Домой Слюнные железы Биография мендельсона. Творчество и биография Мендельсона

Биография мендельсона. Творчество и биография Мендельсона

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»

Творческий путь Мендельсона и биография выдающегося композитора, автора «Свадебного марша», пианиста, вокалиста, преподавателя и дирижера.

Феликс Мендельсон краткая биография

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в семье банкира. Его родители отказались от иудаизма и крестили своих детей в 1816 году в лютеранской церкви. В 1811 году семья переехала в Берлин, так как они хотели дать своим отпрыскам наилучшее образование. Когда Феликсу Мендельсону исполнилось 6 лет, он стал заниматься на фортепиано с матерью, а через год с Мари Биго. В 9 лет мальчик уже брал участие в берлинском камерном концерте. В юношеские годы композитор часто встречался с философом Гете и немало его стихотворений положил на музыку.

С 1819 года он стал сочинять музыкальные произведения без остановки. В этом же году его приняли в Берлинскую Хоровую академию. В 1822 году свет увидело первое издание работ. В тот момент гению было 13 лет. В 15-летнем возрасте им была написана первая симфония для — оркестра До минор. Через год вышла работа, показавшая его полную силу гения — Октет Ми-бемоль мажор, ставшая самым ранним известным произведением автора.

В 1824 году Феликс стал заниматься у пианиста-виртуоза и композитора Игнаца Мошелеса, с которым они стали друзьями на всю жизнь. Кроме музыки, он изучал литературу, изобразительное искусство, философию и языки. Композитор обучался в Университете Берлина, изучая лекции по истории Эдуарда Ганса, по эстетике Георга Гегеля, по географии Карла Риттера.

Еще в Хоровой академии Феликс освоил профессию дирижера и при поддержке Зельтера, директора академии, и друга Эдуарда Девринта осуществил постановку «Страстей по Матфею» (Иоганн Бах) в 1829 году. По сути, Мендельсон способствовал возрождению в Германии музыки Баха, которое распространилось на всю Европу.

В 1829 году Феликс Мендельсон посещает Великобританию. Здесь он проводит концерт Филармонического общества. После Великобритании посещает Шотландию, где, вдохновившись природой и людьми, делает наброски новых работ.

Когда композитор Феликс Мендельсон возвратился в Германию, то получил должность преподавателя в Берлинском университете. Но он отказался от заманчивого предложения. Автор гениальных произведений много лет путешествовал по Европе, где издал первую свою книгу «Песни без слов» в 1832 году.

В 1833 году его взяли на должность дирижера Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе. Спустя 2 года Феликс Мендельсон начал дирижерскую деятельность в Лейпциге. Он поставил себе за цель сделать этот город европейским музыкальным центром мирового масштаба.

В 1836 году ему вручили почетную степень доктора Лейпцигского университета. Произведения Феликса Мендельсона настолько впечатлили короля Пруссии, что он не раз пытался заманить композитора в Берлин. Наконец ему это удалось и Мендельсона назначили музыкальным директором Академии Искусств. На этой должности он работал до 1845 года, при этом не оставляя работу в Лейпциге. Время от времени Феликс посещал Англию и Бирмингем, где лично познакомился с королевой Викторией и ее семьей.

Феликс Мендельсон в 1843 году основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки. В Германии это было первое учебное заведения подобного рода. Спустя год композитор провел в Лондоне 5 филармонических концертов.

Здоровье композитора постепенно стало ухудшаться. Особенно его потрясла смерть сестры Фанни. С целью оздоровиться он решил отправиться в Швейцарию, но это не помогло. Вернувшись обратно в Лейпциг, в возрасте 38 лет Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года.

Феликс Мендельсон музыкальные произведения — Октет Ми-бемоль мажор, Сон в летнюю ночь, Свадебный марш, Фингалова пещера, Гебридов, Шотландская симфония, Концерт для скрипки с оркестром, квартет Фа минор.

  • Отцом Мендельсона был Авраам, сын еврейского философа Моисея Мендельсона и Леи Соломон. Ему добавили фамилию Бартольди, чтобы полностью разорвать религиозные традиции Моисея. Композитор подписывался Мендельсон-Бартольди в знак послушания отца, однако часто использовал только первую часть фамилии.
  • Феликс Мендельсон 28 марта 1837 года женился на дочери протестантского священнослужителя Сесиль Жанрено. У пары было 5 детей.
  • «Свадебный марш» Мендельсона стал популярным только после его смерти. Он прозвучал в 1858 году на бракосочетании английской принцессы Виктории Адельгейды и будущего прусского короля Фридриха III.
  • Враг Феликса Мендельсона, композитор

Феликс Мендельсон - немецкий композитор, написавший знаменитый «Свадебный марш». Он же - талантливый пианист, педагог, дирижер и просветитель. Его творчество и деятельность способствовали развитию музыкальной жизни не только в Германии, где он жил, но и во всем мире. Он помогал появлению новых дарований и их профессиональному росту.

Семья

Знаменитый композитор Мендельсон родился третьего февраля 1809 г. в Гамбурге. Происходил из еврейской семьи со старинными культурными традициями. Дед Мендельсона был известным философом, немецким просветителем. Отец Феликса являлся главой и был очень тонким ценителем искусства.

У Мендельсона была сестра Фанни, которую он горячо любил. Отец его умер в 1835 году, и Феликс очень тяжело пережил этот первый удар судьбы.

Феликс Мендельсон. Биография: детство

Мать Феликса еще в раннем детстве сына обратила внимание на его удивительные способности к музыке. Она стала его первой учительницей. Когда ее знаний Феликсу перестало хватать, она отвела его учиться дальше к Людвигу Бергеру, знаменитому композитору и пианисту.

Биография Мендельсона содержит сведения, что уже в 7 лет он делал огромные успехи, а в 10 очаровал присутствующих своей игрой на частном концерте. Одновременно он учился игре на альте, который потом стала одним из его любимых инструментов.

Образование Мендельсона

Мендельсону дали прекрасное образование. Он изучал живопись, математику, литературу, знал много языков. Много путешествовал. В 11 лет Мендельсон поступил учиться в Певческую Берлинскую Академию. Ее руководителем был Карл Фридрих, который и обучал Феликса.

Начало творческого пути Мендельсона

Музыкальный талант Феликса развивался стремительно. Уже в 1822 году про творчество Мендельсона начали говорить как про новое музыкальное чудо. В 1824 году Мендельсон написал «Первую симфонию» и еще несколько Через год к этому списку добавился «Струнный октет». Мировую славу Мендельсону принесла его увертюра к «Сну в летнюю ночь». Это произведение включило в себя и первоначальные наброски знаменитого «Свадебного марша».

Дирижером Мендельсон стал тоже очень рано. Уже в 20 лет под его управлением оркестр исполнил произведение Баха «Страсти по Матвею». Певческая академия была настолько очарована им, что впредь стала включать его произведения в свой репертуар ежегодно.

Карьера

В 1833 году биография Мендельсона пополняется его активной творческой деятельностью. Он стал музыкальным директором в Дюссельдорфе. Основой его дирижерского репертуара стали оратории Генделя. Проработал он всего два года. Затем уехал в Лейпциг. Там он стал руководителем Гевандхауза.

В 1843 году основал Лейпцигскую консерваторию, заодно став ее руководителем. Сейчас ее переименовали в Музыкальную академию им. Мендельсона. Феликс также создал и музыкальную школу в Лейпциге, которая отличалась от остальных ориентацией на классику.

Творчество Феликса Мендельсона

В 1829-1833 годах Мендельсон путешествовал по Европе. Он посетил многие страны и города. Впечатления от увиденного давали ему новые музыкальные образы, которые он претворял в жизнь.

Самые значительные произведения Мендельсона лейпцигского периода: «Рюи Блаз», «Шотландская симфония», Скрипичный концерт ми-минор, 2 фортепьянных трио. К «Сну в летнюю ночь» он написал музыку, основанную на его первой увертюре, созданной под это произведение. Заказ поступил от самого короля Пруссии.

Мендельсон участвовал в организации Бирмингемских и Нижнерейнских музыкальных фестивалей. Его очень любили в Англии, и он 10 раз выезжал туда. Дирижировал оркестром в Лондоне и Бирмингеме, исполняя ораторию «Илия».

Мендельсон-романтик

Мендельсон увлекался классицизмом и идеалами XVIII века больше, чем другие композиторы. Его музыка отличается уравновешенностью и стройностью, сдержанностью и изяществом. К середине 1820 гг. он выработал свой стиль, черпая вдохновение в литературе, окружающей природе, искусстве и истории.

Именно это сделало его романтиком в большей мере, чем других. Среди его романсов и светских хоров есть истинные жемчужины. Например, романс «На крыльях песни», написанный на слова Гейне.

Мендельсон-инструменталист

В качестве композитора-инструменталиста его творческий путь начался с симфоний для струнного оркестра, стилизованных под венский классицизм. Среди этих произведений выделяются «Шотландская» и «Итальянская». Первая симфония более масштабная и богата контрастами.

Мастерство Мендельсона ярко выражено в простом и одновременно изысканном произведении «Песня без слов». Это серия фортепьянных пьес. Они похожи на лирический дневник Феликса.

Личная жизнь Мендельсона

Еще в молодости Мендельсон встретил девушку по имени Сесиль Жанрено. Она была из богатой семьи гугенотов. Вскоре они обручились. Сесиль была очень красивой девушкой с хорошими манерами и спокойным характером. Их брак оказался счастливым и крепким. Сесиль родила Феликсу пятерых детей. Это вдохновило Мендельсона еще на целую серию новых произведений.

Марш Мендельсона: история создания и популярности

Создание «Свадебного марша» Мендельсона было не обычным написанием очередного произведения. У него есть отдельная история. Начало она берет с увертюры для «Сна в летнюю ночь». Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона? После увертюры была написана музыка для постановки пьесы Шекспира. Именно тогда, в 1843 году «Свадебный марш» прозвучал впервые. Но популярность он приобретал постепенно. В пьесе широкую известность не получил.

Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона на свадьбе? Первой выбрала это произведение для музыкального сопровождения своего бракосочетания пара из города Тивертона, Том Дэниэл и Дороти Кэрри. Свадьба состоялась в 1847 году. Но марш и после этого не приобрел широкую популярность. Только через 50 лет после бракосочетания Тома и Дороти он стал, наконец, знаменитым произведением Мендельсона, которое остается таким и по сегодняшний день.

Биография Мендельсона содержит отдельную историю роста его популярности благодаря «Свадебному маршу». Эту известность принесло ему бракосочетание королевских особ. В Лондоне должна была состояться свадьба принцессы Британии Виктории Аделаиды с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом. Для венчания необходимо было подобрать подобающую торжественному моменту музыку.

Виктория Аделаида была ее тонким ценителем. И выбирать музыкальное сопровождение для венчания не позволила никому. Она занялась этим вопросом лично. Прослушав многие произведения разных композиторов, принцесса остановилась на опере Вагнера «Лоэнгрин» и «Свадебном марше» Мендельсона.

Первое Виктория Аделаида выбрала для момента, когда ее будут вести к алтарю. А «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал после свершения бракосочетания, во время выхода из церкви. Венчание состоялось двадцать пятого января 1858 г. Именно с этого дня «Свадебный марш» запомнился всем и навсегда вошел в моду как обязательная свадебная музыка при бракосочетании.

Последний год жизни

Биография Мендельсона заканчивается последним годом его жизни. В 1847 году здоровье Мендельсона сильно ухудшилось. В тот момент он находился в Лондоне. Его врач посоветовал Феликсу прекратить исполнительскую деятельность. В это же время умерла его горячо любимая сестра Фанни, которая была старше его всего на 4 года. Ее памяти он посвятил пронзительно-трагическое произведение - струнный квартет f-moll.

Смерть сестры стала для него сильным ударом. И оправиться он от него не смог. Сестра для него значила настолько много, что с ее уходом у него кончились жизненные силы. Целых пять месяцев после ее кончины он пытался бороться с нарастающим отчаянием и утомляемостью, но безуспешно.

Несколько дней перед смертью он находился в полубессознательном состоянии. На все вопросы мог отвечать только «нет» или «да». Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге четвертого ноября 1847 г. от инсульта. На тот момент ему было всего 38 лет.

Имя: Феликс Мендельсон (Felix Mendelssohn)

Возраст: 38 лет

Место рождения: Гамбург, Германия

Место смерти: Лейпциг, Германия

Семейное положение: был женат

Феликс Мендельсон - биография

Человек, который хоть раз присутствовал на своей или чужой свадьбе, наверняка слышал знаменитый марш для брачующихся, написанный композитором Мендельсоном. Феликс Мендельсон был виртуозным исполнителем, мастерски дирижировал и помогал развитию молодым талантам.

Детство, семья

В городе Гамбург, в еврейской семье, которая соблюдала все традиции, родился ребёнок. Дед был философом, отец – банкиром, увлекающимся искусством. Детство мальчика было счастливым и безоблачным до тех пор, пока жив был глава семейства. Тяжело пережил его смерть маленький Феликс. Но подругой и помощницей на все годы стала мать, воспитывающая сына и дочь. Сестру Фанни будущий композитор очень любил. Когда рано обнаружились музыкальные способности сына, мать стала сама обучать его музыке, а потом договорилась с пианистом и известным композитором Людвигом Бергеру.

И мать не ошиблась, формируя таким образом, биографию своего мальчика. Ведь с семи лет Феликс уже прекрасно играл на инструменте, а с десяти очаровывал присутствующих на концертах. Пианино было не единственным инструментом, на котором умел играть Мендельсон. Он очень любил альт, которым владел в совершенстве. Образование имел достойное, проявлял себя и в математике, и в живописи, любил литературу, владел многими языками. С 11 лет Феликс обучался в Певческой Академии Берлина.

Творчество

О Мендельсоне как о музыкальном гении заговорили очень рано, он стремительно ворвался в мир музыки. В 17 лет он написал несколько музыкальных пьес и «Первую симфонию», увертюру к произведению «Сон в летнюю ночь». В 20 лет он дирижировал оркестром, прекрасно справился с труднейшим произведением Баха, чем покорил весь состав Академии. В биографии композитора графа «Карьера» стала пополняться новыми записями. Феликса назначают на должность музыкального директора в Дюссельдорфе, через два года становится руководителем Гевандхауза в Лейпциге.


Будучи на таком значимом посту, композитор пропагандировал музыку своего хорошего друга Роберта Шумана. Основал в этом же городе консерваторию, в настоящее время ей присвоили имя композитора Мендельсона. Затем создал и музыкальную классическую школу. Композитор решает путешествовать по европейским странам, что даёт ему новые ощущения и новые образы.

Произведения Мендельсона

Композитор продолжает создавать навеянные путешествием симфонии и концерты. Он стал получать заказы на свою музыку. Даже король Пруссии сделал свой заказ. Феликс принимал участие во многих фестивалях музыки, музыканта знали в Англии, заслушивались его творениями и наслаждались его дирижированием. Все произведения композитора создавались на основе классической литературы, чарующей природы, великого искусства и истории мира. Многие музыкальные критики относят творчество Мендельсона к периоду романтизма, он, как и большинство композиторов того времени, использовал для создания своих знаменитых песен слова Генриха Гейне.

Свадебный марш Мендельсона

Когда композитор создавал свою увертюру ко «Сну в летнюю ночь», он уже тогда задумал свой «Свадебный марш». Этот шедевр был уже готов, прозвучал в пьесе Шекспира, но сразу почему-то не стал популярным и любимым для многочисленной публики. На бракосочетании после первого своего звучания марш снова не закрепился. По истечении пятидесяти лет после этого случая «Свадебный марш» нашёл своё применение. Но пара, впервые выбравшая марш для своего бракосочетания, вошла в историю. Это были девушка и молодой человек из города Тивертон. Популярность маршу добавила свадебная церемония королевских особ в столице Англии.

Сама невеста – британская принцесса выбирала музыку для венчания. У неё был выбор между оперой и произведением Мендельсона. Музыка композитора Вагнера сопровождала невесту, шедшую к алтарю, торжественный марш Феликса во всеуслышание объявлял, что бракосочетание состоялось. Музыка звучала, когда молодые выходили из церкви. Вагнер дождался момента смерти гениального Феликса и набросился с резкой критикой на музыку Мендельсона, он не смог простить того, что молодой гений еврей, и что его марш для свадьбы всё же стал лучшим и вытеснил музыку Вагнера из церемонии бракосочетаний.

Феликс Мендельсон - биография личной жизни


Семейная жизнь Феликса Мендельсона оказалась настолько счастливой, что жена являлась его музой. Именно в этот период его творческой биографии создаются самые лиричные произведения, полные любви и жизни. Сесиль Жанрено была очень красивой, воспитанной и спокойной девушкой. В семье родилось пятеро детей.

Последние годы жизни

Когда Мендельсон был в очередной раз в Лондоне, он почувствовал недомогание. Феликс сильно переживал смерть своей старшей сестры Фанни. Вместе с ней умерла частичка его души. Он пытался жить, но безрезультатно. Так длилось 5 месяцев, музыка сочинялась трагическая, безутешное горе чувствовалось во всём. Композитор был подавлен, быстро утомлялся. Личный врач советовал прекратить концертную деятельность. Феликс начинал терять сознание. В таком состоянии, давая односложные ответы, он и встретил свою смерть. В то время композитор находился в Лейпциге, и ему было всего 38 лет.

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВОДОЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ИЗ МУЗЫКИ К КОМЕДИИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» (1842)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НЕСМЕТНОГО ЧИСЛА СВАДЕБНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ

МУДРЫЕ СЛОВА: «С ТЕХ ПОР, КАК Я СОЧИНЯЮ МУЗЫКУ, Я ТВЕРДО ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ПРАВИЛА, КОТОРОЕ УСТАНОВИЛ ДЛЯ СЕБЯ С САМОГО НАЧАЛА: НЕ ПИСАТЬ НИ СТРОЧКИ В УГОДУ ПУБЛИКЕ ИЛИ ХОРОШЕНЬКОЙ ДЕВУШКЕ, ПОЖЕЛАВШЕЙ УСЛЫШАТЬ ТО-ТО И ТО ТО; НО ПИСАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ И К МОЕМУ ЛИЧНОМУ УДОВОЛЬСТВИЮ».

Феликс Мендельсон начал сочинять музыку еще ребенком, в тринадцать лет он опубликовал свой первый фортепианный квартет. Лиха беда начало, публикации продолжились: симфонии, концерты, песни для фортепиано и голоса - наследие композитора поражает своей огромностью.

Разве что не все песни написаны Мендельсоном. Среди работ композитора затесались сочинения его сестры Фанни. То был единственный способ явить миру ее композиции - приписав им авторство брата.

С Мендельсонами всегда так: вы думаете, что видите одного человека, а на самом деле их двое. Феликс вращался в обществе, путешествовал по Европе; Фанни сидела дома и вела хозяйство. Феликс дирижировал лучшими оркестрами, Фанни вынуждена была довольствоваться любительскими квартетами. Феликс стал международной суперзвездой, о Фанни никто слыхом не слыхивал. Но, несмотря на все различия, жизнь брата была неотделима от жизни сестры - и так до самой смерти.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

Мендельсоны гордились своим происхождением от выдающегося немецкого мыслителя и еврейского философа восемнадцатого века Мозеса (Моисея) Мендельсона. Сын Моисея - Авраам - стал преуспевающим банкиром, но отцовским заветам не изменил: образование и интеллектуальные достижения высоко ценились в семье.

Однако с отцовской верой Авраам поступил иначе. Все его четверо детей были крещены, а сам Авраам и его жена Леа в 1822 году приняли лютеранство. Сменой религии они надеялись обезопасить своих детей и облегчить им жизнь, поскольку предубежденное отношение к евреям было повсеместным, а дискриминация - если не явные преследования - широко распространенной практикой. Авраам не только выбрал более «благополучную» веру, но и подправил свою фамилию: он стал называться Мендельсон-Бартольди, позаимствовав «Бартольди» у бывших собственников приобретенной им недвижимости. Авраам несомненно рассчитывал на то, что со временем еврейское Мендельсон отпадет само собой. (Его дети от двойной фамилии были не в восторге, но пользовались ею из уважения к отцу.)

Первые трое детей Мендельсонов родились в Гамбурге (Фанни в 1805 году, Феликс в 1809-м, Ревекка в 1811- м), однако в 1811 году семья бежала из города, спасаясь от наполеоновской армии. Они осели в Берлине, где родился четвертый ребенок - Пауль.

ДВА ПО ЦЕНЕ ОДНОГО

И Фанни, и Феликс начали брать уроки фортепиано в возрасте шести лет; будучи старше брата на четыре года, Фанни поначалу лидировала, и все только и говорили о ее необычайной одаренности. Однако вскоре Феликс догнал сестру, слушатели поражались его отменной техникой и эмоциональной выразительностью исполнения. Совместное обучение брата и сестры оборвалось раз и навсегда, когда Фанни исполнилось пятнадцать и ей сообщили, что отныне она должна озаботиться тем, что действительно важно для девушки, то есть подготовиться к роли жены и матери. «Возможно, музыка станет его [Феликса] профессией, тогда как для тебя она может и должна остаться лишь прелестной безделицей», - писал Авраам дочери.

В 1825 году Авраам отвез Феликса в Париж познакомиться с прославленными французскими музыкантами. В письмах Фанни сквозит зависть к брату, к его возможностям, зависть, которую Феликс, казалось, не замечал - либо отказывался замечать. Когда он раскритиковал парижских музыкантов и Фанни в ответ возмутилась, Феликс огрызнулся: «Кто из нас в Париже, ты или я? Так что, наверное, мне лучше знать».

Феликсу не было и двадцати, когда он с головой погрузился в музыкальное творчество. Летом 1826 года состоялась премьера одного из его произведений, не утратившего популярности по сию пору, - увертюры к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Попытка написать оперу оказалась куда менее успешной. «Свадьба Камачо» с треском провалилась. Уязвленный Мендельсон за оперу более не брался.

Однако в 1827 и 1830 годах он издал два сборника песен. По три песни в каждом сборнике были написаны его сестрой - публикацию под ее именем сочли бы крайне неприличной.

Отучившись два года в Берлинском университете, Феликс ощутил себя готовым к карьере, предназначенной ему судьбой, - карьере пианиста-виртуоза и талантливого композитора. Он направился в Лондон, где в мае 1829 года была впервые исполнена его Симфония до минор, восторженно принятая публикой.

Его сестра тем временем исполнила свое предназначение, выйдя замуж. Для Фанни и ее жениха, художника Вильгельма Гензеля, путь к венцу был долгим и трудным; они полюбили друг друга в 1823 году, но Авраам и Леа противились браку по причине нестабильных доходов Гензеля. Родительского благословения влюбленные дожидались до тех пор, пока Гензель не получил место в Академии изящных искусств.

Опасения Фанни, что замужество лишит ее всякой возможности сочинять музыку, развеялись на следующий же день после свадьбы, когда Гензель усадил молодую жену за пианино и положил перед ней чистый нотный лист. Разумеется, домашние хлопоты отнимали у нее массу времени. В 1830 году Фанни родила сына, названного Себастьяном Людвигом Феликсом - в честь трех ее самых любимых композиторов. Все прочие беременности заканчивались выкидышами. И тем не менее Фанни, при поддержке Гензеля, устроила у себя в доме музыкальный салон, организовала небольшой хор и при каждом удобном случае занималась композицией.

ХРАНИТЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ

Феликс же превратился в знаменитость, блиставшую в европейских концертных залах. Впрочем, в 1833 году его профессиональной гордости был нанесен удар, когда Берлинская вокальная академия не пожелала видеть Мендельсона своим новым директором, предпочтя ему Карла Фридриха Рунгенхагена. На самом деле Феликс по всем статьям превосходил Рунгенхагена - не говоря уже о таланте, - и, согласно настойчивым слухам, Феликса отвергли из-за его еврейского происхождения. Тогда Феликс сосредоточил свои усилия на Кёльнском музыкальном фестивале и Лейпцигском оркестре Гевандхауса, музыкальным руководителем которого его назначили в 1835 году.

В том же году от удара скоропостижно скончался Авраам. Потрясенный Феликс воспринял смерь отца как повеление свыше покончить наконец с безответственностью молодости и взять на себя обязанности взрослого зрелого мужчины. Твердо решив жениться, он принялся подыскивать невесту и в марте 1837 года сочетался браком с девятнадцатилетней Сесилией Жанрено. Сесилия была родом из Франкфурта, и, хотя родня Феликса так и не полюбила его жену, у Мендельсонов родилось пятеро детей, и все, кто знал эту пару, дружно свидетельствуют о любви и преданности обоих супругов.

Остепенившийся Феликс взял на себя еще одну обязанность - хранить семейные устои Мендельсонов. Когда в семье заговорили о том, стоит ли Фанни публиковать свои произведения, Феликс без обиняков высказался против этой идеи. Фанни, заявил он, «слишком уважает себя как женщину», чтобы становиться профессиональным композитором. «Главное для нее - дом, и она не помышляет ни о публике, ни о музыкальном мире, ни даже о самой музыке, покуда не удовлетворит насущные надобности своей семьи».

И все же в 1840-е годы Фанни расширила границы своей деятельности. Тысяча восемьсот сороковой год Гензели почти целиком провели в Италии, где творчество Фанни обрело восхищенных поклонников. Вернувшись в Берлин, она принялась сочинять с удвоенной энергией и в 1846 году, вопреки воле брата, начала искать издателей. Поиски скоро увенчались успехом: семь сборников песен были опубликованы один за другим.

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН СТАЛ ЗНАМЕНИТЫМ КОМПОЗИТОРОМ, ТОГДА КАК ЕГО СТОЛЬ ЖЕ ОДАРЕННАЯ СЕСТРА ПРОЗЯБАЛА В БЕЗВЕСТНОСТИ.

Жизнь гастролирующего дирижера выматывала Феликса. Он жаловался на непомерную нагрузку, скучал в разъездах по жене и детям. И если мир Фанни расширялся, Феликс мечтал свой мир сузить.

СМЕРТЬ НА ДВОИХ

14 мая 1847 года Фанни репетировала с любительским камерным оркестром воскресное выступление, им предстояло сыграть «Вальпургиеву ночь» Феликса. Фанни села за пианино, и вдруг ее руки словно сковало холодом. Такое раньше случалось - и быстро проходило; так, пустяки, легкое недомогание. Она вышла в соседнюю комнату смочить руки теплым уксусом; прислушиваясь к музыке, обронила: «Как красиво!» - и лишилась чувств. Умерла она тем же вечером, так и не придя в сознание, очевидно вследствие инсульта.

Когда Феликсу сообщили о смерти сестры, он рухнул в глубокий обморок. Феликс не смог заставить себя поехать в Берлин на похороны. Тем летом друзья находили его «постаревшим и опечаленным». 28 октября Феликс взахлеб заговорил по-английски, Сесиль вызвала врача, и тот установил, что с композитором случился инсульт. Феликс то приходил в себя, то впадал в забытье; однажды он приподнялся и пронзительно вскрикнул. Скончался он 4 ноября и был погребен на берлинском кладбище рядом с Фанни - менее чем через полгода после ее смерти.

Во второй половине девятнадцатого века творчество Феликса подвергли суровому пересмотру, особенно в Германии. Хотя он всю жизнь исповедовал христианство, немцы упорно числили его евреем. Тон задавал Вагнер; по его словам, этот композитор «ни разу не сумел тронуть наши сердца и души, вызвать в нас то глубокое чувство, которого мы ждем от искусства», - исключительно по причине своего еврейского происхождения. При нацистах Мендельсона вычеркнули из истории немецкой музыки. Памятник Феликсу, стоявший перед Лейпцигским концертным залом, снесли и продали на металлолом. Но по окончании Второй мировой войны и в Европе, и в Америке музыка Мендельсона вновь завоевала публику, и сегодня его уверенно ставят в первые ряды музыкальных гениев.

Фанни было нечего терять, поскольку какой-либо профессиональной репутацией при жизни она не обзавелась. О горстке ее публикаций позабыли, а о ней самой если и вспоминали, то лишь в связи с Феликсом - мол, была у композитора такая сестра. Интерес к ней возродился в 1960-е, когда в музыкознание начали проникать веяния феминизма. Сегодня ее произведения переиздаются, хотя мнения критиков остаются противоречивыми: некоторые видят музыканта не менее гениального, чем ее брат, другие - талант, не получивший должного развития, а третьи и вовсе считают Фанни Мендельсон неизобретательным и даже заурядным композитором.

Я НЕ Я, А СЕСТРА МОЯ

Мендельсон не раз выступал с концертами в Англии, и в конце концов его представили королеве Виктории и ее супругу принцу Альберту. Принцу, немцу по национальности, и обожавшей музыку королеве композитор пришелся, что называется, ко двору, и вскоре его начали приглашать на семейные музыкальные вечера в Букингемский дворец.

Как-то вечером королева изъявила желание спеть что-нибудь из первого сборника песен Мендельсона и попросила автора ей аккомпанировать. Выбрав свою любимую «Итальянскую» песню, королева, по свидетельству Мендельсона, исполнила ее «очень мило и чисто».

И лишь когда песня отзвучала, композитор счел своим долгом признаться, что «Итальянская» на самом деле написана его сестрой.

НЕ НА ТОГО ПИАНИСТА НАПАЛИ!

Мендельсон обладал феноменальной музыкальной памятью, поражавшей его коллег. В 1844 году его пригласили солировать в Четвертом фортепианном концерте Бетховена, и, когда он прибыл на концерт, обнаружилось, что ни у кого нет нот партии фортепиано. Хотя Мендельсон не заглядывал в эти ноты по меньшей мере года два, он сыграл по памяти, и сыграл блестяще.

А много раньше он совершил даже более впечатляющий подвиг на исполнении «Страстей по Матфею» Баха, которые Мендельсон буквально спас от забвения. Мендельсон намеревался не только дирижировать мессой, но и исполнять партию фортепиано, однако, заняв место за роялем, он вдруг увидел перед собой не партитуру Баха, а другие ноты, всего лишь похожие на партитуру. Мендельсон мог задержать начало концерта и потребовать, чтобы ему принесли партитуру «Страстей», либо он мог закрыть «неправильные» ноты и музицировать по памяти. Однако Феликс поступил иначе. Исполняя клавишную партию и дирижируя, он время от времени поглядывал в ноты и исправно переворачивал страницы. Никто и не догадался, что с его стороны это просто трюк.

РЕИНКАРНАЦИЯ БАХА

Любовь Мендельсона к музыке Баха не прошла бесследно для публики, он заново открыл для слушателей красоту ранних произведений этого мастера восемнадцатого века. Возрожденные с легкой руки Феликса «Страсти по Матфею» принялись исполнять по всей Европе, и очень скоро имя Мендельсона стало неразрывно связано с именем Баха. Эта тесная связь не могла не вызвать разного рода комментарии. Берлиоз обронил однажды: «Нет Бога, кроме Баха, и Мендельсон - пророк его».

КОЛБАСКИ - ВОТ ЭТО СЧАСТЬЕ!

Мендельсону приходилось часто и подолгу разъезжать с концертами, и, как всякий путешественник, он скучал по домашнему уюту и привычной обстановке. На гастролях в Англии в 1846 году в честь Мендельсона устраивали один прием за другим. Но сам он с наибольшим удовольствием вспоминал не о торжественных ужинах, а о том, как случайно наткнулся на мясную лавку, где торговали настоящими немецкими колбасками. Немедленно купив длинную связку жареных колбасок, композитор съел их не сходя с места.

ПРЕРВАННАЯ ФУГА

В той же Англии с Мендельсоном произошел такой случай. Его специально пригласили на воскресную вечернюю службу в лондонский собор Святого Павла, с тем чтобы под занавес он сыграл что-нибудь на органе. Однако затягивание службы пришлось не по вкусу церковным служителям, в их интересах было побыстрее выдворить прихожан и запереть собор. Мендельсон начал играть величественную фугу Баха. Публика, затаив дыхание, внимала нарастающей мощи этой музыки, - и вдруг многоголосый орган онемел. Служители остановили меха, нагнетавшие воздух в органные трубы. И все же два дня спустя Мендельсону удалось завершить фугу, столь грубо прерванную в соборе Святого Павла, - но в другой церкви, куда его позвал выступить тамошний органист.

Из книги О Феликсе Дзержинском автора Автор неизвестен

Я. Э. ДЗЕРЖИНСКАЯ НАШ ФЕЛИКС3 Мои воспоминания о Феликсе самые нежные, не только как о брате, но и как о человеке.Отец наш Эдмунд Руфим Дзержинский был учителем физики и математики в Таганрогской гимназии. Заболев туберкулезом, он оставил педагогическую работу и по совету

Из книги Если бы Шуман вел дневник автора Кроо Дёрдь

Фортепьянная музыка. Мендельсон, Шопен (1834 – 1836) «Новый музыкальный журнал» как бомба взорвал находившуюся в застое музыкальную жизнь Германии. Страстные статьи журнала пригвождали к позорному столбу, клеймили как развратителей общественного вкуса именно те виртуозные

Из книги Зодиак и свастика автора Вульф Вильгельм

Феликс Керстен Мое знакомство с Феликсом Керстеном, одной из закулисных фигур в мрачной трясине нацистской политики, впервые приблизило меня к эсэсовской верхушке. Толстяк и внешне безобидный массажист из Финляндии, он сумел проложить себе дорогу не только в

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. автора Есенин Сергей Александрович

M. О. МЕНДЕЛЬСОН ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ Даже сегодня, более чем полвека спустя, мне трудно с полной уверенностью сказать, почему, договорившись с Сергеем Есениным о свидании в одной из больших гостиниц Нью-Йорка, где Есенин жил со своей женой Айседорой Дункан 1, Давид Бурлюк

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

М. О. МЕНДЕЛЬСОН ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ Морис Осипович Мендельсон (1904–1982) - критик и литературовед, специалист по американской литературе. В 1922–1931 годах жил в Америке, где в 1922 году вступил в коммунистическую партию США. С 1931 года жил и работал в СССР. С 1932 года - член

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава 3. Феликс Кулов Рано утром дежурная машина военного министерства подбросила меня в аэропорт. В депутатском зале уже кипела жизнь. Вице-президент Феликс Кулов, как всегда стремительный, в окружении военных, дипломатов и журналистов, решал какие-то оперативные

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

ЯВОРСКИЙ Феликс ЯВОРСКИЙ Феликс (актер театра, кино: «Запасной игрок» (1954), «Бессмертный гарнизон», «Карнавальная ночь» (руководитель хорового кружка» (оба – 1956), «Павел Корчагин» (Виктор Лещинский), «Необыкновенное лето», «Семья Ульяновых» (все – 1957), «Битва в пути» (1961),

Из книги Прекрасная Отеро автора Посадас Кармен

НАШ ФЕЛИКС – А кто будет крёстным отцом у нашего ребёночка?… – спросила я тебя ещё задолго до Ксюшиного рождения.И услышала ответ, в котором не сомневалась:– Ну, конечно, Феликс! Какие могут быть сомнения?– Никаких.Наш Феликс. С которым нас связывают множество нитей и

Из книги Девятый класс. Вторая школа автора Бунимович Евгений Абрамович

Мария Феликс Когда все уже казалось потерянным, Каролине Отеро внезапно улыбнулась фортуна. В восемьдесят шесть лет Белле предложили снять фильм о ее жизни, с Марией Феликс в главной роли. Это была слезливая мелодрама о любви блистательной танцовщицы Беллы. Фильм вопреки

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Феликс К моменту перехода во Вторую школу как с классической литературой в целом, так и со школьными уроками литературы в частности для меня все было предельно ясно - это не имело ко мне ровно никакого отношения.Удобно расположившись на последней парте, приготовился я

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Франсуа Феликс Фор Президент, умерший во время фелляцииФрансуа? Фе?ликс Фор (1841–1899) – французский политический деятель, президент Французской Республики (1895–1899).Феликс Фор был шестым президентом Третьей республики во Франции, но он более известен тем, как он умер, чем

Из книги Музыка, воплощенная в камне. Эрик Мендельсон автора Штейнберг Александр

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН З ФЕВРАЛЯ 1809 - 4 НОЯБРЯ 1847АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВОДОЛЕЙНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ИЗ МУЗЫКИ К КОМЕДИИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» (1842)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Из книги автора

Феликс Фенеон Истинный теоретик натурализма, человек, который больше всего способствовал созданию новой эстетики, примером которой является «Boule de Suif», Т… никогда не писал ничего. Он учил друзей искусству мириться с гнусностью, злом и низостью жизни невинными

Из книги автора

МЕНДЕЛЬСОН И СОВДЕП Известность Мендельсона-архитектора перешагнула границы и докатилась до Советского Союза. Тогдашние правители и крупные деятели архитектуры пригласили его на неопределенный срок поработать в России, а именно в Ленинграде и Москве. В Ленинграде для

Новое на сайте

>

Самое популярное