлович сильно переживал потерю.

«Человек он был гораздо лучше меня», – вздыхал он.

Смерть

К концу жизни Третьяков обзавелся титулом советника коммерции, членом Совета торговли и мануфактур и Петербургской академии художеств. В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти.


Павел Михайлович заранее подготовил завещание, в котором оставил крупные суммы детскому интернату, дому с бесплатными квартирами для вдов художников, Московской консерватории, богадельням, распорядился о стипендиях и пенсиях для рабочих своей фабрики. Не обошел он и домочадцев и не забыл упомянуть каждого слугу в доме.

4 декабря 1898 года известный меценат скончался, завещав детям здравствовать и беречь галерею. Его супруга Вера ушла вслед за ним – после его смерти она прожила всего 3 месяца, ее могила была рядом с мужем. Похоронили Павла Михайловича на Даниловском кладбище рядом с братом, а в 1948 году прах обоих Третьяковых перенесли на Новодевичье.

Память

  • В Москве перед зданием галереи установлен памятник Третьякову.
  • Имя Павла Михайловича носит улица в Липецке.
  • На острове Новая земля есть ледник имени мецената.
  • Анна Федорец написала книгу «Павел Третьяков», описав его многогранную личность с помощью огромного количества сохранившихся документальных свидетельств.

Новое на сайте

>

Самое популярное