Домой Сердце Герои мастера и маргариты полный анализ. "Мастер и Маргарита": анализ романа, образы героев

Герои мастера и маргариты полный анализ. "Мастер и Маргарита": анализ романа, образы героев


Литературные направления.

Литературное направление

Периодичность

Характеристика

Представители

Классицизм

2-я четверть 18 – начало 19 века

(1730 – 1760)


- культ античности и разума

Высокая гражданская тематика

Триединство места, времени и действия

Отражение жизни в идеальных образах

Обращение к античному наследию

Говорящие фамилии

Строгое сословное деление

Для русского классицизма также характерна сатирическая, обличительная направленность, для них произведение – путь к совершенствования человеческой натуры. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры.


В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.В. Державин, Д.И. Фонвизин

Сентиментализм

Вторая половина 18 века – начало 19 века.

- повышенный интерес к человеческой личности независимо от сословия, к ее чувствам и переживаниям, внутренней жизни

Культ чувства

Пейзаж – не просто фон развития действия, он созвучен личным переживаниям автора или героя

Преобладание малых жанров, распространение новых поэтических жанров (элегия, пастораль, послание) и новой, окрашенной чувством лексики


Основоположник в России – Н.М. Карамзин

Романтизм

Конец 18 – начало 19 веков

(1809 – 1840)


- изображение природы. Пейзаж – действующее лицо, помогает изобразить внутренний мир

Герой – исключительная неординарная личность с сильным характером. Находится в конфликте с окружающим миром

Идея двоемирия. Герой ищет возможности для обретения гармонии

Возвышенные чувства, богатую духовную жизнь, стремление к идеалу.

Герой зачастую одинок и нередко погибает


Жуковский, Лермонтов, раннее творчество Пушкина, черты романтизма есть в творчестве Тютчева, Фета, ранних рассказах Горького

Реализм

Начиная с 40-ч годов 19 века

- писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах

Исследование социальных связей человека и общества

Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев


Просветительский – Фонвизин, Крылов

Критический: Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и др.

Социалистический: Горький, Шолохов


Символизм

Конец 19 – начало 20 века

Возник по Франции

Философская основа русского символизма – трактат Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы


- цель искусства – интуитивное постижение мира через символы

Идея о существовании двух миров: земной и вечный, совершенный. Земной мир – слабое отражение мира потустороннего. Поэт связующее звено.

Концепция нравственного совершенствования


Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус

Младосимволисты – Блок, Белый, Иванов


Брюсов : - твердый, чеканный стих

Образ большого современного города

Использование латинских названий

Сквозной образ мечты, искусства

Стремление объять в своем творчестве все времена и страны


Бальмонт : - поэзия для него «выразительница говора стихий»

В стихах звучит лирическое «я»

Эгоистичность, манерность, самолюбование

Стихи импрессионистичны

Необыкновенная музыкальность


Иванов: - творческие идеалы ищет в прошлом

Уход от индивидуального в искусстве

Обращение к античности


Блок (раннее творчество): сборник стихов о Прекрасной Даме

Акмеизм

1900-е – 1910-е годы

- отрицание мистических устремлений символов

Возвращение слову его первоначального значения

Конкретно чувственное восприятие внешнего мира


Мандельштам, Ахматова

Футуризм

(будетляне)


1910-е – 1920-е

- Современный мир – движение, устремленность в будущее

Искусство – средство создания новой реальности

Отрицание привычных норм грамматики, правописания (деформация слова, разрушение синтаксиса и др)

Призывали «сбросить Пушкина и других с корабля современности»

Цель – шокировать публику

Утверждали право на словотворчества

Смысл слова связан со звучанием, а не со значением

Сокрушали рифмы и ритмы, воспевали власть новых тем

Использование грубых выражений


Кубофутуристы (Гилея): Хлебников, братья Бурлюки, Крученых, Маяковский, Каменский

Эгофутуристы: Северянин, Игнатьев, Гнедов

«Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Бобров

«Мезонин поэзии»: Шершеневич


Имажинизм

Течение периода русского декаданса

- приоритет самоценного образа, формы над смыслом, идеей

Задача творчества в придумывании небывалых ранее образов и слов


Есенин (некоторый период творчества)

^ Литературоведческие термины


Название термина

Определение

Примеры

Аллегория

Художественный прием, основанный на изображении отвлеченной идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству.

Лиса – аналог хитрости, сова – мудрости, оливковая ветвь – аллегорическое изображение мира, Купидон – аллегория любви и тд.

Анафора

Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке


Инверсия

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятого порядка слов

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням


Афоризм

Изречение, выражающее какую-нибудь обобщенную мысль, выявляющую обще и типическое в действительности, в лаконичной, художественно заостренной форме.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Счастливые часов не наблюдают»


Эпитет

Образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения

Румяная заря, робкое дыхание, бродяга ветер, живая вода…

Метафора

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или по аналогии.

«Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде


Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает правила правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый


Градация

Цепь однородных членов с постепенным нарастанием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости

^ Я звал тебя, но ты не оглянулась

Я слезы лил , но ты не снизошла


Аллюзии

Обозначение намека или указания на реальные исторические или литературные факты

Например, рассказ о 30 тысячах, за которые жена выкупила Свидригайлова, намекает читателям на цитаты из «Слова о сошествии Иоанна Крестителя во ад»: «Оценили меня в 30 сребреников»

Реминисценции

Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям или их авторам. Реминисценциями могут стать цитаты или пересказ, названия произведений и прочее

Вторая строка стихотворения Мандельштама «Я список кораблей прочел до середины « («Бессонница. Гомер. Тугие паруса») отсылает читателя ко второй песне «Илиады»

Тавтология

Повторение одинаковых или близких по смыслу и звуковому составу слов

Ой, полным-полна коробушка

Топос

Художественные образы открытых природных пространств,а также места разворачивания художественных смыслов

Русская земля в «Слове…» - это часть лесостепного пространства на юге Руси от Киева и до Курска

Фабула

Цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – «то, что было на самом деле», между тем как сюжет – «то, как узнал об этом читатель». Фабула может как совпадать с сюжетом, так и расходиться.

Сюжет и фабула расходятся, например, в романе «Герой нашего времени»

Синекдоха

Один из тропов, разновидность метонимии, основанный на переносе по количеству:

  1. Называется часть вместо целого

  2. Называется единственное число вместо множественного

Чичиков обращается к мужику: «Эй, борода».

«И слышно было до рассвета

Как ликовал француз»


Перифраз

Троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты

Царь зверей вместо лев, туманный Альбион вместо Англия

Метонимия

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по смежности

«Читал охотно Апулея,

Партер и кресла – всё кипит (предмет и человек)


Гипербола

Стилистическая фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.


Литота

Термин, обратный гиперболе. Намеренное преуменьшение

Мальчик с пальчик

Оксюморон

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовместимых понятий

Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной

Живой труп


Синтаксический параллелизм

Сходное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста.

Когда умирают кони – дышат,

Кода умирают травы - сохнут


Звукопись

Система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава:

  1. Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных

  2. Ассонанс – повторение одинаковых гласных

  1. Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея…

Звучал булат, картечь визжала…


  1. Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.


^ Стихотворные размеры

Ямб

Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!


Хорей

Двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна


Дактиль

Трехсложная стопа, в которой ударным является первый слог

Тучи небесные, вечные странники!

Степью лазурною, степью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную


Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударным является средний слог

Гляжу, как безумный, на черную шаль

Анапест

Трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог

«Мы с тобой бестолковые люди»

Поэт

Годы жизни

Характеристика творчества

Ф. И. Тютчев

1803 - 1873

Природа для Тютчева – живое и одухотворенное существо, которое развивается, устремляясь к торжеству правды, добра, красоты, к мировой гармонии. Природа – это жизнь.

У Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека. Природа и человек в состоянии творческого развития, которое проистекает между Космосом и Хаосом. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения. Космос – созидание, примирение, гармония.

В стихах о природе можно выделить два направления – дневное и ночное (гармоническое и трагическое)


А.А. Фет

1820 - 1892

Фет принадлежал к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература должна жить не гражданскими проблемами, что главной ценностью и целью поэта является красота.

Поэзия не биографична, лирический герой не равен автору. Фет передает субъективное состояние лирического героя (природы), ощущение невнятное, сиюминутное. Поэтическая манера Фета импрессионистская.

Музыкальность: звукопись, словесные повторы, индивидуальный ритмический рисунок, совпадают границы ритма и синтаксического членения.


Н. А. Некрасов

1821 - 1876

Основные темы творчества:

Крестьянская тема, тема народа

Тема Родины сливается с темой народа

Тема любви

Назначение поэта и поэзии

Гражданская поэзия

Стихи Некрасова сюжеты. В них используются простые обороты и стилизация под крестьянскую речь. Некрасов показывает неэстетичные темы.

В любовной лирике ярко выделяется панаевский цикл, в котором показаны сложные взаимоотношения двух сильных и талантливых личностей.

В любовной лирике проявляется «проза любви»: споры, конфликты. Лирический герой видит не только достоинства, но и недостатки. Поэтический анализ чувства.


И. А. Бунин

1870 - 1953

Ранняя лирика Бунина чаще пейзажная, обладающая конкретностью, точностью обозначений. Много слов, отражающих настроение, гармонию природы: запах, свет, цвет и ощущения. Преобладает чувство прекрасного и психологизм пейзажа.

Любовь в лирике Бунина драматична, даже трагична. Любовь – великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.


А. А. Блок

1880 - 1921

При всем отличии ранних стихотворений от последующих, поэзия Блока выступает как одно целое, как единое произведение, развернутое во времени, как отражение пройденного поэтом пути.

Цикл «Стихи о прекрасной даме»: В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко воспринял он тогда учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить "землю" и "небо" и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.

Идеи "двоемирия", сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Не менее многопланов облик героини. С одной стороны она предстает как вполне реальная, "земная" женщина. С другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены".

Стихотворения на тему революции: Поэт ощущает свою сопричастность всему происходящему в тревожном, остро конфликтном мире повседневной жизни. Это прежде всего события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным быть в их рядах:

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, особое значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней.


Белла Ахмадулина

Ахмадулина наиболее близка к романтической элегии. Она создала романтический вариант неоакмеизма. У Ахмадулиной всегда и обязательно «в начале было слово»: слово наполняет природу красотой и смыслом. Возникает оппозиция между миром, созданным магией слова, и реальностью. Лирическая героиня Ахмадулиной не совершает свой выбор, а остается «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев).

У Ахмадулиной поэт как бы заменяет собой воспетый им мир. Создавая свои стихи, он непременно соотносит их с окружающим миром. Сочинение стихов не противоположно миру, а посвящено разгадке заложенных в него смыслов.

«Манерный» стиль. В ее стиле всегда присутствует самоирония и трагический стоицизм. Мотив муки, пытки творчеством. Ахмадулина не скрывает страха перед трагической миссией поэта.


Иосиф Бродский

Лауреат Нобелевской премии. Лирика Бродского начала 60-ч включает описательные и изобразительные элементы. В них отчетливо звучит элегический мотив одиночества, прощания с любовью. Глубинные переживания – мысли и чувства.

Период с 1965 по 1972 был временем активного творчества, интенсивной разработкой его главных тем, углубления его художественного мировосприятия. Темы: духовная жизнь современного человека, вечная проблема любви и одиночества…

В поэзии Бродского следует подчеркнуть широту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и ограниченность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских пластов, реалий, ассоциаций. Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики, виртуозность его рифмы. Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии языковых ограничений и запретов, в расширении творческого потенциала, развитии языка современной русской поэзии.


Андрей Вознесенский

Принадлежит в группе, называемой поэтами - «шестидесятниками». Для его творчества характерны своеобразные метафоры, в ассоциативное поле которых втянуты новейшие представления и понятия, рожденные веком НТР. Прямое преломление внешней реальности. С приметами НТР у Вознесенского соседствуют образы русской старины и великих художественных свершений, и отзвуки глобальных событий.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»


Проблематика романа

«Тихий Дон» - монументальное произведение о революционной эпохе. Шолохова интересовали судьбы народа и переломные моменты в его истории.

Писатель широко развертывает панораму времени, чтобы обрести возможность познания движений человеческого сердца, уяснить истинный смысл событий, происходящих в казацком кулачестве.

В «Тихом Доне» затрагиваются те события и решаются те проблемы, которые находились в поле зрения многих великих писателей.


История создания романа

Роман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века, вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов. Как это ни прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого Дона", но обсуждению темы плагиата и непричастности Михаила Шолохова к созданию романа.

Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался "Донщина", однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось "не под силу". Первая книга "Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение.

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу "Тихого Дона". Через некоторое время он принимает (обычное для автора) решение полностью ее переписать. Полностью переписать книгу удалось лишь в 1939 г.


Эпичность

Шолохов поставил в центр эпического повествования такую социальную среду и героев, которые, казалось, не дают простора для глубокого философского осмысления эпохи и общечеловеческих проблем – жизнь простых тружеников деревни. Шолохов сумел увидеть в жизни простых неграмотных казаков такую силу страстей, нравственных идеалов, духовных поисков, такой сложный и богатый мир человеческих индивидуальностей, что через их труд, помыслы и трагедии показал характер самой революции и пути решения коренных общечеловеческих проблем.

Картины природы в романе

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов активно использует оригинальный прием сопоставления явлений из жизни природы и человека, когда нет прямых уподоблений, сравнений с помощью союзов "как" или "будто". Этот прием называется "психологический параллелизмом". И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив - оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения.

Быт и традиции в «Тихом Доне»

Повседневная жизнь, наполненная хозяйственными заботами, и события исторические выступают и конкретные обстоятельства, в которых действуют герои.

Течение жизни хутора Татарского медленно и неторопливо. Игрища да лихие скачки, труд до горького пота в степи и рыбалка – вот чем наполнены дни.

Шолохов рисует своеобразные нравы, закрепленные вековой традицией народные казацкие обычаи, детально показывает быт. Мы видим, как одеваются казак и казачка в будни и праздники, что требуется казаку на службу… Шолохов мастерски передает поэзию народного быта, очарование тех традиций, которые выбрал народ. Он не скрывает, что в некоторых народных обрядах и обычаях много грубого, иногда нелепого и даже унизительного.

В песнях, в метком слове раскрываются живой ум, острая наблюдательность, эстетическая культура народа. Сквозь грубый быт, тьму предрассудков пробиваются ростки прекрасного и возвышенного.


Мир семьи

В романе Шолохова показано несколько семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Листницкие. Однако лишь мелеховский курень является центром идейно-композиционным центром эпопеи. Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических порядках. В изображении Шолохова «мелеховское» - это прежде всего высокие нравственные качества, ярко и сильно проявлявшиеся из поколения в поколение.

В сложном и противоречивом единстве свойств, составляющих содержание характера и мировоззрения Мелеховых, Шолохов стремится найти то главное, что предвещает возможность их утверждения в условиях новой жизни.

Семья Мелеховых испытала все этапы пути, пройденного казачеством в знаменательные годы. Она оказалась в центре событий, и это осложнило ее судьбу. В конце книги у порога мелеховского куреня остановился Григорий с Мишаткой. Эта сцена символична – за Мишаткой будущее.


Судьбы людей, преломленные сквозь призму революции

В образной системе «Тихого Дона» важнейшая роль принадлежит персонажам, отражающим борьбу непримиримых сил – сил революции и контрреволюции. Кого бы Шолохов ни изображал – белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента, - он стремится как можно глубже погрузиться в его человеческую природу, постичь характер изнутри.

Этот принцип изображения определил новаторскую сущность созданных писателем образов, воплощающих в себе полярные силы борьбы. Шолохов решительно от установившихся к тому времени канонов «положительного» и отрицательного».

В «Тихом Доне» коммунисты представлены большим многообразием характеров – людей разных социальных биографий и жизненных судеб. По мере развития событий они играют все большую роль в сюжете.

Очень сложный тип коммуниста создал писатель в образе Михаила Кошевого. Шолохов стремится нарисовать объемный, психологически многогранный характер человека, вырастающего на почве казачьей жизни, впитавшего его традиции и смело выступающего против всего злого, что таилось в старом укладе. Тем не менее, образ Кошевого в романе эмоционально скован. Воплощая в нем черты деревенского коммунизма, автор задумывается о перспективе его развития, возможности возобладания таких нравственных качеств.

Шолохов срывает маски с генералов, иронически изображает политиканствующих претендентов на роль «спасителя России» типа Краснова и Чернецова. Эпическая картина была бы не полной, если бы писатель не раскрыл идейный крах и духовную деградацию той части дворянской интеллигенции, которая не приняла революции.


Образ Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Шолохов не дает окончательного ответа на то, кто Григорий: жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом.

Однако ни одна из этих концепций не охватывает образ в его целостности. События эпохи заставили Григория напряженно искать свое место в жизни. Проблема человека, вставшего «на грани в борьбе двух начал» воплощается в образе донского казака, в драматических изломах его жизненного пути и напряженных процессах его нравственной жизни.

Григорий – натура богатая, эмоционально яркая и порывистая, обладающая избытком сил и своеобразным обаянием. Портретное описание Григория Мелехова тотчас же выделяет его среди других героев романа, а яркая, неординарная внешность, свидетельствующая о своеобразии характера, обещает Григорию непростую, наполненную терниями, но достойную судьбу.

Первым серьезным испытанием для Григория стала его любовь к Аксинье. Познавший счастье настоящей любви, он чувствует себя пленником в мире патриархальных отношений и бросает вызов хутору, уходя в имение Листницких. Необузданный темперамент, гордое нежелание покорно подчиняться обстоятельствам составляют его индивидуальную психологическую основу. Приверженность истиной справедливости и понятием чести, в конце концов, отталкивает его и от красных, и от белых. Именно поэтому так проникновенно звучит в романе тема гуманизма, красоты человека, в сердце которого есть место и для любви, и для нежности к ребенку, и для тоски и привязанности к родному очагу.


Женские образы в романе

Очарования и простоты исполнена в глазах писателя красота, свободная грация женщины-казачки. Рисуя ее портрет, писатель выделяет черты, связанные с идеалом прекрасного.

Шолохов осуществляет принцип психологической трактовки характера, когда образ дается в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа.

В характере Натальи получили свое воплощение те высокие нравственные качества, своеобразная грация и красота, которые складывались в недрах народной жизни. Аксинья – натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, ради чего она бросает вызов всему хутору, тем, ради чего она расстается с привычным укладом.

Другой примечательный образ в романе – образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя мудрой проницательностью, милосердием и великодушием, она самоотверженна щедра в своем материнстве. Источник всего этого – народная нравственность, выработанная в условиях социальной обездоленности и нужды и пронесенная через века.

На пороге смерти Ильинична показывает удивительные величие духа, самообладание и твердость. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Так, в некотором смысле символично завершается судьба женщины, олицетворяющей и скорбную, тяжелую долю казачки, и нетленную красоту нравственных ценностей.

^ М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


История создания

1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош" и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом.

Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг.

В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита".

К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку.

Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с громадными купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г.

«Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу.


Композиция

«Мастер и Маргарита» - это роман в романе, «двойной роман»: роман Мастера и Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство. Действие романа о Понтии Пилате разворачивается почти две тысячи лет назад, в древнем городе Ершалаиме. А события, описанные в романе о судьбе Мастера – в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний был, сатана. На сравнении этих эпох, установлении прямых и косвенных связей выстраивается художественное пространство романа, обогащается его идейное содержание.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткая характеристика творчества.

"В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы", писал М. С. Ольминский. Салтыков-Щедрин прекрасно работает и в крупных, и в малых сатирических жанрах: список доступных ему жанров широк - роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказка, драматическое произведение, рассказ, пародия. Салтыков-Щедрин является первооткрывателем жанра сатирической хроники, но так же он вдохнул новую жизнь в жанр романа

«История одного города»

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены - с 1731 по 1826 год. "Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя... Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта".

"Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...", - признавался Салтыков-Щедрин, начиная работать над романом. Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах простых людей.

В финале Образ романа явится самый страшный из градоначальников - Угрюм-Бурчеев, символ угнетения и произвола. В мечтах ему являются теории превращения мира в казарму и разделения людей на роты и батальоны воплощена мечта всех его предшественников, желающих власти во что бы то ни стало. Но даже и его правление едва приподнимает глуповцев с колен, и уже сама природа не выдерживает такой дикости - приходит страшное "оно", чтобы положить конец всему.

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром; имеют предводителя дворянства и городского голову, шествуют в процессиях, устраивают пикники и банкеты. В Глупове настолько точно узнается Россия во вех ее самых страшных, косных, пассивных, запуганных от рождения проявлениях: "Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных "свойствах" и речи нет, а есть речь только о наносных атомах", - пишет писатель во введении к главе "Поклонение мамоне и покаяние". Тем не менее, Салтыков-Щедрин, истинный патриот, ни в коем случае не стремится очернить русский народ или русскую жизнь: только огромный любовью к Родине и болью за нее объясняется весь замысел произведения: автор критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только "завещанные историей" социально отрицательные черты общественной психологии и поведения.

Многовековая вера в доброго царя продолжала существовать: бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Евсеич, "самый древний в целом городе", не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрек себя на ссылку: "С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только "старатели" русской земли".

Автора "Истории одного города" обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии русского народа, в непатриотизме. Но в письме Пыпину Салтыков-Щедрин объяснял: "...что касается до моего отношения к народу, то мне кажется, в слове "народ" надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны сочувствием".

Все, чего хочет Салтыков-Щедрин - просветить народ, разбудить его гражданское самосознание для борьбы за свои права, помочь ему освободиться от рабской психологии, от векового гнета и бесправия - а для этого ему нужно показать это, настолько реально, насколько фантастическим и фантасмагорическим кажется Глупов.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который "был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами", как концентрированный образ всех предыдущих правителей, символ произвола и жестокости, наглого попрания прав людей - и впервые за историю города Глупова его жители начинают чувствовать негодование: "Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым".

"Когда цикл явлений истощается, - писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье "Современные призраки", - когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе".

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное "оно", это "неслыханное зрелище", приходит извне: "Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки"; "Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой".

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них "оно", "глуповцы пали ниц", и "неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца".

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.

"История одного города" и одновременно с ней созданные сказки показывают, как изменился творческий метод писателя.

Салтыков создает новый тип гротескной политической сатиры, новые формы сатирического повествования.

Цель Салтыкова - "напомнить человеку, что он человек", и он преподносит читателям гиперболическую картину, не совместимой с понятиями человеческого общежития, античеловеческий мир, живущий по своим фантастически гротескным законам - но в то же время потрясающе узнаваемый: это реальная политическая действительность России.

Наряду с художественными сатирическими типами Салтыков-Щедрин дает четкие авторские комментарии к ним: "Литературному исследованию подлежат не только те поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если б умел или смел... Но это будет не преувеличение и не искажение действительности, которая любит прятаться за обыденным фактом и доступна лишь очень пристальному наблюдению. Без этого невозможно воспроизвести всего человека, невозможен правдивый суд на ним..."

Гротесковый тип - это обнажение характера, его осмысление как общественного явления. Писатель-сатирик "пользуется всяким темным намеком, всяким минутным явлением и с помощью ряда усилий вступает твердой ногой в храмину той, другой, не обыденной, а скрытой действительности, которая одна и представляет верное мерило для всесторонней оценки человека", - утверждал Салтыков-Щедрин.

«Мастер и Маргарита» был написан в 1928-1940 гг. и опубликован с цензурными купюрами в журнале Москва №11 за 1966 г. и № 1 за 1967 г. Книга без купюр была издана в Париже в 1967 г. и в 1973 г. в СССР.

Замысел романа возник в середине 20-х гг., в 1929 г. роман был закончен, а в 1930 г. сожжён Булгаковым в печке. Этот вариант романа восстановлен и опубликован через 60 лет под названием «Великий канцлер». В романе не было ни Мастера, ни Маргариты, евангельские главы сводились к одной – «Евангелие от дьявола» (в другом варианте – «Евангелие от Иуды»).

Первая полная редакция романа создавалась с 1930 по 1934 гг. Булгаков мучительно думает над заголовком: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Гастроль Воланда», «Консультант с копытом». Маргарита и её спутник появляются в 1931 г., и только в 1934 возникает слово «мастер».

С 1937 г. и до самой смерти в 1940 г. Булгаков правил текст романа, который он считал главным произведением своей жизни. Последние его слова о романе – дважды повторённое «чтобы знали».

Литературное направление и жанр

Роман «Мастер и Маргарита» модернистский, хотя роман Мастера об Иешуа реалистический исторический, в нём нет ничего фантастического: ни чудес, ни воскрешения.

Композиционно «Мастер и Маргарита» - роман в романе. Евангельские (ершалаимские) главы – это плод воображения Мастера. Роман Булгакова называют философским, мистическим, сатирическим и даже лирической исповедью. Сам Булгаков иронически называл себя мистическим писателем.

Роман Мастера о Понтии Пилате близок по жанру к притче.

Проблематика

Важнейшая проблема романа – проблема истины. Герои теряют направление (Бездомный), голову (Жорж Бенгальский), саму личность (Мастер). Они оказываются в невозможных местах (Лиходеев), превращаются в ведьм, вампиров и боровов. Какой их этих миров и обликов истинный для каждого? Или истин множество? Так московские главы перекликаются с Пилатовым «что есть истина».

Истиной в романе представлен роман Мастера. Угадавший истину становится (или остаётся) душевнобольным. Параллельно роману Мастера о Понтии Пилате существуют ложные тексты: поэма Ивана Бездомного и записи Левия Матвея, который якобы пишет то, чего не было и что впоследствии станет историческим Евангелием. Возможно, Булгаков подвергает сомнению евангельские истины.

Другая важнейшая проблема вечного жизненного поиска. Она воплощена в мотиве дороги в финальных сценах. Отказавшись от поиска, Мастер не может претендовать на высшую награду (свет). Лунный свет в повести – отражённый свет вечного движения к истине, которую нельзя постичь в историческом времени, а только в вечности. Эта идея воплощена в образе Пилата, идущего с оказавшимся живым Иешуа по лунной дорожке.

С Пилатом связана в романе ещё одна проблема – человеческих пороков. Главным пороком Булгаков считает трусость. Это в некотором роде оправдание собственных компромиссов, сделок с совестью, на которые вынужден идти человек при любом режиме, особенно при новом советском. Недаром разговор Пилата с Марком Крысобоем, который должен убить Иуду, напоминает разговор агентов тайной службы ГПУ, которые ни о чём не говорят прямо, понимают не слова, а мысли.

Социальные проблемы связаны с сатирическими московскими главами. Поднимается проблема человеческой истории. Что она такое: игра дьявола, вмешательство потусторонних добрых сил? Насколько ход истории зависит от человека?

Ещё одна проблема – поведение человеческой личности в конкретный исторический период. Можно ли в вихре исторических событий остаться человеком, сохранить здравый рассудок, личность и не идти на компромисс с совестью? Москвичи обычные люди, но квартирный вопрос их испортил. Может ли трудный исторический период служить оправданием их поведения?

Некоторые проблемы, как считается, зашифрованы в тексте. Гоняющийся за свитой Воланда Бездомный посещает именно те места в Москве, где были разрушены церкви. Таким образом, поднимается проблема безбожия нового мира, в котором появилось место дьяволу и его свите, и проблема перерождения неприкаянного (бездомного) человека в нём. Новый Иван рождается, приняв крещение в Москве-реке. Так Булгаков связывает проблему морального падения человека, позволившую появиться на улицах Москвы сатане, с разрушением христианских святынь.

Сюжет и композиция

Роман опирается на известные в мировой литературе сюжеты: воплощение дьявола в мире людей, продажа души. Булгаков использует композиционный приём «текст в тексте» и соединяет в романе два хронотопа – московский и ершалаимский. Структурно они подобны. Каждый хронотоп разделён на три уровня. Верхний уровень – московские площади – дворец Ирода и Храм. Средний уровень – арбатские переулки, где живут Мастер и Маргарита, - Нижний Город. Нижний уровень – берег Москвы-реки – Кедрон и Гефсимания.

Самая высокая точка Москвы – Триумфальная площадь, где расположен театр Варьете. Атмосфера балагана, средневекового карнавала, где герои одеваются в чужую одежду, а потом оказываются голыми, как несчастные женщины в волшебном магазине, распространяется по всей Москве. Именно Варьете становится местом бесовского шабаша с жертвоприношением конферансье, которому оторвали голову. Этой самой высокой точке в ершалаимских главах соответствует место распятия Иешуа.

Благодаря параллельным хронотопам происходящие в Москве события приобретают оттенок балаганности и театральности.

Соотносимы также по принципу уподобления два параллельных времени. У событий в Москве и Ершалаиме подобны функции: они открывают новую культурную эпоху. Действие этих фабул соответствует 29 и 1929 г. и совершается будто бы одновременно: в жаркие дни весеннего полнолуния, в религиозный праздник Пасхи, совершенно забытый в Москве и не помешавший убить невинного Иешуа в Ершалаиме.

Московская фабула соответствует трём суткам, а ершалаимская суткам. Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности.

В финале сливаются также три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа), любовная (Мастер и Маргарита), сатирическая (Воланд в Москве).

Герои романа

Воланд – булгаковский сатана – не похож на сатану евангельского, воплощающего абсолютное зло. Имя героя, а также его двойственная сущность, заимствованы из «Фауста» Гёте. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, характеризующий Воланда как силу, которая вечно хочет зла и совершает благо. Этой фразой Гёте подчёркивал лукавство Мефистофеля, а Булгаков делает своего героя как бы противоположностью Бога, необходимой для мирового равновесия. Булгаков устами Воланда объясняет свою мысль с помощью яркого образа земли, которая не может существовать без теней. Основная черта Воланда – не злонамеренность, а справедливость. Именно поэтому Воланд устраивает судьбу Мастера и Маргариты и обеспечивает обещанный покой. Но у Воланда нет милосердия или снисхождения. Он обо всём судит с точки зрения вечности. Он не наказывает и не прощает, а воплощается среди людей и испытывает их, вынуждая раскрывать истинную сущность. Воланду подвластны время и пространство, он может изменять их по своему усмотрению.

Свита Воланда отсылает читателя к мифологическим персонажам: ангелу смерти (Азазелло), другим демонам (Коровьев и Бегемот). В финальную (пасхальную) ночь сводятся все счёты, и демоны тоже перерождаются, утрачивая театральное, наносное, открывая истинное лицо.

Мастер – главный герой романа. Он, подобно древнегреческому культурному герою, является носителем определённой истины. Он стоит «в начале времени», его дело – роман о Понтии Пилате – знаменует начало новой культурной эпохи.

В романе деятельность литераторов противопоставлена работе Мастера. Писатели только подражают жизни, создавая миф, Мастер творит саму жизнь. Источник знаний о ней непостижим. Мастер наделён властью почти божественной. Как носитель и творец истины, он раскрывает истинную, человеческую, а не божественную, сущность Иешуа, отпускает на свободу Понтия Пилата.

Личность мастера двойственна. Открывшаяся ему божественная истина находится в конфликте с человеческой слабостью, даже сумасшествием. Когда герой угадывает истину, ему некуда больше двигаться, он всё постиг и может только перейти в вечность.

Именно Маргарита награждена вечным приютом, в который попадает с мастером. Покой – это и наказание, и награда. Верная женщина – идеальный женский образ в романе и идеал Булгакова в жизни. Маргарита рождается из образа Маргариты «Фауста», погибшей в результате вмешательства сатаны. Маргарита Булгакова оказывается сильнее сатаны и пользуется ситуацией, как гоголевский Вакула, сама оставаясь чистой.

Иван Бездомный перерождается и превращается в Ивана Николаевича Понырёва. Он становится историком, который знает истину из первой инстанции – от самого её творца, Мастера, который завещает ему написать продолжение о Понтии Пилате. Иван Бездомный – это надежда Булгакова на объективное изложение истории, которого не бывает.

Роман "Мастер и Маргарита" – величайшее произведение Булгакова. Оно оценивалось автором как своеобразное завещание потомкам.

Роман рассказывает о жизни Москвы 30-х годов. Главный герой пишет роман о Понтии Пилате, но затем сжигает его и оказывается в психиатрической лечебнице. В это же время после прибытия свиты Воланда в Москве происходят странные вещи. Возлюбленная Мастера Маргарита, чтобы вернуть любимого, идет на сделку с сатаной, становится ведьмой и идет на бал мертвецов. Воланд возвращает героине ее возлюбленного Мастера. И влюбленные уходят в мир покоя и спокойствия.

Булгаков композиционно написал "роман в романе". В тексте переплетаются главы из жизни Мастера, то есть Москвы, и главы самого романа Мастера, рассказывающие о Ершалаиме. Все эти части представляют собой единое целое. Здесь проводится параллель между двумя мирами, в них отражены одни и те же проблемы. Поэтому в романе столько параллелей и героев-двойников. Во времена Иешуа люди почти не отличаются от людей Москвы 30-х годов. Их также интересует богатство и положение в обществе.

В своем романе Булгаков поднимает различные темы и проблемы: добро и зло, свобода и выбор, творчество.

Добро и злои в произведении олицетворены в образах Воланда и Иешуа. Эти контрастные понятия тесно переплетены между собой, а также имеют абсолютно равные права в душе каждого человека.

Иешуа проповедует добро и заботу. Смерть не сломила героя, душа его никогда не будет побеждена.

Воланд, который должен творить зло, только раскрывает пороки московских людей, так как они и без него являются страшной силой. Сатана своеобразно совершает акты справедливости. Здесь и воплощена одна из основных идей произведения: человек должен сам выбрать, добро или зло будет руководит им. В романе показаны и положительные герои, которые в некоторых случаях поступают неправильно. Мастер не готов бороться за свое творчество и сжигает роман. Маргарита мстит критику Латунскому. Однако эти люди имеют светлые цели, поэтому заслуживают прощения.

Проблема выбора связана с образом Понтия Пилата и Иешуа. Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, хотя понимает всю необычность этого характера. Боязнь ответственности - вот что является причиной неправильного выбора прокуратора, за что ему позже пришлось раскаяться.

Булгаков показал, что творчество не свободно, художник не может творить то, что хочет. Правительство задаёт творчеству определенные рамки. Это показано в образе МАССОЛИТа. Здесь отразилась реальность 30-х годов. Литература в то время подвергалась огромной цензуре.

В романе также огромное значение имеет тема любви. Маргарита - женщина, способная любить, несмотря на все трудности. Образы Мастера и Маргарита можно назвать собирательным, а их любовь несокрушимой.

«Мастер и Маргарита» - это не история отдельного человека, это история всего человечества. Хотя миры повествования в романе отличаются друг от друга, они реализуют одну цель.

Вариант 2

В произведении затронут ряд разноплановых проблем, интересовавших автора. Булгаков обратился к темам свободы творчества, моральному выбору и ответственности, которую нельзя с себя складывать.

Желание осветить разные и сложные темы подсказали писателю использование сложной композиции – романа в романе. Наличие глав, посвященных Иешуа и Понтию Пилату, также дало возможность создать контраст современной Булгакову Москвы и отдаленного от нас времени.

Мастер представляет собой идеальный тип писателя-творца. Он не оценен читателями и профессиональным сообществом, подвергается преследованию литературного начальства и коллег, не обладающих талантом, как у него. В карах и издевательствах, которые подвергаются по воле Воланда преследователи писателя, автор желал выразить свое неприятие новой власти и, особенно, ее политики в сфере творчества.

Маргарита представляет собой просто образ женщины. Она, одновременно, любит своего Мастера и способна на сатанинские выходки.

Дьявол, названный Воландом, - неоднозначный персонаж. С одной стороны, он творит зло, являясь его воплощением. С другой же, Воланд наказывает только ничтожных и мелочных людей, заслуживших это и вознаграждает Мастера и Маргариту. Введя этот неоднозначный образ, Булгаков, видимо, хотел показать истинную сущность окружающих его людей, воплощенных в образах второстепенных героев романа. Они оказываются даже хуже самого Дьявола.

Писатель также осуждал трусость, считая его худшим из человеческих качеств. Именно это качество заставило Пилата казнить Иешуа и терпеть за это наказание. Мастер, который сжег свой роман, также этим своим поступком уклонился от ответственности, борьбы за то, чтобы представить свое творение людям. Именно поэтому, Воланд награждает Мастера и Маргариту только покоем.

Иешуа га-Ноцри также неоднозначен. Это не библейский Иисус, победивший смерть. По сравнению с Христом, он изображен подчеркнуто жалким. Однако при этом он все же предстает воплощением Добра. Причиной создания такого образа, скорее всего, послужило мрачно и тягостное ощущение, которое рождала у Булгакова окружающая его действительность.

Анализ 3

В своём романе "Мастер и Маргарита" писатель поднимает массу актуальных и спорных вопросов, ответы на которые способны раскрыть проблемы общества. Понятие любви и нравственного долга, свобода слова, размытые границы между добром и злом, возмездие за совершенные поступки - вот, далеко не весь список.

В 30-е годы литература придерживалась только строго отведенных ей рамок. Повсеместная цензура и запреты не позволяли писателю свободно заниматься творчеством и Мастеру не разрешили издать роман всей его жизни о Понтии Пилате. Чистый и творческий человек был вынужден вращаться в литературном обществе, члены которого оказались мелкими материалистами. Мастер оказавшись выброшенным из литературного круга, за свою искреннюю чистоту, сжигает рукопись. Булгаков осуждает такой поступок Мастера, по его мнению писатель должен бороться за правду и любым способом пытаться донести её до общества.

Проблемы добра и зла, а так же выбора поднимаются в главе, где действующими лицами являются Пилат и Иешуа. Осознав всю ценность Иешуа Пилат испугался ответственности и вопреки всему отправляет праведника на казнь. Мучения совести за такой поступок преследовали Пилата ещё долго.

Сочетая главы "Московские" параллельно с "пилатовскими" автор проводит своеобразную параллель, доказывая, что никакое время не способно изменить человека настолько, насколько он может изменить себя сам. Мотивационной составляющей обоих романов становится поиск дороги к обретению свободы и истины, душевная борьба между добром со злом. Ошибки есть у каждого, но ради обретения свободы необходимо постоянно тянуться к свету.

В романе силы добра и зла воплощены в образе Иешуа и Воланда. Эти два героя в произведении действуют абсолютно в разные эпохи, таким подходом автор показывает, что борьба добра и зла была актуальна во все времена.

Сердца многих людей переполнены злом и в поступках дьявола, который прибыл в Москву, по замыслу автора, больше справедливости, чем чёрной ненависти. Автор доказывает, что никто не в силах влиять на действие человека. Окончательное решение в пользу добра или зла делает человек лично.

В авторском понимании нет чётких разграничений между добром и злом, светом и тьмой, эти явления находятся в постоянном тесном взаимодействии. Воланд, как представитель зла, совершает его исходя из законов справедливости, а Иешуа, как истинный праведник, прощает людей, несмотря на зло с их стороны.

  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс (описание)

    На картине «Утро» изображена девочка, которая только-только встала и делает зарядку.

  • Смысл названия романа Капитанская дочка Пушкина

    «Капитанская дочка» - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, отразившая время правления Екатерины Великой. Повествование ведется от лица Петра Гринева, который на момент написания произведения является достаточно пожилым человеком

  • "Мастер и Маргарита" — это итоговое произведение М.Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: "Умирая, он говорил: "Может быть, это и правильно… Что я мог написать после "Мастера"?"

    Булгаков назвал свой роман фантастическим романом . Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Роман можно также назвать произведением авантюрным, сатирическим, философским .

    Но жанровая природа романа сложнее. Это роман уникальный. Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи , к которой принадлежит, например, роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле. В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. "Мастер и Маргарита", как и любая мениппея, — это двуплановый роман, в нем совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое. Причем не просто совмещаются, а образуют органичное единство.

    Для мениппеи 1 характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов. И это тоже мы находим в "Мастере и Маргарите": повествование здесь ведется то в ключе сатирическом, то серьезном, сакральном; читатель этого романа оказывается то в современной Москве, то в древнем Ершалаиме, то в ином трансцендентном измерении.

    Такой роман с трудом поддается анализу: трудно выявить тот общий смысл (те смыслы), который заключает в себе такое противоречивое содержание романа.

    Роман "Мастер и Маргарита" имеет важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.

    Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие размерен но, строго, торжественно. Эта строгость присутствует уже в самом названии "древней" главы (второй главы романа) — "Понтий Пилат" — и в начальных ее (главы) строках:

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…

    Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

    — Приведите обвиняемого.

    И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

    Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" Во всем этом проявляется личность автора-рассказчика, который строит свое повествование в виде фамильярной болтовни с читателем, порой переходя щей в сплетню. Это повествование, которое автор называет "правдивейшим", содержит столько слухов и недосказанно стей, что скорее свидетельствует о недостоверности этой части романа. См., например, название и начало пятой главы "Было дело в Грибоедове" :

    Дом назывался "Домом Грибоедова" на том основании, что будто некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из "Горя от ума" этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это! А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главекоторого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

    Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.

    В начале христианской эры, две тысячи лет назад, в мир пришел Иешуа Га-Ноцри 2 с учением о добре, но его истину современники не приняли, а Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в лоне христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли, в частности, московские жители внутренне, коль изменились внешние обстоятельства? какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в современной Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе человечество современное с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри. Итог отнюдь не оптимистический, если вспомнить "справку" о жителях Москвы, которую получил Воланд во время представления в Варьете:

    Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их.

    Роман М. Булгакова в целом — это и есть своеобразная "справка" автора о человечестве в условиях советского эксперимента и о человеке вообще, о философско-этических ценностях в этом мире в понимании М. Булгакова.

    Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

    • 2.2. Особенности жанра романа

    МАОУ «МСОШ №16»

    Валеева Ф.Р.

    Тесты (ЕГЭ литература- 2016)

    С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении.

    ВАРИАНТ 1

    Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
    Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
    -- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
    -- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос.
    -- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
    Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
    -- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
    -- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
    И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
    И вновь он услышал голос:
    -- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
    Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
    Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.
    Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
    Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.
    -- Ну вот, все и кончилось, -- говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, -- и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, -- арестант повернулся, прищурился на солнце, -- позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.
    Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.
    -- Беда в том, -- продолжал никем не останавливаемый связанный, -- что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, -- и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
    Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.
    Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего: -- Развяжите ему руки.

    1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

    2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите»

    3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат?

    4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

    5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь ничего более не записывал , а только, вытянув шею , как гусь, старался не проронить ни одного слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)

    6. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

    7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос», «мутными глазами»).

    С1. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?

    С2. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно сопоставить с произведением М. Булгакова?

    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    1.Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

    _____________________________________________________________

    2. Как зовут героиню, о которой рассказывает Ивану гость?

    _________________________________________________________________

    3. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

    ___________________________________________________________________

    4. « Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности в художественном тексте?

    5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

    6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте?

    ___________________________________________________________________________

    7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»)

    _______________________________________________________________________

    С1. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?

    С2. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»? (Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.)

    ВАРИАНТ 3

    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    1.Назовите направление литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

    _____________________________________________________________

    2. «Бездомный» - псевдоним Ивана. Назовите его настоящую фамилию.

    _________________________________________________________________

    3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа.

    ___________________________________________________________________

    4.«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Как в литературоведении называется описание внешности героя?

    5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый…» Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

    6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил . А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил ?» Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка?

    ___________________________________________________________________________

    7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

    _______________________________________________________________________

    С1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

    С2. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. Булгакова?

    ВАРИАНТ 4

    Всадники остановили своих коней.

    —Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

    —Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

    —Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

    —Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита.

    —Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

    —Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:

    —Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

    Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

    —Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    1. Данный фрагмент - это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения. Назовите термин.

    _____________________________________________________________

    2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница» . Назовите этого героя.

    _________________________________________________________________

    3. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

    ___________________________________________________________________

    4.«Трусость — самый тяжкий порок». «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» - яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение.

    5. «Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес , это грозы». Назовите кличку собаки.

    6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то", " хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом" - "Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит» . Как называется художественный прием сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов?

    ___________________________________________________________________________

    7. «Повторяется история с Фридой? » Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

    _______________________________________________________________________

    С1. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?

    С2. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное