Домой Слюнные железы Сочинение на тему Роль пейзажа в повести Н. М

Сочинение на тему Роль пейзажа в повести Н. М

В конце 18 века большой интерес в русской литературе вызвали произведения Н. М. Карамзина. Его герои впервые заговорили на простом языке, а на первом плане оказались их мысли и чувства. Новым стало то, что автор открыто выражал свое отношение к происходящему и давал ему оценку. Особой была и роль пейзажа. В повести «Бедная Лиза» он помогает передать ощущения героев, понять мотивы их поступков.

Начало произведения

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками - такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с начинается знакомство с главной героиней.

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию. Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой - живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного - трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул. Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Падение Лизы

Но наступает момент, когда на смену чистым, непорочным отношениям приходит физическая близость. Как страшный грех воспринимает все произошедшее воспитанная на христианских заповедях бедная Лиза. Карамзин вновь подчеркивает ее смятение и страх изменениями, происходящими в природе. После произошедшего над головами героев разверзлось небо, и началась гроза. Черные облака закрыли небо, из них полился дождь, словно сама природа оплакивала «преступление» девушки.

Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека. Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи героев.

Финальные сцены повести

Любовь Лизы и Эраста продлилась недолго. Разорившийся и остро нуждавшийся в деньгах дворянин вскоре женился на богатой вдове, что стало для девушки самым страшным ударом. Она не смогла пережить измену и покончила с собой. Героиня обрела покой на том самом месте, где проходили самые страстные свидания - под дубом у пруда. И рядом с Симоновым монастырем, появляющимся в начале повествования. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» в данном случае сводится к приданию произведению композиционной и логической завершенности.

Заканчивается повесть рассказом о судьбе Эраста, так и не ставшего счастливым и часто навещавшего могилу бывшей возлюбленной.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием - это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

/ / / Роль пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза»

В трагичной, но в то же время и прекрасной повести Карамзина «Бедная Лиза», пейзажу отводится очень значительная роль. Его «многогранность» показана на протяжении всего произведения. В зависимости от сюжета, меняется картина самого происходящего вокруг. Тихую и безмятежную погоду, может сменить порывы ветра, раскаты грома. Они и становятся предвестником надвигающейся беды и в без того сложной судьбе главной героини. Такое дополнение является знаковым и подтверждает тонкую духовную связь Лизы с окружающим миром.

Девушка из простой и бедной семьи влюбляется в состоятельного мужчину - Эраста. В моменты их первых свиданий и зарождения чувств, вся природа как бы в унисон тоже расцветает. Автор в подробностях доносит до читателя через описания пейзажа, душевное состояние и ценности героев.

Изначально и Эраст и живут в разных «мирах». Эраст в городе, где все давно «покупается и продается», Лиза – в гармонии с окружающей реальностью, добродетельностью и скромностью. Автор не зря добавляет описания храмов и соборов в повесть. Они символизируют крепкую веру девушки и всего русского народа в высшую силу, в справедливость, в любовь…

Каждое из свиданий молодых людей сопровождается удивительными пейзажами, которые олицетворяли красоту и невинные помыслы героев. Автор подбирает им места, соответствующие их душевному состоянию. Однако когда между Эрастом и Лизой случается близость, природа на это реагирует совершенно иначе. Погода портится и начинается гроза. Что же это может означать? Возможно то, что герои зашли за тонкую грань дозволенного. Может быть, им было предначертано испытывать до конца жизни друг к другу лишь «братские» чувства.

Для каждого из них была своя судьба и возможно долгая и счастливая жизнь. Ведь и Эраст, и Лиза непременно ее заслуживали. Та обстановка которая окружала молодых людей, очень повлияла на их восприятие и восприятие той или иной ситуации.

Бесхитростная и добропорядочная Лиза воспитывалась в скромности. Ее окружали бескрайние русские просторы, церкви, и безмятежная природа. Это и заложило основу в ее естественность характера, широту души и искренность отношений ко всему живому. Автор хотел показать ее читателю, как непорочного ангела - некий идеал чистоты.

Же, был всю жизнь окружен роскошью и богатством. Позолоченные купола, дамы в роскошных платьях и светские рауты - все это, несомненно, вошло в норму и в уклад жизни. Мужчина привык все мерить деньгами, дорогими подарками и «нужными знакомствами». Это все подмечает автор неспроста. Он дает читателю информацию к размышлению и не хочет, чтобы ни к одному из героев шло осуждение. И Эраст, и Лиза заслуживали этой любви. Не один из них не предполагал, что может все так трагично закончится. Даже знаки, посылаемые свыше, не смогли повлиять на судьбу героев. Они оба остались несчастными из-за горькой потери самого светлого чувства на свете.

Хорошо вписанный пейзаж на протяжении всей повести, делал целостной картину жизни обоих героев. В итоге, он стал невольным свидетелем и счастья и трагедии молодых людей.

Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
1. Природа и человеческие чувства. 2. «Ужасная громада домов». 3. Чувственная основа городского образа.

Естественная природа и город входят в сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза». Можно сказать, что эти два образа противопоставляются уже тем, что автор использует разные эпитеты в их описании. Естественная природа наполнена красотой, натуральностью, жизненностью: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада». Совсем другие краски мы встречаем при представлении города: «...видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей».

В самых первых строках произведения Карамзин дает возможность соединиться этим двум образам. Они не сливаются в гармоничном единстве, но вполне естественно соседствуют. «...Великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»

В произведение присутствует естественное начало, которое целиком прослеживается в описании природы. Она словно оживает под пером автора и наполняется каким-то особым одухотворением.

Иногда природа появляется в переломные жизненные моменты героев повести. Например, когда надлежало погибнуть Лизиной непорочности, «...блеснула молния и грянул гром». Иногда природа оказывается неразрывно связала с человеком. Особенно это проявляется в образе Лизы. Девушка грустила, что Эраста нет рядом в одно прекрасное утро. И «слезы» появляются не у девушки, а у травы. «Лиза... села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».

Очень верно замечает исследователь О. Б. Лебедева, что именно тема Лизы в повести связана с жизнью прекрасной естественной природы. Она повсюду сопровождает главную героиню. И в мгновения радости, и в моменты печали. Также природа по отношению к образу главной героини играет роль предсказательницы. Но девушка по-разному реагирует на природные предзнаменования. «...Восходящее светило дня пробудило все творения, рощи, кусточки ожили». Природа, словно по мановению волшебной палочки, просыпается и оживает. Лиза видит все это великолепие, но не радуется, хотя оно предвещает встречу с возлюбленным. В другом эпизоде мрак вечера не только питал желания, но предвещал и трагедийную судьбу девушки. И тогда «никакой луч не мог осветить заблуждения».

Близость именно образа главной героини к природе подчеркивается и в ее портретном описании. Когда Эраст посетил дом матери Лизы, в ее глазах блеснула радость, «щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер». Иногда кажется, что Лиза будто соткана из природных нитей. Они, переплетаясь в этом образе, создают свой особый, неповторимый узор, который нравится не только повествователю, но и нам, читателям. Но нити эти не только прекрасные, но и очень хрупкие. Чтобы разрушить это великолепие достаточно только до него дотронуться. И оно растает в воздухе как утренний туман, оставаясь на траве лишь капельками слез. Возможно, что именно поэтому в водной стихии, «скончала жизнь свою прекрасная душой и телом Лиза».

А разбить этот прекрасный сосуд смог только Эраст, который был влюблен в девушку. С его образом О. Б. Лебедева связывает «ужасную громаду домов», «алчную Москву», сияющую «златом куполов». Как и природа, город сначала входит в повествование с помощью образа автора, который, несмотря на «ужасные» эпитеты, все-таки любуется им и его окрестностями. И, как говорилось выше, город и природа, хоть и контрастируют, но не «враждуют» между собой. Это прослеживается в образе Эраста, городского жителя. «...Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и природным сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». В последних словах звучит явное противопоставление природного и городского как в описании об­лика главных героев, так и в описании обстановки. Естественная природа дает силу, доброту, искренность. А город, наоборот, забирает эти природные качества, оставляя взамен слабость, легкомысленность, ветреность.

Мир города живет по своим законам, в основу которых положены товарно-денежные отношения. Нельзя, конечно, отрицать, что в этом жизненном пространстве они играют порой решающую роль. Однако именно они губят юную и природную душу Лизы. Она не смогла понять, как в десять империалов можно оценить безграничное одухотворенное естественное чувство - любовь. Деньги играют решающую роль и для самого Эраста. Легкомысленность и ветреность, воспитанные городом, ведут по жизни молодого человека. Ведь он и на войне вместо борьбы с неприятелем ведет игру в карты с приятелями, в результате чего проигрывает «почти все свое имение». Мир города строит любовные отношения только на «выгодных» условиях для обеих сторон, как это получается у Эраста. Влюбленная вдова заполучила своего возлюбленного, «нищий» Эраст - содержание и деньги на расходы.

Городская тематика встречается в произведении не только в образе главного героя. Вместе с ней входит и другое содержание. Автор в начале повести говорит о том, что ему приятнее место, «на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря». Монастырская атмосфера навевает воспоминания об истории нашего отечества. Именно стены монастыря и города, являются надежными хранителями памяти о прошедших былых временах. И город таким образом под пером автора оживает, одухотворяется. «...Несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях». Оказывается и в городском образе есть чувственная составляющая, что характерна для природных образов.

Городской мир живет по своим законам и только так он может жить и развиваться дальше. Эту обстановку не осуждает автор повести, но он показывает губительное воздействие ее на обыкновенного человека и уничтожающее на природного. И в то же время именно городские стены оказываются способными сохранить на многие века память прошедших столетий. Вот таким многогранным становится мир города в повести «Бедная Лиза». Природный же мир более красочен, но менее разнообразен. Он вмещает в себя все самое прекрасное и одухотворенное на земле. Он словно кладезь, который хранит драгоценные сокровища. Все, что соприкасается с этим миром, оживает, а не каменеет.

    Лиза (бедная Лиза) - главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить...

    Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви...

  1. Новое!

    Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного на­правления - сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого - начале девят­надцатого века. Оно получило свое...

  2. В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной...

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 - 1826)
писатель, историк.
Родился 1 декабря (12 декабря по новому
стилю.) в селе Михайловка Симбирской
губернии в семье помещика. Получил
хорошее домашнее образование.
В 1789 в журнале "Детское чтение... "
появилась первая оригинальная повесть
Карамзина "Евгений и Юлия".
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского
сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской
литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского,
Батюшкова, юного Пушкина.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - жанр в европейской литературе второй половины
18 века, сформировавшийся в рамках позднего Просвещения и отразивший
рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе;
позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров
"слезной комедии" и мещанской драмы.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не
разум, что отличало его от классицизма.
Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако
условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а
высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.
Герой просветительской литературы в сентиментализме более
индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью
сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но
воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.

ПОВЕСТЬ "БЕДНАЯ ЛИЗА" - КАК ПРИМЕР
ЛИТЕРАТУРЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
В "Бедной Лизе" автор откровенно заявляет, что он
"любит те предметы, которые трогают сердце и
заставляют проливать слезы тяжкой скорби".
В "Бедной Лизе" нет и характеров, но много чувства,
а главное - она всем тоном рассказа трогала душу и
приводила читателей в то настроение, в каком им
представлялся автор.
Именно с "Бедной Лизы" русская литература
принимает филантропическое направление.
Подражатели довели слезливый тон Карамзина
до крайности, которой он вовсе не сочувствовал

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ "БЕДНАЯ ЛИЗА"
Рисуя пейзаж Москвы издалека, автор показывает, как она
величественна, как блестят золотые купола церквей и возносятся
вверх бесчисленные кресты.
Но Москва в представлении повествователя -
«алчная», «ужасная громада домов и церквей»

Карамзин с большим удовольствием описывает сельские окрестности,
спокойные и свободные. «Цветущие луга», «светлая река», «обширные,
хлебом покрытые поля» - от этого пейзажа веет миром, покоем и
красотой. Повествователь говорит, что он встречает в тех местах весну
и туда же приходит «в мрачные дни осени горевать вместе с
природою».

Природа - «натура» - играет
важную роль в сентиментальных
повестях Н.М. Карамзина. Она
помогает передать
эмоциональное состояние героя,
автора, рассказчика, усиливает
его чувства. В начале повести
«Бедная Лиза» природа помогает
автору раскрыть внутренний мир
повествователя, человека доброго,
чувствительного, внимательного
к чувствам других людей.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ
«Страшно воют ветры в
стенах опустевшего
монастыря, между гробов,
заросших высокою травою, и в
темных переходах келий».
Особенное волнение доставляют
рассказчику стены Симонова монастыря.
От «глухого стона времен» «содрогается и
трепещет» сердце, заставляя вспоминать
славное историческое прошлое Отечества.

ВИД СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ
Симонов монастырь. Литография Л.П. Бишбуа. 1840-е годы (изображена
колокольня).

ИСТОРИЯ СИМОНОВА
МОНАСТЫРЯ
В церкви Рождества
Богородицы Симонова
монастыря в XVIII веке были
обнаружены захоронения
героев Куликовской битвы -
Александра Пересвета и
Андрея (Родиона) Ослябы,
сохранившиеся и поныне.
Си́монов (Успе́нский) монасты́рь - мужской монастырь,
основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы
учеником и племянником святого преподобного Сергия Радонежского
- преподобным Федором, уроженцем города Радонежа на землях,
которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское
имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря).

ПЕЙЗАЖ КАК МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Начало романа Лизы и Эраста -
весна, луга, покрытые цветущими
ландышами, с которыми Лиза
приходит в Москву. Лиза мечтает о
любви, любуясь природой и сожалея,
что Эраст не рожден простым
крестьянином и не может, подобно
молодому пастушку, гнать стадо по
зеленому лугу.

Картина сельской природы здесь подчеркивает чистоту и наивность
крестьянской девушки. Свидания героев происходят в дубраве при свете
«тихой луны». Пейзаж, рисующий «глубокий чистый пруд» «под тенью
столетних дубов» и серебристые лунные лучи, также подчеркивает
романтическую возвышенность их любви.

А когда отношения Лизы и Эраста теряют
прежнюю невинность, «блеснула молния и
грянул гром», «грозно шумела буря, дождь
лился из черных облаков» - и Лиза
чувствует себя преступницей.
Печальные и скорбные воспоминания
навеяны повествователю пейзажем.
Развалившаяся хижина заставляет его
вспомнить о Лизе, о ее горестной
судьбе.
Автор использует пейзаж для выражения
эмоционального состояния своих героев,
повествователя, для создания определенного
эмоционального настроения, которое должны
почувствовать читатели.

И наконец, когда обманутая девушка бросается в тот самый пруд, ее
хоронят, как самоубийцу, под тем же дубом, но теперь он кажется
повествователю «мрачным», а в опустевшей хижине «воет ветер».
Лизин пруд у Симонова монастыря
стал известным после того, как в
1792 году Н.М. Карамзин написал
повесть «Бедная Лиза» .
Назывался этот пруд Святым,
или Сергиевым, потому что, по
монастырскому преданию, его
выкопал сам Сергий
Радонежский

Ответьте на вопросы:
Какой мы видим главную героиню в
родительской семье?
Чему смогли научить ее отец и мать?
Что читатель узнает об Эрасте до
встречи с Лизой?
Как понимать слова героя « Натура
призывает меня в свои объятья» ?
В каких словах автора звучит оценка
поступка героя?
Осуждает ли он Эраста?
Как понимать финальную фразу
повести?

Основная идея - мирная
идиллическая жизнь человека
на лоне природы.
«Резко противопоставляется
деревня (средоточие
естественной жизни,
нравственной чистоты) городу
(символу зла, неестественной
жизни, суеты).
Пейзаж является основным
местом действия повести. Он
оттеняет чувства и переживания
героев, раскрывает авторскую
позицию.

Новое на сайте

>

Самое популярное