Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий эти знаки препинания и постановку при письме, называются пунктуацией .
Функции знаков препинания
Знаки препинания служат для выделения смысловых частей в предложении и для отделения предложений в тексте. Различают следующие знаки препинания:
- выделяющие : запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
- отделяющие : точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
Таблица. Знаки препинания (основные случаи)
(с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»
Выделяющие знаки препинания
В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.
- Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
- обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
- обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
- обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
- обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
- междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
- вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
- обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
- сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
- Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
- обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука - всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
- одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша - этот угловатый, щуплый подросток - сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
- вводное предложение: Он приник к замочной скважине - ключа в ней, к счастью, не было - увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
- Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
- Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав - поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
- Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо - полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
- Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
- Восклицательный знак ставится, если есть:
- обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
- междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).
Отделяющие знаки препинания
Отделяющие знаки препинания в простом предложении служат для разграничения однородных членов, а в сложном - отделяют части простых предложений, входящих в его состав.
- Запятая :
- при однородных членах: В пойме реки, на лугопастбищных просторах спокон веку пасутся небольшие, но грозные африканские буйволы. (Н. Гумилев);
- в сложном предложении: Мы знали, что лев убегает только раненый очень тяжело или не раненный совершенно. (Н. Гумилев);
- после прямой речи перед словами автора: «Идем пить чай с постными пирогами», -говорит отец. (И. Шмелев)
- Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями: Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Санкт-Петербурге; для него он и вправду составляет всё. (М. Горький)
- Двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Однако сомневаться не приходилось: львиные следы вперемежку с газельими отчётливо виднелись на утоптанной площадке у выкорчеванного дерева. (Н. Гумилев)
- Тире :
- в бессоюзном сложном предложении: Взошла луна - появился трус дикобраз, который к чему-то принюхивался и рыл под нашим деревом. (Н. Гумилев);
- между подлежащим и сказуемым: Убить льва - затаенная мечта всякого белого. (Н. Гумилев);
- в неполном предложении: С юго-запада сюда идут поохотиться люди, из Данакильской пустыни, испещрённой барханами, -львы. (Н. Гумилев)
- Многоточие в конце предложения: Наталья лежала, ни о чем не думая, раздавленная неизъяснимой тоской… (М. Шолохов)
Конспект урока ««. Следующая тема:
Тема Урока: « ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »
Урок поготовил учитель начальных класс
МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск
Зубкова Татьяна Ивановна
(« Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся понятия «интонация» и ознакомления со знаками препинания в конце предложения.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: определять существенные признаки предложения (законченность мысли и интонация конца); находить границы предложения, составлять их схемы; определять количество слов в предложении.
Личностные: участвуют в процессе обучения, имеют познавательные интересы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-симво-лические средства, в том числе схемы для решения задач; логи ческие - сравнивают предложения с разной интонацией, определяют соответствие интонационных средств смыслу предложений; коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Сценарий урока
I . Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
П. Повторение изученного материала.
Работа со схемой предложения.
Я буду произносить различные предложения, состоящие из разного количества слов (от одного до четырех), а вы потренируетесь в определении количества слов, в назывании первого, второго, третьего, последнего слова в предложении. (Висит кор мушка. Синичка клюет зерно. Ваня повесил кормушку на дерево.)
Несколько схем предложений изобразим на доске.
Чем различаются схемы? (Количеством слов.)
Что общего в схемах? (Большая буква в начале предложе ния и точка в конце предложения.)
III . Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, - это знаки препинания. С точкой и конце предложения вы уже знакомы.
IV . Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
Познавательные УУД: общеучебные - выявляют особенности использования знаков препинания в предложениях. Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.
1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6-7).
Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания».
2. Знакомство со знаками препинания.
Рассмотрите на с. 13 стилизованный поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.)
Верно, на схему предложения. Только в конце этого предложения нет знака, а на «запасных путях» таких знаков - три.
В конце предложения может стоять любой из этих трех знаков: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Их используют на письме для того, чтобы обозначить интонацию, с которой это предложение должно произноситься, а также чтобы обозначить паузу при чтении.
Если в конце предложения стоит точка, то предложение нужно произносить спокойным голосом.
Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение нужно произносить радостно, взволнованно, торжественно.
Если в конце предложения стоцт вопросительный знак, то предложение нужно произносить с вопросительной интонацией.
3. Тренировка в определении знака препинания.
Я буду произносить различные предложения с разной интонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют зна ки препинания.)
Где ты живешь?
Наступила осень.
Как тебя зовут?
С днем рождения!
Составление предложения по рисункам к схемам («Маль чик забил гол», «Это вертолет») и тренировка в произношении составленных предложений с разной интонацией. (Мальчик за бил гол. Мальчик забил гол? Мальчик забил гол! Вертолет ле тит. Вертолет летит? Вертолет летит!)
Физкультминутка
V . Работа с вариативной частью учебника.
Чтение стихотворения А. Дитриха.
Беседа по содержанию стихотворения.
Рассмотрите текст стихотворения, найдите знакомые знаки препинания. (Восклицательные знаки.)
Найдите восклицательные знаки. Сколько их? (2.)
-
Есть и другие знаки препинания - запятые и тире.
Коммуникативные УУД:
выразительно читают стихотворение.
Прочитайте стихотворение выразительно. Помните, что знаки препинания показывают, где нужно при чтении сделать не большую остановку - паузу. (Учащиеся читают выразительно стихотворение.)
VI . Работа в тетради (с. 6).
1. Обведение знаков препинания.
Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно обвести знаки препинания.
2. Работа со схемами предложений.
Девочка готовит обед. Салют! Ура! Который час?
1. Работа с рисунком.
Рассматриваем рисунок. Находим нарисованные на нем предметы.
Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (На звания.)
Кто дал всем предметам названия? (Человек.)
Проверьте, у всех ли предметов есть название. (Мел, тряп ка, доска, указка, воздух, пылинка, солнце, облако, дома.)
2.
Работа со стихотворением «Все в мире имеет названия».
Чтение стихотворения учителем.
Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появ ляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумыва ет ему название.)
Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.
3. Разведение понятий «предмет» и «слово».
Познавательные УУД: логические - различают предмет и слово.
Я приглашаю выйти к доске двух учеников. Одному ученику вручаю предмет - карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске.
Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т. д.)
Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)
4. Введение понятия «звуковая схема слова».
Познавательные УУД: логические - соотносят название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего предмс i моделируют звуковой состав слова (количество звуков).
Названия предметов мы пока не умеем записывать, поэтому будем использовать схемы.
Названия каких предметов записаны под картинками? (Лук, слон, крот.)
Как вы это определили?
В слове лук три звука - три кружочка.
В слове слон четыре звука - четыре треугольника и т. д.
Сколько звуков в словах крот, сыр, волк, груша! (Читают схемы.)
Что является главным при записи слова с помощью схемы? (Точное количество звуков и знаков.)
А обозначаться они могут любыми значками: точками, снежинками, палочками, цветочками, домиками. В букваре звуковые схемы слов будут составляться с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько квадратов в схеме.
5. Определение количества звуков в слове.
Определите количество звуков в слове сом. (3 звука.)
Произнесите слово продолжительно, выделяя голосом звук: «Ссс-ооо-ммм».
Определите количество звуков в словах шар и ток.
Физкультминутка
V . Работа с вариативной частью букваря.
Работа в паре.
Регулятивные УУД: намечают действия при работе в паре.
Назови три предмета, которые находятся справа от тебя, а твой сосед по парте пусть назовет три предмета слева.
Определите количество звуков в одном из названных слов.
VI . Работа в тетради (с. 7).
1. Выполнение задания 1.
Обратить внимание, что слова бывают длинными и короткими (матрешка-мяч).
Величина слова не зависит от величины предмета.
2. Выполнение задания 2.
Какие еще бывают трубы и краны? (Трубы – музыкальные инструменты; трубы - водосточные, водопроводные, газовые; печные трубы на крышах домов и у самоваров; трубы подзор ные, трубы заводские. Краны строительные, водопроводные и автокраны.)
3. Выполнение задания 3.
Третье задание сделайте на выбор.
Начертите схему любого слова (мак, морж, банан) или начертите схемы всех слов.
Чтобы облегчить вам черчение квадратов, на верхней линии полосы сделаны засечки. Черчение схемы слова всегда нужно начинать с первой засечки.
VII. Итог урока.
Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятельности.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)
Упражнение «Укрась торт»:
Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше - зеленый.
Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.
Открытый урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Настина Вера Динатовна.
Тема урока: «Знаки препинания»
Цель урока: Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.
Познакомить с историей появления знаков.
Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, ис-
пользуя постановку знаков препинания.
Закреплять знания о предложении и тексте.
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: телевизор, видео-сюжеты:«История появления знаков пре-
пинания», «Танцевальные упражнения»; проект со слайдами
«Знаки препинания»; карточки-тесты, карточки со знаками
препинания.
Ход урока
ӏ. Организационный момент.
Физическая разминка перед началом урока.
Просмотр видео-сюжета: Упражнения для шеи и плеч.
ӏӏ. Минута чистописания.
М Л …. …. . ! ? , : ; .
ӏӏӏ. Сообщение цели урока.
- Сегодня наш урок посвящён необычной теме. Хотя это продолжение, а
точнее дополнение к темам: «Предложение и текст»
- Что такое предложение? (одно или несколько слов, соединённых по смыслу и выражающих законченную мысль)
- Что такое текст? (два или несколько предложений, соединённых по
смыслу и объединённых одной общей темой)
- Из чего состоит текст? (из предложений)
- И в предложении, и тем более в тексте, где много разных предложений,
мы в письменной речи используем разные знаки – знаки препинания.
(слайд 1) – Тема: Знаки препинания.(запись: Знаки препинания:) ӏV. Работа над новым материалом.
- Мы их используем в письменной речи для того, чтобы озвучить текст
правильно. Чтобы всем стало понятно, о чём мы говорим (читаем).
В нужных местах мы при чтении делаем небольшие (или большие)
остановки – паузы. Чтобы показать эту паузу, мы и ставим знаки –
знаки препинания.
- Мы на уроке должны ответить на вопрос: «Зачем нам нужны знаки
препинания?»
- Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания,
его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали за-
писанную речь. Для этого существуют правила постановки знаков пре-
пинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией.
V. История появления знаков препинания.
- И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу.
Они возникли достаточно давно. Точнее не современные знаки, а их
предшественники, т.е. прообразы. Прообразы знаков препинания попа-
даются уже в новгородских берестяных грамотах. В них некоторые ав-
торы помечали начало письма крестиком. Изредка встречается такой
знак, как точка. Она выполняла разделительную роль. Точки ставились
между словосочетаниями или словами не очень регулярно, не очень
последовательно.
По-настоящему система (т.е. не случайное употребление) пунктуации
появилась уже после распространения книгопечатания.
Наш великий российский учёный Ломоносов Михаил Васильевич
(слайд 2: фото М.В. Ломоносова) в своей «Российской грамматике»
ввёл целый раздел, который был посвящён, как тогда говорили, строч-
ным знакам – знакам препинания.
- Недавно, 19ноября 2011г вся Россия отмечала 300-летие со дня рож-
дения этого великого учёного.
(видео-сюжет из урока профессора Базылева)
Vӏ. Работа в тетрадях.
Запись:
М. В. Ломоносов – русский учёный мирового значения.
- Что поставили в конце предложения? (точку) - Какая у неё роль?
(слайд 3) - Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
- Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну за-
бавную историю.
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена: - Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
(4 слайд) – Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом?
- О каком это знаке?
Запись в тетрадь: Чем знаменит М. Ломоносов?
- Что поставим в конце предложения? (карточка с?)
- Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём? - Вот какой он мастак – вопросительный знак.
Запись в тетрадь: (ответим на вопрос) –
Он был поэтом, художником, историком, развивал русскую науку и
экономику.
(5 слайд) - Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
-Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с!)
Запись: Михаил Ломоносов – гордость России на все времена!
- А теперь вспомним об одном значимом знаке, который мы сегодня
уже использовали.
(6 слайд) - Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
(карточка с,)
- Так о ней говорят враги. А она, наоборот, помогает людям читать.
Многие вежливые слова любят стоять рядом с нею, она выделяет их.
(7 слайд) - Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания,
(Пожалуйста, будьте внимательны. Спасибо, я прочитаю эту книгу.) (слайды 8 и 9) -
- Прочитаем, соблюдая интонацию.
- А как запятая выручила однажды! Послушайте историю.
На доске: Казнить, нельзя помиловать!
- И сказал царь, что жизнь зависит от правильной постановки запятой.
Но запятая была дружна с подсудимым и быстро встала в нужное место.
На доске: Казнить нельзя, помиловать!
(10 слайд) - картинка с 4 знаками.
- Вот главные знаки, которые мы должны знать уже сейчас.
Vӏӏ. Физминутка. (танцевальные упражнения)
Vӏӏӏ. Самостоятельная работа. (по карточкам)
- Вставьте в нужный знак препинания:
Закинул мальчик в речку удочку и ждёт Почему не клюёт
Вдруг поплавок запрыгал Клюёт Рыбак вытащил окунька
Плавники у окунька красные спина зелёная а на боках тёмные
полоски
ӏХ. Дополнительный материал.
- А теперь представлю остальные знаки.
(11 слайд) – Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком.
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (каточка с многоточием)
(12 слайд) - Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (карточка с:)
(13 слайд) - Предложение ещё не закончено,
Есть ещё что сказать.
На мне остановись; и можно продолжать. (карт. с;)
(; - это «усиленная» запятая или «ослабленная» точка) (14 слайд) - Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку. (тире)
(15 слайд) - Всегда послушать норовят
То, что другие говорят. (« ») - Они выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить
как « чужое».
(16 слайд) - Словам раскрывая объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (скобки)
- Скобки – это всё, что пишущий отводит на второй план. (пояснение,
дополнение, не главное)
Х. Итог урока.
(17 слайд) - Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Никогда не забывать!
(18 и 19 слайды) - Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником
Знаков препинания. - Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
- Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник. Сегодня мы учились грамотно писать не отдельные слова и словосочетания, а предло-жения. Нам помогали знаки препинания.
Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.
Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.
В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.
Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…
А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.
В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).
Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).
Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.
Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.
Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.
Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.
Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.